Научная статья на тему 'Молодёжный рынок труда: проблема трудоустройства'

Молодёжный рынок труда: проблема трудоустройства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3157
1489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЁЖИ / ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЁЖИ / БЕЗРАБОТИЦА СРЕДИ МОЛОДЁЖИ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЁЖИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миндибекова Людмила Анатольевна

В статье рассматриваются особенности формирования молодежного рынка труда, конкретизируется его возрастная структура. Раскрываются количественная и качественная характеристики трудового потенциала молодежи, сформировавшегося на данном этапе развития общества. Определяются основные проблемы молодежи в сфере занятости. Особое внимание уделяется проблемам, связанным с высоким уровнем безработицы среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодёжный рынок труда: проблема трудоустройства»

МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА: ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА

Л.А. Миндибекова

Современный рынок труда характеризуется наличием противоречия: с одной стороны, в экономике страны сохраняется достаточно высокий процент безработицы, с другой — все более ощущается нехватка квалифицированных рабочих рук. Именно поэтому для обеспечения высокого темпа роста экономики проблеме улучшения качества трудовых ресурсов уделяется большое внимание. Немаловажную роль в выполнении этой задачи предстоит играть молодежи.

Уровень образованности населения в целом растет, причем достаточно быстро: резко увеличилось количество людей, получающих высшее образование, защищающих кандидатские, докторские диссертации. Однако профессиональных рабочих готовится очень мало. Фактически их нехватка уже превращается в ощутимый ограничитель экономического роста. Такое развитие событий аналитики связывают с тем, что подготовка кадров зачастую ведется без учета реальных потребностей работодателей. В настоящее время до 40 % выпускников профессиональных учебных заведений не могут трудоустроиться по полученной специальности, а следовательно, приобрести и повысить опыт работы.

Исследования, проведенные в развитых странах, показывают, что получение первой работы еще в школе или сразу по окончании, как правило, сильно влияет на перспективы занятости молодых людей. Положительный эффект «первой работы» со временем, по-видимому, ослабевает, но полностью не исчезает.

Отрицательные последствия безработицы на молодых людях сказываются не так сильно, как на взрослом населении, тем не менее для них это определенный этап жизни, поэтому проблема заслуживает серьезного внимания. Молодежная безработица часто является причиной асоциального образа жизни, связанного с девиантным поведением.

Трудности, с которыми сталкиваются молодые люди в начале профессионального пути, зачастую проистекают из-за нестыковки между их нуждами и устремлениями, с одной стороны, и тем, что общество предлагает и требует от них — с другой. Для того чтобы разрешить это противоречие, молодежи следует создавать условия для самореализации, давать возможность вносить вклад в развитие общества. Результаты успешной адаптации молодежи на рынке труда зависят как от экономической ситуации и политики, проводимой государством, так и от усилий самих молодых людей, от их планирования собственной судьбы.

Среди проблем, стоящих перед современной молодежью, проблема трудоустройства занимает одно из первых мест. Государственная молодежная политика, считает И.М. Ильинский, сегодня ориентирована на маргинальную часть молодежи, чтобы она хоть как-то выживала, не бунтовала. Это задача конъюнктурная, тактическая. Между тем ставка на молодежь - задача стратегическая, ибо сама молодежь — это стратегический ресурс нации.

Сегодня многие исследователи, особенно те, которые концентрируют свое внимание на проблемах молодежи в трудовой сфере, к этой категории относят молодых людей в возрасте 16—29 лет. Представляется, что в сегодняшних условиях необходимо снизить нижний предел молодежного возраста. Возраст является основным признаком при определении количества трудовых ресурсов на рынке труда. На сегодня начало трудовой деятельности — острая социальная проблема. В связи с большим отсевом учащихся из школ, незаинтересованностью в полном среднем образовании многие подростки оказываются «потерянными» в социальном отношении. 13—14-летние юноши и девушки не учатся, но и не имеют права работать. Вполне очевидно, что в этом плане требуется корректировка законодательства, надо, чтобы объективная реальность — снижение возраста вступления в трудовую жизнь получила правовое подтверждение.

Следует отметить, что в других странах нижний предел молодежного возраста нередко меньше 16 лет. Он, как правило, коррелирует с началом трудовой жизни. К примеру, в США трудовая жизнь начинается в соответствии с законодательством с 14 лет, поэтому ученые относят к молодежи юношей и девушек этого возраста.

В работах многих отечественных исследователей среди молодежи также выделяются различные ее группы по критерию возраста. Это, безусловно, позволяет более объективно проанализировать проблемы молодого поколения на рынке труда. Социально-экономические проблемы, деловая активность, социальное самочувствие юноши 18—20-летнего возраста зачастую принципиально отличаются от аналогичных характеристик молодого мужчины в возрасте 22—25 лет, не говоря уже о поколении, приближающемся к среднему возрасту. Становление молодых рабочих, а также представителей ряда профессий в сфере предпринимательства, делового администрирования (секретарь, менеджер по продаже и т. п.) зачастую заканчивается в 25 лет.

Анализируя проблемы молодежи на рынке труда по критерию возраста, целесообразно выделить три ее основные группы: до 20 лет, 20—25 лет, 26—29 лет. При изучении проблем юношей и девушек раннего возраста можно выделить в первой группе три подгруппы: до совершеннолетия; в период окончания школы (16—18 лет); первые годы после получения (основной массой молодежи) среднего образования, когда начинается послешкольное образование, делаются первые трудовые шаги. Что касается возрастных групп молодежи, то, руководствуясь вышесказанным, к молодежи следует относить молодых людей в возрасте 14— 29 лет. Целесообразность определения верхней границы молодежи на уровне 29 лет подтверждается и тем, что, по данным ученых Института сравнительных исследований трудовых отношений, «медианное значение возраста, в котором осуществлено трудоустройство на последнюю работу, — 29 лет».

Молодежь — это большая внутренне дифференцированная общественная группа в возрасте от 14 до 29 лет, занимающая особое место в социально-экономической подсистеме общества, определяемая социальными и психологическими чертами молодых людей, их экономическим положением и социальным статусом, уровнем образования и профессиональной подготовки.

Рынок труда как наиболее сложная составная часть рыночной экономики представляет собой механизм согласования интересов работодателей (предъяви-

телей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней). Товаром на рынке труда является рабочая сила, на нем, как и на любом рынке, есть предложение, спрос, цена товара.

В литературе и на практике бытует мнение, что проблемы в трудоустройстве молодежи объясняются ее низкой конкурентоспособностью на рынке труда, обусловленной в основном недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, что приводит к отказу работодателя от услуг молодого человека. Преимущество при приеме на работу отдается квалифицированным работникам. К тому же сказывается нежелание работодателей нести дополнительные организационные и финансовые трудности, связанные с профессиональным обучением молодых кадров, не имеющих необходимой для предприятия профессии.

Причины высокого уровня безработицы юношей и девушек — в их меньшей конкурентоспособности, неподготовленности к экономическим отношениям, несоответствии профессиональной подготовки потребностям рынка, низкой мотивации к труду. Это утверждение справедливо только частично, по отношению только к той части молодежи, которая обладает явным недостатком профессиональных знаний и практически не имеет навыков в работе. Если последние имеются, пусть и не в сопоставимой с более взрослыми степени, работодатели предпочитают молодых претендентов на свободное место.

Данные исследований, проведенных Научным центром социальных технологий АТ и СО при участии автора, свидетельствуют, что в предпринимательском секторе отдают предпочтение молодым. Об этом говорят и наши наблюдения, беседы с работодателями и безработными. Следует подчеркнуть, что речь не только о фирмах, где идет поиск знающих языки, компьютер и т. п. Тут явное преимущество имеет молодежь.

У молодежи преимущества и в сфере вторичной занятости. По данным ученых Института сравнительных исследований трудовых отношений, «дополнительную работу чаще имеют представители наиболее конкурентоспособных групп на рынке труда — мужчины, работники молодого и среднего возраста, имеющие образование не ниже среднего».

Это вполне объяснимо. Освоение человеком такой стратегии поведения, как дополнительная работа, является следствием адаптационных (социокультурных) возможностей работника. Эта стратегия становится нормативно-приемлемой для личности, когда входит в систему ее норм и ценностей. Именно эта социальная особенность характерна для молодого возраста.

Таким образом, нельзя говорить о низкой конкурентоспособности на рынке труда молодежи в целом, требуется дифференцированный анализ различных групп молодежи. В ряде регионов очень большая конкуренция в поиске работы. Значительная часть молодежи при вхождении на рынок труда испытывает трудности, которые не знало предыдущее поколение. Не являются исключением и те, кто имеет высокий уровень образования, соответствующую профессиональную подготовку. Невостребованность молодых специалистов на рынке труда отрицательно сказывается прежде всего в области использования и подготовки работников инженерно-технического профиля. Экономисты, юристы, менеджеры, бухгалтеры (столь необходимые специалисты для рыночной экономики) никогда

не заменят инженеров, технологов, конструкторов, строителей, агрономов, обеспечивающих производственный процесс реальной экономики. По мере выхода из кризиса общественное производство все больше будет в них нуждаться. На государственном и региональном уровнях необходимо разработать прогноз потребности в специалистах для различных сфер экономики и их подготовки в учебных заведениях. Должно быть обеспечено оптимальное соотношение в подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

К сожалению, только за последнее десятилетие по стране закрыто 400 ПТУ. Зато увеличилось число техникумов. Открыто более тысячи колледжей, где обучают четыре года и выпускают бакалавров. Если в Советском Союзе рабочие кадры готовились в основном для промышленности, то сегодня профобразование постепенно переориентируется на сферу услуг. Но и это происходит очень медленно: среди тех, кто занят в сфере услуг, профессиональную подготовку имеют не более трех процентов.

По мнению специалистов, следует говорить не о низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда, а о том, что молодежь на рынке труда — и вообще в социально-экономическом аспекте — является одной из наиболее уязвимых социальных групп. Положение усугубляется тем, что большинство молодых людей не знают о своих правах, имеют весьма слабые представления о том, кто и каким образом может и должен их защищать.

В сложившихся социально-экономических условиях молодежь испытывает особые трудности в трудоустройстве. Отсутствие требуемого работодателем стажа и опыта работы у молодых людей резко снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Ежегодно значительная часть выпускников пополняет ряды армии безработных.

По мнению некоторых исследователей рынка труда, наши вузы заранее готовят безработных, особенно если учесть, что большинство юношей и девушек практически не готовы к смене профессии. Положение усугубляется тем, что молодые люди зачастую не могут показать работодателю активность, желание работать, проявить личную инициативу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.