Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ В ПУЩИНСКОМ НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ РАН'

МОНИТОРИНГ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ В ПУЩИНСКОМ НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ РАН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ СЕРВИСЫ / ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Харыбина Т.Н., Бескаравайная Е.В.

В статье представлены результаты анализа информационных потребностей и интересов пользователей научной библиотеки, проводимого на базе библиотеки Пущинского научного центра РАН в целях корректирования информационного обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE INFORMATION NEEDS OF LIBRARY USERS AT THE PUSHCHINO RESEARCH CENTER OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

The paper presents the results of the analysis of the information needs and interests of scientific library users. This analysis was performed on the basis of the Library of the Pushchino Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, in order to correct the information service.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ В ПУЩИНСКОМ НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ РАН»

НАУЧНЫЕ_КОММУНИКАЦИИ_И_ИНФОРМАЦИОННО-

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУКИ. ХАРЫБИНА Т.Н., БЕСКАРАВАЙНАЯ Е.В. МОНИТОРИНГ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ В ПУЩИНСКОМ НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ РАН

В статье представлены результаты анализа информационных потребностей и интересов пользователей научной библиотеки, проводимого на базе библиотеки Пущинского научного центра РАН в целях корректирования информационного обслуживания.

Ключевые слова: информационные потребности; библиотечные сервисы, патентные исследования.

BESKARAVAYNAYA E. V., KHARYBINA Т. N.

STUDYING THE INFORMATION NEEDS OF LIBRARY USERS AT THE PUSHCHINO RESEARCH CENTER OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

The paper presents the results of the analysis of the information needs and interests of scientific library users. This analysis was performed on the basis of the Library of the Pushchino Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, in order to correct the information service.

Keywords: information needs; library services; patent research.

НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУКИ. ХАРЫБИНА Т.Н., БЕСКАРАВАЙНАЯ Е.В. МОНИТОРИНГ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ В ПУЩИНСКОМ НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ РАН

Процессы глобальной информатизации общества, интеграция системы российской науки в мировое научное пространство требуют совершенствования информационного обеспечения научных организаций. Анализ тенденций развития научных, вузовских библиотек в России и за рубежом показывает, что библиотечное сообщество понимает необходимость уделять больше внимания развитию библиотечных сервисов, в том числе, ориентированных на поддержку научных исследований. Спектр проблем, обсуждаемых в публикациях по информационных потребностей пользователей (ИП), достаточно широк [9]: от теоретического осмысления необходимости изучения различных аспектов ИП [1], разработки методов на основе собственного практического опыта [6], до определения достоинств и недостатков новых сервисов [8].

В Центральной библиотеке (ЦБП) Пущинского научного центра РАН (ПНЦ РАН) -отделе Библиотеки по естественным наукам РАН (БЕН РАН) - уделяется большое внимание систематическому изучению потребностей научных работников на всех стадиях научного исследования: от информирования и предоставления доступа к ресурсам до анализа и оценки результатов исследований [2; 3]. Реалии нового информационного общества выдвигают новые требования к деятельности научных библиотек, поэтому необходимо, прежде всего, определить, какие библиотечные сервисы являются наиболее востребованными [4], какой должна быть концепция их развития, каким должно быть технологическое и кадровое обеспечение. Одним из принципов рациональной работы и установления приоритетов в развитии технологий научной библиотеки является обратная связь: когда пожелания пользователей непосредственно влияют на оптимизацию традиционных и внедрение новых информационно - библиотечных услуг.

В 2022 году в ЦБП было проведено плановое исследование информационных потребностей ученых ПНЦ РАН. Целью исследования было изучение соответствия инфраструктуры научной библиотеки ПНЦ, включающей информационные ресурсы, сервисы и услуги, информационным потребностям учёных ПНЦ РАН и поиск перспективных направлений взаимодействия учёных и библиотеки.

Основная масса ответов была собрана на основании анкеты, разосланной пользователям по электронной почте (340 анкет) и представленной на сайте библиотеки;

кроме того, сотрудниками собирались данные, благодаря личным контактам при интервьюировании и работе в режиме «запрос - ответ».

Анализ полученных ответов из девяти научно - исследовательских институтов ПНЦ РАН выявил профессиональный состав группы респондентов: научных сотрудников -66,7%; аспирантов, магистрантов, студентов - 10,9 %; инженерно - технический персонал

- 3,4%; административный состав (руководители отделов, лабораторий, учёные секретари, главные научные сотрудники руководителей НИИ) - 19% от общего числа опрошенных. Возрастной диапазон распределился следующим образом: 29,6% - это пользователи старше 60 лет; 48,5% опрошенных - входят в группу 36 - 60 лет; 21,9% - это 22 - 35 лет. По тематике научных направлений с учётом специфики Пущинского научного Центра физико -химической биологии респонденты распределились следующим образом: молекулярная биология - 12,5%, биофизика - 10%, биотехнология - 7% микробиология - 5,8%, биохимия

- 4,4% и почвоведение - 3,8%. Остальные направления: клеточная биология, радиационная биология, физиология растений, агрохимия, фотосинтез, экология, иммунология, биоорганическая химия, биоинформатика, математическое моделирование, фотобиология, загрязнение компонентов окружающей среды и другие - остались в диапазоне от 3,5% до 0,5%. Таким образом, был охвачен практически весь научно -технический спектр Пущинской науки.

Значительная часть вопросов анкеты была направлена на изучение основных векторов в развитии сервисов информационного обслуживания научной среды ПНЦ. Так, например, анализ ответов показал, что обеспечение сотрудников НИИ ПНЦ РАН научной и патентной информацией с использованием традиционного сервиса ИРИ (избирательное распространение информации) является востребованным и достаточно надёжным видом информационной поддержки науки и сегодня: 31% респондентов хотят регулярно получать научную, а 16% - патентную информацию в режиме ИРИ.

Большая часть опрашиваемых поддержала еще одно традиционное направление в работе библиотеки, связанное с созданием тематических баз данных: 58% респондентов считают, что узкопрофильные БД частично обеспечивают точечную специализированную информационную поддержку научных исследований и прикладных разработок; 21% анкетируемых ответили, что генерируемые библиотекой научные БД, обеспечивают необходимой информацией по их исследовательскому направлению в полном объёме; 22%

- не используют тематические базы данных, оставшиеся 10% респондентов, не знали о данном сервисе, но познакомившись, пожелали в будущем воспользоваться этими услугами.

Отметим, что наибольшую заинтересованность в получении библиографической информации высказали старшие научные сотрудники и руководители отделов: им необходим весь спектр предлагаемых услуг. Молодые научные сотрудники (22 - 35 лет) сделали упор на узкотематическую направленность информации.

В современных условиях сотрудники ЦБП, помимо аккумулирования информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, владеют необходимыми компетенциями для работы с информационно - аналитическими данными, к которым относятся, например, библиометрические и патентные исследования.

Результаты анализа ИП показали активное использование учёными и специалистами ПНЦ профильных патентных баз данных - на это указали 61% респондентов почти во всех должностных категориях НИИ ПНЦ РАН, однако, для разных категорий пользователей необходим свой определённый тип патентных услуг. Наиболее заинтересованы в сервисе подобного рода - руководители лабораторий и представители администраций НИИ РАН, составившие 72,2% опрошенных; на втором вместе старшие и ведущие научные сотрудники- 15,4%, далее - научные сотрудники и инженерно - технические работники -11,3%. Менее всего проявили интерес в получении подобных сведений аспиранты и студенты - 1,1%, что вполне объяснимо, поскольку у них ещё нет опыта научной и изобретательской работы. Количество положительных ответов об этом сервисе коррелирует и с возрастом научных работников: наибольшая востребованность в патентной

информации наблюдается в группе возраст которой превышает 35 лет — это учёные в полной мере, осознающие важность подобных данных. Учитывая особенности работы с патентными документами, большинство респондентов испытывают необходимость в информационном сопровождении и научно - методической помощи сотрудников библиотеки. Их доля составляет 57% от числа опрошенных сотрудников, работающих с патентной информацией, тогда, как только 4% - осуществляют поиск патентной информации самостоятельно. Как показало анкетирование 2022 года, рост интереса со стороны ученых ПНЦ к патентованию выражается и в увеличении количества полученных патентов, и в расширении их тематической направленности, и в появлении соавторов из других российских институтов.

На данный момент - это одно из востребованных и перспективных направлений в части взаимодействия с учёными [10; 11]. Подход патентного специалиста ЦБП к информационному сопровождению при формировании патентного ландшафта или проведения патентного исследования основан на разработанной В.В.Брежневой и Р.С.Гиляревским методологии «встроенного» обслуживания, под которым в данной работе понимается включение информационного работника в качестве полноправного члена в группу специалистов, работающих над проектом [7]. Это, означает, что специалист библиотечно - информационной сферы становится частью обслуживаемой среды, осуществляя свою деятельность непосредственно на территории исследовательского подразделения и выполняет часть функций обслуживаемых специалистов.

Кроме вышеперечисленных вопросов, в анкете респондентам было предложено назвать, важные именно для него, несколько наиболее распространённых сервисов на основе библиометрических данных. Были получены следующие результаты: цитирование собственных публикаций интересует 84% респондентов; информацию о наиболее значимых публикациях Центра хотят получать 40%; о каждом новом цитировании своей статьи 64% респондентов. Сравнение результатов 2022 года с 2018 годом показало значительный рост интереса к показателям публикационной активности у сотрудников ПНЦ, возможно, это связано с необходимостью поиска данных для составления разнообразных отчётов о научной деятельности для РАН, Минобрнауки РФ, Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Явный рост интереса, в первую очередь, наблюдается: к рассылке сведений о ведущих изданиях, быстроразвивающихся направлениях, наиболее цитируемых работах - на 15%; к международным исследованиям по тематике - на 36%; к получению сведений о цитируемости собственных публикаций - на 84%. Таким образом, получение, обработка и предоставление библиометрических сведений пользователям видится сотрудниками библиотеки как еще одно перспективное и востребованное направление своей работы.

Важным этапом деятельности научной библиотеки является популяризация научных достижений своего НИИ. В ЦБП создан сервис, основанный на визуализация данных ежегодного библиометрического анализа ученых ПНЦ РАН на сайте библиотеки [5]. Подобная идея, как отметили учёные и администрация ПНЦ РАН, заслужила положительную оценку в ходе анкетирования и «... послужит повышению научной информированности учёных и общественности, позволяя каждому сотруднику отметить вклад Центра в мировую науку».

Еще одна практика по популяризации науки - организация тематических и персональных виртуальных выставок к знаменательным датам. Страницы виртуальных выставок на сайте ЦБП оказались самыми любимыми и посещаемыми разделами сайта. Являясь естественным инструментом визуализации научных достижений ПНЦ РАН, они способствуют развитию и совершенствованию самого библиотечного сервиса, формируют имидж библиотеки. Так 77% респондентов заинтересованы в данном сервисе, отметили эту услугу библиотеки в период пандемии и выразили готовность привлекать библиотеку для пропаганды научных достижений.

По результатам анкетирования был определен перечень услуг, необходимых пользователям библиотеки на современном этапе: выявление организаций, работающих по

теме научных исследований и наиболее продуктивных авторов - заинтересовало 34% опрошенных; анализ динамики развития документопотока по теме - 23,4%, определение публикационной активности с использованием отечественных и международных баз данных - 58,8%, текущий и ретроспективный тематический поиск информации - 36,5%; использование сервиса «Библиографические подборки» в РИНЦ для анализа информации -20,3%, подбор журнала для публикации статьи - 25,2%.

Методическая помощь всегда была востребованным направлением работы библиотеки. Сегодня эта услуга реализуется через организацию обучающих мероприятий, прежде всего, при работе с библиографическими менеджерами. Например, помощь в работе с программой управления библиографической информацией «Менделей» потребовалась 19,3% опрошенным; системами регистрации авторов и созданию авторских профилей ResearcherID, Open Researcher and Contributor ID - 26%; оформлению списков литературы к статьям и диссертациям - 30%; индексированию научных работ по УДК, ББК, ГРНТИ -22,2%; созданию ежемесячных дайджестов перспективных исследований в области физико - химической биологии - 9,3%. В пожеланиях респондентов о научно - методической деятельности ЦБП была обозначена заинтересованность ученых в консультациях библиотечного специалиста по проблемам поиска и анализа научной информации - это отметили более половины участников опроса.

Отдельный блок включал вопросы информированности пользователей о возможностях библиотечного сайта:19 % читателей регулярно обращаются к электронными ресурсами и сервисами; 31 % пользовались всего несколько раз; 6% не пользовались ни разу, но знают о возможностях сайта. Наиболее популярными оказались услуги по предоставлению доступа к электронным ресурсам через сайт библиотеки по ссылкам на издательства и базы данных: 47% респондентов используют их в своей научной деятельности, и считают это удобным.

В процессе исследования была выявлена востребованность дистанционных библиотечных услуг, не требующих присутствия в библиотеки. Наибольший интерес в получении данного сервиса проявили научные сотрудники, аспиранты и студенты от 22 до 35 лет - 74,2%; на втором вместе старшие и ведущие научные сотрудники - 16,4%; далее -руководители лабораторий и руководство НИИ - 7,5%. Менее всего оказались заинтересованными в получении подобных услуг инженерно - технические работники -1,9%.

По результатам проведённого исследования информационных потребностей специалистов НИИ ПНЦ РАН сделаны следующие выводы:

1. Учёные ПНЦ РАН положительно оценивают деятельность научной библиотеки (ЦБП) по сопровождению научных исследований, отводя ей роль важнейшего звена в едином информационном пространстве ПНЦ РАН.

2. Изменения, происходящие в системе научных коммуникаций, не привели к снижению востребованности услуг информационно - библиотечных специалистов ЦБП. Используя традиционные компетенции, необходимые в обеспечении большинства научных коммуникаций, ЦБП расширяет участие в научных процессах за счет предоставления новых продуктов и услуг.

3. Анкетирование 2022 года показало необходимость разработки индуктивной модели информационной поддержки науки, направленной на персональный подход к каждому читателю с учетом его индивидуальных потребностей и, что не менее важно, возможностей.

4. Помогая учёным выстраивать стратегию поиска и находить нужную информацию в короткие сроки, проводить патентные и библиометрические исследования, участвовать в написании грантовых проектов, библиотечные специалисты становятся частью научной команды в процессе продвижения научного потенциала ПНЦ РАН в мировую науку.

5. В числе перспективных направлений развития деятельности библиотеки учёные видят: расширение доступа к зарубежным журналам; создание тематических

электронных библиотек; активизацию работы по оцифровке наиболее актуальных разделов научного фонда;

6. В современных реалиях патентная информация, патентные и библиометрические исследования позиционируется как одно из наиболее востребованных сервисов и рассматриваются как перспективная информационная услуга научной библиотеки.

Библиотечные ресурсы и сервисы ЦБП в настоящее время максимально встроены в информационную среду ПНЦ РАН, а библиотека выступает активным партнёром НИИ на всех стадиях научного исследования: от информирования и предоставления доступа до анализа и оценки результатов исследований. Сведения, полученные от пользователей методом анкетирования и опроса, будут использованы при принятии стратегически важных решений в области информационной политики ЦБП.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Scott, W. Distinctive Signifiers of Excellence: Library Services and the Future of the Academic Library // College & Research Libraries. - 2011. - 42. - №1.

2. Бескаравайная, Е.В. Информационные потребности сотрудников Пущинского научного центра РАН/ Е.В. Бескаравайная, Н.А. Слащева, Т.Н. Харыбина // Научные и технические библиотеки. - № 9. - С. 20 - 24.

3. Бескаравайная, Е.В. Изучение информационных потребностей пользователей как необходимый компонент сервиса научной библиотеки/ Е.В. Бескаравайная, Т.Н. Харыбина // Информационные ресурсы России. - № 6. - С. 6 - 10.

4. Бескаравайная, Создание модели мониторинга научных исследований/ Е.В. Бескаравайная, Т.Н. Харыбина //Научно - техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2019. - № 5. - С. 19 - 28. DOI: 10.3103/S0147688219020084.

5. Библиометрический анализ ПНЦ РАН за 2017 - 2021 годы// Центральная пущинская библиотека: [офиц.сайт] 2023. - URL: https://cnbp.ru/informatsiya/bibliometricheskij - апа^.ЫтЦдата обращения: 08.02.2023).

6. Бусыгина, Т.В. Библиотеки и поддержка научных исследований / Т.В. Бусыгина, Т.А. Калюжная, О.Л. Лаврик, Т.Н. Мельникова, М.А., Плешакова, П. А. Чеснялис, И. Г. Юдина; научный редактор О. Л. Лаврик. - СПб.: Издательско -полиграфическая ассоциация высших учебных заведений. - 2022. - 436 с.

7. Брежнева, В.В. Информационный менеджмент. Теория и методология / В.В. Брежнева, Р.С. Гиляревский, Е.Д. Жабко ; под общ. ред. В.В. Брежневой. - Санкт -Петербург: СПбГИК, 2019 - 183 с.

8. Мазов, Н.А. Изучение информационных потребностей ученых с использованием библиометрического анализа для оптимизации комплектования/ Н.А. Мазов, В Н. Гуреев // Библиосфера. - 2012. - № 4. - С. 57 - 66.

9. Маркусова, В.А. Исследование ИП ученых (на примере ДВНЦ АН СССР)// Научно - техническая информация. Серия 1. - 1978. - №1. - С. 6 - 9.

10. Митрошин, И.А. Современные методы патентно - информационного обеспечения в научных библиотеках //Наукометрия: методология, инструменты, практическое применение: сб. науч. ст. / Центр. науч. б - ка им. Я. Коласа НАН Беларуси; редкол.: А. И. Груша [и др.]. - Минск: Беларуская навука, 2018. - С. 197 - 209.

11. Митрошин, И.А. Изучение патентной активности в Пущинском научном центре РАН / И.А. Митрошин, Е.В. Бескаравайная, Т.Н. Харыбина // Информационное обеспечение науки: новые технологии: Сборник научных трудов / Н. Е. Каленов, В. А. Цветкова (ред.). - М.: БЕН РАН, 2017. - С. 142 - 149.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Харыбина Татьяна Николаевна - старший научный сотрудник Библиотеки по естественным наукам РАН, Заслуженный работник культуры Российской Федерации

Бескаравайная Елена Вячеславовна - старший научный сотрудник Библиотеки по естественным наукам РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.