Научная статья на тему 'Мониторинг качества образовательных услуг как механизм оценки качества дошкольного образования'

Мониторинг качества образовательных услуг как механизм оценки качества дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1298
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УСЛОВИЯ / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ / ЭТАПЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / БЛОКИ / НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / MONITORING THE QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION / CONDITIONS / PRINCIPLES / METHODS / STAGES / EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL STANDARD / BLOCKS / LINES OF MONITORING OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Светлана Викторовна

Рассмотрен новый аспект деятельности дошкольной образовательной организации мониторинг образовательных услуг, разработка и внедрение которого невозможны без специальной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES AS A MECHANISM TO QUALITY PRESCHOOL EDUCATION

The article deals with a new aspect of the pre-school educational organization, that is, monitoring of educational services, the development and implementation of which is impossible without a special program of action.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества образовательных услуг как механизм оценки качества дошкольного образования»

УДК 373.2

ББК Ч410.4+Ч404.42

ГСНТИ 14.23.01

Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Королева Светлана Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологий социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, к. 408; e-mail: svetl.korolewa2013 @yandex. ru

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мониторинг качества дошкольного образования; условия; принципы; методы; этапы; воспитательно-образовательное пространство; образовательный стандарт; блоки; направления организации мониторинга в дошкольной образовательной организации

АННОТАЦИЯ. Рассмотрен новый аспект деятельности дошкольной образовательной организации - мониторинг образовательных услуг, разработка и внедрение которого невозможны без специальной программы.

Koroleva Svetlana Viktorovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Social Work Technologies, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

MONITORING OF THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES AS A MECHANISM TO QUALITY PRESCHOOL EDUCATION

KEY WORDS: monitoring the quality of preschool education; conditions; principles; methods; stages; educational space; educational standard; blocks; lines of monitoring of pre-school educational organization.

ABSTRACT. The article deals with a new aspect of the pre-school educational organization, that is, monitoring of educational services, the development and implementation of which is impossible without a special program of action.

П

ереход современной системы образования на новый этап развития, несомненно, связан с внедрением ФГОС третьего поколения на всех его ступенях, включая дошкольное образование, что все больше и больше требует от педагогов использования инновационных методов, технологий при организации мониторинга в дошкольной образовательной организации.

Мониторинг является количественным и качественным методом оценки качества предоставляемых услуг [4; 9]. По мнению П. И. Третьякова, мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития, то есть результаты мониторинга позволяют судить о состоянии объекта, в нашем случае - дошкольной образовательной организации, в любой момент времени и прогнозировать ее эффективное развитие. В связи с чем качество образования в дошкольной организации определяется как степень соответствия совокупности свойств и результатов воспитания детей дошкольного возраста прогнозируемым целям дошкольной образовательной организации на основе федеральных государственных стандартов дошкольного образования, потребностей и ожиданий субъектов воспитательного процесса (детей, педагогов, родителей) [10; 11].

В нашей работе мы рассматриваем мониторинг как механизм качества образова-

тельных услуг в дошкольной образовательной организации, что требует более детальной разработки. По нашему мнению мониторинг в дошкольной образовательной организации должен осуществляться в трех направлениях, которые представлены тремя блоками.

Первый блок - организационный -включает в себя оценку качества развивающего пространства дошкольной образовательной организации.

- Организация и оценка содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольной образовательной организации. Программы и педагогические технологии, характер взаимодействия между воспитателями и детьми, каждое действие оценивается по четырех бальной шкале (от о до 3). Данный компонент включает педагогическую деятельность с детьми дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации:

- знакомство детей друг с другом, стимулирование их обращения к ровесникам;

- организация эмоциональных контактов, сближающих детей между собой, стимулирование проявления доброжелательного отношения к сверстникам;

- проведение совместных эмоциональных подвижных игр («прятки», «догонялки» и пр.);

- организация несложных совместных игр с предметами (совместные постройки из кубиков, игры с куклами и пр.).

© Королева С. В., 2014

В ходе обучающих занятий сотрудники учитывают возрастные возможности и интересы детей:

- строят занятия в форме совместной игры с детьми;

- организуют совместные игры преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей таким образом, чтобы в них участвовал каждый ребенок;

- проводят обучение в мягкой форме, без насилия (обучая ребенка пользоваться ложкой, расческой или заводить машинку, взрослый мягко направляет его движение своей рукой, а затем дает ему возможность выполнить действие самостоятельно, при необходимости помогая ему, но не принимая всю инициативу на себя, и т. д.);

- откликаются на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняют причину и просят подождать;

- в ходе совместной игры или занятий находят время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;

- организуя совместные игры или занятия, не заставляют участвовать в них всех детей (если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, воспитатель разрешает ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям, и пр.).

Второй блок - диагностический -включает оценку социального развития ребенка дошкольного возраста:

- оценка коэффициента психического развития, соответствующего шести показателям - речь, общение, культурно-гигиенические навыки, рисование, действия с предметами, определяющий процесс социального развития ребенка дошкольного возраста особенно в формировании деятельности (игрового взаимодействия) и общения (Е. О. Смирнова);

- уровень «цены адаптации», включающий эмоциональный стресс компенсаторного влечения дублирующих механизмов, переутомления и различные нарушения, которые сопровождаются снижением здоровья и могут привести к срыву адаптации (Р. М. Бабанский);

- оценка индивидуальных особенностей личности детей дошкольного возраста, связанная с определением положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его взаимодействием со сверстниками и взрослыми, вовлеченность их в предметноигровую деятельность, развитие интеллекту-

альных особенностей, а также способность регуляции поведения (Е. О. Смирнова);

- определение уровня деятельностного предпочтения детей дошкольного возраста в игровом взаимодействии, роли игры в социальной адаптации ребенка, особенностей формирования мотивационной структуры детей, осуществлением воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации (Г. Крайг);

- изучение продуктов деятельности детей раннего возраста, в частности, изобразительной деятельности детей, что дает широкие возможности экспериментирования с материалом; в группе должны быть карандаши, краски, разноцветные мелки, кисти разных размеров, мольберты, бумага, альбомы, пластические материалы (Л. Н. Галигузова) [2; 4; 5; 6; 7].

Третий блок - управленческий - включает в себя оценку управления дошкольной образовательной организации со стороны аттестационной комиссии, в которую входят заведующая дошкольного образовательного учреждения, старший воспитатель, представитель от отдела образования, старший воспитатель другой дошкольной образовательной организации, медицинский работник. Оцениваются следующие параметры:

1) руководство дошкольной образовательной организацией осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного учреждения и законодательством Российской Федерации;

2) заведующий дошкольной образовательной организации выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией;

3) в дошкольной образовательной организации соблюдается исполнительская и финансовая дисциплина;

4) в дошкольной образовательной организации имеется нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность образовательного процесса;

5) в дошкольной образовательной организации соблюдаются правила по охране труда и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников;

6) в дошкольной образовательной организации соблюдаются правила пожарной безопасности;

7) общее санитарно-гигиеническое состояние дошкольной образовательной организации (питьевой, световой, тепловой и воздушный режимы) соответствует требованиям Госсанэпиднадзора;

8) в дошкольной образовательной организации соблюдаются социальные гарантии участников образовательного процесса;

ти), соответствие обобщенным ожиданиям потребителя образовательного продукта организации (этот принцип предполагает проведение маркетингового исследования ожиданий потребителей образовательных услуг посредством ЭШОТ-анализа, БТЕР-анализа и других методов исследования, например, опроса, анкетирования). Предполагается прохождение следующих этапов: планирования, организации, мотивации, коммуникации и контроля, позволяющих определить эффективность организации процесса мониторинга образовательных услуг в дошкольной образовательной организации и включает диагностический, мотивационно-целевой, организационно-деятельностный, информационно-

аналитический и рефлексивный компоненты, что предполагает управленческое, обра-

Таким образом, организация монито- зовательное, нормативно-правовое и ком-

ринга образовательных услуг строится на основании следующих принципов: соответствие национальным стандартам образования (реализация этого принципа предполагает разработку программы развития дошкольной в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными управлением образования Свердловской облас-

ЛИТЕРАТУРА

1. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М. : АСТ, 2008.

2. Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста : Учеб. пособие для студ. вузов обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования»». М. : Владос, 2007.

3. Верхотурова Ю. А., Королева С. В. Критерии и показатели социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении // Известия Российской академии образования.

2012. № 4 (24). С. 89-95.

4. Закон «Об образовании в РФ», ст. 101.

5. Иваненко М. А. К вопросу о качестве в высшей школе //Педагогическое образование в России.

2013. № 2. С. 93-97.

6. Королева С. В. Социально-педагогическое проектирование процесса социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении / Моск. психолого-социальный ун-т. М., 2014.

7. Степанова Г. Б. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. 1999. № 10. С. 15-20.

8. Степанова Г. Б. Эмоциональное состояние ребенка дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. 1998. № 5. С. 92-95.

9. Столин В. В., Наминач А. П. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления // Вопросы психологии. 1988ю № 4. С. 34-36.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

11. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. М. : Владос, 2002.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.

муникативное условия.

В заключение можно отметить, что предложенная нами организация мониторинга является одним из механизмов оценки качества образовательных услуг и в дальнейшем требует более тщательного рассмотрения.

9) в дошкольной образовательной организации используются современные формы финансирования;

10)в дошкольной образовательной организации разрабатывается стратегия и тактика функционирования и развития;

11) в дошкольной образовательной организации используются современные формы организации образовательного процесса;

12) дошкольная образовательная организация осуществляет сотрудничество с другими социальными институтами детства;

13) в дошкольной образовательной организации используются информационные технологии управления [1, с. 41-57].

На основании вышеперечисленных блоков мониторинг в рамках нашего исследования можно представить в виде структурной модели, показанной в приложении 1.

Приложение 1. Структурная модель мониторинга качества образовательных услуг, предоставляемых дошкольной образовательной организацией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.