Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ: СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ 2020'

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ: СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ 2020 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
90
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ: СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ 2020»

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ

Правильная ссылка на статью:

Мониторинг мнений (ВЦИОМ): сентябрь — октябрь 2020 // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 5. С. 269—311. For citation:

Public Opinion Poll (VCIOM): September — October 2020. (2020) Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 5. P. 269—311.

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ: СЕНТЯБРЬ — ОКТЯБРЬ 2020

Результаты ежедневных опросов «ВЦИОМ-Спутник». Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам.

Максимальный размер ошибки с вероятностью 95 % не превышает 2,5 %.

СОДЕРЖАНИЕ ДАЙДЖЕСТА

ПОЛИТИКА

ЦЕЛИ РОССИИ В XXI ВЕКЕ.......................................................................................270

МНОГОДНЕВНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ: ЗА И ПРОТИВ......................................................272

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ».....................................276

КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ: ЗАПРОС НА НЕЗАВИСИМУЮ ОЦЕНКУ......279

СРЕДА, КОТОРАЯ НАС ФОРМИРУЕТ: КАК РОССИЯНЕ ОЦЕНИВАЮТ КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ И ДИНАМИКУ ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ............................................282

ОБРАЗ ЖИЗНИ

КИНО ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ............................................................................................295

СЕЗОН ОРВИ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ...............................................................................300

ИТОГИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ЛЕТА—2020....................................................................304

БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ, ИЛИ ДЕДЫ И ВНУКИ...................................................................308

ПОЛИТИКА

ЦЕЛИ РОССИИ В XXI ВЕКЕ.......................................................................................270

МНОГОДНЕВНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ: ЗА И ПРОТИВ...................................................272

ЦЕЛИ РОССИИ В XXI ВЕКЕ

2 сентября 2020 г.

Три главных цели России в XXI веке, по мнению россиян: благосостояние и высокий уровень жизни населения (12 %), развитие социальной политики (11 %), а также отсутствие конфликтов с другими странами (10 %). Наши соотечественники также считают важными целями развитие экономики и поддержку бизнеса, чтобы стать богатой страной (9 %), сотрудничество и дружбу с другими странами (7 %), достижение мирового авторитета и влиятельности (6 %), а также получение статуса «мировая держава» (6 %). Согласны с тем, что Россия должна вернуть статус «супердержавы», который был у СССР, 31 % россиян. Практически половина наших соотечественников солидарны во мнении, что Россия должна стремиться стать одним из 10—15 экономически развитых и политически влиятельных государств (44 %). При этом более трети россиян считают, что наша страна остается великой державой — 37 % (+12 п. п. с 2010 г.), а еще 29 % согласны, что она, скорее всего, станет такой в ближайшие 15—20 лет.

Благосостояние / высокийуровеньжизни 1ьная политика / Благополучие людей /улучшение жизни населения Мир / не развязывать конфликты / меньше тратить на вооружение Развитие экономики / быть богатой страной / поддержка бизнеса Сотрудничество состранами/дружба )льше считались с Россией / влиятельность/ отстаивание интересов Лидерство / мировая держава Стабильность/ спокойствие Бесплатная медицина/ хорошая медицина Бесплатное образование / хорошее образование :ависимость / самодостаточность / самостоятельность / суверенитет Развитие / процветание / стремиться к лучшему Развивать производство и сельское хозяйство Внутренняя политика/больше внимания внутренней политике Рабочие места / борьба с безработицей

Обороноспособность/развк

Свободы иправа/демократиз

Друге

Рис. 1. Поговорим о месте России в мире. Как Вы считаете, к каким целям должна стремиться Россия в XXI веке? (открытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы от 2 % респондентов)

Рис. 2. Как Вы считаете, к каким целям должна стремиться Россия в XXI веке? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

2003 2005 2007 2006 2010 2013 2014 2020

• Скорее всего станет

■ Скорее всего нет

> Россия и сейчас является великой державой

< Затрудн яюсъ ответить

Рис. 3. А сможет ли Россия, на Ваш взгляд, в ближайшие 15—20 лет стать великой державой или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

МНОГОДНЕВНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ: ЗА И ПРОТИВ

21 и 30 сентября 2020 г.

В этом году Единый день голосования проходил в течение нескольких дней — с 11 по 13 сентября. Более половины россиян к возможности проголосовать в течение нескольких дней отнеслись положительно (61 %), причем принявшие участие в голосовании россияне (39 %) сообщали об этом чаще — 74 %. Формат оказался удобен по ряду причин: удобство в индивидуальном выборе подходящего дня и времени (54 % от всех россиян), меньше рисков заражения, санитарная безопасность мероприятия (37 %), меньшая концентрация людей на участках (26 %). В целом об удобстве многодневного голосования высказались 78 % россиян. Среди тех, кто участвовал в голосовании, эта доля достигает 84 %. Одобряют идею проведения голосования в 2021 году также в течение нескольких дней 61 % россиян, а среди тех, кто участвовал в голосовании в этом году,— 71 %. В будущем поддерживают проведение выборов в многодневном формате 70 % россиян, 28 % против. Среди голосовавших за — 77 %, против высказались 22 %.

Рис. 4. Голосование на выборах проходило в течение нескольких дней с 11 сентября по 13 сентября, и каждый избиратель смог выбрать, в какой из дней он будет голосовать. Как Вы относитесь к возможности проголосовать в течение трех дней? (закрытый вопрос, один ответ)

Есть возможность выбора удобного дня и времени

Меньше рисков заражения, санитарная безопасность голосования

На участках будет меньше людей, так как их численность будет распределена на несколько дней голосования

Больше людей сможет проголосовать Другое

Нет таких / Отрицательно отношусь к голосованию в течение нескольких дней

Затрудняюсь ответить

■ Все опрошенные ^Участники голосования 11-13.09.2020

Рис. 5. Сейчас я назову несколько причин, почему люди поддерживают голосование на выборах в течение нескольких дней. С какими из них Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, не более 2-х ответов)

Удобнее в один день Удобнее в течение нескольких дней

Затрудняюсь ответить

■ Все опрошенные «Участники голосования 11 -13.09.2020

Рис. 6. Как Вы считаете, как удобнее людям: когда голосование организовано в один день или когда голосование проходит в течение нескольких дней? (закрытый вопрос, один ответ)

3

I

Рис. 7. В настоящее время обсуждается вопрос о том, чтобы использовать возможность голосования в течение нескольких дней на выборах, которые будут проходить в следующем году. Как Вы относитесь к этому предложению: положительно, отрицательно или безразлично?

(закрытый вопрос, один ответ)

Рис. 8. Если говорить о Вас, Вы поддерживаете или не поддерживаете проведение выборов в формате многодневного голосования в будущем? (закрытый вопрос, один ответ)

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ».....................................276

КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ: ЗАПРОС НА НЕЗАВИСИМУЮ ОЦЕНКУ......279

СРЕДА, КОТОРАЯ НАС ФОРМИРУЕТ: КАК РОССИЯНЕ ОЦЕНИВАЮТ КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ И ДИНАМИКУ ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ............................................282

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ» 1

12—18 сентября 2020 г.

Информированность россиян о национальных проектах достаточно высокая: от 56 % до 85 %. Абсолютное большинство респондентов знают о проектах «Здравоохранение» (85 %), «Образование» (80 %) и «Демография» (74 %). Замыкают список узнаваемых проектов «Безопасные и качественные дороги» (63 %), «Цифровая экономика» (66 %) и «Международная кооперация и спорт» (56 %). Приоритетными национальными целями наши соотечественники считают: «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» (92 %), «Достойный, эффективный труд» (87 %), «Комфортную и безопасную среду для жизни» (86 %). По мнению россиян, в течение последнего года государство в целом и органы власти в частности стали уделять больше внимания сфере деятельности таких нацпроектов, как «Цифровая экономика» (64 %), «Безопасные и качественные дороги» и «Демография» (поддержка семей с детьми) (по 54 % соответственно), а также «Жилье и городская среда» (51 %).

Таблица 1. Оцените важность для страны достижения каждой из национальных целей: (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Национальные цели Важно Скорее важно Скорее неважно Неважно Затрудняюсь ответить

Сохранение населения, здоровье и благополучие людей 92 6 0 1 1

Возможности для самореализации и развития талантов (в том числе вхождение России в десятку лучших стран по качеству общего образования и по объему научных исследований; поддержка способностей и талантов у детей и молодежи; поощрение занятий волонтерской деятельностью, увеличение доступности культурных мероприятий) 81 13 2 3 1

Комфортная и безопасная среда для жизни (в том числе улучшение жилищных условий; улучшение качества городской среды; улучшение экологической ситуации) 86 10 1 2 1

1 Опрос проведен по заказу АНО «Национальные приоритеты». Для НП «Образование» и «Демография» в опросе приняли участие 2000 россиян. Телефонное интервью проведено посредством терминала САТ1.

Национальные цели Важно Скорее важно Скорее неважно Неважно Затрудняюсь ответить

Достойный, эффективный труд (в том числе устойчивый рост доходов населения и уровень пенсионного обеспечения не ниже инфляции) 87 8 2 3 0

Успешное предпринимательство (в том числе рост инвестиций; рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров; рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых) 59 24 4 9 4

Цифровая трансформация (в том числе цифровая зрелость ключевых отраслей экономики и социальной сферы; увеличение доступности массовых социально значимых услуг до 95 %; обеспечение доступа к широкополосному интернету 97 % домохозяйств; рост вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий) 60 21 7 8 4

Рис. 1. Вы знаете, слышали о реализации в России следующих национальных проектов или слышите сейчас впервые? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 2. По Вашему мнению, государство, органы власти в течение последнего года уделяют внимание вопросу ... больше или меньше, или уделяют такое же внимание, что и раньше? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОМ ПОМОЩИ: ЗАПРОС НА НЕЗАВИСИМУЮ

ОЦЕНКУ2

2 октября 2020 г.

Большинство россиян считают, что качество работы медицинских учреждений должно оцениваться независимыми от Министерства здравоохранения РФ структурами (83 %). Наиболее выраженный общественный запрос на независимую оценку качества медицинской помощи отмечается со стороны экономически активного населения — граждан в возрасте от 18 до 44 лет (в среднем 86 %). Половина наших соотечественников (51 %) разделяют точку зрения, что средства на экспертизу качества медицинских услуг и защиту прав пациентов не должны перенаправляться на другие цели в системе здравоохранения. Каждый второй россиянин (53 %) считает, что все медицинские учреждения страны — и федеральные, и региональные — должны регулироваться в одинаковом порядке. Против регулирования федеральных медицинских центров по особым правилам высказались 56 % жителей городов-миллионников и по 54 % жителей малых населенных пунктов—численностью до 100 тыс. и от 100 до 500тыс. соответственно.

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города — миллионники

500-950 тыс.

■ Да, федеральные медучреждения должны регулироваться по особым правилам

■ Нет, федеральные медучреждения должны регулироваться так же, как и все другие медицинские учреждения

Затрудняюсь ответить

Рис. 3. В настоящее время направление пациентов в медицинские учреждения любого уровня

(от городского до федерального) происходит по единому порядку и регулируется едиными правилами. Как Вы полагаете, должны ли медицинские учреждения федерального уровня быть выведены из единого порядка и регулироваться по особым правилам или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

2 Опрос проведен по заказу Института региональных проблем.

Рис. 4. В настоящее время направление пациентов в медицинские учреждения любого уровня

(от городского до федерального) происходит по единому порядку и регулируется едиными правилами. Как Вы полагаете, должны ли медицинские учреждения федерального уровня быть выведены из единого порядка и регулироваться по особым правилам или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 5. В настоящее время государством выделяются средства на экспертизу качества медицинской помощи и защиту прав пациентов. Одни считают, что эти средства следует направить на другие задачи в системе здравоохранения. Другие полагают, что следует оставить все как есть и тратить эти средства на экспертизу медпомощи и защиту прав пациентов. Какая точка зрения ближе лично Вам? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 6. Как Вы считаете, нужно или не нужно, чтобы качество работы медицинских учреждений получало объективную оценку со стороны независимых от Минздрава структур? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

СРЕДА, КОТОРАЯ НАС ФОРМИРУЕТ: КАК РОССИЯНЕ ОЦЕНИВАЮТ КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ И ДИНАМИКУ ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ 3

6 октября 2020 г.

Три четверти россиян в целом удовлетворены качеством городской среды и фиксируют позитивные сдвиги в этой сфере (72 %). Большинству наших сограждан нравятся новые или реконструированные в их населенном пункте в последние годы здания (60 %). При этом эмоциональное отношение россиян к месту своего проживания отличается от оценки уровня его комфортности. Если в первом случае абсолютное большинство выражает позитивное (53 %) или нейтральное отношение (42 %), то во втором каждый четвертый высказывает недовольство (24 %). Россияне в довольно высокой степени «привязаны» к месту своего проживания: во время продолжительного периода самоизоляции 90 % не задумывались о смене места жительства. Однако общая симпатия к месту своего жительства не отменяет его критики.

Среди свойственных российским населенным пунктам проблем наиболее актуальны следующие: локальные рынки труда (сложность трудоустройства: 41 %; упадок местной экономики: 31 %) и социальная инфраструктура (дефицит социальных сервисов: 32 %; плохое состояние городской инфраструктуры: 29 %). Наряду с этим развит запрос на повышение экологизации городской жизни (28 %) и расширение зон рекреации (дефицит культурных и спортивных объектов: по 18 % соответственно; отсутствие общественных пространств для прогулок и общения: 14 %). Уровень гражданского активизма в части благоустройства населенных пунктов среди россиян довольно высок: половина наших сограждан (52 %) участвует в тех или иных формах активности, направленных на улучшение качества жизни в месте проживания (субботники, общественные обсуждения, написание писем и отзывов о качестве работ и пр.).

3 Совместное исследование ВЦИОМ и Центра социального проектирования «Платформа».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7. Как Вы относитесь к городу, населенному пункту, в котором проживаете? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 8. Оцените, пожалуйста, город/населенный пункт, в котором Вы проживаете, скорее комфортен или скорее не комфортен для Вас и Вашей семьи? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 9. Изменился ли за последние 2—3 года внешний облик Вашего города/населенного пункта? Если да, то как именно? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 10. Изменился ли за последние 2—3 года внешний облик Вашего города/населенного пункта? Если да, то как именно? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 11. За последние три-пять лет в вашем городе/населенном пункте было строительство новых зданий или, например, реконструкция старых или нет? Если да, то Вам скорее нравятся или скорее не нравятся эти здания? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 12. Какая из представленных точек зрения о развитии современных городов Вам ближе? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 13. В связи с коронавирусом с марта 2020 года был введен ряд ограничений, например, режим самоизоляции, были закрыты кинотеатры, театры, торговые центры и так далее. Скажите, пожалуйста, в период ограничений Вы задумывались или не задумывались о том, чтобы сменить место жительства, переехать в другой населенный пункт? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 14. Есть ли что-то в Вашем городе/населенном пункте, что вызывает у Вас раздражение, или такого нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Таблица 2. Есть ли что-то в вашем городе/населенном пункте, что вызывает у Вас раздражение, или такого нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Проблематика Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники 500— 950 тыс. жителей 100— 500 тыс. жителей Менее 100 тыс. жителей Сёла

Мало возможностей найти подходящую работу 17 38 42 39 48 51

Дефицит социальных сервисов (например, медицины, детских садов и тому подобного) 19 36 41 27 36 34

Упадок местной экономики 27 39 32 30 29 31

Плохое состояние городской инфраструктуры (зданий, дорог, домов и того подобного) 18 39 33 24 30 34

Плохая экология 27 50 32 30 23 21

Неразвитость транспортной инфраструктуры внутри города (остановки, дороги и тому подобное) 9 36 27 26 29 35

Отсутствие перспектив у меня, у членов моей семьи 13 32 27 27 27 25

Дефицит спортивных объектов 8 21 13 14 21 26

Дефицит культурных и развлекательных объектов (театры, музеи, рестораны) 6 11 11 14 29 24

Уличная преступность, низкий уровень безопасности 14 23 20 14 11 12

Отсутствие общественных пространств для прогулок, встреч, общения 4 17 12 12 16 20

Удаленность от крупных развитых центров 2 10 11 9 18 19

Новая массовая застройка 30 20 11 11 6 7

Сами жители населенного пункта, их интересы и тому подобное 8 9 6 7 9 9

Дефицит товаров первой необходимости 2 3 7 4 8 8

Нет такого 20 14 17 16 14 17

Другое 26 14 12 15 16 14

Затрудняюсь ответить 1 1 3 1 2 1

Рис. 15. Скажите, пожалуйста, Вы скорее удовлетворены или скорее не удовлетворены состоянием указанных объектов в Вашем городе/населенном пункте? Если таких объектов в Вашем городе/населенном пункте нет, то так и скажите (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 16. Скажите, пожалуйста, Вы скорее удовлетворены или скорее не удовлетворены состоянием различных объектов в Вашем городе/населенном пункте? Если таких объектов в Вашем городе/населенном пункте нет, то так и скажите (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных, представлены результаты кластерного анализа)

Рис. 17. Как Вы считаете, Вы и Ваша семья находитесь в безопасности в квартире, доме, где Вы проживаете или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 18. Как Вы считаете, Вы и Ваша семья находитесь в безопасности в подъезде Вашего дома или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 19. Как Вы считаете, Вы и Ваша семья находитесь в безопасности во дворе у Вашего дома или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Всего опрошенных ^| 5 Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники

100-500тыс. жителей 6

^■ 6

Сёла 3

■ Находимся в безопасности ■ Не находимся в безопасности Затрудняюсь ответить

Рис. 20. Как Вы считаете, Вы и Ваша семья находитесь в безопасности в районе, микрорайоне, в котором находится Ваш дом, или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Всего опрошенных Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники

100-Б00 ты жителей Менее

Сёла В

■ Находимся в безопасности ■ Не находимся в безопасности Затрудняюсь ответить

Рис. 21. Как Вы считаете, Вы и Ваша семья находитесь в безопасности в центре города, населенного пункта, в котором Вы проживаете, или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 22. Как Вы считаете, Вы и Ваша семья находитесь в безопасности в районе, микрорайоне, где Вы работаете, или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 23. Как Вы считаете, Вы и Ваша семья находитесь в безопасности в других районах населенного пункта, в котором Вы проживаете, или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Таблица 3. Вспомните, пожалуйста, за последние 2—3 года Вы принимали участие в благоустройстве Вашего города/населенного пункта? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Всего опрошенных Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники 500— 950 тыс. жителей 100— 500 тыс. жителей Менее 100 тыс. жителей Сёла

Участвовал(-а) в общественных обсуждениях по благоустройству города, населенного пункта/улицы/двора и тому подобном 14 11 14 14 16 15 14

Писал(-а) письма, оставлял(-а) отзывы, комментарии о качестве работ и тому подобное 12 19 12 16 14 9 9

Участвовал(-а) в субботниках по благоустройству территории 43 30 46 48 46 44 43

Участвовал(-а) в работе благотворительных и волонтерских организаций по благоустройству территории города/ района и тому подобном 8 4 6 10 8 9 10

Нет, не принимал участия 40 46 37 34 38 38 44

Другое 8 13 5 10 7 9 7

Затрудняюсь ответить 0 0 1 0 0 0 0

Таблица 4. Вспомните, пожалуйста, за последние 2—3 года Вы принимали участие в благоустройстве Вашего города/населенного пункта? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные 18— 24 года 25— 34 года 35— 44 года 45— 59 лет 60 лет и старше

Участвовал(-а) в общественных обсуждениях по благоустройству города, населенного пункта/улицы/ двора и тому подобном 14 9 13 15 17 13

Писал(-а) письма, оставлял(-а) отзывы, комментарии о качестве работ и тому подобное 12 8 12 15 14 9

Участвовал(-а) в субботниках по благоустройству территории 43 31 40 45 51 40

Участвовал(-а) в работе благотворительных и волонтерских организаций по благоустройству территории города/района и тому подобном 8 9 10 13 8 4

Нет, не принимал участия 40 55 41 39 32 44

Другое 8 6 9 6 10 9

Затрудняюсь ответить 14 9 13 15 17 13

ОБРАЗ ЖИЗНИ

КИНО ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ........................................................................................295

СЕЗОН ОРВИ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ...........................................................................300

ИТОГИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ЛЕТА — 2020.................................................................304

БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ, ИЛИ ДЕДЫ И ВНУКИ................................................................308

КИНО ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ

25 августа 2020 г.

Более половины россиян (63 %) не отслеживают на регулярной основе премьерные показы фильмов в кинотеатрах. С различной периодичностью за новинками кино следят 36 % опрошенных. Более трети наших соотечественников (39 %) до пандемии посещали кинотеатры с разной степенью регулярности. Более половины (61 %) практически не ходили в кинотеатры. После снятия ограничений, введенных против распространения коронавирусной инфекции, три четверти россиян (75 %) не были в кинотеатрах и не собираются, однако практически каждый четвертый (23 %) не ходил, но планирует. Наши соотечественники стали реже выбирать данный вид досуга или вообще отказались от него потому, что опасаются заразиться коронавирусом в местах скопления людей (33 %); им не хватает времени (30 %); в кинотеатрах отсутствуют интересные премьеры (17 %); они предпочитают смотреть фильмы дома (15 %).

Отвечая на прямой вопрос о рисках заражения при посещении кинотеатра, 38 % опрошенных россиян сообщили, что в какой-то мере опасаются заразиться коронавирусной инфекцией в кинотеатре, не задумывались об этом 30 %, и каждый пятый россиянин (20 %) уверен, что с ним такого не случится. В связи с пандемией ряд премьер были проведены в онлайн-кинотеатрах, однако этот формат пока не пользуется популярностью у россиян: треть опрошенных пользователей интернета впервые услышали о подобной практике (35 %). Половина россиян, пользующихся интернетом (49 %), ничего не смотрит в онлайн-кинотеатрах, а треть из них (31 %) просматривают только бесплатные фильмы. Практика использования платных подписок распространена незначительно: подписка на легальный контент есть лишь у каждого седьмого россиянина (13 %).

Все опрошенные ИД 30 63 1

18-24 года ^КЕ^Н 52 33 1

25-34 года ^ЕЕН 45 45 0

35-44 года ИД 34 61 0

45-59 лет 0 23 74 1

бОлет и старше ИД 16 78 1

■ Регулярно интересуюсь новыми фильмами, которые выходятв прокат Время от времени интересуюсь новинками проката, но регулярно не слежу Обычно не слежу за новинками проката Затрудняюсь ответить

Рис. 1. Поговорим о кино. Скажите, Вы следите или нет за новинками проката, фильмами, показ которых массовому зрителю запланирован на ближайшие недели? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

■ 2-3 раза в неделю или чаще 1 раз 8 неделю

■ 2-3 раза в месяц

■ 1 раз 8 месяц или реже

■ Практически не ходил в кинотеатры

Рис. 2. Припомните, как часто Вы ходили в кинотеатры до того, как в нашей стране был введен режим самоизоляции (карантина)? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

1 раз за последний месяц

■ Не ходил в кинотеатры после снятия ограничений,но собираюсь

■ Не ходил 8 кинотеатры после снятия ограничений и не собираюсь

Затрудняюсь ответить

Рис. 3. Скажите, пожалуйста, после снятия режима самоизоляции, ограничений Вы уже ходили в кинотеатры или нет? Если да, то как часто Вы сейчас ходите в кинотеатры? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Таблица 1. Почему Вы сейчас ходите в кинотеатры реже, чем раньше, до введения режима самоизоляции, или совсем не ходите? Вы можете назвать одну или две ключевых причины (закрытый вопрос, до двух ответов, % от тех, кто сейчас посещает кинотеатры реже, чем раньше, до самоизоляции, или сейчас не посещает, а раньше посещал)

Все опрошенные 18— 24 года 25— 34 года 35— 44 года 45— 59 лет 60 лет и старше

Опасаюсь заразиться коронавирусом/предпочитаю не посещать места скопления людей без острой необходимости 33 28 30 31 33 49

Нет времени/некогда 30 33 33 34 28 11

Нет интересных фильмов в кинотеатрах 17 19 20 15 16 13

Предпочитаю смотреть фильмы дома 15 17 13 13 16 23

Слишком дорогие билеты 6 6 5 8 7 5

Не с кем ходить/нет компании 5 12 2 3 6 4

Неудобное расписание фильмов в кинотеатрах 2 5 0 2 1 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Опасаетесь ли Вы того, что Вы можете заразиться коронавирусной инфекцией при посещении кинотеатра, или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Таблица 2. Поговорим об онлайн-кинотеатрах—сайтах с легальным доступом, на которых собрана коллекция фильмов. Скажите, а Вы смотрите или не смотрите фильмы в онлайн-кинотеатрах? (закрытый вопрос, до двух ответов, % от тех, кто пользуется интернетом)

Все опрошенные 18— 24 года 25— 34 года 35— 44 года 45— 59 лет 60 лет и старше

Смотрю, есть платная подписка на онлайн-кинотеатр 13 26 21 15 5 2

Смотрю, покупаю отдельные фильмы в онлайн-кинотеатрах 5 4 10 8 1 1

Смотрю только бесплатные фильмы в онлайн-кинотеатрах 31 39 31 30 31 27

Ничего не смотрю в онлайн-кинотеатрах 49 33 43 49 55 59

Впервые слышу об онлайн-кинотеатрах 6 3 1 4 8 11

Затрудняюсь ответить 1 0 0 1 1 1

Смотрю, есть платная подписка на онлайн-кинотеатр 13 26 21 15 5 2

Назвали фильм

| Слышал о таких фильмах, но названий не помню/ затрудняюсь назвать

| Впервые слышу о премьерных показах фильмов в онлайн-кинотеатрах

Затрудняюсь ответить

Рис. 5. В этом году во время режима самоизоляции, когда кинотеатры были закрыты, премьерные показы некоторых новых фильмов проходили в интернете, на онлайн-площадках. Знаете ли Вы фильмы, премьерные показы которых проходили в этом году в интернете, или нет? (открытый вопрос, до трех ответов, % от тех, кто пользуется интернетом)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше

■ Сходить в кинотеатр на премьеру фильма

■ Посмотреть премьеру в интернете, в онлайн-кинотеатре

■ Ни то, ни другое Затрудняюсь ответить

Рис. 6. Представьте, что у Вас есть выбор в отношении фильма, премьеру которого Вы ожидаете: сходить на этот фильм в кинотеатр или посмотреть его премьеру в интернете, в онлайн-кинотеатре.

Какой вариант Вы бы предпочли? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто пользуется интернетом)

СЕЗОН ОРВИ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ 4

14 сентября 2020 г.

Большинство россиян (84 %) утверждают, что в той или иной мере заботятся о своем здоровье. Среди наиболее распространенных мер: отказ от вредных привычек—курения (55 %) и алкоголя (49 %), а также своевременное обращение к врачам (46 %). За последние полгода болели около 17 % опрошенных. Абсолютное большинство (84 %) респондентов информированы о мерах профилактики ОРВИ. В связи с эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции, отношение большей части россиян (68 %) к профилактике ОРВИ, по их собственному наблюдению, изменилось: стало более распространено использование медицинских масок (52 %), социальную дистанцию стали держать 38 % участников опроса. Вместе с тем треть россиян (36 %) за последние 12 месяцев ничего не делали для профилактики ОРВИ.

Рис. 7. Можете ли Вы сказать о себе «я забочусь о своем здоровье» или нет? Если да, то в чем это проявляется? Вы можете дать любое число ответов (закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

4 Опрос проведен по заказу компании «Буарон». При реализации проекта было использовано экспертное решение ВЦИОМ «Публичное социальное исследование».

Рис. 8. Как часто Вы обычно болеете гриппом или ОРВИ? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 9. Скажите, пожалуйста, за последние полгода Вы болели гриппом или ОРВИ или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Таблица 3. Какие меры Вы могли бы отнести к способам профилактики ОРВИ? Назовите как можно больше таких мер (открытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Меры, связанные с соблюдением гигиены и социальной дистанции

Снижение социальных контактов, дистанции 19

Соблюдение гигиенических норм, уборка и проветривание помещений 17

Ношение масок/перчаток 15

Меры, связанные с ведением здорового образа жизни

Одеваться по погоде, не переохлаждаться 15

Закаливание, укрепление иммунитета 15

Занятия спортом 14

Соблюдение режима отдыха, сна, прогулок 13

Вести здоровый образ жизни 13

Правильное питание 10

Меры, связанные с обращением в медицинские учреждения

Прививки 26

Своевременное лечение/обращение к врачу 9

Следить за здоровьем 6

Меры, связанные с приемом специальных препаратов

Витамины 18

Прием противовирусных препаратов 7

Использование препаратов (оксолиновая мазь, парацетамол), полоскание рта и носа 3

Меры, связанные с приемом народных средств

Народные средства (чеснок, лук, цитрусовые, баня) 15

Нет никаких способов профилактики ОРВИ / от ОРВИ нельзя уберечься 2

Другое 5

Носил маску/перчатки Принимал витамины Делал прививку

Самоизолировался, соблюдал дистанцию

Использовал народные способы лечения (мед, цитрусовые, лук, чеснок, баня)

Соблюдал гигиену, проводил дезинфекцию Принимал противовирусные препараты Занимался спортом Лечился гри появлении симптомов / обращался к врачу

Закалялся Одевался по погоде Вел здоровый образ жизни Гулял на свежем воздухе Ел много фруктов и овощей Соблюдал режим сна, отдыха, снизил уровень стресса Ничего специально не делал Другое

Затрудняюсь ответить

36

Рис. 10. За последние двенадцать месяцев Вы предпринимали какие-либо меры, чтобы не заболеть гриппом или ОРВИ, или ничего не делали? Если предпринимали, то что именно? Назовите несколько мер (открытый вопрос, не более трех ответов, % от всех опрошенных)

Рис. 11. Изменилось или не изменилось Ваше отношение к профилактике ОРВИ за последние полгода? Если изменилось, то в каких действиях это проявилось? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

ИТОГИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ЛЕТА — 2020

15 и 17 сентября 2020 г.

Летом 2020 года более трети россиян отдыхали дома (37 %), еще четверть — на даче или садовом участке (27 %). Каждый десятый (9 %) побывал в другом городе, а 6 % ездили на курорты Краснодарского края. Большинство из тех, кто отдыхал этим летом, остались довольны своим отдыхом: 90 % против 10 % недовольных. Тем, кто отдыхал в России, в отдыхе больше всего понравились погода и климат (20 %), природа (20 %) и море (15 %). В среднем тем, кто ездил этим летом за пределы своего дома и дачи, отдых обошелся в 32 592 рубля на одного человека (на 18,5 % меньше, чем в 2019) при планируемом бюджете в 49 500 рублей. О программе государственных выплат за туры по России что-либо слышали 70 % россиян, о хорошем информировании сообщили 19 %. Абсолютное большинство россиян не пользовались этой программой (99 %).

Рис. 12. Поговорим о том, как Вы провели лето. Вспомните, пожалуйста, где Вы отдыхали этим летом? (закрытый вопрос, до пяти ответов, % от всех опрошенных)

49,5

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 ^^»Предполагаемый бюджет ^^»Фактический бюджет

Рис. 13. Оцените, пожалуйста, сколько денег было потрачено на Ваш отдых этим летом? Если Вы отдыхали не один (одна), укажите, пожалуйста, сумму из расчета на одного человека (открытый вопрос, один ответ, средняя сумма в тыс. руб., % от тех, кто отдыхал этим летом)

ос 91 88 „. 93 90

86 _ вв 82 83 85

11 16 16 14 7 10

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 14. Скажите, Вы довольны или недовольны тем, как отдохнули этим летом? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто отдыхал этим летом за пределами города, села и дачи)

Рис. 15. Что Вам больше всего понравилось в отдыхе в России в этом году? (открытый вопрос, до трех ответов, % от тех, кто отдыхал в этом году в России, представлены ответы от 4 % респондентов)

Рис. 16. Что Вам больше всего не понравилось в отдыхе в России в этом году? (открытый вопрос, до трех ответов, % от тех, кто отдыхал в этом году в России, представлены ответы от 2 % респондентов)

Рис. 17. Как, на Ваш взгляд, за последние пять лет в России изменились условия для отдыха и досуга? (закрытый вопрос, один ответ, % всех опрошенных)

БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ, ИЛИ ДЕДЫ И ВНУКИ

5 октября 2020 г.

В воспитании большинства россиян (74 %) в той или иной степени принимали участие бабушки и дедушки. Более половины наших соотечественников (66 %) сходятся во мнении, что молодой семье без материальных трудностей лучше отдать детей в детский сад. Четверть опрошенных россиян (27 %) готовы доверить воспитание своих детей бабушкам и дедушкам. По мнению практически абсолютного большинства россиян (84 %), бабушки и дедушки могут научить внуков жизненной мудрости, которую накопили за годы своей жизни. Бабушки в воспоминаниях респондентов обладают такими качествами, как душевность, доброта и тепло (54 %); забота, внимание и поддержка (19 %); любовь (13 %). Дедушки тоже ассоциируются с добротой (12 %), заботой и любовью (по 7 % соответственно). В то же время они ассоциируются и с авторитетом (6 %).

Рис. 18. Скажите, пожалуйста, насколько активно принимали участие в Вашем воспитании Ваши бабушки и дедушки? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 19. Что бы Вы порекомендовали молодой семье, не испытывающей материальных трудностей: пригласить профессиональную няню, доверить воспитание детей их бабушке и/или дедушке, которые могут с ними оставаться (хорошо себя чувствуют, уже не работают, живут рядом) или же отдать детей в детский сад? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 20. С каким из следующих суждений Вы согласны в большей степени. (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 21. Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы вспоминаете о своей бабушке? (открытый вопрос, до 5 ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2 % и более)

Доброта Положительные

Заботливый 7

Любовь 7

Цитаты/Разговоры сдедом/Опыт/Знания 7

Мудрость 6

Воспитание/Авторитет 6

Строгий Трудолюбие/Усердие Надежный/Можно положиться Война/9 мая Ностальгия/Воспоминания/Грустно Веселый/Юмор Мужественность Сила

Рыбалка/Охота Баловал Гордость Тепло Нет ассоциаций

Не был знаком со своими дедушками/никогда их не видел

Другое

Затрудняюсь ответить

Рис. 22. Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы вспоминаете о своем дедушке? (открытый вопрос, до 5 ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2 % и более)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.