Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ВОЕННЫЙ ВУЗ / QUALITY OF TEACHING / MONITORING / PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / FOREIGN LANGUAGE / MILITARY UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева Наталья Валентиновна

Статье рассматриваются особенности проектирования системы мониторинга качества обучения иностранному языку и перспективы повышения эффективности педагогической диагностики в военном вузе. Автором описана технология критериального оценивания учебных достижений курсантов и показны её педагогические возможности. В статье делается вывод о том, что технология критериального оценивания учебных достижений курсантов представляет собой реальную возможность разработки нового инструментария оценивания, при применении которого результат обучения иностранному языку возможно проконтролировать, измерить и оценить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусева Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE QUALITY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A MILITARY UNIVERSITY

The article discusses the design of the system for monitoring the quality of foreign language learning and the prospects for improving the effectiveness of pedagogical diagnostics in a military university. The author describes the technology of criterion assessment of the educational achievements of cadets and the reason for its pedagogical capabilities. The article concludes that the technology of criterion assessment of the educational achievements of cadets represents a real opportunity to develop a new assessment tool, in which the result of learning a foreign language it is possible to monitor, measure and evaluate.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры романских языков Гусева Наталья Валентиновна

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва)

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности проектирования системы мониторинга качества обучения иностранному языку и перспективы повышения эффективности педагогической диагностики в военном вузе. Автором описана технология критериального оценивания учебных достижений курсантов и показны её педагогические возможности. В статье делается вывод о том, что технология критериального оценивания учебных достижений курсантов представляет собой реальную возможность разработки нового инструментария оценивания, при применении которого результат обучения иностранному языку возможно проконтролировать, измерить и оценить.

Ключевые слова: качество обучения, педагогическая диагностика, иностранный язык, военный вуз.

Annotation. The article discusses the design of the system for monitoring the quality of foreign language learning and the prospects for improving the effectiveness of pedagogical diagnostics in a military university. The author describes the technology of criterion assessment of the educational achievements of cadets and the reason for its pedagogical capabilities. The article concludes that the technology of criterion assessment of the educational achievements of cadets represents a real opportunity to develop a new assessment tool, in which the result of learning a foreign language it is possible to monitor, measure and evaluate.

Keywords: quality of teaching, monitoring, pedagogical diagnostics, foreign language, military university.

Введение. В XXI веке мы являемся свидетелями становления гуманистической компетентностной образовательной парадигмы, переход на которую был заявлен в 90- ых годах прошлого столетия. Новая образовательная парадигма выступает в качестве методологической основы функционирования системы высшего образования. Процесс обучения иностранному языку не только в военном, но и в любом другом вузе, должен соответствовать культурным, социальным и общественным потребностям современного общества, и находить отражение в учебно-методических и дидактических требованиях. Несомненно, что такой процесс может осуществляться сам по себе, но если он контролируется и совершенствуется, то он является эффективным. Помимо этого успешность процесса означает не только эффективность, но и повышение его качества.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время понятие качества становится особенно актуальным, так как оно отражает социально-экономическое и научно-техническое развитие страны [2; 3; 9; 10 и др.]. И, следовательно, изменения в развитии образования влияют на процесс обучения иностранному языку.

Основной целью обучения иностранному языку, как мы полагаем, является повышение качества иноязычной подготовки средствами современной и систематической диагностики результатов обучения.

Традиционно, педагогическая диагностика базируется:

- на проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации;

- на оценке, выставленной преподавателем за какой-либо вид деятельности;

- на активности студента (курсанта).

Анализ всей представленной информации в виде контрольной работы, самостоятельной работы, устных ответов имел свои сложности, но в то же время давал возможность индивидуального подхода к каждому отдельному студенту. На наш взгляд, применение более инновационных технологий позволит оптимизировать процесс обучения иностранному языку и повысит качество педагогической диагностики.

К инновационным технологиям, которые успешно применяются в последнее время в процессе обучения иностранному языку можно отнести:

- систему мониторинга для обязательной и необязательной самостоятельной работы курсантов. Она позволяет сформировать собственную траекторию получения знаний вместе с требованиями преподавателя, и в то же время контролирует выполнение всех обязательных заданий;

- рейтинговую систему, позволяющую регулировать порядок изучения дисциплины, способ получения оценки;

- систему критериев и показателей учебных достижений в процессе обучения иностранному языку, что соответствует запланированным результатам обучения.

Все это необходимо для проектирования процесса обучения за счет усложнения поставленных задач для обучающихся и последующего количественного и качественного оценивания результатов обучения.

В результате встаёт вопрос о том, как повысить эффективность изучения иностранного языка в военном вузе?

Одним из путей повышения эффективности образовательного процесса, является проведение мониторинга качества обучения на основе критериального оценивания. Рассмотрим суть данной технологии.

В современных условиях основная функция оценивания результатов обучения - это установление обратной связи, которая позволит выявить особенности протекания процесса обучения иностранному языку, с последующей коррекцией этого процесса, при необходимости.

Критерии являются важным стимулирующих фактором обученности, он характеризует реальные достижения обучающихся. При этом критерии вносят ясность в цели иноязычного обучения для каждой категории обучающихся, позволяют планировать самостоятельную учебную деятельность на протяжении всех лет обучения [2].

Критерии являются мощным стимулирующим фактором обученности, так как вносят ясность в цели иноязычного обучения, позволяют планировать самостоятельную учебную деятельность студентов (курсантов) на протяжении всех лет обучения [5].

Как отмечают учёные [1; 2; 5; 9], оценка, основанная на критериях, позволяет следующее (табл. 1):

Педагогические возможности оценки, основанной на критериях

№ Возможности оценки

1. предоставить студентам (курсантам) возможности демонстрировать сформированную иноязычную коммуникативную компетенцию;

2. учитывать концептуальный, процессуальный и поведенческий аспекты обучения;

3. более чётко определять объем содержания предоставляемого материала для усвоения;

4. оценивать обучение как целостный процесс, как совокупность содержания или взаимосвязанных компетенций, входящих в иноязычную коммуникативную компетенцию;

5. реализовывать индивидуальную или групповую оценку;

6. ставить объективную оценку;

7. ориентировать процесс обучения на непрерывную форму оценивания.

В результате данной технологии достигнутые успехи студентов (курсантов) по овладению иностранным языком оцениваются как уровни сформированности компетенций по конкретным дисциплинам. При этом создаются общие критерии оценки учебных достижений и дается подробное описание каждой компетенции на всех уровнях.

Нами технология оценивания реализуется в процессе преподавания иностранного языка курсантам «Военного университета».

Как показал наш опыт, а так же опыт ведущих учёных России [8], оценка, которая основана на чётких критериях, позволяет:

- возможность курсантам демонстрировать в полной мере сформированную иноязычную коммуникативную компетенцию;

- учитывать процессуальный, концептуальный, поведенческий аспекты обучения;

- ставить более объективную оценку;

- ориентировать процесс обучения иностранному языку на непрерывную форму оценивания [8]. Приведём критерии оценки эссе, написанного на иностранном языке, применимые как в гражданском,

так и в военном вузах [6].

Критерии оценки эссе, написанного на иностранном языке

№ уровня Его характеристика

Уровень 1. Demonstrates a lack of focus and lack of contextualization of the topic which shows minimal knowledge and understanding; minimal organization and structure and an inability to assemble appropriate evidence / data / information, hindered by unclear communication which does not use language appropriate to the subject; work that is ineffectively descriptive or irrelevant to the topic; no evidence of argument

Уровень 2. Demonstrates limited focus and contextualization of the topic which shows limited knowledge and understanding; limited organization and structure and a limited ability to assemble evidence / data / information, hindered by unsatisfactory communication which generally does not use language appropriate to the subject; work that is largely descriptive with little evidence of argument.

Уровень 3. Demonstrates a satisfactory focus and partial contextualization of the topic through satisfactory knowledge and understanding; some degree of organization and structure and some ability to assemble relevant evidence / data / information, supported throughout by satisfactory communication, generally using language appropriate to the subject; work that is largely descriptive and with limited argument / analysis / evaluation.

Уровень 4. Demonstrates focus and contextualization of the topic through good knowledge and understanding; clear organization and structure and an ability to assemble evidence / data / information in an intelligent and academic way facilitating analysis and evaluation, supported throughout by good communication using language appropriate to the subject; some evidence of independent thought; some persuasive and effective argument.

Уровень 5. Demonstrates sharp focus and good contextualization of the topic through very good knowledge and understanding; a high level of organization and an effective ability to assemble evidence / data / information in an intelligent and academic way facilitating analysis and evaluation, supported throughout by excellent communication, using language appropriate to the subject; clear insight and understanding leading to evidence of

Помимо критериального оценивания учебных достижений курсантов по дисциплинам, нами ведётся работа по разработке и внедрению в учебный процесс «Военного университета» следующих оценивающих материалов:

- выполненных курсантами рефератов,

- разработанных и представленных презентаций,

- выполненных проектов,

- НИРС и др.

Применение технологии критериального оценивания в процессе обучения курсантов иностранному языку позволило существенно повысить мотивацию курсантов и их стремление выполнить задания более качественно.

Выводы. Реализация такого подхода к повышению эффективности технологий педагогической диагностики позволяет:

- повысить познавательную и творческую активность курсантов;

- дифференцировать процесс обучения иностранному языку;

- формировать индивидуальную образовательную траекторию курсанта;

- способствовать пересмотру курсантом самооценки интеллектуальных способностей и результатов своей учебной деятельности;

- преподавателю контролировать и корректировать ход учебного процесса;

- повысить гибкость критериев и показателей для последующего определения вида учебной деятельности и организации процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов.

Изложенный подход не ставит своей целью кардинально изменить технологии педагогической диагностики. Его основная цель - поиск механизмов управления качеством иноязычной подготовки [1]. В настоящий момент технология критериального оценивания учебных достижений курсантов представляет собой реальную возможность разработки нового инструментария оценивания, при применении которого результат обучения иностранному языку возможно проконтролировать, измерить уровень учебных достижений по иностранному языку.

Литература:

1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А., Вахрушева О.В. Обучение иностранному языку курсантов военного вуза в условиях самоорганизации // Язык и культура. 2018. № 41. С. 217-240.

2. Безукладников К.Э., Новоселов М.Н. Формирование лингвострановедческой компетенции полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя в профессионально ориентированном иноязычном пространстве // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 39-43.

3. Гордиенко Т.П., Горбунова Н.В., Смирнова О.Ю., Хрулева А.А. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы - Ялта, 2016.

4. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М., 2012. 416 с.

5. Жигалев Б.А., Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Технологии критериального оценивания и рефлексии как способ повышения мотивации при овладении иностранным языком в школе и вузе // Язык и культура. 2017. № 37. С. 153-165.

6. Колегова Е.Д. О планировании результатов обучения в рамках компетентностно ориентированных ООП // Научный диалог. 2014. №2 (26): Педагогика. С. 91-101.

7. Grade descriptors. Interantional Baccalaureate. September 2014. 25 p.

8. Zhigalev В.А., likulina V.A, Bezukladnikov К.Е. Pedagogical Measuring Of Education Quality // Life Science Journal. 2014. T. 11, № 7. P. 356-359.

9. Wang S., Gorbunova N.V., Masalimova A.R., Birovâ J., Sergeeva M.G. Formation of academic mobility of future foreign language teachers by means of media education technologies // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. Т. 14. № 3. С. 959-976.

10. Gorbunova N.V., Sabirova E.G. Pedagogical design of future teachers' personal and professional route // Man in India. 2017. Т. 97. № 14. С. 217-226.

Педагогика

УДК: 378

старший преподаватель кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера» Даськова Юлия Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (г. Пенза); доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ПОДГОТОВКА КРЕАТИВНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье раскрывается понятие «творческая самостоятельность» через специфику и особенности профессиональной деятельности дизайнеров, обосновывается особая актуальность формирования творческой самостоятельности при подготовке студентов направления 54.00.01 «Дизайн». Специфика и особенность профессиональной деятельности дизайнера определяется объектами и задачами проектирования и предусматривает интеграцию достижений из различных областей человеческой деятельности. Рассматривая специфику и особенности профессиональной деятельности дизайнеров, а именно процесса проектирования, в статье обосновывается важность формирования творческой самостоятельности у студентов-дизайнеров, определяя как целенаправленную, управляемую самим студентом учебную деятельность, характеризующуюся творческим мышлением, сформированными профессиональными знаниями и умениями, мотивацией к импровизации и комбинированию в процессе проектирования. В структуре творческой самостоятельности выделяются когнитивный, проектировочно-деятельностный, мотивационно-ценностный компоненты.

Ключевые слова: сущность и особенности профессиональной деятельности дизайнера, дизайнерское проектирование, творческая самостоятельность студентов-дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.