И.Н. Донина, К. Е. Шолкина
Государственный музей истории религии
(г. Санкт-Петербург)
Мониторинг эффективности программы «Светлый мир» Государственного музея истории религии
УДК 069.12
Долгосрочная программа «Светлый мир» Государственного музея истории религии нацелена на социокультурную адаптацию слабовидящих детей музейными средствами. Важным фактором для эффективной реализации программы является использование инклюзивного подхода. Мониторинг эффективности программы «Светлый мир» основан на исследованиях с использованием методов, апробированных в педагогике и смежных областях знания, а именно метода педагогического наблюдения, монобиографического метода, метода изучения результатов творческой деятельности, методов опроса, тестирования, анкетирования. Ключевые слова: социокультурная адаптация, инклюзивный подход, тьютор, мониторинг эффективности, педагогическое наблюдение, монобиографический метод, метод изучения результатов творческой деятельности, опрос, тестирование, анкетирование.
I. N. Donina, K. E. Sholkina The State Museum of History of Religion (St-Petersburg) Monitoring of the effectiveness of the program «The Light world» of State museum of the history of religion
Abstract: The long-term program «Light world» of The state museum of the history of religion promotes socio-cultural adaptation of visually impaired children in a museum format. The key-factor of the effectiveness of the program is based on using the inclusive approach. Monitoring the effectiveness of the program «Light world» rests on researches, which involve pedagogical methods and methods of related areas of expertise, namely: method of pedagogical observation, monobiographical method, method of researching, study of the results of creative activity, survey, test,
questionnaire.
Keywords: socio-cultural adaptation, inclusive approach, tutor, monitoring the effectiveness, method of pedagogical observation, monobiographical method, method of researching, the study of the results of creative activity, survey, test, questionnaire.
В настоящее время в Российской Федерации особое внимание уделяется социальной поддержке лиц с инвалидностью. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2015 году их количество составило 12924 тыс. человек [3]. Современная доктрина социального включения и ратификация Россией Конвенции о правах инвалидов ставит новые задачи перед социокультурными учреждениями, определяя этим один из векторов их развития. В соответствии с новой редакцией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятой в 2015 году [4], инклюзивное образование призвано обеспечить равный доступ «для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ст. 2, п. 27). Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. В образовательном пространстве музея также существуют возможности для реализации инклюзивного подхода.
Долгосрочная программа «Светлый мир» Государственного музея истории религии направлена на социокультурную адаптацию слабовидящих детей (рис. 1). Эффективным фактором, повышающим уровень социокультурной адаптации музейными средствами, является использование инклюзивного подхода, обеспечивающего рав-
ноправное участие в социокультурном диалоге. Важнейшей составляющей инклюзивного подхода в музее является наличие тьюторов, которые координируют взаимодействие между экспозицией, музейным педагогом и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Обращение к инклюзивному подходу при реализации программы «Светлый мир» стало возможно благодаря партнерству с Центром инклюзивного образования «Границ нет» на базе ГБОУ СОШ № 232 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Включение детей-тьюторов в музейную программу для их слабовидящих сверстников из школы-интерната № 2 Санкт-Петербурга - достаточно сложный процесс. Он невозможен без объединения усилий широкого круга специалистов. Так, подготовка тьюторов к участию в программе «Светлый мир» осуществляется Центром инклюзивного развития «Границ нет». На базе этого Центра дипломированные специалисты проводят обучение тьюторской аудитории и осуществляют предварительное инструктирование, необходимое тьюторам при взаимодействии со слабовидящими сверстниками (рис. 2).
Одновременно специалисты коррекционной школы-
интерната проводят подготовку группы с сенсорными нарушениями. Они выявляют область возможных затруднений на разных этапах восприятия культурологического сообщения. Эти
затруднения могут быть вызваны как нарушением когнитивного восприятия инвалидов, так и сложностями в соблюдении социальных правил. Подготовка дает возможность моделирования социально приемлемых решений возникающих проблем путем их предварительного позитивного анализа.
На втором этапе в подготовку занятия включаются музейные специалисты. В музейном пространстве осуществляется встреча с тьюторской аудиторией, поскольку последним необходимо освоение в новой культурной среде, в музее сложной религиоведческой тематики. Это происходит в контексте музейного занятия (рис. з). Оно включает в себя образовательную и тренин-говую составляющие: краткую обзорную экскурсию и активное обучение, направленное на апробацию полученных знаний по взаимодействию со слабовидящими сверстниками.
Тьюторы делятся на группы, каждая из которых выбирает из экспозиции два экспоната: один из них должен полностью соответствовать потребностям слабовидящей аудитории, второй -быть неудачным с этой точки зрения. Ознакомление тьюторов с культурной средой музея способствует актуализации личностных качеств и позитивно влияет на их включенность в процесс музейной коммуникации.
На этом этапе в школе-интернате сотрудниками музея совместно со специалистами проводится пропедевтическое занятие (рис. 4), освещающее тематику предстоящей встречи на экспозиции, а также вербали-зируется последовательность предполагаемого визуального и событийного ряда. Это ориентирует слабовидящих детей во времени и пространстве, уменьшая присущую им тревожность.
Занятие сопровождается презентацией, оперирующей оцифрованными изображениями экс-
понатов из коллекции музея. Предварительное знакомство с информационным контентом подразумевает обеспечение равных возможностей в восприятии и интерпретации транслируемой информации для детей с особыми образовательными возможностями и их нормотипичных сверстников. В ходе проведения программы аудитория объединяется в пары «тьютор - слабовидящий участник». Ведущими в программе поочередно становятся тьюторы и слабовидящие, для которых подобная смена ролей является фактором, влияющим на коммуникативное раскрепощение, преодоление пассивной позиции. Завершающим этапом музейного занятия праздника является мастер-класс (рис.5), где участникам предоставляется возможность выразить впечатления, полученные во время работы на экспозиции, в процессе совместного художественного творчества и совместного чаепития.
Комментируя реализацию модели социального включения в музейном пространстве, Генеральный директор Института «Реакомп» С.Н. Ваньшин отмечает: «Совместное восприятие и совместное творчество имеет огромное значение, причем и для больных, и для здоровых!» [1]. При осуществлении модели социального включения в му-зейно-педагогический процесс преимущества от совместной деятельности и общения получают все участники музейной коммуникации.
Об этом свидетельствуют результаты мониторинга, проводящегося по итогам реализации программы «Светлый мир». Осуществление мониторинга эффективности и консультирование программы «Светлый мир» проходит при поддержке Экспертного совета. В его составе специалисты из разных областей знания: арт-психотерапевт, тифлопедагог, музеолог, музейный
Донина
Ирина Николаевна,
Канд. культурологии, заведующая отделом образовательных программ и музейной педагогики Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург)
Шолкина
Ксения Евгеньевна,
научный сотрудник отдела образовательных программ и музейной педагогики Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург)
Рис. 1.
Программа «Светлый мир» в Государственном музее истории религии
Рис.2.
Работа тьютора и слабовидящего сверстника на экспозиции
педагог, сотрудник Государственной библиотеки для слепых и слабовидящих, представители СМИ.
Проверка эффективности -важная составляющая программы «Светлый мир». Результативность этой деятельность имеет значение для самих музейных специалистов. По данным столичного музея «Огни Москвы», которым был проведен опрос среди сотрудников российских музеев, оказалось, что большинство респондентов - научных сотрудников хотя бы раз в год проводят занятия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Экскурсоводы работают с ними практически каждый месяц. Но, несмотря на это, многие отметили отсутствие методики, множественные проблемы, и, самое главное, неготовность взаимодействовать с этой категорией посетителей, в силу отсутствия видимых результатов этой деятельности [2].
Эффективность программы «Светлый мир» проверяется методами, апробированными в педагогике и смежных областях знания. Мониторинг эффективности демонстрирует положительную динамику, что подтверждается приведенными ниже исследованиями.
Педагогическое наблюдение используется по рекомендации психолога-педагога для диагностики коммуникативного развития. Осуществляется входная и итоговая диагностика (рис.6,7).
Анализ полученных данных показал наличие положительной динамики, снижение уровня коммуникативных трудностей у слабовидящих детей по ряду показателей. Наибольший прогресс наблюдается в преодолении коммуникативных трудностей содержательного характера по критериям «действует адекватно ситуации», «проявляет инициативу», «демонстрирует активную позицию».
Монобиографический метод фиксирует динамику в культурном и социальном развитии личности. Метод применяется после завершения цикла занятий. Исследование показало положительную тенденцию в формировании позитивного образа музея («даже мое представление о музеях изменилось: здесь и мастер-классы, и чаепития, и общение, и игры, не только экскурсии и экспонаты, хотя это тоже интересно», «интересно, когда в музее можно высказаться, подготовить сообщение»). Активизацию интереса к освоению культурных ценностей («мне стала интересна история нашей страны, ее традиции, сам русский язык», «меня увлекла тема разных праздничных традиций»). Актуализацию саморазвития и стремления к деятельной жизни («если б могла, я бы и следующую экскурсию подготовила», «вот бы и нам провести для ребят такой праздник у себя в школе», «благодаря занятиям, я стала больше писать стихов, рассказов, увлеклась русским языком, его богатством»).
Изучение результатов творческой деятельности проводится арт-
психотерапевтом. Рисунки являются рефлексией на тактильный, зрительный и слуховой ряды, предложенные интерактивной зоной и музейным специалистом. Анализ творческой деятельности свидетельствует о том, что у участников с сенсорными нарушениями формируются целостные образы объектов, имеющие интеллектуально-эмоциональное содержание. Большое значение для восполнения недостатка чувственного опыта в восприятии объектов имеет, помимо зрительного воздействия музейного пространства, экспозиция тактильного доступа, а также сильные звуковые впечатления.
Метод опроса выявляет диагностику изменения уровня
Рис. 3.
Музейное занятие для тьюторов
Рис. 4.
Подготовительное занятие в школе-интернате
Рис. 5.
Мастер-класс в музее
общекультурной компетентности участников: повышение общего уровня культуры и проявление мотивации транслировать полученное культурологическое сообщение. Опросные листы заполняются после завершения цикла. В 2013-2014 учебном году более половины участников отметили личный прогресс в сфере расширения культурного пространства и выбрали формулировку «узнал много нового о праздничной культуре нашей страны и рассказал о ней своим родителям и друзьям» (рис. 8).
Следует отметить, что проверка эффективности программы, адресованной детям с особыми возможностями здоровья, имеет ряд особенностей. Диагноз каждого ребенка уникален, поскольку основное заболевание осложнено наличием нескольких сопутствующих. Сопоставление двух групп таких детей было бы возможным только при преимущественном совпадении диагнозов. Следовательно, выборочная совокупность в рамках данного исследования ограничивается непосредственно той группой, которая принимала участие в программе «Светлый мир». Мониторинг динамики каждого показателя фиксируется отдельно для каждого участника. Также приходится учитывать и тот факт, что родители детей с особыми возможностями здоро-
вья часто настроены негативно по отношению к исследованиям.
Проверка эффективности проводится также и в тьютор-ской группе, поскольку одной из целей программы является воспитание культуры осознанной толерантности по отношению к лицам, имеющим иные физические и интеллектуальные возможности (рис. 9).
Суммарный анализ результатов тестирования и анкетирования тьюторов показал, что степень подверженности фобиям и предубеждениям по отношению к лицам с особыми возможностями здоровья у тьюторов ниже, чем у их сверстников, не принимавших участие в программе. Готовность к взаимодействию, терпимость к особенностям поведения, обусловленным наличием сенсорных нарушений, проявление эмпатии у группы тьюторов выше в среднем на 19%. Многие анкетируемые отметили, что в результате совместных занятий их отношение к сверстникам с нарушением зрения претерпело существенное изменение: «Раньше они были для меня «другими», а сейчас дружу, общаюсь».
Результаты мониторинга программы «Светлый мир» свидетельствуют об эффективности использования инклюзивного подхода в образовательном пространстве музея. Тьютор, участвуя в программе, учится уважать
особенности другого человека, расстается со стереотипом о невозможности равноправного общения со сверстником, имеющим ограниченные возможности здоровья. Один из тьюторов заметил: «Было очень интересно пообщаться с людьми, которые видят мир не так, как ты. Это очень важный опыт для меня». Совместная деятельность способствует тому, что тьюторы и их сверстники из школы-интерната продолжают неформальное общение уже вне стен музея.
Литература:
1. Ваньшин С.Н. Доступность для всех // Музей. 2012 . № 2. С. 5-6.
2. Потапова Н.В. Музей «Огни Москвы» доступен каждо-му//Вестник детско-юношеского туризма. Ежеквартальный информационно-тематический бюллетень. 2013. № 1 (11). С. 41-42.
3. Уровень инвалидизации в Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main / rosstat/ru / statistics/pop ulation/disabilities/# (дата обращения
1.12.15)
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (редакция, действующая с 24 июля 2015 года). URL:
http://www.consultant.ru/document/c ons_doc_law_140174/ (дата обращения 1.12.15)
Рис. 6. Входная диагностика по педагогическому наблюдению (2013-2014 годы)
Рис. 7. Итоговая диагностика по педагогическому наблюдению (2013-2014 годы)
Рис. 8. Субъективная оценка эффективности Программы (2013-2014 годы)
Рис. 9. Исследование показателей толерантности тьюторов (2013-2014 годы)
46