УДК 321 "312"
https://doi.org/10.24158/pep.2019.9.5
Федорова-Кузнецова Ирина Владимировна
кандидат политических наук, доцент кафедры социально-правовых и гуманитарно-педагогических наук Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова
МОНАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
Fedorova-Kuznetsova Irina Vladimirovna
PhD in Political Science, Associate Professor, Socio-Legal Sciences, Humanities and Pedagogical Science Department, Saratov State Vavilov Agrarian University
THE SYSTEM OF MONARCHICAL GOVERNMENT IN MODERN WORLD AND ITS FEATURES
Аннотация:
В статье рассмотрены современные особенности и направления развития монархических форм правления. Форма правления любого государства непосредственно обусловлена сущностью самого государства и формой организации государственной власти, ее внутреннего состояния. При монархической форме главой государства является монарх. Монархические институты прошли длительный процесс политической эволюции и подверглись серьезной модернизации, в результате чего появились более современные их модификации. Целью исследования является выявление основных особенностей современных монархий, которые в значительной степени отличают их от исторических прототипов. Исследование основано на анализе характеристик трансформации современных монархий в условиях развития демократии и либерализма, а также изучения перспектив их дальнейшей модернизации. Рассмотрены примеры и виды трансформации, варианты функционирования монархий. Автор делает вывод о том, что монархическая система власти не изжила себя, она серьезно модернизировалась, приобрела в процессе эволюции новые, особенные черты и адаптировалась к изменившимся условиям.
Summary:
The form of government of any state is directly determined by the essence of the state and the form of organizing the state power, its internal circumstances. Under a monarchical government, the head of the state is always the monarch. And the form of the monarchy is completely irrelevant whether it is absolute or constitutional (limited). Monarchy is characterized, first of all, by monocracy, i.e. belonging of state power to the single person - the monarch, and hereditary way of transferring power from one monarch to another. At the same time, it should be noted that the monarchical institutions have undergone a long political evolution and serious modernization resulting in later modifications. The main purpose of our study is to identify the main features of present-day monarchies which in large part distinguish them from historical prototypes.
Ключевые слова:
форма правления, монархические институты, абсолютная монархия, конституционная монархия, монарх, глава государства, государство, государственная власть, монархизм.
Keywords:
government form, monarchical institutions, absolute monarchy, constitutional monarchy, monarch, head of state, state, state power, monarchism.
В современном мире существуют более 230 государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Из них только около трех десятков стран по своей форме правления относятся к монархиям. Формально к их числу можно причислить и страны, входящие в Британское Содружество, где главой государства чисто номинально считается английская королева (Канада, Австралия, Новая Зеландия и т. д.). Однако государств с республиканской формой правления на политической карте мира явно гораздо больше. Как правило, форма правления, установившаяся в той или иной стране, обусловлена традициями ее исторического и культурного развития. Безусловно, республиканский строй и демократическая система в настоящее время становятся все более популярными и востребованными. Но это вовсе не означает, что монархическая система власти окончательно изжила себя и стала историческим анахронизмом. Сегодня монархическая система серьезно видоизменилась (особенно в Европе) и теперь представляет собой принципиально новую модель, приспособленную к современным условиям, хотя при этом типичные признаки монархической формы власти были сохранены. Но вместе с тем современные монархии приобрели и новые черты, коренным образом отличающие их от исторических аналогов.
Одной из главных особенностей современных монархий является их «нетипичность», выделенная В.Е. Чиркиным [1]. По его мнению, классические конституционные монархии вполне
можно назвать «республиканскими монархиями», поскольку в них власть монарха целиком ограничена во всех сферах. При этом юридически монарху принадлежат весьма широкие полномочия, но воспользоваться ими он не может. Такая ситуация характерна для таких стран, как Великобритания, Нидерланды, Швеция, Япония. Однако в классической конституционной монархии монарх обладает не столько реальной политической властью, сколько авторитетом и влиянием, хотя это и не всегда заметно. Он отвечает не только за себя лично, но и за всех членов королевской семьи и династию в целом. В конституционной монархии это и есть главная функция монарха, поскольку личный авторитет монарха в немалой степени способствует авторитету самой монархической системы власти, делая ее более жизнеспособной в условиях демократического строя, обеспечивая ее связь с демократическими принципами и институтами. Таким образом, монархия и демократия способны вполне мирно сосуществовать в рамках одного государства. Также это указывает и на то, что в мире сегодня тесно переплетаются традиционные и современные формы государственности. Именно поэтому наличие в ряде стран, в том числе и занимающих лидирующие позиции на мировой арене, монархической формы правления вовсе не кажется нам историческим пережитком.
Другой особенностью прежде всего европейских монархий является и то важное обстоятельство, что сохранение института монархии продиктовано скорее данью вековым традициям, чем какой-то реальной надобностью. Такая приверженность этих стран к монархической системе показывает, насколько население привержено традиционным ценностям легитимации власти. Э. Фишель в книге «Государственный строй Англии» писал: «По чувству английская нация... есть нация строго монархическая, и король, как символ государственной власти чувствуется в Англии с гораздо большим энтузиазмом, нежели на материке» [2, с. 109]. Английский историк Н. Саузгейт писал по этому поводу: «Любое движение за отмену монархии в Великобритании будет иметь своим конечным следствием распад империи и Содружества» [3, с. 50].
Следует отметить, что в Великобритании время от времени появляются идеи об упразднении монархии под предлогом того, что ее содержание дорого обходится населению. Но англичане слишком привязаны к своей монархии, ставшей своего рода символом страны, самой известной и узнаваемой из всех современных монархий.
Еще одной особенностью всех без исключения монархий является восприятие монарха не только как главы государства, но и как символа государства наряду с флагом, гербом, гимном. И данное обстоятельство прямо указывает на наличие элементов монархического правосознания если и не у всего населения страны, то, по крайней мере, у большей его части.
Однако все европейские монархии объединяет еще одна характерная особенность - они уже давно не являются абсолютными. Количество ограниченных монархий в современном мире гораздо больше, чем абсолютных, которых осталось не более шести. В настоящее время абсолютные монархии сохранились только в Азии, где существуют в самых различных формах.
Классическая форма абсолютной монархии в том виде, в каком она существовала в Европе еще в ХVШ-XIX вв., сохранилась в таких странах, как Бруней и Оман. Здесь монарх как глава государства обладает всей полнотой государственной власти, а представительные органы власти либо отсутствуют, либо заменяются различными совещательными органами при монархе без реальных политических полномочий и полностью зависят от него.
Однако некоторые азиатские монархии заимствовали из европейской политической системы отдельные демократические институты и адаптировали их к собственной политической системе. Чаще всего это страны, которые в прошлом являлись колониями либо находились под протекторатом. Так произошло, например, в Иордании, в настоящее время представляющей собой пример дуалистической конституционной монархии, где власть разделена между королем и парламентом.
Среди азиатских монархий можно встретить и такую редкую форму монархии, как выборная (Малайзия, ОАЭ). В Европе такая форма существовала только в Речи Посполитой вплоть до ее раздела в XVIII в. По существу, выборная монархия особым образом сочетает в себе элементы монархии и республики, причем с явным преобладанием именно монархических элементов. Ее чаще всего называют «монархической республикой» или республикой с монархией. И это действительно уникальная форма государства, которую бывает весьма сложно идентифицировать и с монархией,и с республикой.
В азиатских монархиях Персидского залива действует особый принцип престолонаследия, называемый клановым. В его основе лежит принцип выбора монарха его семьей (Катар, Саудовская Аравия).
Вообще традиции престолонаследия в современных монархиях также претерпели значительные изменения, и это сегодня является еще одной особенностью монархической системы власти. Раньше монарх руководил страной пожизненно, передача власти преемнику была возможна только после смерти монарха. В последнее время все чаще возникают ситуации, когда
действующие монархи, находясь уже в преклонном возрасте, все чаще отказываются от престола в пользу своих наследников. Именно так поступили королева Нидерландов Беатрикс, король Испании Хуан Карлос, император Японии Акихито. Наконец, в Великобритании не утихают разговоры о том, что королева Елизавета готовится уступить трон своему сыну и наследнику принцу Чарльзу. Это еще одно свидетельство того, что монархические институты сегодня не готовы слепо следовать абсолютно всем базовым принципам монархизма. В XIX и даже в ХХ в. такие прецеденты случались крайне редко и только в исключительных случаях. Это также можно назвать проявлением современных тенденций в развитии монархической системы власти.
По мнению французского журналиста Стефана Берна, изучающего монархии, они всегда находятся на острие современности. Он указывает на еще одну их особенность: «Многие монархи выполняют роль таких вот международных послов. Они презентуют свою страну за рубежом. Сегодня... они едут за границу, представляя собой очень престижный национальный бренд. И это стимулирует доверие к их стране, это дает толчок росту торговли» [4]. Таким образом, по мнению С. Берна, с изменением функций и роли монархов внутри страны изменится их статус и на международной арене: они станут своеобразным национальным брендом, на котором их страна начнет зарабатывать. И действительно, визиты монархов и членов правящей династии в другие страны немало способствуют укреплению международных связей, особенно в сфере бизнеса и торговли.
Подводя итоги, следует отметить, что монархическая система власти, равно как и республиканская, имеет свои сильные и слабые стороны. По мнению ряда исследователей, монархия является наиболее правильной организацией общества. Подобное утверждение вполне согласуется с трактовкой монархии как «правильной» формы правления, которую мы находим в трудах великих древнегреческих философов Платона [5] и Аристотеля [6]. Однако с этим мнением трудно согласиться, поскольку монархия в ее абсолютной форме всегда являет собой пример деспотизма и авторитаризма и ее будущее в современных условиях выглядит очень неопределенным. Именно поэтому даже классические абсолютные монархии в последнее время начали делать малозаметные и осторожные шаги, направленные на некоторую демократизацию своих режимов.
Среди достоинств монархической формы правления (конечно, в ее ограниченной форме) есть и такие, с которыми не могут не согласиться даже самые убежденные республиканцы. Конечно, монархия не может решить разом все социально- экономические и политические проблемы страны. Но она может гарантировать определенную стабильность и равновесие в политической и социальной структуре общества при полном соблюдении всех демократических процедур. В ряде стран монарх является тем объединяющим фактором, который обеспечивает национальное единство, принося в общество мир и согласие. Вот почему монархии по-прежнему сохраняются даже в тех странах, где они существуют более чем номинально (например, в Канаде или Австралии).
При этом современные конституционные монархии вполне могут способствовать достижению высокого уровня легитимности и авторитета главы государства благодаря восприятию гражданами (подданными) института монархии как символа национальной идеи и национальной истории. И в основе всего этого лежит принцип незыблемости, непрерывности и преемственности государственной власти, причем в том самом виде, в каком она и существовала на протяжении долгого времени [7]. Таким образом, монархия - это не только форма правления, но и вполне определенная система идей, символизирующих государственный и общественный порядок, основанный на принципах и традициях единоначалия.
Таким образом, монархическая система власти не изжила себя, хотя нередко ее называют «отблеском прошлого в современном мире». Она серьезно модернизировалась, адаптировалась к изменившимся условиям и, как показывает практика, вполне готова к новым трансформациям. Современные конституционные монархии значительно отличаются от своих исторических аналогов, приобретя в процессе эволюции новые, особенные черты. Но сама сущность монархии при этом почти не изменилась, и современные венценосцы максимально стараются соответствовать тем требованиям, которые выдвигались перед их предшественниками много лет назад. Это позволяет поддерживать на должном (иногда очень высоком) уровне статус самого института монархии, репутацию правящей династии и, как следствие, национальную государственность в целом.
Ссылки:
1. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. № 1. С. 109-116.
2. Фишель Э. Государственный строй Англии. СПб., 1862.
3. Цит. по: Левин Д.Б. Государственный строй Великобритании. М., 1957.
4. Монархии в современном мире. Все могут короли [Электронный ресурс]. URL: https://ru.euronews.com/2012/12/19/is-europe-s-monarchy-anachronistic (дата обращения: 16.09.2019).
5. Платон. Государство [Электронный ресурс] // Гражданское общество в России : научная электронная библиотека. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Platon_Gosudarstvo.pdf (дата обращения: 16.09.2019).
6. Аристотель. Политика [Электронный ресурс] // Гражданское общество в России : научная электронная библиотека. URL: https://www.civisbook.ru/liles/File/Aristotel_Politika.pdf (дата обращения: 16.09.2019).
7. Bogdanor V. The Monarchy and the Constitution. Oxford, 1995. 328 р.
References:
Aristotle, 'Politics', viewed 16 September 2019, <https://www.civisbook.ru/files/File/Aristotel_Politika.pdf>. Bogdanor, V 1995, 'The Monarchy and the Constitution', Oxford, p. 328.
Chirkin, VE 1994, 'Atypical Government Forms in a Modern State', Gosudarstvo i parvo, no. 1, pp. 109-116, (in Russian).
Fischel, E 1862, The political system of England, St. Petersburg, p. 548.
Levin, DB 1957, The political system of Great Britain, Moscow, p. 64, (in Russian).
Plato, 'Republic', viewed 16 September 2019, <https://www.civisbook.ru/files/File/Platon_Gosudarstvo.pdf>.
Редактор: Хорева Людмила Николаевна Перевод: Ездина София Александровна