158
ном - "несомненное достижение именно европейских исторических традиций, поэтому вряд ли продуктивно развитие идеи о том, что глобализация - исключительно негативный продукт западного пути развития" [1,101].
Но современный этап развития глобализирующегося мира отличается рядом особенностей, разительно отличающих современный мир от ранее существовавшего - сложилась совершенно иная, чем ранее, картина мира, вызванная тем, что современное национальное экономическое и военное пространство государств, в том числе и российского, пронизано сетевыми наднациональными структурами, которые весьма произвольно пересекают силовые геополитические линии, внося новые акценты во взаимодействия государств и во все сферы жизнедеятельности людей. Произошел глубокий водораздел между миром "старым" и "новым".
Дальнейший рост неформализованной международной среды, на современном этапе опережающей рост функциональных организаций, можно назвать центральной проблемой современного этапа развития глобализации. Неформальный стиль и гибкость неформализованных международных организаций, обеспеченная техногенными достижениями цивилизации, оказывается их существенным преимуществом для существования. В результате на планете выстраиваются глобальные и региональные многоярусные сети легальных и нелегальных организаций, преследующих интересы меньшинства за счет большинства, нередко с применением нелегитимных способов борьбы за свои интересы. Во вновь созданной неформализованной международной среде сетевые конгломераты начинают выступать в качестве виртуальных партнеров привычных государственных и корпоративных структур управления или структур мирового экономического хозяйства. При этом привычные структуры во многом уступают по мобильности и оперативности виртуальным партнерам, и они далеко не равнозначны, так как старые структуры неконкурентоспособны, забюрократизированы и можно прогнозировать рост количества опасныхатак со стороны наднациональных экономических и военных образований
с целью обеспечения своей финансовой выгоды.
Финансовые интересы глобальных игроков не только обеспечены новыми организационными принципами, но и диктуют новые технические возможности, мировоззрения, кодексы поведения и т.д. В этом плане использование религии в политических целях стало более опасным, чем в ранние этапы мировой истории. Рост политизации радикальных религиозных догм ведет к реструктуризации мира, изменению схем международных отношений, и их изучение во многом поможет определить направленность политического управления на минимизацию проявлений экстремизма и терроризма в мире. Современный терроризм в России также есть побочное следствие глобализационных процессов с использованием религии в политических целях, где существуют два параллельно идущих процесса влияния глобализации на национальную и региональную безопасность.
Следовательно, необходимо понимание глобализации как комплексного геоэкономи-ческого, геополитического, геоинформацион-ного и геогуманитарного явления, при котором в противовес качественно новым уровням интегрированности и взаимозависимости мирового сообщества, развитию экономической и политической взаимозависимости стран и регионов появляются качественно новые уровни рисков и угроз национальной и глобальной безопасности, дошедшие до такого уровня, на котором становится актуальной постановка вопроса о создании единого правового поля и мировых органов политического и экономического управления.
Примечания:
1. Боташева А.К. Терроризм как феномен современной политической реальности. - Ставрополь: Ставролит, 2009. - 272 с.
2. Видоевич Ф. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире// Социальные исследования. - 2005. - № 4. - С. 29.
3. Григорьева М.А. Политический терроризм: гендерный аспект: дис.... канд. полит. наук. - Пятигорск., 2011. - С. 24.
4. Ильинский И.М. О терроре и терроризме. - М., 2001. - 277 с.
5. Юсупова Г.И. Глобализация и трансформационные процессы в социально-политической сфере республик Северного Кавказа. - М.: Наука, 2009.-110 с.
MONASTERIES OF KUBAN DURING THE WARS OF RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE XIX-XX CENTURIES
Gorbova Irina Alexandrovna, Post-graduate student, Chair of History of Russia,
Armavir State Pedagogical Academy, Armavir E-mail: [email protected]
The activities of Monasteries of Kuban during the military period (the second half of the XIX-XX centuries) is presented in this article. Author pays attention to the financial and moral support, giving by the black priesthood, the warriors and their families. The important role of monasteries of Kuban in the period of disasters is picked out here.
Keywords: monastery; charity; field hospitals; nurse; donations; wounded.
МОНАСТЫРИ КУБАНИ В ВОЙНАХ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х!Х - НАЧАЛА ХХ ВЕКА
В статье показана деятельность монастырей Кубани в военное время (вторая половина Х1Х - начало ХХ вв.). Автор обращает внимание на материальную и моральную поддержку, оказанную черным духовенством, воинам и их семьям. Выделяет значимую роль монастырей Кубани в период бедствий.
Ключевые слова: монастырь; благотворительность; лазареты; сестра милосердия; пожертвования; раненые.
Обращение к вопросам военной истории не теряет своей актуальности. Вместе стем в этой области существует немало белых пятен. Одной из таких малоизученных страниц является деятельность монастырей Кубани в войнах России второй половины Х1Х - начала ХХ века. Интерес к теме диктуется и характерным для современного этапа процессом возрождения казачества, ведь монастыри в регионе были основаны казаками.
Историографию можно разделить на два периода: дореволюционный и постсоветский. Группу дореволюционных работ составляют труды, где данный вопрос рассматривался в рамках иных проблем (в контексте истории казачества и при характеристике православной церкви в регионе) (Ф.А. Щербина, Е.Д. Фелицын и др.) [1]. В послереволюционные годы "воинствующего атеизма" работ, посвященных монашеству, не появилось. И только в постсоветский период "монастырская" тема вновь становится привлекательной для исследователей региона. Так, С.А. Раздольский, рассматривая деятельность монастырей Кубани в целом, вскользь упоминает о военном времени [2]. Современная историография представлена и небольшими статьями, где авторы рассматривают отдельные направления деятельности монастырей Кубани в определенные военные годы (М.Ю. Горожанина, А.Ю. Хлопкова) [3].
Материалы "Кавказских епархиальных ведомостей", опубликованные документы государственных архивов Краснодарского и Ставропольского краев [4], всеподданнейшие отчеты и другие источники позволяют глубже осветить указанную тему.
Целью данной статьи является рассмотрение деятельности монастырей Кубанской области в период войн, которые вела Россия во второй половине XIX - начале XX в.
Осуждая насилие и кровопролитие, православие не признавало захватнических войн с целью обогащения и грабежа. Вместе стем совершенно по-иному оно подходило к защите Отечества. Согласно православной доктрине, спасение родной земли от неприятеля - это святое дело, поэтому долг каждого православного гражданина отдать все, даже собственную жизнь, во имя защиты и спасения Родины [5].
В период войн, при всех церквях проводились молебны с молитвами о даровании победы над врагами, собирались средства для помощи раненым. Православные храмы, атом числе и расположенные на территории монастырей, являлись важными центрами информирования населения о ходе военных действий, гарантом социальной защиты семей, призванных на войну солдат [6].
Активную помощь воинам и их семьям монастыри стали оказывать в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Следует отметить, что и в целом социально-активная позиция иночества наиболее ярко проявлялась во время массовыхбедствий (эпидемий, переселений, войн). Такие характеристики монашеских обителей, как надежность и стабильность позволяли заниматься сбором средств, оказывать благотворительную помощь обществу и государству, объединяя усилия всех сторон и мобилизуя собственные ресурсы в чрезвычайных обстоятельствах.
о
гч
СР
*40
□
*
©
0
1^1
.о»
I—
ЦТ
“5.Д
■
159
ГОРБОВА
Ирина Александровна,
аспирант, кафедра
Истории России,
Армавирская
государственная
педагогическая
академия, Армавир
УДК 271
© Горбова И.А., 2011
160
Важное общественное значение монастыри приобрели не только своими благотворительными делами, просвещением и воспитанием детей, но и живым откликом на нужды общества в военное время [7].
Весьма распространенной формой благотворительной деятельности обителей были регулярно производившиеся ими сборы пожертвований на различные нужды. Монастыри осуществляли сбор средств "в пользу повсеместной помощи пострадавшим на войне воинам и их семьям"; "в пользу нуждающихся славян"; "на больных и раненых сербов и черногорцев" и др. Для этих целей в монастырском храме ставились специальные кружки-копилки, содержимое которых ежегодно извлекалось и отправлялось на нужды армии [8].
В Кубанской области монастыри создавались по просьбе казачьего войска "для престарелых и раненых на войне козаков, которые по богоугодному желанию своему могли воспользоваться спокойною в монашестве жизнию" [9] , то есть изначально деятельность монастырей была направлена на помощь воинам в мирное время, не говоря уже о военном.
Во время войн сестры монастырей Кубани изготовляли все необходимое для военных лазаретов. Из купленного на монастырские средства материала сражающимся воинам шили сорочки, кальсоны, простыни, полотенца и др. Кроме того, монахини проводили регистрацию нуждавшихся, вели учет бедствовавших детей, ухаживали за больными и ранеными солдатами на фронте и в медицинских учреждениях в тылу, вели борьбу с эпидемиями и т.д. [10].
Наибольшего внимания заслуживает изучение деятельности монахинь в качестве сестер милосердия. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг., когда русская армия остро нуждалась в них, "началась подготовка новых сестер Красного Креста". Православная Церковь стремилась помочь русской армии в деле освобождения православных славянских народов от турецкого ига. Указ Синода за № 2065 предписывал "... всем женским обителям озаботиться немедленным приисканием или приготовлением. из подвизающихся в сих обителях лиц, способных к правильному уходу за больными и ранеными и образовать из этих лиц отряды сердобольных сестер, которые в случае надобности могли бы быть отправлены в военные лазареты" [11]. 710 сестер из 95 женских обителей были направлены в места военныхдействий и в лазареты. "Готовность послужить раненым и больным воинам" изъявили 200 монахов и послушников из 43 монастырей. Это они были "воинами без оружия" [12].
Хотя Синод и издал указ о привлечении монахинь и послушниц к уходу за ранеными, выполнение его было желательным, но все-таки не обязательным. Настоятельницы монастырей имели полное право отказаться от этого, обо-
сновав свой отказ различными "уважительными причинами". Нотаких обителей оказалось немного. Черноморская женская обитель, как могла, помогала страждущим. Из Марие-Магдалиновс-кой пустыни отправились ктеатру военныхдействий в азиатскую Турцию 1 монахиня и 6 послушниц. Они ухаживали за ранеными и больными воинами, несли службу не только до конца военныхдействий, но и несколько месяцев после заключения мира. На долю сестер Черноморской пустыни выпало служение раненым и больным воинам вблизи мест самых больших сражений (Карс, Эрзурум, Александрополь и др.). Все они оказывали помощь раненым воинам со знанием дела, полным усердием и самоотвержением, не щадя своих сил и здоровья [13].
В приказах командования не раз отмечались монахини пустыни. "Главное управление общества Красного Креста свидетельствует об их службе перед духовным начальством и признает ее заслуживающей особой награды" [14]. Ведь условия работы во фронтовых госпиталях были крайне тяжелыми. Сестрам приходилось трудиться "в неимоверно тяжелых условиях: на полу, на коленях при страшной тесноте и в зловонной атмосфере. В зимнее время лазареты были переполнены обмороженными и гангренозными больными" [15]. Свирепствовал сыпной тиф, которым переболели многие сестры милосердия, трудившиеся во фронтовых госпиталях. А одна из послушниц Марие-Магдалинской пустыни, после нескольких месяцев самоотверженной службы по уходу за ранеными и больными воинами, умерла от тифа [16]. Великий русский врач Н.И. Пирогов справедливо сказал о сестрах милосердия так: "Каждый врач, которому приходилось работать с сестрами милосердия, должен преклониться перед ихдеятель-ностью..." [17].
Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. женские монастыри призывали потрудиться для больных и раненых воинов, изготавливать необходимые больничные материалы. Все при-чты и монастыри Кубанской области во время военныхдействий на Дальнем Востоке отчисляли из текущих сумм дохода ежемесячно по одному проценту на санитарные нужды Русской армии [18].
В период Первой мировой войны в монастырях было открыто 139 лазаретов, а общее число кроватей в них составило 4135 единиц [19]. Определениями Синода от 19 декабря 1914 г. и от 28 июля 1915 г. православные монастыри были призваны к жертвам и труду на нужды войны: к отводу помещений для выздоравливающих и увеченных воинов, учреждению приютов для солдатских сирот, участию в сборе пожертвований на лечение раненых и помощь солдатским семьям, приготовлению госпиталей и подготовке лиц к уходу за ранеными [20]. Так, настоятель Кавказского миссионерского мона-
стыря иеромонах Нафанаил готов был "принять выздоравливающих воинов в числе 15 человек, с принятием содержания за счет монастыря" [21]. Настоятель Михайло-Афонской Закубанс-кой пустыни Антоний также принял "для поправления воинами своего здоровья до пятнадцати человек на монастырское содержание" [22]. А настоятельница Марие-Магдалиновской пустыни открыла лазарет на 25 кроватей на собственные средства [23].
Монастыри вносили существенную лепту в сбор денежных средств на нужды армии. Так, черным духовенством Кубанской области только в 1914 году было выделено около 15 тысяч рублей (от Михайло-Афонской пустыни - 5 тысяч рублей, Марие-Магдалинского женского монастыря - 3 тысячи рублей, от Екатерино-Лебяжского мужского монастыря - 3 тысячи рублей и др.) [24].
Подводя итог сказанному, следует отметить, что в период войн второй половины Х1Х - начала ХХ века Русская православная церковь осталась верной своей традиции оказывать посильную помощь армии . Невзирая на сложные условия работы, монахи и монахини с честью выполняли свой долг как в тылу, помогая материально нуждающимся, организуя лазареты, заботясь о сиротах и др., так и на фронте в качестве сестер милосердия. Черное духовенство делило все тяготы и невзгоды военной жизни с военным и гражданским населением, оказывало ему посильную материальную и моральную помощь.
Примечание:
1. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. - Екатери-нодар: Печатник, 1910; Щербина Ф.А., Фелицын Е.Д. Кубанское казачество и его атаманы. - М.: Вече, 2007.
2. Раздольский С.А. Монастырские обители юга России, их роль в религиозном и культурном развитии края в XIX - начале XX веков. [Электронный.ресурс]. - Режим доступа: http://www.adygnet.ru/ science/razdolskiy/monast/chernomorel.htm.
3. Горожанина М.Ю. Деятельность православной церкви в годы первой мировой войны // Общество и война: сб. статей. - Краснодар, 2010; Хлопкова А.Ю. Монастыри Кубани в военные годы (конец XIX - начало ХХ в.) // Инновационные технологии в педагогическом образовании: материалы научно-практической конференции; 9-20 марта 2010 г. ЧШ Кн. 5 / под общ. ред. А.М. Гатиевой, С.В. Нед-баевой. - Армавир: РИЦ АГПУ, 2010.
4. Православная церковь на Кубани //Сб. документов. - Краснодар, 2001.
5. См.: Горожанина М.Ю. Деятельность православной церкви... -С. 255.
6. Там же.- С. 257.
7. Основы православной культуры в контексте истории Кубани / под ред. Н.Б. Акоевой. - Славянск-на-Кубани, 2009. - С. 152.
8. Очерки из истории православных Северных женских монастырей середины XIX - начала XX века. [Электронный.ресурс]. -Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/17077/ocherki-iz-zhizni-pravoslavnyh-severnyh-zhenskih-monastyr.
9.Указ императрицы Екатерины II об учреждении Екатерино-Лебяж-ской Николаевской пустыни // Православная церковь на Кубани: сб. документов. - Краснодар, 2001. - С. 333.
10. См.: Основы православной культуры... - С. 153.
11. Горелова Л.Е., Кудря Д.П. Роль Красного Креста в подготовке сестер милосердия // Медицинская сестра. -1987. - № 12. - С. 56.
12. Плугина Л.Б. Милосердие и русско-турецкая война 18771878 гг. // Г оду России в Болгарии посвящается: 130-летие окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и освобождение Болгарии : сборник статей / под ред. В.А. Потатурова. - М.: МИЭМП, 2008. - С. 37.
13. Сообщение о службе сестер Марие-Магдалиновской пустыни и иеромонахов Кизлярского монастыря по уходу за больными и ранеными воинами // Кавказские епархиальные ведомости. -1878. -№ 21.- С. 366.
14. См.: Раздольский С.А. Монастырские обители юга России, их роль в религиозном и культурном развитии края в XIX - начале XX веков. [Электронный.ресурс].-Режимдоступа: http://www.adygnet.ru/ science/razdolskiy/monast/chernomorel.htm.
15. См.: Очерки из истории православных Северных женских монастырей ... http://www.docme.ru/doc/17077/ocherki-iz-zhizni-pravoslavnyh-severnyh-zhenskih-monastyr.
16. См.: Сообщение о службе сестер Марие-Магдалиновской пустыни. - С. 366.
17. Вельяминов Н. А. Пирогов и вопросы частной помощи на войне // Русский хирургический архив. -1907. - № 1. - С. 9.
18.См.: Основы православной культуры. - С. 154.
19. О роли женских монастырей во время войны России с Турцией: Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора святейшего Синода графа Толстого по ведомству православного исповедования за 1877 г.- СПб., 1878. - С. 5.
20. Курышова Л.В. Социокультурная деятельность женских монастырей во второй половине XIX - начале XX века (на материалах женских монастырей Волгоградской области) // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010 - № 2. - С. 123.
21. Рапорт настоятеля Кавказского миссионерского Николаевского монастыря иеромонаха Нафаила вСтавропольскую духовную консисторию о желании принять выздоравливающих воинов в "Обвалы" за счет монастыря // Православная церковь на Кубани: сб. документов. - Краснодар, 2001. - С. 333.
22. Рапорт настоятеля Михайло-Афонской Закубанской пустыни Антония в Ставропольскую духовную консисторию о готовности принять воинов в больницу пустыни // Там же. - С. 333.
23. Рапорт настоятельницы Марие-Магдалиновской пустыни Прискиллы вСтавропольскую духовную консисторию о невозможности принять в обитель выздоравливающих воинов //Там же. -С.418.
24. Сообщение газеты "Кубанские областные ведомости" о помощи кубанского духовенства раненым на фронтах первой мировой войны // Тамже.-С.134.
О
гч
*чО
□
*
©
£3
1^1
■ Он
KfTv
■
161