22. Ulrich E.V., Mushkin A.Yu. Vertebrology in terms, figures, drawings [Vertebrologiya v terminakh, tsyfrakh, risunkakh]. St. Petersburg; ELBI-SPb; 2002.
23. Kuindgy N.N. Valeology: Ways of formation of school health [Valeologiya: Puti formirovan'ya shkol'niko]. Moscow: AspektPress; 2000. (in Russian)
24. Shitikov T.A. The efficacy of comprehensive rehabilitation of children and adolescents with disordes of posture and scolioties consisted in their functional deformations: Diss. Moscow; 2004 (in Russian)
25. Vishnevskaya E.L. Age dynamics of health status of children of school age: Diss. Moscow; 1982. (in Russian)
26. Bikmeyev R.R., Batrshin I.T. Improvement of specialized aid to children with disorders of the musculoskeletal system. In: Actual problems of pediatrics: ourcebook of XII Congress of pediatricians of Russia [Aktual'nye problem pediatrii: Sbornik materialov XII Kongressapediatrov Rossii]. Moscow; 2008: 43-4. (in Russian)
27. Matskeplishvili T.Ya. Poor posture and curvature of the spine in children [Narushenie osanki I iskrevlenie pozvonochnika u detey]. Moscow NISSSKH imeni A.N. Bakuleva RAMN; 2002. In Russian)
28. Tsibikzhapova M.V. The formation of the musculoskeletal system in childhood and adolescence. Zdorovie naseleniya i sreda obi-taniya. 2004; 3(32): 12-4. (I Russian)
29. Yadchuk VN., edition Shchepin V.O., Kulikov V.V The concept of quality management of medical support of the preparation of citizens for military service [Konstseptsiya upravleniya kahestvom meditsinskogo obespecheniya podgotovki grazdan k voennoy sluzh-be]. Shchepin V.O., Kulikova VV, eds. Moscow; 2004. (in Russian)
30. Mitrofanova O.E., Tamazyan G.V. Medical support for training young boys Moscow region for service in the army. In: Materials I Congress of the Russian society for school and University health and medicine. [Materialy I Kongressa Rossiyskogo
obshchestva shkol'noy I universitetskoy meditsiny i zdorov'ya]. Moscow: NTSZD RAMN; 2008: 120-1. (in Russian)
31. Kuchma V.R. Scientific basis of conservation and promotion of children's health in the process of education and upbringing. In: Education and healthy development of pupils: Materials of .All-Russian forum with international paricpation [Materialy Vser-ossiyskogo foruma s mezhdunarodnym uchastiem]. Moscow: Kluch-S; 2005; 1: 47-61.
32. Horkin N.N. Once again about the problem of the diseases of spine and joints. Kachestvozhizni. Meditsina; 2003; 3: 10-3. (in Russian)
33. Romanskiy A.A. On the 10th revision of the statistical classification of diseases. Obshestvennoe zdorovie i profilaktika zabol-evaniy. Moscow; 2004; 1: 60-2. (in Russian)
34. Organization of medical control over the development of preschoolers and schoolchildren on the basis of mass screening tests and their recovery in the kindergarten, schools. Methodical manual. Moscow: Promidek; 1993. In Russian)
35. Mirskaya N.B., Kolomenskaya A.N. Diagnostics of disorders and diseases of the musculoskeletal system in schoolchildren: approaches, terminology, classification. Voprosi sovremennoy pediatrii. Moscow: 2009; 3: 10-3. (in Russian)
36. Mirskaya N.B., Kolomenskaya A.N., Samusenko I.Yu., Lyak-hovich A.V. Innovative technologies for detection, correction and prevention of disorders of the musculoskeletal system schools. Problemy upravleniya zdravoohraneniem. Moscow: 2010; 5(54): 48-52. (in Russian)
37. Mirskaya N.B. Innovative technologies implementation of the conceptual model for the prevention and correction of disorders and diseases of the musculoskeletal system schoolchildren: Diss. Moscow; 2010. (in Russian)
Поступила 29.05.13 Received 29.05.13
О ТРАПЕЗНИКОВА М.В., САВКИН В.В., 2015 УДК 613.96-057.875-055.2:612.821.084
ТрапезниковаМ.В., Савкин В.В.
МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОК I-II КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России, 614099, г. Пермь
Мониторинг 28 психофизиологических показателей в течение двух учебных лет позволяет разработать модель психофизиологического статуса и две модели успеваемости студенток в период семестра и в период сессии и рассчитать по ним прогноз показателей на два последующих периода обучения с высокой точностью. Рассчитанный по моделям прогноз даст возможность выявлять негативные воздействия стрессовых факторов на студенток на этапе предболезни для коррекции этого состояния с помощью валеологических оздоровительных программ.
Ключевые слова: мониторинг; здоровье; студенты; психофизиологические показатели; прогноз; модель психофизиологического статуса; модель успеваемости.
Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94 (1): 104-108
Trapeznikova M. V, Savkin V. V. MONITORING AND PROGNOSIS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS AND EDUCATIONAL PERFORMANCE OF FIRST/SECOND-YEAR FEMALE MEDICAL STUDENTS
Perm State Medical Academy named after Academician E.A. Vagner, Perm, Russian Federation, 614099
Monitoring of 28 indices infirst/second-yearfemale medical students during two years allowed to deliver the approximation ofpsychophysiological status and two patterns of educational performance during both session and examination period and according to them calculate the prognosis for these indices for two subsequent studying periods with high accuracy. Prognosis calculated upon the approximation and patterns would give the possibility to reveal negative impacts ofstressor factors on students at the preliminary stage of the disease and to correct this condition with help ofvaleologicalprograms.
Key words: monitoring, health, students, psychophysiological indices, prognosis, approximation ofpsycho physiological status, pattern of educational performance .
Citation: Gigiena i sanitariya. 2015; 94 (1): 104-108 (in Russ.)
Введение
Научно-технический прогресс ставит современного человека в жесткие рамки, определяемые государством, административными органами, социальной ситуацией. С социальных позиций студенчество можно рассматривать как специфическую группу населения, которая имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения. Студенты вузов составляют многочисленную группу лиц умственного труда, который требует напряжения памяти, внимания, мыслительных процессов, так как обучение связано с постоянным восприятием и переработкой широкого объема новой информации, большой и неравномерной учебной нагрузкой. Следствием этих факторов является нарушение режима отдыха и питания, переутомление, снижение способности к усвоению знаний, развитие психосоматических заболеваний [1, 6, 11, 12]. Поэтому проблема сохранения здоровья студентов и прогноза его состояния в процессе обучения в вузе, предупреждения возникновения заболеваний в настоящее время является все более актуальной [11-13]. Решить эти задачи позволяет мониторинг и прогнозирование психофизиологического статуса студентов медицинского вуза на последующие периоды обучения в вузе.
Цель работы - разработка способов прогнозирования и создания моделей психофизиологического статуса студенток 1-11 курса медицинского вуза и успеваемости на основе результатов мониторинга психофизиологических показателей в течение двух учебных лет.
Таблица 1
Исходные показатели психофизиологического статуса (М ± т) студенток основной группы (п = 47)
Показатель
4-й квартал, 2005 г.
Материалы и методы
Исследование выполнено в два этапа. На 1-м этапе проводили мониторинг психофизиологических показателей студенток на I и II курсах медицинского вуза во время четырех семестров (1, 3, 5, 7-й периоды исследования) и четырех сессии (2, 4, 6, 8-й периоды исследования) при двух уровнях учебной нагрузки: текущем - в период семестра и экзаменационном - в период сессии. На 2-м этапе разрабатывали способы прогноза психофизиологического статуса и успеваемости студенток на основе данных мониторинга.
В мониторинге психофизиологических показателей приняли участие 47 студенток 1-11 курса, давших информированное согласие на обследование. Они были разделены на две группы: основную (1-ю) группу - 24 студентки с высокой личностной тревожностью, проживающие в общежитии, испытывающие трудности в процессе обучения, и дополнительную (2-ю) группу - 23 студентки. На 4-м семестре обучения средний возраст девушек соответственно 19,4 ± 0,3 и 19,4 ± 0,4 года.
Оценивали функциональное состояние сердечнососудистой системы по частоте сердечных сокращений (ЧСС в минуту) и артериальному давлению (САД,
Систолическое артериальное давление, мм рт. ст. 116 ± 1
Диастолическое артериальное давление, мм рт. ст. 73 ± 1
Пульсовое артериальное давление, мм рт. ст. 42 ± 1
Частота сердечных сокращений в минуту 78 ± 2
Критическая частота слияния световых мельканий, Гц 30 ± 1
Время сенсорно-моторной реакции, мс 199 ± 8
Оценка интервала времени 1 с, с 0,58 ± 0,65
Оценка интервала времени 10 с, с 5,36 ± 0,46
Оценка интервала времени 60 с, с 35,78 ± 2,93
Реактивная тревожность, баллы 53 ± 1
Личностная тревожность, баллы 52 ± 1
Экстраверсия-интроверсия, баллы 14 ± 1
Ригидность-пластичность, баллы 12 ± 1
Возбудимость-уравновешенность, баллы 15 ± 1
Темп реакции, баллы 11 ± 0,8
Активность, баллы 12 ± 1
Учебные нагрузки, баллы 6 ± 0,3
Неучебные нагрузки, баллы 4,6 ± 0,4
Самочувствие по тесту САН, баллы 24 ± 1
Активность по тесту САН, баллы 26 ± 1
Настроение по тесту САН, баллы 27 ± 1
Шкала самочувствия, баллы 49,04 ± 25,8
Шкала мотивации, баллы 69 ± 4
Зрительная память, количество слов 8,8 ± 0,1
Слуховая память, количество слов 6,6 ± 0,2
Комбинированная память, количество слов 8,1 ± 0,2 Уровень работоспособности, количество знаков в единицу времени 967 ± 25 Качество выполнения пробы, количество знаков в единицу времени 25 ± 8
Для корреспонденции: Трапезникова Маргарита Владимировна, [email protected]
For correspondence: Trapeznikova Margarita, [email protected].
ДАД, пульсовое артериальное давление АДп, мм рт. ст.). Состояние двигательной системы и пластичность процессов нервной системы оценивали по времени сенсорно-моторной реакции (ВСМР) на звуковой сигнал и по измерению интервалов времени в 1, 10, 60 с с помощью хрономиорефлексометра (Время 1 10 60 с) [2, 5]. Определяли критическую частоту слияния световых мельканий (КЧССМ) [8]. Умственную работоспособность (УР) исследовали посредством корректурной пробы по таблицам В.Я. Анфимова, определяя одновременно концентрацию внимания путем оценки качества выполнения пробы (КВП) [5]. Изучали кратковременную зрительную (ЗП), слуховую (СП), комбинированную память (КП) методикой запоминания 10 слов [5]. По методике Б. Н. Смирнова «Самооценка структуры темперамента» оценивали характеристики нервных процессов по 5 шкалам: экстраверсия-интроверсия (ЭИ), ригидность-пластичность (РП), возбудимость-уравновешенность (ВУ), активность-пассивность (АКТ), быстрый или медленный темп реакции (ТР) [10]. Реактивную и личностную тревожность (РТ и ЛТ соответственно) исследовали по «Шкале реактивной (ситуативной) и личностной
Таблица 2
Модель психофизиологического статуса студенток основной группы на последующие два периода обучения
Показатель Регрессионная зависимость К2 F
Реактивная тревожность у = -2,6782х + 48,922 0,56 л
Личностная тревожность у 0,5093х2 - 4,9955х + 56,874 0,96 э
Экстраверсия-интроверсия у = -0,1206х2 + 1,1859х + 13,696 0,60 п
Ригидность-пластичность у 0,1472х2 - 1,2129х + 13,872 0,96 п
Возбудимость-уравновешенность у = 0,1156х2 - 0,963х + 16,742 0,51 п
Темп реакции у = 11,73х0,022 0,29 с
Активность у = -0,1581х2 + 1,0058х + 11,441 0,47 п
Самочувствие по тесту САН у = -1,4773х2 + 10,28х + 16,072 0,46 п
Активность по тесту САН у = -2,1212х + 33,211 0,80 л
Настроение по тесту САН у = -0,192х2 + 1,7647х + 26,278 0,89 п
Систолическое артериальное давление у = 0,1911х + 113,06 0,01 л
Диастолическое артериальное давление у = 0,373х + 70,314 0,03 л
Пульсовое артериальное давление у = 0,1593х2 - 1,2936х + 44,218 0,39 п
Частота сердечных сокращений у = 1,426х + 71,992 0,24 л
Критическая частота слияния световых мельканий у = 0,1657х2 - 0,8506х + 30,086 0,35 п
Время сенсорно-моторной реакции у = 23,67х + 196,09 0,75 л
Оценка интервала времени 1 с у = 11,075Ln(x) + 581,39 0,18 лг
Оценка интервала времени 10 с у = -7,6277х2 + 493,44х + 4908,2 0,92 п
Оценка интервала времени 60 с у = 1991,8х + 35616 0,61 л
Зрительная память у = -0,0549х2 + 0,3363х + 8,5647 1 п
Слуховая память у = 0,0194х2 - 0,1454х + 6,7413 1 п
Комбинированная память у = -0,1239х2 + 0,7987х + 7,4791 1 п
Уровень работоспособности у = -25,233х2 + 295,62х + 696,86 1 п
Шкала мотиваций у = -0,6815х2 + 6,1161х + 64,333 0,99 п
Шкала самочувствия у = 3,0235х + 47,284 0,93 л
Качество выполнения пробы у = -0,686х2 + 2,8149х + 15,41 1 п
Учебные нагрузки у = 0,1717х2 - 1,2861х + 7,3174 0,89 п
Неучебные нагрузки у = 0,0419х2 - 0,351х + 5,0136 0,90 п
Примечание. X - период обучения; у - величина показателя; R2 - коэффициент детерминированности; F - функция: л- линейная; п- полиномиальная; лг - логарифмическая; с - степенная ; э - экспоненциальная.
тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина» [4, 7]. методики «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)» определяли особенности психического состояния человека по показателям - самочувствие, общая активность, настроение (САНс, САНа и САНн соответственно) [4]. С помощью шкал самооценки Б.А. Вяткина (1981) оценивали самочувствие (ШС), мотивацию обучения (ШМ)» [3]. Оценивали успеваемость (УСП) по результатам текущей сессии, рассчитывая средний показатель экзаменационных оценок за каждую сессию. Влияние учебной и неучебной нагрузки (УН и НН соответственно) изучали с использованием оригинальной анкеты.
Статистический анализ материала проводили с применением методов описательной статистики (средние величины по группе (М), среднее квадратичное отклонение среднего арифметического (2), нормальность распределения признака (по критерию Колмогорова - Смирнова)). Достоверность различия показателей и корреляционных взаимосвязей оценивали по критерию
Стъюдента (/) или по критерию Манна-Уитни (Ц) при р < 0,05. С целью разработки способов прогнозирования и оценки психофизиологических показателей использовали регрессионный анализ.
Результаты и обсуждение
Исходный уровень показателей студенток представлен в табл. 1.
На основе данных мониторинга психофизиологических показателей разработаны и предложены способ прогнозирования и модель психофизиологического статуса, а также и способ прогнозирования и две модели успеваемости студенток 1-11 курса медицинского вуза в период семестра и в период сессии.
Модель психофизиологического статуса - комплекс регрессионных зависимостей (трендов) для каждого исследуемого показателя на последующие два периода обучения. За основу расчета взяты психофизиологические показатели студенток основной группы с 1-го по 6-й период исследования. Использовались средние значения каждого показателя по группе. При разработке данной модели подбирали вид уравнения (наилучшую зависимость оценивали по минимальным отклонениям с помощью метода наименьших квадратов) типа: уравнение для прямой линии: у = ах + с, для экспоненциальной функции: у = аехр(х) + с, для полиномиальной функции у = ах2 + Ьх + с, для степен-для логарифмической функции:
ной функции у = ахс, у = а .1п(х) + с, где зависимое значение у — функция независимого значения х, значения а и Ь - коэффициенты, соответствующие каждой независимой переменной х, а с - постоянная, шаг прогрессии. Совокупность полученных регрессионных зависимостей представляет собой модель психофизиологического статуса студенток 1-11 курса медицинского вуза в разные периоды обучения (табл. 2).
По полученной модели (регрессионным зависимостям) рассчитаны прогнозы психофизиологических показателей на последующие два периода обучения - 7-й и 8-й.
Проверка модели проводилась в двух вариантах: 1) сопоставляли прогноз показателей студенток основной группы, полученный с помощью математической модели, и фактически измеренные показатели основной группы студенток; 2) сопоставляли данные прогноза, полученного с помощью модели, с фактическими показателями студенток дополнительной группы. Прогноз считался достоверным, если разница между прогнозом и
фактическими данными была незначимой / < 2,014 (п = 47) при р > 0,05. Если / больше этого значения, отклонение прогноза от фактических данных достоверно и, следовательно, прогноз исследуемых показателей не точен.
При первом варианте проверки у студенток основной группы, по показателям которой была создана модель, прогноз на 7-й изучаемый период совпал на 93% (26 регрессионных зависимостей) с полученными фактическими данными за этот же период исследования. На 8-й изучаемый период совпадение прогноза с фактическими данными отмечено в 20 случаях из 23 (87% из всех). Следовательно, 25 регрессионных зависимостей из 28 с точностью до 95% можно использовать для прогноза психофизиологического статуса студенток данной группы.
Второй вариант проверки был необходим для определения возможности использования модели психофизиологического статуса для прогноза тех же показателей у других групп студенток. Для студенток дополнительной группы большая часть показателей (79%) также подтверждает прогноз, рассчитанный по показателям основной группы студенток.
С помощью множественного регрессионного анализа разработаны две модели успеваемости студенток I—II курса медицинского вуза на период семестра и период сессии и рассчитаны прогноз успеваемости на последующие два периода обучения.
Модель успеваемости на период семестра:
УСП 28 = 1,228 - 0,013 • ЛТ - 0,00316 • Э-И + 0,0252
• РП - 0,0381 • ВУ + 0,051 • ТР -
- 0,0264 • АКТ + 0,0326 • ИСКР - 0,000153 • УН + 0,000404 • НН + 0,000639 • САНс +
+ 0,0334 • САНа + 0,00240 • САНн - 0,00224 • ШС + 0,00649 • АДс - 0,0202 • АДд +
+ 0,0160 • ЧСС - 0,0164 • КЧССМ - 0,000285 • ВСМР + 0,000302 • Время.
- 9,0310e-05 • Время, „ + 1,1550e-05 • Время„ - 0,0402
__' __Г 10 с ' * 60 сек. '
• ЗП + 0,124 • СП +
+ 0,161 • КП + 5,2839e"05 • КП - 0,00679 • КВП.
Модель успеваемости на период сессии:
УСП 23 = 3,617 - 0,0187 • ЛТ + 0,00809 • ЭИ + 0,00449
• РП + 0,00180 • ВУ +
+ 0,0245 • ТР - 0,0151 • АКТ + 0,0779 • ИСКР -0,000854 • УН - 0,00107 • НН +
+ 0,00132САНс + 0,0176 • САНа + 0,0117 • САНн
- 0,00100 • ШС + 0,00110 • (УН+НН) + 0,00784 • АДс
- 0,0255 • АДд + 0,00568 • ЧСС - 0,0111 • КЧССМ -0,000714 • ВСМР + 0,000116 • Время1с - 5,150e-05 • Время
10 с.
Для проверки прогноза успеваемости провели корреляционный анализ между рассчитанным прогнозом и фактическими данными успеваемости студенток основной группы: в период семестра г = 0,67 ± 0,06, в период сессии г = 0,69 ± 0,05 прир < 0,01. Этот способ прогнозирования индивидуальной успеваемости оправдывает себя в 67-69% случаев для студенток основной группы.
Заключение
Таким образом, мониторинг показателей психофизиологического статуса студенток позволяет разработать модель психофизиологического статуса и две модели успеваемости в периоды семестра и сессии, рассчитать прогноз психофизиологического статуса и успеваемости студенток I—II курса медицинского вуза на последующие периоды обучения. Прогноз показателей психофизиологического статуса и успеваемости дает возможность выявлять негативные изменения состояния здоровья сту-
денток на этапе предболезни до возможных проявлений стрессовых реакций, выявлять предполагаемые стрессоры и ликвидировать или уменьшать их негативное воздействие на студенток с помощью индивидуальных валеологических программ, антистрессовых технологий в процессе обучения.
Литер атур а
1. Агаджанян Н.А., Дегтярев В.П., Русинова Е.И. Здоровье студентов. М.: РУДН; 1997.
2. Бойко Е.И. Время реакции человека. М.; 1964.
3. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт; 1981.
4. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков: Издадельство Псковского областного института усовершенствования учителей; 1994.
5. Загрядский В.П., Сулимо-Самуйлло З.К. Методы исследования в физиологии труда. Л.: Наука; 1976.
6. Геворкян Э.С., Даян Э.В., Адамян Ц.И., Баклаваджян О.Г., Минасян С.М., Григорян С.С. Изменения некоторых психофизиологических показателей студентов в период экзаменационной сессии. Гигиена и санитария. 2002; 3: 41-4.
7. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. Ростов-н/Д: Феникс; 2006.
8. Осадчая Е.А. Материалы по адаптации к учебному процессу и валеологические показатели здоровья студентов различных психофизиологических групп. Валеология. 2003; 4: 16-20.
9. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.; 1970.
10. Ратанова Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности. Воронеж: МОДЭК; 1999.
11. Севрюкова Г.А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения. Гигиена и санитария. 2006; 1: 72-4.
12. Спицин А.П. Оценка адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности. Гигиена и санитария. 2007; 2: 54-6.
13. Андреев Д.А., Нестеренко А.И., Васильев В.Н, Подкопаева Т.И., Робенкова Т.В. Физиологическая, психоэмоциональная и профессиональная адаптация студентов в медицинских учебных заведениях. Физиология человека. 2007; 33(4): 128-13.
References
1. Agadzhanyan N.A., Degtyarev V.P., Rusinova E.I. Health of students [Zdorovie studentov]. Moscow: RUDN; 1997. (in Russian)
2. Boyko E.I. Time of reaction of the person [vremya reaktsii che-loveka]. Moscow; 1964. (in Russian)
3. Vyatkin B.A. Management of a mental stress in sports competitions. [Upravlenie psikhicheskim stressom v sportivnych sorev-novaniyakh]. Fizkul'tura i sport; Moscow: 1981. (in Russian)
4. Eliseev O.P. Constructive typology and psychodiagnostics of the personality [Konstruktivnaya tipologiya i psikhodiagnostika-lichnosti]. Pskov: Izdatelstvo Pskovskogo oblastnogo instituta usovershenstvovaniya uchiteley; 1994. (in Russian)
5. Zagryadskiy V.P., Sulimo-Samuyllo Z.K. Research methods in physiology of work [Metody isslidovaniya v fiziologii truda]. Lеningrad: Nauka; 1976. (in Russian)
6. Gevorkyan E.S., Dayan E.V., Adamyan Ts.I., Baklavadzhyan O.G., Minasyan S.M., Grigoryan S.S. Changes of some psychophysiological parameters of students in the period of examinations. Gigiena i sanitariya. 2002; 3: 41-4. (in Russian)
7. Istratova O.N., Eksakusto T.V. Psychodiagnostics: collection of the best tests [Psichdiagnostika: kollektsiya luchshikh testov]. Rostov na Donu: Feniks; 2006. (in Russian)
8. Osadchaya E.A. Data on adaptations to educational process and valeological parameters of students' health of various psychophysiological groups. Valeologiya. 2003; 4:16-20. (in Russian)
9. Platonov K.K. Questions of psychology of work [Voprosy psyk-hologii truda]. Moscow; 1970. (in Russian)
10. Ratanova T.A. Psychophysiological bases of identity [Psikho-fiziologicheskie osnovy individual'nosti]. Voronezh: MODEK; 1999. (in Russian)
11. Sevryukova G.A. Adaptive changes of a functional condition and efficiency of students during studying. Gigiena i sanitariya. 2006; 1: 72-4. (in Russian)
12. Spitsin A.P. Assessment of adaptation of junior students to educa-
tional activity. Gigiena i sanitariya. 2006; 1: 72-4. (in Russian) 13. Andreev D.A., Nesterenko A.I., Vasil'ev V.N., Podkopaeva T.I., Robenkova T. V. Physiological, psychoemotional and professional adaptation of students in medical educational institutions. Fiziologiya cheloveka. 2007; 33(4): 128-31. (in Russian)
Поступила 24.05.13 Received 24.05.13
Профилактическая токсикология и гигиеническое нормирование
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.72:546.74]:006
Зайцева Н.В.1, Шур П.З.1, Атискова Н.Г.1, Шараева А.А.2, Романенко К.В.1, ФокинВ.А.1
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОСНОВАНИЮ ГАРМОНИЗИРОВАННОЙ СРЕДНЕГОДОВОЙ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ НИКЕЛЯ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ
'ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 614045, г Пермь; 2Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614068, г. Пермь
В статье представлены результаты обоснования гармонизированной среднегодовой предельно дрпустимой концентрации (ПДК) никеля в атмосферном воздухе по результатам эпидемиологических исследований и математического моделирования эволюции риска. Данные анализа гигиенических нормативов содержания никеля в атмосферном воздухе, используемых как в РФ, так и за рубежом, а также результаты собственных исследований позволяют рекомендовать в качестве гармонизированной среднегодовой ПДК никеля 0,00005 мг/м3, а нарушения со стороны органов дыхания как критические эффекты.
Ключевые слова: гармонизация гигиенических нормативов; среднегодовая ПДК; эпидемиологические исследования; реперный уровень; эволюционное моделирование; фактор неопределенности.
Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94 (1): 108-111
Zaytseva N. V.1, Shur P. Z. 1, Atiskova N. G. 1, Sharaeva A. A.2, Romanenko K. V. 1, Fokin V. A.1 METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE SUBSTANTIATION OF A HARMONIZED MEAN YEAR MAXIMUM PERMISSIBLE NICKEL CONCENTRATION IN AMBIENT AIR
1Federal Scientific Center for Medical and Preventive Health Risk Management Technologies, Perm, Russian Federation, 614045; 2Perm State National Research University Perm, Russian Federation, 614990
In the article there are presented the results of the substantiation of a harmonized mean year maximum permissible nickel concentrations (MPNC) in ambient air according to the results of epidemiological studies and mathematical modeling of the evolution of risk. Data of the analysis of hygienic standards of the nickel content in the air, used both in Russia and abroad, as well as the results of the own research allow us to recommend as a harmonized mean year MPNC - 0.00005 mg/m3, and as critical effects - disorders of the respiratory organs.
Key words: harmonization of hygienic standards, the mean year MPC, epidemiological studies, reference level, evolutionary modeling, uncertainty factor
Citation: Gigiena i sanitariya. 2015; 94 (1): 108-111 (in Russ.)
В настоящее время происходит активный процесс интеграции России в международное сообщество, одним из приоритетных направлений которого является сближение санитарного законодательства, и в частности гармонизация санитарно-гигиенических нормативов качества окружающей среды с международными стандартами.
Основным методом проведения гармонизации гигиенических нормативов является сравнительная оценка, позволяющая выявить наиболее надежные и достоверные исходные материалы, на основании которых устанавливают безопасный уровень содержания химических
Для корреспонденции: Атискова Нина Георгиевна, [email protected]
For correspondence: Atiskova N.G., [email protected].
веществ в атмосферном воздухе в России и за рубежом с учетом особенностей отечественной и зарубежной методологии их обоснования.
При проведении гармонизации выделяют следующие этапы:
- выбор вещества для гармонизации нормативов;
- сбор углубленной информации о выбранном веществе;
- реализацию сценария гармонизации;
- установление значения гармонизированной предельно допустимой концентрации (ПДК);
- экспертную оценку гармонизированного показателя перед его утверждением [1].
Выбор объекта гармонизации осуществляют в соответствии с разработанными критериями определения приоритетных загрязнителей атмосферного воздуха