Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ: СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ 2021'

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ: СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ 2021 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
29
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ: СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ 2021»

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ

Правильная ссылка на статью:

Мониторинг мнений (ВЦИОМ): сентябрь—октябрь 2021// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 199—215. For citation:

Public Opinion Poll (VCIOM): September — October 2021. (2021) Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 5. P. 199-215.

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ: СЕНТЯБРЬ — ОКТЯБРЬ 2021

Результаты ежедневных опросов «ВЦИОМ—Спутник». Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов в возрасте от 18 лет. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Максимальный размер ошибки с вероятностью 95 % не превышает 2,5 %. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие

в ходе полевых работ.

СОДЕРЖАНИЕ ДАЙДЖЕСТА

ПОЛИТИКА

ЯДЕРНЫЙ ЩИТ РОССИИ..........................................................................................200

РОССИЯ И ЗАПАД: ВМЕСТЕ ИЛИ ПОРОЗНЬ?............................................................202

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ РЕШЕНИЯ И КАК МЫ ИХ ПРИНИМАЕМ...........................204

ПОКУПКИ В ИНТЕРНЕТЕ: НОВАЯ РУССКАЯ НОРМА.....................................................206

ВАКЦИНАЦИЯ ОТ КОРОНАВИРУСА: ОПАСЕНИЯ И РИСКИ....................................207

ОБРАЗ ЖИЗНИ

РОССИЯНЕ — О ТРЕНИНГАХ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА.................................................209

ЛЕТНИЙ ОТДЫХ—2021: ИТОГИ.................................................................................211

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ...............................................................................214

ПОЛИТИКА

ЯДЕРНЫЙ ЩИТ РОССИИ..........................................................................................200

РОССИЯ И ЗАПАД: ВМЕСТЕ ИЛИ ПОРОЗНЬ?.........................................................202

ЯДЕРНЫЙ ЩИТ РОССИИ

4 сентября 2021 г.

Большинство россиян считают, что ядерное оружие нужно нашей стране (83 %), тем не менее каждый десятый опрошенный не видит в нем необходимости (11 %). Вторая позиция в большей степени характерна для молодежи — ее придерживается каждый пятый респондент в возрасте от 18 до 24 лет (18 %). Старшее поколение высказывает противоположное мнение: 88 % наших соотечественников в возрасте 60 лет и более говорят о необходимости ядерного оружия. Они аргументируют это тем, что оружие нужно на случай нападения врага на нашу страну (31 %), выступает политическим инструментом (12 %) и значимо в ситуации, когда Россию окружают враждебные державы (11 %). Респонденты от 25 до 34 лет чаще говорят об оборонительной функции ядерного оружия (35 %), а молодые люди до 24 лет чаще других рассматривают его как политический инструмент. О внешних врагах и плохом отношении к России чаще говорят люди старшего поколения (17 %). Противники сохранения ядерного арсенала полагают, что в нем нет никакого смысла (28 % от группы противников), а угрозы ядерной войны не существует (27 %), поэтому отказ от гонки вооружения необходим для обеспечения мира во всем мире (20 %).

Рис. 1. Россия является одной из стран, которые имеют ядерное оружие. Как Вы считаете, нашей стране скорее нужно или скорее не нужно ядерное оружие? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

бОлет и старше

■ Скорее нужно ■ Скорее не нужно ■ Затрудняюсь ответить

Рис. 2. Вы сказали, что нашей стране скорее нужно ядерное оружие. Скажите, пожалуйста, почему Вы так считаете? Начните с самого важного (открытый вопрос, до трех ответов, % от тех, кто ответил «скорее нужно», представлены ответы от 2 % респондентов)

РОССИЯ И ЗАПАД: ВМЕСТЕ ИЛИ ПОРОЗНЬ?

1 октября 2021 г.

Большинство россиян (69 %) считают, что России следует укреплять взаимовыгодные отношения со странами Запада (76 % среди респондентов 60+, 71 % среди 18—24-летних). Однако 19 % опрошенных полагают, что нашей стране нужно, наоборот, дистанцироваться от западных стран (24 % среди 35—44-летних). По мнению 41 % россиян, интересам нашей страны более всего соответствует создание оборонительного союза с бывшими социалистическими государствами и республиками СССР в противовес НАТО, 36 % полагают, что России лучше не присоединяться ни к каким военным блокам, а 9 % уверены, что более всего российским интересам соответствует налаживание сотрудничества с НАТО (20 % среди 18—24-летних). Три четверти наших соотечественников (75 %) считают, что России не следует в будущем стремиться к вступлению в НАТО (79 % среди респондентов 60+), и только 11 % придерживаются обратного мнения (27 % среди 18—24-летних). Более половины наших сограждан (57 %) не согласны, что России в будущем нужно стремиться к вступлению в Европейское сообщество (62 % среди 45—59-летних), а 29 %, наоборот, полагают, что к этому нужно стремиться. С мнением о том, что Европейский союз дискриминирует Россию по политическим соображениям, согласны 64 % россиян (69 % граждан в возрасте 60+), не согласны с этим 21 % наших соотечественников (38 % среди 18—24-летних).

Рис. 3. Как вы считаете, России следует укреплять взаимовыгодные связи со странами Запада или, наоборот, дистанцироваться от Запада? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Рис. 4. На Ваш взгляд, что из перечисленного больше отвечает интересам России? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Рис. 5. Как Вы думаете, следует ли России стремиться в будущем к вступлению в Европейское сообщество или нет? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ РЕШЕНИЯ И КАК МЫ ИХ ПРИНИМАЕМ...........................204

ПОКУПКИ В ИНТЕРНЕТЕ: НОВАЯ РУССКАЯ НОРМА..............................................206

ВАКЦИНАЦИЯ ОТ КОРОНАВИРУСА: ОПАСЕНИЯ И РИСКИ....................................207

ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ РЕШЕНИЯ И КАК МЫ ИХ ПРИНИМАЕМ

11 сентября 2021 г.

Для абсолютного большинства россиян самым важным аспектом их жизни оказывается материальное положение (94 %): для 65 % оно очень важно, и для 29 % — скорее важно. На втором и третьем местах по приоритетности расположились ответы о детях: для 92 % опрошенных значимы отношения с детьми и для 87 % — воспитание детей. Замыкают первую пятерку ответов о самых важных сторонах жизни работа (80 %) и отношения с партнером или мужем/женой (79 %). У 62 % россиян случались в жизни ситуации, когда принятые ими решения не могли реализоваться по независящим от них обстоятельствам. По мнению 58 % респондентов, среди их окружения чаще встречаются люди, самостоятельно принимающие большинство решений. Женщины и молодежь от 18 до 24 лет чаще сообщали, что большинство их родных и знакомых самостоятельно принимают решения: 62 % среди женщин и 52 % среди мужчин; 68 % среди молодежи. При этом 90 % россиян относят себя к тем, кто старается самостоятельно принимать решения, лишь 8 % заявили об обратном. Чаще всего наши соотечественники советуются с ближним или дальним окружением по поводу отношений с партнером или мужем/женой (46 %). На втором месте — работа (43 %), на третьем—учеба (41 %). Обычно россияне самостоятельно принимают решения насчет крупных покупок, таких как квартиры, машины (68 %), а также по поводу приобретения бытовой техники (62 %) и проведения досуга (60 %). В число решений, за которые наши соотечественники испытывают гордость, чаще всего входят получение образования, дети и приобретение недвижимости (по 8 % соответственно).

Рис. 1. Скажите, пожалуйста, насколько для Вас важны следующие стороны Вашей жизни? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 2. Скажите, в Вашей жизни были решения, которыми Вы гордитесь, или таких решений не было? Если да, то каким решением Вы гордитесь больше всего? Вы можете назвать несколько таких решений (открытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие от 2 %)

ПОКУПКИ В ИНТЕРНЕТЕ: НОВАЯ РУССКАЯ НОРМА

11 октября 2021 г.

Подавляющее большинство россиян (84 %) пользуются интернетом, при этом три четверти наших соотечественников (74 %) делают это ежедневно, а 35 % проводят в интернете более четырех часов в день (54—67 % среди молодежи), 7 % — несколько раз в неделю, 1 % — несколько раз в месяц, и 2 % — эпизодически, но не менее одного раза за полгода. Не пользуются интернетом 16 % россиян (40 % среди граждан 60+). Десять лет назад, в 2011 г., только 30 % наших соотечественников пользовались интернетом ежедневно, а половина (50 %) не пользовались им совсем. Три четверти российских интернет-пользователей (74 %) имеют опыт приобретения товаров через интернет, а в 2011 г. среди интернет-пользователей таких было только 29 %. Чаще всего респонденты приобретали следующие товары (топ-5): 42 % покупали одежду и обувь (9 % в 2011 г.), 31 % — мелкую бытовую технику (6 % в 2011 г.), 29 % — авиа- и железнодорожные билеты, путевки (7 % в 2011 г.), 27 % — электронику (7 % в 2011 г.), а 25 %—товары для дома (4 % в 2011 г.). Только 26 % интернет-пользователей никогда ничего не покупали через интернет (71 % в 2011 г.).

Рис. 3. Скажите, пожалуйста, пользуетесь ли Вы интернетом? Если да, то как часто? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

■ Провожу в интернете более четырех часов ежедневно Пользуюсь интернетом ежедневно, менее четырех часов в день Несколько раз в неделю

Несколько раз в месяц

Эпизодически, но не менее одного раза в полгода

■ Не пользуюсь

ВАКЦИНАЦИЯ ОТ КОРОНАВИРУСА: ОПАСЕНИЯ И РИСКИ

24 октября 2021 г.

Две трети россиян (67 %) в той или иной степени опасаются, что они сами или их близкие могут заболеть коронавирусом, 12 % уверены, что ни с ними, ни с их близкими этого не случится, 7 % пока не задумывались об этом, а 12 % опрошенных сообщили, что они сами или их близкие уже переболели. В период с февраля 2020 г. наши соотечественники более всего опасались заболеть коронавирусом в конце марта — начале апреля 2020 г. (80—81 %). К августу 2020 г. доля опасающихся снизилась (69 %), вновь увеличившись к октябрю 2020 г. (77 %). После этого доля опасавшихся заболеть коронавирусом россиян постепенно снижалась, пока не достигла в марте 2021 г. 58 %, сохраняясь с незначительными колебаниями до сентября 2021 г. (60 %). Три четверти респондентов (77 %) согласны с тем, что делать или не делать прививку—личное дело и право каждого (85 % среди граждан от 18 до 44 лет), 20 % не согласны с этим (26—27 % среди старшего поколения). Почти столько же респондентов (73 %) разделяют мнение, что призывать людей отказываться от прививки против С0УЮ-19 недопустимо, никто не имеет на это права в сложившихся условиях. Более половины россиян (64 %) согласны, что призывать людей отказаться от вакцинации — значит подвергать их жизнь и здоровье опасности (70—76 % среди старшего поколения), тем не менее 28 % так не считают (38—40 % среди молодежи).

Рис. 4. Опасаетесь ли Вы сейчас, что Вы сами или Ваши близкие могут заболеть коронавирусом? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных, представлены ответы «очень боюсь», «в какой-то мере опасаюсь», «уверен, что ни со мной, ни с моими

близкими этого не случится»)

70

• Очень боюсь

• В какой-то мере опасаюсь

Уверен, что ни со мной, ни с моими близкими этого не случится

Рис. 5. Опасаетесь ли Вы сейчас, что Вы сами или Ваши близкие могут заболеть коронавирусом? 19—25 октября 2021 (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Рис. 6. Скажите, пожалуйста, Вы согласны или не согласны с мнением, что делать или не делать прививку — личное дело и право каждого? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Рис. 7. Скажите, пожалуйста, Вы согласны или не согласны с мнением, что призывать людей отказаться от вакцинации — значит подвергать их жизнь и здоровье опасности? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

ОБРАЗ ЖИЗНИ

РОССИЯНЕ — О ТРЕНИНГАХ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА..............................................209

ЛЕТНИЙ ОТДЫХ — 2021: ИТОГИ..............................................................................211

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ...........................................................................214

РОССИЯНЕ — О ТРЕНИНГАХ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

2 сентября 2021 г.

Менее половины россиян информированы о тренингах личностного роста (45 %). В качестве отрицательных характеристик респонденты называли тренинги мошенничеством (3 %), бредом, бесполезными и др. (по 1 % соответственно). Среди основных положительных характеристик наши соотечественники указывали новые знания, саморазвитие, «хорошая вещь» (по 2 % соответственно). Среди информированных о тренингах личностного роста каждый десятый (12 %) сам в них участвовал, а у 17 % принимали участие близкие / друзья / члены семьи. Чаще всего респонденты или их близкие участвовали в психологических (12 %), управленческих/лидерских (7 %) и бизнес-тренингах (6 %). Также в пятерку популярных занятий вошли коммуникативные тренинги и тренинги карьерного роста (по 4 % соответственно). Большинство знающих о тренингах личностного роста россиян не принимали в них участие, как и их близкие (74 %). Самыми популярными ответами о причинах участия в тренингах оказались повышение самооценки (21 %), осознанность / понимание себя (11 %), профессиональное развитие (10 %), а также саморазвитие и получение новых навыков (по 9 % соответственно). По мнению каждого четвертого информированного о тренингах личностного роста респондента, они приносят больше пользы (27 %), а каждый десятый видит в них больше вреда (12 %). Большинство информированных россиян не хотели бы пройти тренинг личностного роста (78 %). Об обратном заявил каждый пятый респондент (19 %), чаще молодежь от 18 до 24 лет (34 %).

Рис. 1. Скажите, пожалуйста, среди Ваших близких, друзей, членов семьи есть те, кто лично участвовал в тренингах личностного роста? Или, возможно, Вы сами участвовали? (закрытый вопрос, до 2 ответов, % от тех, кто слышал о тренингах)

ш Я сам участвовал

■ Есть близкие/друзья/ члены семьи, которые участвовали

■ Ни я сам, никто из близких не участвовал

■ Затрудняюсь ответить

Г

Рис. 2. Как Вы считаете, зачем в первую очередь люди проходят тренинги личностного роста? (открытый вопрос, до 3 ответов, % от тех, кто слышал о тренингах)

Повышение самооценки / самоутверждение / уверенность в себе

Узнать/понять себя / осознанность / найти себя

Повышение квалификации / карьерный рост/ профессиональное развитие

Саморазвитие / рост / самосовершенствование

Новые знания/навыки получить

Есть какие-то проблемы/страхи / чего-то не хватает / неудовлетворенность жизнью

Лучше жить / улучшение качества жизни Изменить себя/жизнь Хотят больше зарабатывать/улучшитьуровеньжизни Перспективы/ возможности дают/ стать успешнее Делать нечего / много свободного времени / от скуки

Глупость/ незнание

Выход из зоны комфорта / посмотреть со стороны на ситуацию

Психология / психологические проблемы Другое

Затрудняюсь ответить

Рис. 3. Вы слышали или не слышали какие-либо отзывы, мнения о тренингах личностного роста? И если слышали отзывы, то какие чаще: положительные, отрицательные или положительные и отрицательные примерно поровну? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто слышал о тренингах)

■ Чаще положительные, чем отрицательные

■ Положительные и отрицательные примерно поровну

■ Чаще отрицательные; чем положительные

Не слышал(-а) ни положительных, ни отрицательных отзывов

■ Затрудняюсь ответить

ЛЕТНИЙ ОТДЫХ — 2021: ИТОГИ

16,18 и 19 сентября 2021 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Три четверти россиян (74 %) отдыхали этим летом: 33 % были на каникулах или в отпуске, но остались дома, 23 % отдыхали на даче или садовом участке, 9 % — в другом городе или селе России, 5 % посетили курорты Краснодарского края, а 4 % побывали в Крыму. При этом 27 % наших соотечественников не отдыхали и не брали отпуск. Среди работающих россиян, ездивших куда-либо этим летом, 22 % отдыхали только в выходные дни, 9 % брали отпуск, 2 % не брали отпуск, так как находятся на пенсии. В этом году россияне, которые ездили куда-либо летом, в среднем потратили 38,9 тыс. рублей из расчета на одного человека, при этом в среднем планировали потратить около 40 тыс. рублей на человека. Уровень расходов немного уступает предпандемийному 2019 г. и соответствует показателям 2015 г. Среди отдыхавших на курортах Краснодарского края 36 % провели отдых в Сочи, 25 % — в Адлере, 19 % — в Анапе, 12 % — в Геленджике. Среди тех, кто отдыхал в другом городе или селе в России, 9 % отдыхали в Москве или Московской области, 7 % — в Санкт-Петербурге или Ленинградской области, 5 % — в Горно-Алтайске или Горном Алтае, 4 % — в Нижнем Новгороде или Нижегородской области, а 3 % — в Волгограде или Волгоградской области. Те, кто отдыхал за границей, побывали в Абхазии (37 %), в Турции (25 %), на Кипре (7 %), в Казахстане (5 %), в Армении и Беларуси (по 4 % соответственно).

За последние пять лет 45 % россиян ездили отдыхать в другие регионы России (9 % — несколько раз в год, 20 % — один раз в год, а 16 % раз в два-три года или реже), 55 % не ездили. Чаще всего те респонденты, которые отдыхали в другом регионе России за последние пять лет, посещали Краснодарский край (31 %), Республику Крым (9 %) и Санкт-Петербург (5 %). За последние пять лет большинство россиян (79 %) не ездили за рубеж, 3 % ездили несколько раз в год, 8 % — один раз в год, 10 % — раз в два-три года или реже. В прошлом году 44 % россиян чаще ездили отдыхать по России, чем за рубеж, 2 % — чаще ездили за рубеж, 3 % одинаково часто ездили и за рубеж, и по России. Более половины россиян (59 %) провели летний отдых там, где планировали в начале года, 28 % изменили свои планы. Те, кто изменил свои планы на лето, чаще всего сделали это из-за того, что нет денег или упали доходы (22 %), планам помешала эпидемия коронавируса (22 %), помешало состояние здоровья (11 %), личные или семейные обстоятельства (10 %), а также работа или отсутствие отпуска (9 %).

По мнению 43 % россиян, за последний год условия отдыха в России изменились в лучшую сторону, 18 % полагают, что они, наоборот, изменились в худшую сторону, а 23 % считают, что условия не изменились. На отдыхе в России нашим согражданам больше всего понравились красивая природа, а также активный отдых и новые впечатления, хорошая погода и теплое, чистое море. Больше всего на отдыхе в России нашим согражданам не понравились высокие цены и отсутствие адекватной инфраструктуры.

Рис. 4. Скажите, пожалуйста, какие виды отдыха Вы предпочитаете? Вы можете дать несколько ответов (закрытый вопрос, любое число ответов, в % от всех опрошенных, опрос за 19 сентября)

Рис. 5. Вспомните, пожалуйста, где Вы отдыхали этим летом. Вы можете дать любое число ответов (закрытый вопрос, до пяти ответов, в % от всех опрошенных, опрос за 18 сентября)

Рис. 6. Скажите, Вы довольны или не довольны тем, как отдохнули этим летом? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто отдыхал этим летом, опрос за 16 сентября)

Рис. 7. Если Вы недовольны тем, как отдохнули этим летом, то почему? Укажите все варианты, которые Вам подходят (закрытый вопрос, любое число ответов, в % от тех, кто отдыхал этим летом и не доволен отдыхом, опрос за 16 сентября)

Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены № 5 (165) сентябрь — октябрь 2021

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

8 сентября 2021 г.

Более половины россиян (55 %), как правило, учитывают экологичность товаров при покупке (по 58 % среди 25—34-летних и 45—59-летних), и 40 % обычно не придают этому значения (59 % среди 18—24-летних). Две трети респондентов (64 %) предпочтут более дорогой товар более дешевому, если дорогой товар будет более безопасным для окружающей среды (68 % среди 25—34-летних), каждый четвертый (25 %) выбрал бы более дешевый, но менее экологичный товар (39 % среди 18—24-летних). Более половины наших соотечественников (55 %) полагают, что качество экологичных и неэкологичных товаров примерно одинаково (70 % среди 18—24-летних), 26 % считают, что экологичные товары качественнее (30 % среди 25—34-летних), 3 % имеют противоположное мнение. На вопрос, готовы ли они отказаться от тех или иных неэкологичных товаров (топ-3), 54 % респондентов ответили, что не используют или уже отказались от ламп накаливания, и еще 21 % выразили готовность отказаться от них, 53 % не используют или уже отказались от меха животных, и 26 % готовы отказаться от него, 42 % не используют или уже отказались от использования пластиковой посуды, и 41 % готовы от нее отказаться. Большинство россиян не готовы отказаться от мяса (85 %), бумаги (73 %) и батареек (70 %).

Рис. 8. В магазинах продаются разные товары. Часть из них не наносят вреда окружающей среде, являются экологичными. Вы лично при выборе товара, например при выборе бытовой химии, косметики или чего-то еще, учитываете или не учитываете его экологичность? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

18-24 года

59

25-34 года

40

35-44 года

41

5

45-59 лет

38

4

бОлет и старше

35

8

■ Чаще учитываю Чаще не учитываю Затрудняюсь ответить

Рис. 9. Некоторые считают, что, чтобы уменьшить вред окружающей среде, надо меньше использовать неэкологичные товары в повседневной жизни. Сейчас я зачитаю список, а Вы скажите, от каких товаров Вы готовы отказаться или уже отказались, а от каких отказаться не готовы? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, в % от всех опрошенных)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.