Научная статья на тему 'МОНГОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ ЭРДЭНИ-ДЗУ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛЕВОЙ ЭКСПЕДИЦИИ)'

МОНГОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ ЭРДЭНИ-ДЗУ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛЕВОЙ ЭКСПЕДИЦИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭРДЭНИ-ДЗУ / ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ / АБАТАЙ-ХАН / АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ванчикова Ц.П., Цыренова Н.Д.

Рассматривается история Эрдэни-дзу - первого стационарного буддийского монастыря Монголии, основанного в 1585-1586 годах, уделено внимание его современному состоянию. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью истории отдельных монастырей, игравших важную роль в распространении буддизма, к каковым относится Эрдэни-дзу, который был образцом для других монгольских монастырей и имел культурообразующее значение в этнической истории народа. Новизна исследования видится в выводе, что первые монахи - тибетские ламы, принадлежавшие к сакьяпинской школе, способствовали монгольским ламам в изучении и освоении всей полноты и целостности буддистской богословской традиции. Они оказывали поддержку созданию собственно монгольской монашеской общины - сангхи, что вплоть до закрытия, монастырь Эрдэни-дзу был одним из религиозных, культурных и экономических центров Халха-Монголии. Сообщается, что в 30-е годы XX века монастырь был закрыт, в 1944 году взят под охрану государства, в 1947 году преобразован в музей. Согласно полевым данным, полученным авторами в 2022 году, он один из наиболее активно посещаемых туристических центров, продолжает оставаться одним из основных факторов сохранения культурного наследия монгольского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONGOLIAN MONASTERY ERDENI-ZU: HISTORY AND MODERNITY (RESULTS OF AN EXPEDITION)

The history of Erdeni-dzu, the first stationary Buddhist monastery in Mongolia, founded in 1585-1586, is considered, and attention is paid to its current state. The relevance of the study is due to insufficient knowledge of the history of individual monasteries that played an important role in the spread of Buddhism, which include Erdeni-dzu, which was a model for other Mongolian monasteries and had a cultural significance in the ethnic history of the people. The novelty of the study is seen in the conclusion that the first monks - Tibetan lamas, who belonged to the Sakyapa school, contributed to the Mongolian lamas in the study and development of the fullness and integrity of the Buddhist theological tradition. They supported the creation of the actual Mongolian monastic community - the sangha, which, until the closure, the Erdeni-dzu monastery was one of the religious, cultural and economic centers of Khalkha-Mongolia. It is reported that in the 30s of the XX century the monastery was closed, in 1944 it was taken under state protection, in 1947 it was transformed into a museum. According to field data obtained by the authors in 2022, it is one of the most actively visited tourist centers and continues to be one of the main factors in the preservation of the cultural heritage of the Mongolian people.

Текст научной работы на тему «МОНГОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ ЭРДЭНИ-ДЗУ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛЕВОЙ ЭКСПЕДИЦИИ)»



ВанниковаЦ. П. Монгольский монастырь Эрдэни-дзу : история и современность (результаты полевой экспедиции) / Ц. П. Ванчикова, Н. Д. Цыренова // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 1. — С. 297—310. — DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-1-297-310.

Vanchikova, Ts. P., Tsyrenova, N. D. (2023). Mongolian Monastery Erdeni-zu: History and Modernity (Results of an Expedition). Nauchnyi dialog, 12 (1): 297-310. DOI: 10.24224/22271295-2023-12-1-297-310. (In Russ.).

web of science ERIHJUk

L L R I С H 'S PERIODIC AIS DIRECTORY...

_

Журнал включен в Перечень ВАК

DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-1-297-310

Монгольский монастырь Mongolian Monastery

Эрдэни-дзу: история Erdeni-zu: History and

и современность Modernity (Results

(результаты of an Expedition)

полевой экспедиции)

Ванчикова Цымжит Пурбуевна Tsymzhit P. Vanchikova

orcid.org/0000-0002-1381-6186 orcid.org/0000-0002-1381-6186

доктор исторических наук, Doctor of History,

главный научный сотрудник, Chief Researcher,

Центр восточных рукописей Center of Oriental Manuscripts

и ксилографов and Xylographs

vanchikova ts@mail.ru vanchikova ts@mail.ru

Цыренова Номинь Дондоковна Nomin D. Tsyrenova

orcid.org/0000-0001-9578-5493 orcid.org/0000-0001-9578-5493

младший научный сотрудник, аспирант, Junior Researcher, Post-graduate Student,

лаборатория «Центр переводов Laboratory "Oriental Languages

с восточных языков» Translation Center"

nomin n@mail.ru nomin n@mail.ru

Институт монголоведения, буддологии The Institute for Mongolian, Buddhist and

и тибетологии Сибирского отделения Tibetan Studies of the Siberian Branch

Российской академии наук of the Russian Academy of Sciences

(Улан-Удэ, Россия) (Ulan-Ude, Russia)

Благодарности: Acknowledgments:

Публикация подготовлена The study is supported

в рамках реализации проекта by Russian Science Foundation,

РНФ № 22-18-20001 project number 22-18-20001

«Бурятские буддисты-паломники "Buryat Buddhist pilgrims

по святым местам Тибета: to the holy places of Tibet:

историко-культурный атлас» a historical and cultural atlas"

© Ванчикова Ц. П., Цыренова Н. Д., 2023

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ Аннотация:

Рассматривается история Эрдэни-дзу — первого стационарного буддийского монастыря Монголии, основанного в 1585—1586 годах, уделено внимание его современному состоянию. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью истории отдельных монастырей, игравших важную роль в распространении буддизма, к каковым относится Эрдэни-дзу, который был образцом для других монгольских монастырей и имел культурообразующее значение в этнической истории народа. Новизна исследования видится в выводе, что первые монахи — тибетские ламы, принадлежавшие к сакьяпинской школе, способствовали монгольским ламам в изучении и освоении всей полноты и целостности буддистской богословской традиции. Они оказывали поддержку созданию собственно монгольской монашеской общины — сангхи, что вплоть до закрытия, монастырь Эрдэни-дзу был одним из религиозных, культурных и экономических центров Халха-Монголии. Сообщается, что в 30-е годы XX века монастырь был закрыт, в 1944 году взят под охрану государства, в 1947 году преобразован в музей. Согласно полевым данным, полученным авторами в 2022 году, он один из наиболее активно посещаемых туристических центров, продолжает оставаться одним из основных факторов сохранения культурного наследия монгольского народа.

Ключевые слова:

Эрдэни-дзу; история монастыря; Абатай-хан; архитектура.

ORIGINAL ARTICLES

Abstract:

The history of Erdeni-dzu, the first stationary Buddhist monastery in Mongolia, founded in 1585—1586, is considered, and attention is paid to its current state. The relevance of the study is due to insufficient knowledge of the history of individual monasteries that played an important role in the spread of Buddhism, which include Erdeni-dzu, which was a model for other Mongolian monasteries and had a cultural significance in the ethnic history of the people. The novelty of the study is seen in the conclusion that the first monks — Tibetan lamas, who belonged to the Sakyapa school, contributed to the Mongolian lamas in the study and development of the fullness and integrity of the Buddhist theological tradition. They supported the creation of the actual Mongolian monastic community — the sang-ha, which, until the closure, the Erdeni-dzu monastery was one of the religious, cultural and economic centers of Khalkha-Mongolia. It is reported that in the 30s of the XX century the monastery was closed, in 1944 it was taken under state protection, in 1947 it was transformed into a museum. According to field data obtained by the authors in 2022, it is one of the most actively visited tourist centers and continues to be one of the main factors in the preservation of the cultural heritage of the Mongolian people.

Key words:

Erdeni-zu; the history of the monastery; Abatai Khan; architecture.

•9

OPEN ACLESi

УДК 27-523(517.3)"1586/2022"

Монгольский монастырь Эрдэни-дзу:

история и современность (результаты полевой экспедиции)

© Ванникова Ц. П., Цыренова Н. Д., 2023

1. Введение = Introduction

Богатая история и культура буддизма в Монголии издавна привлекают внимание отечественных и зарубежных исследователей. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью истории отдельных монгольских монастырей, игравших важную роль в распространении буддизма, к ним относится Эрдэни-дзу. Реконструкция историко-культурной региональной специфики монастыря Эрдэни-дзу в некоторой степени позволит восполнить отдельные пробелы в истории становления и формирования буддийской религиозно-политической традиции в Монголии. Монастырь Эрдэни-дзу является старейшим и наиболее почитаемым в истории Халха-Монголии стационарным буддийским монастырем. Он был построен в Убурхангайском аймаке как родовой монастырь династии Тушэту-ханов.

Создание монастыря Эрдэни-дзу было обусловлено стремлением Аба -тай-хана укрепить свой религиозно-политический статус среди остальных монгольских ханов. Для этого Далай-лама III направил туда по просьбе Абатай-хана тибетских лам буддийской школы сакья, а именно: Лодой-Нямбуу Гоми-Нансо, Самло-Нансо и Шидэту-гавжу. Строительство монастыря началось после встречи Абатай-хана с Далай-ламой в южномонгольском городе Хух-хото в 1577 году. Поэтому в историографии принято считать, что буддизм начал свое развитие в Монголии именно в этом году. Автор «Эрдэнийн эрихэ» отмечает, что «также Далай-лама объявил Абатай-хана хубилганом Очирвани и присвоил ему звание Очирай-Бату-Тушэту-сайн-хан» [Галдан, 2012, с. 199].

2. Материал, методы, обзор = Material, Methods, Review

История изучения монастыря Эрдэни-дзу в отечественном монголоведении восходит к концу XIX века. Так, в дореволюционный период изучением монастыря Эрдэни-дзу занимались отечественные монголоведы А. М. Позд-неев [Позднеев, 1887; 1898], В. Л. Котвич [Котвич, 1918; Bareja-Starzynska, 2012], П. К. Козлов [Козлов, 1949]. Из трудов современных исследователей необходимо отметить работы С. В. Киселева [ Киселев и др., 1965] и В. Н. Ткачева [Ткачев, 1979]. Важный вклад в изучение истории монастыря внесла А. Д. Цендина, современный российский монголовед [Цендина, 1999], кото-

рая выполнила и опубликовала перевод сочинения «История Эрдэни-дзу» со старописьменного монгольского на русский язык с обстоятельным анализом и факсимиле публикуемого списка памятника, подробными комментариями и справочным аппаратом. Особо следует отметить исследования монгольских ученых. Так, например, монгольские историки С. Ичинноров и Ч. Бан-зарагч опубликовали в 2007 году монографию «Монастырь Эрдэни-дзу и хошун ТYшэту-хана» [Ичинноров и др., 2007]. В 2005 году Н. Хатанбаатар совместно с Е. Найгал выпустили книгу под названием «История Эрдэни-дзу (XVI—XX)» [Хатанбаатар и др., 2005]. В 2011 году под редакцией ламы Басан-Сурэна, настоятеля монастыря Эрдэни-дзу, была издана фотолетопись монастыря Эрдэни-дзу [Баасансурэн, 2011]. В 2018 году Н. Хатан-Батар опубликовал две работы: в монографии «История Эрдэни-дзу» им выполнен комментированный перевод с классической монгольской письменности на современный монгольский язык одного из летописных списков «История Эрдэни-дзу» с транслитерацией и исследовательским предисловием [Хатанбаатар, 2018б]. Во второй монографии «Ламы монгольских монастырей» автором детально рассмотрены вопросы истории монастыря, его административного устройства, приведены биографические сведения о линии преемственности его настоятелей, об основных религиозных службах [Хатанбаатар, 2018а].

Источниковой базой нашего исследования явились монгольские исторические сочинения, сведения путевых дневников ученых и предварительные результаты краткой экспедиции, совершенной авторами статьи в 2022 году. Основными источниками для статьи были летописи на старомонгольской письменности «История Эрдэни-дзу» (1803; в эру правления Цзяцин (1797—1820) императора Айсинь Цзюэло Юнь Янь) и «Эрдэнийн эрихэ» (является обширным летописным сводом и охватывает события монгольской истории с XII до середины Х1Х века [Галдан, 2012]), а именно — «Драгоценные чётки» (1842; в эру правления Даогуан (1721—1850) императора Айсинь Цзюэло Мянь Нин). Автором первого сочинения был седьмой настоятель монастыря Эрдэни-дзу по имени Дагва-Даржаа (1734—1803). Второе сочинение было создано выдающимся монгольским летописцем XIX века Галдан-туслагчи (ок. 1795 — после 1879). Для раздела о современном состоянии и статусе монастыря были использованы материалы полевых записей, опроса информантов — монахов монастыря, собранные авторами в августе 2022 года. Результаты полевых материалов авторов статьи способствовали раскрытию традиционной монастырской системы Монголии в исторической ретроспективе, показали, как монашество и монастырь восстанавливают свои социальные функции в обществе и начинают играть существенную роль в духовной жизни монгольского общества.

В процессе исследования авторы использовали метод историко--топографического анализа священных объектов монастыря, метод включенного наблюдения, сравнительно-исторический метод, историко-биографиче-ский метод, а также источниковедческие методы. В совокупности данные методы позволили выполнить реконструкцию истории формирования и развития исследуемого монастырского комплекса.

3. Результаты и обсуждение = Results and Discussion

3.1. История монастыря Эрдэни-дзу

История монастыря Эрдэни-дзу, первого буддистского стационарного монастыря в Северной Монголии, вплотную связана с историей буддизма в Халха-Монголии, с историей его распространения среди монголов и с именем Абатай-хана (1554—1588). Создание монастыря Эрдэни-дзу, родового монастыря Тушэту-ханов, было обусловлено стремлением Аба-тай-хана укрепить свой политический статус среди остальных монгольских ханов с помощью тибетских иерархов буддизма и буддийского учения. Согласно данным монгольских исторических источников («История Эрдэни-дзу», «Эрдэнийн эрихэ» и др.), его строительство было завершено в средний летний месяц года красной собаки (1586 год) Абатай-ханом (1554—1588)1 в долине реки Орхон на южном склоне Хангайских гор, к югу от развалин Каракорума (монг. Хархорин) — ранней монгольской столицы, построенной Угэдэй-хаганом и разрушенной в 1380 году [Mat-sukawa, 2011, с. 30—31]. При возведении Эрдэни-дзу были использованы в качестве строительного материалы колонны, блоки, камни и кирпичи, собранные среди развалин Каракорума. Поэтому в монастыре сохранились исторические и культурные памятники того времени.

Первое название монастырю на монгольском языке «Эрдэни-дзу» — «Храм драгоценного Будды» было дано Абатай-ханом в честь статуи Будды в которую были вложены мощи Шакьямуни, подаренные Далай-ламой III (1543—1588). Официальное тибетское название монастыря Лхундубдэ-ченлинг («Место самовозникшего блаженства») было пожаловано Далай-ламой III при его освящении. Обряд большого освящения монастыря был проведен в 1587 году посланными Далай-ламой III семью тибетскими са-кьяскими ламами под руководством Лодой-Нямбуу (Гоми-Нансо). Позднее Далай-лама III отправил в монастырь ламу-гелугпинца Шиддиту-Гуши-цор-

1 Абатай-хан (правнук Великого хана Монгольской империи Даян-хана, внук Гэрэсэндзэ) был правителем Тушэту-ханского аймака; известен как один из самых влиятельных ханов Северной Монголии (Халха), пытавшийся восстановить былую славу Юаньской империи, прославился как ревностный покровитель буддизма в своем аймаке. Абатай-хан был первым из местных ханов, кто провозгласил буддизм (школа сакья) государственной религией.

джи из Хух-хото, назначив его первым настоятелем (цорджи) Эрдэни-дзу [Цендина, 1999, с. 67—68]. Итак, в монастыре в его начальный период истории первыми ламами были тибетские монахи красношапочной школы, принадлежавшие к сакьяпинской буддистской традиции, по мере расширения и укрепления монастыря тибетских лам постепенно заменили монгольские ламы-гелугпинцы. Этот процесс начался только после возвращения Ундур-гэгэна Дзанабадзара с 1658 года после встречи с Далай-ламой V

Поскольку первый Джебдзун-Дамба-хутукта Ундур-гэгэн Дзанабадзар неоднократно посещал Эрдэни-дзу, то прибывшие вместе с ним в Монголию тибетские ламы школы гелуг, а также Далай-лама V 1 и Панчен-лама IV 2, убедили его не сближаться с сакьяскими ламами и не жить в монастыре, в котором доминировали ламы-сакьяпинцы. Поэтому в 1648 году3 халха-ские ламы и знать специально для Ундур-гэгэна возвели новый храм — Тувхин-хийд4, расположенный неподалеку от Эрдэни-дзу.

Следует отметить, что на начальном этапе распространения буддизма в Монголии роль тибетских лам была значительной, так как они способствовали монгольским ламам в изучении и освоении всей полноты и целостности буддистской богословской традиции, созданию первой собственно монгольской монашеской общины — сангхи.

С самого начала своей истории монастырь Эрдэни-дзу стал играть важную, центральную роль в системе сакральной географии монголов. Он оставался таковым вплоть до оседания ставки Тушету-хана и Богдо-гэгэ-нов в 1778 году на месте современной столицы Монголии — Улан-Батора, ставшей резиденцией Тушэту-ханов и всех последующих Богдо-гэгэнов, получившей название Урга (монг. «Ставка» или «Дворец»), которая быстро превратилась в новый политический, экономический и религиозный центр Халха-Монголии.

Три основных монастырских храма Эрдэни-дзу были возведены на личные средства Абатай-хана. Они посвящены трем периодам жизни Будды (юности, моменту поворота колеса учения и его преклонным годам). В последующие годы в строительстве принимали участие и потомки Аба-тая. В эру правления Цяньлун (1736—1796) императора Айсинь Цзюэло Хун Ли Тушэту-хан Чахун-Доржи и гун Тушэту-ханского аймака по име-

1 Далай-лама V (годы жизни 1617—1682 годы, годы правления 1642—1682 годы).

2 Панчен-лама IV (годы жизни 1570—1662 годы, годы правления 1645—1662 годы).

3 В эру правления (1644—1661) Шуньчжи императора Айсинь Цзюэло Фу Линя.

4 Монг. Тевхен хийд расположен на территории современного Бат-Улзий сомона Убурхан-гайского аймака в одном из живописнейших мест Монголии. Был основан в 1653 году в качестве места для медитации Ундур-гэгэна на склонах горы Шивээт. В 1773 году был восстановлен и в память о Богдо-гэгэне был построен новый храм, в котором стали проводиться богослужения [Ванчикова, 2019, с. 213].

ни Содномчоймбол построили одноэтажные храмы Цамба (1675) и Аюши (1771). Первоначально основные постройки Эрдэни-дзу были деревянными и сырцовыми. Активное строительство в нем началось в XVII веке и продолжалось до середины XIX века. Строили его в основном монгольские строители, в начальный период строительством руководил монгол по имени Манзушири.

В монастыре Эрдэни-дзу прослеживаются несколько архитектурных стилей — монгольский, тибетский и китайский. Территория монастыря размером 400х400 м была огорожена квадратной каменной стеной, соединенной 108 субурганами, на каждой стороне стены расположены 25 ступ-субурганов, а по углам — по 2 субургана. Эти субурганы воздвигались на протяжении нескольких десятилетий на пожертвования людей в честь знаменательных исторических событий или в качестве мемориальных сооружений для захоронения государственных или религиозных деятелей. Так, в 1674 году в эру правления третьего цинского императора Канси (эра правления 1662—1722) третий настоятель монастыря лама Ачиту цоржи Лувсан-Одсар возвел ступу для реликвий матери Ундур-гэгэна Ханд-Жамцо. Данный субурган стал первой из 108 ступ, расположенных в кирпичных стенах, опоясывающих территорию монастыря. В этих стенах с каждой стороны были устроены по четверо больших и малых ворот, средства на строительство которых были пожертвованы Джебдзун-Дамба-хутуктой IV в ознаменование его паломнической поездки в Тибет. В своей работе «Монголия и монголы» А. М. Позднеев, проанализировав текст надписей, обнаруженных им на 56 субурганах, сообщает, что они были написаны по одному образцу и различаются между собою лишь названиями самих субурганов и именами тех, кто их возвел [Позднеев, 1896, с. 440]. В 1743 году в монастыре был построен храм, посвященный Будде Шакья-муни, в котором была возведена знаменитая статуя Будды, содержащая, по легенде, часть его мощей, подаренных Далай-ламой III.

В XVII — первой половине XVIII веков Эрдэни-дзу был крупным религиозным и экономическим центром Халха-Монголии, а также влиятельным центром распространения буддизма. В период наибольшего расцвета монастыря в нем проживало до 1000 лам. Его основные архитектурные сооружения являлись образцами для строительства других монгольских монастырей, а его хуралы и ритуалы были известны по всей Монголии. Это относится и к тибето-буддийской мистерии цам, которая впервые начала проводиться в Эрдэни-дзу в 1780-х годах [Ваге]а-81аг7ушка, 2012]. Церемония цам впервые была подготовлена и организована в 1786 году номчи-цорджи-ламой Дагва-Даржа, с тех пор она проводилась ежегодно. А церемония круговращения Майтреи была едва ли не самой масштабной

из всех проводимых в монгольских монастырях [Позднеев, 1898, с. 458; Хатанбаатар, 2005, с. 94]. В 1871 году в монастыре был учрежден факультет тантры (джуд), философский факультет (цанид — 1879 год), астрологический факультет (1901 год), Лавран (1786 год) и Даданчойлин (1880 год) [Хатанбаатар, 2005, с. 60]. Как видно из перечня факультетов, в Эрдэни-дзу не было медицинского факультета.

Первым настоятелем монастыря Эрдэни-дзу, как было сказано выше, стал ученый лама Шиддиту(Ширеету)-Гуши-Цорджи. Вторым настоятелем был лама Санжа-Даша, третьим — Лувсан-Одсар, четвертым — Лув-сан-Данзан, пятым — Лувсан-Ванчин, шестым — Лувсан-Цэдэн. Седьмой настоятель по имени Лувсан-Дагваа-Дарджаа (1734—1803) был широко известен в Монголии как автор сочинения «История Эрдэни-дзу» и многих богословских сочинений, он основал в Эрдэни-дзу и в монастыре Тувхин-хийд несколько храмов. Его собрание сочинений (сумбум) насчитывает 30 томов. Восьмым настоятелем был Ишчултэм-Пунцаг. Девятый настоятель по имени Гончик-Жанцан был арестован монгольскими властями в 1937 году в возрасте 87 лет [Хатанбаатар, 2018, с. 110—123].

За период своего существования в Эрдэни-дзу были накоплены многочисленные скульптурные, живописные изображения буддийских божеств и шедевры прикладного искусства, которые являются уникальными историческими и культурными памятниками монгольской духовной культуры. В период борьбы монгольских княжеств с цинско-маньчжурскими войсками монастырь подвергся значительным разрушениям и потому начал утрачивать свой высокий статус религиозного и экономического центра Халха-Монголии, постепенно терять свое значение. По мере расширения и усиления роли ургинского монастыря Их-хурэ этот статус религиозного центра Монголии переходит к нему.

3.2. Устройство и архитектура монастыря Эрдэни-дзу

Монастырь расположен на правом берегу р. Орхон, в 370 км к западу от Улан-Батора, в Убурхангайском аймаке (сомоне Хархорин). Архитектурный комплекс Эрдэни-дзу состоит из трех центральных двухэтажных храмов (монг. Гурван зуу). Они построены на беломраморных фундаментах и расположены на одной линии север — юг, с парадным входом, ориентированным на восток. Средний из трех храмов (наиболее ранний) называется Центральным или Главным (Гол сумэ или Их-дзу), левый храм — Зуун-дзу и правый храм — Баруун-дзу были построены позже. Примечательно, что все три храма были построены без гвоздей. Год постройки центрального храма подтверждается надписью на деревянных стенах Гол сумэ на монгольском и китайском языках [Хатанбаатар, 2018, с. 34]. В Центральном храме находятся скульптуры божеств Лхамо и Гомбогуру, являющихся основными

хранителями Эрдэни-дзу. От монастырского ламы Чулуун-Доржийн Гонго-ра мы записали легенду, повествующую об истории появления в Эрдэни-дзу статуи божества Гомбогуру. Согласно легенде, монгольские буддисты перевозили статую Алтан-Очирвани (Золотого Ваджрапани) из Тибета в Монголию. Перед отправлением тибетские ламы сказали, что во время пути статую нельзя ставить на землю, в противном случае она останется на том же месте навсегда. Однако в пути монголы все же поставили статую на землю и потом не смогли её сдвинуть с места. Чтобы продолжить путь, они отделили верхнюю часть статуи, и из нее выпала малая статуя Гомбогуру. Таким образом, в монастыре Эрдэни-дзу оказались две статуи — Золотого Очирвани и Гомбогуру. Поэтому в настоящее время 25 числа каждого лунного месяца в Эрдэни-дзу проводится молебен в честь Гомбогуру.

На втором этаже центрального храма, куда не пускают туристов, хранится танка «Тысяча Будд благих времен» (монг. Сайн Цагийн Мянган Бурхан), на стене находится старинная надпись, на которой указана точная дата основания монастыря Эрдэни-дзу — 15 числа среднего летнего месяца 1586 года.

Одноэтажные храмы Цамба (1675) и Аюши (1771) построены Тушэту-ханом Чахун-Доржи и гуном Содном-Чоймболом Тушэту-ханского аймака. Они расположены симметрично по обе стороны двух крайних храмов (Зуун-дзу и Баруун-дзу). В каждом из одноэтажных храмов имеются по три раздельные комнаты с отдельными входными дверями, каждая комната служила помещением для четырех лам, уходящих в ретрит. В этих трех и других храмовых зданиях (Лавран, Джанрайсиг1, Нархажид и др.) сохранились уникальные скульптуры, изготовленные самим Ундур-гэгэном, его учениками и другими мастерами, разнообразные культовые предметы и произведения религиозного искусства, каменные стелы с надписями на восточных языках.

На территории самого монастыря перед его тремя главными храмами расположены ступы, в которых находился прах Абатай-хана, умершего в 1588 году, и его сына Тушэту-хана Гомбо-Доржи. Поскольку монастырь возводился преимущественно на личные средства Абатай-хана и его сына, то его стали называть родовым монастырем Тушэту-ханов. В центре монастыря находится вымощенная каменными плитами площадка размером в 45 м, называемая «Площадкой счастья и благоденствия». Согласно преданию, на ней стояла юрта Абатай-хана, а в 1658 году на ней была установлена большая деревянная юрта «Крепкое счастье» (монг. Бат влзий), предназначенная для все-халхаских сеймов князей. Перед площадкой на-

1 Построен в 1803 году.

ходилось небольшое озеро, от которого сохранилась только неглубокая котловина. Первые сто лет существования монастырь Эрдэни-дзу служил родовым монастырем Тушэту-ханов.

На протяжении всей своей истории монастырь постоянно перестраивался, расширялся, старые здания ремонтировались или реставрировались, деревянные кровли и некоторые стены построек были заменены кирпичами и черепицей. В 1872 году (в эру правления Тунчжи (1861—1875) императора Айсинь Цзюэло Цзай Чуня) монастырь, по архивным данным, насчитывал 62 больших и малых храмовых зданий, около 500 разных религиозных построек и более 1000 лам, проживавших в 6 аймаках. В конце XIX — начале XX веков в монастыре Эрдэни-дзу насчитывались 6 аймаков, а именно: Сумчин, Дамбаравжалин, Лавран, Дашчойлин, Даржагомон, Жанчивлан. Аймаки территориально разделялись по хошунам [Хатанбаа-тар, 2018, с. 124]. Полторы тысячи лам жили в пределах монастырского комплекса, во внутреннем дворе, в небольших домах или юртах. За монастырскими стенами проживало около 500 семей, их жизнь и доходы были связаны с обслуживанием жизнедеятельности монастыря и лам, а также многочисленных паломников и торговцев. К началу XX века монастырь Эрдэни-дзу утрачивает статус главного центра буддийской культуры и становится периферийным провинциальным монастырем.

3.3. Современная история монастыря Эрдэни-дзу

В 1930 году монастырь Эрдэни-дзу подвергся разрушению и был закрыт, а его ламы были репрессированы, тогда количество лам насчитывало около 500. В 1944 году монастырь и его уцелевшие ценности были взяты под охрану государства. В 1947 году он преобразован в исторический музей. На протяжении последующих лет в нем регулярно проводились реставрационные работы, в 1965 году ему присвоен статус Государственного музея истории религии. К настоящему времени сохранились 18 зданий, в том числе три храма (основной, двухэтажный Их-дзу, правый — Баруун-дзу и левый — Дзуун-дзу), построенный в тибетском стиле храм Лавран, объединивший в 1784 году три небольших храма в честь Махакалы, Манла и Гомбогуру, а также малые строения и объекты (ступу Боддхи-субурган, храм Цамба, Аюши, Ригсумгомба, Номун-хана, Далай-ламы, руины цог-чен-дугана, здание администрации музея, Жанрайсига и др.).

С начала демократических преобразований в 1990-е годы 17 бывших лам возобновили религиозные службы в храме Лавран. В эти же годы было создано небольшое буддийское училище, названное в честь Дзанабазара. Обучение включает не только предметы буддийской образовательной программы, но также и светские дисциплины. Весь храмовый комплекс входит в государственный реестр музейных учреждений Монголии и нахо-

дится под охраной государства, кроме храма Лавран, в котором проводятся богослужения.

В настоящее время во главе Эрдэни-дзу стоит 25-й настоятель цорджи-лама по имени Басан-Сурэн, занявший данный пост в 2004 году. Сейчас штат монастыря насчитывает более 30 монахов. Под его руководством на пожертвования местного населения и при поддержке Гималайского фонда было построено небольшое буддийское училище с общежитием на 30 человек, названное в честь Дзанабадзара.

Современный монастырский устав был принят в 1995 году, в первый год работы монастыря под началом 24-го настоятеля Нагваджамцан Дон-жи-Лодойцанбала. 23-й настоятель по имени Билдэ занимал свою должность в период с 1990 по 1995 годы. Что касается финансового обеспечения, то монастырь не получает какой-либо поддержки от государства и функционирует за счет пожертвований и от поступлений за исполнение религиозных треб населения.

Ниже приведен краткий перечень основных ежемесячных хуралов (со слов монаха Чулуун-Дорж Гонгора): 3, 4, 5 числа лунного месяца — Лавран-хурал; 8 числа лунного месяца — хурал Отоши; 14 числа лунного месяца — Найдан-чого; 15 числа лунного месяца — Самдагдорж (монг. Очирванийн Магтаал); 17 числа лунного месяца — Лхоготой Гунриг; 22 числа лунного месяца — чтение текстов Ганжура; 25 числа лунного месяца — Гонгора; 29 числа лунного месяца — Арван-хангал; 30 числа лунного месяца — Дара Эхийн мандал шива и т. д.

Примечательно, что в монастыре до сих пор существует традиционная форма оповещения лам о начале хурала. Так, в частности, горн-бурие звучит три раза, первый сигнал приглашает божества, второй — приглашает монахов, все ламы должны быть в храме до третьего сигнала. Хотя порядок проведения хуралов и носит традиционный характер, современные интернет-технологии также оказывают свое влияние. Так, например, администрация принимает электронные заказы на чтение молитв более 100 хуралов по определенной цене от 500 до 45000 тугриков. Монастырь стал крупным туристическим центром, привлекающим как туристов, так и паломников своими многочисленными реликвиями и артефактами буддийской культуры.

В настоящее время специфика монастыря Эрдэни-дзу заключается в том, что он функционирует преимущественно как туристический и му-зеефицированный объект, включающий в себя штат гидов, кафе, фотозоны с прокатом национальных костюмов, торговые сувенирные ряды и удобный паркинг. На территории монастыря религиозные службы ведутся только в храме Лавран. Тем не менее местные верующие регулярно посещают монастырь не только во время важных буддийских праздников, но и в обычные

дни. В частности, они совершают большой круг-гороо вокруг всего монастырского комплекса, имея при себе буддийские сутры с домашнего алтаря, перевязанные традиционным монгольским поясом от дэгэла за спиной.

4. Заключение = Conclusions

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение следует отметить, что, во-первых, монастырь Эрдэни-дзу, монастырь с богатой четырехсотлетней историей, органично соединил в себе традиции тибето-буддийских школ сакья и гелуг. В качестве субстрата Эрдэни-дзу выступила традиция сакья, а в качестве надстройки — школа гелуг. Это обстоятельство является важным фактором развития буддийского религиозного туризма и духовной жизни монгольского общества. Во-вторых, на современном этапе монастырь не получает государственной поддержки, но, благодаря близости к известному городу Хархорин и столичному городу Улан-Батор, Эрдэни-дзу постепенно развивается и восстанавливает монастырские традиции и свое историческое значение и тем самым вносит вклад в развитие буддийской культуры и экономики Монголии. В 2004 году в период второго срока президентства Нацагийн Багабанди (2001—2005) монастырь и обширная территория вокруг монастыря, охватывающая долину реки Орхон, получившие название «Культурный ландшафт долины реки Орхон», были включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО (2004, номер 1081). Благодаря этому событию при монастыре был открыт современный благоустроенный музей. Монастырь Эрдэни-дзу, как памятник архитектуры и культуры в целом, выходит за рамки только религиозного культа, он является важной составляющей исторического наследия монгольского народа и продолжает оставаться одним из основных факторов сохранения его культурного наследия.

Источники

1. Галдан. История монголов, именуемая «Эрдэнийн эрихи». Исследование и комментированный перевод на русский язык П. Балданжапова. Введение, подготовка к публикации, дополнения к комментариям, перевод глав 45—47 Ц. П. Ванчиковой. — Улан-Батор-Улан-Удэ : Адмон ХХК, 2012. — 442 с.

2. История Эрдэни-дзу : факсимиле рукописи / пер с монг., введ., коммент. и при-лож. А. Д. Цендиной. — Москва : Восточная литература Российской Академии Наук, 1999. — 255 с. — ISBN 5-02-018056-4.

Литература

1. Баасансурэн Х. Энх тунх Эрдэнэ зуу / Х. Баасансурэн. — Улаанбаатар : Позитив, 2011. — 216 с.

2. Ванникова Ц. П. Буддизм в Монголии : история, духовенство, монастыри / Ц. П. Ванчикова. — Иркутск : Оттиск, 2019. — 291 с. — ISBN 978-5-6042914-3-6.

3. Ининноров С. Эрдэнэ зуу хийд ба ТYШээт ханы хошуу / С. Ичинноров, Ч. Бан-зрагч. — Улан-Батор : Урлах эрдэм, 2007. — 326 с.

4. Киселев С. В. Из истории Кара-Корума / С. В. Киселев, Н. Я. Мерперт // Древне-монгольские города. — Москва : Наука, 1965. — С. 123—137.

5. Козлов П. К. Путешествие в Монголию 1923—1927 гг. Дневники, подготовленные к печати Е. П. Козловой / П. К. Козлов // Записки Всесоюзного географического общества. Новая серия. — 1949. — Т. 7. — С. 17—230.

6. КотвичВ. Л. Монгольские надписи в Эрдэни-дзу / Л. В. Котвич // Сборник Музея антропологии и этнографии при Российской Академии Наук. — Петроград : Типография Российской Академии Наук, 1918. — С. 205—214.

7. Позднеев А. М. Монголия и монголы. Результаты поездки в Монголию, исполненной в 1892—1893 гг. Дневник и маршрут 1892 г. / А. М. Позднеев. — Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии наук, 1896. — Т. 1. — 670 с.

8. Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. А. М. Позднеев. — Санкт-Петербург : Типография Императорской академии Наук, 1887. — 492 с.

9. Ткачев В. Н. Эрдэни-Зуу / В. Н. Ткачев // Декоративное искусство. — 1979. — № 5. — С. 46—49.

10. ХатанбаатарН. Монголын хурээ хийд лам нар (XVI—XX зууны эхэн) / Н. Ха-танбаатар. — Улаанбаатар : Соёмбо принтинг, 2018а. — 396 с.

11. Хатанбаатар Н. Эрдэни зуугин туух (XVI—XX) / Н. Хатанбаатар, Е. Най-гал. — Улан-Батор : Соембо принтинг, 2005. — 264 с.

12. ХатанбаатарН. Эрдэнэ Зуугийн намтар оршивой / Н. Хатанбаатар. — Улаан-баатар : Соёмбо принтинг, 2018б. — 396 с.

13. Bareja-Starzynska A. Description of the Erdene Zuu Monastery Life (Including Cam Ritual) Based on Notes From The Kotwicz Expedition / A. Bareja-Starzynska // In the Heart of Mongolia. 100th Anniversary of W. Kotwicz's Expedition to Mongolia in 1912 (Studies and Selected Source Materials). — Cracow : Polska Akademia Umiej^tnosci, 2012. — Pp. 131—189.

14. Matsukawa T. Historical aspects of Mongolian Buddhism : The Erdene Zuu Monastery / Т. Мatsukawa // Erdene Zuu : Past, Present and Future. — Ulaanbaatar : International Institute for the Study of Nomadic Civilizations, 2011. — Pp. 27—34.

Material resources

Galdan. The history of the Mongols, called "Erdeniyn erikhi". Research and commented translation into Russian by P. Baldanjapov. Introduction, preparation for publication, additions to comments, translation of chapters 45—47 by Ts. P. Vanchikova. (2012). Ulaanbaatar-Ulan-Ude: Admon XXK. 442 p. (In Russ.). The history of Erdeni-dzu. Facsimile of the manuscript. (1999). [Translated from Mongolian, Introduction, commentaries and Apps by A. D. Tsendina]. Moscow: Oriental Literature of the Russian Academy of Sciences. 255 p. ISBN 5-02-018056-4. (In Russ.).

References

Baasansuren, H. (2011). Enkh tunkh Erdene zu. Ulaanbaatar: Positive. 216 p. (In Mong.). Bareya-Starzinska, A. (2012). Description of the monastery life of Erdene-Zuu (including the Cham ritual) based on the records of the Kotvich expedition. In: In the heart of Mongolia. The 100th anniversary of V. Kotvich's expedition to Mongolia in 1912 (research and selected source materials). Krakow: Polish Academy ofArts. 131—189. Ichinnorov, S., Banzragch, Ch. (2007). Erdene zu hiidba Tusheet khany hoshuu. Ulaanbaatar: Urlakh erdem. 326 p. (In Mong.).

Khatanbaatar, N., Naigal, E. (2005). Erdeni tuuh zuugin v (XVI—XX century). Ulaanbaatar: Soyembo printing. 264 p. (In Mong.).

Khatanbaatar, N. (2018a). Mongolyn khure hiid lam nar (XVI—XXzuuns ehen). Ulaanbaatar: printing Soembo. 396 p. (In Mong.).

Khatanbaatar, N. (2018b). Erdene Zuugiin namtar orshivoy. Ulaanbaatar: Soyembo printing. 396 p. (In Mong.).

Kiselev, S. V., Merpert, N. Ya. (1965). From the history of Kara-Korum. In: Ancient Mongol cities. Moscow: Nauka. 123—137. (In Russ.).

Kozlov, P. K. (1949). Journey to Mongolia 1923—1927. Diaries prepared for publication by E. P. Kozlova. Notes of the All-Union Geographical Society. A new series, 7: 17— 230. (In Russ.).

Kotvich, V. L. (1918). Mongolian inscriptions in Erdeni-dzu. In: Collection of the Museum of Anthropology and Ethnography at the Russian Academy of Sciences. Petrograd: Printing House of the Russian Academy of Sciences. 205—214. (In Russ.).

Matsukawa, T. (2011). Historical aspects of Mongolian Buddhism: The Monastery of Erdene-Zuu. In: Erdene-Zu: past, present and future. Ulaanbaatar: International Institute for the Study of Nomadic Civilizations. 27—34. (In Mong.).

Pozdneev, A. M. (1887). Essays on the life of Buddhist monasteries and Buddhist clergy in Mongolia in connection with the attitude of this latter to the people. St. Petersburg: Printing House of the Imperial Academy of Sciences. 492 p. (In Russ.).

Pozdneev, A. M. (1896). Mongolia and the Mongols. The results of a trip to Mongolia, performed in 1892—1893. Diary and route of 1892, 1. St. Petersburg: Printing House of the Imperial Academy of Sciences. 670 p. (In Russ.).

Vanchikova, Ts. P. (2019). Buddhism in Mongolia: history, clergy, monasteries. Irkutsk: Imprint. 291 p. ISBN 978-5-6042914-3-6. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 11.10.2022, одобрена после рецензирования 23.12.2022, подготовлена к публикации 31.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.