Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ГЛОБАЛЬНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

МОНИТОРИНГ ГЛОБАЛЬНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / МАДРИДСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкин Денис Геннадьевич, Поспелова Ирина Николаевна

Цель исследования - разработка рекомендаций по формированию и использованию товарных знаков в рамках национальной и международной систем регистрации, а также представление состояния и тенденций распространения товарных знаков на основе анализа данных, опубликованных Всемирной организацией интеллектуальной собственности и национальным патентным ведомством (Роспатентом). В ходе исследования были применены методы дедукции, научной абстракции, логический, анализа, аналогии. Авторами рассматриваются национальная и международная системы регистрации товарных знаков, для отражения взаимосвязи которых представлена универсальная для стран модель создания и использования товарных знаков. Дана оценка протекающих глобальных процессов распространения товарных знаков, сопоставлены показатели подачи заявок на товарные знаки в мире и в России за период 2010-2020 гг. Проведено ранжирование стран по числу регистраций заявок, отражены динамика и структурные сдвиги в подаче заявок на товарные знаки среди стран Мадридской системы, показана связь подачи заявок с экономическими циклами. Определены роль Китая и место России в современных трендах подачи заявок по Мадридской системе. Предполагается, что выявленные особенности позволят определить направления распространения товарных знаков в краткосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING GLOBAL SPREAD OF TRADEMARKS: EMPIRIC ANALYSIS

The goal of the research is to elaborate recommendations dealing with shaping and using trademarks within the frames of national and international registration systems and to represent the condition and trends of trademark spread through analyzing data published by the World Organization of Intellectual Property and the national patent department (Rospatent). In the research such methods as deduction, scientific abstraction, logistic analysis and analogues were used. The authors study the national and international systems of trademarks registration. To show their interaction a universal model of developing and using trademarks was advanced. The article assesses the current global processes in spreading trademarks and compares the rates of filling applications for trademarks in the world and in Russia in 2010-2020. Countries were ranged by the number of application registrations, dynamics and structural changes in filling applications for trademarks among the Madrid system countries were described and the link between application filling and economic cycles was identified. The role of China and the place of Russia were depicted in modern trends of application filling according to the Madrid system. The authors think that the mentioned characteristics can help identify lines in trademarks spread within the short-term period.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ГЛОБАЛЬНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

ЭКОНОМИКА

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2022-2-49-56 [СФ^^^^^Н

МОНИТОРИНГ ГЛОБАЛЬНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Д. Г. Галкин, И. Н. Поспелова

Алтайский государственный аграрный университет,

Барнаул, Россия

Цель исследования - разработка рекомендаций по формированию и использованию товарных знаков в рамках национальной и международной систем регистрации, а также представление состояния и тенденций распространения товарных знаков на основе анализа данных, опубликованных Всемирной организацией интеллектуальной собственности и национальным патентным ведомством (Роспатентом). В ходе исследования были применены методы дедукции, научной абстракции, логический, анализа, аналогии. Авторами рассматриваются национальная и международная системы регистрации товарных знаков, для отражения взаимосвязи которых представлена универсальная для стран модель создания и использования товарных знаков. Дана оценка протекающих глобальных процессов распространения товарных знаков, сопоставлены показатели подачи заявок на товарные знаки в мире и в России за период 2010-2020 гг. Проведено ранжирование стран по числу регистраций заявок, отражены динамика и структурные сдвиги в подаче заявок на товарные знаки среди стран Мадридской системы, показана связь подачи заявок с экономическими циклами. Определены роль Китая и место России в современных трендах подачи заявок по Мадридской системе. Предполагается, что выявленные особенности позволят определить направления распространения товарных знаков в краткосрочной перспективе.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, конкуренция, экономический рост, экономический цикл, Мадридская система.

MONITORING GLOBAL SPREAD OF TRADEMARKS: EMPIRIC ANALYSIS

Denis G. Galkin, Irina N. Pospelova

Altai State Agricultural University, Barnaul, Russia

The goal of the research is to elaborate recommendations dealing with shaping and using trademarks within the frames of national and international registration systems and to represent the condition and trends of trademark spread through analyzing data published by the World Organization of Intellectual Property and the national patent department (Rospatent). In the research such methods as deduction, scientific abstraction, logistic analysis and analogues were used. The authors study the national and international systems of trademarks registration. To show their interaction a universal model of developing and using trademarks was advanced. The article assesses the current global processes in spreading trademarks and compares the rates of filling applications for trademarks in the world and in Russia in 2010-2020. Countries were ranged by the number of application registrations, dynamics and structural changes in filling applications for trademarks among the Madrid system countries were described and the link between application filling and economic cycles was identified. The role of China and the place of Russia were depicted in modern trends of application filling according to the Madrid system. The authors think that the mentioned characteristics can help identify lines in trademarks spread within the short-term period. Keywords: trademarks, intellectual property, competition, economic growth, economic cycle, Madrid system.

Защита интеллектуальной собственности формирует благоприятные условия для передачи технологий, способствует развитию творчества, созда-

нию инноваций, росту мировой экономики [9]. В то же время развитие научно-технического прогресса, позволившее автоматизировать процедуру подачи заявок

на товарные знаки, приводит к увеличению регистраций [6]. С каждым годом в мире регистрируется все больше заявок на товарные знаки, а все большее количество регистраций стимулирует их распространение как на международном, так и на национальном уровне [1].

Товарные знаки - это словесные, изобразительные, объемные обозначения или их комбинации, которые идентифицируют товары и услуги, произведенные компанией или индивидуальным предпринимателем [10]. Товарные знаки принадлежат к семейству объектов интеллектуальной собственности и обладают правовой защитой от несанкционированного использования лицами, не являющимися их владельцами [8].

Охрана прав на товарные знаки может предоставляться в соответствии с национальными, региональными или международными системами регистрации [5]. В первом случае заявка подается в национальное патентное ведомство государства, во втором - в региональное и/или национальное патентное ведомство (например, Евразийскую патентную систему или Европейское патентное ведомство), в третьем - в ведомство, определенное договором о международной системе регистрации.

Рассмотрим национальную и международную системы регистрации товарных знаков.

Национальная система регистрации товарных знаков предполагает соблюдение последовательности действий при получении прав на использование обозначения, заявляемого в качестве товарного знака. В процессе формирования и использования товарных знаков целесообразно выделить три этапа: 1) подготовительный этап; 2) этап создания; 3) этап использования [2]. Охарактеризуем каждый из этих этапов, учитывая специфику формирования и использования товарных знаков.

1. Подготовительный этап. На начальном этапе определяются элементы обозначения, регистрируемого в качестве товарного знака, которые увязываются с планируе-

мой к выпуску (изготавливаемой) продукцией и/или оказываемыми услугами. От того, насколько полно словесные и изобразительные элементы будут отражать сущность продукции (оказываемых услуг), зависят вероятность регистрации обозначения в качестве товарного знака и узнаваемость продукции (услуг).

2. Этап создания. В основе этапа лежат создание эскизов обозначения, регистрируемого в качестве товарного знака, и оформление материалов заявки, которые подаются в национальное патентное ведомство (Роспатент). Помимо защиты основного обозначения, регистрируемого в качестве товарного знака, возможны подготовка и подача материалов заявок на обозначения, сходные до степени смешения, отражение затрат на их создание в бухгалтерском учете.

3. Этап использования. После получения свидетельства на товарный знак возможны различные варианты его использования. Товарный знак может быть использован в качестве товара, при этом обладая определенной стоимостью, либо для юридической защиты товаропроизводителя от недобросовестной конкуренции. Лишь на основе права на товарный знак, полученного в национальном патентном ведомстве, возможна подача заявки в патентные ведомства других стран как по отдельности, так и в рамках международной системы регистрации.

В общем виде модель создания и использования товарных знаков (ТЗ) представлена на рис. 1.

Россия является участником международной системы регистрации товарных знаков - Мадридской системы, которая позволяет владельцам национальных товарных знаков получить возможность охраны в нескольких странах Мадридского союза на основе подачи одной заявки в патентное ведомство своей страны [3]. В рамках Мадридской системы возможно продление регистрации или внесение изменений (переход права, сужение перечня товаров или услуг и др.), что в свою очередь

упрощает управление товарными знаками [4]. К концу 2020 г. количество стран Мад-

ридской системы составило 107, или 64% от общего числа стран.

Рис. 1. Модель создания и использования товарных знаков

Сопоставив динамику мирового ВВП с динамикой подачи заявок на товарные знаки, мы можем понять, как внезапные экономические спады влияют на распространение заявок на глобальном и национальном уровнях. В 2020 г. относительно 2019 г. мировой ВВП снизился на 3,5% [7]. Фаза спада мировой экономики отразилась и на использовании международной системы регистрации товарных знаков, которая также показала некоторое снижение числа поданных заявок в 2020 г. относительно 2019 г. Этого следовало ожидать, учитывая, что товарные знаки, как прави-

ло, связаны с появлением новых товаров и услуг, расширением ассортимента выпускаемой продукции. Все эти процессы замедлились, что является следствием пандемии. Количество международных заявок на товарные знаки, поданных через Мадридскую систему, уменьшилось на 0,54% к числу заявок 2019 г. (рис. 2). Это первое снижение, наблюдаемое после экономического кризиса 2008-2009 гг. (число заявок в 2009 г. к 2008 г. уменьшилось на 14,78%). При этом среднегодовой темп прироста за рассматриваемый период 2010-2020 гг. составил 4,8%.

Рис. 2. Динамика заявок на товарные знаки, поданных через Мадридскую систему в 2010-2020 гг. (в шт.)

Рис. 2-4 и 6 составлены по: WIPO IP Statistics Data Center. - URL: https://www3.wipo.int/ ipstats/

Географическое распределение Мадридских заявок несколько изменилось за последние 10 лет. Лидером по числу поданных заявок в 2010 г. был ЕС, в 2020 г. -США, наиболее высокие среднегодовые темпы прироста подачи заявок за рассматриваемый период имеет Китай (41,59%).

Три лидера - США (9,43%), ЕС (7,49%) и Китай - обладают высокими значениями

средних ежегодных темпов прироста подачи заявок за рассматриваемый период (рис. 3). Также наиболее высокие значения среднегодовых темпов прироста характерны для Республики Корея (15,59%), Сингапура (13,16%), Великобритании (10,42%), Австралии (8,26%).

12000

10 247

10000

8000

6000

4000

2000

¿78 6121 5 952 ♦-

4161 1 303 2055 2215 -4-- 208L- И87 Ij/

♦ 203 1 601 1384 1329 1045 1675 1681 1 910 1713

2010

2012 2013 2014 2015 2016 2017 Китай ЕС США —— РФ

2018 2019 2020

Рис. 3. Динамика заявок на товарные знаки, поданных через Мадридскую систему

по странам в 2010-2020 гг. (в шт.)

За заявителями товарных знаков из стран-лидеров Мадридской системы (США, Китая, Германии, Швейцарии, Франции, Японии, Австралии) следуют заявители из России, Турции, Болгарии, Индии и Украины. В то же время заявители из Азии подали около четверти всех заявок в Мадрид в 2020 г.

Наибольший вклад в заявки ведущих стран внесли швейцарская фармацевтическая компания Novartis (233 заявки в 2020 г., что на 80,62% больше, чем в 2019 г.) и китайская компания Huawei Technologies (197 заявок). Россия в 2019-2020 гг. также увеличила число поданных заявок относительно 2010-2011 гг., среднегодовой темп прироста за 2010-2020 гг. составил 2,77%.

Кризис 2020 г. связан со снижением количества поданных заявок на товарные знаки в странах Мадридской системы. На рис. 4 представлено изменение подачи заявок за период 2019-2020 гг. лидерами Мадридской системы и Россией. Примечательно, что в 2020 г. относительно 2019 г. Китай, Великобритания и США продемонстрировали прирост поданных заявок, в отличие от Франции, Германии, Японии, России и Швейцарии.

Также стоит отметить, что в 2020 г. количество заявок на товарные знаки, поданных в национальное патентное ведомство (Роспатент), увеличилось на 7,3% относительно показателя 2019 г. При этом основной прирост пришелся на российских заявителей, которые по националь-

ной процедуре подали 67 396 заявок, что на 15% больше, чем за 2019 г. Иностранные же заявители уменьшили подачу заявок

как по национальной (-6,45%), так и по Мадридской (-9,1%) системам.

Рис. 4. Изменение числа поданных заявок для стран Мадридской системы

в 2020 г. к 2019 г. (в %)

На рис. 5 показаны доли семи ведущих классов из 45 по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).

Рис. 5. Доля классов МКТУ, указанных в заявках Мадридской системы в 2020 г. (в %):

класс 3 - продукты косметические и туалетные нелечебные; класс 5 - изделия фармацевтические, препараты медицинские и ветеринарные; класс 9 -приборы и инструменты научные, исследовательские, навигационные, геодезические, фотографические, кинематографические, аудиовизуальные, оптические; класс 25 - одежда, обувь, головные уборы; класс 35 - реклама; класс 41 - воспитание, образование, развлечения; класс 42 - научные и технологические услуги и относящиеся к ним научные исследования и разработки

Источник: Международная классификация товаров и услуг. - URL: http://www.mktu.info/ (дата обращения: 01.11.2021).

Товары 9-го класса имеют стабильно самую высокую долю среди всех классов, указанных в заявках. Вторая по величине доля принадлежит классу 35. Увеличение заявок с этими классами МКТУ отражает общее увеличение объемов предложения продукции 9-го и 35-го классов.

Среди классов-лидеров МКТУ устойчивый рост в 2020 г. относительно 2019 г. показал указанный в заявках класс 5 (5,61%), классы 9 и 35 продемонстрировали снижение на 0,19 и 4,67% соответственно (рис. 6). Положительная динамика по классу 5 может быть связана с акцентом на развитии фармацевтической промышленности в период пандемии COVID-19, а именно с разработкой вакцин для борьбы с коронави-русом и других фармацевтических препаратов, которые связаны с последствиями заболевания. С учетом этого в дальнейшем можно ожидать еще большего количества поданных заявок на товарные знаки с классом 5 МКТУ. Высокие среднегодовые темпы прироста за 2010-2020 гг. наблюдаются у заявок по классам 9 (7,56%) и 35 (6,73%). Однако максимальные среднегодовые темпы прироста за 2010-2020 гг.

характерны для заявок с классами МКТУ ных напитков и научных исследований в 32 (30,05%) и 42 (8,61%), что указывает на мире. дальнейшее распространение безалкоголь-

Рис. 6. Динамика подачи заявок на товарные знаки через Мадридскую систему, содержащих 5-й, 9-й, 35-й и 42-й классы МКТУ, в 2010-2020 гг. (в шт.)

Вышеизложенный материал позволяет сделать следующие выводы.

Связь национального и международного уровней создания и использования товарных знаков отражена в рамках универсальной модели их формирования и использования.

Среди заявителей популярна Мадридская система. Количество заявок на товарные знаки за период 2010-2019 гг. постоянно увеличивалось, динамика подачи имеет устойчивую связь с фазами экономического цикла (отрицательная динамика в 2019 и 2020 гг. характерна как для мирового ВВП, так и для числа поданных заявок на товарные знаки по Мадридской системе). Примерами контрциклических классов МКТУ в 2020 г. являются 5-й и 42-й, что обусловлено увеличением научных исследований и развитием фармацевтической промышленности в период пандемии. Товары 9-го класса МКТУ имеют стабильно самую высокую долю из всех классов, указанных в заявках.

США - лидер по числу поданных заявок на товарные знаки по Мадридской системе. Китай - лидер по среднегодовым темпам прироста подачи заявок за рассматриваемый период, даже в пандемийном 2020 г. число поданных заявок имеет наибольший прирост среди всех стран. Сложившаяся ситуация обусловлена и ростом ВВП Китая в 2020 г., который составил 2,3%. Без учета Китая и Великобритании положительная динамика подачи товарных знаков в Мадридской системе в 2020 г. почти не просматривается.

Количество заявок на товарные знаки, поданных в Роспатент, увеличивается с каждым годом. Прирост в 2020 г. относительно 2019 г. составил 7,3%, однако был обеспечен только национальными заявителями. Лидерами по подаче заявок в Роспатент по Мадридской системе в течение последних пяти лет являются Китай, США, Германия, Швейцария, Франция.

Список литературы

1. Галкин Д. Г. Географические указания как инструмент развития производства экологически чистого продовольствия // Известия СПбГЭу. - 2020. - № 6 (126). - С. 55-60.

2. Галкин Д. Г. Инновационное развитие производства экологически чистого продовольствия: потенциал технологических платформ // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2018. - № 2. - С. 87-96.

3. Крылепова А. О. Механизмы экстерриториальной охраны товарных знаков // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. -

2020. - № 11-2. - С. 79-84.

4. Михайлов М. В. Рынок интеллектуальной собственности России в контексте международных соглашений // Экономические науки. - 2019. - № 177. - С. 105-111.

5. Danko T., Panova E., Kazaryan M., Kazaryan A., Sekerin V. Competitive Estimating of Value Positioning of the Intangible Assets Market / / International Journal of Applied Business and Economic Research. - 2017. - N 8 (15). - P. 141-151.

6. Durand C., Milberg W. Intellectual Monopoly in Global Value Chains // Review of International Political Economy. - 2020. - N 2 (27). - P. 404-429.

7. Korneta P., Rostek K. The Impact of the SARS-CoV-19 Pandemic on the Global Gross Domestic Product // International Journal of Environmental Research and Public Health. -

2021. - N 10 (18). - P. 5246.

8. Lisitsa V. N. Intellectual Property and Intellectual Rights: Issues of Correlation // Journal of Intellectual Property Rights. - 2018. - N 2-3 (23). - P. 86-93.

9. Penin J., Neicu D. Patents and Open Innovation: Bad Fences do not Make Good Neighbors // Journal of Innovation Economics Management. - 2018. - P. 57-85.

10. Zhan Q. The Registration of Non-Traditional Trademarks in China: a Cautious Approach // Queen Mary Journal of Intellectual Property. - 2020. - N 1 (10). - P. 34-61.

References

1. Galkin D. G. Geograficheskie ukazaniya kak instrument razvitiya proizvodstva eko-logicheski chistogo prodovolstviya [Geographical Indications as a Tool for the Development of Organic Food Production]. Izvestiya SPbGEU [News of St. Petersburg State University of Economics], 2020, No. 6 (126), pp. 55-60. (In Russ.).

2. Galkin D. G. Innovatsionnoe razvitie proizvodstva ekologicheski chistogo prodovolstviya: potentsial tekhnologicheskikh platform [Innovative Development of Organic Food Production: the Potential of Technology Platforms]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava [Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law], 2018, No. 2, pp. 87-96. (In Russ.).

3. Krylepova A. O. Mekhanizmy eksterritorialnoy okhrany tovarnykh znakov [Mechanisms of Extraterritorial Protection of Trademarks]. Sovremennaya nauka: aktualnye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i parvo [Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Economics and Law], 2020, No. 11-2, pp. 79-84. (In Russ.).

4. Mikhaylov M. V. Rynok intellektualnoy sobstvennosti Rossii v kontekste mezhdunarodnykh soglasheniy [The Russian Intellectual Property Market in the Context of International Agreements]. Ekonomicheskie nauki [Economic Sciences], 2019, No. 177, pp. 105-111. (In Russ.).

5. Danko T., Panova E., Kazaryan M., Kazaryan A., Sekerin V. Competitive Estimating of Value Positioning of the Intangible Assets Market. International Journal of Applied Business and Economic Research, 2017, No. 8 (15), pp. 141-151.

6. Durand C., Milberg W. Intellectual Monopoly in Global Value Chains. Review of International Political Economy, 2020, No. 2 (27), pp. 404-429.

7. Korneta P., Rostek K. The Impact of the SARS-CoV-19 Pandemic on the Global Gross Domestic Product. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, No. 10 (18), p. 5246.

8. Lisitsa V. N. Intellectual Property and Intellectual Rights: Issues of Correlation. Journal of Intellectual Property Rights, 2018, No. 2-3 (23), pp. 86-93.

9. Penin J., Neicu D. Patents and Open Innovation: Bad Fences do not Make Good Neighbors. Journal of Innovation Economics Management, 2018, pp. 57-85.

10. Zhan Q. The Registration of Non-Traditional Trademarks in China: a Cautious Approach. Queen Mary Journal of Intellectual Property, 2020, No. 1 (10), pp. 34-61.

Сведения об авторах

Денис Геннадьевич Галкин

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, анализа и информационных технологий Алтайского государственного аграрного университета. Адрес: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», 656049, Алтайский край, Барнаул, проспект Красноармейский, д. 98. E-mail: gennadichu@mail.ru ORCID: 0000-0001-5701-0734

Ирина Николаевна Поспелова

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, доцент кафедры экономики, анализа и информационных технологий Алтайского государственного аграрного университета. Адрес: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», 656049, Алтайский край, Барнаул, проспект Красноармейский, д. 98. E-mail: fybhb29@mail.ru ORCID: 0000-0002-7607-532X

Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Denis G. Galkin

PhD, Assistant Professor, Assistant Professor

of the Department for Economics, Analysis

and Information Technology

of the Altai State Agricultural University.

Address: Altai State Agricultural University,

98 Krasnoarmeyskiy Avenue,

Barnaul, Altai Territory, 656049,

Russian Federation.

E-mail: gennadichu@mail.ru

ORCID: 0000-0001-5701-0734

Irina N. Pospelova

PhD, Assistant Professor, Assistant Professor of the Department for Economics, Analysis and Information Technology of the Altai State Agricultural University. Address: Altai State Agricultural University, 98 Krasnoarmeyskiy Avenue, Barnaul, Altai Territory, 656049, Russian Federation. E-mail: fybhb29@mail.ru ORCID: 0000-0002-7607-532X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.