Научная статья на тему 'Молодые японцы: лицом к миру'

Молодые японцы: лицом к миру Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
японская молодежь / мир / система ценностей / вклад в созидание мира / опрос / Japanese youth / peace / value system / contribution to peace building / survey

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жилина Лариса Владимировна

В настоящее время молодые люди составляют большинство населения во многих странах, но взаимодействие с молодежью является не только демографической необходимостью — молодые люди активно влияют на мировые процессы посредством различных инициатив. Как подчеркивается в Уставе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), незнание путей и жизни друг друга на протяжении всей истории человечества было главной причиной подозрительности и недоверия между народами планеты, в результате чего их разногласия слишком часто оборачивались войнами. И поскольку войны начинаются в умах людей, то именно в сознании людей следует закладывать фундамент мира. Изучая настроения молодых людей, в 2021 г. The Goi Peace Foundation, неправительственная организация, аккредитованная при ООН, провела опрос молодежи из разных стран в возрасте от 15 до 25 лет. Вопросы касались восприятия молодыми людьми текущего состояния мира на Земле и их осведомленности в темах, связанных с поддержанием мира. Респондентов также спрашивали и о том, что они хотели бы сделать ради поддержания мира на Земле. В статье анализируются ответы молодых японцев и производится их сравнение с мнениями молодых людей из других стран. Молодежь в возрасте от 15 до 25 лет составляет примерно десятую часть населения Японии. Сейчас некоторые молодые японцы идентифицируют себя как «satori sedai» (さとり世代). Этот термин впервые был введен в оборот в 2010 г. для описания тех, кто родился примерно два десятилетия назад, когда началось снижение темпов развития японской экономики. Он характеризовал японскую молодежь как людей с пессимистическим отношением к будущему. Представляется актуальным анализ ценностей и социальных ориентиров современной японской молодежи в контексте ее отношения к вопросам сохранения мира и оценки ее возможного вклада в процесс созидания мира. В статье делается вывод о том, что молодые японцы демонстрируют готовность общаться, укреплять и защищать мир путем выдвижения различных инициатив. Отмечается, что участие молодежи — как японской, так и молодежи других стран — может сыграть заметную роль в процессах созидания и поддержания мира во всем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japanese Youth: Facing the Peace

Nowadays young people constitute the majority of population in many countries. However, engaging with young people is not only a demographic necessity — young people all over the world actively influence peace processes through diverse initiatives. As stressed in the Constitution of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO), the ignorance of each other’s ways and lives has been a common cause, throughout the history of mankind, of that suspicion and mistrust between the peoples of the world through which their differences have all too often broken into war. Since wars begin in the minds of men, it is in the minds of men that the defenses of peace must be constructed. Surveying the moods of young people around the world, a foundation maintaining official relations with UNESCO, the Goi Peace Foundation, conducted a survey of young people around the world (aged 15–25) in 2021, where th e respondents were asked about their perceptions of the current state of peace, their awareness of issues related to peace, about what they would like to do to contribute to peace. The article analyzes young people’s own point of view on youth participation and inclusion in peace processes and compares all the participants’ opinions with opinions of participants from Japan. The youth aged 15 to 25 make up a tenth of Japan’s population, and some young Japanese people identify themselves as the satori sedai (さとり世代) — a term first used in 2010 to describe those born around the time the economy started to slide two decades ago and characterizing the Japanese youth as having pessimistic attitudes towards the future. That is why the analysis of the values and social orientations of Japanese youth towards peace, issues related to peace, and their possible contribution to peace building as compared to those in the rest of the world is especially interesting. The article indicates that young Japanese demonstrated willingness to socialize, strengthen, and protect peace in formal and informal political platforms through various practices. It is noted that the participation of the youth, both all over the world and in Japan, in building and supporting world peace can yield substantial positive results.

Текст научной работы на тему «Молодые японцы: лицом к миру»

ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВО

Ежегодник Япония 2022. Т. 51. С. 40—60 Yearbook Japan 2022. Vol. 51, pp. 40—60 DOI: 10.55105/2687-1440-2022-51-40-60

Молодые японцы: лицом к миру Л. В. Жилина

Аннотация

В настоящее время молодые люди составляют большинство населения во многих странах, но взаимодействие с молодежью является не только демографической необходимостью — молодые люди активно влияют на мировые процессы посредством различных инициатив.

Как подчеркивается в Уставе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), незнание путей и жизни друг друга на протяжении всей истории человечества было главной причиной подозрительности и недоверия между народами планеты, в результате чего их разногласия слишком часто оборачивались войнами. И поскольку войны начинаются в умах людей, то именно в сознании людей следует закладывать фундамент мира. Изучая настроения молодых людей, в 2021 г. The Goi Peace Foundation, неправительственная организация, аккредитованная при ООН, провела опрос молодежи из разных стран в возрасте от 15 до 25 лет. Вопросы касались восприятия молодыми людьми текущего состояния мира на Земле и их осведомленности в темах, связанных с поддержанием мира. Респондентов также спрашивали и о том, что они хотели бы сделать ради поддержания мира на Земле.

В статье анализируются ответы молодых японцев и производится их сравнение с мнениями молодых людей из других стран.

Молодежь в возрасте от 15 до 25 лет составляет примерно десятую часть населения Японии. Сейчас некоторые молодые японцы идентифицируют себя как «satori sedai» (Этот термин впервые был введен в оборот в 2010 г. для описания тех, кто родился примерно два десятилетия назад, когда началось снижение темпов развития японской экономики. Он характеризовал японскую молодежь как людей с пессимистическим отношением к будущему. Представляется актуальным анализ ценностей и социальных ориентиров современной японской молодежи в контексте ее отношения к вопросам сохранения мира и оценки ее возможного вклада в процесс созидания мира. В статье делается вывод о том, что молодые японцы демонстри-

руют готовность общаться, укреплять и защищать мир путем выдвижения различных инициатив. Отмечается, что участие молодежи — как японской, так и молодежи других стран — может сыграть заметную роль в процессах созидания и поддержания мира во всем мире.

Ключевые слова: японская молодежь, мир, система ценностей, вклад в созидание мира, опрос

Автор: Жилина Лариса Владимировна, кандидат исторических наук, доцент факультета филологии, переводоведения и медиакоммуникаций ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (644077, Омск, проспект Мира, 55-А).

ORCID 0000-0002-6337-3870

SPIN-код РИНЦ: 6910-2963

E-mail: larissa-zhilina@yandex.ru

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Japanese Youth: Facing the Peace L. V. Zhilina

Abstract

Nowadays young people constitute the majority of population in many countries. However, engaging with young people is not only a demographic necessity — young people all over the world actively influence peace processes through diverse initiatives.

As stressed in the Constitution of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO), the ignorance of each other's ways and lives has been a common cause, throughout the history of mankind, of that suspicion and mistrust between the peoples of the world through which their differences have all too often broken into war. Since wars begin in the minds of men, it is in the minds of men that the defenses of peace must be constructed. Surveying the moods of young people around the world, a foundation maintaining official relations with UNESCO, the Goi Peace Foundation, conducted a survey of young people around the world (aged 15-25) in 2021, where the respondents were asked about their perceptions of the current state of peace, their awareness of issues related to peace, about what they would like to do to contribute to peace.

The article analyzes young people's own point of view on youth participation and inclusion in peace processes and compares all the participants' opinions with opinions of participants from Japan.

The youth aged 15 to 25 make up a tenth of Japan's population, and some young Japanese people identify themselves as the satori sedai ( —

a term first used in 2010 to describe those born around the time the economy started to slide two decades ago and characterizing the Japanese youth as having pessimistic attitudes towards the future. That is why the analysis of the values and social orientations of Japanese youth towards peace, issues related to peace, and their possible contribution to peace building as compared to those in the rest of the world is especially interesting. The article indicates that young Japanese demonstrated willingness to socialize, strengthen, and protect peace in formal and informal political platforms through various practices. It is noted that the participation of the youth, both all over the world and in Japan, in building and supporting world peace can yield substantial positive results.

Keywords: Japanese youth, peace, value system, contribution to peace building, survey

Author: Zhilina Larisa V., PhD(History), Associate Professor, Department of Philology, Translation Studies and Media Communications, F. M. Dostoevsky Omsk State University (55-A, Mira Street, Omsk, Russia, 644077)

ORCID 0000-0002-6337-3870

SPIN: 6910-2963

E-mail: larissa-zhilina@yandex.ru

Conflict of interests

The author declares the absence of the conflict of interests.

В исследованиях ученых, занимающихся вопросами проблем поддержания мира, понятие «мир» определяется не только как отсутствие войны — «негативный мир» [Galtung 1967, р. 12], но и как наличие условий для создания справедливого и устойчивого мира, включая равный доступ к пище и воде, доступное образование для женщин и детей, безопасность и другие неприкосновенные права человека1.

1 См. также Peace Studies at Radford University: https://www.radford.edu/content/cehd/ home/peace-studies/defined.html; Kroc Institute for International Peace Studies: http://kroc. nd.edu/about-us/what-peace-studies

Следует различать две концепции понятия «мир»: "негативный мир", определяемый как отсутствие организованного насилия между такими крупными человеческими

«Мир как синоним всех других благ в мировом сообществе, особенно сотрудничество и интеграция между группами людей — это «позитивный мир» [Galtung 1967, р. 14].

В 2008 г. Страна Восходящего Солнца входила в первую пятерку стран по показателю глобального индекса миролюбия2 (The Global Peace Index — GPI), который ежегодно публикуется частной международной организацией — Институтом экономики и мира (IEP — Institute Economics Peace)3. В 2014 г. Япония также вошла в первую десятку стран с высоким индексом миролюбия (8-я из 162 стран, вошедших в рейтинг), сохранив эту позицию и в 2015 г. Для сравнения: США в том же 2015 г. оказались только на 94-м месте, Южная Корея на 42-ом, Китай на 124-м, а Россия на 152-м местах.

Однако к 2021 г. Япония потеряла в этом списке еще несколько позиций и оказалась уже двенадцатой (США — 122, Южная Корея — 57, Китай — 100, Россия — 154). Согласно проведенному GPI исследованию, глобальный индекс миролюбия в 2021 г. показал, что мир стал менее стабильным, и это произошло в девятый раз за последние тринадцать лет.

Как сказано в Уставе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, «войны начинаются в умах людей, и именно в сознании людей следует закладывать фундамент защиты мира»4. Возможно, этот постулат и стал толчком к тому, что в 2021 г. The Goi Peace Foundation5 провел репрезентативное исследо-

группами как нации, а также между расовыми и этническими группами из-за чего могут начинаться войны; "позитивный мир", определяемый как модель сотрудничества и интеграции между основными группами людей. Отсутствие насилия не следует путать с отсутствием конфликта: насилие может происходить без конфликта, а конфликт можно разрешить с помощью ненасильственных механизмов.

2 The Global Peace Index (GPI) — Глобальный индекс мира используется для оценивания национального миролюбия. Сайт: The Global Peace Index — Vision of Humanity https:// www.visionofhumanity.org/wp-content/uploads/2021/06/GPI-2021-web-1.pdf

3 Институт экономики и мира (IEP) — это некоммерческий аналитический центр, цель которого — обратить внимание на мир как на позитивную, достижимую и осязаемую меру человеческого благополучия и прогресса.

4 UNESCO. Constitution of the United Nations Education and Scientific Cultural Organization. http://www.un-documents.net/unesco-c.htm

5 Основанный в Японии Фонд мира Гои является общественной благотворительной неправительственной организацией при ООН. Миссия Фонда состоит в том, чтобы способствовать созданию устойчивого и гармоничного глобального сообщества путем продвижения сознания, ценностей и мудрости для формирования мира и укрепления

вание, охватившее молодежь из разных стран6. Фонд поставил целью понять, как молодые люди воспринимают нынешнее состояние мира на Земле, насколько они осведомлены в вопросах, связанных с построением мира, и какой вклад в дело его поддержания хотели бы внести сами. Эксперты полагают, что именно в процессе совместных размышлений и обсуждений того смысла, который придается термину «мир», и того, как политика влияет на представление о мире, можно обрести собственную стратегию сохранения мира [Forcey 1989, p. 13].

Результаты Опроса молодежи по вопросам мира (Youth Survey on Peace Awareness7), проведенного в 2021 г., были использованы в этой статье для анализа восприятия мира и стабильности мира молодыми японцами и для сравнения их мнений с мнениями молодых людей из других стран. Современное развитие общества, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах жизни опосредуют глубокие изменения в сознании людей. При этом ценностные ориентации играют важную роль, как в регуляции поведения отдельной личности, так и в координации деятельности больших и малых групп, культуры и нации в целом. Изучение ценностей и социальных ориентиров японской молодежи и сравнение их с ценностями и социальными ориентирами молодежи других стран представляет интерес с социологической и психологической точек зрения. Это позволяет ответить на вопросы о социальной стабильности или изменениях в японском обществе, которые могут быть вызваны новыми идеями, убеждениями, поведенческими моделями молодых людей. Взгляды современной молодежи могут противоречить идеям предыдущего поколения и, возможно, лучше подходить для решения современных проблем.

Мир и окружение

Для изучения механизма вовлечения молодых людей в решение насущных проблем общества необходимо понимать, как молодые люди становятся политически активными. Как показывают иссле-

сотрудничества между отдельными лицами и организациями в различных областях, включая образование, науку, культуру и искусство. https://www.goipeace.or.jp/en/

6 В ходе опроса было получено 6 538 анкет участников из 149 стран.

7 Youth Survey on Peace Awareness — 2021 Results. The Goi Peace Foundation. https:// www.goipeace.or.jp/en/news/peace-survey2021/

дования [Tsukada 2015; Жилина 2018], молодежь учится быть политически зрелой, осуществляя коммуникации в своих сообществах/ социальных группах и получая доступ к информации в своей повседневной жизни, становясь, таким образом, не пассивным наблюдателем за политическим процессом, а его участником. Социальная коммуникация становится одним из наиболее важных источников социальной информации и ложится в основу многих социальных убеждений [Sommerfeld et al. 2007, p. 17435-17440], которые формируются в той или иной социальной группе. Через призму своей картины мира молодежь воспринимает политическую реальность, посредством системы ценностных ориентаций формирует свое отношение к политическим международным событиям, и поэтому интерес ко всему происходящему в мире является одной из важнейших форм проявления политического поведения молодого поколения [Жилина 2018, с. 63]. Однако, прежде всего, необходимо, чтобы у молодых людей возник интерес к этой информации и начался ее поиск.

По результатам проведенного исследования, в общей сложности 79,5% молодых респондентов, принявших участие в опросе, «очень часто» или «иногда» обсуждают положение в разных странах, политические процессы и т.д. с окружающими их людьми, и если к ним добавить тех, кто ответил «редко/никогда, но хотели бы обсудить», то их доля возрастает до 90%, что свидетельствует о высоком уровне интереса к вопросам, касающимся сохранения мира на Земле среди участников опроса8 (рис. 1).

Вместе с тем тот факт, что только 10% респондентов в Японии «очень часто», а 50,2% — «иногда» обсуждают эту тему, красноречиво говорит: дискуссии о мире ведутся в молодежной среде в Японии реже, чем в остальных странах в целом. Другими словами, это косвенно указывает на то, что «политическая апатия среди японской молодежи в последние годы достигла беспрецедентного уровня» [Tsukada 2015].

А ведь именно общение в информационно ориентированной образовательной среде помогает молодым людям сформировать их мышление, именно такое общение способно дать толчок к личностному

8 В частности, в Африке самый высокий процент респондентов ответил «очень часто» (50,9%) и «иногда» (39,4%).

в очень часто ■ иногда

Среднее Коста-Рика Италия Сьерра-Леоне Болгария Танзания Япония Замбия Сингапур Гана

Туркменистан Узбекистан Бутан

10% 60%

40% 30%

29.3

_46,6%J

70%

36%

48%

19,6% |

43,1% I

57,4% I

38,1% J

30%

44,9% 49%

10% 50,2%

48,6% 45%

18 8% 62,5%

311% 43 3%

41,7% 41,7%

Рис. 1. Как часто молодежь обсуждает мир с окружающими Источник: Youth Survey on Peace Awareness — 2021 Results.

The Goi Peace Foundation. https://www.goipeace.or.jp/en/news/peace-survey2021/

росту, предоставить необходимые знания, чтобы составить четкое понимание того, каким они хотят видеть мир и что они могут сделать для его развития и сохранения.

Мир в какой сфере важнее?

Среди японской молодежи, принявшей участие в опросе, наибольшая часть респондентов (44,8%) отметила, что им важнее всего «мир на земле, в том числе в природе» (рис. 2). Но вместе с тем 11,7% японцев выбрали «мир в своей семье», 2,9% — «мир в школе/общине» и 9,6% — «мир в своей стране». В общей сложности эти ответы выбрали 24,2% японцев, тогда как только 8,2% всех молодых людей, принявших участие в опросе, отметили, что именно эти сферы для них важны для ощущения стабильного мира (4,5%, 0,7%, 3,0% соответственно, рис. 3).

Рис. 2. В какой сфере важен мир для японской молодежи Источник: Youth Survey on Peace Awareness — 2021 Results. The Goi Peace Foundation. https://www.goipeace.or.jp/en/news/peace-survey2021/

Рис. 3. В какой сфере важен мир для молодежи разных стран Источник: Youth Survey on Peace Awareness — 2021 Results. The Goi Peace Foundation. https://www.goipeace.or.jp/en/news/peace-survey2021/

Еще недавно японская молодежь характеризовалась как утимуки (ИЙ^ — «смотрящая внутрь» или «островная»)9. Как мы видим из результатов опроса, было бы неправильно утверждать, что молодые люди не ценят то, что находится рядом с ними — скорее всего, при измерении чувства удовлетворенности жизнью приоритеты сместились с общества и политики на вещи, которые находятся в их непосредственном окружении [Furuichi 2014].

Обращает на себя внимание и тот факт, что только 10,5% молодых японцев отметили необходимость «мира в душе» — душевного спокойствия, и это значительно меньше показателей, характеризующих ответы участников из всех стран (27,3%) и респондентов из Азиатско-Тихоокеанского региона (28,0%). На наш взгляд это свидетельствует о том, что люди, находящиеся под влиянием различных культур, испытывают различные чувства и эмоции, и, следовательно, ощущение «мира в душе» в каждой культуре будет определяться по ценностной шкале, соответствующей данной культуре [Lee et al. 2012, p. 572-573].

Стал ли мир стабильнее?

Поскольку устойчивый/стабильный мир характеризуется отсутствием культурного и структурного насилия [Galtung 1967]10, то основная цель при созидании устойчивого мира — перевести людей из состояния крайней уязвимости и зависимости в состояние самодостаточности и благополучия. В целом молодежи, оптимистично считающей, что мир стал более устойчивым/стабильным, оказалось больше (44,3%), чем тех, кто не ощущает этой стабильности (37,3%)11.

9 Burgess, C. Ambivalent Japan turns on its 'insular' youth. The Japan Times. May 21, 2013. http://www.japantimes.co.jp/community/2013/05/21/issues/ambivalent-japan-turns-on-its-insular-youth/#.U8XX4_mSxpk

10 Ученый-социолог Йохан Галтунг ввел типы насилия: прямое, структурное (создание социальными институтами условий, не позволяющих людям удовлетворять свои основные потребности) и культурное насилие. "Негативный мир" — это отсутствие прямого насилия между основными группами людей (нациями, классами, расами и этническими группами), тогда как "позитивный мир" — это отсутствие структурного и культурного насилия, торжество справедливости, гармонии и равенства» [Galtung 1967, р. 14]. По Галтунгу, мир — это синоним стабильности/равновесия. Эту концепцию можно отнести и к внутреннему состоянию человека, находящегося в мире с самим собой [Galtung 1967, р. 12].

11 В трех регионах — Северной Америке / Западной Европе, Латинской Америке и Восточной Европе / Центральной Азии — больше респондентов ответили, что мир стал

В Японии таких оптимистов значительно больше (59,4%!), чем пессимистично настроенных (13,8%). Но, несмотря на это только 9,6% молодых японцев ответили утвердительно на вопрос о возможности достижения стабильного мира на Земле в ближайшие годы (72,8% считают это невозможным). Вместе с тем, 88,7%12 японцев отметили, что их страна по сравнению с другими более мирная13!

Молодые люди из стран, принявших участие в опросе, считают, что по сравнению с прошлым в мире произошло «улучшение качества жизни за счет развития науки и техники» (47,0%), «улучшение доступа к образованию / улучшение качества образования» (45,3%) и «улучшение доступа к медицине и социальному обеспечению» (39,0%)14. А японские респонденты дали свой собственный ответ на этот вопрос: «Стало меньше войн и конфликтов» (44,8%).

И что делать?

Так какой же наиболее важный вопрос необходимо решить современной молодежи для того, чтобы их страна стала более мирной? Согласно данным ООН, на сегодняшний день в мире проживает рекордное число молодых людей — около 1,8 млрд. Поскольку в период с 2015 г. по 2030 г. ожидается дальнейший рост численности молодого населения Земли, то именно молодежь может стать движущей силой в общественно-политическом и социальном развитии. Кроме того, молодое поколение может сыграть важную роль в деле достижения целей в области устойчивого развития мира15. Однако, как полагают эксперты, от принятия серьезных решений молодежь изолировал слишком жесткий материализм и (с точки зрения жизненной

более стабильным, чем был раньше (от 47,4% до 59,8%). А в регионах АТР, Ближнего Востока и Африки респонденты были более пессимистичны (от 41,1% до 48,8%). При этом четверть молодежи на планете считает, что мир станет более стабильным на протяжении их жизни, а половина не согласна с этим утверждением.

12 Япония заняла 7-е место по количеству положительных ответов респондентов, которые написали, что считают свою страну более мирной по сравнению с другими странами.

13 Доля положительных ответов была относительно выше в Северной Америке/Западной Европе и в Восточной Европе/Центральной Азии, в то время как доля отрицательных ответов была выше на Ближнем Востоке.

14 Молодежь Латинской Америки и Африки считает, что произошло «улучшение качества жизни за счет развития науки и техники», а молодые люди других регионов отметили «улучшение доступа к образованию/улучшение качества образования».

15 См. сайт ООН https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/youth/

перспективы) лейтмотив — не выходить за рамки личных удобств. Именно это и объясняет слабый интерес молодежи к национальным делам — серьезный вызов, с которым сталкивается постепенно стареющее японское общество [Жилина 2016, c. 70]. Можно утверждать, что многим молодым представителям японского общества не хватает знаний для вовлечения в государственные дела. А ведь вопрос культивирования их политического сознания должен решаться в то время, когда они находятся еще в учебных заведениях — в старших классах средних школ или в университетах [Panda 2015]. Несмотря на то, что в японском законе об образовании делается упор на необходимость поддерживать «общественное» мышление, в Японии нет программ политической грамотности, которые отвечают этому предписанию [Parmenter et al. 2008]. Например, студентам объясняют основные положения демократии и их социальные права, но при этом от них не требуют принимать участие в разработке законов или участвовать в политике. Хотя и предпринимаются некоторые попытки преподавания аспектов, связанных с демократией, но они довольно расплывчаты и лишены практического применения. Студентов учат «соблюдать законы», но не учат, как их создавать. Другими словами, их не учат пониманию необходимости приобретения политических навыков [Kameyama 2009, p. 101]. По мнению исследователей [Tsukada 2015], такие качества могут быть приобретены через «гражданское образование» (которое также можно описать как процесс политической социализации). Оно должно быть направлено на воспитание граждан, обладающих знаниями и пониманием того, как получать информацию и развивать у них навыки общения, участия в жизни общества и принятия ответственных действий.

Молодые люди из разных стран считают, что для достижения мира во всем мире в первую очередь необходимо решить три задачи: покончить с дискриминацией и угнетением человека (54,3%), не развязывать войн и конфликтов (41,9%) и победить бедность и голод (38,1%) (рис. 4).

Японская молодежь самым важным условием установления мира на Земле назвала «отсутствие войн и конфликтов» (56,1%) — это свидетельство того, что идея мира глубоко укоренилась в сознании японцев в результате полученного ими образования (рис. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению исследователей, «у послевоенного поколения сложился психологический комплекс неприятия силовой политики.

Рис. 4. Что важно для достижения мира в стране (все респонденты) Источник: Youth Survey on Peace Awareness — 2021 Results. The Goi Peace Foundation. https://www.goipeace.or.jp/en/news/peace-survey2021/

Рис. 5. Что важно для достижения мира в стране (Япония) Источник: Youth Survey on Peace Awareness — 2021 Results. The Goi Peace Foundation. https://www.goipeace.or.jp/en/news/peace-survey2021/

Он формировался с помощью системы образования [...] Декларированный отказ от военной силы постепенно стал осознаваться обществом как предмет национальной гордости. Вклад в закрепление пацифистской идентичности внесли и популярные в 1960-1970-е гг. "теории японской уникальности" ( В^Авга, нихондзинрон), подчеркивающие внутреннюю склонность японцев к миру и гармонии» [Чугров, Карелова 2020, с. 89].

Как считают эксперты, история зарождения послевоенного японского пацифизма прочно укоренилась на руинах, страданиях и трудностях, вызванных долгой войной. Экономические лишения и человеческие страдания, которые повлекла за собой война, сформировали острое понимание важности вопросов войны и мира, а для рядовых японцев поддержка пацифизма стала выражением их стремления сделать все, чтобы такие ужасные переживания не повторились вновь. «Это чувство "никогда больше" кристаллизовалось в форме коллективной жертвенности японского народа, таким образом, решимость сопротивляться войне можно понимать как прагматичный шаг для защиты собственного благополучия» [Cai 2008, р. 182]. Вместе с тем, «в самой Японии оценка наследия Второй мировой войны остается крайне противоречивой и неоднозначной. В стране продолжаются дискуссии о том, насколько эта война была справедливой для Японии, какую политику Япония проводила на материке и как следует относиться к довоенному милитаристскому режиму и отдельным его представителям» [Стрельцов 2020, с. 37].

Так же, как и молодые люди из других стран, 51,5% японских респондентов приоритетным вопросом в установлении мира на Земле назвали прекращение всякой дискриминации (все респонденты — 54,3%) и 50,6% — искоренение бедности и голода (все респонденты — 38,1%). Однако всего 9,7% от всех опрошенных считают, что для продвижения к миру необходимо отказаться от ядерного оружия и атомной энергетики. Относительно невысоким этот показатель был даже в Японии, где лишь 18% молодых людей посчитали данное условие важным для обеспечения мира на Земле16.

16 По нашему мнению, это весьма низкий показатель для страны, ставшей в недалеком прошлом (11 марта 2011 г.) жертвой мощнейшего стихийного бедствия, повлекшего за собой Фукусимскую трагедию, которую помнит весь мир.

Напрашивается вопрос: а что же сама молодежь готова сделать для созидания мира? В какой мере молодые люди верят в собственную способность достичь той или иной цели по пути укрепления мира?

Многие эксперты отмечают, что для достижения мира необходимо сфокусироваться на построении отношений, а именно на укреплении доверия и установлении хороших отношений с соседями [Cordell, Wolff 2009]. В данном случае мнения участников опроса из других стран и мнения молодых японцев в целом совпали (рис. 6 и 7). И те, и другие отметили, что для созидания мира готовы «быть добрыми по отношению к другим» (все респонденты — 76,1%, Япония — 72,8%), что необходимо «избегать конфликтов, решать проблемы путем обсуждения» (все респонденты — 70,2%, Япония — 51%), «не создавать проблем другим и быть полезным другим» (все респонденты — 67,3%, Япония — 56,1%). Иными словами, молодые люди хоро-

Рис. 6. Что готова сделать молодежь для укрепления мира

(все респонденты) Источник: Youth Survey on Peace Awareness — 2021 Results. The Goi Peace Foundation. https://www.goipeace.or.jp/en/news/peace-survey2021/

Рис. 7. Что готова сделать японская молодежь для укрепления мира Источник: Youth Survey on Peace Awareness — 2021 Results. The Goi Peace Foundation. https://www.goipeace.or.jp/en/news/peace-survey2021/

шо осознают тот факт, что именно они в ответе за все, что происходит в мире, и они четко понимают свою непосредственную вовлеченность в этот процесс17.

61,5% молодых людей из всех стран считают, что им необходимо «защищать окружающую среду», тогда как только 38,9% японцев готовы заниматься этим для созидания мира. Волонтерство столь же мало привлекает японскую молодежь (28,5%) как и участие в неполитических инициативах в целом. Хотя, возможно, молодые люди посчитали, что более конкретное действие, как, например, «ежедневный сбор мусора и переработка отходов» (40,2%) — это и есть их актив-

17 В частности, в Северной Америке/Западной Европе более 80% респондентов выбрали эти три действия, а 72,3% выбрали «повседневную практику, такую как сбор мусора и переработка отходов» и «защиту окружающей среды». Это говорит о том, что в этих странах люди, как правило, более ориентированы на действия, чем в других регионах.

ная позиция / инициатива по защите окружающей среды. И, вероятно, наблюдаемая нерешительность в отношении прочих действий является причиной того, что по сравнению со всеми респондентами (33,6%) в два раза меньше японцев (16,7%) готовы «начать свой собственный проект по поддержанию мира».

Личное дело каждого

Отвечая на вопрос, «какой свой личный вклад вы готовы внести в созидание мира», участники из всех стран отметили, что им необходимо получить «образование» (76,5%), «иметь возможность высказать свое мнение» (69,3%), поддерживать «связь с единомышленниками из своего поколения» (68,5%), оказывать «финансовую поддержку» (51,3%) и наладить «связи с лидерами» (45,2%) (рис. 8).

Молодые японцы поставили «образование» на первое место (70,3%) (рис. 9). Вероятно, это обстоятельство связано с широко распространившимся в японском обществе представлением о том, что именно «образование — это эффективный инструмент повышения социального статуса, что оно имеет решающее значение для жизненного успеха, а упорный труд — ключ к получению достойного

Рис. 8. Личный вклад в созидание мира (все респонденты) Источник: Youth Survey on Peace Awareness — 2021 Results. The Goi Peace Foundation. https://www.goipeace.or.jp/en/news/peace-survey2021/

Образование, пространство для обучения Возможность высказать свое мнение Связь с единомышленниками моего поколения Финансовая поддержка Связь с лидерами Стабильная работа/занятость Другое (ничего из вышеперечисленного) Понятия не имею

I 3,8% 2,5%

■ 33/1%

29,7% ^ 32,2! S

Рис. 9. Личный вклад японской молодежи в созидание мира Источник: Youth Survey on Peace Awareness — 2021 Results.

The Goi Peace Foundation. https://www.goipeace.or.jp/en/news/peace-survey2021/

образования. Такие представления поддерживала происшедшая в послевоенный период демократизация системы образования, общий смысл которой заключался в переносе центра тяжести на оценку личных достижений (результатов) учеников...» [Лебедева 2020, с. 91].

Во всех уголках планеты — и в Японии в частности — респонденты посчитали, что их вкладом в развитие мира на Земле станет получение образования, возможность высказывать свое мнение и поддерживать связь с единомышленниками из своего поколения. Другими словами: молодые люди в значительной степени осознают, что им всем необходимы одни и те же вещи в жизни, чтобы они смогли внести свой вклад в дело созидания мира.

Согласно Опросу мнения 18-летних18, проведенному Nippon Foundation в 2022 г., доля молодых японцев, считающих, что они могут изменить свою страну или общество своими действиями, составило менее 27% — самый низкий показатель среди всех стран, молодежь которых участвовала в опросе (в Индии — 80%, в Китае — 70%, в Южной Корее — 62%, в США — около 60%

18 Опрос проводился с конца февраля по начало марта 2022 г. среди 6000 молодых людей в 6 странах мира. Nippon.com https://www.nippon.com/ja/japan-data/h01315/

и в Великобритании — 50%). Возможно, это и объясняет, почему в Японии каждый отдельный показатель личного вклада молодых в дело созидания мира оказался намного скромнее, чем у респондентов из других стран.

Заключение

Проанализировав ответы участников этого масштабного опроса, можно сделать вывод, что именно образование может играть решающую роль в процессах созидания мира, помочь предотвратить конфликты и способствовать установлению долгосрочного мира на Земле. Как видно из ответов респондентов из разных стран, культурные и контекстуальные различия в опыте, доступ к возможностям получения объективной информации и реакция на исторические события также формируют различные пути политического развития молодежи планеты.

При этом исторические события могут оказывать долгосрочное влияние на политические взгляды и поведение молодых людей. «Незнание путей и жизни друг друга на протяжении всей истории человечества было общей причиной той подозрительности и недоверия между народами мира, из-за которых их разногласия слишком часто выливались в войны. Поэтому воспитание в духе мира имеет важную социальную цель и определяется как процесс, предназначенный для подготовки молодых людей к содействию делу мира»19.

В контексте вышеизложенного можно предположить, что пересмотр содержания учебных программ по истории предоставляет нациям важное средство для передачи новых нарративов прошлого, тем самым способствуя влиянию на национальную идентичность людей. А инклюзивное обучение (которое предполагает учет различных образовательных потребностей и в соответствии с этими потребностями обеспечивает более полное участие каждого в образовательном процессе), будучи направлено на воспитание чувства национального единства, потенциально может укрепить отношения между молодыми людьми [Freedman et al. 2008, p. 663-690]. Однако такая попытка может оказаться длительным, медленным и кропотливым процессом. Что же касается Японии, то в еще более взаимосвязанном мире,

19 UNESCO. Constitution of the United Nations Education and Scientific Cultural Organization. http://www.un-documents.net/unesco-c.htm

который молодые японцы понимают и принимают как мир, дающий им огромные возможности, старшее поколение политиков должно прислушиваться к мнению молодежи в отношении вопросов, касающихся долгосрочных перспектив и далеко идущих последствий, чаще и больше, чем к тем, на кого они делают ставки сейчас [Жилина 2018, с. 58]. То, как молодые люди воспринимают себя в политической сфере, влияет на их действия и принимаемые решения и, в итоге, на их потенциальное влияние в обществе. Вместе с тем, тот факт, что мнения проживающих во всех уголках планеты молодых людей в целом совпадали, свидетельствует о том, что молодежь во всем мире все же имеет общие мировоззренческие основы. И это не может не внушать определенный оптимизм — Мир еще не потерян.

Библиографический список

Жилина Л. В. (2018) Проблемы политической социализации современной японской молодёжи. Ежегодник Япония. Т. 47. С. 55-76. DOI: 10.24411/0235-8182-2018-10003

Жилина Л. В. (2016) Молодежь Японии: устремления и ориентиры. Азия и Африка сегодня. №1 (702). С. 65-71.

Лебедева И. П. (2020) Образование и стартовые возможности японской молодежи. Ежегодник Япония. Т. 49: С. 86-120. https://doi. о^/10.24411/2687-1432-2020-10004

Стрельцов Д. В. (2020) Проблемы исторического прошлого в отношениях Японии со странами-соседями. В сб.: Международные отношения в ХХ-ХХ1 вв. IV Чемпаловские чтения, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 75-летию окончания Второй мировой войны: сборник научных статей и сообщений / отв. редактор О. С. Порш-нева. С. 36-44.

Чугров С. В., Карелова Л. Б. (2020) Япония как «обычная страна»: метаморфозы политической идентичности (аналитический обзор опросов общественного мнения). Социологический журнал. Том 26. № 1. С. 87-108. DOI: 10.19181^офшг.2020.26.1.7054

References

Cai, Y. (2008). The Rise and Decline of Japanese Pacifism. New Voices in Japanese Studies 2: 179-200. D01:10.21159/nv.02.09 http://dx.doi. org/10.21159/nv. 02.09

Chugrov, S. V., Karelova, L. B. (2020) Yaponiya kak "normal'naya strana": metamorfozy politicheskoi identichnosti (analiticheskii obzor oprosov obshchestvennogo mneniya) [Japan as a "Normal Country": Metamorphoses of Political Identity (Analytical Review of Opinion Polls)]. Sotsiologicheskiy Zhurnal [Sociological Journal], 26 (1), 87-108. DOI: 10.19181/socjour.2020.26.1.7054 (In Russian).

Cordell, K., Wolff, S. (2009) Ethnic Conflict. Cambridge: Polity Press. Forcey, L. R. (1989) Peace: Meanings, Politics, Strategies. New York: Praeger Publishers.

Freedman, S. W. et all. (2008) Teaching History after Identity-Based Conflicts: The Rwanda Experience. Comparative Education Review, 52 (4), 663-690. https://doi.org/10.1086/591302

Furuichi, N. (2014, September) The fragile happiness of Japan's 'insular' youth. East Asia Forum. Retrieved May 13, 2022, from http://www. eastasiaforum.org/2014/09/17/the-fragile-happiness-of-japans-insular-youth/ Galtung, J. (1967) Theories of Peace: A Synthetic Approach to Peace Thinking. Oslo: International Peace Research Institute.

Kameyama, T. (2009) Kyaria Kyoiku kara Shichizunshippu Kyoiku e?: Kyoiku Seisakuron-no Genjo to Kadai [From career education to citizenship education?: Status and challenges of the discussion on educational policy]. The Japanese Journal of Labour Studies, 538, 92-104. (In Japanese)

Lebedeva, I. P. (2020) Obrazovanie i startovye vozmozhnosti yaponskoi molodezhi [Education and Starting Opportunities of Japanese Youth]. Yearbook Japan, 49, 86-120. https://doi.org/10.24411/2687-1432-2020-10004 (In Russian).

Lee, Y. C. at all. (2012, April) The Construct and Measurement of Peace of Mind. Journal of Happiness Studies, 14(2). D0I:10.1007/s10902-012-9343-5 Panda, R. (2015, July 7) Japan: Empowering the Youth — Analysis. Eurasia Review. Retrieved May 13, 2022, from http://www.eurasiareview. com/07072015-japan-empowering-the-youth-analysis/

Parmenter, L. at all. (2008) Citizenship Education in Japan. In SAGE Handbook of Education for Citizenship and Democracy, pp. 205-214.

Sommerfeld, R. D. at all. (2007). Gossip as an alternative for direct observation in games of indirect reciprocity. Proceedings of the National Academy of Sciences, 104: 17435-17440.

Streltsov, D. V. (2020). Problemy istoricheskogo proshlogo v otnosheniyakh Yaponii so stranami-sosedyami [Problems of Historical Past in Japan's Relations With Neighboring Countries]. In O. C. Porshneva (ed.), Mezhdunarodnyye otnosheniya v XX-XXI vv. IV Chempalovskiye chteniya, posvyashchennyye 75-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne i 75-letiyu okonchaniya Vtoroy mirovoy voyny: sbornik nauchnykh statey i soobshcheniy [International Relations in the 20th — 21st Centuries. 4th Chempalov Readings Dedicated to the 75th Anniversary of Victory in the Great Patriotic War and the 75th Anniversary of the End of World War II: Collection of Academic Articles and Reports] (pp. 36-44). (In Russian).

Tsukada, J. (2015). Examining Japanese youth's perception of political citizenship. EJCJS, 15 (3). Retrieved May 13, 2022, from https:// japanesestudies.org.uk/ejcjs/vol15/iss3/tsukada.html.

Zhilina, L. V. (2016). Molodezh' Yaponii: ustremleniya i orientiry [Youth of Japan: Aspirations and Goals]. Aziya i Afrika Segodnya, 1 (702), 65-71. (In Russian).

Zhilina, L. V. (2018). Problemy politicheskoi sotsializatsii sovremennoi yaponskoi molodezhi [The Challenges of Political Socialization of the Contemporary Japanese Youth]. Yearbook Japan, 47, 55-76. DOI: 10.24411/0235-8182-2018-10003 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.