УДК 338.431
Турткараева Гульнара Баяновна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики и математики
Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова, Кокшетау, Казахстан, e-mail: [email protected]
МОНИТОРИНГ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ И ИЗМЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Gulnara B. Turtkarayeva
PhD of Pedagogical Sciences, Associated Professor of Physic and Mathematic Department
Kokshetau State University named after Sh.Ualikhanov, Kokshetau, Kazakhstan,
e-mail: [email protected]
MONITORING AS A METHOD OF EDUCATIONAL ACTIVITY'S VALUATION AND DIMENSION
Аннотация. В статье рассматривается один из важнейших инструментов, способствующий объективной и научно обоснованной оценке качества образовательной деятельности, - педагогический мониторинг.
Ключевые слова: мониторинг; оценка качества; образовательная деятельность; технология.
Abstract. This article contemplates one of the main tools which contributes objective and scientific-based valuation of educational activity and pedagogical monitoring's quality.
Key words: monitoring; quality valuation; educational activity; technology.
Одним из важных направлений повышения качества образования в современных реалиях становится процедура оценивания и измерения.
В решении проблемы качества образования в вузе выделяют несколько основных направлений:
- управленческая, связанная с процессами обеспечения технологиями и факторами повышения качества образования в высшем учебном заведении;
- качество подготовки специалистов;
- качество образовательных стандартов, учебных программ и учебников;
© Турткараева Г.Б., 2014
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
- качество организации учебного процесса и качество его научно-методического, информационного, кадрового и материально-технического обеспечения [2, с. 36].
Внедрение и использование современных методов управления с целью повышения качества образования - главная задача сегодняшнего дня. Одним из важнейших элементов в системе оценки качества образовательного процесса в вузе, определяющим принятие адекватных управленческих и практических решений, является педагогический мониторинг.
Проблема применения педагогического мониторинга в системе высшего образования исследовалась в работах В.Г. Горба, О.А. Абдуллиной, С.Н. Силиной. Так, В.Г. Горб раскрывает теоретические основы мониторинга образовательной деятельности, дает характеристику принципов педагогического мониторинга, выделяет опытно-поисковый и конструктивно-организационный компоненты в структуре педагогического мониторинга. О.А. Абдуллина выделяет ведущие требования к педагогическому мониторингу в системе высшего педагогического образования: объективность, валидность, надежность, систематичность, учет особенностей объекта изучения и условия проведения, гуманистическую направленность. Исследователь С.Н. Силина представляет технологию организации профессиографического мониторинга, которая, по мнению автора, может быть широко использована в любой системе профессиональной подготовки специалиста с высшим образованием. Она выделяет содержательные функции мониторинга: информационно-оценочную, поисково-исследовательскую, формирующую, коррекционную,
системообразующую, прогностическую. В исследованиях А.А. Орлова, С.А. Равичева, А.С. Белкина, Н.Д. Малахова и др. освещались вопросы управления образованием. В них особо подчеркивалось, что управление образовательным процессом, осуществляемое на основе устаревших механизмов, значительно снижает результативность и эффективность новшеств, вводимых в педагогический процесс [1, с. 56]. Показана необходимость разработки новых моделей деятельности педагога, нестандартных методов и средств (диагностические таблицы, оценочное шкалирование, контекст-анализ и т.д.). К их числу относится и педагогический мониторинг, необходимость которого вызвана технологизацией современного общества и образования.
Ценность мониторинга как целенаправленного длительного наблюдения и оценивания качества образовательных услуг состоит в том, что он позволяет диагностировать состояние данного процесса, вносить своевременные коррективы в цели, содержание и технологии преподавания дисциплин, а также проектировать ход и результаты личностного развития студентов в образовательном процессе. Мониторинг позволяет определить состояние образования на каждом этапе, рациональность использования педагогических средств, их соответствие заданным целям, эффективность педагогических технологий. Длительность слежения за состоянием педагогических явлений дает возможность определить тенденции их изменения, установить зависимость их от определенных факторов.
Следует отметить и социальную направленность такого мониторинга, поскольку сам процесс профессионального образования, его содержание, форма, структура и организация на всех уровнях (государственном, региональном, местном) подвержены постоянному влиянию социальных, экономических, политических и духовных процессов. Поэтому необходимо постоянно отслеживать и учитывать изменяющиеся условия жизни общества. Иными словами, мониторинг должен быть достаточно динамичен, иначе может быстро превратиться в некую заданную схему, а его задачи могут свестись лишь к простой регистрации наблюдаемых фактов и педагогических явлений. Благодаря такому подходу результаты мониторинга могут дать богатый материал для анализа и оценки социальной мотивации, устойчивости или изменения поведения, профессиональных устремлений студентов, а также для определения факторов, влияющих на формирование личности будущего специалиста.
Мониторинг как метод научного познания, подразумевающий научно-обоснованное наблюдение за состоянием и развитием объектов педагогической действительности, неразрывно связан с методом анализа, который выступает в нем как один из инструментов познания.
Делая возможным всестороннее познание явлений педагогической действительности, анализ позволяет отделить существенное от несущественного, свести сложное к простому, расклассифицировать предметы и явления. А затем с помощью синтеза практически или мысленно воссоединить эти части в единое целое. Анализ и синтез, взаимно дополняя друг друга, дают таким образом возможность вычленить объективное содержание в субъективной деятельности участников социально-педагогического процесса, «схватить» несоответствия, «уловить» реальные противоречия в развитии педагогического прогресса, прогнозировать развитие. Все это подтверждает его значимость и в педагогическом мониторинге. Так, например, в результативном мониторинге, ориентированном на контролирование конкретных итогов организации учебно-педагогического процесса, в качестве его основы выступает анализ документации образовательного учреждения, а также продуктов деятельности. В процессуальном мониторинге, где исследуются условия протекания педагогического процесса, приводящие к тем или иным итогам образовательной деятельности, анализируются различные виды опросов, анкет, результаты наблюдений и экспериментов. В комплексном мониторинге, в котором объединены процесс, результат и необходимая корректировка педагогической деятельности, анализ лежит в основе построения концепций и теорий прогнозирования развития объекта мониторинга [3, с. 71]. Таким образом, метод теоретического анализа в силу его универсальных возможностей рассматривать явления и процессы действительности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, связи и отношения, устанавливать закономерности их развития, органично связан с мониторингом, плотно вплетен в его процесс.
С целью выявления степени удовлетворенности преподаванием дисциплин с последующим анализом, выявления более продуктивных форм занятий в мониторинговых исследованиях используются такие методы
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
познания, как анкетирование и социологические опросы. Службой СМК университета была предпринята попытка осуществить анализ состояния уровня преподавания психолого-педагогических дисциплин и определить отношение студентов к этим предметам. Данные, полученные в результате анонимного анкетирования студентов, были подвергнуты анализу, явились предметом обсуждения на заседании кафедры педагогики и психологии.
Опосредованным оценщиком качества образовательных услуг являются и потребители. Именно они определяют степень готовности выпускников вуза к практической деятельности. И в этом отношении очень важно знать мнение потребителей о качестве конечной «продукции», каким является выпускник вуза. С этой целью был проведен опрос директоров школ с целью оценки как отдельных элементов подготовки учителей, так и качества подготовки в целом.
В структуре внутривузовского педагогического мониторинга важное место занимает мониторинг динамики личностного развития студента и мониторинг деятельности преподавателей.
Мониторинг динамики личностного развития студента в период его обучения начинается с диагностики каждого студента по трем направлениям: академические успехи, творческий потенциал личности, внепрофессиональные интересы. Такая работа начинается в процессе изучения дисциплины «Введение в специальность». Мониторинг академических успехов осуществляется в процессе традиционного контроля знания на основе компьютерного тестирования, анализа педагогических, психологических и производственных ситуаций. Творческий потенциал личности определяется степенью личного участия студентов в разнообразных творческих конкурсах, олимпиадах, научных конференциях и т.д. Диагностика внепрофессиональных интересов (спорт, искусство, туризм и т.д.) позволяет выявить наличие или отсутствие интересов и увлечений у студентов, внести коррективы в организацию образовательной среды университета, чтобы вовлечь будущих специалистов в социально и личностно значимую внепрофессиональную деятельность.
Одним из методов мониторинга деятельности преподавателей может быть рейтинг. Целью определения рейтинга является объективная оценка качества работы профессорско-преподавательского состава, создание конкурсной системы, стимулирование работы по совершенствованию квалификации профессорско-преподавательского состава.
В связи с трудностями в установлении количественной соизмеримости различных видов деятельности профессорско-преподавательского состава рейтинг преподавателя выводится из варьируемого соотношения четырех частных рейтингов по компонентам деятельности преподавателя:
- доктора наук (доценты, профессора);
- кандидаты наук (академические профессора, доценты, старшие преподаватели);
- магистры;
- все преподаватели без ученой степени (старшие преподаватели, преподаватели).
Проводятся частные рейтинги по следующим компонентам деятельности профессорско-преподавательского состава:
- научно-исследовательская работа;
- профессионализм преподавателя;
- учебно-методическая работа. Воспитательная работа и общественная деятельность.
В индивидуальном порядке рассматриваются рейтинги преподавателей, достигших высших результатов в научной и педагогической деятельности: защита диссертаций, победа на международных конкурсах, избрание членами-корреспондентами академии и т.д.
Педагогический мониторинг регулирует учебно-воспитательную деятельность вуза по следующим параметрам:
- обучение;
- исследование;
- общественная деятельность;
- другие виды деятельности.
Одним из составляющих элементов педагогического мониторинга является самооценка деятельности вуза. Методы, с помощью которых оценивается учебно-воспитательная деятельность преподавателя:
- отчеты преподавателей;
- анализ деятельности преподавателей (анкетирование студентов, экспертный опрос, социометрия и др.);
- внутренний аудит;
- метод статистического анализа количественных и качественных показателей деятельности.
Педагогический мониторинг позволяет также установить имидж и рейтинг вуза в системе высшего и послевузовского образования. Методами определения их является:
- методы отбора кадров;
- социологические методы;
- моделирование и проектирование образовательного процесса;
- информационно-коммуникационные методы.
Результаты рейтинга и анализ учебной документации позволяет создать общую картину образовательного процесса и уровень личностного развития конкретного студента. Технология мониторинга способствует объективной и научно-обоснованной оценке качества подготовки специалистов и позволяет привести содержание и технологию их профессиональной подготовки в соответствие с современными достижениями науки, потребностями и реальными возможностями обучающихся в вузе.
Список литературы
1. Горб В.Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности // Педагогика. - 2003. - № 5. - С.10-14.
2. Малое И.В., Яновский Л.М. Система управления качеством деятельности образовательного учреждения: рейтинг в вузе // Качество, инновации, образование. - 2007. - № 3. - С. 35-38
3. Силина С.Н. Профессиографический мониторинг в педагогических вузах // Педагогика. - 2001. - № 9. - С. 47-53.
4. Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 1. - 56 с.