Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ РЕФОРМ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ РЕФОРМ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ РЕФОРМ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ»

к Конституции Российской Федерации», Проект № 885214-7 имеет наименование — «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Однако, на наш взгляд, наименование не в полной мере отражает суть данной поправки, поскольку: во-первых, предмет регулирования намного шире (например, пункт 2 ст. 1 Проекта № 885214-7 явно связан с социальной функцией государства и во многом дублирует положения, закрепленные в ст. 7, 37, 39 Конституции РФ) и озвучиваемые предложения о поправках к Проекту № 885214-7 еще более расширяют предмет регулирования; во-вторых, термин «публичная власть» не характерен для российского законодательства1 и его содержание не раскрыто в Проекте № 885214-7; в-третьих, в Проекте № 885214-7 термин «публичная власть» упоминается дважды — в наименовании и в пункте 21 статьи 1, которым далеко небесспорно в статью 132 Конституции РФ вводится новая часть 3. Вероятно, Проект № 885214-7 следует разделить как минимум на два самостоятельных по предмету регулирования закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ с максимально точными наименованиями, отражающими суть поправок.

Елисеева В.С., преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия

Мониторинг конституционных реформ в странах Содружества Независимых Государств

Проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 88 521 4-72, подготовленный на основании инициатив, озвученных В.В. Путиным в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию3, вызвал нешуточную дискуссию в российском обществе. Проект предусматривает существенное изменение текста Конституции РФ4, в частности: предложено изменить 22 статьи. Заметим, до внесения Проекта № 885214-7 в текст Конституции РФ (без учета положений ст. 65) поправки вносились четырежды, но были изменены всего 14 статей (в ст. 83 изменения вносились дважды) и наименование главы 7, а также исключена статья 127 Конституции РФ.

При этом мониторинг конституционных реформ в странах Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) позволял до начала конституционной реформы 2020 назвать Конституцию РФ одним из самых стабильных конституционных актов среди стран — участниц СНГ (см. таблицу 4).

Из приведенных в таблице сведений следует, что:

— предусмотренный соответствующей конституцией способ внесения изменений в текст конституции, очевидно, накладывает отпечаток на периодичность и объем вносимых конституционных изменений, но отнюдь не влияет на абсолютную стабильность конституции. Так, парламентский способ внесения изменений позволяет более гибко реагировать на изменяющиеся общественно-политические отношения, как, например, в Казахстане (5 законов о поправке в более чем 70 статей), в Молдове (8 поправок в более чем 40 статей). Заметим, что в Молдове дважды для исправления технических ошибок, опечаток использовался не предусмотренный самой конституцией механизм внесения поправок в Конституцию секретариатом Парламента5;

1 Термин «публичная власть» упоминается в законодательстве Российской Федерации единожды — в статье 353 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ (ред. от

26.11.2019) (Собрание законодательства РФ. 1999. № 18, ст. 2207).

2 О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти: проект закона РФ о поправке к Конституции РФ № 885214-7. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7 (дата обращения:

28.01.2020).

3 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года // Российская газета. 2020. 16 января.

4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.

5 URL: http://lex.justice.md/ru/311496/ (дата обращения: 28.01.2020).

— референдум, являясь более сложной и дорогостоящей процедурой, диктует более экономный подход, но, как правило, влечет за собой более масштабные изменения, как, например, в Азербайджане (референдумы проводились трижды, были внесены изменения в 78 статей) или Узбекистане (11 поправок, принятых как Парламентом, так и на референдумах).

Таблица 4

Конституционные реформы стран СНГ: сводная информация

Страна Дата принятия Процедура конституцион- Внесенные изменения

Конституции ных поправок

способ норма год кол-во затронутых статей

Республика 12 ноября референдум ст. 152 2002 20

Азербайджан 1995 года 2009 29

2016 29

Республика 5 июля референдум ст. 111 2005

Армения 1995 года 2015 новая редакция

Республика 15 марта Парламент/ ст. 138-140 1996 новая редакция

Беларусь 1994 года референдум 2004 1

Республика 30 августа Парламент/ ст. 91 1998 7

Казахстан 1995 года референдум 2007 40

2011 1

2017 25

2019 1

Республика 27 июня Парламент/ ст. 114 2016 25, преамбула

Кыргызстан 2010 года референдум

Республика 29 июля Парламент ст. 141-143 1996 2

Молдова 1994 года 2000 18

2001 5

2002 (трижды) 8

2003 3

2006 1

Таджикистан 6 ноября референдум ст. 98 1999

1994 года 2003

2016 37 статей, переходные положения

Узбекистан 8 декабря Парламент/ ст. 127-128 2002

1992 года референдум 2007

2008

2011 (дважды)

2014

2017

2018

2019 (трижды)

При этом подчеркнем, что «масштабы» изменения конституций рассматриваются, скорее, в количественном, а не в качественном измерении. С содержательной точки зрения наиболее часто встречаются четыре группы конституционных поправок:

— изменение (установление) формы правления в стране (например, «в статье 1: дополнить частью второй следующего содержания: "Форма правления Республикой Таджикистан является президентской"»1);

1 Изменения и дополнения в Конституцию Республики Таджикистан, принятые на референдуме 22.05.2016. URL: https://www.tajembassy.ru/ru/press/news/368-izmeneniya-i-dopolneniya-v-konstitutsiyu-respubliki-tadzhikistan (дата обращения: 30.01.2020).

176

Юридическая наука и практика

— по вопросу правового статуса главы государства, включая особый статус первого Президента страны (например, «в статье 65... части четвертой слова "одного срока" заменить словами "двух сроков"»1);

— замена количества членов коллегиального органа (например, «Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом»2) или сроков полномочий должностных лиц (например, «(1) В Высший совет магистратуры входят судьи и штатные преподаватели, избранные на четырехлетний срок»3);

— поправки технико-юридического характера (например, «в статье 29: часть V считать частью VII»4).

Важно отметить, что конституционные поправки в странах СНГ были связаны не только с поправками в текст конституции или с принятием Конституции в новой редакции (Армения, Беларусь), но и с изменением наименования самой Конституции (в Таджикистане смысл замены наименования Конституции на персидском языке в переводе на русский язык означал смену термина «Закон» на «Основной Закон»), внесением поправок в преамбулу (Кыргызстан) и даже в переходные положения (Таджикистан).

Таким образом, конституционные реформы в странах СНГ — объективное явление, реакция на изменяющиеся политические обстоятельства в условиях отказа от «советского прошлого», парада суверенитетов, утверждения (нередко — «насаждения» под давлением извне) демократических цен-носте, и других специфических общих для стран СНГ факторов, обусловивших их «переходность».

Баранов В.М., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, помощник начальника Нижегородской академии МВД России по инновационному развитию научной деятельности, заместитель председателя научно-консультативного совета при Законодательном собрании Нижегородской области

Защита прав человека в фокусе президентских поправок в Конституцию России

Совершенствование действующей Конституции России — не спонтанный и не спешный, а давно ожидаемый процесс. Обсуждаемые не только в России, но и во всем мире, поправки в Конституцию нашего государства выступают итогом многовекового развития отечественного конституционализма. Прямо либо косвенно поправки касаются системы, содержания и гарантий фундаментальных прав человека.

Вначале коснусь одной принципиального рода поправки в ныне действующую статью 79 Конституции РФ: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации». Здесь все логично и законно, с точки зрения международного и конституционного права определено, что требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат Конституции РФ.

Самое важное — соотнести по критерию верховенства Конституцию РФ над всеми иными законами и источниками права именно в связи с ее принятием на референдуме. Следовательно, огра-

1 Изменения и дополнения в Конституцию Республики Таджикистан, принятые на референдуме 22.06.2003. URL: https://tajikistan.turkestan.ru/constitution/changes.html (дата обращения: 30.01.2020).

2 О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан: закон Республики Казахстан от 21 мая 2007 г № 254-III // Казахстанская правда. 2007. № 76 (25321).

3 О внесении изменений в Конституцию Республики Молдова: закон от 21 ноября 2002 г № 1471 // Monitorul Oficial. 2002. № 169, ст. № 1294.

4 О внесении изменений в Конституцию Азербайджанской Республики: акт референдума Азербайджанской Республики. URL: https://azertag.az/ (дата обращения: 28.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.