^ Психологическая наука на службе у педагога
Монетарное поведение и смысложизненные ориентации
студентов вуза f)
В. О. МОХОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии НГПУ им. К. Минина (Нижний Новгород) veronika.mokhova@ gmail.com
Аннотация: В статье представлено исследование взаимосвязи смысложизненных ори-ентаций и монетарного поведения у студентов, рассматриваются действия с деньгами или готовность к этим действиям. Результаты проведенного исследования доказывают, что существует взаимосвязь монетарного поведения и смысложизненных ориентаций у студентов: чем выше осмысленность жизни, тем ниже тревожность и напряжение по отношению к деньгам. На отношение студентов к деньгам не влияет их пол или профессиональная специализация.
Annotation: The paper presents a study of the correlation between students' life-meaning orientations and monetary behaviour, and considers their money-related actions or readiness to take these actions. The results of the study prove that there is a interrelation of students' monetary behaviour and their life-meaning orientations: the higher the life purpose, the lower the anxiety and tension in relation to money. Students' attitudes towards money are not influenced by their gender or professional field of study.
А. А. НИКИТИНА, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии НГПУ им. К. Минина (Нижний Новгород)
К. А. СОЛОВЬЕВА,
педагог-психолог
государственного
бюджетного
учреждения
"Социально-
реабилитационный
центр для
несовершеннолетних Варнавинского района" [email protected]
Ключевые слова: монетарное поведение, смысложизненные ориентации, студенты, деньги, высшие учебные заведения
Keywords: monetary behavior, life-meaning orientations, students, money, higher educational institutions
Сегодня деньги являются не только экономическим, но и психологическим феноменом, который приобретает собственную ценность, оказывая влияние на формирование личности. На основе отношения к деньгам и стратегий монетарного поведения могут определяться качества личности и вырабатываться ценностные ориентиры. В период юношества происходит активное формирование жизненных ценностей. В связи с этим интересно рассмотреть связь монетарного поведения студентов с такой характеристикой личности, как смысложизненные ориентации.
На данный момент точно не известно, какие факторы влияют на формирование и закрепление монетарного поведения, какие изменения происходят в монетарном поведении с течением жизни человека; не изучена взаимосвязь монетарного поведения с различными компонентами и сферами личности, в том числе ценностно-смысловой.
Целью исследования является изучение взаимосвязи смысложизненных ориен-таций и монетарного поведения у студентов; объектом — монетарное поведение и смысложизненные ориентации у студентов; предметом исследования — взаимосвязь монетарного поведения и смысложизненных ориентаций у современных девушек и юношей от 18 до 20 лет.
Нами была сформулирована гипотеза, которая состоит в том, что существует взаимосвязь монетарного поведения и смысложизненных ориентаций у студентов, то есть чем выше осмысленность жизни, тем ниже тревожность и напряжение по отношению к деньгам.
В исследовании мы опирались на следующие теоретико-методологиче-
ские основы: исследования смысловой сферы личности [2]; представление о монетарном поведении как компоненте ценностно-смысловых отношений [10; 13]; изучение монетарного поведения через индивидуально-психологические особенности [4; 5; 13; 14].
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина. Выборку составили студенты факультета физической культуры и спорта и факультета естественных и математических наук в количестве 74 человека, 38 юношей и 36 девушек. Все студенты обучаются на 1—2-х курсах очного отделения.
Монетарное поведение — междисциплинарное понятие. В рамках социологии большой вклад в изучение монетарного поведения внес А. Фернам. Его исследования были направлены на изучение отношений личности к деньгам в контексте нравственных оценок и ассоциаций. Современные исследования монетарного поведения проводятся в русле социологии [1; 3; 16], благодаря работам экономистов произошло становление экономической психологии. В отечественной психологии велись исследования нравственной оценки денег [8], изучалось отношение к деньгам как компонент психологических отношений [13], влияние семьи на монетарное поведение [11], монетарные стратегии студентов [12].
В нашей работе монетарное поведение определяется как компонент ценностно-смыслового отношения личности к деньгам, который детерминируется экономическим поведением и проявляется в совокупности действий с деньгами или готовности к этим действиям. Исследовались следующие действия с деньгами:
управление деньгами (рациональное или пренебрежительное отношение к деньгам); трата денег (накопление или быстрое избавление от денег); контроль денег (ведение учета доходов и расходов); оценка денег (высокая или низкая значимость денег); расходование денег (экономия или расточительство); наделение денег особым смыслом (деньги как символ власти или влияния на других; деньги как «лекарство» от плохого настроения). Рост общей ответственности личности должен влиять и на ответственность монетарного поведения, поскольку: «ответственность выступает средством регуляции (самореализации) деятельности личности, то есть как средство внутреннего контроля (самоконтроля), способность контролировать собственные переживания и регулировать свой ответ на внешние факторы» [6, с. 3]. Монетарное поведение обладает следующими закономерностями: отношение к деньгам и стратегии обращения с ними формируются в процессе развития человека, определяются психосоциальными факторами и отличаются устойчивостью и обобщенностью. Монетарные отношения определяют жизненную установку человека относительно денег.
Второй значимый для нашего исследования термин — смысложизненные ориентации, под которым мы понимаем целостную систему наивысших ценностей и главных идей, отражающих направленность личности, осознанность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [9].
В настоящее время процесс социализации современной молодежи сопровождается неустойчивостью в ценностных ориентациях и сложностью определения смысла жизни, а происходящие экономические кризисы и сокращения работников на
Рост общей ответственности личности должен влиять и на ответственность монетарного поведения, поскольку: «ответственность выступает средством регуляции (самореализации) деятельности личности.
многих производствах страны оказывают влияние на отношение молодежи к деньгам и сферах их зарабатывания.
Для реализации поставленной цели, были отобраны и использованы следующие методики:
•/ тест смысложизненных ориентаций (адаптированная Д. А. Леонтьевым версия теста «Цель в жизни» Д. Крамбо и его коллег); в нем содержатся 20 пар противоположных утверждений, которые состоят из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом; тест СЖО позволил оценить «источник» смысла жизни;
■/ опросник монетарных отношений М. Ю. Семенова (адаптированный вариант методики А. Фернама «Шкала денежных представлений и поведения»), содержащий 45 утверждений, имеющих отношение к некоторым операциям с деньгами (респонденту нужно оценить степень согласия с ними); применяется для выяснения отношения респондентов к деньгам и мотивов, определяющих такое отношение;
■/ опросник «Нравственная оценка денег» Е. И. Горбачевой и А. Б. Купрей-ченко — для исследования существующей в сознании респондентов связи понятия «деньги» с позитивными и негативными явлениями (25 категорий, наиболее тесно связанных с понятием «деньги», оцениваются по 7-балльной шкале).
Были исследованы особенности и специфические взаимосвязи монетарного поведения и смысложизненных ориентаций у современных студентов, проведен сравнительный анализ между группами. Выборка делилась по специализации. Завершающим этапом исследования стало выявление взаимосвязи между монетарным поведением и смысложизненными ориентациями.
Согласно опроснику монетарных отношений, по каждой из возможных шкал преобладают средние показатели (таблица 1).
Таблица 1
Опросник монетарных отношений
Шкала Уровень, %
низкий средний высокий
Позитивное и рациональное отношение к деньгам. Искусство управлять деньгами 12 69 19
Фиксация на деньгах. Мотив экономии 14 78 8
Тревожность из-за денег. Мотив финансовой безопасности 16 57 27
Негативные эмоции по отношению к деньгам. Напряжение из-за денег 22 64 14
Терапевтическая функция денег, деньги как удовольствие или лекарство 22 64 14
Результаты, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что у респондентов самый высокий уровень по шкале «Тревожность из-за денег» (27 %), наиболее низкий по шкалам «Негативных эмоций по отношению к деньгам» и «Терапевтическая функция денег» (22 % и 22 %).
По методике «Нравственная оценка денег», был вычислен средний балл по каждому показателю (максимальный балл 7). Значимых различий в нравственной оценке денег не было обнаружено ни в группах юношей и девушек, ни в группах разных специальностей (таблица 2).
Таблица 2
оценка денег
Показатели Баллы Показатели Баллы
Правдивость 3 Принципиальность 4
Беспринципность 3 Комфорт 6
Любовь 3 Развлечения 6
Ответственность 5 Безответственность 3
Достижения 5 Информация 5
Нетерпимость 3 Цинизм 4
Справедливость 3 Власть 6
Свобода 5 Конфликт 4
Средство существования 6 Сила 5
Здоровье 6 Безопасность 6
Терпимость 4 Лживость 4
Несправедливость 4 Развитие 6
Зависимость 5
Из таблицы 2 видно, что студенты наиболее прочно связывают понятие «деньги» с такими понятиями, как «средство существования», «здоровье», «комфорт»,
«развлечения», «власть», «безопасность» и «развитие». Тогда как с понятиями «правдивость», «беспринципность», «любовь», «нетерпимость», «справедливость»,
«безответственность» деньги, по мнению (СЖО)» выявил преобладание средних студентов, связаны меньше всего. показателей по каждому из возможных
«Тест смысложизненных ориентаций показателей (таблица 3).
Таблица 3
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)
Показатель Уровень, %
низкий средний высокий
Осмысленность жизни 16 64 20
Цели в жизни 20 64 16
Процесс жизни 24 60 16
Результат жизни 16 64 20
Локус контроля Я 12 60 28
Локус контроля Жизнь 12 68 20
На основании таблицы 3 можно утверждать, что наиболее высокий уровень респонденты продемонстрировали по показателю «Локус контроля Я» (28 %), наиболее низкий по показателю «Процесс жизни» (24 %).
Для выявления взаимосвязи смысложизненных ориентаций и отношения к деньгам у студентов мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
При анализе результатов по двум шкалам «Опросника монетарных отношений» были выявлены статистически значимые взаимосвязи (по другим шкалам взаимосвязи не выявлены). Основой для вычисления послужили данные из психодиагностических методик «Смысложизненные ориентации (методика СЖО)» Д. А. Леонтьева и «Опросник монетарных отношений» М. Ю. Семенова (Таблица 4).
Таблица 4
Корреляционный анализ, шкалы «Тревожность из-за денег» и «Негативные эмоции к деньгам»
Шкалы методик «Смысложизненные ориентации» Шкала «Тревожность из-за денег. Мотив финансовой безопасности» Шкала «Негативные эмоции по отношению к деньгам. Напряжение»
«Осмысленность жизни» - 0,262* - 0,283*
«Цели в жизни» - 0,182 - 0,275*
«Процесс жизни» - 0,2 - 0,186
«Результат жизни» - 0,16 - 0,231*
«Локус контроля я» - 0,192 - 0,301**
«Локус контроля жизнь» - 0,243* - 0,294*
Примечание: * — достоверно значимые различия на уровне р < 0,05 (по коэффициенту корреляции Спирмена)
При анализе взаимосвязи показателя «Осмысленность жизни» и шкалы «Тревожность из-за денег» выявлена отрицательная корреляция, то есть при уменьшении показателя «Осмысленность жизни» возрастает тревожность из-за денег и появляется мотив финансовой безопасности и наоборот. При анализе взаимосвязи показателей «Локус контроля жизнь» с той же шкалой была получена отрицательная корреляция, соответственно, если значения «Локус контроля жизнь» увеличиваются, то тревожность из-за денег уменьшается и наоборот.
При анализе взаимосвязи шкал методики «Смысложизненные ориентации» со шкалой «Негативные эмоции по отношению к деньгам. Напряжение» все показатели, кроме «Процесса жизни», показали отрицательную корреляцию с данной шкалой. Самое высокое значение корреляции выявлено при сравнении «Локуса контроля Я» и шкалой негативных эмоций: локус контроля я имеет большое влияние на негативные эмоции по отношению к деньгам и напряжение.
На основании полученных данных мы можем сделать следующие выводы. В результате исследования полностью подтвердилась гипотеза о том, что существует взаимосвязь монетарного поведения и смысложизненных ориентаций у студентов: чем выше осмысленность жизни, тем ниже тревожность и напряжение по отношению к деньгам. Мы получили статистически значимую взаимосвязь между уровнями тревожности и напряжения по отношению к деньгам и уровнем осмысленности жизни. Если уровень осмысленности жизни повышается, то тревожность и напряжение из-за денег уменьшается. Таким образом, можно утверждать, что если молодежь становится активным субъектом и «строителем» своей жизни, то тревожность и напряжение из-за денег снижаются.
В ходе исследования были также обнаружены общие тенденции в проявлениях монетарного поведения и смысложиз-
ненных ориентаций у студентов. Так, в нравственной оценке денег не обнаружено различий ни между группами юношей и девушек, ни между группами разных специальностей, все студенты примерно одинаково оценивают понятие «деньги» и отмечают высокую связь его с такими понятиями как «средство суще-ствования»,«здоровье», «комфорт», «развлечения», «власть», «безопасность» и «развитие».
Кроме этого, современные студенты связывают понятие «деньги» с такими понятиями, как «средство существования», «здоровье», «комфорт», «развлечения», «власть», «безопасность» и «развитие», а с понятиями «любовь», «безответственность», «нетерпимость», «правдивость» деньги, по мнению студентов, связаны меньше всего.
В настоящее время происходит интенсивная трансформация социальных отношений, которая приводит к изменениям не только в экономической сфере, но и в системе ценностей каждого индивида. Социальная группа молодежи в большей степени подвержена влиянию тенденций современного общества, поэтому исследование монетарного поведения и смысло-жизненных ориентаций студентов является важной задачей. Благодаря развитию личностной рефлексии в юности интенсивно происходит «переосмысление человеком отношений с предметно-социальным миром, которое выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя, а с другой — в выработке более адекватных знаний о мире» [7, с.26], а значит, и в выработке более эффективного монетарного поведения как одного из направлений расширения знаний о мире. Разработка рекомендаций по повышению эффективности монетарного поведения и осознанности смысложизненных ориентаций молодежи является одним из направлений дальнейших исследований.
В настоящее время происходит интенсивная трансформация социальных отношений, которая приводит к изменениям не только в экономической сфере, но и в системе ценностей каждого индивида.
Список литературы
1. Абрамова, С. Б. Деньги в социальном взаимодействии: Опыт теоретического и эмпирического исследования : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук /
С. Б. Абрамова. — Екатеринбург, 2001. — 150 с.
2. Асмолов, А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии / А. Г. Асмолов. — Москва : Смысл, 2002. — 480 с. — ISBN 5-89357-112-6.
3. Верховин, В. И. Экономическая социология. В 2 томах / под редакцией
B. И. Верховина. — Москва : Книжный дом Университет, 2009. — 409 с.
4. Дейнека, О. С. Экономическая психология : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / О. С. Дейнека. — Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2000. — 160 с. — ISBN 5-288-02686-6.
5. Енин, В. В. Психологические подходы исследования монетарного поведения в современной науке / В. В. Енин // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2013. — № 45. — С. 39—42.
6. Кочнева, Е. М. Профессиональная ответственность как предмет психологических исследований / Е. М. Кочнева, Л. Б. Морозова // Вестник Мининского университета. — 2016. — № 4 (17). — С. 30.
7. Куимова, Н. Н. Рефлексивность как свойство личности в юношеском возрасте / Н. Н. Куимова, В. С. Губина, К. Н. Семенычева // Нижегородский психологический альманах. — 2019. — Том 1. — № 2. — С. 17—28.
8. Купрейченко, А. Б. Нравственная оценка денег как фактор экономического самоопределения Российской молодежи / А. Б. Купрейченко, А. А. Акбарова // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. — 2014. — № 2. — С. 186—189.
9. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев — Москва : Политиздат, 1975. — 304 с.
10. Макарова, Е. А. Психологические аспекты структурных компонентов и характеристик ценностно-смысловых отношений к деньгам / Е. А. Макарова, Е. Л. Макарова, Е. А. Махрина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2015. — № 4 (169). — С. 107—114.
11. Максименко, А. А. Роль семьи в формировании монетарного поведения личности / А. А. Максименко, В. В. Шмуль // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. — 2021. — № 1. — С. 343—346.
12. Поликарпов, В. А. Прикладное исследование монетарных стратегий экономического поведения студентов / В. А. Поликарпов // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. — 2022. — № 22-3. — С. 279—283.
13. Семенов, M. Ю. Методика оценки монетарных отношений у школьников / M. Ю. Семенов // Омский научный вестник. — 2010. — № 5 (91). — С. 137—141.
14. Семенов, М. Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / М. Ю. Семенов. — Ярославль, 2004. — 22 с.
15. Фернам, А. Деньги. Секреты психологии денег и финансового поведения / А. Фернам, М. Аргайл [перевод с английского : А. Можаев, Л. Царук, Н. Миронов]. — Москва : ОЛМА-Пресс, 2004. — 352 с. — ISBN 5-93878-156-6.
16. Хусаинова, А. И. Доверие к деньгам: проблемы содержательного определения / А. И. Хусаинова // Вестник экономики, права и социологии. — 2020. — № 2. —
C. 39—41.