Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ'

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностей подход / компетентность / мониторинг / коучинг / формирование профессиональных компетенций преподавателя / competence approach / competence / monitoring / coaching / formation of professional competencies of a teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

В статье рассматриваются понятия компетентностного похода, компетентности, а также пути формирования профессиональных компетенций у преподавателей путем использования технологии монитогинга и коучинга. Рассматривается сущность используемых технологий, обосновывается их выбор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the concepts of competence approach, competence, as well as ways of forming professional competencies among teachers through the use of monitoring and coaching technology. The essence of the technologies used is considered, their choice is justified.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ»

Литература:

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Тюкова, И.Г. Догадка. Необходимость ее развития у студентов-иностранцев // Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты: материалы VII Междунар. науч. конф. (16-19 мая 2007 г.). - Москва; Ульяновск: Институт языкознания РАН; Ульяновский гос. ун-т, 2007. - С. 240-241

3. Французский язык как второй иностранный: 6 класс: рабочая тетрадь / В.Н. Шацких и др. - М.: Дрофа, 2018.- 109 с.

4. Nation I.S.P. - Learning Vocabulary in Another Language. - Cambridge: Cambridge University Press, 2000. - 492 p.

УДК 371

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Развитие общества и цивилизации требует от образования новых подходов тех или иных педагогических задач. При этом важнейшим свойством становится гибкость, способность к саморегулированию. Это касается как образовательной системы, так и ее продукта - специалиста; переход от усвоения информации к формированию качеств, необходимых для творческой деятельности и постоянного усвоения новой информации. Основным ориентиром образования является формирование творческой личности, способной к саморазвитию, которое напрямую связано с самоорганизацией. Самоорганизация является естественным явлением, которое осуществляется по объективным законам и обеспечивает устойчивую форму существования системы. Направив самоорганизацию на заданные параметры развития, можно обеспечить продуктивную производственную деятельность человека в любой сфере, также и в образовательной [6]. То есть, направленная самоорганизация любой деятельности может обеспечить ее качество при наличии правильно заданных параметров и технологий их отслеживания.

Изложение основного материала исследования. Само понятие «компетентностное образование» возникло в процессе изучения опыта работы выдающихся педагогов, основывается на практическом опыте и стало результатом многочисленных попыток проанализировать его, разработав определенную теоретическую, концептуальную основу. Сегодня, несмотря на некоторые разногласия в подходах, специалисты определяют три основных компонента в компетентностном образовании: это формирование знаний, умений и ценностей личности [2].

Сформированные компетентности специалист использует при необходимости в различных социальных и других контекстах в зависимости от условий и потребностей по осуществлению различных видов деятельности. Компетентный человек применяет те стратегии, которые кажутся ему наиболее приемлемыми для выполнения очерченных задач. Управление собственной деятельностью ведет к повышению или модификации уровня компетентности человека.

Ученые определяют понятие компетентность по-разному. Так, известные педагоги В.В. Краевский и A.B. Хуторский, различают термины «компетентность» и «компетенция», объясняя, что «компетенция в переводе с латинского «cotpetentia» означает круг вопросов, по которым человек хорошо осведомлен, познал их и имеет опыт. Компетентность в определенной области - это сочетание соответствующих знаний и способностей, позволяющих обоснованно судить об этой сфере и эффективно действовать в ней [3]. Они также касаются и проблемы отбора ключевых (или базовых, универсальных) компетентностей. Ключевая компетенция (С. Шишов и В. Кальней) - это такая, которая соответствует широчайшему кругу специфики, универсальна для различных видов деятельности и может быть условно названа как «способность к деятельности». Следовательно, понятие «компетенция» означает, с их точки зрения, интегративным, содержащим следующие аспекты: готовность к целеполаганию; готовность к оцениванию; готовность к действию и готовность к рефлексии [7].

Для преподавателя вуза основной компетенцией является профессионально-педагогическая. Поэтому необходимо находить новые подходы в управлении деятельностью преподавателей и формирования их профессиональных компетенций. Именно такой подход найден и внедрен в практику на основе технологий коучинга.

Понятие коучинга появилось относительно недавно за рубежом в сфере управления персоналом [1]. Рлавная идея - это развитие профессиональных умений (компетенций) у подчиненных и формирование умений работы в команде. Коучинг используется для повышения производительности и улучшения профессиональных навыков тех, кто работает в команде. Обратная связь, мотивация и умение задавать вопросы являются неотъемлемыми элементами коучинга. Ведущая идея коучинга - помочь коллегам стать профессионалами. Это двусторонний процесс, как со стороны менеджера, так и со стороны подчиненного. Исследования, проведенные в сфере бизнеса, говорят о том, что руководителю по большей части трудно предусмотреть с какими подчиненными работа будет эффективной, также достаточно проблематично контролировать все процессы внутри коллектива, поэтому очень сложно вносить коррективы своевременно. Тем не менее, эффективность работы менеджера, который перекладывает все задачи на своих подчиненных, тоже невысока [1]. По мнению М. Ландсберга руководитель должен с пользой делегировать свои полномочия, т.к. он нуждается в команде способных коллег и знает, как развивать профессиональные навыки своих подчиненных, т.к. считается, что помогая совершенствоваться другим, он помогаете и себе [4].

Существует несколько основных преимуществ в выборе коучинга при управлении коллективом, а именно: сэкономить время путем достижений определенных успехов в развитии профессиональных навыков своих подчиненных, иметь возможность делегировать часть своих полномочий; получать удовольствие от работы с коллегами, которые, в свою очередь, будут получать удовольствие от работы с руководителем в одной команде; также повышать эффективность работы в целом и развивать личные навыки общения с людьми в более широком смысле. Безусловно, для эффективного внедрения

любой новой технологии необходимо еще желание самого руководителя меняться и прибывать в состоянии постоянной самоорганизации.

С помощью коучинга можно выделить непосредственно необходимые профессиональные компетенции преподавателей, за которыми можно наблюдать и, получив необходимую информацию, принимать управленческие решения. Как отмечают специалисты, главное преимущество коуча заключается в способности точно определить, как необходимо действовать в конкретной ситуации: предоставить инструкции подчиненному, задать ему вопросы или использовать другой способ [4]. При работе в системе коучу необходимо всегда иметь обратную связь. Получение исчерпывающей обратной связи является необходимым условием качественного управления любым процессом. Не так просто его получить от подчиненного, а потому разработанные модели мониторинга профессиональной деятельности преподавателя помогают в поддержании обратной связи: преподаватель обращает внимание на то, на что необходимо использовать в профессиональной деятельности, как совершенствовать ее и когда просить помощи или отчитываться о достижениях. Следовательно, предоставление эффективной обратной связи является одним из важных навыков коуча. Эффективная обратная связь способствует атмосфере доверия и сотрудничества, профессиональному росту; развивает способности подчиненного и стимулирует его к реализации своего потенциала, дает разъяснения, что сделано и что необходимо достичь.

При формировании основных профессиональных компетенций преподавателя важна обратная связь, которую следует постоянно отслеживать для качественного формирования тех или иных свойств деятельности преподавателя. Мониторинг как нельзя лучше подходит для такой цели. Мониторинговые исследования являются надежным инструментом анализа разнообразных аспектов образовательного процесса. Российские ученые С.Е. Шишов и В.А. Кальней рассматривают мониторинг в теории социального управления как одну из важных, относительно самостоятельных цепочек в управленческом цикле [7]. В.М. Лизинский обратил внимание на необходимость реализации мониторингового подхода для диагностических процедур, позволяющего регистрировать изменения, которые происходят в системе по времени и содержанию [5].

В реальном образовательном процессе мониторинг тесно связан со всеми функциями и стадиями управления, поэтому его существенные характеристики могут быть рассмотрены только во взаимосвязи с другими цепочками процесса управления образованием в высшем учебном заведении. Органическая связь мониторинга с другими функциями управления проявляется в том, что каждая функция управления выступает как основной пункт мониторинга (т.е. мониторинг включает цели, информацию, прогнозы, решения, организацию, выполнение, коммуникацию, корреляцию, коррекцию). Мониторинг связан с оценкой реализации целей и планов, а его основная задача сводится к уменьшению разницы между фактическим и имеющимся. Сравнение реальных результатов с эталонами и нормами в образовательной деятельности является одним из этапов мониторинга, за которым следует содержательная оценка и коррекция.

Мониторинг отличается от обычной оценки знаний тем, что обеспечивает оперативную обратную связь и сведениями об уровне формирования тех или иных свойств. Мониторинг предполагает избирательность текущей информации о состоянии сформированности профессиональных компетенций преподавателя. Особенность мониторинга заключается в том, что все действия наблюдения, контроля и корректировки можно возложить на преподавателя - он становится объектом корректировки мониторинга. Мониторинг может осуществляться на основе средств сбора информации и учета полученных данных с последующей их корректировкой.

Выводы. Таким образом, посредством мониторинга качества формирования профессиональных компетенций преподавателя происходит систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным аспектам, влияющим на профессиональный уровень преподавания и эффективное усвоение необходимых компетенций студентами. В систему мониторинга качества формирования профессиональных компетенций преподавателя входят следующие элементы: установление стандарта и операционализация определения стандартов; сбор данных и оценка результатов, принятых мер в соответствии со стандартами.

Аннотация. В статье рассматриваются понятия компетентностного похода, компетентности, а также пути формирования профессиональных компетенций у преподавателей путем использования технологии монитогинга и коучинга. Рассматривается сущность используемых технологий, обосновывается их выбор.

Ключевые слова: компетентностей подход, компетентность, мониторинг, коучинг, формирование профессиональных компетенций преподавателя.

Annotation. The article discusses the concepts of competence approach, competence, as well as ways of forming professional competencies among teachers through the use of monitoring and coaching technology. The essence of the technologies used is considered, their choice is justified.

Keywords: competence approach, competence, monitoring, coaching, formation of professional competencies of a teacher.

Литература:

1. Mink, O. Developing High Performance People: The Art of Coaching / O. Mink, K.Q.Owen, B.P. Mink. - Massachusetts: Addison-Wesley Publishing Company, 1993. - 132 p.

2. Rychen, D. Key Competencies for Successful Life and Well-Functioning Society / D. Rychen. - Germany: Hogrefe and Huber, 2003.-224 p.

3. Краевский, B.B. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В.В. Краевский, A.B. Хуторской // Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 3-10

4. Ландсберг, М. Коучинг / Пер. с англ. - М.: Изд-во Эскимо, 2004. - 160 с.

5. Лизинский, В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой /

B.М. Лизинский. - М.: Логос, 1996.-77 с.

6. Орлов, A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании / A.A. Орлов // Педагогика. - 1996. - №3. -

C. 54-58

7. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Пед. общество России, 1999.-320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.