http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2018-20-1-187-191
УДК 615.2(470.621)
МОНИТОРИНГ ЛИЦ, ПОЛУЧАЮЩИХ ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ
Беданокова М.Р., Бат Н.М.
ФГБОУ ВО Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп, Российская Федерация
Аннотация: Лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях отдельных категорий граждан Российской Федерации осуществляется в рамках Федерального закона от 17 .07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011г. № 1155. Доведение лекарственных препаратов до льготных категорий населения, как и оказание высококвалифицированной и доступной лекарственной помощи, является важным условием эффективной реализации программы государственных гарантий. Сложившаяся в России в последние годы кризисная ситуация, безусловно, повлияла на лекарственное обеспечение граждан Республики Адыгея. Целью настоящего исследования явилось изучение динамики численности льготных категорий граждан за 2011-2016 гг. для дальнейшего определения демографических и социально-экономических особенностей, влияющих на лекарственное обеспечение населения Республики Адыгея (РА). В качестве объектов были выбраны льготные категории граждан РА по лекарственному обеспечению. Комплексный анализ регионального сегмента федерального регистра лиц, имеющих право на государственную поддержку в виде набора социальных услуг (НСУ), выявил рост числа граждан, сохранивших за собой право на часть НСУ в виде лекарственного обеспечения. Вследствие этого, увеличивается нагрузка на уполномоченные организации, что, в условиях ограниченного финансирования, безусловно, способствует снижению эффективности реализации государственных гарантий. Ключевые слова: льготные категории граждан, федеральный регистр, региональный регистр, аптечный склад, аптечная организация.
Одной из серьезнейших проблем современной российской системы здравоохранения является большой разрыв между утвержденными гарантиями оказания бесплатной медицинской помощи и их финансовым обеспечением [3]. При существующем уровне финансирования практически невозможно добиться удовлетворения в полном объеме даже базовых потребностей населения в медицинских услугах, лекарственных препаратах (ЛП) и медицинских изделиях [2]. Сложившаяся в современном обществе экономическая ситуация, безусловно, отрицательно сказалась на обеспечении населения необходимыми ЛП и привела к массовому отказу граждан от социального пакета.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан осуществляется за счет средств федерации и бюджетов субъектов РФ. Объем и качество фармацевтической помощи, предоставляемой населению, во многом определяется в зависимости от места проживания [1].
Целью настоящего исследования явилось изучение динамики изменения численности льготных категорий граждан с 2011 по 2016 гг. для дальнейшего определения демографических и социально-экономических особенностей, влияющих на лекарственное обеспечение населения РА. В качестве объектов для выполнения данного исследования были выбраны льготные категории граждан РА по лекарственному обеспечению.
Анализ динамики изменения численности льготного населения региона был проведен по данным регионального отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по РА, уполномоченного Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и РА и первичные учетные документы статистического управления Министерства здравоохранения РА с 2011 по 2016 гг. В процессе исследований использованы методы статистической обработки данных, графический редактор Microsoft Office.
Результаты исследования и их обсуждение. Нами проведен анализ регионального сегмента Федерального регистра Пенсионного фонда РФ с 2011 по 2016 гг.
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 1
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-20-l —--—
Согласно федеральным законам «Об основах охраны здоровья граждан» № 323 от 21.11.2011 г. и «О государственной социальной помощи» № 178 от 17.07.1999 г., а также официальному источнику pfrf.ru, лица, включенные в федеральный регистр Пенсионного фонда РФ, имеют право на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), размеры которых установлены отдельно для каждой льготной категории, и на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (НСУ). Также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов вследствие военной травмы устанавливается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (источник http://www.pfrf.ru/grazdanam/federal_beneficiaries/demo /). Набор социальных услуг складывается из трех составляющих: лекарственное обеспечение на сумму
807,94 руб., путевка на санаторно-курортное лечение на сумму 124,99 руб., бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также междугороднем транспорте к месту лечения и обратно на 116,04 руб. Гражданин РА, имеющий право на набор социальных услуг, может обратиться в отделение Пенсионного фонда РФ с заявлением и отказаться от НСУ в пользу денежного эквивалента в размере 1048,97 руб. (с 01 февраля 2017 года). Также возможно отказаться от одной или нескольких составляющих набора социальных услуг. В результате исследований, нами были определены следующие льготные категории и численность граждан, проживающих на территории РА, приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Численность льготных категорий граждан РА в федеральном регистре за 2011 - 2016 гг
Наименование льготы 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Фактическая численность, чел
Отклонение численности (+,-) чел. / отклонения в процентах (+,-)
Инвалиды войны 375 335 299 249 179 144
- 40 - 10,7 - 36 - 10,7 - 50 - 16,7 - 70 - 28,1 - 35 - 19,6
Участники войны, ставшие инвалидами 966 839 720 576 366 300
- - -127 -13,1 -119 -14,2 -144 -20 -210 -36,5 -66 -18
Участники войны 69 63 55 50 43 37
- - -6 -8,7 -8 -12,7 -5 -9 -7 -14 -6 -14
Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, не менее 6-ти месяцев. 74 68 58 48 32 26
-6 -8,1 -10 -14,7 -10 -17,2 -16 -33,3 -6 -18,8
Награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда» 45 44 43 41 35 31
- - -1 -2,2 -1 -2,3 -2 -4,7 -6 -14,6 -4 -11,4
Члены семей, погибших инвалидов и участников ВОВ 2412 2215 1981 1809 1466 1272
- - -197 -8,2 -234 -10,6 -172 -8,7 -343 -19 -194 -13,2
Общее количество граждан РФ, состоящих в Федеральном регистре 45296 45541 45485 44373 42958 43379
245 0,54 -56 -0,12 1112 -2,44 -1415 -3,19 421 0,98
Установлено, что за последний год наблюдается рост общего числа граждан, включенных в федеральный регистр на 421 человека. Локальное увеличение числа федеральных льготников обусловлено ростом численности населения по категории 081-084 «Инвалиды (I, II, III группы)», «Дети-инвалиды». При этом происходит ежегодное снижение общей численности граждан в региональном регистре для получения ЛП в
среднем на 383 человека в год, что составляет 0,85%. Причиной отрицательной тенденции является естественная убыль населения.
Мониторинг распределения числа лиц, включенных в региональный сегмент Федерального регистра и сохранивших за собой право на получение государственной социальной помощи (ГСП) в виде полного
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 1
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2018-20-l —--—
НСУ по муниципальным районам РА на 01.01.2017 г. отражен в таблице 2.
Таблица 2
Распределение численности федеральных льготников в РА по муниципальным районам на 01.01.2017 г.
Муниципальный район Республики Адыгея Численность населения (чел):
всего в том числе: количество федеральных льготников,
получающих полный набор социальных услуг сохранивших за собой право только на получение лекарственной помощи
2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. отклонение (+),(-) 2015 г. 2016 г. отклонение (+),(-)
г. Майкоп 167350 166708 1837 2488 651 1019 926 -93
Гиагинский район 31185 31278 350 747 397 138 128 -10
Кошехабльский район 29968 29886 403 628 225 88 75 -13
Красногвардейский район 31365 31511 339 737 398 138 114 -24
Майкопский район 60097 60135 753 888 135 217 224 7
Тахтамукайский район 78925 81488 1010 1179 169 232 226 -6
Теучежский район 20988 20949 281 640 359 102 78 -24
Шовгеновский район 16441 16245 308 655 347 44 31 -13
г. Адыгейск 15161 15166 269 252 -17 52 14 -38
Итого: по Республике Адыгея 451480 453366 5550 8214 2664 2030 1816 -214
В результате анализа структуры федерального регистра лиц, имеющих право на НСУ по муниципальным образованиям РА в 2016 году, нами было выявлено, что наибольшее количество федеральных льгот-
ников, получающих полный НСУ, проживает в г. Майкоп, Тахтамукайском районе и Майкопском районе. Несмотря на высокий показатель общей численности населения, в г. Адыгейск проживает наименьшее число граждан, получающих НСУ (1,6% в 2016 г.).
т*
Ю
-СО_
а™
т-СО У>
Ю СО -St-
ю
CN СО ОМ,
СТ> СО
со h-со
тг
-«Ч-ш
г-ю
ICQ
то
JQ-
Ю <7> ОМ ТГ
ст> 00
О lO_
По Г) со
-р-
СО СО тГ
-f?5-
ю см
N
»
□ Число лиц, имеющих право на набор социальных услуг
□ Число лиц, сохранивших за собой право на набор социальных услуг в натуральной форме
□ Лица, которые сохранили за собой право на льготное лекарственное обеспечение по федеральным стандартам
■ Общеечисло лиц в федеральном регистре (федеральные льготники)
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Рис. 1. Показатели численности лиц регионального сегмента Федерального регистра Пенсионного фонда РА за
2012 - 2016 гг.
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 1
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-20-1 —--—
Исходя из данных Федерального регистра РА происходит, сокращение общего числа лиц в среднем на 541 человека в год, при этом среднее увеличение числа лиц, имеющих право на НСУ, составило 86 человек в год. Среднегодовой темп роста числа лиц, сохранивших за собой право только на лекарственное обеспечение, составил 3,8%. Происходит ежегодное увеличение
доли данной категории граждан в общем числе лиц, сохранивших за собой браво на НСУ, в среднем на 1,3%.
Для более детального выявления тенденции изменения численности категорий граждан в федеральном регистре РА, нами был проведен анализ показателей за 2016 г., рисунок 2.
□ Численность лиц, которым установлена ЕДВ
□ Численность лиц, получающих ГСП в виде полного НСУ ч.1 ст.6.2 ФЗ №178
□ Число лиц, отказавшихся от одной из "оСНовнойТ4 астей НСУ в пользу денежного эквивалента*
□ Численность лиц,получающих ГСП в виде НСУ по п. 1 ч. 1 ст.6.2 ФЗ №178
□ Численность лиц, получающих ГСП в виде НСУ по п.1.1 ч.1 и п.2 ч.1 ст.6.2 ФЗ №178
Рис. 2. Численность лиц, которым установлена ЕДВ и численность лиц, имеющих право на получение ГСП в
виде НСУ на 01.01.2017г.
* Данный показатель включает в себя граждан, отказавшихся от одной, двух или всех частей ст.6.2 ФЗ №178 в пользу денежного эквивалента.
В 2016г. количество граждан, имеющих право на лекарственное обеспечение за счет средств субъектов РА, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890 составило 43379 человек. Произошел рост общего числа лиц регионального сегмента Федерального регистра льготников и, соответственно, возросло число лиц, имеющих право на НСУ на 2664 человека (по сравнению с 2015г.). Данное явление свидетельствует о «стареющем» демографическом типе населения РА. Отказались от НСУ 34,6% человек, что на 10,9% меньше, по сравнению с предыдущим периодом. 22,1% сохранили за собой право только на лекарственное обеспечение (на 14,48% меньше, по сравнению с 2015 г.).
Заключение. По состоянию на 01.01.2017 г. численность лиц, имеющих право на НСУ, составила 12557 человек, 34,6 % из которых (4343) отказались от НСУ и предпочли ЕДВ. По результатам исследования с 2011 по 2016 гг. наблюдается рост числа федеральных льготников, которые предпочитают только лекарственное обеспечение из всего набора социальных услуг на 3,8% в год. Вследствие этого, увеличивается
нагрузка на уполномоченные организации, что, в условиях ограниченного финансирования, безусловно, способствует снижению эффективности реализации государственных гарантий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Гаврилина Н.И. Основные направления фармацевтического менеджмента и его использование в обеспечении доступности лекарственной помощи / Н.И. Гаврилина // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции. - 2014. - №69. - С. 342-344.
[2] Омельяновский В. В., Максимова Л. В., Татаринов А. П. Зарубежный опыт: модели финансирования и организации систем здравоохранения. Финансовый журнал. / В.В. Омельяновский, Л.В. Максимова, А.П. Татаринов // Аудит и финансовый анализ. -2014. - № 3(21). - С. 22-34
[3] Федяев Д.В., Мельникова Л.С., Сура М.В., Аксентьева М.В. Проблемы конкретизации программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи / Д.В. Федяев, Л.С. Мельникова, М.В. Сура, М.В. Аксентьева // Медицинские технологии. Оценка и выбор. - 2015 г. -№3(21). - С. 53-59.
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 1
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2018-20-1 —--—
MONITORING OF THE CITIZENS RECEIVING PREFERENTIAL PROVISION OF MEDICINES IN THE REPUBLIC OF ADYGEA
Bedanokova M.R., Bat N.M.
Maikop State Technological University, Maikop, Russian Federation
Annotation. Provision of medicines according to recipes of preferential categories of citizens of the Russian Federation is carried out in accordance of the Federal Law of 17.07.07.1999 № 178 "On State Social Assistance" and the Decree of the Government of the Russian Federation of 26.12.2011 № 1155. Bringing medicines to preferential categories of the population, as well as rendering the highly skilled and available medicinal help, is an important condition of effective implementation of the program of the state guarantees. The crisis situation which has developed in Russia in recent years, certainly, has influenced provision of medicines of citizens of the Republic of Adygea. The purpose of the research was studying of dynamics of number of preferential categories of citizens for 20122016 for further determination of the demographic and social and economic features influencing provision of medicines of the population of the Republic of Adygea (RA). As objects have been chosen preferential categories of citizens of RA on provision of medicines. The complex analysis of a regional segment of the federal register of the of preferential categories of citizens has revealed growth of number of the citizens who have reserved a part of social services in the form of provision of medicines. Thereof, grow of authorized organizations increases that, in the conditions of limited financing, certainly, promotes decrease in efficiency of realization of the state guarantees.
Key words: preferential categories of citizens, federal register, regional register, authorized pharmaceutical warehouse, authorized pharmaceutical organization.
REFERENCES
[1] Gavrilina N.I. Osnovnye napravlenija farmacevticheskogo menedzhmenta i ego ispol'zovanie v obespechenii dostupnosti lekarstvennoj pomoshhi / N.I. Gavrilina // Razrabotka, issledovanie i marketing novoj farmacevticheskoj produkcii. - 2014. - №69. - p. 342-344.
[2] Omelyanovskij V.V., Maksimova L.V., Tatarinov A.P. International Experience of Funding and Organization of
Healthcare Systems // V.V. Omelyanovskij, L.V. Maksimova, A.P. Tatarinov // Financial Journal. - 2014. -№3 (21). - p. 22-34. [3] Fedjaev D.V., Melnikova L.S., Sura M.V., Aksentjeva M.V. Problems of Concretization of the Program of State Guarantees for Free Medical Care for Russian Citizens / D.V. Fedjaev, L.S. Melnikova, M.V. Sura, M.V. Aksentjeva // Medical technologies. Assessment and choice - 2015. - №3 (21). - p. 53-59.