КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Моник де Сен Мартен ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПРЕВОСХОДСТВА*
Представители французской аристократии, уверенные в незыблемости своего положения, важности семьи, имени и титула, обладающие достаточным капиталом, который передавался по наследству, относились к школе, особенно государственной, с большим недоверием. Семья и род полностью контролировали воспитательный процесс.
Вплоть до Второй мировой войны воспитание детей аристократов в раннем возрасте доверялось по большей части гувернанткам, английским или ирландским няням, затем австрийским или французским учительницам и было четко ориентировано на обучение светским навыкам - манере держать себя, здороваться, говорить и отвечать каждому в соответствии с его рангом, способности надлежащим образом нести свой знатный титул и распоряжаться унаследованным капиталом. Представители этого класса должны были помнить все имена, титулы, звания, при помощи которых они должны обращаться к людям. При этом важнее всего для молодого аристократа было научиться вести себя при любых обстоятельствах «естественно», уметь соблюдать правила либо, наоборот, нарушать их с естественным видом. Сдержанность и скромность, умение говорить и отвечать, а еще важнее - умение молчать и не задавать неуместных вопросов, задавая лишь те, что следует - всему этому уделялось внимания тем больше, чем выше было положение, занимаемое в пространстве знати. То есть для
* Де Сен Мартен М. Воспитание чувства превосходства // Логос. - М., 2013. -№ 1(91). - С. 187-217.
старшего сына они были важнее, чем для младшего, для герцога -важнее, чем для графа, и т.д.
С самого раннего возраста дети высших классов эти навыки традиционно усваивали не по учебникам хороших манер или сборникам эпистолярного жанра, но на личном примере старших, что создавало иллюзию врожденного качества.
Распорядок дня у детей и подростков был очень плотный: уроки чтения, письма, счета, катехизиса, музыки, рисования или вышивки, физические упражнения, прогулки в избранных местах, светские визиты, игры не оставляли свободного времени; дети находились под постоянным контролем. Расписание выполнялось с абсолютной точностью и почти никогда не менялось, что также способствовало освоению светских манер. Будучи суровым и строгим, такое воспитание не исключало, однако, периодов свободного времени и отдыха, в основном в доме бабушек и дедушек. Для детей устраивались чаепития, балы, приемы, визиты.
Во время прогулок со взрослыми дети получали практические знания об управлении хозяйством, о садоводстве, банковском деле и т.д. Но приобщение детей к различным практикам было также направлено не столько на получение знаний, сколько на выработку умения выдерживать свою роль в обществе, которая для каждого была заранее определена.
Большое значение в аристократической среде придавалось религиозному воспитанию. Подготовка больших церемоний, участие в мессах, паломничествах, крестных ходах особенно поощрялись среди девочек. Однако по сути целью всех религиозных мероприятий опять же являлось скорое усвоение светской религиозной культуры, вписанной в телесные практики, и автоматическое чтение молитв, чем духовного опыта. Такое религиозное воспитание до сих пор сохраняет свое значение для представителей провинциального дворянства Франции.
Домашнее воспитание для подросших юношей аристократов сменялось так называемыми академиями, предлагавшими план обучения, воплощающий нечто среднее между «дворянским невежеством» и «коллежской наукой». Обучение в академиях, где большое внимание уделялось физическим упражнениям и знаниям, непосредственно готовящим к «ремеслу» дворянина, которого нельзя было бы спутать с буржуа, вполне отвечало ожиданиям дворянства. 210
Со временем воспитание аристократических навыков теряет свою первостепенную роль в воспитании молодых поколений. Эта тенденция раньше других затронула старинное «дворянство мантии» (дворянство, ведущее свои родословные со времен Крестовых походов и даже раньше. - Прим. реф.) и парижской аристократии, немного позднее - старинное «дворянство шпаги» (дворяне, получившие титул от короля за гражданскую службу. - Прим. реф.) и дворянские семьи в провинции. Отчасти это связано со все возрастающей необходимостью приобретения профессии, что не распространялось на девушек, принадлежавших к наиболее консервативной части дворянства.
Обучение манерам и правилам вежливости, воспитание вкуса происходит теперь менее церемонным и явным образом и не так строго. Вне семьи социализация ребенка может принимать все более разнообразные формы. При этом жизнь в аристократической среде по-прежнему дает примеры того, что принято делать, а что нет. Семейное воспитание по-прежнему остается главным источником воспитания чувства отличия и веры в это отличие, якобы отделяющее их от других.
Но уже в XVII в. бурный рост переживают колледжи, появившиеся с конца XV в. по инициативе «братьев общей жизни», университетских реформаторов, иезуитов и протестантов. А в 17601770-х годах после изгнания иезуитов при наиболее престижных колледжах открываются пансионы, принимающие наряду с сыновьями дворян и офицеров значительное число детей чиновников и представителей либеральных профессий. Поначалу дворяне не торопятся отправлять в эти заведения своих сыновей, по-прежнему отдавая предпочтение академиям. Однако со временем все большее число детей аристократов будут поступать в колледжи, успех которых растет вследствие улучшения качества образования.
В отличие от мальчиков, девочки еще долгое время продолжали получать исключительно домашнее воспитание, в том числе в отроческие годы. Однако с конца XVI в. некоторые религиозные братства начинают открывать школы, предназначенные для дочерей дворян. В XIX в. образовательные конгрегации переживают эпоху расцвета, их число увеличивается до 400. Но при этом между различными монастырями и пансионами всегда существовала четкая иерархия: например, монахини и ученицы из Сакре-Кёр имели в основном аристократическое происхождение, в то время
как в Уазо дочери аристократов учились с дочерьми крупных буржуа. Эти учреждения разнились также методами воспитания и стилем отношений между монахинями и ученицами. Так, в Сакре-Кёр акцент делался на формировании «сильных женщин», отличающихся развитым чувством долга, самообладанием, умеющих справляться с любой ситуацией и держаться в обществе, в то время как в Уазо усилиями монахинь и учительниц семейные ценности и простота культивируются в обстановке менее суровой, но и менее аристократической.
Эти частные школы, характеризующиеся большой социальной однородностью, в действительности поощряли развитие эндогамии: относительно большое число их учениц выходили замуж за братьев или кузенов своих одноклассниц. И хотя уже долгое время не существует таких частных школ, где большинство учеников имели бы аристократическое происхождение, дворянские семьи до сих пор отдают предпочтение таким заведениям, как Уазо, Любек, Ла Тур, Сент-Мари, ле Сакре-Кёр, способствующим укреплению чувства принадлежности к привилегированной группе.
До недавнего времени французская аристократия сторонилась системы государственного образования (за исключением лицеев), относясь к нему с недоверием и даже враждебностью. Однако игнорировать систему государственного образования становилось все сложнее - наличие государственных дипломов при устройстве на работу стало требоваться все чаще, а сами семьи беднели. В связи с этим произошел переход от преимущественно семейного способа воспроизводства к способу воспроизводства, в котором доминирует школа.
Исходя из данных статистики, можно сделать вывод, что большинство наследников дворянских семей в настоящее время посещают высшие школы и факультеты, дающие, скорее, поливалентное и широкое, нежели специализированное, образование. Молодых аристократов особенно привлекают наиболее общие предметы или же те, что связаны с искусством подать себя, быть в обществе, управлять и заведовать людьми и материальными ценностями. Среди этой категории молодежи наблюдается неуклонный рост интереса к Национальной школе управления. Именно там оказались в полной мере востребованы их качества и благородные манеры. Выпускникам этого заведения открывается дорога
не только в дипломатию, но также в высшие органы власти, министерские кабинеты, престижные администрации.
Начиная с 1960-х годов постоянно организуются новые вузы, также предназначающиеся для молодых аристократов, менее престижные, чем Национальная школа управления, однако не лишенные социальной ценности. Они в основном специализируются в управлении, маркетинге, рекламе, связях с общественностью.
Несмотря на то что дети аристократов все чаще поступают в вузы, это не означает, что они всерьез заинтересованы в получении образования. Как правило, они небрежно относятся к учебе и часто ее бросают. При этом они бравируют своим нерадивым отношением к занятиям. Среди лауреатов Национального конкурса практически нет учеников, которые имели бы знатное происхождение. Молодые аристократы, посещающие престижные вузы, как правило, ожидают от своего обучения получения общего образования, а также степени, которая легитимировала бы «естественные» качества, полученные ими в наследство от семьи и в ней культивируемые.
Т.А. Фетисова