УДК 378.147:330.123.6.339.133-047.36
МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА ДИСТАНЦИОННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
© Е. А. Колганов
Уфимская государственная академия экономики и сервиса Россия, Республика Башкортостан, 450078 г. Уфа, ул. Чернышевского, 145.
Тел: +7 (917) 758 40 20.
E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты социологических исследований «Мониторинг населения Республики Башкортостан на дистанционные образовательные услуги», проведенного автором в 2008 г., которые позволяют получить полную систематизированную информацию об уровне заинтересованности населения в дистанционных образовательных услугах, реализации свойств дистанционного обучения в системе образования региона и готовности к обучению.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные услуги, дистанционные образовательные технологии, опрос населения.
В настоящее время не хватает социологической информации, необходимой для эффективной организации внедрения дистанционного обучения (ДО) в регионы. Это касается как социально ориентированных теоретических моделей развития ДО, так и данных о содержании реальной работы вузов в системе ДО [1].
Мониторинг спроса населения на образовательные услуги, предоставляемые с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ), восполняет недостаток в оперативной систематизированной информации о численности и демографической структуре потенциальных потребителей образовательных услуг, их финансовых, информационных и телекоммуникационных возможностях для потребления этих услуг [2]. Наличие такой информации позволяет формировать практические рекомендации по внедрению ДО в практику работы вузов в российских регионах. Необходимо подчеркнуть, что в последние годы таких крупномасштабных опросов не проводилось.
В целях изучения спроса населения на дистанционные образовательные услуги (ДОУ) центром дистанционного обучения Уфимской государственной академии экономики и сервиса проведено социологическое исследование, направленное на количественную и качественную оценку потребностей российских граждан в получении высшего образования (первого и второго) на базе различных уровней образования (общего среднего, среднего профессионального и высшего профессионального) с помощью ДОТ. В опросе приняли участие 1700 респондентов. Исследовались такие факторы, как наличие образовательных потребностей и невозможность их удовлетворения в рамках традиционной формы образования; возможность удовлетворения требований к качеству образовательных услуг; наличие комплекса условий, позволяющих практически воспользоваться услугами ДО.
Результаты проведенного исследования показали, что все выбранные социальные категории проявляют заинтересованность в услугах.
Так, о своем желании учиться с использованием ДОТ твердо заявили:
- работники учреждений, предприятий, организаций - 22.1%;
- студенты очной формы обучения - 18.9%;
- учащиеся школ - 17.9%;
- менеджеры предприятий различных форм собственности - 11.5%;
- учителя, преподаватели - 7.3%;
- рабочие - 4.2%;
- руководители предприятий - 3.3%;
- сотрудники органов власти и управления - 3.1%;
- офицеры силовых ведомств - 3.1%;
- лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) - 2.1%;
- безработные - 1%.
Впервые вопрос о социальных категориях, наиболее заинтересованных в ДО, был поднят в связи с подготовкой программы создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Настоящее исследование подтверждает правоту сделанных выводов и позволяет конкретизировать их. В большей степени к ДО проявили интерес работники учреждений, организаций и предприятий. Желание обучаться по новым информационным технологиям заявили и студенты очной формы обучения. Подобная технология обучения приемлема лицам с ограниченными возможностями здоровья, офицерам, уволенным в запас и сотрудникам органов власти.
Исходный образовательный уровень обучаемых является как бы логическим продолжением показателей предшествующего блока, характеристикой образовательного уровня потенциальных обучающихся. Он оказывает разное влияние на образовательные потребности. Распределение респондентов по их образовательным потребностям следующее.
Наиболее заинтересованы в высшем образовании лица, имеющие среднее профессиональное образование,- 35%, 32% - лица со средним образованием, менее заинтересованы в высшем образовании лица с начальным профессиональным образовани-
916
раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
ем - 16%. Таким образом, подавляющее число лиц -83% заинтересовано в получении первого высшего образования. Необходимо заметить, что люди, обладающие более высоким уровнем образования, располагают большим опытом приобретения знаний, лучше умеют организовать свою деятельность. Поэтому они более приспособлены для обучения с использованием ДОТ.
В качестве интегральной характеристики возрастного распределения респондентов использовался средневзвешенный возраст респондентов в регионе. Он показал возрастную границу, которая делит все множество опрошенных на две части таким образом, что 65.6% респондентов находятся в возрасте до 25 лет, а остальные 34.4% - возраст от 25 лет и выше. Чем ближе возраст лиц к середине исследуемого возрастного интервала - 37 лет, тем более равномерно распределена образовательная потребность по возрастным категориям и, следовательно, тем в большей степени население ориентировано на образование в течение всей жизни, что, в свою очередь, является симптомом движения общества к «знаниевой» экономике.
Средний возраст приходится на молодежные возрастные группы, что естественно, поскольку известно о высоких образовательных потребностях молодежи.
Настоящее исследование в очередной раз подтвердило известный в социологии факт большего тяготения к образованию женщин по сравнению с мужчинами. Степень гендерной асимметрии численности мужчин и женщин в трудоспособном возрасте, выявленная в ходе опросов, показывает преобладание женщин и составляет 1/4 в пользу женщин.
Максимальный интерес вызывают образовательные услуги в таких направлениях, как управленческое - 31.8%, юридическое - 27.4, экономическое - 15.7, информационно-технологическое -10.5, гуманитарное - 9.4, техническое - 5.2%.
Из приведенных данных видно, что в регионе существенно превалировали образовательные потребности в области управления, экономики и юриспруденции, а также в области социальногуманитарных специальностей [3]. Следует отметить, что именно по данным направлениям подготовки накоплен наибольший опыт применения ДОТ.
Среди информационно-технологических направлений лидирует спрос на подготовку в области информационных технологий. По данному направлению ДОТ уже давно получили наиболее широкое применение.
Далее по востребованности находятся технические (инженерные) специальности. Среди них выделяются образовательные потребности в областях строительства, автоматизации и управления, технологии, оборудования и автоматизации машиностроительных производств, эксплуатации различных транспортных средств, организации перевозок и управления на транспорте. ДО по данной группе специальностей возможно, но, как правило,
требует сложной и дорогостоящей лабораторной и производственной базы, весьма сложных систем удаленного доступа и тренажеров. Поэтому на сегодняшний день ДО при подготовке по данной группе специальностей, как правило, применяется в ограниченных масштабах.
Наименее востребованными у населения являются ДОУ в областях естественно-научных специальностей и агропромышленного комплекса. Применение ДО по данным направлениям возможно, но пока не получило широкого распространения.
Проведенные социологические исследования показали, что с помощью полнообъемного применения современных ДОТ возможно удовлетворение образовательных потребностей до 75% лиц, желающих получить высшее орбразование, а с учетом применения ДОТ в частичном объеме может осуществляться обучение до 90% лиц.
Несмотря на увеличение числа образовательных учреждений, спрос на образовательные услуги больше на государственные вузы по сравнению с негосударственными. Получить образование в государственных вузах желают 64% респондентов, а в негосударственных - 36% при обязательном наличии аккредитации.
Анализ опроса показывает заинтересованность в основных свойствах ДО, а выводы подтверждаются результатами мониторинга. Основными препятствиями, мешающими обучаться в традиционной системе образования, являются: ограниченная пропускная способность традиционной системы образования; необходимость совмещать учебу с основной деятельностью; невозможность часто посещать вуз вследствие его географической удаленности; большие затраты на переезд и проживание; ограничение возможностей здоровья; относительно высокая плата за обучение и т. д.
Только ДО позволяет устранить все эти препятствия, обеспечивая возможность учиться на любом расстоянии от учебного заведения (дистанци-онность), отсутствие формальных ограничений при приеме (открытость), учиться в удобное время и в удобном темпе (гибкость) и значительно низкие затраты, чем в традиционном обучении (экономическая эффективность) [4].
В качестве условий для обучения выдвинута реализация хотя бы одного из основных свойств ДО (респонденты давали до двух ответов): совмещение работы и учебы - 60%, обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) - 43%, учеба в удобное время и удобном месте - 38%, учиться одновременно в двух вузах - 28%, минимальные расходы на обучение -18%. В связи с этим можно отметить привлекае-мость ДО.
Эффективность средств обучения, традиционно используемых при заочном обучении - учебной литературы на бумажных носителях, аудио- и видеозаписей - невысоко оценена потребителями об-
разовательных услуг: только 18.4% опрошенных считают одно из этих средств обучения эффективным для себя. Компьютерные учебники оценили как эффективные 20.9% опрошенных. Использование ИКТ считают целесообразным 21.6% респондентов. 39.6% респондентов наряду с электронными учебниками и Интернет хотели бы дополнительно иметь учебные пособия в печатном виде. Таким образом, компьютер и ИКТ становятся главными средствами обучения.
Основная доля населения, заинтересованного в потреблении образовательных услуг (43.2%), считает эффективным средством обучения «личное общение с преподавателем». При ДО образовательные программы, рассчитанные на применение ИКТ, могут привлечь эту часть потенциальных потребителей, при этом обеспечивать интерактивность (в форме тьюториала, по электронной почте, форуме, чате и др.).
Как известно, особую ценность ДОТ представляют для лиц с ограниченными возможностями, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата, потерей и расстройствами зрения, слуха и др. Так, доля респондентов среди лиц, имеющих постоянные ограничения для учебы по состоянию здоровья, составляет по региону 12.4%.
Необходимо отметить, что масштабы реализации ДОУ во многом зависят от предлагаемых потребителям средств обучения.
Как показывает социологический опрос, только 50.6% опрошенных знают ДОТ. Относительно низкий показатель говорит о том, что вузы слабо информируют население, о чем говорят следующие цифры -только 60% населения считают ДО эффективным,
и что по ДОТ можно получить качественное образование. Необходимо учитывать, что слабая информированность о возможности обучения с помощью средств ИКТ может побудить потенциального обучаемого заняться поисками других средств.
Имеются данные исследования по востребованности ДОУ, уровню удовлетворения потребительских требований к качеству услуг, эффективности обучения, платежеспособности населения, технической оснащенности и др.
Таким образом, мониторинг спроса на образовательные услуги, предоставляемые с помощью ДОТ, позволяет получить полную систематизированную информацию о фактическом состоянии образовательных потребностей населения Республики Башкортостан, уровне заинтересованности населения в реализации свойств дистанционного образования в системе образования региона, о готовности населения региона к ДО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дистанционное образование в России и за рубежом: информационно-аналитический аспект (Сводный ИАД «Состояние, потребности и перспективы развития дистанционного образования в России и за рубежом»). М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2001. 226 с.
2. Вержбицкий В. В. Мониторинг спроса на образовательные услуги в системе открытого образования // Образование в информационную эпоху: Мат-лы междунар. конф., Москва, июнь 2001 г. М.: изд-во МЭСИ, 2001. С. 132-135.
3. Ахметшина Е. К. Востребованность специалистов на рынке труда Республики Башкортостан // Вестник Башкирск. ун-та. 2008. №2. С. 91793-394.
4. Андреев А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: изд-во МЭСИ, 1999. 196 с.
Поступила в редакцию 22.10.2008 г. После доработки — 24.07.2009 г.