Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ И ТЕСТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

МОНИТОРИНГ И ТЕСТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
39
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Маршалова Е. А., Подтуркин К. К., Корнев Д. К.

В докладе рассмотрены разработка, внедрение и развитие электронных средств контроля учебного процесса на примере отделения баскетбола кафедры физического воспитания НИЯУ МИФИ. Особое внимание уделено двум направлениям - электронному учебному курсу и электронному журналу. Доклад касается как изначальных требований к таковым системам, так и введения дополнительных требований по результатам эксплуатации, а также перспектив дальнейшего расширения функционала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ И ТЕСТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Уроки с использованием ИКТ дают возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования,

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, и ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Список литературы:

1. Агапова Р. Про три поколения компьютерных технологий обучения в школе / Р. Агапова // Информатика и образование. - 1994. - № 2. - С. 96-98.

2. Ананьева В.А. Искусство и музыка в компьютерном классе / В.А Ананьева // Информатика и образование. - 2003. - № 1. - С. 83-84.

3. Андреева И.М. Информационная культура как новая учебная дисциплина и новое направление культурологических исследований / И.М. Андреева, Ю.С. Зубов // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Международная научная конференция. Краснодар, Новороссийск, 14-15 сентября 1995: Тезисы доклады. - Краснодар, 1995. - С. 98-105.

4. Бабаева Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Вокунский // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19, № 1.

5. Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики / Е.С. Буцин. - М.: Наука, 1991. - 552 с.

6. Бочкин Е.С. Методика преподавания информатики: учебное пособие / Е.С. Бочкин. - М.: Высш. шк., 1998. - 431 с.: ил.

МОНИТОРИНГ И ТЕСТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1 2 © Маршалова Е.А. , Подтуркин К.К., Корнев Д.К.

НИЯУ МИФИ, г. Москва

В докладе рассмотрены разработка, внедрение и развитие электронных средств контроля учебного процесса на примере отделения бас-

1 Старший преподаватель кафедры Физического воспитания.

2 Студент.

кетбола кафедры физического воспитания НИЯУ МИФИ. Особое внимание уделено двум направлениям - электронному учебному курсу и электронному журналу. Доклад касается как изначальных требований к таковым системам, так и введения дополнительных требований по результатам эксплуатации, а также перспектив дальнейшего расширения функционала.

В 2013 году на кафедре 15 («Физическое воспитание») НИЯУ МИФИ был поднят вопрос об оптимизации обработки данных об успеваемости учащихся. После обзора путей решения проблемы было решено разработать программу, которая позволит более полноценно и эффективно использовать рабочее время преподавателей в плане обработки результатов и данных учащихся - электронный журнал.

В ходе рассмотрения уже имеющихся решений в области школьных электронных журналов было выявлено отсутствие функционала за пределами контроля посещаемости и успеваемости [1].

При проектировании функционала электронного журнала разработчики руководствовались следующими идеями:

1. Программа должна иметь функционал для работы с полным набором разделов обычного журнала. А именно:

- ведение списка обучающихся;

- учет посещения занятий;

- учет контрольных нормативов;

- учет приема теоретических требований по программе МИН ВУЗа;

- учет пройденного материала;

- учет прохождения медицинского осмотра;

- учет прохождения материала по технике безопасности

2. Программа должна иметь удобный и интуитивно понятный интерфейс не только хранения для данных в электронном виде, но и для быстрого ввода и редактирования этих данных.

3. Программа должна быть самодостаточной (не должна требовать, например, установки сторонних программ или подключений к каким-либо базам данных) и иметь только необходимый функционал для решения нашей задачи.

На протяжении трех учебных лет данный электронный журнал проходил тестирование на баскетбольном отделении кафедры физического воспитания. По мере тестирования появлялись новые вопросы и предложения касательно функционала журнала и было решено исправить недочеты и учесть предложения в новой версии электронного журнала.

1. Пользовательский интерфейс

Первое основное изменение - обновление интерфейса пользователя.

После полного заполнения журнала студентами пяти факультетов всех четырех годов обучения (1-4 курсы), стало заметно время ожидания перезагрузки полей с данными во время обновления главного окна журнала и во время изменения его размеров. На относительно мощном стационарном компьютере такие задержки не были заметны, но во время тестировании журнала на относительно слабом нетбуке стало ясно, что необходима дальнейшая оптимизация графической составляющей электронного журнала. В связи с этим было решено заменить старый графический интерфейс на основе Windows Forms на новый, разработанный с помощью Windows Presentation Foundation (WPF). По сравнению с технологией, использованной ранее, WPF имеет ряд преимуществ, в частности, более высокая производительность, упрощенная работа с данными и графикой и более продвинутые инструменты разработки, которые в конечном счете позволили сделать новый электронный журнал еще более удобным, чем предыдущий.

Говоря о функциональности нового интерфейса необходимо еще раз подчеркнуть простоту работы с данными:

- переключение между полями ввода данных осуществляется стандартными для этого действия клавишами, как и ранее, - стрелками;

- создание и удаление строк теперь осуществляются соответственно клавишами Ввести (Enter) и Удалить (Delete);

- появилась возможность сортировать данные по столбцам и изменять размер столбца;

- в таблице с данными о студентах теперь можно выделить несколько строк, что позволяет копировать несколько строк таблицы (или всю таблицу) и переносить эти данные в табличном виде в любой известный текстовый формат, например, Microsoft Office Word. Так же возможно массовое удаление выделенных строк таблицы.

Так же был изменен способ хранения данных о студентов. Теперь в Электронном Журнале есть возможность сохранять данные за предыдущие семестры и заполнять журнал заранее для следующих семестров. Каждый семестр определяется парой «год - время года (весна или осень)». Переключение между семестрами осуществляется с помощью кнопок-стрелок по бокам от метки активного семестра.

2. Работа с данными о медицинском обследовании

В связи с повышенными требованиями к проведению занятий по физической культуре и с целью предотвращения травматизма на занятиях при учёте успеваемости студентов было решено уделить особое внимание медицинскому контролю.

Было решено хранить информацию о прохождении медицинского обследования студентом в виде даты окончания срока медицинского обследования в определенном столбце таблицы данных о студентах. Для контроля

этих данных была создана система оповещения, которая анализирует данные о медицинском обследовании студентов и обращает на себя внимание преподавателя в следующих случаях:

- имеются студенты, которые не прошли медицинское обследование;

- имеются студенты, у которых закончился срок действия медицинского обследования;

- имеются студенты, срок медицинского обследования которых закончится в текущем месяце.

В случае окончания действия медицинской справки срабатывает модуль оповещения, осуществляющий информирование преподавателя о требующей внимания ситуации путем вывода на дисплей специального символа.

Найденные студенты будут группированы по вышеуказанным критериям и по курсам и факультетам, как в главном окне Электронного Журнала. Рядом с именами студентов расположена графа с данными о медицинском обследовании, которую можно сразу заполнить в этом окне.

При необходимости распечатать полученные данные, необходимо вызвать функцию генерации файла для печати в основном окне программы в меню «Дополнительно» ^ «Получить данные о мед. обследовании». Программа создаст файл в определенном формате (страницу HTML) и откроет этот файл в браузере. Далее этот файл можно будет распечатать стандартным для браузера способом.

3. Учет посещений

В предыдущей версии электронного журнала данные о посещении занятий хранились в обычном числовом поле в виде количества посещений занятий студентом. Но такой информации оказалось недостаточно для оценивания посещаемости и было решено добавить возможность для каждого студента хранить все даты посещений занятий, учитывая, что студент может посетить две тренировки за один день.

Для учета посещений был создан дополнительный тип столбца под названием «Посещения». При наведении на ячейку такого столбца напротив конкретного студента, появится вплывающее окно, в котором на календаре будут отмечены даты посещений и будет отображено количество посещений занятий для каждой конкретной даты. Ниже календаря расположено общее количество посещений и кнопка «Отметить сегодня».

4. Отметка об инструктаже по технике безопасности

Электронный журнал был специально разработан для мониторинга занятий студентов на кафедре физического воспитания НИЯУ МИФИ. Одной из функций журнала является ведение учета информации о том, что студент ознакомлен с техникой безопасности и прошел инструктаж.

В первую очередь инструктаж со студентами проводит преподаватель, а так же студент ознакомляется с правилами техники безопасности. По окончанию инструктажа студент обязательно расписывается в специальном журнале регистрации инструктажа но технике безопасности при проведении занятий баскетболом.

Далее это заносится в электронный журнал, где рядом с фамилией студента отображается, что данный студент ознакомлен с техникой безопасности.

Основными требованиями по обеспечению безопасности во время занятий по баскетболу:

- профилактика травматизма в период подготовки к занятию:

- обеспечение технической и физической подготовленности студентов (выдача инвентаря, проведение разминки и т.д.);

- обеспечение проведения инструктажа по соблюдению мер безопасности при проведении занятия;

- обеспечение безопасности во время проведения занятия;

- строгое соблюдение требований техники безопасности.

Преподаватель и студенты несут ответственность за соблюдение правил

техники безопасности в соответствии с требованиями установленными институтом.

5. Электронно-учебный курс

Отделением баскетбола создан электронно-учебный курс (ЭУК) согласно предоставленному техническому заданию. В него входили указания по построению структуры ЭУК, по оформлению дополнительных материалов (глоссарий, тесты), а также по форматированию документов [1].

В построении ЭУК были имеющиеся моменту получения указаний отделением баскетбола наработки, методические руководства и монографии, освещающие как вопросы здоровья и физической подготовки в целом, так и вопросы, связанные с баскетболом в частности ввиду специфики отделения. Была проведена значительная работа по переводу информации с бумажных носителей в электронный вид и внесению в файлы актуализирующих их дополнений. Полученные в результате проведенной работы учебные разделы были отформатированы согласно требованиям по разметке документов, входящих в ЭУК. К каждому разделу был сформирован тестовый материал на основе его содержания с целью проверки усваиваемости материала. В зависимости от объема материала тесты были как пятивопросные, так и десяти-вопросные. Отобранные из каждой части вопросы вошли в итоговый гост.

Однако баскетбольное отделение не остановилось на достигнутом. Поскольку теоретический раздел является неотъемлемой частью зачета по физкультуре в кредитно-модульной системе и ЭУК таким образом служит для контроля успеваемости в качестве эталона, было решено пополнить ЭУК, используя студенческие наработки. С целью этого:

- Сдача докладов частично была переведена на электронную форму, что планируется в дальнейшем усиливать как прогрессивное решение и основу для последующих новаций в учебном процессе.

- Уже сданные к моменту принятия решения в бумажном виде доклады были отсканированы и с использованием программы распознавания текста переведены в форматируемый вид.

- Имеющийся набор докладов в электронном виде был разбит согласно их темам. На основе каждой темы был создан собственный раздел ЭУК, представляющий собой компиляцию студенческих работ. При компилировании работ основным критерием включения материала в раздел было непересечение материалов между собой. Если какой-то факт освещался несколькими работами, выбиралось наиболее полное описание, либо, в отсутствии такового, производилось сшивание материала с целью добиться наиболее полного описания.

Сформированные таким образом разделы подверглись обработке с целью унификации представления и оформления с остальными ЭУК.

В результате удалось добиться следующих результатов:

- Был существенно расширен ЭУК как количественно, так и по степени охвата целевой области знания.

- Теоретический раздел дисциплины получил эталон, позволяющий оценивать в дальнейшем качество раскрытия темы в докладах путем сличения с компилированными версиями. Имеется возможность дополнительного совершенствования эталонов связанного с поступлением новой информации.

- Организована база данных студенческих работ, которая может служить как основой для различных статистических выкладок, так и защитой от повторной сдачи работ под другой фамилией. Кроме того, в дальнейшем возможно введение в электронный журнал связанного функционала (контроль выбранных тем и контроль защиты доклада).

Список литературы:

1. Дневник.ру и ЭлЖур - сравнение функций и возможностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eljur.ru/dnevnik_ru-i-elzhur—Бгау-nenie-vozmozhnostej-zhurnala-i-dnevnika (дата обращения: 27.09.2016).

2. Требования к разработке материалов электронного учебного курса для системы открытых образовательных ресурсов МИФИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://online.mephi.ru/data/docs/prof/material_re-quirements.pdf (режим доступа: 27.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.