Научная статья на тему 'МОНГОЛИЯ И СТРАНЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ИНТЕГРАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО (2009-2018 ГГ.)'

МОНГОЛИЯ И СТРАНЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ИНТЕГРАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО (2009-2018 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

183
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / КИТАЙ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / КНДР / ЯПОНИЯ / РОССИЯ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ИНТЕГРАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ДВУСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СУБРЕГИОН / ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / MONGOLIA / NORTHEAST ASIA / CHINA / REPUBLIC OF KOREA / DPRK / JAPAN / RUSSIA / FOREIGN TRADE / INTEGRATION COOPERATION / EXPORT / IMPORT / BILATERAL COOPERATION / INTERNATIONAL ECONOMIC ORGANIZATIONS / SUBREGION / INVESTMENT / REGIONAL COOPERATION / FOREIGN TRADE TURNOVER / TRANSFORMATION / ECONOMIC INTEGRATION / TRADE AND ECONOMIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Батунаев Эдуард Владимирович, Григорьева Юлия Геннадьевна

Статья посвящена изучению характера торгово-экономического сотрудничества Монголии со странами Северо-Восточной Азии (СВА). На основе официальных статистических данных проанализирован торговый оборот, экспорт и импорт, определён характер внешнеторгового баланса Монголии со странами СВА. Показаны тенденции торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Монголии и СВА, участия в международных интеграционных проектах. Особое внимание уделяется новым формам и механизмам реализации многостороннего взаимодействия на региональном и мировом уровнях стран СВА и Монголии. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях глобализации мировой экономики субрегион Северо-Восточная Азия характеризуется динамичным развитием и имеет большой потенциал экономического и интеграционного сотрудничества в АТР. Вместе с тем, страны, входящие в СВА, отличаются разным уровнем экономического развития и политического устройства, что создаёт определённые препятствия в достижении целей в реализации крупных совместных проектов в СВА и АТР. Монголия в переходный период провела трансформацию политической и экономической системы, ориентируется на открытую и многоопорную внешнюю политику, является членом многих международных организаций. Монголии для успешной реализации всех намеченных планов по торгово-экономическому сотрудничеству, развитию инфраструктуры, транспортно-логистических проектов, привлечения инвестиций жизненно важно участие в интеграционных проектах со странами СВА. Новизна исследования видится в том, что обозначен круг существующих проблем и пути их преодоления в торгово-экономическом и интеграционном сотрудничестве Монголии и стран Северо-Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Батунаев Эдуард Владимирович, Григорьева Юлия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONGOLIA AND THE COUNTRIES OF NORTH-EAST ASIA: TRADE, ECONOMIC AND INTEGRATION COOPERATION (2009-2018)

The article is devoted to the study of trade and economic cooperation between Mongolia and the countries of North-East Asia (NEA). Based on official statistics, the trade turnover, export and import were analyzed, the nature of the foreign trade balance of Mongolia with the countries of Northeast Asia was determined. The trends in trade, economic and investment cooperation between Mongolia and NEA as well as participation in international integration projects were shown. Particular attention was paid to the new forms and mechanisms for the implementation of multilateral cooperation at the regional and global levels of the countries of NEA and Mongolia. The relevance of the study is confirmed by the fact that in the context of global economic globalization, the Northeast Asia subregion is characterized by dynamic development and has great potential for economic and integration cooperation in the Asia-Pacific region. At the same time, the countries that are part of NEA have a different level of economic development and political structure that creates certain obstacles to achieving the goals in implementing large-scale joint projects in NEA and Asia-Pacific. Mongolia in the transition period has transformed the political and economic system focusing on an open and multi-stakeholder foreign policy; it is a member of many international organizations. In order to successfully implement all plans for trade and economic cooperation, infrastructure development, transport and logistics projects and attracting investment call for Mongolia’s participation in integration projects with NEA countries. The novelty of the study is that it defines the circle of existing problems and ways to overcome them in the trade, economic and integration cooperation of Mongolia and the countries of North-East Asia.

Текст научной работы на тему «МОНГОЛИЯ И СТРАНЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ИНТЕГРАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО (2009-2018 ГГ.)»

СОТРУДНИЧЕСТВО В АТР COOPERATION IN THE ASIA-PASIFIC REGION

УДК 339.5(517.3:5=11)

DOI dx.doi.org/10.24866/1813-3274/2019-3/15-28

Э. В. Батунаев1, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, Улан-Удэ, Россия E-mail: batunaeveduard@mail.ru

Ю. Г. Григорьева2, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, Улан-Удэ, Россия E-mail: grigoreva-yulia23@mail.ru

МОНГОЛИЯ И СТРАНЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ИНТЕГРАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО (2009-2018 гг.)*

Аннотация. Статья посвящена изучению характера торгово-экономического сотрудничества Монголии со странами Северо-Восточной Азии (СВА). На основе официальных статистических данных проанализирован торговый оборот, экспорт и импорт, определён характер внешнеторгового баланса Монголии со странами СВА. Показаны тенденции торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Монголии и СВА, участия в международных интеграционных проектах. Особое внимание уделяется новым формам и механизмам реализации многостороннего взаимодействия на региональном и мировом уровнях стран СВА и Монголии. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях глобализации мировой

1 Эдуард Владимирович Батунаев, кандидат исторических наук, научный сотрудник, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, Улан-Удэ, Россия.

2 Юлия Геннадьевна Григорьева, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, Улан-Удэ, Россия.

Дпя цитирования: Батунаев Э. В., Григорьева Ю. Г. Монголия и страны Северо-Восточной Азии: торгово-экономическое и интеграционное сотрудничество (2009-2018 гг.) // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2019. № 3. С. 15-28.

* Работа выполнена в рамках государственного задания (проект ХП.191.1.2. Межкультурное взаимодействие, этнические и социально-политические процессы в Центральной Азии, № АААА-А17-117021310264-4).

© Батунаев Э. В., Григорьева Ю. Г., 2019

экономики субрегион Северо-Восточная Азия характеризуется динамичным развитием и имеет большой потенциал экономического и интеграционного сотрудничества в АТР. Вместе с тем, страны, входящие в СВА, отличаются разным уровнем экономического развития и политического устройства, что создаёт определённые препятствия в достижении целей в реализации крупных совместных проектов в СВА и АТР. Монголия в переходный период провела трансформацию политической и экономической системы, ориентируется на открытую и многоопорную внешнюю политику, является членом многих международных организаций. Монголии для успешной реализации всех намеченных планов по торгово-экономическому сотрудничеству, развитию инфраструктуры, транспортно-логистических проектов, привлечения инвестиций жизненно важно участие в интеграционных проектах со странами СВА. Новизна исследования видится в том, что обозначен круг существующих проблем и пути их преодоления в торгово-экономическом и интеграционном сотрудничестве Монголии и стран Северо-Восточной Азии.

Ключевые слова: Монголия, Северо-Восточная Азия, Китай, Республика Корея, КНДР, Япония, Россия, внешняя торговля, интеграционное сотрудничество, экспорт, импорт, двустороннее сотрудничество, международные экономические организации, субрегион, инвестиции, региональное сотрудничество, внешнеторговый оборот, трансформация, экономическая интеграция, торгово-экономические отношения.

Eduard V. Batunaev1

Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Russian Academy of Science,

Siberian Branch Ulan-Ude, Russia

E-mail: batunaeveduard@mail.ru

Yulia G. Grigorieva2

Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Russian Academy of science,

Siberian Branch

E-mail: grigoreva-yulia23@mail.ru

MONGOLIA AND THE COUNTRIES OF NORTH-EAST ASIA:

TRADE, ECONOMIC AND INTEGRATION COOPERATION (2009-2018)

Abstract. The article is devoted to the study of trade and economic cooperation between Mongolia and the countries of North-East Asia (NEA). Based on official statistics, the trade turnover, export and import were analyzed, the nature of the foreign trade balance of Mongolia with the countries of Northeast Asia was determined. The trends in trade, economic and investment cooperation between Mongolia and NEA as well as participation in international integration projects were shown. Particular attention was paid to the new forms and mechanisms for the implementation of multilateral cooperation at the regional and global levels of the countries of NEA and Mongolia. The relevance of the study is confirmed by the fact that in the context of global economic globalization, the Northeast Asia subregion is characterized by dynamic development and has great potential for economic and integration cooperation in the Asia-Pacific region. At the same time, the countries that are part of NEA have a different level of economic development and political structure that creates certain obstacles to achieving the goals in implementing large-scale joint projects in NEA and Asia-Pacific. Mongolia in the transition period has transformed the political and economic system focusing on an open and multi-stakeholder foreign policy; it is a member of many international organizations. In order to successfully implement all plans for trade and economic cooperation, infrastructure development, transport and logistics projects and attracting investment call for Mongolia's participation in integration projects with NEA countries. The novelty of the study is that it

1 Eduard V. Batunaev, candidate of historical sciences, researcher fellow, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Russian Academy of science, Siberian Branch.

2 Yulia G. Grigorieva, candidate of historical sciences, junior researcher fellow, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Russian Academy of science, Siberian Branch.

For citing: Batunaev Е. В., Grigorieva Yu. G. Mongolia and the countries of North-East Asia: trade, economic and integration cooperation (2009-2018) // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2019. № 3. P. 15-28.

defines the circle of existing problems and ways to overcome them in the trade, economic and integration cooperation of Mongolia and the countries of North-East Asia.

Keywords: Mongolia, Northeast Asia, China, Republic of Korea, DPRK, Japan, Russia, foreign trade, integration cooperation, export, import, bilateral cooperation, international economic organizations, subregion, investment, regional cooperation, foreign trade turnover, transformation, economic integration, trade and economic relations.

В настоящее время значение Северо-Восточной Азии в глобальной политике, экономике и безопасности продолжает повышаться. Обычно принято считать, что Северо-Восточная Азия включает в себя северо-восточные провинции Китая, Дальневосточный регион России, Японию, Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР), Республику Корею (РК) и Монголию. В условиях глобализации в СВА пересекаются и переплетаются интересы группы стран, играющих большую роль в современных международных экономических и политических отношениях. Экономики большинства стран СВА характеризуются высоким потенциалом и неисчерпаемыми возможностями для сотрудничества. В этих условиях Монголия играет важную роль в Северо-Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии, принимает участие в многостороннем сотрудничестве, в политической и экономической интеграции в АТР.

Монголо-южнокорейское сотрудничество

Дипломатические отношения Республики Корея и Монголии были установлены в 1990 году. И спустя лишь несколько лет Южная Корея стала одним из ведущих торгово-экономических партнёров для Монголии. Если в 1990 г. доля Южной Кореи во внешнеторговом обороте составляла 0,05%, то уже в 2002 г. она достигла 9,0%. Однако в последние годы отмечается снижение темпов и вовсе его уменьшение, так в 2018 г. объём доли составил лишь 2,2 % [4, с. 15]. Но, несмотря на снижение торгового оборота между двумя странами, Республика Корея входит в список основных торговых партнёров Монголии наряду с Китаем, Россией, США и Японией.

Монголия активно развивает сотрудничество с Республикой Корея. Торговый оборот Монголии (2009-2018 гг.) в среднем составил 8 619,9 млн долл. При этом торговый оборот с Южной Кореей составил 316,8 млн долл., что составляет 3,7 % от внешнеторгового оборота в среднем за 10 лет. Торговый оборот между двумя странами развивается стабильно, хотя ощутимое падение темпов прироста торговли отмечено в 2016 г. - примерно 39,6% по сравнению с 2013 г. Самый высокий темп прироста наблюдался в 2011 г. и составил примерно 86% по сравнению с предыдущим годом. Самый высокий уровень внешней торговли двух стран был отмечен в

2013 г. и составил 520 млн долл., или 4,9% всего внешнеторгового оборота Монголии за этот год. Самый же низкий уровень отмечался в 2009 г. и составил 170,5 млн долл., или 3,5% всего внешнеторгового оборота Монголии в 2009 г. Что касается монгольского экспорта, то он растёт медленнее, чем импорт. Это указывает на всё ещё невысокий экспортный потенциал Монголии, и, несмотря на это, её заинтересованность в южнокорейском импорте растёт [5, с. 393].

Внешнеторговый баланс в монголо-корейской торговле на протяжении всего исследуемого периода смещался в сторону импорта, т.е. был отрицательным. Отрицательный внешнеторговый баланс с каждым годом прогрессировал: в максимальной точке он составил -494,3 млн долл. в 2013 г., т.е. импорт превысил экспорт в 39 раз (см. табл. 2). Это свидетельствует о том, что торговля между этими государствами является практически односторонней при безусловном доминировании Республики Кореи [1, с. 123]. С 2017 г. наблюдается спад внешнеторгового баланса, в своей минимальной точке в 2015 г. составил -192,5 млн долл. Это объяснятся общими тенденциями спада мировой экономики, снижением спроса на традиционные экспортные товары Монголии. В связи с этим Монголии необходимо диверсифицировать экономику, расширить конъюнктуру экспортных товаров, внедрять технологичное производство.

В 1990-е гг. Южная Корея в основном экспортировала автомобили, медицинское оборудование, компьютеры, бытовую технику, текстильные изделия и т. п., а импортировала различные минеральные ресурсы. Данная товарная структура всё ещё актуальна и не имеет тенденций к изменению.

Прямые иностранные инвестиции Республики Корея в Монголию, в которых в 1994 г. было зарегистрировано всего 241 тыс. долл. США, с 2011 г. постоянно превышают 30 млн долл. США. Тем не менее, согласно данным Международного валютного фонда, доля Республики Корея в общей сумме иностранных инвестиций в Монголии в 2014 г. составила всего около 1,13%. По данным экспортно-импортного банка Республики Корея, прямые иностранные инвестиции Южной Кореи были в основном сконцентрированы в горнодобывающей промышленности (33,88%), оптовой и розничной торговле (19,23%) и строительной промышленности (17,33%) в течение 2010-2015 гг. За этот же период малые и средние предприятия (МСП) составили 53,42% от общего объёма инвестиций, за ними следуют крупные предприятия (33,87%) [1, с. 13].

Со времени установления дипломатических связей в отношениях между Кореей и Монголией наблюдается стабильный рост, однако с точки зрения экономического сотрудничества две страны всё ещё далеки от полного раскрытия потенциала. Основными препятствиями, стоящими на пути развития сотрудничества, являются экономические условия в Монголии, такие как частые пересмотры закона, серьёзная коррупция, непрозрачный административный процесс, нарушение контракта.

Кроме того, корейские фирмы часто сталкиваются с отсутствием доступа к полноценной рыночной информации в Монголии.

Монголо-китайское сотрудничество

Монголо-китайские отношения неуклонно расширяются на протяжении последних двадцати лет. Торгово-экономические отношения между Монголией и КНР в рассматриваемый период заметно интенсифицировались и вышли на другой качественный уровень. В настоящее время самым крупным торговым партнёром и инвестором Монголии является Китай, среднегодовой товарооборот которого составил 5,5 млрд долл. (табл. 1). Китай обеспечил 57,6% совокупного товарооборота Монголии за период 2009-2018 гг. Основным импортёром монгольских товаров также является Китай. Максимальное значение экспорта Монголии в Китай было отмечено в 2018 г. (табл. 2) и составило 6,5 млрд долл., или 92,7% всего экспорта Монголии в 2018 г. На КНР в 2017 г. приходилось 63,9% от всей внешней торговли страны. В сфере иностранных инвестиций около 50% - китайские. Уголь, медь, железная руда и другие полезные ископаемые, составляющие львиную долю монгольского экспорта, поставляются в Китай.

Таблица 1

Торговый оборот Монголии со странами СВА в 2009-2018 гг., млрд долл.

По странам 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Всего, в т.ч. 4,02 6,11 11,4 11,12 10,62 10,11 8,46 8,27 10,54 12,88

Республика Корея 0,17 0,21 0,4 0,49 0,52 0,36 0,32 0,21 0,21 0,28

КНР 1,94 3,4 6,46 5,93 5,59 6,84 5,30 4,96 6,72 8,47

КНДР 0,00004 0,0008 0,0007 0,0006 0,0014 0,0006 0,002 0,002 0,002 0,0015

Япония 0,10 0,19 0,55 0,50 0,45 0,39 0,29 0,34 0,37 0,58

Россия 0,84 1,13 1,62 1,92 1,62 1,61 1,09 0,99 1,28 1,79

Источник: [6]

Что касается всего экспорта Монголии, то за период 2009-2018 гг. он поступательно возрастал и составил 36,8 млрд долл. Правда, иногда случались резкие падения, например, в 2013 г. - на 8,7%, в 2015 -22,9%. Это объяснятся тенденциями в мировой экономике и снижением спроса на продукцию горнорудной промышленности в Китае. Однако в 2017 г. прирост экспорта составил 26,5%, в 2018 г. -18,4%. Совокупный импорт в Монголию из Китая составил 1,9 млрд долл., или 33,5% всего импорта в Монголию за 2018 г. Среди стран СВА по импорту в Монголию самый высокий показатель продемонстрировал Китай в 2011 г. (2 млрд долл.).

2018 0,021 0,26 - 0,24 6,50 1, 96 4,53 0,001 о" 0,0006 0,026 0,56 - 0,53 9, ,0 1,71 - 1,62

2017 0,012 0,19 - 0,18 5,31 1,41 3,89 0,0019 0,0003 0,0016 0,015 0,36 - 0,35 7, ,0 1,21 -1,15

2016 0,008 0,19 - 0,19 о 9 3, 1,06 2,84 0,0017 0,0003 0,0014 0,014 0,33 - 0,32 6, ,0 0,88 - 0,82

2015 0,07 0,26 - 0,19 3, 911 1,38 2,52 0,000008 0,0008 - 0,0001 0,021 0,28 - 0,25 8, ,0 1,02 - 0,95

2014 0,013 0,35 - 0,34 5,07 7 3,30 0,008 0,0006 - 0,00059 0,024 0,37 - 0,34 6, ,0 1,54 -1,49

2013 0,013 0,51 - 0,49 3,70 1,82 ОО 8, ЯЮО'О 0,0006 0,0001 0,0105 0,44 - 0,43 6, ,0 1,56 -1,50

2012 0,012 0,47 - 0,45 4,05 1,87 00 ,2 0,00009 0.0005 - 0,00049 0,0056 0,51 - 0,49 0,08 8, -1,76

2011 0,037 0,36 - 0,32 4,43 2,02 2, 42 0,000002 0.0008 - 0,00079 0,011 0,49 - 0,47 0, 096 1, 627 -1,53

2010 0,03 0,182 - 0,15 2, 46 0,97 1,49 0,00002 0.0008 - 0,00079 0,0026 0.196 - 0.19 0,08 1, 05 - 0,96

2009 0,015 0,155 -0,13 1, 39 0,54 0,58 - 0.00004 -0,00004 0,0045 0.097 - 0,09 0,07 7, ,0 - 0,7

Показатели Экспорт Импорт Внеш. баланс Экспорт Импорт Внеш. баланс Экспорт Импорт Внеш. баланс Экспорт Импорт Внеш. баланс Экспорт Импорт Внеш. баланс

По странам Республика Корея КНР КНДР Япония Россия

Основными статьями экспорта Монголии в Китай являются уголь, медные и молибденовые концентраты, шерсть и кашемир. В структуре монгольского импорта из Китая преобладает продукция лёгкой промышленности, продовольственные товары, нефтепродукты, машинно-техническое оборудование [6].

Внешнеторговый баланс в китайско-монгольской торговле на протяжении всего исследуемого периода был положительным (табл. 2), более того, с каждым годом прогрессировал: в максимальной точке он составил 4 536,4 млн долл. Это свидетельствует о безусловном преобладании экспорта в монголо-китайском внешнеторговом обороте. Необходимо отметить, что односторонняя зависимость Монголии от экспорта сырьевых ресурсов в Китай чревата негативным экономическими последствиями. В случае рецессии китайской экономики, ухудшения отношений и принятия высоких таможенных пошлин со стороны Китая это может привести к тяжёлому экономическому кризису в Монголии. Поэтому необходима диверсификация экономики, развитие перерабатывающей промышленности и других отраслей производства.

Монголо-северокорейское сотрудничество

Среди стран СВА наименьший показатель торгового оборота с Монголией имеет КНДР. Среднегодовой торговый оборот между Монголией и КНДР (Северная Корея) (2009-2018 гг.) составил 0,9 млн долл. США, что примерно составляет 0,03% среднегодового внешнеторгового оборота Монголии. Торговый оборот между этими двумя странами не существенный, но стабильный. По итогам 2018 г. внешняя торговля Северной Кореи и Монголии уменьшилась на 34,8 % по сравнению с предыдущим годом. Внешнеторговый баланс между Монголией и КНР до 2015 г. был преимущественно отрицательным, в дальнейшем имел тенденцию увеличения в сторону положительного баланса.

Причины низкого торгового оборота КНДР и Монголии заключаются в узости номенклатуры экспортных товаров, действии жёстких международных санкций, которые введены против Пхеньяна по линии ООН за ракетные и ядерные испытания. Кроме того, ряд стран, включая США, Южную Корею, Японию, ЕС и другие государства, ввели в одностороннем порядке и дополнительные меры, которые ещё больше ограничили возможности для сотрудничества с КНДР. С другой стороны, необходимо принимать во внимание, что, возможно, официальная статистика не отражает всего объёма реальной торговли, а часть сделок проводятся в обход санкций или без фиксирования в официальной статистике. В частности, до сих пор зарубежные эксперты не могут понять, за счёт чего Северная Корея компенсирует очень большое отрицательное торговое сальдо внешней торговли.

В списке позиций экспорта из Монголии в Северную Корею табачные изделия заняли первое место, набрав колоссальные 92,2 % от общего числа. Монголия экспортирует табачные изделия в КНДР с 2016 г. Кроме, того лекарственные препара-

ты были признаны самой крупной импортной единицей Монголии с КНДР и составила 78 % от общего объёма по состоянию ноябрь 2017 г. [6].

Монголо-японское сотрудничество

Япония является инициатором донорского движения помощи Монголии в трудные, переходные 1990-е годы. С 1990 г. по 2016 г. общая сумма японских кредитов и помощи Монголии составила около 3 млрд долл. [6]. Сравнительно быстро, хотя и неравномерно, растёт внешнеторговый товарооборот двух стран. Торговый оборот Монголии с Японией в среднем за год (2009-2018 гг.) составил 317,3 млн долл., т.е. около 10,3 % среднегодового внешнеторгового оборота Монголии. Что касается объёмов внешней торговли, то самый высокий показатель относится к 2018 г. - 587,4 млн долл., что составило 4,5 % всего внешнеторгового оборота Монголии в этом году. На протяжении исследуемого периода повышение темпов роста объёма торговли периодически сменялось падением. Самое заметное падение темпов роста объёма торговли было зафиксировано в 2015 г. (сокращение темпов роста объёма торговли по сравнению с предыдущим годом) и составило около 24 %. Внешнеторговый баланс отрицательный, с односторонним преобладанием импорта из Японии; на протяжении изучаемого периода имел тенденцию к увеличению, однако заметный спад произошёл в 2015 г. - 294,9 млн долл. В максимальной точке внешнеторговый баланс в 2018 г. составил 534,6 млн долл. В структуре монголо-японского сотрудничества значительное место занимает безвозмездная помощь японского правительства, в 1990-2016 гг. она составила более 3 млрд долл. [12]. Основная часть средств была направлена на развитие пищевой промышленности, в том числе на приобретение сельхозтехники и удобрений для сельского хозяйства [5, с. 391]. В порядке безвозмездной помощи Япония поставляла автобусы для общественного транспорта, дизельные станции и генераторы для сельского хозяйства, мотоциклы и генераторы для сельских больниц, комбайны и тракторы для земледельческих хозяйств, оборудование для рытья колодцев и водоснабжения г. Улан-Батора и т.п. [2, с. 126].

Монголо-российское сотрудничество

В последние годы монголо-российские политические, экономические и социальные связи активизируются, сотрудничество расширяется во всех областях. Торговый оборот между Монголий и Россией в среднем за год (2009-2018 гг.) составил 2,2 млрд долл., т.е. около 10,3 % среднегодового внешнеторгового оборота Монголии. На данный момент Россия является вторым по объёму внешней торговли партнёром Монголии (13,8% от всей внешней торговли страны в 2018 г.). Пиковый уровень взаимного товарооборота пришёлся на 2012 г. и составил 1 926,8 млн долл. США. Как видно из (табл. 2), торговля между двумя странами носит явно несбалансированный характер. Более того, в последние годы дисбаланс не только не уменьшился, а наоборот, продолжает расти высокими темпами. В 2018 г. отрицательное сальдо достигло своей максимальной точки -1,624 млн долл., или увеличи-

лось на 41% сравнению с предыдущим годом. В последние годы объём экспорта из Монголии в Россию вырос, но темпы роста пока не достаточны [8, с. 96]. Приоритетными отраслями торгово-экономического сотрудничества между Россией и Монголией признаны: инфраструктура, транспорт, дороги, топливо и энергетика, связь и информационные технологии, геология и горнорудная промышленность, строительство, сельское хозяйство, землепользование, торговля услугами, межбанковское сотрудничество, наука, технология и инновации, туризм, защита окружающей среды, предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий, региональное и приграничное сотрудничество, дальнейшее совершенствование договорно-правовой базы и др. Необходимо отметить, что большую роль в сотрудничестве Монголии с Россией играют приграничные и региональные связи, на долю которых приходится 70 % двустороннего товарооборота.

Недостаточный общий объём и несбалансированность двусторонней торговли, ограниченность номенклатуры монгольских экспортных товаров, продолжающийся рост отрицательного сальдо - наиболее актуальные проблемы в российско-монгольской торговле. В общем объёме иностранных инвестиций, вложенных в экономику Монголии за последние 20 лет (1991-2011 гг.), доля России составила немногим более 3% [3, с. 61]. Существенными препятствиями на пути развития российско-монгольских являются дисбаланс во взаимной торговле, высокие таможенные пошлины и сборы, транспортные расходы, сложные бюрократические процедуры согласования, оформления деловых сделок, прохождения таможенного контроля, различные санитарно-ветеринарные ограничения на ряд монгольских экспортных товаров. Как следствие, многие монгольские бизнесмены предпочитают иметь дело не с российскими, а с китайскими, японскими и западными компаниями. Одной из старейших и проверенных форм торгово-экономического взаимодействия между Россией и Монголией являются совместные предприятия (СП) на территории Монголии. АО «УБЖД», строительные компании «Зарубежстрой», «Зарубежводстрой», «Инкон». На долю УБЖД приходится почти весь объём экспортно-импортных операций страны, 80% грузооборота и 50% пассажирооборота. Совместно разработана и начала реализовываться программа модернизации УБЖД.

В 2016 г. госкорпорация «Ростех» продала 49 % акций в совместных предприятиях «Эрдэнэт» и «Монголросцвет». Возможно, что российская сторона руководствовалась исключительно экономическими причинами, но, наш взгляд, эти меры стали преждевременными, поскольку СП на протяжении долгого времени представляли собой оплот российского экономического присутствия и имели дальнейший потенциал двустороннего развития. Кроме того, Монголия, занимающая важное геополитическое и геостратегическое положение в глубине азиатского континента, превращается в арену открытого и скрытого политического и экономического соперничества между Россией, Китаем, США, Японией, ЕС, Великобританией, Канадой, Южной Кореей и др.

Монголия по запасам природных ресурсов входит в первую десятку стран мира. Между ведущими ТНК - канадской компанией «Ivanhoemines», англо-австралийской «RioTinto», китайскими «Shenhua», «Chalco», американской «PeabodyEnergy», японскими «Itochu», «Mitsui», «Mitsubishi», «Sumitomo», «Marubeni» развернулась жёсткая конкурентная борьба за сырьевые ресурсы Монголии. Вследствие этого России необходимо перейти во многом от декларативного характера двусторонних отношений к реальным шагам и интенсифицировать усилия в политической, торгово-экономической, образовательной, культурной и гуманитарных сферах.

Как видно из табл. 3, внешнеторговый баланс Монголии со странами СВА имеет волнообразный характер, т.е. до 2013 г. имел отрицательное сальдо, за исключением 2012 г.; в дальнейшем же переходит к положительному балансу. В своей максимальной точке он достигает 2,2 млрд долл. Это обусловлено, прежде всего, стабилизацией мировой экономики и увеличением объёмов торгового оборота Монголии и Китая, который в 2018 г. составил 8474,5 млн долл. Необходимо отметить, что в 2010 г. на долю Северо-Восточной Азии приходилось 20% общего объёма мирового ВВП и более 70% ВВП Азии [9].

Таблица 3

Экспорт и импорт Монголии в страны СВА, млн долл.

Показатели 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Совокуп-

ный внеш-

неторговый оборот 4, 02 6, 11 11,41 11,12 10,62 11,01 8,46 8,27 10,53 12,88

Экспорт 1,48 2,58 4,58 4,15 3,79 5,17 4,07 4,80 5,40 6,64

Импорт 1,56 1,04 4,49 4,69 4,33 4,03 2,94 3,19 3,19 4,50

Внешне-

торговый баланс - 0,08 1,04 - 0,08 - 0,53 -0.54 1,13 1,12 1,61 2,21 2,13

Источник: [6]

Интеграционное сотрудничество Монголии и СВА

Монголия заинтересована в активизации своего участия в процессах политической и экономической интеграции в Северо-Восточной Азии и АТР в целом, в более активном и эффективном сотрудничестве с влиятельными региональными, международными экономическими и другими организациями - АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), Форум АСЕМ (Азиатско-Европейский форум), АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия ООН для

Азии и Тихого океана), СТЭС (Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству), которые представляют многосторонние инструменты решения экономических проблем в интересах стран региона. Монголия придает важное значение обеспечению безопасности в Северо-Восточной Азии и денуклеаризации Корейского полуострова. Монголия является инициатором конференции «Улан-Баторский диалог», направленной на установление безопасности и стабильности в СевероВосточной Азии и на Корейском полуострове, которая впервые была проведена в 2014 г. по инициативе тогдашнего главы Монголии Цахиагийн Элбэгдоржа.

Всё большее значение приобретает совместное участие Монголии и СевероВосточной Азии в международных интеграционных проектах. В апреле 2015 г. министр иностранных дел КНР Ван И предложил объединить в совместном китайско-монголо-российском экономическом коридоре существующие в трёх странах концепции транспортных мегапроектов. По его словам, «построение экономического коридора означает соединение китайской идеи построения экономического пояса Шёлкового пути «Один пояс - один путь», монгольской идеи «Степного пути» и продвигаемой Россией идеи создания трансевразийского коридора» [6]. Вместе с тем программа Нового шёлкового пути предполагает прохождение по территории уже существующих интеграционных логистических проектов, таких как ТРАСЕКА (аббревиатура от англ. Transport Corridor Europe - Caucasus - Asia), ЦАРЭС (Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества, ТАЖД (Трансазиатская железная дорога). Кроме того, в СевероВосточной Азии реализуется Программа развития района реки р. Туманная (ПРРТ). Это особенно важный проект создания экономической зоны для стран Северо-Восточной Азии, функционирующей под эгидой Программы развития ООН (ПРООН) с 1991 г. и преобразованной в Расширенную туманганскую инициативу (РТИ) в 2005 г. В рамках данной программы сотрудничество должно осуществляться по шести направлениям: инвестиции, транспорт, торгово-экономическое партнерство, экология, энергетика и телекоммуникации. Поскольку Монголия интенсивно ведёт поиски угля, железных и полиметаллических руд, урана, нефти и других природных ресурсов в восточной части своей территории, она заинтересована в создании транспортной связи этого района с морем и поэтому своё участие в программе «Туманган» определила очень чётко - создание лендбриджа к портам стран TRADP (аббревиатура от англ. The Tumen River Area Development Project) [8, с. 214]. В последнее время продвигается идея о создании энергосистемы, соединяющая Южную Корею, Монголию, Китай, Россию и Японию, так называемая «суперсеть Северо-Восточной Азии», которая будет стоить от 7,2 до 8,6 трлн вон [9].

Таким образом, в условиях глобализации мировой экономики тенденция к региональному экономическому сотрудничеству становится всё более актуальной. В новом столетии Азия постепенно превращается в новый центр мирового экономического развития. Одним из таких субрегионов является Северо-Восточная Азия (СВА) с основными центрами в Китае, Японии и Республике Корея, которая пока-

зывает огромный потенциал развития. Монголия прошла сложный путь переходного периода, трансформации политической системы, перехода к рынку, демократическим преобразованиям, твёрдо стоит на позициях развития сбалансированных приоритетных отношений с Россией и Китаем, укрепления многосторонних партнёрских отношений с Японией и Республикой Корея, КНДР и повышения своей роли и участия в интеграционных процессах в СВА и АТР. В силу своего географического положения и особенностей экономического и политического развития Монголия не может оставаться в стороне от регионального сотрудничества стран СВА. Для Монголии жизненно важно определить свой курс взаимодействия в процессах экономической интеграции, в различных формах двустороннего и многостороннего экономического и интеграционного сотрудничества со странами субрегиона СВА, используя прежде всего свои ресурсные возможности.

Список литературы

1. Базаров, В. Б. Динамика монголо-корейской внешней торговли / В. Б. Базаров, Ю. Г. Григорьева // Власть. - 2015. - № 8. - С. 120-124.

2. Гольман, М. И. Современная Монголия в оценках западных авторов / М. И. Голь-ман. - Москва : Ин-т востоковедения РАН, 2009. - 187 с. - ISBN 978-5-89282-399-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Грайворонский, В. В. Концепция внешней политики // Проблемы Дальнего Востока. - 2012. - № 2. - С. 56-69.

4. Григорьева, Ю. Г. Экономическое сотрудничество между Республикой Корея и Монголией: современное состояние и перспективы // Мировая политика. -2018. - № 1. - С. 13-23.

5. История Монголии. XX век. - Москва : Ин-т востоковедения РАН, 2007. - 393 с.

6. Монгол Улсын статистикийн эмхтгэл. 2009-2018. - Улан-Батор, 20102019. - 574 с. - Статистический сборник Монголии.

7. Программа по развитию российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на 2006-2010 гг. - Москва, 2006. - 17 с.

8. Россия и Монголия на пути стратегического партнерства. - Москва : Ин-т востоковедения РАН, 2011. -324 с.

9. Создание «Суперсети Северо-Восточной Азии» оценивается в 6,2 млрд долларов // Информационное агентство ARD. - URL: http://asiarussia.ru/news/21082/ (дата обращения: 28.10.2019).

10. Статистические данные Международного валютного фонда // Международный валютный фонд. - URL: https://www.imf.org/external/russian/ (дата обращения: 29.10.2019).

11. Россия и Монголия подпишут программу о создании экономического коридора в 2018 году // Информационное агентство ТАСС. - URL: http://tass.ru/vef-2017/articles/4538469/ (дата обращения: 28.10. 2019).

12. Железняков, А. С. Монголия стремится стать «азиатской Швейцарией» / А. С. Железняков, В. А. Родионов // Российский совет по международным делам. -URL: https: //russiancouncil .ru/analytics -and-comments/analytics/mongoliya-stremitsya-stat-aziatskoy-shveytsariey (дата обращения: 25.11.2019)

References

1. Bazarov V.B., Grigoryeva Yu.G. Dinamika mongolo-koreiskoi vneshnei torgovli [Dynamics of the Mongolian-Korean foreign trade]. Vlast', 2015, no. 8, pp 120-124.

2. Golman M.I. SovremennayaMongoliya v otsenkakh zapadnykh avtorov [Modern Mongolia in the estimates of Western authors]. Moscow: Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sci., 2009. 187 p. ISBN 978-5-89282-399-9.

3. Graivoronsky V.V. Kontseptsiya vneshnei politiki [The concept of foreign policy]. Problemy Dal'nego Vostoka, 2012, no. 2, pp. 56-69.

4. Grigoryeva Yu.G. Ekonomicheskoe sotrudnichestvo mezhdu Respublikoi Koreya i Mongoliei: sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Economic cooperation between the Republic of Korea and Mongolia: current status and prospects]. Mirovayapolitika, 2018, no. 1, pp. 13-23.

5. History of Mongolia. XX century. Mosow: Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sci., 2007. 393 p. (In Russian).

6. Statistical compilation of Mongolia. 2009-2018 Ulan-Bator, 2010-2019. 574 р. (In Mongolian).

7. Program for the development of Russian-Mongolian trade and economic cooperation for 2006-2010. Moscow, 2006. 17 р. (In Russian).

8. Rossiya i Mongoliya na puti strategicheskogo partnerstva [Russia and Mongolia on the path of strategic partnership]. Mosow: Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sci., 2011. 324 p.

9. The creation of the «Northeast Asian Supernet» is estimated at $ 6.2 billion. ARD News Agency. Available at: http://asiarussia.ru/news/21082/ (accessed 28 October 2019). (In Russian).

10. Statistical data of the International Monetary Fund. International Monetary Fund. Available at: https://www.imf.org/external/russian/ (accessed 29 October 2019). (In Russian).

11. Russia and Mongolia will sign a program to create an economic corridor in 2018. TASSNews Agency. Available at: http://tass.ru/vef-2017/articles/4538469/ (accessed 28 October 2019).

12. Zheleznyakov A. S., Rodionov V. A. Mongolia aspires to become "Asian Switzerland". Russian Council for international Affairs. Available at: https://russiancouncil.ru /analytics-and-comments/analytics/mongoliya-stremitsya-stat-aziatskoy-shveytsariey (accessed 25 November 2019). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.