Научная статья на тему 'Мониторинг мнений: январь — февраль 2016. Образ жизни'

Мониторинг мнений: январь — февраль 2016. Образ жизни Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
128
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг мнений: январь — февраль 2016. Образ жизни»

Образ жизни

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Война против экономики............................................201

Потребительское поведение: от января к декабрю 2015..............202

Потребительское поведение: от января к декабрю 2015...............202

Новогодние каникулы 2016: итоги...................................205

Потребительские планы 2016........................................207

Опрос об опросах..................................................209

Чем больше все меняется, тем больше все остается неизменным......211

Навстречу Дню святого Валентина: о любви по-взрослому.............213

ВОИНА ПРОТИВ ЭКОНОМИКИ

26—27декабря 2015 г.

Индекс страхов относительно международной напряженности, взлетевший до 30 п. в ноябре (годовой максимум), в декабре не сильно ослабил позиции, остановившись на 27 п. Индекс страхов увольнения с октября по ноябрь прибавил 6 пунктов (до -25 п.), и в декабре остался без изменений. Снизилось беспокойство относительно возникновения внутренних беспорядков и конфликтов (на политической, национальной или религиозной почве). Традиционно наименее волнительной для россиян остается тема семейных конфликтов, причем за год ее актуальность заметно снизилась (с -30 п. в январе до -45 п. в декабре).

Таблица 1. Как Вы оцениваете вероятность появления следующих проблем в Вашей жизни? (закрытый вопрос, один ответ, индекс страхов, в пунктах)

I.15 II.15 III.15 IV.15 V.15 VI.15 VII.15 VIII.15 IX.15 X.15 XI.15 XII.15

Международная напряженность, конфликты между странами, военные действия 14 16 19 14 12 13 10 14 18 20 30 27

Стали слишком дорогими или исчезли из продажи привычные товары, обесценились сбережения 18 19 19 13 11 8 7 10 16 15 15 13

Разгул преступности 0 -1 -1 -5 -5 -9 -8 -7 0 -2 3 -3

Проблемы со здоровьем: ухудшение здоровья, трудности с получением медицинской помощи, лекарств 4 2 0 1 -1 -5 -3 -4 0 -4 -2 -3

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 1 (131) ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ 2016

201

Образ жизни

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ

Продолжение табл. 1

I.15 II.15 III.15 IV.15 V.15 VI.15 VII.15 VIII.15 IX.15 X.15 XI.15 XII.15

Беспорядки, конфликты внутри страны на политической, национальной или религиозной почве -1 -1 -2 -4 -7 -9 -9 -6 -2 -7 1 -6

Снижение доходов (урезание зарплат, перевод на низкооплачиваемую работу, переход на неполную рабочую неделю, задержки с выплатой зарплаты и т. п.) -5 -5 -10 -11 -13 -14 -14 -15 -9 -13 -10 -9

Наводнение, землетрясение, другое стихийное бедствие -19 -17 -14 -12 -18 -4 -13 -13 -12 -19 -17 -17

Потеря работы -19 -18 -20 -22 -24 -27 -27 -25 -23 -31 -25 -25

Конфликты в семье, разрыв с близкими людьми -30 -35 -36 -44 -43 -42 -47 -42 -45 -46 -47 -45

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ОТ ЯНВАРЯ К ДЕКАБРЮ 2015

26—27декабря 2015 г.

Кризисный год оказал влияние на потребительское поведение россиян. Сообщивших о том, что больше шести месяцев покупают менее дорогостоящие товары, чем ранее, в декабре стало 34 % (против 22 % в январе). Больше стало и тех, кто более шести месяцев покупает реже или отказывает себе в приобретении тех или иных вещей, развлечениях (с 21 % в январе до 35 % в сентябре). 24 % занимают в долг у знакомых. Каждый пятый принимает безвозмездную помощь от близких (20 %) и/или берет кредит в банке (20 %).

Таблица 2. Часть россиян считает, что в стране наступил экономический кризис, и они начали экономить, занимать в долг, накапливать сбережения и т. д. Скажите, пожалуйста, что из перечисленного Вы (члены Вашей семьи) делаете и как давно? (закрытый вопрос, один

ответ по каждой строке, %)

Начали делать за последний месяц Делаем это последние полгода Делаем это уже больше полугода Не делаем это Затруднились ответить

Покупать более дешёвые, чем раньше, продукты и товары 12.15 7 18 34 37 4

01.15 20 16 22 38 4

Покупать реже или отказываться от некоторых продуктов питания, товаров, услуг, развлечений 12.15 8 20 35 35 2

01.15 23 18 21 34 4

202

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 1 (131) ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ 2016

Образ жизни

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ

Продолжение табл. 2

Начали делать за последний месяц Делаем это последние полгода Делаем это уже больше полугода Не делаем это Затруднились ответить

Покупать продукты впрок 12.15 4 9 19 64 4

01.15 10 12 17 56 5

Искать более высокооплачиваемую работу, приработок, заниматься бизнесом 12.15 6 10 17 63 4

01.15 8 11 14 62 5

Тратить на повседневные расходы ранее накопленные сбережения 12.15 4 10 12 73 1

01.15 9 10 11 66 4

Брать деньги в долг у родственников и знакомых 12.15 4 8 12 75 1

01.15 5 8 12 70 5

Брать кредит в банке, покупать товары в кредит 12.15 2 5 13 79 1

01.15 3 6 13 74 4

Получать безвозмездную помощь от родственников и знакомых 12.15 3 5 12 79 1

01.15 4 6 12 72 6

Выращивать больше овощей и фруктов, разводить птицу и т. п. на своём участке, делать больше заготовок продуктов 12.15 1 8 24 66 1

01.15 3 8 22 62 5

Откладывать деньги в валюте (доллары, евро и др.), вносить деньги на валютный счёт 12.15 1 3 5 90 1

01.15 2 5 6 82 5

Продавать ценное имущество (автомобиль, квартиру, дачу) или личные вещи (одежду, книги, предметы домашнего обихода) 12.15 1 2 2 94 1

01.15 2 4 5 85 4

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: 1991—2016

16—17 января 2016 г.

Доступность высшего образования, по мнению половины россиян (53 %), в наши дни ниже, чем в советское время. При этом сегодня 20 % оценивают состояние образования как «плохое» или «очень плохое». Своих детей и внуков большинство

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 1 (131) ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ 2016

203

Образ жизни

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ

россиян (81 %) хотели бы видеть выпускниками вузов; за четверть века эта доля выросла в полтора раза (с 53 %).

■ Скорее более доступно Скорее менее доступно

■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 1. По Вашему мнению, сейчас высшее образование более доступно или менее доступно, чем в советские годы? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Отличное

Хорошее

Посредственное 41

Плохое

Очень плохое

Затрудняюсь ответить

Рисунок 2. Как бы Вы оценили состояние нашей системы образования? (закрытый вопрос, один ответ, %)

204

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 1 (131) ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ 2016

Образ жизни

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ

■ Чем выше уровень образования человека, тем лучше его материальное благополучие

■ Наоборот, чем выше уровень образования человека, тем хуже его материальное благополучие

■ Прямой зависимости не существует

■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 3. Зависит ли материальное благополучие человека от уровня его образования или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, %)

Рисунок 4. Если говорить о семье, в которой растет ребенок, то от чего прежде всего зависит, какое образование он получит? (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, %)

НОВОГОДНИЕ КАНИКУЛЫ 2016: ИТОГИ

16—17 января 2016 г.

Каждый четвертый (25 %) признался, что остался недоволен новогодними праздниками. Каждому пятому опрошенному (20 %—максимум за десять лет) в прошедшие праздники пришлось работать. На празднование в итоге потратили в среднем 9.543 руб. (в том числе 3.999—на новогодний стол, 3.630 — на подарки, 1.914—

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 1 (131) ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ 2016

205

Образ жизни

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на рестораны, детские елки, поездки и др.)—что на 20 % ниже суммы, прогнозируемой до начала праздников (11.884 руб.). В дар от друзей и близких традиционно чаще всего получали кондитерские изделия, алкоголь и деликатесы (24 %), парфюмерию, косметику и бижутерию (22 %), сувениры (20 %).

3

■ Скорее да Скорее нет ■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 5. Удовлетворены ли Вы тем, как провели новогодние и рождественские каникулы или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, %)

Ходили в гости Гуляли на природе Работали

Ходили на каток, катались на лыжах, санках

1

Ц 20 ] 19

Ходили с детьми на представления, елки, в кино

18

Ездили за город, на дачу

] 14

Ходили в театр, на концерт, в кино

] 11

Ходили в ресторан, клуб, дискотеку

] 7

Были в пансионате, доме отдыха в России ] 1

Отдыхали за рубежом ] 1

Нигде не бывали, все праздники провели — дома —

20

32

Другое

Затрудняюсь ответить

0

] 52

Рисунок 6. Что из ниже перечисленного Вы делали в новогодние и рождественские каникулы? (закрытый вопрос, любое число ответов, %)

206

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 1 (131) ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ 2016

Образ жизни

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ

Конфеты, спиртные напитки, деликатесы Парфюмерию, косметику, бижутерию Сувениры (авторучки, блокноты, портмоне.

Деньги Одежду, обувь

Бытовые приборы (чайник, утюг, кофеварка) Мобильный телефон Ювелирные украшения Цветы Игрушки

Подарочный сертификат Билеты на концерт, в театр, ужин в. Компьютер, ноутбук, планшет, ридер и. Фотоаппарат, видеокамера, телевизор,. Аудио, видео кассеты, CD, DVD диски Путевку в туристическую поездку, на отдых

Автомобиль Ничего не получил (а) в подарок Другое

Затрудняюсь ответить

Рисунок 7. Что Вы лично получили в подарок на новый год от своих друзей и близких? (закрытый вопрос, любое число ответов, %)

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПЛАНЫ 2016

16—17 января 2016 г.

Самой популярной покупкой 2015 г. в России, согласно данным опроса, стал мобильный телефон/смартфон: о том, что приобрели данный гаджет сообщили 17 %. Еще 9 % опрошенных сообщили, что сделали ремонт в квартире или приобрели сантехнику (среди жителей крупных городов — 16 %). В 2016 году россияне в первую очередь прогнозируют траты на ремонт — 14 %, машину (10 %) и турпоездку (10 %).

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 1 (131) ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ 2016

207

Образ жизни

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ

Таблица 3. Перечислите, пожалуйста, что из следующего списка товаров/услуг Вы приобрели для себя, своей семьи в 2015 г. и что планируете приобрести в 2016 г.? (закрытый вопрос, любое число ответов, представлены содержательные ответы респондентов, планировавших и приобретших что-либо из приведенного списка, %)

Планировали приобрести в 2012 г. Приобрели в 2012 г. Планировали приобрести в 2013 г. Приобрели в 2013 г. Планировали приобрести в 2014 г. Приобрели в 2015 г. Планируют приобрести в 2016 г.

Сделал ремонт в квартире, поменял сантехнику 18 12 20 11 16 9 14

Автомобиль, мотоцикл 5 7 9 5 6 6 10

Туристическая путевка 14 7 16 6 12 5 10

Мебельный гарнитур, кухонная мебель 5 5 6 4 4 6 7

Квартира, дом 5 5 8 2 6 3 7

Телевизор, домашний кинотеатр 5 11 8 8 4 9 5

Мобильный телефон, смартфон 4 8 5 14 4 17 4

Стиральная машина 2 5 3 6 2 5 4

Дача, загородный дом 2 2 4 <1 3 1 4

Холодильник 2 3 3 4 3 6 4

Компьютер, ноутбук, электронный планшет 4 7 2 7 2 9 3

Плата за обучение (свое или детей) 6 9 9 4 5 4 3

Абонемент в фитнес-клуб 3 4 4 2 2 2 3

Земельный участок 2 2 5 1 2 1 2

Гараж, парковочное место 3 2 6 1 2 1 2

Электрическая плита, газовая плита, посудомоечная машина 2 2 5 3 2 4 2

208

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 1 (131) ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ 2016

Образ жизни

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ

Продолжение табл. 3

Планировали приобрести в 2012 г. Приобрели в 2012 г. Планировали приобрести в 2013 г. Приобрели в 2013 г. Планировали приобрести в 2014 г. Приобрели в 2015 г. Планируют приобрести в 2016 г.

Предметы роскоши (ювелирные изделия, антиквариат) 3 6 6 3 2 4 2

Видеокамера, цифровой фотоаппарат 4 5 4 5 2 1 1

Спортивный тренажер 2 4 5 1 <1 1 1

Музыкальный центр, аудио-, видеомагнитофон, DVD 2 4 3 2 1 1 1

Полис добровольного медицинского страхования 2 2 2 2 1 2 <1

Акции, облигации, пай в инвестиционном фонде и другие ценные бума 1 4 5 1 1 <1 <1

ОПРОС ОБ ОПРОСАХ

16—17 января 2016 г.

Доверие результатам опросов общественного мнения в последние десять лет остается высоким (за десять лет оно не опускалось ниже 66 %). В 2015—2016 г. это 71—70 %. Потребность в проведении подобных исследований осознается подавляющим большинством наших сограждан: 84 % считают, что соцопросы необходимы — (с 69 % в 2013 г.). Только 10 % сказали, что не видят в опросах общественного мнения никакой необходимости.

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 1 (131) ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ 2016

209

Образ жизни

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ

50

■ Безусловно, отражают Скорее отражают

■ Скорее не отражают ■ Безусловно, не отражают

■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 8. Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан? (закрытый вопрос, один ответ, %)

■ Безусловно, нужны Скорее нужны

■ Скорее не нужны ■ Безусловно, не нужны

■ Затруднились ответить

Рисунок 9. Сегодня довольно часто проводятся опросы населения на различные темы. Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны? (закрытый вопрос,

один ответ, %)

210

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 1 (131) ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ 2016

Образ жизни

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ

Рисунок 10. Припомните, пожалуйста, о каком последнем социологическом опросе вы что-то слышали, видели, читали? Какие были темы, вопросы? (открытый вопрос, любое число ответов, приведены ответы, названные не менее чем 1 % респондентов)

ЧЕМ БОЛЬШЕ ВСЕ МЕНЯЕТСЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ ВСЕ ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ

Россияне сетуют на неустойчивость жизни (84 % в 1990 г. и 81 % в 2015 г.). Несмотря на рост доли тех, кто верит, что люди в целом по своей натуре альтруистичны (13 % в 1990 г. и 24 % в 2015 г.), большинство по-прежнему склонны обвинять других в эгоизме, заботе только о самих себе. За 25 лет взглядах россиян на жизнь стали резче и жестче, а оценки — пессимистичнее. В сложившейся ситуации потребность в сильных руководителях существенно выросла: сегодня 81 % уверены, что они смогут сделать для страны больше, чем законы и разговоры (в 1990 г. — 52 %).

Таблица 4. Вы согласны или не согласны с тем, что... (закрытый вопрос, один ответ, %)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласен Не согласен Затрудняюсь ответить

Многое из того, во что верили наши отцы, разрушается на наших глазах 85 11 4

Сегодня люди слишком много говорят и мало работают 80 16 4

При нынешнем беспорядке и неясности трудно понять, во что верить 72 22 6

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 1 (131) ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ 2016

211

Образ жизни

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ

Продолжение табл. 4

Согласен Не согласен Затрудняюсь ответить

Проблема сейчас в том, что большинство людей вообще ни во что не верят 79 15 6

Сейчас все так неустойчиво, кажется, что может произойти все, что угодно 81 14 5

Все так быстро сейчас меняется, что не поймешь, каким законам следовать 74 21 5

Чего сегодня не хватает, так это настоящей дружбы, как бывало раньше, — на всю жизнь 74 21 5

Больше всего для воспитания нужны строгость и дисциплина родителей 73 24 3

Большинству людей можно доверять 46 50 4

Большинству людей просто не хватает упорства, силы воли 87 10 3

Человеческая природа такова, что всегда будут конфликты и войны 81 16 3

Сильные руководители могут для страны сделать больше чем все законы и разговоры 81 14 5

О

1

24

70

■ Думают о других Заботятся только о себе ■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 11. Как Вы считаете, большинство людей готовы помочь другим, или больше всего они заботятся о себе? (закрытый вопрос, один ответ, %)

212

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 1 (131) ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ 2016

Образ жизни

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ

60

■ Следует соблюдать законы без всяких исключений

В отдельных ситуациях следует поступать по совести

■ Не могу сказать

Рисунок 12. Как Вы считаете, законы должны соблюдаться без всяких исключений или иногда следует поступать по совести? (закрытый вопрос, один ответ, %)

НАВСТРЕЧУ ДНЮ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА: О ЛЮБВИ ПО-ВЗРОСЛОМУ

6—7 февраля 2016 г.

За 25 лет, прошедших с распада СССР, нравственные установки граждан в отношении половых связей изменились не сильно. Большинство опрошенных по-прежнему осуждают супружеские измены (67 % в 1991 г. и 71 % в 2016 г.). В то же время в добрачных интимных отношениях наши сограждане в большинстве своем как во времена перестройки (67 %), так и в наши дни (74 %), не видят ничего предосудительного. Неприятие гомосексуальных связей в обществе за эти годы не только не ослабло, но усилилось: с 71 % до 81 %.

10

23

■ Всегда достойно осуждения Чаще достойно осуждения

■ Чаще нет ничего предосудительного ■ Вообще нет ничего предосудительного

■ Другое ■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 13. Бывает, что человек, состоящий в браке, вступает в интимные отношения с кем-то кроме мужа или жены. Как, по вашему мнению, это достойно осуждения или в этом нет ничего предосудительного? (закрытый вопрос, один ответ, %)

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 1 (131) ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ 2016

213

Образ жизни

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ

■ Всегда достойно осуждения Чаще достойно осуждения

■ Чаще нет ничего предосудительного ■ Вообще нет ничего предосудительного

■ Другое ■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 14. Бывает, что мужчина и женщина вступают в интимные отношения до брака. Как, по Вашему мнению, это достойно осуждения или в этом нет ничего предосудительного? (закрытый вопрос, один ответ, %)

■ Всегда достойны осуждения Чаще достойны осуждения

■ Чаще нет ничего предосудительного ■ Вообще нет ничего предосудительного

■ Другое ■ Затрудня юсь ответить

Рисунок 15. Как Вы считаете, интимные отношения, половая связь между двумя взрослыми людьми одного и того же пола (мужчиной и мужчиной или женщиной и женщиной) достойны осуждения, или в этом нет ничего предосудительного? (закрытый вопрос, один ответ, %)

214

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ № 1 (131) ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.