Научная статья на тему 'Монгольские экспедиции 2006-2008 гг'

Монгольские экспедиции 2006-2008 гг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монгольские экспедиции 2006-2008 гг»

Экспедиции

С.Ю. Неклюдов МОНГОЛЬСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ 2006-2008 гг.

В 2006-2008 гг. Центром типологии и семиотики фольклора РГГУ совместно с Институтом языка и литературы Монгольской Академии наук проводились фольклорные экспедиции в Монголии, имеющие своей целью собирание материалов для ареально-го и сравнительно-типологического изучения устных традиций данного региона1.

В 2006 г. была обследована северная часть расположенного в центре страны Убурхангайского аймака. На основе знакомства с материалами экспедиций монгольских ученых 1964 и 1983 гг. был намечен маршрут экспедиции и определен круг вопросов, в первую очередь интересующих ее участников. Как выяснилось в ходе полевой работы, из-за своей невостребованности быстро утрачивается народное исполнительское мастерство и, соответственно, исчезают жанры, требующие подобного мастерства (протяжная песня, эпос). Усиливается литературное влияние на устную традицию, а по линии «культурной коммуникации» фольклор не выдерживает конкуренции с телевидением (сказки перестают рассказывать даже детям именно с появлением телевизора). Уходят жанры, в той или иной степени связанные с различными обычаями и обрядами, еще сохранявшиеся в 1960-1980-е, а обрядовые благопожелания, магическая функция которых утрачивается традицией, последовательно замещаются сначала протяжной песней, а затем - по мере и ее угасания - буддийским богослужением. Напротив, чрезвычайно активизируется обрядово-магическая деятельность (практики профессиональных прорицателей, возникновение новых культов), оживляется и координированный с ней мифологический дискурс.

В экспедиции 2007 г. на севере Хубсугульского и Булганского аймаков производился сбор данных о современном состоянии ми-

© Неклюдов С.Ю., 2009

фологической традиции (полтораста лет назад Г.Н. Потанин именно здесь записал большое количество мифологических сюжетов), а также сохранившихся форм обрядовой деятельности; большое место среди них занимали материалы, связанные с шаманской традицией. Сам район Прихубсугулья интересен разнообразием этнических групп, здесь близко сходятся друг с другом три монгольских этноса: халхасцы с востока, ойраты с запада, буряты с северо-востока, а на севере проживают южносибирские тюрки. Монголизиро-ванными тюрками являются и дархаты, основные насельники При-хубсугулья.

Записано несколько легенд на сюжет «шаманского поединка». Особенность северомонгольских традиций в том, что центральными персонажами часто оказываются не два шамана, а шаман и лама (или даже двое лам). Это соответствует религиозной ситуации региона, характеризующейся конфликтом шаманизма и буддизма не только в историческом прошлом, но и в актуальном настоящем, причем шаманско-буддийский антагонизм (в условиях не полной и не безусловной победы буддизма) передается с помощью мотива магического поединка между представителями этих двух религий, к проблеме соотношения которых информанты возвращались неоднократно. Все сходились на том, что сила ламы - благоприобре-таемая и проистекает от книжного знания, а у шаманов она обусловлена связью с духами природы (и даже с небом). Впрочем, и сами ламы предстают здесь весьма «шаманизированными», носителями тех же магических и мантических умений, что и их противники. Однако «поединки» все же происходят на поле шаманской практики, где ламы, не имеющие специфической связи с духами и силами природы, неминуемо слабее.

В 2008 г. экспедиция побывала на северо-востоке и юго-востоке страны (Центральный, Хэнтэйский, Сухэбаторский аймаки), где изучались демонологические поверья, обряды, обычаи, приметы, связанные со смертью и похоронами, рождением и выхаживанием детей, а также магические практики колдуна-луйжинча, «специализация» которого, по-видимому, выделилась из буддийского заупокойного ритуала (направление души умершего на путь правильного перерождения), обретая новые функции (успокоение духов природы, установление мира в семье, изгнание демонов, лечение и пр.). Кроме того, рассматривались разные формы проявления «фольклорной диалектности»:

- наличие устойчивых, почти не варьируемых сюжетов (прежде всего, повсеместно распространенное, но ранее не исследованное предание о волчице, которая выводит волчат в грудной клетке покойного борца);

- наличие или отсутствие определенных элементов этнической культуры в разных областях ее распространения (так, обнаруженные в сомоне Эрдэнэ-Цагаан следы культа чингисова знамени Хар сулдэ, а в сомоне Мунх-Хан - следы культа Гесера полностью отсутствуют за пределами этих сомонов);

- различные локальные интерпретации общемонгольских обычаев (например, осознаваемые самими носителями различия в культе духа очага, похорон и родин у халхасцев, дариганга, узум-чинов, местные вариации в обряде «укутывания собаки» для вызывания дождя);

- дистанционные корреляции некоторых локально специфичных тем (скажем, наличие в сомоне Ганга-нуур почитания лебедей соотносится не с фольклором соседних районов, а с мифологией и обрядами хоринских бурят и ойратов, чье местожительство находится в нескольких сотнях километров к северу и северо-западу оттуда, - это, по-видимому, объясняется ойратскими этнокультурными компонентами в племенном составе дариганги).

Получила подтверждение гипотеза некоторой «дополнительности» в распределении нарратива и ритуала (в частности, сведения о культе Гесера в сомоне Мунх-Хан сочетаются с полным отсутствием каких-либо следов сюжетных повествований об этом герое, тогда как в Хубсугульском аймаке, где в 2007 г. записывались сказания о Гесере, ничего не было известно о каких-нибудь связанных с ним обрядах).

Собран материал по вариационным механизмам в устной традиции, например, использование новых реалий для осуществления традиционных функций (изготовление в качестве оберега над колыбелью ребенка палатк [от русск. <солдатская> палатка], над входом в которую вешали советские «военные» игрушки, солдатиков, оружие и пр.) или трансформация старого обряда с использованием новых реалий и новых акций (дружно осуждаемый всеми, но общераспространенный обычай оставления на обо2 автомобильных покрышек, старых костылей, пластиковых бутылок и пр., либо возведение «личных» обо, что решительно противоречит прежним установлениям, в соответствии с которыми обо должно воздвигаться только специально уполномоченными на то людьми -ламой, шаманом).

В результате работы экспедиций получен срез локальной традиции в ее почти полувековой динамике, а «фольклорная карта» региона дополнена записями текстов (главным образом, мифологических), почему-либо не попавшими в поле зрения наших предшественников, либо просто появившимися в традиции за последние десятилетия.

ТЕКСТЫ

1. В лесу на южных горах / Выбрав прямые и красивые [деревья], / Смастерили изящно, / Покрасили кирпично-красной краской, / Из гривы и хвостов жеребят / Сделали петли и завязки, / Такие длинные красивые палки-уни, / Связанные с той и этой стороны, / Сосновые сандаловые стены, / Вместе со спускающимся вниз, / Занавесом - им благопожелание говорю! / (из «Юрола [благопожелания] юрте», 355 стк.)

Равжаа, 63 г. Сомон Хужирт Убурхангайского аймака.

Зап. 20.08.2006.

2 (а). На земле было 8 солнц. Эрхий-мэргэн выстрелами из лука поубивал 7 солнц. Бурхан-багши [Будда-учитель] чашкой накрыл одно солнце. Стрела Эрхий-мэргэна ударилась в чашку Бурхан-багши, и одно солнце осталось. Тогда Эрхий-мэргэн произнес клятву: «Не смог я расстрелять все 8 солнц и установить темноту. Оторву большой палец, сделаю нору и буду счастьем-даром в тороках у охотников-мужчин!» Согласно этой клятве, он стал тарбаганом.

2 (б). Говорят, на тарбагана нельзя охотиться с луком и стрелами. Когда-то один человек выслеживал тарбагана и выстрелил в него стрелой. Тарбаган затащил стрелу в нору. Человек стал копать и полез по следу. Смотрит, а тарбаган держит его лук и стрелы, стал седым стариком, стоит, будто хочет выстрелить. Он тарбагана-то убил. А если бы тот человек не полез за своими луком и стрелами в тарбаганью нору, тарбаган бы вышел в образе старика и сбил выстрелом единственное оставшееся солнце. После этого стали говорить, что стрелять в тарбагана из лука нельзя. Когда мы были детьми, говорили что ни тарбаганов, ни мышей нельзя убивать из лука. Даже маленькими стрелами «чавх» тоже нельзя... Если бы тот человек не полез за своими луком и стрелами в тарбаганью нору, тарбаган бы вышел в образе старика и, наверное, сбил бы выстрелом единственное оставшееся солнце. Зачем, не знаю.

Баточир, 83 года, хотогойт, Дужий, 66 лет, дархатка, пос. Хотгол

Хубсугульского аймака. Зап. 23.08.2007.

3. Говорят, на этой земле все, что есть, зайцы - зайчихи. А тот, который на луне, - заяц. Вроде, зайчихи, которые живут во вселенной, беременеют от этого лунного зайца. Такая есть легенда. У Луны, говорят, есть 15 дверей. Второго числа, когда месяц появляется, это значит открывается первая дверь. И так за 15 дней открываются все 15 дверей. А после этого начинают закрываться. Двадцать девятого числа закрывается последняя дверь. Еще говорят, что первого числа, когда нарождается месяц, небеса становятся очень крепкими.

Намжил, 89 лет. Центр сомона Улзийт Убурхайнгайского аймака.

Зап. 24-27.08.2006.

4. Один бадарчин пришел в дождь в один айл. Этой был очень богатый айл. Юрта полна овец и ягнят. Бадарчин собрался у них заночевать. Хозяйка рассердилась: «Скот мерзнет и гибнет, поэтому мы его завели в юрту. Места нет». Так она почти выгоняла бадарчина. «Муж ушел с конями. А места для ночлега нет. Идите и ночуйте в айле, который находится недалеко».

Бадарчин сказал: «Хорошо, хорошо, пойду. Только вы покажите этот айл. Где находится этот айл?» - «Там», - показала хозяйка пальцем в сторону, и палец у нее тут же окостенел, не двигался ни туда, ни сюда.

Бадарчин заночевал в ближайшем айле. Утром только тамошние хозяева стали поить его чаем, как прискакал человек, держав в поводьях коня. «У вас ночевал бадарчин?» - спросил он. - «Ночевал». - «Уважаемый бадарчин! Моя жена с вами дурно обошлась, а теперь она застыла, и рука не двигается ни туда, ни сюда, показывает в одну сторону. Спасите ее, пожалуйста!» - стал он просить.

Бадарчин сел на коня, которого тот человек привел с собой, взял землю, прочитал молитву и бросил землей в женщину. Она пришла в себя. Бадарчин сказал женщине: «Теперь никогда не веди себя дурно с бедными усталыми людьми».

Дуламноргим, 59 лет. Убурхангайский аймак, г. Арвай хээр.

Зап. 23-24.08.2006.

5. Ханддажмц, мать Ундур-гэгэна Дзанабадзара, была высокой, некрасивой, темнокожей женщиной. Когда Ундур-гэгэн родился, вышла прекрасная радуга, мальчик был очень красивым. Хандджамц положила сына в корзину и скрывала его три года. Когда ему исполнилось три года, она его вывела и сделала обряд отрезания волос. Устроили угощенье, позвали много людей. Хандджамц показала его и говорит: «Вот какой у меня растет красивый сын!».

Почему у такой некрасивой женщины родился Ундур-гэгэн? Когда он был создан, не нашлось совершенной матки. А у некрасивой женщины матка бывает чистой, поэтому он и родился у Хандджамц. Так говорят.

Цэнд, 80 лет. Сомон Хужирт Убурхангайского аймака.

Зап. 20-21.08.2006.

6. Колдун харалч, наверное, читает особые молитвы (ном) - проклятия. Когда такие проклятия прочитаны, или из-за произнесения проклятия, человек, которого проклинают, заболевает. А если такие проклятия насылать прекратить, он выздоравливает. Если на конокрада наслать проклятие, его живот начинает болеть и пучить. Тогда конокрад сам приходит и признается, мол, я украл ваших коней. Так говорят. Монголы боят-

ся говорить проклятия. Проклятия - это плохое дело. Можно противостоять проклятию чтением молитв. В прошлом было много сильных лам, которые умели отвращать проклятия.

Азжаргал, 25 лет. Сомон Дзунбаян-Улаан Убурхайнгайского аймака. Зап. 22.08.2006.

7. Была такая шаманка Амаджий-удган, мать дархатки Суда, дочь Ага-рын-хайрхана. Она однажды сразилась с одним ламой. Этот лама высунул язык, положил его на ладонь и поставил торчком. «Ну, теперь ты покажи, что ты умеешь?» Амаджий-удган мгновенно разрезала себе живот, разостлала нутряной жир и размотала кишки. Она показала размотанные кишки ламе и собралась засунуть их обратно. А лама разозлился, что проиграл, и со злости бросил ей в живот землю. Амаджий-удган зашила рану отрезанными волосами, но ничего не помогло. Из-за того, что в живот ей попала земля, от загрязнения рана стала гноиться, и шаманка померла.

Ринчиндаваа, 49 лет, дархат из Ринчин-Лхумбэ, г. Мурун Хубсугульского аймака. Зап. 25.08.2007.

8. Волосы нельзя разбрасывать повсюду. Потому что их берут птицы и делают из них гнезда. Тогда тот человек страдает. Так говорят. Его жизнь становится такой же легковесной, непостоянной, как эти волосы.

Нарангарвуу, 15 лет, ученица средней школы.

Сомон Хужирт Убурхангайского аймака. Зап. 21.08.2006.

Примечания

См.: Материалы монгольских фольклорных экспедиций (Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета / Институт языка и литературы Монгольской академии наук) 17-27.08.2006 (Убурхангайский аймак, сомоны Худжирт, Дзунбаян-Улан, Улдзийт, Дзуйл), 19.08-02.09.2007 (Хубсугульский и Булганский аймаки), 03-16.08.2008 (Центральный, Хэнтэйский, Сухэбаторский аймаки, сомоны Ундэр-хан, Баруун-урт, Мунх-Хан, Эрдэнэ-Цагаан, Дариганга, Дадал-сомон, Биндэр-сомон, местности Ганга-нуур, Суугийн тасал). Участники: А.С. Архи-пова, Б. Дайриймаа, Д. Дорж, А.В. Козьмин, С.Ю. Неклюдов (руководитель), Р. Чултэмсурэн, И. Санжааханд, А.А.Соловьева, Е.Б. Чекменева. Расшифровка текстов Р. Чултэмсурэна, перевод А.Д. Цендиной. Подробнее об этих экспедициях см.: Живая старина. 2008. № 1 (57). С. 43-45; № 3 (59). С. 17-27. Экспедиции проводились в рамках совместных проектов РГНФ - МинОКН Монголии (гранты 06-01-91916 е/О, 08-01-92070 е/О, 08-01-92070 е/О). Обо (овоо) - насыпная пирамида из камней, веток и прочих подручных предметов, воздвигаемая в честь духов на вершинах, перевалах и в других сакрализуемых местах.

1

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.