05.13.10 УДК 004.02:378
МОНИТОРИНГ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
© 2016
Курилова Оксана Леонидовна, старший преподаватель кафедры «Телекоммуникационные технологии и сети»
Ульяновский государственный университет, Ульяновск (Россия) Смагин Алексей Аркадьевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Телекоммуникационные технологии и сети» Ульяновский государственный университет, Ульяновск (Россия) Липатова Светлана Валерьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Телекоммуникационные технологии и сети» Ульяновский государственный университет, Ульяновск (Россия)
Курилов Федор Михайлович, магистр Ульяновский государственный университет, Ульяновск (Россия)
Аннотация. В условиях функционирования современного рынка трудовых ресурсов основным критерием при оценке выпускников высших профессиональных образовательных учреждений становится их реальная профессиональная квалификация и компетентность, обеспечивающие конкурентоспособность и профессиональную мобильность специалиста. В статье рассматриваются математическая модель взаимосвязи компетенций и дисциплин; метод автоматического построения ориентированного графа дисциплин на основе входящих и исходящих компетенций; предложены методика численной оценки конкретных профессиональных компетенций выпускника на основе результатов изучения дисциплин в течение всего периода обучения и методика оценки компетентности выпускника по всем дисциплинам; представлена методика построения профиля студента; предложена методика профилирования выпускника, а именно работодателю предлагается требования по компетенциям для каждой должности выразить в виде профиля должности, а выпускник может проверить свое соответствие определенной должности путем наложения профиля выпускника и профиля должности, причем результат этой проверки выражается в процентном соотношении с определенными рекомендациями.
Ключевые слова: компетенция, математическая модель взаимосвязи компетенций и дисциплин, ориентированный граф дисциплин, оценка профессиональных компетенций, профиль должности, профиль студента.
MONITORING OF THE COMPETENCE OF GRADUATES
© 2016
Kurilov Oksana Leonidovna, senior lecturer of the Department «Telecommunication technologies and networks»
Smagin Alexey Arkadyevich, doctor of technical Sciences, Professor, head of Department «Telecommunication technologies and networks» Lipatova Svetlana Valeryevna, candidate of technical Sciences, associate Professor of «Telecommunication technologies and networks» Kurilov Fyodor Mikhailovich, master Ulyanovsk state University, Ulyanovsk (Russia))
Abstract. In the conditions of functioning of modern labour market the main criterion in the evaluation of graduates of higher professional educational institutions is their actual professional qualifications and competence to ensure competitiveness and professional mobility of a specialist. The article discusses a mathematical model of the relationship between competences and disciplines; a method for automatically constructing a directed graph of subjects on the basis of incoming and outgoing competencies; the proposed procedure for numerical evaluation of the specific professional competencies of graduates based on the results of the study subjects during the period of study and method of assessment of competence of the graduate in all disciplines; presents a method of constructing a profile of the student; the proposed method of grading graduate, namely the employer provides competency requirements for each position to be expressed in the form of a profile of position and student can check their compliance with a certain position by superimposing a profile of the graduate and profile positions, and the results of this test are expressed as a percentage with defined recommendations.
Key words: competence, mathematical model of the relationship between competences and disciplines, a directed graph of subjects, assessment of professional competencies, job profile, profile of the student.
Для повышения качества подготовки специалиста с учётом требований современных образовательных стандартов и работодателей необходима разработка процедуры оценки компетенций. В структуре основной образовательной программы должна присутствовать составляющая, которая отражает взаимосвязь между дисциплинарной структурой и компетентностной моделью.
В настоящее время решение задач числовой оценки компетентности выпускника и его соответствия требованиям работодателя остаются незавершенными.
Несмотря на достаточно полную разработанность теоретической базы
компетентностного подхода в образовательном процессе, существует проблема создания и внедрения автоматизированных систем мониторинга и оценки компетенций выпускников вуза [1]. Например, в [2] описан инновационный метод оценки компетенций с использованием уровней освоения компетенций, но данный метод не предполагает практическую реализацию, т. е. построение автоматизированной системы.
В работах Б. Блума, Д. Бокка, Дж. Гилфорда, В. П. Беспалько, В. П. Симонова [3], С. Торпа [4], Дж. Клиффорда [4] исследуются вопросы оценки уровня сформированности компетенций. В [5, 6, 7] используются подходы В. П. Симонова, С. Торпа, Дж. Клиффорда для оценки сформированности различных видов компетенций в
общеобразовательных и профессиональных учреждениях.
Взаимосвязь дисциплин и компетенций отражена в учебном плане, который определяет перечень изучаемых дисциплин, порядок их изучения и объем. Каждая дисциплина требует определенной подготовки студента и уровня владения компетенциями. Взаимосвязь элементов компетенций и дисциплины на примере дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация информационных технологий» представлена на рисунке 1, слева требуемые перед началом обучения элементы компетенций, справа - сформировавшиеся после обучения.
знание основ теории вероятности и математической статистики ( принадлежат ПК-26)
знание основных физических законов ( принадлежат ПК-14)
знание электронных элементов аппаратуры связи ( принадлежат ПК-18)
знание преобразований частоты колебаний ( принадлежат ПК-18)
знание основ теории логических схем ( принадлежат ПК-18) и т.д.
Метрология, стандартизация и сертификация информационных технологий
знание основных методов измерений, используемых при эксплуатации средств связи (принадлежат ПК-1, ПК-8, ПК-20)
знание принципов построения, основных правил применения измерительных приборов _( принадлежат ПК-8)__у
знание порядка эксплуатации и организации проверки за измерительными приборами (принадлежат ПК-11)
знание основ стандартизации ( принадлежат ПК-1, ПК-7)
мение использовать по назначению типовые\
средства измерений (принадлежат ПК-8, ПК-12)
умение обрабатывать результаты измерений ( принадлежат ПК-27) и т.д. )
Рисунок 1 - Взаимосвязь компетенций и дисциплин
Не все дисциплины связаны между собой явно, порядок усвоения знаний по дисциплинам, а следовательно, и элементов компетенций носит не всегда корректный порядок. Взаимосвязь дисциплин можно отследить через входящие (требуемые перед обучением) и исходящие (сформированные в процессе обучения) компетенции. На рисунке 2 показан фрагмент ориентированного графа, на котором для каждой дисциплины отображены предшествующие и следующие за ней дисциплины.
Данную взаимосвязь можно описать, используя аппарат теории множеств. Математическая модель взаимосвязи дисциплин и компетенций выглядит следующим образом.
Пусть имеются множество дисциплин В и множество компетенций К.
В = (Бь Бъ..., Вт}, где Д ={О1пр} -дисциплина, 1=1... т, где Ош^ ={ТНОь РгО} -множество теоретических и практических элементов знания, формируемых в процессе изучения
дисциплины; 1пр,={Ткц, Ртц} - множество теоретических и практических элементов знания, необходимых для усвоения дисциплины, т -
количество изучаемых студентом дисциплин за все время обучения в вузе.
Рисунок 2 - Фрагмент ориентированного графа взаимосвязи дисциплин на примере специальности «Информационные системы и технологии»
Пусть множество компетенций К={КЬ К2, ... Кп}, \К\=п, где К^={ТНр Ртр С} - компетенция у, ]=1...п, Тку - множество элементов теоретического знания, Ргу - множество практических навыков, Су -множество профессиональных качеств личности. Составляющими компетенций являются знания, умения и навыки, например для ПК-26 - «Готовность использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов профессиональных исследований», характерны следующие компоненты: ПК-26=
знание основ теории вероятности и математической статистики; знание классических методов решения нелинейных уравнений; знание структуры погрешностей решения вычислительных задач; знание различных методов решения систем линейных уравнений; и т.д.
В результате изучения отдельной дисциплины формируется выборочное подмножество
компетенций (таблица 1).
Пусть К - подмножество компетенций,
формируемых 1 дисциплиной, т. е. К с К , где и -
количество компетенций, формирующихся в результате изучения 1 дисциплины (таблица 1),
К,
причем
= u < n .
Каждую дисциплину можно представить в следующем виде:
Ц = {Name,,Н, E, Z, , Outt, c,, Kt}, (1)
Где Namei - имя дисциплины i; Inpi -множество дисциплин, которое необходимо освоить перед изучением текущей; 0uti - множество дисциплин, перед изучением которых требуется освоить текущую; Hi - количество часов; ci -количество семестров, в которых изучается i дисциплина; Ei, Zi - вид итогового контроля. Если E(D,)=1 и Z(D,)=0 - экзамен, если E(D)=0 и Z(D)=1 -зачет. Если E(Di) =1 и Z(Di) =1 - экзамен и зачет, если дисциплина изучается в двух семестрах.
Каждая дисциплина Di связана с дисциплиной Dy из множества D. Имеется множество связей S={S1,S2}, через которые отыскиваются наиболее близкие друг другу дисциплины, причем связь S1 связывает дисциплины через теоретические знания, а S2 связывает дисциплины через практические умения и навыки.
Связь между Di и Kj существует, если ThOi П Щ ф0 или Thii П Щф0 или Рг0г ПРг}- ф0 или Рг1г ПРг} Ф0.
Связь между Di и Dy определяется следующим образом:
если Inpy П Outi Ф 0 и Inpi П Outy =0, то Di предшествует Dy (и ноборот);
если Inpy П Outi Ф 0 и Inpi П Outy Ф0, то Di изучается в одном семестре с Dy;
если 1пру П Оы^ = 0 и 1пр1 П Ои1у =0, то D1 не связаны с Dy.
Аналогично можно определить взаимосвязь компетенции и дисциплины.
Для более наглядного представления взаимосвязей дисциплин представим учебный план в виде ориентированного графа О = (V, Ж), V -множество вершин, представляющих из себя множество дисциплин, обладающих свойствами В,
VI = т, т - количество дисциплин, Ж - множество
дуг,
V, = {/, Штв1, Иг, Ег, Zi, 1прг, ОЩ, с }
где 1 - номер вершины, I = 1, т .
Пример графа компетенций, элементов компетенций и дисциплин представлен на рисунке 3, а граф взаимосвязи одной компетенции и дисциплин, с использованием элементов компетенций, представлен на рисунке 4. Связи в этих графах формируются на основе изучения учебных планов и экспертных знаний преподавателей и специалистов.
Рисунок 3 - Граф взаимосвязи дисциплин и компетенций через элементы компетенций
Рисунок 4 - Граф взаимосвязи одной компетенции и дисциплин
Если учитывать только связи между дисциплинами, то граф преобразуется в дерево (без учета циклических связей между сильно связанными дисциплинами, которые изучаются параллельно) на рисунке 5, позволяющее определить, из каких дисциплин формируются отдельные компетенции:
Рисунок 5 - Дерево формирования компетенции через изучение дисциплин
На рисунке 6 представлен пример графа связи дисциплины «Теория информации» с другими дисциплинами.
Рисунок 6 - Граф связей выбранной дисциплины с другими дисциплинами
Профессиональные компетенции (ПК) оцениваются в учебных заведениях в процессе обучения. Для получения оценки составляющих компетенций можно использовать сведения об успеваемости выпускника по конкретным дисциплинам. На примере направления подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (квалификация «Бакалавр») для выявления связи между дисциплинами и компетенциями был разработан граф, показывающий формирование компетенций в ходе изучения дисциплин. Фрагмент графа представлен на рисунке 7.
Суть предлагаемого метода комплексной оценки компетенций заключается в использовании накопленных статистических данных о процессе обучения студентов, в ранжировании учебных дисциплин по важности в учебном плане, в
ранжировании компетенций по их оценкам, в расстановке приоритетов в используемых технологиях обучения и вывода обобщенного значения компетентности студента. Причем вывод о компетентности студента представляется в двух видах: общая компетентность студента - числовое значение и относительная компетентность - в
профессЕ ин остра» язык
нностран] язык
(ок-1
у химия
В таблице 1 выделяется часть, которая является матрицей компетенций (выделено серым цветом) В=(Ьразмера т х п [8], использующаяся для оценки компетенций, которыми обладает выпускник
процентном отношении относительно идеального значения.
Для получения общей оценки по ПК необходимо учитывать элементы компетенций, которые изучаются и измеряются в разных дисциплинах. Для формализации связей между элементами компетенций и их оценками предлагается использовать табличное представление (таблица 1).
(т - количество дисциплин, п - количество компетенций). Такая матрица соответствует образовательным стандартам высшего образования [9] по направлению ИС.
Рисунок 7 - Граф компетенций и дисциплин
Таблица 1 - Фрагмент матрицы компетенций для специальности ИС
Дисциплина ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-12 Я
1. Интеллектуальные системы и технологии + + +
2. Инструментальные средства ИС + + +
3. Инфокоммуникационные системы и сети + + + + Яз
4. Методы и средства проектирования ИС + +
5. Метрология, стандартизация и сертификация ИТ + + + +
6. Безопасность жизнедеятельности + + + + Я,
7. Администрирование в ИС и сетях + + + + я7
Дисциплина О ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-12 3
8. Компьютерная геометрия и графика Ов + + +
9. Надежность ИС 09 + + + +
10. Аппаратные средства ЭВМ 010 + + ^10
11. Прикладное ПО ЭВМ и сетей 0,11 + + + ^11
Учебная практика О, + + + + + + +
Научно-исследовательская работа о, + + + + + + + + +
Производственная практика От+3 + + + + + + + + +
Итоговая государственная аттестация О, ат+4 + + + + + + + + + + + + +
Степень участия всего набора дисциплин в формировании компетенции Б] Б1 Б 2 Бз Б 4 Б5 Бб Б 7 Бв Б9 Б10 Б11 Б12
Итоговая оценка компетенции О, О2 Оз О4 О5 О6 О7 О8 О9 О10 О11 О12 Од общ
Для определения свойств компетенций вводится понятие степень участия всего набора дисциплин в формировании компетенции и степень участия каждой дисциплины в формировании всех компетенций.
Для вычисления степени участия всего набора дисциплин в формировании компетенции используются данные столбцов матрицы компетентности, фрагмент которой представлен в таблице 1 по формуле:
_ —
Б] = — -100% т
(3)
где }=1 ...п - всего компетенций, т - всего дисциплин, — - количество дисциплин, участвующих в формировании компетенции
Для вычисления степени участия каждой дисциплины в формировании всех компетенций используются данные строк матрицы компетентности, фрагмент которой представлен в таблице 1 по формуле:
=-. 100% п
(4)
где ¡=1...т - всего дисциплин, п - всего компетенций, и- количество компетенций, формирующихся в результате изучения 7 дисциплины.
При вычислении итоговой оценки О ■ компетенции ] учитываются значения оценочного
коэффициента для 7 дисциплины (Ь ^ 0), который вычисляется по формуле:
с д
О, =
, р=-
где Од1 е [0;25]
(5)
где с - количество семестров, в которых изучается 7 дисциплина, 5 - номер семестра, q - количество оценок студента в течение одного семестра, V - номер
оценки; Р - средняя оценка студента по дисциплине
7 за семестр 5, здесь могут учитываться оценки за лабораторные и семинарские занятия, тестирование остаточных знаний, рефераты и прочие контрольные
мероприятия; Д. - итоговая оценка по дисциплине 7 за семестр 5, причем
0, если незачет, А = \ 5, если зачет,
оценка, если экзамен. Чтобы получить оценку О. компетенции ] по
всем дисциплинам, необходимо выполнить следующую последовательность действий:
1. Вычислить оценочный коэффициент для каждой дисциплины 7 отдельно. Для этого следует воспользоваться формулой (5) и получить Од , причем
О, е[0;25].
2. Оценка компетенции ] О. рассчитывается по формуле:
I щ0д. л
О ] = ^
/ т
щ=н ц н
V1
у
_ (6)
где — - количество дисциплин, формирующих компетенцию т - количество дисциплин за все
время обучения, 7 - номер дисциплины, ©г - вес 7
дисциплины вычисляется делением общего
количества часов для 7 дисциплины на общее
т
количество часов I Нг , согласно учебного плана
г=1
(введение веса необходимо, для учета дисциплин, на изучение которых отводится большее количество
часов, по сравнению с другими), Л - коэффициент
уровня освоения компетенций.
В [10] Тельнов Ю. В., Капустина О. А. и Гаспариан М. С. рекомендуют задание уровней сформированности компетенций производить на основе классификации Блума [11]. Б. Блум предложил организовать когнитивную или познавательную сферу в виде шестиуровневой иерархической структуры. Уровни освоения компетенций представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Уровни освоения компетенций
Глубина знаний Уровень Л № семестра
формирование знания 1 1
формирование понимания 2 2
способность применения 3 3
Способность осуществлять анализ 4 4, 5
способность осуществлять синтез 5 6, 7
способность оценивать 6 8
Уровни освоения компетенций распределяются по семестрам и разные дисциплины по своему способствуют формированию компетенций, например лекционные и практические занятия дисциплин «Математический анализ» и «Информатика», изучаемых в первом семестре у студентов направления подготовки
«Информационные системы и технологии», могут
иметь только уровень Л=1. После изучения дисциплин «Языки описания данных» и «Дискретная математика» студент достигает уровня Л =2, а после изучения «Теории информации» и «Операционных систем» - уровня Л=3. Дисциплины базовой и вариативной части учебного плана, изучаемые в остальных семестрах имеют уровни от Л =4 до Л =6. Сами уровни компетентности определяются преподавателями, которые рассматриваются как эксперты.
3. Сопоставить общепринятые оценки от 1 до 5 с полученным результатом от 1 до 25. Для этого предлагается ввести соответствие О с пятибалльной
системой оценки О , согласно таблице 3.
Таблица 3 - Таблица соответствия оценок
Оценки от 1 до 5 О. 0-
1 0-5
2 6-10
3 11-15
4 16-20
5 21-25
4. Общая оценка компетентности студента по всем дисциплинам и компетенциям вычисляется по формуле:
I О]
о = л
общ
п 0„
(7)
индивидуальную и отображает в
Здесь Ооби( отображает
динамику процесса обучения условных единицах компетентность студента.
В итоге, оценив ПК выпускника, можно построить графическое представление профиля выпускника в виде графика и лепестковой диаграммы (рисунок 8). Профиль - это совокупность основных, типичных черт, характеризующих профессию, специальность, хозяйство [12]. Лепестковая диаграмма содержит п осей, что соответствует количеству ПК. Отсчет ведется от центра диаграммы к ее внешнему краю, численные значения находятся в пределах от 0 до 5, что соответствует пятибалльной системе оценок. Для каждой ПК значение оценки соответствует длине отрезка на оси. На каждой оси отмечены оценки ПК выпускника (вычисляются по формуле (6) и соответствует таблице 3), соединенные между собой и представляющие черную ломаную линию, которая является профилем выпускника. Профиль позволяет получить наглядное представление о компетентности выпускника,
провести анализ компетентности выпускников, выявив средние, наилучшие и наихудшие результаты.
Диаграмма в виде графика содержит две оси: на оси абсцисс расположены названия ПК, на оси ординат - оценки ПК (значения оценок находятся в пределах от 0 до 5). Профиль студента представляется в виде черного графика.
Можно представить профили ПК студентов в виде следующей модели. Пусть РЯ={РЯ/}-множество профилей компетенций студентов, где каждый профиль компетенций /-го студента представляется в виде: РЯ/ ={Ыатв/ К О}, где Ыатв/ - фамилия студента, К - название компетенции, О}- -численная оценка компетенции ] , ]=1...п, /=1...м>.
Рисунок 8 - Модель профиля ПК выпускника в графическом виде и в виде лепестковой диаграммы
Студенты максимально компетентны, если по всем компетенциям имеют оценку «отлично». Относительная оценка компетентности студента
Оотн выражается в процентах по формуле:
Оотн
I
_ 1 =1
О.
■• 100%
п • 5 . (8) Работодатели оценивают специалиста после окончания вуза по его владению компетенциями соответствующей квалификации, и им требуется оценка компетенций будущего работника.
Для систематизации требований,
предъявляемых потенциальными работодателями к компетенциям выпускников профильных
направлений и получаемых в процессе обучения, были первоначально проанализированы
информационные источники [13-16] и выявлены требования работодателя к выпускникам вузов, а именно сделан вывод, что одной из составляющих профиля должности специалиста является профиль компетенций выпускника.
Поскольку «модель специалиста - это описание, в котором отображаются тем или иным способом основные свойства, качества и способности личности специалиста, соотнесенные с определенными условиями его будущего функционирования» [17], то модель выпускника вуза может быть первоначально описана с помощью полного списка профессиональных компетенций.
С точки зрения организации (заказчика и потребителя образовательного продукта -выпускника), имеет важное значение вариативность компетенций, которая связана не только с отраслью деятельности компании (например, добывающая отрасль, сфера услуг, банковское дело), а с занимаемой позицией (линейный сотрудник, менеджер проекта, бухгалтер, экономист, технический специалист и т. п.).
Для подбора сотрудников, согласно компетентностному подходу, кадровым службам работодателя необходимы профили должностей, в которых определяется требуемый уровень владения каждой из компетенций для конкретной должности.
Как известно, профиль должности должен включать в себя следующую информацию: место должности в общей организационной структуре предприятия, функциональные обязанности должности, профиль профессиональных
компетенций, личностный профиль, формальные требования к сотруднику, выполняющему обязанности должности.
Особенно необходимо обратить внимание на профиль профессиональных компетенций, поскольку именно его отсутствие в системе подбора персонала, профилирования должностей, оценки персонала приводит к значительным ошибкам, как при выборе кандидатов, так и при оценке уже работающего персонала.
Предлагается представить профиль
профессиональных компетенций должности в следующем виде.
Пусть DD={DDÍ}- множество должностей, t=1...d, где d - количество должностей. Каждая должность представляется в виде: DDt ={Namet, К, Minj, Maxj}, где Namet - название должности, К -название компетенции, МЩ - минимальная оценка 7 компетенции для t должности, Мах^ - максимальная
При наличии профиля выпускника и профиля профессиональных компетенций должности можно оценить профессиональную пригодность специалиста для конкретной должности.
Студент самостоятельно может отслеживать уровень своих компетенций на основе количественной оценки компетенций по формулам (6-8), описанным выше. Компетенции оцениваются с точки зрения разных требований работодателя, в зависимости от должности, на которую претендует выпускник. Для профилирования выпускника необходимо учесть требования работодателя, которые можно отразить в виде профиля должностей, а для студента, в свою очередь, строится профиль
оценка 7 компетенции для t должности, МЩ, Мах^ е[2;5], ]=1...п.
Работодатель для подбора сотрудника, согласно предлагаемой методике, должен для каждой должности определить наименьшую и наибольшую оценку для профессиональных компетенций и заполнить таблицу 4 профилей профессиональных компетенций должностей.
студента и затем при наложении профилей друг на друга как студент, так и работодатель могут сделать выводы о соответствии студента определенной должности. Следовательно, студент может откорректировать свои знания, чтобы претендовать на лучшую должность, а работодатель может подобрать более компетентного выпускника.
Пусть для конкретного выпускника были получены численные оценки профессиональных компетенций, и работодатель определил минимальные и максимальные оценки компетенций, например, для должности «системный аналитик». Заполним этими значениями таблицу 5.
Таблица 5 - Профили п
офессиональных компетенций выпускника
Компетенции ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10
оценки выпускника 3 4 5 3 4 3 4 5 3 4
минимальная оценка компетенции для 4 3 1 4 3 1 3 3 4 4
должности
максимальная оценка компетенции для 5 4 3 5 4 3 4 4 5 5
должности
П - функция принадлежности 0 1 0 0 1 1 1 0 0 1
f - функция отклонения -1 0 2 -1 0 0 0 1 -1 0
Таблица 4 - Профили профессиональных компетенций должностей
Должность Компетенция Архитектор информационных систем Руководитель Секретарь Системный аналитик Эксперт Ведущий менеджер 1Т Менеджер по работе с клиентами Начальник отдела продаж
ПК-1 min max тт тах тт тах тт тах тт тах тт тах тт тах тт тах
ПК-2 min max тт тах тт тах тт тах тт тах тт тах тт тах тт тах
ПК-3 min max тт тах тт тах тт тах тт тах тт тах тт тах тт тах
Для оценки профессиональной пригодности специалиста для конкретной должности предлагается интегрировать графические представления профиля компетенций выпускника (рис. 8) и профиля профессиональных компетенций должности (рис. 9).
Графические представления профиля компетенций выпускника и профиля должности представляется в виде лепестковой диаграммы и в виде графика (рис. 10). Лепестковая диаграмма содержит п осей, что соответствует количеству ПК. Отсчет ведется от центра диаграммы к ее внешнему краю, численные значения находятся в пределах от 0 до 5, что соответствует пятибалльной системе оценок. Для каждой ПК значение оценки соответствует длине отрезка на оси. На каждой оси отмечены три значения ПК - это оценки ПК выпускника (вычисляются по формуле (6),
соответствует табл. 3), минимальные и максимальные значения ПК для должности (определяются работодателем и расположены в табл. 4). Значения на осях, соответствующие оценкам ПК выпускника, соединены между собой и представляют черную ломаную линию, что позволяет получить наглядное представление о профиле выпускника. Минимальные (максимальные) значения ПК должности также соединены между собой ломаными линиями, причем диапазон значений между этими ломаными заполняется цветом, образуя, таким образом, профиль должности в виде диаграммы диапазонов. Интегрирование профиля выпускника и профиля должности заключается в наложении замкнутой ломаной оценок компетенций выпускника на диаграмму диапазонов должности.
Рисунок 9 - Профиль должности в графическом виде
Рисунок 10 - Графическое соответствие профиля компетенций выпускника должности «системный аналитик»
Такое сопоставление профилей позволяет наглядно определить, насколько выпускник соответствует определенной должности, причем оценки по конкретным компетенциям позволяют оценить, в большую или меньшую сторону происходит отклонение от должности.
Для ий должности функция принадлежности профиля выпускника определенной должности выглядит следующим образом:
Г1, если О е [Мт};Мах} ]; Ч =1
I 0, если О £ [Мт ;Мах ].
ч. ■> ■> ■> (9)
где у - компетенция, t - должность, }=1...п, t=1... d.
Графическое представление функции принадлежности на основе данных таблицы 5 дано на рисунке 11.
-♦- функция принадлежности - п
Рисунок 11 - Графическое представление функции принадлежности профиля выпускника профилю должности «системный аналитик»
Функция принадлежности показывает, насколько профиль студента соответствует профилю должности. Полное соответствие профилей произойдет, если все значения функции принадлежности равны 1, следовательно, чем больше значений функции равно 1, тем более выпускник соответствует данной должности.
Для более точного определения соответствия профилей предлагается использовать функцию отклонения от должности:
/ (о, )
0, если О е [Мт}; Maxj ], О - Мт^, если О; < Minj, О - Maxj, если О; > Maxj.
(10)
Графическое представление функции
отклонения / на основе данных таблицы 5
представлено на рисунке 12.
Для получения численной оценки соответствия профиля студента профилю должности предлагается воспользоваться процентным значением соответствия
профилей в зависимости от значений функции отклонения (рис. 13).
2,5 2 1,5 1
0,5 0
-0,5 -1 -1,5
т—и—I-г\-1—"I-^—I-х-1—и—г
ПК-1/ПК-2 ПК-3 ПК-^/ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-Э/ПК-
10
f -функция отклонения от профиля
Рисунок 12 - Графическое представление функции f отклонения профиля выпускника от профиля должности «системный аналитик»
Для этого для каждой должности 7 введем множества оценок компетенций, где ]=1.ж
А = {0]\f (0]) = 0},
В = {0]\f (0) > С = {01\f (О;) < °},
причем А ^ В ^С = 0,..0п}, т. е.
объединение множеств, включает в себя все множество оценок по компетенциям.
Пусть |А|, |В|, |С - мощности множеств, т. е.
количество элементов в множествах А, В, С, причем
\А+1В+С=п.
Тогда, согласно таблице 6, степень соответствия профилей эквивалентна процентному отношению мощности определенного множества к общему количеству компетенций.
Чем больше мощность множества А, т. е. чем больше значений f (0.) =0 (полное соответствие),
тем больше профиль студента соответствует профилю должности. Большое значение мощности множества В, т. е. большое количество положительных значений f (0.) (показатели выше)
свидетельствует о том, что студенту можно рекомендовать претендовать на более престижную, высокооплачиваемую должность, выше по иерархии или уровню профессиональной ответственности. Большое значение мощности множества С, т. е. большое количество отрицательных значений f (0.)
(показатели ниже) говорит о том, что студенту не соответствует должность 7 и ему необходимо претендовать на менее престижную должность или заняться дополнительным образованием, чтобы улучшить оценки по необходимым компетенциям.
Все эти рекомендации могут следовать из численной оценки соответствия профилей (табл. 6).
Рисунок 13 - Оценка соответствия уровня компетентности выпускника требованиям работодателя
Таблица 6 - Таблица процентного соответствия профиля студента профилю должности
Степень соответствия Значение
полное соответствие А п •100%
показатели выше В п •100%
показатели ниже С п •100%
На основе описанных выше методов работодатель может осуществлять подбор персонала, сравнивая выпускников вузов, исходя из требований профессиональных стандартов. Имея объективную оценку компетенций, можно вырабатывать различные рекомендации по улучшению их уровня.
Для апробации предложенных методов и алгоритмов была спроектирована и программно
реализована информационная система в виде web-приложения с использованием двухуровневой архитектуры «клиент-сервер». Система программно реализована на основе системы управления базами данных MySQL, языках JavaScript, PHP, SQL [18-21].
Проведен эксперимент с помощью информационной системы, который показал практическую применимость предложенных моделей и алгоритмов. Для программного эксперимента база данных заполнена данными для направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» (квалификация «Бакалавр»).
Эксперимент подтвердил близость получаемых результатов и оценок, представленных экспертами и работодателями.
Разработанное программное обеспечение, включая процедуру оценки компетенций выпускника, процедуру соответствия выпускника определенной должности, информационную систему мониторинга успеваемости студентов, процедуру построения ориентированного графа дисциплин на основе входящих/исходящих компетенций, может быть использовано вузом для учебного процесса в условиях изменений требований образовательных стандартов и работодателей.
Теоретическая и практическая значимость описанных методов заключается в
совершенствовании организации системы учебного процесса в вузе на основе нового подхода и программных средств, позволяющих анализировать и повышать эффективность учебного процесса подготовки выпускников в соответствии с требованиями образовательных стандартов и работодателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.
2. Бочагов О. В. Один из инновационных методов оценки компетенций студентов // Инновации в образовании. М. : ИнВестРЕГИОН. 2010. № 2. С. 63-66.
3. Симонов В. П. Педагогический менеджмент : 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М. : Педагогическое общество России, 1999. 430 с.
4. Торп С., Клиффорд Дж. Коучинг: руководство для тренера и менеджера. СПб. : Питер, 2004. С.26-27.
5. Касатиков А. Д., Лейбов А. М., Осокина О. М.
Оценка уровня сформированности IT-компетенций студентов-технологов // Современное машиностроение: наука и образование : материалы 3-й Международной научно-практической конференции / под ред. М. М. Радкевича и А. Н. Евграфова. 2013. С. 100-108.
6. Осокина О. М., Ростовцев А. Н. Оценка уровня сформированности IT-компетенций учащихся школы менеджмента и маркетинга по ступеням научения //Социальная политика и социология. 2009. № 10. С.208-215.
7. Сергеева Л. В. Формирование информационно-технологической компетентности учащихся гимназии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /Сергеева Людмила Викторовна. Самара, 2005. 191 с.
8. Боюр Р. В. Практическое применение матрицы компетенций для мониторинга соответствия компетенций обучающихся в вузе внешним требованиям. URL : http: //edu.tltsu. ru/site s/sites_content/site 117/html/m edia2286/practical_matrix.doc (дата обращения 7.02.2016).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» (уровень высшего образования Бакалавриат): [утв. приказом М-ва обр. и науки РФ от 12 марта 2015 г. № 219]. URL: http://site.u.pereslavl.ru/O_nas/Svodnaya_informatsiya_o _VUZe/IST_standart.pdf (дата обращения 7.02.2016).
10. Тельнов Ю. Ф. Концептуальные основы проектирования основной образовательной программы по направлению «Прикладная информатика». М. : Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2009. С. 193-198.
11. Таксономия Блума. URL: http : //www. intel. ru/content/dam/www/program
/education/emea/ru/ru/documents/project-design1/thinking-skills/bloom-taxonomy. pdf (дата обращения 7.02.2016).
12. Лапина И., Маталина Е., Секачев Р., Троицкая Е., Хайбуллина Л., Ярина Н. Большой энциклопедический словарь. М. : Астрель, 2006. 1248 с. UML:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/246218 (дата обращения 7.02.2016).
13. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции at work. Модели максимальной эффективности работы. М. : ГИППО, 2005. 372 с.
14. Стародетская О.В. Вознаграждение персонала на основе модели компетенций. UML: http://www.zrp.spb.ru/article_46.php (дата обращения 7.02.2016).
15. Стрыгина В. Профиль должности и оценка кандидата на должность // Управление персоналом. 2009. № 21. UML: http://www.top-personal. ru/issue.html?2218 (дата обращения 7.02.2016).
16. Супрун Т. П., Мясоедова Т. Г. Классификация должностей и профессий как инструмент управления персоналом // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 5. С. 103-111.
17. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. Часть II (Измерение качества процесса обучения). М. : Знание, 1971. 72 с.
18. Курилова О. Л., Курилов Ф. М. Обзор инструментов для визуализации данных //Опто-, нано-электроника, нанотехнологии и микросистемы: материалы XVI Международной конференции. Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2014. С. 220-221.
19. Курилова О. Л., Липатова С. В. Разработка автоматизированной информационной системы «Компетентностный подход в системе высшего про-
фессионального образования» // Ученые записки УлГУ. Серия Математика и информационные технологии. Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2014. Выпуск 1(3). С. 133-142.
20. Курилова О. Л., Смагин А. А., Липатова С. В. Методы оценки компетенций выпускника вуза // Ученые записки УлГУ. Серия Математика и информационные технологии. 2012. Выпуск 1(4). С.246-257.
21. Информационная система «Компетентност-ный подход в системе высшего профессионального образования». Св. об офиц. рег. прогр. для ЭВМ № 2014619723 / Курилова О. Л., Курилов Ф. М. За-рег. 19.09.2014.
05.13.18. УДК 004:364
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В СИСТЕМЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
© 2016
Логинова Екатерина Владимировна, аспирант кафедры телекоммуникационных технологий и сетей Ульяновский государственный университет, Ульяновск (Россия)
Аннотация. В статье представлены результаты разработки и исследования структурной модели системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В общем виде рассматривается система учреждений, участвующих в процессе исполнения индивидуальной программы реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями, и членов его семьи. Включенные в систему участники процесса реабилитации классифицируются по категориям и детализируются на виды и подвиды соответственно. Для каждой категории определены уровни функционирования. Учреждения рассматриваются в разрезе оказываемых ими тех услуг, которые наиболее важны с точки зрения комплексной и социальной реабилитации. Ядром системы сопровождения семьи является реабилитационный центр.
В результате разработки и исследования информационной модели системы сопровождения ребёнка-инвалида выделены связи между объектами системы, типы, направления и состав информационных потоков между объектами системы сопровождения. Виды информационных потоков представлены по каждой организации и каждому ребёнку-инвалиду на каждой стадии сопровождения в разрезе оказываемых семье услуг. Целесообразность распределения информационных потоков в системе сопровождения позволит, с учётом внедрения информационных технологий, своевременно информировать семьи о доступных услугах, отслеживать объем предоставленных услуг семье государственными учреждениями за отчётный период, учитывать и распределять финансирование государственных учреждений в части оказания услуг детям-инвалидам в соответствии со спросом на услуги.
Представлена концепция системы поддержки и принятия решения (СППР) в реабилитационном центре, как интеграторе выявленных информационных потоков. Описана процессная модель реабилитации ребёнка-инвалида, которая позволила выделить подсистемы СППР и их назначение, определить входные/выходные параметры подсистем.
Ключевые слова: информационная система, информационные потоки, модель, оценка принятия решения, программа реабилитации, процесс реабилитации, реабилитация детей с ограниченными возможностями, система поддержки принятия решений, система, системный анализ, услуги, экспертная система.