Научная статья на тему 'Мониторинг государственных закупок как механизм противодействия коррупции'

Мониторинг государственных закупок как механизм противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1899
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОРРУПЦИЯ / МОНИТОРИНГ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубцов Вадим Николаевич

Цель: Выявление влияния системы мониторинга государственных закупок на состояние борьбы с коррупцией в данной сфере. Методология: Использовался формально-юридический метод. Результаты: В статье рассматриваются особенности мониторинга государственных закупок в контексте оптимизации противодействия коррупционным проявлениям в сфере госзакупок. Подчеркивается эффективность мониторинга государственных закупок, обращается внимание на наиболее существенные изменения в действующем законодательстве Российской Федерации. Анализируются существующие точки зрения исследователей. Делается вывод о том, что мониторинг государственных закупок представляет собой эффективное средство борьбы с коррупцией в рамках существующей контрактной системы государственных закупок. Особую результативность в перспективе может показать общественный мониторинг государственных закупок. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, так как освещает актуальную и малоисследованную тему осуществления мониторинга государственных закупок в современной Российской Федерации, позволяет осмыслить эффективность и перспективы изменений в законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of public procurement as a mechanism for anti-corruption

Purpose: To determine the effect of the public procurement system of monitoring the state of the fight against corruption in this area. Methodology: We used a formal-legal method. Results: The article discusses the features of the monitoring of public procurement in the context of optimization of countering corruption in public procurement. Emphasizes the effectiveness of the monitoring of public procurement, attention is drawn to the most significant changes in the current legislation of the Russian Federation. Analyzes the existing points of view of researchers. The conclusion is that the monitoring of public procurement is an effective means of combating corruption in the framework of the existing contract system of public procurement. A special performance in the future may show public monitoring of public procurement. Novelty/originality/value: The paper has a high scientific value, as it highlights the current and unexplored topic of public procurement monitoring in modern Russia, it allows to understand the effectiveness and prospects for changes in legislation.

Текст научной работы на тему «Мониторинг государственных закупок как механизм противодействия коррупции»

Обмен опытом

Рубцов В.Н.

мониторинг государственных закупок как механизм противодействия коррупции

цель: Выявление влияния системы мониторинга государственных закупок на состояние борьбы с коррупцией в данной сфере.

Методология: Использовался формально-юридический метод.

Результаты: В статье рассматриваются особенности мониторинга государственных закупок в контексте оптимизации противодействия коррупционным проявлениям в сфере госзакупок. Подчеркивается эффективность мониторинга государственных закупок, обращается внимание на наиболее существенные изменения в действующем законодательстве Российской Федерации. Анализируются существующие точки зрения исследователей. Делается вывод о том, что мониторинг государственных закупок представляет собой эффективное средство борьбы с коррупцией в рамках существующей контрактной системы государственных закупок. Особую результативность в перспективе может показать общественный мониторинг государственных закупок.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, так как освещает актуальную и малоисследованную тему осуществления мониторинга государственных закупок в современной Российской Федерации, позволяет осмыслить эффективность и перспективы изменений в законодательстве.

ключевые слова: государственные закупки, коррупция, мониторинг, контрактная система, общественный контроль.

Rubtsov V.N.

monitoring of public procurement as a mechanism for anti-corruption

purpose: To determine the effect of the public procurement system of monitoring the state of the fight against corruption in this area.

Methodology: We used a formal-legal method.

Results: The article discusses the features of the monitoring of public procurement in the context of optimization of countering corruption in public procurement. Emphasizes the effectiveness of the monitoring of public procurement, attention is drawn to the most significant changes in the current legislation of the Russian Federation. Analyzes the existing points of view of researchers. The conclusion is that the monitoring of public procurement is an effective means of combating corruption in the framework of the existing contract system of public procurement. A special performance in the future may show public monitoring of public procurement.

Novelty/originality/value: The paper has a high scientific value, as it highlights the current and unexplored topic of public procurement monitoring in modern Russia, it allows to understand the effectiveness and prospects for changes in legislation.

Keywords: government procurement, corruption, monitoring, contract system, public control.

Коррупция является одной из серьезнейших проблем современной России, угрожающей национальной безопасности и социально-политической стабильности российского государства. Одной из наиболее благоприятных сфер для осуществления коррупционных действий всегда были государственные закупки. Размещение заказов на поставки товаров и выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд всегда привлекало внимание коррумпированных чиновников. На необходимость регулирования ситуации в сфере государственных закупок неоднократно обращали внимание высшие руководители российского государства, включая и президента страны. Поэтому очень актуально и научное исследование борьбы с коррупцией в сфере государственных закупок, позволяющее ос-

мыслить существующие и наметить перспективные векторы решения данной проблемы.

В российской юридической литературе теме борьбы с коррупцией в сфере государственных закупок посвящено достаточно большое количество научных работ - статьи, монографии, диссертации. Однако, учитывая оперативные изменения нормативно-правовой базы и текущую ситуацию в сфере госзакупок, существует потребность в постоянном обновлении и совершенствовании научного знания в данной области. В настоящей статье мы попытаемся ответить на вопрос, как мониторинг государственных закупок федеральными органами власти и общественными организациями влияет на уровень борьбы с коррупцией в данной сфере.

Целью правового регулирования системы государственных закупок является создание спра-

евразийская -

> 1 (26) 2017 <

- адвокатура

ведливой и прозрачной среды для участия всех заинтересованных сторон в процессе госзакупок [4]. В 2014 г. произошел переход к контрактной системе государственных закупок. Он был осуществлен в связи со вступлением в силу ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот закон пришел на смену действовавшему прежде ФЗ-94. В числе ключевых причин перехода к контрактной системе государственных закупок можно назвать именно соображения оптимизации борьбы с коррупцией и всевозможными злоупотреблениями при проведении государственных закупок. По мнению исследователей, этот закон серьезно изменит существующую контрактную систему [1].

Пока еще преждевременно говорить о действительной эффективности контрактной системы госзакупок. Большую роль в ней играет организация мониторинга государственных закупок, которая и способна сделать контрактную систему более прозрачной, в том числе и для общественности. Статья 97 ФЗ-44 (ее часть 1 вступает в силу с 1 января 2017 г.) определяет мониторинг государственных закупок как «систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков».

Мониторинг государственных закупок позволяет отслеживать ситуацию в контрактной системе, определять существующие и перспективные риски, находить возможные пути решения проблем. Повышению эффективности мониторинга государственных закупок способствует и то, что в новом законе его обеспечение возложено на федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Этим органом, согласно Постановлению Правительства РФ № 728 от 26 августа 2013 г., является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Прежде в ФЗ-44 содержалось упоминание о том, что мониторинг госзакупок должен проводиться органом исполнительной власти субъекта РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Однако затем эта компетенция была передана федеральному органу исполнительной власти. Такое нововведение также является перспективной мерой в направлении усиления противодействия коррупции в системе государственных закупок. Однако мнения отечественных исследователей по данному вопросу разделились.

Так, А.Ю. Ковалева считает, что отстранение региональной власти от мониторинга госзакупок создает препятствия для краткосрочного прогнозирования развития системы закупок в отдельном регионе [3]. Д.М. Ильюшин, напротив, видит в данном изменении шаг к оптимизации мониторинга государственных закупок [2].

С нашей точки зрения, передача функций мониторинга федеральному органу исполнительной власти предстает оправданной, поскольку способствует минимизации коррупции и иных злоупотреблений со стороны региональных органов власти, которые могут находиться в «связке» с региональными коммерческими структурами, участвующими в государственных закупках.

Еще одним важнейшим способом борьбы с коррупцией в сфере государственных закупок посредством мониторинга является привлечение общественности к этому процессу. Общественный контроль всегда считался одним из наиболее эффективных механизмов противодействия коррупции. ФЗ-212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» рассматривает общественный мониторинг в качестве одного из видов общественного контроля. Общественный мониторинг подразумевает наблюдение за процессом государственных закупок со стороны общественных организаций, к которым относятся Общественная палата Российской Федерации, региональные и муниципальные общественные палаты, различные общественные комиссии и инспекции, общественные объединения и другие общественные организации.

Участие общественности в мониторинге государственных закупок позволяет своевременно выявить возможные риски коррупции, определить возможные факты злоупотреблений со стороны органов, проводящих государственные закупки. Поскольку общественные организации не являются частью региональной или муниципальной системы управления, они обладают большей независимостью в своих действиях, в том числе и относительно оценки коррупционных проявлений в процессе государственных закупок.

Таким образом, на наш взгляд, мониторинг государственных закупок является одним из наиболее эффективных механизмов противодействия коррупции в данной сфере. Позитивные последствия имеет поручение проведения мониторинга федеральному органу исполнительной власти, что создает препятствия для коррупционных проявлений в деятельности региональных властных структур. Эффективным средством преодоления коррупции в сфере госзакупок являет-

eurasian -

1 (26) 2017

- advocacy

ся и общественный мониторинг государственных закупок с привлечением общественных палат и общественных организаций.

Пристатейный библиографический список

1. Гайдукова М.А. Государственные и муниципальные закупки: история развития и современность // Международный научно-исследовательский журнал: Юридические науки. 2015. № 11 (42). С. 94.

2. Ильюшин Д.М. Новый подход к организации мониторинга закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2014. № 36. С. 12-13.

3. Ковалева А.Ю. Мониторинг государственных и муниципальных закупок // ARS ADMINISTRANDI. 2014. № 3. С. 31.

4. Петров Д.А. Контрактная система в сфере закупок и публичные закупки как способы государственно-

го воздействия на экономику // Конкурентное право. 2013. № 3. С. 2-5.

References (transliterated)

1. Gajdukova M.A. Gosudarstvennye i municipal'nye zakupki: istorija razvitija i sovremennost' // Mezhdun-arodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal: Juridicheskie nauki. 2015. № 11 (42). S. 94.

2. Il'jushin D.M. Novyj podhod k organizacii monitoringa zakupok tovarov, rabot i uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd // Goszakaz: upravlenie, razmeshhenie, obespechenie. 2014. № 36. S. 12-13.

3. Kovaleva A.Ju. Monitoring gosudarstvennyh i municipal'nyh zakupok // ARS ADMINISTRANDI. 2014. № 3. S. 31.

4. Petrov D.A. Kontraktnaja sistema v sfere zakupok i publichnye zakupki kak sposoby gosudarstvennogo vozdejstvija na jekonomiku // Konkurentnoe pravo. 2013. № 3. S. 2-5.

E шртшшстш шштш [пгенишм права

уважаемые читатели!

Мы рады представить вашему вниманию ЕВРАЗИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ПРАВА

Деятельность нашего института направлена на разработку актуальных проблем юридической науки в евразийском правовом пространстве. Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования в области государственно-правовых наук, международного права, адвокатуры и нотариата, социологии права, политологии, интерэкоправа, изучает закономерности правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, разрабатывает на этой основе практические рекомендации, принимает участие в разработке законопроектов, содействует повышению профессионального уровня юристов, организует и участвует в проведении научных мероприятий, оказывает консультационные услуги в области права, а также редакционно-издательские услуги.

Приглашаем вас к сотрудничеству!

Контактная информация Website: www.eurasniipp.ru e-mail: [email protected] телефон: +7-917-40-61-340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.