Научная статья на тему 'Мониторинг качества системы управления профессиональной образовательной организацией как основной элемент развития информационных технологий'

Мониторинг качества системы управления профессиональной образовательной организацией как основной элемент развития информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / КАЧЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ. / MONITORING / QUALITY / INFORMATION TECHNOLOGIES / MANAGEMENT SYSTEM.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чанчикова А.Н.

Статья посвящена вопросам построения мониторинга качества системы управления профессиональной образовательной организацией. Управление не может осуществляться без мониторинга, под которым в узком смысле понимают информационную технологию управления, и которая всегда строится на основе ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чанчикова А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE QUALITY OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION AS THE MAIN ELEMENT OF DEVELOPMENT INFORMATION TECHNOLOGIES

The article is devoted to the issues of constructing quality monitoring of the management system of a professional educational organization. Management can’t be carried out without monitoring, which in the narrow sense is understood as information management technology and which is always built on the basis of ICT.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества системы управления профессиональной образовательной организацией как основной элемент развития информационных технологий»

Чанчикова А.Н.,

ГБПОУ СО «НТТЭК», г. Нижний Тагил, Россия

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

Статья посвящена вопросам построения мониторинга качества системы управления профессиональной образовательной организацией. Управление не может осуществляться без мониторинга, под которым в узком смысле понимают информационную технологию управления, и которая всегда строится на основе ИКТ.

Ключевые слова: мониторинг, качество, информационные технологии, система управления.

Chanchikova A.N.,

GBPOU of SO "NTTEK" Nizhny Tagil, Russia

MONITORING THE QUALITY OF THE MANAGEMENT

SYSTEM

OF THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION AS THE MAIN ELEMENT OF DEVELOPMENT INFORMATION TECHNOLOGIES

Abstract

The article is devoted to the issues of constructing quality monitoring of the management system of a professional educational organization. Management can't be carried out without monitoring, which in the narrow sense is understood as information management technology and which is always built on the basis of ICT.

Keywords: monitoring, quality, information technologies, management system.

На протяжении последних десятилетий педагогической наукой был продуман, а образовательной практикой успешно апробирован мониторинг как основной инструмент сбора и систематизации информации об актуальном состоянии и о динамике образовательных систем.

Преимущества мониторинга в сравнении с другими инструментами оценки качества образования заключаются в своевременной диагностике проблемы и определении оптимального пути решения. Сегодня мониторинг - ведущий инструмент управления качеством образования, который закреплен законодательно. В соответствии со статьей 97 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», мониторинг должен обеспечить систематическое стандартизированное наблюдение за условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, их учебными и внеучебными достижениями, профессиональными успехами выпускников, состоянием организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В системе российского образования накоплен значительный опыт по проведению мониторинговых исследований деятельности образовательных организаций по определенной модели. В настоящее время созданная система мониторинга позволяет провести анализ эффективности профессиональных образовательных организаций. Но разработанная модель мониторинга качества не позволяет провести глубокий анализ системы управления работы профессиональных образовательных организаций на микро уровне.

К настоящему моменту сложились условия, требующие, проведения мониторинга внутри профессиональной образовательной организации с применением информационных технологий для эффективного анализа и разработки мероприятий по улучшению деятельности структурных подразделений.

Под внутренним мониторингом качества образования в профессиональной образовательной организации понимается вид деятельности по информационному обеспечению управления образовательной организацией, основанной на систематическом стандартизированном изучении состояния основных и обеспечивающих видов деятельности данной организации, условий и результатов их осуществления.

Организация внутреннего мониторинга системы управления заключается в последовательной реорганизации управления качеством образования, ее совершенствовании в целях получения своевременной, полной и достоверной информации для эффективного управления функционированием и развитием профессиональной образовательной организации, что без современных информационных технологий невозможно.

Для осуществления процесса внутреннего мониторинга понадобятся дополнительные ресурсы. Но с целью минимизации расходов организации можно из числа работников определить должностных лиц и сформировать отдел или службу мониторинга с привлечением компетентного персонала.

При этом важно обратить внимание на то, что в осуществлении мониторинга качества образования принимают участие не только руководители структурных подразделений и педагогические работники образовательной организации, но и другие работники, чья профессиональная деятельность непосредственно связана, например, с созданием и поддержанием необходимых материально-технических и иных условий для осуществления образовательной деятельности.

Мониторинг качества системы управления профессиональных образовательных организаций должен быть своевременным, объективным, доступным.

Основные процессы при осуществлении мониторинга - это процессы сбора и обработки информации. Более быстрая и качественная обработка информации осуществляется с помощью компьютерных технологий. Поэтому для проведения более качественного мониторинга необходимо использовать автоматизированную компьютерную систему. Применение автоматизированной системы мониторинга позволяет быстро и качественно выполнять проверку и оценку текущего состояния образовательной деятельности.

Автоматизированная система мониторинга не требует больших технических затрат и трудоемкой работы участников мониторинга, при этом позволяет получить достоверную и доступную информацию, чем подтверждает необходимость своего использования в современных условиях.

Модели, методы и средства мониторинга качества системы управления образовательной организации должны быть адекватны современным дидактическим и информационным технологиям, иметь тесную связь с моделью образовательной деятельности. При этом мониторинг должен быть перманентным, интегрированным с управлением качества образовательной деятельности, синхронным процессу управления.

Традиционно, для внедрения мониторинговых процессов, а именно системы управления профессиональной образовательной организации, необходимо определить локальные акты. Например, положение о мониторинге профессиональных достижений высшего руководства профессиональной образовательной организации; положение о мониторинге профессиональных достижений среднего руководства профессиональной образовательной организации; положение о мониторинге профессиональных достижений низового руководства, в данных локальных актах необходимо прописать критерии по оценке качества структурных подразделений. Перечисленные положения в совокупности охватывают результаты направлений деятельности всей системы управления профессиональной образовательной организации. Если более конкретно разобраться в системе управления

профессиональной образовательной организации, то к высшему уровню управления относятся такие должности как директор и заместитель директора. К среднему уровню управления в образовательной организации среднего профессионального образования, в основном относятся заведующие отделениями по разным направлениям, начальник отдела кадров, главный бухгалтер и т.д. К низовому уровню управления по организационной структуре управления относятся председатели предметно-цикловых комиссий. Каждому уровню управления свойственны собственные критерии оценки качества, которые можно сформировать в автоматизированной системе мониторинга с целью эффективной обработки данных. Высокий уровень сбора и систематизации данных по основным показателям качества структурных подразделений профессиональной образовательной организации позволяют обеспечить базовые программные средства, прикладные программы, которые необходимо адаптировать для процесса мониторинга профессиональной образовательной организации, что влечет предпосылки развития информационных технологий в образовательной организации. Современные информационные технологии повышают

производительность и качество работ структурных подразделений профессиональной образовательной организации в процессе мониторинга.

Из выше изложенного, можно отметить, что совершенствование процесса мониторинга качества системы управления профессиональной образовательной организацией предшествует развитию информационных технологий в образовательной организации, но последние могут значительно облегчить процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки от 10.12.2013 N 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2014 N 31135)

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности».

4. Основные направления мониторинга, обеспечивающие эффективность образовательной деятельности лицея-интерната естественных наук им. Н.И. Вавилова [Электронный ресурс]. URL: 2013//Hen.m>bin/monitoring2.pdf (дата обращения: 2017 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.