Научная статья на тему 'Мониторинг как форма государственного финансового контроля'

Мониторинг как форма государственного финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2659
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНЫ / МОНИТОРИНГ / МЕТОД / ФОРМА / FINANCIAL CONTROL / STATE CONTROL BODIES / MONITORING / METHOD / FORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Дмитрий Анатольевич, Мельникова Виктория Анатольевна

В статье предпринята попытка исследовать категорию «мониторинг» в качестве формы государственного финансового контроля. В настоящее время государственный финансовый контроль претерпевает новое законодательное и подзаконное регулирование, связанное с внедрением в практику новых форм. Сфера применения мониторинга как формы государственного финансового контроля расширяется. Это касается прежде все го налоговой, бюджетной, валютной и иных сфер финансово-правового регулирования. Внедрение в практику государственного финансового контроля новой формы обусловлено изменениями общественных отношений и развитием экономических инструментов, соответствующих современным реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнов Дмитрий Анатольевич, Мельникова Виктория Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING AS A FORM OF STATE FINANCIAL CONTROL

The article attempts to explore the category of «monitoring» as a form of state financial control. Currently, the state financial control is undergoing a new legislative and subordinate regulation connected with introduction of new forms in practice. The scope of monitoring as a form of public financial control is expanding. It is primarily concerned with fiscal, budgetary, monetary and other spheres of financial regulation. Implementation of new forms of the state financial control in practice is preconditioned by changes in social relations and development of economic instruments, appropriate to modern realities.

Текст научной работы на тему «Мониторинг как форма государственного финансового контроля»

УДК 34.07

Д. А. Смирнов, В. А. Мельникова

МОНИТОРИНГ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В статье предпринята попытка исследовать категорию «мониторинг» в качестве формы государственного финансового контроля. В настоящее время государственный финансовый контроль претерпевает новое законодательное и подзаконное регулирование, связанное с внедрением в практику новых форм. Сфера применения мониторинга как формы государственного финансового контроля расширяется. Это касается прежде все-

го налоговой, бюджетной, валютной и иных сфер финансово-правового регулирования. Внедрение в практику государственного финансового контроля новой формы обусловлено изменениями общественных отношений и развитием экономических инструментов, соответствующих современным реалиям.

Ключевые слова: финансовый контроль, государственный контроль, органы, мониторинг, метод, форма.

D. А. Smirnov, V. А. Ме!т^а

MONITORING AS A FORM OF STATE FINANCIAL CONTROL

The article attempts to explore the category of «monitoring» as a form of state financial control. Currently, the state financial control is undergoing a new legislative and subordinate regulation connected with introduction of new forms in practice. The scope of monitoring as a form of public financial control is expanding. It is primarily concerned with fiscal, budgetary,

monetary and other spheres of financial regulation. Implementation of new forms of the state financial control in practice is preconditioned by changes in social relations and development of economic instruments, appropriate to modern realities.

Key words: financial control, state control bodies, monitoring, method, form.

Сфера использования термина «мониторинг» в последние годы заметно расширяется и охватывает различные отрасли научного знания, в том числе юриспруденцию. В основе его этимологии лежит латинское слово «monitor» - увещатель, наставлятель [16, с. 389], а в переводе с английского языка «monitoring» означает - слежение или перманентный контроль [17, с. 545].

Данный термин имеет и другие значения: 1) сбор информации, сведений в средствах массовой коммуникации, ведение радиоперехвата; 2) наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека; 3) систематическое сопоставление действительного положения фирмы или организации c желаемым [13, с. 76]. Кроме того, в энциклопедической литературе мониторинг иногда определяется как непрерывное наблюдение

за экономическими объектами и процессами с целью анализа изменения их состояния и представляет собой составную часть управления [25, с. 206].

Рассматривая мониторинг в качестве метода познания, И. П. Фарман дает ему следующую характеристику: «... перспективный метод познавательной практики и опытной науки, инструмент для решения конкретных жизненных задач и управления ситуацией, особенно в условиях современной модернизации» [31, с. 256-269].

В экономической науке мониторинг рассматривается в различных аспектах: как инструмент прогнозирования социально-экономических процессов [2; 14; 44], как способ сбора информации для обеспечения системы управления рекомендациями и вариантами управленческих решений [19, с. 7], как метод управления [10], как часть менед-

жмента предприятия [5], как метод превентивного контроля, то есть составная часть более общего понятия «контроль» [4].

Термин «мониторинг» широко применяется не только в экономической науке, но и в социологии [43], политологии [45], а с недавнего времени и в российской юридической науке для изучения законодательства и практики его применения. В правовой теории институт мониторинга права и правоприменительной деятельности рассматривается в качестве одного из условий эффективного правового прогнозирования. Так, например, Д. Б. Горохов рассматривает мониторинг законодательства и правоприменительной практики как систематическую, комплексную деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций (в пределах их конституционных полномочий) по осуществлению сбора, обобщения и анализа информации о состоянии законодательства, практики его применения с целью выявления их соответствия планируемому результату правового регулирования, а также ожиданиям законодателя, должностных лиц исполнительных, судебных и иных органов власти различных уровней и институтов гражданского общества [8, с. 155].

Принято выделять также международный правовой мониторинг как комплекс информационных наблюдений, связанный с анализом и оценкой формирования норм международного права, а также действия и применения его норм [27, с. 5].

Таким образом, мониторинг представляет собой метод научного познания, используемый для исследования различных явлений общественной жизни, в том числе экономических и правовых, посредством наблюдения за ними, сравнительного анализа, с целью сопоставления их состояний на различных временных отрезках.

Мониторинг выполняет следующие функции: превентивную, прогнозирования, оценки, планирования и корректировки, в связи с чем широко применяется в рамках контрольной и надзорной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления [3]. Именно в приведенном значении мониторинг будет рассматриваться в рамках настоящего диссертационного исследования, как часть более общего понятия «кон-

троль», а по отношению к налоговой, бюджетной, инвестиционной и иной финансовой деятельности - часть понятия «финансовый контроль».

В подобном качестве мониторинг становится предметом правового регулирования, и в законодательных актах отраслевой принадлежности находят закрепление разнообразные виды мониторинга, устанавливаются субъекты, полномочные его осуществлять, определяются объекты, а также формы его осуществления и процедуры. Например, в экологическом (природоохранном) законодательстве используется понятие «государственный экологический мониторинг» или «государственный мониторинг окружающей среды», под которым понимаются комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды. Правовые основы государственного экологического мониторинга заложены в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [34], а отдельных его видов - в специальных федеральных законах [32; 33; 36].

Государственный мониторинг осуществляется в различных областях общественной жизни: в сфере охраны окружающей среды, для оценки качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения [32]; безопасности лекарственных препаратов [35]; реализации документов стратегического планирования [38]; выполнения производственных программ и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса [39]; в области отношений с соотечественниками [37] и т.д.

Нельзя обойти вниманием тот факт, что термин «мониторинг» в российской финансово-правовой науке нередко связывается с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [42] не оперирует термином «мониторинг», однако уполномоченный федеральный ор-

ган исполнительной власти в данной области носит официальное наименование -Федеральная служба по финансовому мониторингу [29]. По этой причине понятие «финансовый мониторинг» нередко отождествляется с деятельностью по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Нужно отметить, что использование термина «финансовый мониторинг» в рассматриваемом значении носит национальный характер и получило широкое распространение на постсоветском пространстве. Как отмечает М. М. Прошунин, термин «финансовый мониторинг» в отношении системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма впервые введен в научный и прикладной оборот на постсоветском пространстве, имеет российское происхождение и в большинстве зарубежных стран не используется (исключение составляют: Беларусь, Украина, Армения, Грузия) [23, 24].

Подобный подход к пониманию понятия «финансовый мониторинг», который можно условно обозначить ограничительным, не является единственным в финансово-правовой науке.

Одной из первых в терминологический оборот финансового права понятие «мониторинг» ввела О. Н. Горбунова. Она отмечает, что через финансовую систему государства осуществляется система финансового мониторинга - слежения рублем за успешным (или менее успешным) развитием государства и общества в целом и, что самое важное, осуществляется государственное влияние и прямое воздействие на их развитие.

Этот метод О. Н. Горбунова именует «финансовым мониторингом» и никак не связывает его с противодействием отмыванию преступных доходов: «Через нормы финансового права и правоотношения создаются правовые коридоры для проявления в государственном управлении прямых и обратных связей, обеспечивающих всю реальную практическую деятельность государства. ... Для этого нужно, чтобы и работа на благо общества и распределение благ в обществе были справедливыми и прозрачными, стимулировалась бы эффективная деятельность, и именно этим целям служит финансовый мониторинг, который осуществляется

через прямые и обратные связи, правовые коридоры для которых образуют именно с помощью норм финансового права» [7, с. 9].

Согласно данному подходу финансовый мониторинг представляет собой форму финансового контроля, позволяющую отслеживать динамику развития как целых отраслей экономики, так и отдельных хозяйствующих субъектов и даже социальных групп через прямые и обратные связи. Финансы, в понимании О. Н. Горбуновой, представляют собой: «основной источник информации обо всех без исключения процессах в жизнедеятельности общества и государства, основу саморегулирования и самонастройки государства и общества в целом» [7, с. 11-13].

Как и О. Н. Горбунова, С. В. Запольский характеризует финансовую систему как информационную систему, отмечая, что движение денежных средств как в вертикальном, так и в горизонтальном срезах экономики является исходным информационным источником при анализе всех экономических процессов, в том числе и в финансовой сфере [11].

Концепция мониторинга в сфере финансов получила поддержку также в работах М. М. Прошунина, который указывает, что в таком широком смысле мониторинг охватывает все сферы жизнедеятельности государства и общества, начиная от мониторинга операций в рамках финансовых ресурсов отдельного индивида и заканчивая мониторингом операций и сделок в рамках государственных бюджетных отношений [23]. Финансовый же мониторинг в узком смысле, то есть как правовое и экономическое явление в рамках борьбы с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, М. М. Прошунин рассматривает в качестве вида финансового контроля [24]. Аналогичного мнения придерживаются и некоторые другие правоведы [1, 28].

Молдавский правовед В. Дидык связывает процесс обеспечения финансовой безопасности государства с мониторингом угрожающих ей факторов, то есть наблюдением за предварительно заданными статистическими параметрами (индикаторами), способными оказывать содействие формированию оценки состояния финансовой системы государства [9].

В своем диссертационном исследовании С. А. Набиев дает широкую трактовку по-

нятию мониторинга в области финансов и определяет его как непрерывное систематическое наблюдение за общественно-экономическими отношениями, складывающимися в сфере образования, распределения и использования фондов денежных средств по выявлению фактического положения дел и для оперативного устранения отклонений, а также предупреждения и предотвращения возможных отклонений в процессе финансовой деятельности хозяйствующих субъектов по достижению запланированного результата в соответствии с установленными нормативами [18, с. 189-190].

Современный этап развития российского финансового законодательства характеризуется рассредоточением норм о финансовом контроле в многочисленных законодательных актах, регулирующих различные его виды. И, несмотря на отсутствие законодательной дефиниции мониторинга как метода финансового контроля, именно в таком значении в последние годы происходит его внедрение в финансовое законодательство.

Так, термин «мониторинг», обозначающий форму налогового контроля, в 2014 году был введен в налоговое законодательство [40]. Налоговый кодекс РФ был дополнен рядом положений, направленных на регламентацию проведения налогового мониторинга, который определяется как форма налогового контроля, позволяющая проверять правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организацию.

Е. В. Мигачева характеризует налоговый мониторинг как деятельность налоговых органов по отслеживанию и анализу налоговых рисков при осуществлении налогоплательщиками финансово-хозяйственных операций, направленную на создание партнерских отношений с крупными налогоплательщиками путем своевременного реагирования и предупреждения осуществления ими рисковых операций, которые могут привести к нарушениям законодательства [15].

Налоговый мониторинг отличается от других форм налогового контроля наличием расширенного информационного взаимодействия между налогоплательщиком и

налоговым органом, при котором последним предоставляется доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета. Налогоплательщик же получает право (при наличии сомнений в правильности ведения налогового учета) запросить мотивированное мнение налогового органа о налогово-правовых последствиях совершаемых операций.

Часть 2 ст. 157 Бюджетного кодекса РФ закрепляет среди бюджетных полномочий Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований бюджетные полномочия по анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства РФ.

Мониторинг в этом случае выступает в качестве новой формы осуществления Счетной палатой финансового контроля, наряду проверками, ревизиями, анализом и обследованием. Согласно п. 8 ст. 16 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [41] мониторинг применяется в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе.

Помимо бюджетной и налоговой сфер, мониторинг применяется при реализации полномочий Банка России по контролю и надзору за финансовым рынком на основе представляемой поднадзорными организациями в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также иной информации, имеющейся в распоряжении Банка России. Мониторинг в данном случае направлен на слежение за состоянием различных сегментов финансового рынка в целях выявления ситуаций, угрожающих финансовой стабильности государства [21].

Другой сферой применения мониторинга как формы государственного финансового контроля выступает валютное регулирование и контроль.

Как верно отмечает Н. В. Плотникова, необходимость проведения мониторинга происходящих в сфере экономики негативных процессов и явлений, связанных с уклонением от выполнения требований валютного законодательства, с утечкой капиталов за

рубеж, с легализацией доходов, полученных преступным путем, обусловливает разработку соответствующих предложений по совершенствованию системы учета и мониторинга валютных операций, что необходимо для обеспечения оперативного применения на практике имеющихся в арсенале регулирующих органов инструментов в случае неблагоприятного развития ситуации с конъюнктурой цен на мировых рынках и ухудшения положения на внутреннем валютном рынке [20].

А. А. Тедеев характеризует валютный мониторинг как основную форму реализации валютного регулирования и контроля, важнейший механизм эффективного функционирования экономической системы любого государства [26].

Можно согласиться с мнением, высказанным А. А. Тедеевым, о том, что валютное регулирование и контроль вбирают в себя многие характеристики, свойственные мониторингу как форме государственного финансового контроля (при этом в валютном законодательстве термин «мониторинг» не используется) - это и его перманентный характер, и информационное взаимодействие контролирующего органа с подконтрольным субъектом, и превентивный характер. Однако нельзя согласиться с подходом, предлагаемым в цитируемой работе, к определению цели валютного мониторинга - выявление и пресечение деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Представляется, что цели валютного мониторинга, если рассматривать его как форму контроля, должны совпадать с целями валютного регулирования и валютного контроля в целом, провозглашенными в Федеральном законе от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»: соблюдение законодательства при совершении валютных операций. Им-плементация термина «валютный мониторинг» в научный оборот требует дополнительной научной проработки.

Во всех перечисленных выше случаях использования термина «мониторинг» речь идет о сборе, обработке и оценке информации в рамках осуществления государственного контроля и надзора в различных сферах, в целях предотвращения разного рода негативных последствий. Как прави-

ло, мониторинг проводится органами государственного контроля и надзора, органами государственной исполнительной власти, к чьей компетенции отнесены соответствующие полномочия, а его порядок детально регламентируется в подзаконных актах [22].

Вместе с тем, поскольку на данном этапе правового развития Российской Федерации не принят единый правовой акт, в котором были бы установлены организационные основы, общие принципы, формы и методы осуществления государственного контроля (надзора), в том числе финансового контроля, отсутствует системность в правовом регулировании обозначенных общественных отношений.

Названный недостаток мог быть устранен с принятием Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации», проект которого был разработан Минэкономразвития России, однако положения данного законопроекта не предполагают его распространение на сферу государственного (муниципального) финансового контроля.

В то же время научный интерес представляет сама попытка закрепить на законодательном уровне понятие мониторинга (как формы государственного финансового контроля), которое в дальнейшем может быть имплементировано в финансовое законодательство.

Введение в законодательство термина «мониторинг» потребует приведения в соответствие общих норм о государственном (муниципальном) контроле со специальными нормами о финансовом контроле, поскольку последний является особой отраслью (видом) контроля.

Проведенный анализ, позволяет заключить, что мониторинг является новой формой финансового контроля, внедрение которой в российское законодательство только начинается. Преимуществом мониторинга, в сравнении с уже «традиционными» ревизиями и проверками, является его постоянный длящийся характер, который позволяет достигнуть наиболее полного охвата объектов контроля во времени и, соответственно, наилучшего результата.

Отличительными характеристиками данной формы финансового контроля являются:

- применение в рамках контрольных (надзорных) полномочий органов государственной власти (местного самоуправления);

- постоянный характер и преимущественное применение при текущем финансовом контроле, осуществляемом непосредственно в ходе совершения денежных операций, исполнения финансовых обязательств, формирования, распределения и использования фондов денежных средств;

- превентивный характер, нацеленность на предупреждение нарушений финансовой дисциплины и как следствие неблагоприятных последствий для финансовой системы;

- информационное взаимодействие органа финансового контроля и подконтрольного субъекта в режиме реального времени.

Литература

1. Акмалова А. А., Капицына Д. В. Мониторинг как вид правового контроля в системе государственного и муниципального управления // Искусство управления. 2012. № 2. С. 13-26.

2. Ачалова Л. В., Богачева М. Ю., Владимирова И. Л. Оперативный мониторинг в структуре региональных ситуационных центров социально-экономического развития / отв. ред. Е. В. Зарова. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2013. 152 с.

3. Бакаева О. Ю., Мильшина И. В. Государственный контроль и надзор как юридические категории // Государственный контроль и надзор: актуальные правовые проблемы: межвузовский научный сборник / под общ. ред. О.Ю. Бакаевой. Саратов: СГСЭУ 2012. С. 8-13.

4. Блинова У. Ю. Мониторинг - метод превентивного контроля // Бухгалтерский учет 2005. № 4. С. 34-36.

5. Брагинец А. Н. Уточнение функций мониторинга экономической деятельности предприятий // Пробле-ми економки. 2013. № 4. С. 268-273.

6. Водный кодекс РФ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381; 2014. № 26 (Ч. I). Ст. 3387.

7. Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М.: Профобразование, 2003. 160 с.

8. Горохов Д. Б. Институт правового мониторинга // Концепции развития российского законодательства / под ред. Хабриевой Т.Я., Тихомирова Ю.А. М.: Эксмо, 2010. 732 с.

9. Дидык В. Правовые аспекты обеспечения финансовой безопасности государства: автореф. ... докт. права. Кишинев, 2014. 31 с.

10. Еналеев А.К., Заложнев А.Ю. Мониторинг как метод организационного управления. Мониторинг финансово-промышленной группы // Управление большими системами: сборник трудов. 2004. № 27. С. 84-89.

11. Запольский С. В. К вопросу о природе финансовых правоотношений: информационная составляющая // Финансовое право. 2007. № 8. С. 12-16.

12. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2014. № 30 (Ч. I). Ст. 4235.

13. Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов. М.: Издательство Московского университета, 1995. 144 с.

14. Королева Н. А. Методологические основы исследования мониторинга как инструмента прогнозирования социально-экономических процессов в современном обществе // Общество: политика, экономика, право. 2008. № 2. С. 10-13.

15. Мигачева Е. В. Налоговый мониторинг как способ обеспечения финансовой безопасности // Финансовое право. 2016. № 1. С. 30-33.

16. Мусселiусъ В. Русско-латинсш словарь. С.-Петербургъ: Издаше К.Л. Риккера, 1891. 424 с.

17. Мюллер В. К. Полный англо-русский русско-английский словарь. 300 000 слов и выражений. М.: Эксмо, 2013. 1008 с.

18. Набиев С. А. Теоретические аспекты и практика применения соотношения правового регулирования государственного финансового контроля и финансового мониторинга: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 217 с.

19. Найденко В. В., Губанов Л. Н., Косариков А. Н. Эколого-экономический мониторинг окружающей среды. Нижний Новгород, 2003. 186 с.

20. Плотникова Н. В. Методы валютного контроля и направления их совершенствования // Финансы, денежное обращение и кредит. 2009. № 9 (58). С. 265-268.

21. Положение Банка России от 31 мая 2012 г. № 380-П «О порядке осуществления наблюдения в национальной платежной системе» // Вестник Банка России. 2012. № 31.

22. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 757н «Об утверждении порядка осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения» // Российская газета. 14 сентября 2010 г. № 206.

23. Прошунин М. М. Финансовый мониторинг в системе противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (российский и зарубежный опыт): дис. ... докт. юрид. наук. М., 2010. 416 с.

24. Прошунин М. М. Финансовый мониторинг как вид финансового контроля // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 330. С. 105; Прошунин М.М. К вопросу о соотношении финансового мониторинга и финансового контроля // Финансовое право. 2010. № 10. С. 21-24.

25. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Словарь современных экономических терминов. 4-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. 480 с.

26. Тедеев А. А. К вопросу о понятии и сущности валютного мониторинга в Российской Федерации // ЭКОНОМИКС. 2013. № 1. С. 7-8.

27. Тиунов О. И. О роли международно-правового мониторинга и международного контроля в развитии евразийской экономической интеграции // Евразийский юридический журнал. 2012. № 10 (53). С. 5-9.

28. Трубников В. М. Классификация видов (форм) финансового контроля на основе теории правоотношений // Налоги и финансовое право. 2013. № 9. С. 225-230.

29. Указ Президента РФ от 13 июня 2012 г № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» // СЗ РФ. 2012. № 25. Ст. 3314; 2013. № 52 (Ч. II). Ст. 7137.

30. Указание Банка России от 18 января 2016 г № 3935-У «О порядке осуществления Банком России мониторинга деятельности страховщиков» // Вестник Банка России. 2016. № 26.

31. Фарман И. П. Мониторинг как метод исследования и представления знания // Философия науки. Эпистемологический анализ коммуникации. 2012. Вып. 17. С. 256-269.

32. Федеральный закон от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 150; 2011. № 30 (Ч. 1). Ст. 4596.

33. Федеральный закон от 04 мая 1999 г № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222; 2013. № 30 (Ч. I). Ст. 4059.

34. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2014. № 11. Ст. 1092.

35. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1815; 2014. № 11. Ст. 1098.

36. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // СЗ РФ. 2004. № 52 (Ч. 1). Ст. 5270; 2014. № 26 (Ч. I). Ст. 3387.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2670; 2013. № 30 (Ч. I). Ст. 4036.

38. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 26 (Ч. I). Ст. 3378.

39. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» // СЗ РФ. 2005. № 1 (Ч. 1). Ст. 36; 2012. № 53 (Ч. 1). Ст. 7643.

40. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. №. 45. Ст. 6158.

41. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» //СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1649; 2013. № 52 (Ч. I). Ст. 6961.

42. Федеральный закон от 7 августа 2001 г № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2001. № 33 (Ч. I). Ст. 3418; 2014. № 30 (Ч. I). Ст. 4219.

43. Шадрина Л. Ю. Социологический мониторинг как средство информационного сопровождения оценки эффективности социальных технологий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 126. С. 319-325.

44. Шумакова О. В., Рабканова М. А. Мониторинг устойчивого развития сельских территорий региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2012. №4 (27). С. 40-42.

45. Якимец В. Н. Индекс для оценки и мониторинга публичной политики в регионах России // Труды ИСА РАН. 2006. Т. 25. С. 139-147.

References

1. Akmalova A. A., Kapitsyn D. V. Monitoring kak vid pravovogo kontrolya v sisteme gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya (Monitoring as a form of legal control in the system of state and municipal management) // Iskusstvo upravleniya. 2012. No. 2. P.13-26. (In Russian).

2. Achalov L. V., Bogacheva M. Yu., Vladimirova I. L. Operativnyi monitoring v strukture regional'nykh situatsionnykh tsentrov sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya (Monitoring in the structure of regional situation centers of socio-economic development) / ed. by E.V. Zarov. Moscow: FSBEI HPE «REU them. G.V. Plekhanova», 2013. 152 p. (In Russian).

3. Bakaeva O. Yu., Milshina I. V. Gosudarstvennyi kontrol' i nadzor kak yuridicheskie kategorii (State oversight as a legal category) // Gosudarstvennyi kontrol' i nadzor: aktual'nye pravovye problemy: mezhvuzovskii nauchnyi sbornik (State control and supervision: current legal problems: interuniversity scientific collection) / ed by O. Y. Bakaev. Saratov: SGSEU, 2012. P. 8-13. (In Russian).

4. Blinova W. Y. Monitoring - metod preventivnogo kontrolya (Monitoring - a method of preventive control) // Bukhgalterskii uchet. 2005. No. 4. P. 34-36. (In Russian).

5. Braginets A. N. Utochnenie funktsii monitoringa ekonomicheskoi deyatel'nosti predpriyatii (Specification of functions of monitoring economic activity of enterprises) // Problems economy. 2013. No. 4. P. 268-273. (In Russian).

6. Vodnyi kodeks RF (The water code of the Russian Federation) // Collected legislation of the Russian Federation. 2006. No. 23. Art. 2381; 2014. No. 26 (Part I). Art. 3387. (In Russian).

7. Gorbunova O. N. Finansovoe pravo i finansovyi monitoring v sovremennoi Rossii (Financial law and financial monitoring in modern Russia). Moscow: Vocational Education, 2003. 160 p. (In Russian).

8. Gorokhov D. B. Institut pravovogo monitoringa (Institute of legal monitoring) // Kontseptsii razvitiya rossiiskogo zakonodatel'stva (The concept of development of Russian legislation) / ed by Khabriev T. Ya., Tikhomirov Yu. A. Moscow: Eksmo, 2010. 732 p. (In Russian).

9. Didyk V. Pravovye aspekty obespecheniya finansovoi bezopasnosti gosudarstva (Legal aspects of ensuring financial security of the state): abstract of thesis. Chisinau, 2014. 31 p. (In Russian).

10. Enaleev A. K., Seleznev A. Y. Monitoring kak metod organizatsionnogo upravleniya. Monitoring finansovo-promyshlennoi gruppy (Monitoring as a method of organizational management. Monitoring of financial-industrial groups) // Upravlenie bol'shimi sistemami: sbornik trudov (Managing large systems: collection of papers). 2004. No. 27. P. 84-89. (In Russian).

11. Zapolskiy S. V. K voprosu o prirode finansovykh pravootnoshenii: informatsionnaya sostavlyayushchaya (On the question about the nature of financial relationships: information component) // Finansovoe pravo. 2007. No. 8. P. 12-16. (In Russian).

12. Zemel'nyi kodeks RF ot 25.10.2001 g. № 136-FZ (The land code of the Russian Federation of 25.10.2001 № 136-FZ) // Collected legislation of the Russian Federation. 2001. No. 44. St. 4147; 2014. No. 30 (Part I). St. 4235. (In Russian).

13. Komlev N. G. Slovar' novykh inostrannykh slov (Dictionary of new foreign words). Moscow: MSU Pupl., 1995. 144 p. (In Russian).

14. Queen N. Metodologicheskie osnovy issledovaniya monitoringa kak instrumenta prognozirovaniya sotsial'no-ekonomicheskikh protsessov v sovremennom obshchestve (Methodological basis of the study monitoring as a forecasting tool of socio-economic processes in modern society) // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. 2008. No. 2. P. 10-13. (In Russian).

15. Migacheva E. V. Nalogovyi monitoring kak sposob obespecheniya finansovoi bezopasnosti (Tax monitoring as a way of ensuring financial security) // Finansovoe pravo. 2016. No. 1. P. 30-33. (In Russian).

16. Moseley V. Russko-latinskii slovar' (Russian-Latin dictionary). St. Petersburg: Publishing K.L. Ricker, 1891. 424 p. (In Russian).

17. Muller V. K. Polnyi anglo-russkii russko-angliiskii slovar'. 300 000 slov i vyrazhenii (Comprehensive English-Russian Russian-English dictionary. 300 000 words and expressions). Moscow: Eksmo, 2013. 1008 p. (In Russian).

18. Nabiev S. A. Teoreticheskie aspekty i praktika primeneniya sootnosheniya pravovogo regulirovaniya gosudarstvennogo finansovogo kontrolya i finansovogo monitoringa (Theoretical aspects and practice application of the ratio of legal regulation of state financial control and financial monitoring): thesis. Moscow, 2008. 217 p. (In Russian).

19. Naidenko V. V., Gubanov L. N., Kosarikov A. N. Ekologo-ekonomicheskii monitoring okruzhayushchei sredy (Ecological and economic monitoring of environment). Nizhny Novgorod, 2003. 186 p. (In Russian).

20. Plotnikova N. V. Metody valyutnogo kontrolya i napravleniya ikh sovershenstvovaniya (Exchange control methods and directions of improvement) // Finansy, denezhnoe obrashchenie i kredit. 2009. No. 9 (58). P. 265268. (In Russian).

21. Polozhenie Banka Rossii ot 31 maya 2012 g. № 380-P «O poryadke osushchestvleniya nablyudeniya v natsional'noi platezhnoi sisteme» (The Bank of Russia regulation dated 31 May 2012 No. 380-P «On the procedure for monitoring the national payment system») // Vestnik Banka Rossii. 2012. No. 31. (In Russian).

22. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya RF ot 26 avgusta 2010 g. № 757n «Ob utverzhdenii poryadka osushchestvleniya monitoringa bezopasnosti lekarstvennykh preparatov dlya meditsinskogo primeneniya, registratsii pobochnykh deistvii, ser'eznykh nezhelatel'nykh reaktsii, nepredvidennykh nezhelatel'nykh reaktsii pri primenenii lekarstvennykh preparatov dlya meditsinskogo primeneniya» (The order of the health Ministry of the Russian Federation dated 26 August 2010 no 757н «On approval of the procedure for safety monitoring of medicinal products for medical use, registration of side effects, serious adverse reactions, unexpected adverse reactions of the medicinal product for medical use») // Rossiiskaya gazeta. September 14, 2010. No. 206. (In Russian).

23. Proshunin M. M. Finansovyi monitoring v sisteme protivodeistviya legalizatsii prestupnykh dokhodov i finansirovaniyu terrorizma (rossiiskii i zarubezhnyi opyt) (Financial monitoring in the system of combating legalization of criminal proceeds and financing of terrorism (Russian and foreign experience): thesis. Moscow, 2010. 416 p. (In Russian).

24. Proshunin M. M. Finansovyi monitoring kak vid finansovogo kontrolya (Financial monitoring as a form of financial control) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. No. 330. P. 105. (In Russian).

25. Raizberg B. A., Lozovskiy L. Slovar' sovremennykh ekonomicheskikh terminov (The Dictionary of modern economic terms). Moscow: Ayris-press, 2008. 480 p. (In Russian).

26. Tedeev A. A. K voprosu o ponyatii i sushchnosti valyutnogo monitoringa v Rossiiskoi Federatsii (About concept and essence of the foreign exchange monitoring in the Russian Federation) // Economics. 2013. No. 1. P. 7-8. (In Russian).

27. Tiunov O. I. O roli mezhdunarodno-pravovogo monitoringa i mezhdunarodnogo kontrolya v razvitii evraziiskoi ekonomicheskoi integratsii (The role of international legal monitoring and international monitoring in the development of the Eurasian economic integration) // Evraziiskii yuridicheskii zhurnal. 2012. No. 10 (53). P. 5-9. (In Russian).

28. Trubnikov V. M. Klassifikatsiya vidov (form) finansovogo kontrolya na osnove teorii pravootnoshenii (Classification of types (forms) of financial control is based on the theory of relations) // Nalogi i finansovoe pravo. 2013. No. 9. P. 225-230. (In Russian).

29. Ukaz Prezidenta RF ot 13 iyunya 2012 g. № 808 «Voprosy Federal'noi sluzhby po finansovomu monitoringu» (The decree of the President of the Russian Federation of June 13, 2012 № 808 «Issues of the Federal service for financial monitoring») // Collected legislation of the Russian Federation. 2012. No. 25. Art. 3314; 2013. No. 52 (H. II). Art. 7137. (In Russian).

30. Ukazanie Banka Rossii ot 18 yanvarya 2016 g. № 3935-U «O poryadke osushchestvleniya Bankom Rossii monitoringa deyatel'nosti strakhovshchikov» (The Bank of Russia dated 18 January 2016 No. 3935-U «On procedure of the Bank of Russia monitoring of the activities of insurers») // Vestnik Banka Rossii. 2016. No. 26. (In Russian).

31. Farman I. P. Monitoring kak metod issledovaniya i predstavleniya znaniya (Monitoring as a method of research and representation of knowledge) // Philosophy of science. Epistemological analysis of communication. 2012. Vol. 17. P. 256-269. (In Russian).

32. Federal'nyi zakon ot 02 yanvarya 2000 g. № 29-FZ «O kachestve i bezopasnosti pishchevykh produktov» (Federal law of January 02, 2000 № 29-FZ «On quality and safety of food products») // Collected legislation of the Russian Federation. 2000. No. 2. Art. 150; 2011. No. 30 (H. 1). Art. 4596. (In Russian).

33. Federal'nyi zakon ot 04 maya 1999 g. № 96-FZ «Ob okhrane atmosfernogo vozdukha» (Federal law of 04 May 1999 # 96-FZ «On atmospheric air protection») // Collected legislation of the Russian Federation. 1999. No. 18. Art. 2222; 2013. No. 30 (Part I). Art. 4059. (In Russian).

34. Federal'nyi zakon ot 10 yanvarya 2002 g. № 7-FZ «Ob okhrane okruzhayushchei sredy» (Federal law of 10 January 2002 No. 7-FZ «On environmental protection») // Collected legislation of the Russian Federation. 2002. No. 2. Art. 133; 2014. No. 11. Art. 1092. (In Russian).

35. Federal'nyi zakon ot 12 aprelya 2010 g. № 61-FZ «Ob obrashchenii lekarstvennykh sredstv» (Federal law dated 12 April 2010 No. 61-FZ «On circulation of medicines») // Collected legislation of the Russian Federation. 2010. No. 16. Art. 1815; 2014. No. 11. Art. 1098. (In Russian).

36. Federal'nyi zakon ot 20 dekabrya 2004 g. № 166-FZ «O rybolovstve i sokhranenii vodnykh biologicheskikh resursov» (Federal law of December 20 2004 № 166-FZ «On fisheries and conservation of aquatic biological resources») // Collected legislation of the Russian Federation. 2004. No. 52 (Part 1). Art. 5270; 2014. No. 26 (Part I). Art. 3387. (In Russian).

37. Federal'nyi zakon ot 24 maya 1999 g. № 99-FZ «O gosudarstvennoi politike Rossiiskoi Federatsii v otnoshenii sootechestvennikov za rubezhom» (Federal law of may 24, 1999 № 99-FZ «On state policy of the Russian Federation in respect of compatriots abroad») // Collected legislation of the Russian Federation. 1999. No. 22. Art. 2670; 2013. No. 30 (Part I). Art. 4036. (In Russian).

38. Federal'nyi zakon ot 28 iyunya 2014 g. № 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossiiskoi Federatsii» (Federal law of June 28, 2014 № 172-FZ «On strategic planning in the Russian Federation») // Collected legislation of the Russian Federation. 2014. No. 26 (Part I). Art. 3378. (In Russian).

39. Federal'nyi zakon ot 30 dekabrya 2004 g. № 210-FZ «Ob osnovakh regulirovaniya tarifov organizatsii kommunal'nogo kompleksa» (Federal law of 30 December 2004 № 210-FZ «On bases of regulation of tariffs of organizations of communal complex») // Collected legislation of the Russian Federation. 2005. No. 1 (Part 1). Art. 36; 2012. No. 53 (Part 1). Art. 7643. (In Russian).

40. Federal'nyi zakon ot 4 noyabrya 2014 g. № 348-FZ «O vnesenii izmenenii v chast' pervuyu nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii» (Federal law of 4 November 2014 No. 348-FZ «On amendments to part I of the tax code of the Russian Federation») // Collected legislation of the Russian Federation. 2014. No. 45. Art. 6158. (In Russian).

41. Federal'nyi zakon ot 5 aprelya 2013 g. № 41-FZ «O Schetnoi palate Rossiiskoi Federatsii» (The Federal law of April 5, 2013 № 41-FZ «On the accounts chamber of the Russian Federation») // Collected legislation of the Russian Federation. 2013. No. 14. Art. 1649; 2013. No. 52 (H. I). Art. 6961. (In Russian).

42. Federal'nyi zakon ot 7 avgusta 2001 g. № 115-FZ «O protivodeistvii legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma» (Federal law of 7 August 2001 No. 115-FZ «On counteraction to legalization (laundering) of incomes obtained in a criminal way and financing of terrorism») // Collected legislation of the Russian Federation. 2001. No. 33 (Part I). Art. 3418; 2014. No. 30 (Part I). Art. 4219. (In Russian).

43. Shadrina L. Yu. Sotsiologicheskii monitoring kak sredstvo informatsionnogo soprovozhdeniya otsenki effektivnosti sotsial'nykh tekhnologii (Sociological monitoring as a tool of information support for the evaluation of the effectiveness of social technologies) // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena (Proceedings of Russian state pedagogical University named after A. I. Herzen). 2010. No. 126. P. 319-325. (In Russian).

44. Shumakova O. V., Rabinov M. A. Monitoring ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii regiona (Monitoring sustainable development of rural territories of the region) // Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava (Bulletin of the Altai Academy of Economics and law). 2012. No. 4 (27). P. 40-42. (In Russian).

45. Yakimets V. N. Indeks dlya otsenki i monitoringa publichnoi politiki v regionakh Rossii (The index for evaluation and monitoring of public policy in the regions of Russia) // Trudy ISA RAN (Proceedings of ISA RAS). 2006. Vol. 25. P. 139-147. (In Russian).

УДК 340.153

Д. А. Сумской, И. А. Комаревцева

ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕСТАМЕНТАРНОГО ПРАВА ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

В последнее время в российской правовой доктрине стало уделяться особое внимание ретроспективному анализу правовых институтов, что способствует их более глубокому и всестороннему изучению. Статья посвящена исследованию вопросов правового регулирования отношений наследования по завещанию на Руси в средневековый период. Содержание тестаментарного права анализируется на основании нормативных источ-

ников (Псковской судной грамоты, Новгородской судной грамоты), которые действовали в период феодальной раздробленности. В работе применительно к рассматриваемому периоду выделены особенности тестамен-тарного права.

Ключевые слова: история наследственного права, завещание, наследование по завещанию, форма завещания, содержание завещания.

D. А. Sumskoy, I. А. Komarevtseva

FEATURES OF THE RUSSIAN TESTAMENTARY LAW OF THE FEUDAL PERIOD

Recently the Russian legal doctrine began to focus on the retrospective analysis of legal institutions, thus facilitating a deeper and more comprehensive study. The article investigates the issues of legal regulation of inheritance by will in Russia in the medieval period. The contents of testamentary law is analyzed on the basis of normative sources (Pskov judicial Charter, the

Novgorod judicial Charter), which operated in the feudal period. The article studies the features of testamentary law during the period under consideration.

Key words: history of the law of succession, testament, testamentary, form of a will, the contents of the will.

Отечественное тестаментарное право прошло долгий путь становления и развития. Зарождение основных его институтов относится к периоду, который ознаменовал переход от первобытнообщинного строя к государственному. Упоминания о завещании можно найти в самых первых письменных источниках права Древней Руси, к числу которых относится договор Олега с греками 911 года. Так, статья 13 договора содержа-

ла правила о наследовании в силу «обряжения» - завещания. Другим источником наследственного права Древней Руси являлась Русская Правда, содержание которой свидетельствует о том, что в современный ей период были известны оба порядка наследования: как наследование по закону, так и наследование по завещанию. Статья 87 упоминает так называемый «ряд» - завещательное распоряжение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.