Научная статья на тему 'Монастыри и монашествующие Русской православной церкви на территории юга Западной Сибири в начале ХХ В. И начале XXI в'

Монастыри и монашествующие Русской православной церкви на территории юга Западной Сибири в начале ХХ В. И начале XXI в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
535
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / МОНАСТЫРЬ / МОНАШЕСТВО / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / CLOISTER / MONASTICISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Овчинников Владислав Алексеевич

Исследуется история православных монашеских обителей на территории юга Западной Сибири. Проанализировано изменение характеристик монастырей и монашествующих на разных этапах исторического развития, динамика и территориальное распределение в начале ХХ и начале XXI вв. Выявлены проблемы организации обителей в постсоветский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the history of the Orthodox monastic cloisters on the territory of the south of West Siberia region. The change of cloisters characteristics on the different historical periods has been analysed as well as dynamics and territorial placed in the beginning 20th century and in beginning of the 21th century. The problems of the beginning of the cloisters in after soviet period has been revealed.

Текст научной работы на тему «Монастыри и монашествующие Русской православной церкви на территории юга Западной Сибири в начале ХХ В. И начале XXI в»

2011 История №1(13)

УДК 271

В.А. Овчинников

МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВУЮЩИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ ЮГА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В НАЧАЛЕ XX В. И НАЧАЛЕ XXI В.

Исследуется история православных монашеских обителей на территории юга Западной Сибири. Проанализировано изменение характеристик монастырей и монашествующих на разных этапах исторического развития, динамика и территориальное распределение в начале ХХ и начале XXI вв. Выявлены проблемы организации обителей в постсоветский период.

Ключевые слова: Русская православная церковь, монастырь, монашество.

Основная цель Русской православной церкви (далее РПЦ), как и любой другой религиозной организации, - распространение вероучения. С достижением этой цели неразрывно связан процесс укрепления организационной структуры церкви, который является одним из показателей ареала распространения православия. Особое место в организационной структуре РПЦ традиционно занимают монастыри, являющиеся религиозными и духовнопросветительными центрами. Сравнение количественных и качественных характеристик монастырей и монашества на различных временных срезах, по нашему мнению, позволяет проследить преемственность религиозного пространства страны и изменения, происходящие в религиозной организации.

Юг Западной Сибири к 1917 г. составлял каноническую территорию Томской епархии (обр. в 1834 г.). К началу ХХ в. Томская епархия включала в себя территорию современных Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, Алтайского края и Республики Алтай. В связи со спецификой развития оргструктуры РПЦ на территории современной Омской области она оставлена за рамками данного исследования. К началу XXI в. на указанной территории были образованы и возрождены следующие епархии РПЦ: Новосибирская и Берд-ская (1943), Кемеровская и Новокузнецкая (1993), Барнаульская и Алтайская (1994), Томская и Аси-новская (1995). Выделение новых епархий подталкивало развитие РПЦ, началось возрождение дореволюционных и создание новых монастырей, которые должны были стать религиозными, духовно-просветительными и экономическими центрами новых епархий.

Обобщающие количественные и качественные характеристики монастырей и монашествующих начала ХХ в. были получены нами в итоге исследования, результаты которого были опубликованы в нашей монографии «Православные монастыри и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX века» и коллективном труде «Русская православная церковь юга Западной Сибири (XIX-XX вв.): исторические очерки» [1-2]. Характеристики начала XXI в. выявлены путем анализа годовых отчетов монастырей и епархий за 2000-2008 гг., хранящихся в текущих архивах епархиальных управлений Новосибирской и Бердской, Кемеровской и Новокузнецкой, Барнаульской и Алтайской, Томской и Асинов-ской епархий РПЦ.

К 2007 г. по сравнению с 1917 г. произошли изменения характеристик монашеских обителей юга Западной Сибири. Количество обителей увеличилось с 11 до 21. Если к 1917 г. одна монашеская обитель Томской епархии приходилась примерно на 86 тыс. кв. км и 318,2 тыс. лиц православного вероисповедания, то к 2007 г. примерно на 45 тыс. кв. км и на 448 тыс. жителей. За 19162007 гг. население юга Западной Сибири возросло почти в три раза, а число монашеских обителей выросло в два раза.

Изменилась типологическая структура монашеских обителей: в 1917 г. из 11 было 8 женских (4 монастыря и 4 общины) и 3 мужских (2 монастыря и 1 пустынь) обители, в 2007 г. - 10 мужских, 8 женских монастырей и 3 женских скита. На современном этапе продолжают незначительно преобладать женские обители.

Монастыри и монашествующие Русской православной церкви на территории юга Западной Сибири

В 1917 г. из 11 обителей епархии три женских и один мужской монастырь были городскими, остальные 7 обителей были расположены в сельской местности или местности, где традиционно проживало инородческое население. В 2007 г. из 21 обителей 11 находилось в сельских населенных пунктах, но различия между «городскими» и «сельскими» обителями в начале XXI в. стали менее выражены, так как из-за небольшого числа насельников и отсутствия земельных владений большинство «сельских» монастырей не имеют крупных хозяйств, а часть «городских» экономически благополучных монастырей содержат сильные подсобные хозяйства. Некоторые «сельские» монастыри находятся в непосредственной близости от городов.

Произошли изменения в территориальном распределении монашеских обителей, что соответствовало сдвигам в системе расселения этнически православного населения и экономическом развитии региона. Появление монастырей также зависело от образования новых административнотерриториальных единиц. Так, монашеские обители в начале XXI в., несмотря на дореволюционные миссионерские традиции, практически не были возрождены на территории вновь созданных национальных республик. В 1917 г. из 11 обителей Томской епархии шесть (мужской монастырь, мужская пустынь, два женских монастыря и две женские общины) находились в ведомстве Алтайской духовной миссии, т.е. были миссионерскими. На территории современной Республики Алтай находились в 1917 г. - 3, в 2007 г. - 1 монашеская обитель; современной Республики Хакасия в 1917 г. - 1, в 2007 г.- 0; современного Алтайского края в 1917 г. - 4, в 2007 г. - 8; современной Томской области в 1917 г. - 2, в 2007 г. - 3; современной Кемеровской области в 1917 г. - 1, в 2007 г. -2; современной Новосибирской области в 1917 г. -0, 2007 г. - 7.

Из возникших к 2007 г. обителей только Томский Алексиевский муж. монастырь и Иоанно-Богословский женский скит (расположен на месте Чемальской женской общины) имеют дореволюционную историю, а 19 являются вновь созданными. Поэтому одной из основных проблем, тормозящих развитие современных сибирских монастырей, является утрата традиций монашеской жизни и отсутствие исторических корней. Процесс создания 21 монашеской обители за короткий постсоветский временной отрезок на территории юга

Западной Сибири связан с решением задачи создания опорных точек для вновь образованных епархий РПЦ. К 2010 г. количественный рост монастырей прекратился, так как перед существующими обителями стоят сложные задачи качественного характера, на решение которых уйдет не одно десятилетие.

Темпы роста насельников монашеских обителей в постсоветское время превосходили темпы роста в пореформенный период дореволюционного периода. Если в 1869 - 1916 гг. число насельников монастырей и общин Томской епархии (с учетом открытия новых обителей) выросло со 100 до 972 чел., т. е. почти в 10 раз за 47 лет, то в 1994 - 2007 гг. с 60 до 458 чел., т.е. почти в 8 раз за 13 лет. При этом надо учитывать влияние в постсоветское время следующих факторов: отсутствие в советский период монастырей в Сибири, утрата традиций иноческой жизни, атеистическое воспитание большей части населения. Быстрый рост насельников монастырей был достигнут не за счет расширения общин действующих обителей, а за счет ежегодного появления большого количества новых.

Еще более быстрыми темпами в постсоветское время шел рост числа монашествующих. Если к 1916 г. во всех обителях Томской епархии служили 164 монаха и монахини, что составляло около 17% от числа насельников, то к 2007 г. более 50 % насельников составляли монахи и монахини (более 200 чел.). Эта особенность формирования постсоветского монашества связана с отсутствием возрастного ценза и других ограничений на иноческий постриг, а также желанием в короткие сроки возродить полнокровные монашеские общины в регионе. Рост монашества юга Западной Сибири, за неполные 20 лет приведший к численному превышению монашества досоветского времени, не мог негативно не отразиться на его качественных характеристиках. Указанный перекос в соотношении монашествующих и послушников/послушниц в постсоветское время во многом ограничил развитие организационно-хозяйственной структуры обителей. В динамично развивающихся женских обителях дореволюционного периода именно послушницы составляли к 1916 г. более 90 % на-сельниц обителей и являлись основной рабочей силой и источником пополнения монашества.

Существенно изменились и возрастные характеристики. До революции в среднем около 40% насельниц женских обителей были не старше

30 лет. Средний возраст насельников мужских обителей был выше, чем в женских, но у большей части братии также составлял менее 50 лет. В постсоветское время, наоборот, возраст братии мужских монастырей составлял менее 35 лет, а основную долю насельниц женских обителей составляли сестры в возрасте от 50 до 80 лет.

Образовательный уровень насельников обителей в постсоветский период, несомненно, вырос в абсолютных показателях как для мужчин (практически 100 % которых получили среднее и высшее духовное образование в начале XXI в.), так и для женщин. Уже отмеченные нами более быстрые относительные темпы роста числа монастырей и их насельников в постсоветское время по сравнению с дореволюционным периодом привели к тому, что большинство монастырей были малолюдными, а среднее число насельников, приходящихся на одну обитель, было значительно ниже дореволюционных показателей: в 1916 г. на одну обитель приходилось примерно 88,4 насельника (из них примерно 15 монашествующих), в 2007 г. -23 насельника (из них 13 монашествующих).

В дореволюционный период большая часть насельниц была сконцентрирована в 4 женских монастырях по 200 и более сестер. Малочисленными были мужские монастыри (в Чулышман-ском - 16 насельников и из них 10 монахов; в Томском - 48 насельников, из них 15 монахов), а так-

же возникшие в начале ХХ в. женские общины и мужская пустынь. К 2007 г. только в двух из 21 обители число насельников приближалось к 100 чел., в большинстве находилось от 1 до 15 чел.

Для оценки сохранения православного пространства и распространения влияния РПЦ, на наш взгляд, необходимо сравнить и показатель соотношения числа населения юга Западной Сибири с числом насельников обителей на этой территории в 1916 и 2007 гг. К 1916 г. в среднем один насельник монашеских обителей примерно приходился на 3600 чел., а один монашествующий - на 21343 чел., населяющих Томскую губернию. К 2007 г. плотность населения возросла, численность увеличилась почти в три раза, и в среднем один насельник стал приходиться на 20524 чел., а один монашествующий - на 11422 чел., что косвенно подтверждает сохранение влияния РПЦ на данной территории, сумевшей за короткий период 1990-х - начала XXI в. восстановить свою организационную структуру на юге Западной Сибири.

ЛИТЕРАТУРА

1. Овчинников В.А. Православные монастыри и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX века. Кемерово, 2004.

2. Русская православная церковь юга Западной Сибири (XIX-XX вв.): исторические очерки. Кемерово, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.