Научная статья на тему 'Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления Ростовской области'

Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1165
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОНИТОРИНГ / СВОДНЫЙ ДОКЛАД / EFFICIENCY OF ECONOMIC ACTIVITY / MONITORING / SYNTHESIS REPORT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кюрджиев С. П., Паршукова О. Ю., Гринёва Ю. А.

Проведена оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления и даны рекомендации по ее повышению для предоставления в Интернет-портале органов государственной власти субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of efficiency of activity of local governments of the Rostov region

An assessment of the effectiveness of local self-government and recommendations for its improvement to provide internet-portal of the state power of subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления Ростовской области»

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ*

КЮРДЖИЕВ С.П.,

кандидат экономических наук, декан факультета государственного и муниципального управления,

Северо-Кавказская академия государственной службы,

е-тай: [email protected];

ПАРШУКОВА О.Ю.,

аспирантка,

Северо-Кавказская академия государственной службы, е-таП: [email protected];

ГРИНЁВА Ю.А.,

соискатель,

Северо-Кавказская академия государственной службы, е-mail: [email protected]

Проведена оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления и даны рекомендации по ее повышению для предоставления в Интернет-портале органов государственной власти субъектов РФ.

Ключевые слова: эффективность экономической деятельности; мониторинг; Сводный доклад.

An assessment of the effectiveness of local self-government and recommendations for its improvement to provide internet-portal of the state power of subjects of the Russian Federation.

Keywords: efficiency of economic activity, monitoring, Synthesis report.

Коды классификатора JEL: R51, R58.

Проблема эффективности любого вида производства и обслуживания, любой человеческой деятельности и, прежде всего, управления является в наше время сверхактуальной, жизненно необходимой с точки зрения перспектив развития и в то же время крайне слабо проработанной теоретически и совсем мало освоенной практически. Доктор юридических наук, профессор, Григорий Васильевич Атаманчук, заведующий кафедрой государственного управления и правообеспечения государственной службы РАГС в своей книге «Управление: сущность, ценность, эффективность» приводит сразу несколько трактовок понятия эффективности. По его мнению, рассматривая термин «эффективность», большинство ограничивается смыслом латинского термина «effectus» — действие (какой-либо причины, силы, результата, следствия чего-либо), а также «effectivus» — производительный, действенный и сводит, как правило, его проявление к области экономики.

Экономическая эффективность [1, c. 388]:

■ разница между результатами экономической деятельности (продуктом в стоимостном отношении) и затратами, произведенными для их получения и использования; это — прибыль; наоборот — ущерб, убыток;

■ разница между исходной и достигнутой «абсолютной» экономической эффективностью рассматриваемой экономической системы при ее изменении или изменении условий ее существования.

Аналитики Всемирного банка применительно к государству так трактуют эффективность: под потенциалом государства понимается способность эффективно производить и пропагандировать коллективные мероприятия; эффективность — это результат использования данного потенциала для удовлетворения спроса общества на соответствующие блага [1, c. 389].

Эффективность управления [16, c. 21] — достижение наилучших результатов в возможно короткий срок с наименьшими затратами материальных ресурсов и управленческой энергии. А так как управление направлено на достижение какого-либо результата, оно должно быть результативным [16, c. 11]. Результативность использования

Работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Государственного контракта на выполнение поисковых научно-исследовательских работ для государственных нужд № П1161 от 27.08.2009 г.

© С.П. Кюрджиев, О.Ю. Паршукова, Ю.А. Гринёва, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

бюджетных ресурсов государства является заботой не только молодой, становящейся демократии в России, но и стран-ветеранов демократии, таких как Великобритания, Франция, Швеция, США и др.

Системы управления расходами складывались в течение многих лет, отражая растущие задачи государства и, следовательно, его бюджет. На ранних этапах бюджет рассматривался как финансовый план, в котором особое внимание уделялось механизмам платежей, учета и отчетности. Позднее были признаны его экономические аспекты и сам бюджет стал восприниматься как основное орудие экономического планирования, макроэкономической стабилизации и роста. А с относительно недавнего времени бюджет воспринимается, помимо всего прочего, в качестве всеобъемлющего процесса распределения ресурсов и распоряжения ими, при котором особое внимание уделяется сопоставлению затрат с результатами. Управление расходами — сложный процесс, способствующий своевременному и действенному принятию решений относительно использования государственных средств. Оперативная основа управления расходами состоит из трехступенчатого административного процесса [15, с. 38]:

♦ определения политики, целей и необходимых для их достижения ресурсов;

♦ распределения ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей;

♦ обеспечения выполнения конкретных задач экономным, эффективным и действенным образом. В практической плоскости эти этапы соответствуют составлению финансового плана (мыслительный процесс), разработке бюджета (создание оперативно-правовой основы) и исполнению бюджета (процесс действий).

Если рассматривать проблему эффективности расходов в целом, то эффективность расходов бюджетных средств во многом определяется [3, с. 126]:

1) целевым расходованием средств бюджетополучателями;

2) эффективность расходов непосредственно зависит от своевременности выделения бюджетных средств;

3) от качества контроля за использованием средств по назначению.

В федеральном законодательстве до недавнего времени не содержалось четкого определения терминов, относящихся к эффективности в бюджетной сфере. Хотя эффективность бюджетного процесса упоминается в нормативных документах последних лет настолько часто, что само это понятие многими воспринимается как вполне очевидное, не требующее каких-либо дополнительных разъяснений.

Эффективность связана с эффектом через затраты ресурсов, необходимых для осуществления процесса, в результате которого был получен эффект (результат).

Проектируя и исполняя бюджет, приходится решать все ту же основную задачу экономики — получение максимального объема благ в условиях ограниченности ресурсов. Понятно, что если для получения всех или большинства общественно востребованных благ (полезных эффектов) располагаемых средств бюджета недостаточно, необходимо делать выбор, от каких благ пока отказаться, а на какие выделить финансирование. На практике этому соответствует «конкурсный отбор» программ и мероприятий, претендующих на бюджетное финансирование.

Показатели эффективности необходимо использовать на всех стадиях бюджетного процесса. Поэтому показатели эффективности должны содержаться как в материалах, представляемых одновременно с проектом бюджета, программы или мероприятия, так и в материалах, содержащих информацию об исполнении бюджета. Одним из таких материалов является «Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности органов местного самоуправления...» субъектов РФ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. № 1313-р ежегодно проводится анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районо всех субъектов Российской Федерации (далее — органов местного самоуправления) по следующим сферам: экономическое развитие (дорожное хозяйство и транспорт, развитие малого и среднего предпринимательства, улучшение инвестиционной привлекательности), доходы населения, здоровье, дошкольное и дополнительное образование детей, образование (общее), физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, доступность и качество жилья, организация муниципального управления.

Формирование Сводного доклада о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов производится в несколько этапов.

Первый этап: представление докладов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов субъектов РФ за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период главами муниципальных образований.

Второй этап: проведение органами исполнительной власти субъектов РФ верификации значений показателей для оценки эффективности деятельности муниципальных образований, приведенных в докладах.

Представление органами исполнительной власти субъектов РФ целевых и нормативных значений показателей для оценки эффективности деятельности муниципальных образований края.

Третий этап: подготовка Сводного доклада и его размещение на официальном информационном Интернет-портале органов государственной власти субъектов РФ.

Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления на основании докладов глав городских округов и муниципальных районов, корректировки и оценки показателей экспертной группой позволяет

не только определить зоны, требующие приоритетного внимания органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, в том числе по снижению неэффективных расходов, выявить внутренние ресурсы (финансовые, материально-технические, кадровые и другие) для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг и увеличения заработной платы работников бюджетной сферы, но также и определить эффективность расходования бюджетных средств, динамику изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровень социально-экономического развития муниципальных образований, степень внедрения методов и принципов, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления.

Таким образом, в Ростовской области сделано уже многое в рамках выполнения вышеупомянутых нормативноправовых актов, а также выполнения таких ключевых аспектов Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 гг., как:

❖ направление вектора бюджетной политики на создание условий для повышения ее эффективности и достижения конкретных результатов;

❖ тщательная оценка эффективности новых расходных обязательств и наличие ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений — обязательная основа принятия данных обязательств;

❖ недопустимость занижения при рассмотрении новых инициатив их финансовой оценки с последующим ежегодным увеличением расходов по уже принятым и, казалось бы, тщательно обоснованным решениям;

❖ обязательное обеспечение к июлю 2012 г. региональными и местными администрациями введения новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений, ее реальную отдачу для граждан.

1. Повышение качества муниципального управления

В рамках решения данной задачи внедрены административные регламенты, апробированы механизмы оказания государственных и муниципальных услуг, созданы МФЦ (многофункциональные центры) оказания государственных и муниципальных услуг, внедрена система менеджмента качества в деятельность местных администраций и т.д.

2. Повышение результативности и эффективности деятельности местной власти

В работу администрации области внедрена практика проверки эффективности деятельности органов местного самоуправления и последующего заслушивания результатов на коллегии Администрации области. По итогам проверки определяются меры и рекомендации по устранению выявленных проблем и недостатков.

3. Ведется регистр муниципальных правовых актов

Эффективное муниципальное управление невозможно без соответствующей нормативной правовой базы муниципалитетов.С января 2009 г. в соответствии с Областным законом от 06.08.2008 № 48-ЗС «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Ростовской области» управлением по работе с муниципальными образованиями Администрации области ведется регистр муниципальных правовых актов, в который включаются оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, правовые акты, вносящие в муниципальные нормативные правовые акты изменения, признающие их утратившими силу (отменяющие их), приостанавливающие или возобновляющие их действие. Также осуществляется и необходимая юридическая экспертиза. По состоянию на 01.05.2010 в регистр включено более 12 000 документов.

4. Организация и обеспечение муниципальной кадровой политики

Создан информационно-образовательный Интернет-портал — проведение курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих области в дистанционном режиме, который позволяет специалистам местных администраций, не выезжая за пределы муниципальных образований, посредством видеосвязи с администрацией области, получать всю необходимую информацию по интересующим вопросам.

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» приоритетными направлениями формирования кадрового состава являются: применение современных технологий подбора кадров и повышение квалификации муниципальных служащих. Администрацией Ростовской области обеспечены необходимые организационные и правовые основы поступления на муниципальную службу, применения современных методов отбора, которые закреплены в методических и правовых документах.

Для эффективного использования человеческого ресурса и развития кадрового потенциала органами местного самоуправления сформирован резерв управленческих кадров, в который включено около 7700 человек (рисунок 1).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

Рис. 1. Количество человек, включенных в кадровый резерв муниципальных образований

По состоянию на 01.04.2010 в муниципалитетах трудится 10 681 муниципальный служащий, возраст и стаж работы которых указаны на рисунках 2 и 3 соответственно.

Рис. 2. Характеристика возрастного состава муниципальных служащих Ростовской области

Рис. 3. Характеристика состава муниципальных служащих Ростовской области по стажу их работы

5. Наполнение портала государственных и муниципальных услуг Ростовской области

В 2010 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 г. № 478 ведется активная работа по наполнению единого портала и сводного реестра государственных и муниципальных услуг. В рамках этого:

1) Администрацией Ростовской области совместно с Минэкономразвития России внедрена версия 2.5 Интернет-портала государственных и муниципальных услуг Ростовской области: www.pgu.donland.ru;

2) Управлением инноваций в органах власти разработаны аналитические формы для внесения информации в сводный реестр государственных услуг;

3) Проведено информационное наполнение Интернет-портала по вопросам предоставления услуг в 13 жизненных сферах (336 услуг). Информация об услугах выгружена в сводный федеральный реестр государственных услуг (www.gosuslugi.ru);

4) Совместно с Северо-Кавказской академией государственной службы проведено обучение работников областных органов исполнительной власти по вопросам наполнения портала государственных услуг.

6. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 издано распоряжение Главы Администрации (Губернатора) области от 15.04.2009 № 49 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления». Данным распоряжением утверждены перечень показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, методика их расчета и порядок выделения грантов городским округам и муниципальным районам области в целях содействия достижению и поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления.

В 2009 г. на эти цели были выделены средства из областного бюджета в размере 108,6 млн рублей, которые распоряжением Администрации Ростовской области распределены между тремя городскими округами и тремя муниципальными районами, достигшими наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления.

Ежегодно, к 1 мая, главы муниципальных образований обязаны представлять в администрацию области доклад за прошедший год и планируемые значения показателей на 3-летний период. Таким образом, уже в июне 2011 г. имеются Доклады 55 глав администраций городских округов и муниципальных районов Ростовской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2010 г. и их планируемых значениях на 3-летний период, что позволяет проанализировать упомянутые в предыдущем параграфе муниципальные образования через призму такого инструмента БОР как Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

В соответствии с Указом № 607 и Распоряжением № 1313-р оценка и мониторинг эффективности деятельности муниципальных образований за 2010 г. в выбранных нами муниципальных образованиях области проводились по показателям типовой формы докладов глав городских округов и муниципальных районов (далее — муниципальные образования), Перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденного Указом № 607, Перечня дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденного Распоряжением № 1313-р, в том числе по показателям, необходимым для расчета неэффективных расходов местных бюджетов, а также по показателям оценки объема неэффективных расходов бюджетов, утвержденных распоряжением Главы Администрации (Губернатора) области от 15.04.2009 № 49 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления».

Несмотря на то что в типовой форме доклада главы местной администрации городского округа (муниципального района) о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за каждый год и планируемых значениях на 3-летний период, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 № 1313-р, таких показателей — 65, в анализируемых нами докладах всего 149 показателей, из которых 33 не входит в перечень заполняемых за 2010 г.

Однако анализ показателей по предоставленным Докладам не выполняет Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. N 1313-р, а также ключевых аспектов Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 гг. в части выполнения Методики мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, что делает невозможным получить полноценную оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов и соответственно качественное внедрение бюджетирования, ориентированного на результат в деятельность органов местного самоуправления.

Более того, этот факт наглядно показывает невозможность замены качества предоставляемой информации количеством, содержащимся в очень объемных сводных докладах, перегруженных различными показателями.

Также этот факт делает практически невозможным осуществление сравнительного анализа в разрезе федерального и международного уровня для системного исследования результативности управления муниципальными образованиями, принятия решений и мер по дальнейшему совершенствованию муниципального управления.

Кроме того, такой подход к отражению показателей в данных докладах противоречит ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления на местах», так как они не отражают полноценную информацию деятельности органов муниципальных образований для контроля со стороны граждан, что противоречит принципу открытости и полноценности информации. Хотя и позволяет провести полноценный сравнительный анализ показателей в разрезе областного уровня для поощрения грантами муниципальных образований, достигших наилучших значений показателей.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2

Приведем пример: Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), Азовский район.

I. Экономическое развитие Дорожное хозяйство и транспорт

П. 4 Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Согласно Докладу и Пояснительной записке к нему наблюдается снижение на 2% в 2010 г. по сравнению с 2009 г. П. 6 этого же раздела. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на дорожное хозяйство. Если просто смотреть Доклад, то можно увидеть увеличение на 11 460 000 в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Согласно Пояснительной записке в 2010 г. в сравнении с 2009 г. общий объем расходов бюджета Азовского района на дорожное хозяйство увеличился в 3,3 раза.

П. 8 Общий объем расходов бюджета муниципального образования на транспорт.

Согласно Докладу наблюдается увеличение на 47 000 рублей в 2010 г. по сравнению с 2009 г.

В Пояснительной же записке вообще не содержится информация о количественных характеристиках данного показателя!!!

Различие характеристик показателей, несмотря на то что и тот и другой относительные, но один в %, а другой в разах или вообще в абсолютных показателях, делает невозможным анализ эффективности расходования бюджетных средств.

Если же перевести второй показатель аналогично в %, то мы получим увеличение расходов бюджета Азовского района на дорожное хозяйство в 2010 г. в сравнении с 2009 г. на 235, 2%!!!

При переводе третьего показателя также в % мы получим увеличение общего объема расходов бюджета муниципального образования на дорожное хозяйство на 10,5%.

И уже эти цифры позволяют анализировать рациональность расходования бюджетных средств на дорожное хозяйство на 235,2% при снижении доли протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения всего на 2% и при увеличении общего объема расходов бюджета муниципального образования на транспорт всего на 10,5%!!!

Поэтому мы предлагаем приводить все показатели в одно выражение, например, в процентное.

Такое унифицированное отражение показателей позволит:

♦ сократить время на получение сравнительной оценки расходов по разделам Докладов для применения санкций к муниципальным образованиям со стороны Главы Администрации субъекта;

♦ провести сравнительный анализ каждого из показателей в целом по Федерации и т.д., что в последующем поможет:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ анализировать причины различий уровня расходования бюджетных средств муниципальными образованиями страны на одну и ту же статью;

♦ выявить коррупцию (разность расходования при прочих равных условиях);

♦ найти возможности снижения расходов (при сравнении разности показателей при прочих равных условиях путем перенятия опыта одного муниципального образования субъекта, страны или даже другого государства другим) и многое другое.

В связи с чем, на наш взгляд, стоит немного изменить форму Докладов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность.Культура, 2006.

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013.

3. Ковалева Т.М., Браулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. М.: Кнорус, 2006.

4. Официальный портал Администрации Ростовской области // www.donland.ru.

5. Официальный сайт Администрации Азовского района // www.rayon.azov-info.ru.

6. Официальный сайт Администрации Аксайского района // www.aksayland.ru.

7. Официальный сайт Администрации Волгодонского района // www.volgodonskoiraion.ru.

8. Официальный сайт Администрации Песчанокопского района // www.peschanrn.donland.ru.

9. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

10. Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) области от 15.04.2009 г. № 49 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления».

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 г. № 1313-р.

12. Указ Президента РФ от 28.04.2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

13. Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

14. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления на местах».

15. Хольцер М. Управление государственными расходами как сложный процесс. Эффективность управления. М.-Фонд «За экономическую грамотность» / Под ред. С.А. Батчикова, И.С. Глазьев. 1998.

16. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. Юрист, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.