Научная статья на тему 'Мониторинг доходов и расходов федерального бюджета за 2005-2012 гг'

Мониторинг доходов и расходов федерального бюджета за 2005-2012 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ИСПОЛНЕНИЕ ДОХОДОВ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антипова Т. В.

В условиях бюджетирования, ориентированного на результат, особенно важное значение приобретает мониторинг и анализ основных показателей государственного управления. В статье проанализированы данные об исполненных доходах и расходах федерального бюджета за восьмилетний период (2005-2012 гг). Проанализированные данные мониторинга могут служить базой для определения основных стратегических направлений в отношении формирования доходов и расходов бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE INCOME AND EXPENSES OF THE FEDERAL BUDGET FOR 2005-20121Institute of the certified experts, Perm

Due to Performance Based Budgeting conditions, it is very important to monitor the main indicators of Government Management. The author have analysed data on executive revenue and expenditure of the federal budget for the eight-year period (2005-2012 fiscal years). Analyzed monitoring data allow to identify the main strategic directions for the formation of budgets income and expenditure.

Текст научной работы на тему «Мониторинг доходов и расходов федерального бюджета за 2005-2012 гг»

11.5. МОНИТОРИНГ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2005-2012 ГГ

Антипова Т. В., д.э.н, руководитель Института сертифицированных специалистов, г. Пермь

Место работы: Институт сертифицированных

специалистов, г. Пермь

usvzvi@rambler.ru

Аннотация: В условиях бюджетирования,

ориентированного на результат, особенно важное значение приобретает мониторинг и анализ основных показателей государственного управления. В статье проанализированы данные об исполненных доходах и расходах федерального бюджета за восьмилетний период (2005-2012 гг). Проанализированные данные мониторинга могут служить базой для определения основных стратегических направлений в отношении формирования доходов и расходов бюджетов.

Ключевые слова: мониторинг; исполнение доходов; распределение расходов бюджета.

MONITORING OF THE INCOME AND EXPENSES OF THE FEDERAL BUDGET FOR 2005-2012

Antipova T. V., Doctor of Science in Economy, the head of

Institute of the certified experts, Perm

Place of employment: Institute of the certified experts, Perm

usvzvi@rambler.ru

Annotation: Due to Performance Based Budgeting conditions, it is very important to monitor the main indicators of Government Management. The author have analysed data on executive revenue and expenditure of the federal budget for the eight-year period (2005-2012 fiscal years). Analyzed monitoring data allow to identify the main strategic directions for the formation of budgets income and expenditure.

Keywords: monitoring, execution of budget revenue, distribution of budget spending.

Реалии настоящего времени требуют эффективного правительства, ставящего перед собой однозначные цели и оценки результатов деятельности, поскольку, по оценке Всемирного Банка, уровень эффективности общественного управления очень низок1. Фокус на результативность и эффективность - необходимый аккомпанемент к управленческой гибкости и крепкой системе внутренних и внешних мониторингов. Административные мощности слишком слабы для обеспечения действенных оценок, поэтому соответствующие уровень исполнения и информация о достигнутых результатах должны быть включены в ежегодную бюджетную документацию. В частности, используя аналитический мониторинг, оценка показателей министерств должна помочь уменьшить расточительство в бюджетных расходах.

Мониторинг бюджетных данных потенциально важен для обеспечения адекватной оценки приоритетности расходов и эффективного использования общественных годовых доходов, а также прозрачности

1 Klein, Caroline; Price, Robert; Worgotter, Andreas. Improving the Fiscal Framework to Enhance Growth in an Era of Fiscal Consolidation in Slovakia. OECD Economic Department Working Papers 1018. (Jan 29, 2013).

бюджетной отчетности, поскольку «прозрачность деятельности государственных органов и эффективные механизмы внешней подотчетности тесно связаны с показателями экономического роста»2. Кроме того, мониторинг реализации документов государственного стратегического планирования как деятельность по комплексной оценке основных финансовых и экономических показателей, имеет целью установление способности достижения в запланированные сроки стратегических целей устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности с учетом эффективности использования государственных средств и рисков, связанных с достижением указанных целей3. Наконец, мониторинг может быть организован «в целях укрепления общественного доверия в борьбе с коррупцией и достижения прозрачного, справедливого и подотчетного управления, позволяющего обществу высказывать свои взгляды на политику правительства

4

и использования ресурсов» .

В целях достижения прозрачности использования полученных государственных ресурсов, необходимо постоянно анализировать структуру и величину доходов и расходов бюджета. Фактическое исполнение федерального бюджета утверждается Федеральными законами об исполнении Федерального бюджета за соответствующий год. Утвержденные Федеральными законами суммы доходов и расходов Федерального бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации взяты за основу для проведения мониторинга. Перечень Федеральных законов, проанализированных в ходе мониторинга, приведен в табл. 1.

Таблица 1

Источники данных для проведения мониторинга

Год Официальные реквизиты Федеральных законов, утверждающих суммы исполненных доходов и расходов Федерального бюджета за соответствующий год

2005 Федеральный закон от 09.04.2007 N 41-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2005 год"

2006 Федеральный закон от 03.04.2008 N 36-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2006 год"

2007 Федеральный закон от 03.12.2008 N 228-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2007 год"

2008 Федеральный закон от 28.12.2009 N 382-Ф3 "Об исполнении федерального бюджета за 2008 год"

2009 Федеральный закон от 03.10.2010 N 255-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2009 год"

2010 Федеральный закон от 07.10.11 N 272-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год"

2011 Федеральный закон от 02.10.2012 N 151-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год"

2012 Федеральный закон от 30.09.2013 № 254-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2012 год"

Результаты мониторинга величины доходов и расходов федерального бюджета за период 2005 -2012 гг по данным соответствующих Федеральных законов показаны на диаграмме (рис. 1).

2 Kaufmann. Rethinking Governance. Empirical Lessons Challenge Orthodoxy. World Bank 2003

3 Проект Федерального закона N 143912-6 "О государственном стратегическом планировании".

4 Combating Corruption and Bribery in APEC: Promoting Open Governance and Transparency Vital to Regional Economic Growth and Foreign Direct Investment State Department Documents / FIND. (May 30, 2012).

Бизнес в законе

6’2013

14 000 000 000,00 12 000 ООО 000,00 10 000 ООО 000,00 8 ООО ООО 000,00 6 ООО ООО 000,00 4 ООО ООО 000,00 2 ООО ООО 000,00 0,00

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 —♦— Доходы--------Расходы

Рис. 1. Динамика доходов и расходов Федерального бюджета за 2005 - 2012 гг, тыс. руб.

По данным рисунка 1 можно видеть, что в 2005-2008 гг Федеральный бюджет был исполнен с профицитом, в 2009-2010 гг - с дефицитом, вероятная причина которого была обусловлена глобальным финансовым кризисом, в 2011 - с небольшим профицитом, а в 2012 - с небольшим дефицитом (-39 446 125,60 тыс. руб.). Тем не менее, необходимо отметить, что величина как доходов, так и расходов Федерального бюджета за восемь лет увеличилась почти в три раза.

В соответствии с Государственной программой, «эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы»5. В рамках реализации этой Государственной программы, с целью оптимизации расходов, целесообразно анализировать не только величину, но и структуру расходов. Используя данные мониторинга, рассчитаем долю расходов по некоторым разделам бюджетной классификации в процентах к общей сумме расходов федерального бюджета. Наиболее наглядно доля расходов по каждому разделу в процентах к общей сумме расходов федерального бюджета за период 2005-2010 гг видна на диаграмме (рис. 2).

•♦••• Охрана окружающей среды

■ -Образование

— А- Культура, кинематография и средства массовой информации —Здразоохранение и спорт

— Социальная политика

Рис. 2. Доля расходов по отдельным направлениям в общей сумме расходов Федерального бюджета РФ Диаграмма на рис. 3 показывает, что за последние несколько лет по каждому из таких направлений как охрана окружающей среды, социальная политика, культура, здравоохранение и образование расходы бюджета колеблются в пределах 5-6% от общей суммы расходов Федерального бюджета. И эта тенденция сохраняется в 2007-2010 гг аналогично периоду 2000-2006 гг6. В 2011 году расходы

5 Распоряжение Правительства РФ от 04.03.2013 N 293-р <Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами">

6 Антипова Т.В. Мониторинг расходов федерального бюджета //

Управленческий учет. - 2008. - № 4.

Федерального бюджета на спорт, средства массовой информации выделены в отдельные статьи (разделы) расходов. Кроме того, добавилось новое направление (раздел) расходов федерального бюджета -обслуживание государственного и муниципального долга. Поэтому за последние два года (2011, 2012) аналитика не показательна в связи с изменением состава разделов (в предыдущие годы было 14 разделов, а с 2011 г. - стало 17 разделов).

Несмотря на сохраняющуюся тенденцию бюджетных расходов, в перспективе, государственная политика должна уделять повышенное внимание к развитию таких социально-направленных разделов как образование в качестве фундамента культуры. Для этого необходимо отстаивать принцип доступности качественного образования, включая высшее, для представителей всех социальных групп российского общества. Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии, что должно было быть обеспечено переходом к образованию по стандартам нового (третьего) поколения, призванным отвечать требованиям современной инновационной экономики. Кроме того, необходимо значительное повышение статуса

педагогических и научно-педагогических работников, уровня их заработной платы и социальной защиты.

Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе - должен быть абсолютный

национальный приоритет. Тем более, что

«направленность на социальную ориентацию экономики входит в число приоритетов всех экономически развитых стран»7. И, конечно, развивая человеческий капитал путем совершенствования социальной политики, необходимо опираться на все богатство российской культуры, на ее уникальные достижения и традиции.

Приоритеты в сфере охраны здоровья - защита материнства и детства, обеспечение нового качества медицинского обслуживания на основе внедрения передовых технологий в отечественное здравоохранение, всеобщей диспансеризации населения, создание условий для массового занятия физической культурой и спортом. Для этого потребуются самые серьезные, системные изменения и в организации медицинской помощи, и в техническом перевооружении медицинских организаций, и в качественном изменении кадрового потенциала здравоохранения.

Необходимо перейти и к новому этапу региональной политики, направленному на обеспечение не формального, а фактического равноправия субъектов Российской Федерации, позволяющего не только Федерации, но и каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и диверсификации экономики территорий.

7 Вишневский А.С. Оценка социальной ориентации экономики в контексте государственной региональной политики Украины // Аге Administrandi, 2013, № 3, С. 58.

Список литературы:

1. Антипова Т.В. Мониторинг расходов федерального бюджета // Управленческий учет. - 2008. - № 4.

2. Вишневский А.С. Оценка социальной ориентации экономики в контексте государственной региональной политики Украины // Ars Administrandi. - 2013. - № 3, С. 58.

3. Проект Федерального закона N 143912-6 "О государственном стратегическом планировании".

4. Распоряжение Правительства РФ от 04.03.2013 N 293-р <Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами">

5. Combating Corruption and Bribery in APEC: Promoting Open Governance and Transparency Vital to Regional Economic Growth and Foreign Direct Investment State Department Documents / FIND. (May 30, 2012).

6. Kaufmann. Rethinking Governance. Empirical Lessons Challenge Orthodoxy. World Bank, 2003.

7. Klein C., Price R., Worgotter A. Improving the Fiscal Framework to Enhance Growth in an Era of Fiscal Consolidation in Slovakia. OECD Economic Department Working Papers 1018. (Jan 29, 2013).

Reference list:

1. Combating Corruption and Bribery in APEC: Promoting Open Governance and Transparency Vital to Regional Economic Growth and Foreign Direct Investment State Department Documents / FIND. (May 30, 2012).

2. Kaufmann. Rethinking Governance. Empirical Lessons Challenge Orthodoxy. World Bank, 2003.

3. Klein C., Price R., Worgotter A. Improving the Fiscal Framework to Enhance Growth in an Era of Fiscal Consolidation in Slovakia. OECD Economic Department Working Papers 1018. (Jan 29, 2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.