Научная статья на тему 'Молодежный квест как средство воспитания и культурного общения'

Молодежный квест как средство воспитания и культурного общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4299
441
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADVENTURE / YOUTH / EDUCATION / CULTURE / КВЕСТ / МОЛОДЕЖЬ / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левочкина Наталья Алексеевна

В статье обозначена характеристика и классификация квестов как средства воспитания и интеллектуального досуга молодежи. Представлено краткое содержание разработки в форме квеста для культурного просвещения школьников и студентов в рамках учебной или досуговой деятельности через осмысление значимости работ русского мыслителя И.А. Ильина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левочкина Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF YOUTH QUEST

The article outlines the characteristics and classification of quests as a means of education and intellectual leisure activities. Presents a summary of the development in the form of a quest for cultural education of pupils and students in educational or leisure activities through understanding the significance of the works of Russian philosopher I.A. Ilyin.

Текст научной работы на тему «Молодежный квест как средство воспитания и культурного общения»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-9-19-32 УДК 79.83/84

МОЛОДЕЖНЫЙ КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ

Левочкина Н.А.

В статье обозначена характеристика и классификация кве-стов как средства воспитания и интеллектуального досуга молодежи. Представлено краткое содержание разработки в форме квеста для культурного просвещения школьников и студентов в рамках учебной или досуговой деятельности через осмысление значимости работ русского мыслителя И.А. Ильина.

Ключевые слова: квест; молодежь; воспитание; культура.

THE DEVELOPMENT OF YOUTH QUEST

Levochkina N.A.

The article outlines the characteristics and classification of quests as a means of education and intellectual leisure activities. Presents a summary of the development in the form of a quest for cultural education of pupils and students in educational or leisure activities through understanding the significance of the works of Russian philosopher I.A. Ilyin.

Keywords: adventure; youth; education; culture.

Введение

В современных условиях процесс воспитания духовно-нравственной культуры молодого поколения имеет многомерный характер. Это объясняется тем, что в процессе взросления учащаяся молодежь и студенты формируют собственные жизненные ориентиры во всех сферах жизнедеятельности. От

того, как преподносится информация о ценностях, определяющих основное содержание культуры, зависит переосмысление существующей социальной позиции и интеграция получаемых знаний в сознание молодой личности в социокультурном пространстве.

Целью написания данной работы является разработка молодежного квеста с учетом развития современных тенденций социально-образовательного досугового пространства. Разработка же молодежного квеста заключается в создании и развитии новых форм интеллектуального досуга молодежи. Объектом для написания работы стал молодежный квест, предметом - его основные структурно-содержательные элементы. Следует отметить, что серьезных комплексных исследований в отчественной литературе по проблемам изучения квестов нет, однако в по отдельным видам квестам (веб-квестам) литература [3; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14] имеется, печатаются сборники конференций (Санкт-Петербург, 2013 год; Комсомольск-на-Амуре, Красноярск, Челябинск, Саранск, 2014 год; и др.), даже появляются первые авторефераты (Е.В. Толмачева, Москва, 2015 год), в меньшей степени это касается музейных квестов [15].

Основная часть

Современная молодежь, наряду с людьми старшего поколения, выступает создателем духовной культуры. Однако, с его вариативной социокультурной средой, стремительными скоростями восприятия инноваций, обширнейшим информационным потоком, существует риск недостаточности освоения молодыми поколениями традиционных ценностей духовно-нравственной культуры. Связано это с тем, что культурное многообразие, оказывает непосредственное воздействие на формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи. Освоение информации требует применения новых качественных подходов, содействующих духовно-нравственному развитию молодежи, в первую очередь, при реализации образовательной деятельности.

В социокультурном пространстве внимание молодежи зачастую рассеяно. В целях развития заинтересованности, мотивирования и создания условий для углубленного освоения значимых сведений и формирования новых знаний, мы предлагаем включать необходимые для современной молодежи знания в контекст игры (квеста).

Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) - один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Практика реализации квестов была перенята у зарубежных стран. Однако стоит отметить, что проведение подобных мероприятий в нашей стране берет начало со становления пионерских лагерей в Советской России. Всем известный «Артек» был организован в 1925 году в Крыму как лагерь для лечения детей, больных туберкулёзом. Его основателем был председатель Российского общества Красного Креста Зиновий Петрович Соловьёв. Позже этот лагерь стал всесоюзной детской здравницей, в которой отдыхали не только советские дети, но и дети из дружественных стран. Пионерские лагеря организовывались повсеместно, перед распадом СССР их насчитывалось около 40 тысяч. Конечно, лагеря отличались и месторасположением, и уровнем комфорта, и количеством отрядов, но все лагеря были направлены на воспитание и оздоровление детей [6]. Аналогичные кве-стам мероприятия проводились в пионерских лагерях, только назывались они иначе - туристический поход, экспедиции, игры на поляне и т.п. В современной России также проводятся подобные мероприятия, которые называются «благотворительный квест» и представляют собой организацию и проведение ролевой игры на благотворительной основе. Квесты (табл. 1) могут проводиться физическими, юридическими лицами, благотворительными фондами, теми, кто имеет возможность и желание заниматься благотворительностью. Необходимыми условиями для организации и проведения квеста является установление даты, времени, тематики и цели проведения квеста [7].

Таблица 1.

Классификация квестов*

№ Критерий для классификации Виды квестов

1. По объекту Объекты социальной инфраструктуры

организации Отдельные группы людей

2 По субъекту Благотворительные фонды Физические лица

Юридические лица Социальные организации

По цели С целью сбора средств

3. С целью привлечения объекта благотворительности к

квесту С целью получения коммерческой прибыли/выгода

4 По технологии С участием объекта благотворительности

организации Без участия объекта благотворительности

По степени Реальные квесты

реальности Виртуальные квесты

6 По времени Дневные квесты

проведения Ночные квесты

По продолжи- Короткие квесты

7. тельности Среднедлительные квесты Длительные квесты

По уровню Элементарные (для новичков) квесты

8. сложности Продвинутые квесты Гиперсложные квесты.

9 По средству Пешие (все пешеходные экскурсионные квесты) Авто-

передвижения мобильные квесты

По возрасту Подростковые квесты

10. квесты Молодежные квесты Универсальные квесты

По тематике Квест-комнаты

11. и месту прове- Квесты на заброшенных территориях, в парках, по городу

дения Квесты в музеях, школах, университетах и т.д.

12. По форме Групповые квесты

работы Индивидуальные квесты

13. По источнику финансирования Коммерческие квесты в реальности Бесплатные квесты в реальности

По способу про- Линейные квесты

14. хождения Нелинейные квесты (по системе матрицы) Кольцевые квесты

*составлено автором по [4; 6; 7; 8 и др.]

Одним из таких современных игровых форматов, позитивно воспринимаемых молодежью, является квест - командная игра, направленная на получение новых знаний и развитие культуры личности, посредством преодоления трудностей для достижения цели, поставленной в начале игры. Как показывает практика, в данном виде работы учащиеся подросткового возраста глубже осознают полезность полученной информации для себя лично, лучше запоминают ее. Кроме этого, поскольку в квесте используются жизненные ситуации, молодые люди - участники этой командной игры -могут применить приобретенные знания и навыки в дальнейшей самореализации, так как командное мышление и дух способствуют воспитанию взаимовыручки, достижению качественно новых результатов и освоению ценностей сотрудничества.

Тематика квестов может быть самой различной. Примерами могут служить квесты, имеющие своей целью частичное изучение жизненных позиций одного или группы ученых, знакомство с биографией выдающегося деятеля, апробация определенной гуманитарной технологии, исследование значимых страниц истории педагогики, частичное изучение идеологии русского мыслителя и тому подобное. С целью создания условий для освоения современной молодежи автор совместно с К.С. Карпачевой предлагает разработку в виде квеста «Поющее сердце Ильина», задачей которого выступает осмысление значимости деятельности русского мыслителя И.А. Ильина. Для построения содержания квеста (табл. 2) и реализации указанной задачи нами выбрана личность Ивана Александровича, поскольку для современного подростка, молодого человека крайне важна подача пропагандируемой идеи. Выбранный русский философ и писатель имел особый стиль донесения информации, основанный на вере в свой народ и свою страну. Именно этот стабильный духовно-патриотический стержень, заложенный в его трудах, является основанием выбора данной персоны для создания квеста. Усвоение его идей учащейся молодежью помимо ознакомительного педагогического, культурологического характера имеет глубокий аксиологический аспект, влияющий на формирование мировоззрения.

Таблица 2.

Структурные элементы подготовки молодежного квеста

Введение Краткое описание темы для молодежного квеста

Задание Формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата

Порядок работы и необходимые ресурсы Описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания

Оценка Описание критериев и параметров оценки выполнения квеста

Заключение Краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, студенты, выполнив данный квест

Использованные материалы Ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания квеста. Указанные ресурсы должны содержать электронные адреса, книги или другие материалы. Благодаря указанию точных адресов при выполнении заданий студенты не будут терять времени

Комментарии для организатора Методические рекомендации для организатора, которые будут использоваться в дальнейшем для проведения квеста

Основная идея квеста заключается в том, что команды, перемещаясь по секциям (этапам) и выполняя различные задания, повышают уровень своих культурологических знаний и духовно-нравственной культуры посредством изучения биографических сведений о выдающемся русском деятеле, идеологе, привнесшем неоценимый вклад в гуманитарное знание нашей страны. Процесс игры носит творческий и аналитико-поисковой характер. Данный квест возможно организовать как в помещении, так и на природе, в зависимости от местонахождения участников и их комфортного восприятия новой информации. Предполагаемое количество участвующих: пять команд, количество участников молодежного возраста в каждой не ограничено. Участникам предлагается пройти пять станций и на каждой выполнить по одному заданию. Каждая команда получает карту (рис. 1), в которой подписаны станции и стрелками указана последовательность (для каждой команды она своя) их посещения. Для прохождения каждой станции подготавливается ориентир (лист с фотографией и названием, можно с кра-

ткой характеристикой станции). Это необходимо для того, чтобы участники могли отмечать на своей командной карте те станции, которые они посетили.

%aj)tna Участнику

Станция J. «Ильин Сегодня» Рис. 1. Карта участника квеста

После посещения каждой станции участники вписывают в карту самый запомнившийся факт о жизни мыслителя для дальнейшего составления его биографии в хронологическом порядке (то есть в конце игры, участники самостоятельно смогут определить нумерацию станций в зависимости от полученных фактов биографии). Станции могут быть размещены в произвольном порядке: «Философский пароход», «Цолликон», «Книга тихих созерцаний», «Ильин

сегодня», «Русский колокол в Берлине». Перед выполнением задания на каждой станции участникам дается краткая справка (разъяснение) о месте, времени или событии, отражающем название станции. Работа на каждой станции может занимать от 10 до 20 минут.

Станция «Философский пароход» включает тот период, когда многие ученые, философы и другая интеллигенция были вынуждены эмигрировать за границу на немецком пароходе. В их числе был и И.А. Ильин. Участникам предлагается ознакомиться с отрывком из описания идеи о воспитании духовно-нравственных качеств по Ильину. В момент эмиграции Иван Александрович переживает смешанные чувства, но остается верен покинутой Родине. В статье о значении семьи писатель говорит о воспитании в детях гражданственности и духовного достоинства, данные качества явились основой для сохранения его верности стране [5]. Прочитав данный отрывок, участники должны коллективно выделить человеческие качества или конкретные настроения мыслителя (которые просматриваются в прочтенном отрывке) по отношению к происходящему в стране и заполнить предложенную форму. Форма может быть представлена в виде таблицы, разделенной на два столбца, в одном из которых будут отражены человеческие качества, «взятые» Иваном Александровичем с собой в эмиграцию, в другом - те, которые были «оставлены» им в революционной России. Работа на данной станции поможет участникам сформировать представление о возможных духовно-патриотических качествах личности, потенциал их проявления в сложной жизненной ситуации.

Станция «Книга тихих созерцаний» была названа в честь самого необычного сочинения Ивана Александровича. В ней мыслитель обращает внимания читателя на познание актуальных житейских смыслов через себя и свои ошибки. Ее прочтение направлено на созерцание жизненных мотивов, составляющих, по нашему мнению, первооснову бытия. Работа на данной станции основана на освоении участниками квеста смысла понятия «оптимизм», имеющего значительные отличия от современного понимания. Выбранный для задания жизнеутверждающий мотив играет одну из главных ролей в

насыщенной жизнедеятельности молодежи. Команде предлагается проанализировать отрывок из главы заявленной в названии станции книги «Что есть оптимизм?», в нем отражено видение автора в отношении оптимизма [2]. Во время анализа участникам необходимо коллективно найти и выделить в тексте те характеристики оптимизма, которые необходимы для формирования современной молодой личности, а также аргументировать свой выбор. Поскольку книга написана в тяжелейшее для человечества время (об этом рассказывается в краткой справочной информации к станции), участники имеют возможность узнать обновленный смысл понятия, осознать его ценность, смысл и значимость в любой период жизни.

На станции «Русский колокол в Берлине» участники знакомятся с отрывком из статьи журнала «Русский колокол», редактором которого служил И.А. Ильин в 1927-1930 годы, находясь в ссылке в Берлине. Данный журнал отражал проблемы покинутой страны, поэтому каждая статья, напечатанная в нем, пропитана душевными страданиями русского мыслителя. После знакомства с основными волнениями авторов журнала, участникам предлагается нарисовать на ватмане Русский колокол в Берлине. Главной задачей выступает отражение в рисунке основных переживаний Ильина в период издания журнала. Подобная работа с элементами самоанализа (а как бы поступил я, о чем бы я думал в такой ситуации) способствует повышению уровня духовно-нравственной культуры, а именно: развитию сострадания, переоценке существующих ценностей и приоритетов, осознанию своего места и значимости в стране.

Станция «Цолликон» отражает деятельность И.А. Ильина в Швейцарии, куда он был обращен в бегство по причине преследования его деятельности гестапо. Здесь он пишет триптих фило-софско-художественной прозы - «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий» (в русской версии - «Огни жизни. Книга утешений»), «Замирающее сердце. Книга тихих созерцаний», «Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований» («О грядущей русской культуре»). Командам может быть предложено изучить мнение ученика Ильина Р.М. Зиле, который писал об указанных произведениях [1].

Участникам предлагается найти взаимосвязь между понятиями, которые присутствуют в названиях книг - «утешений, созерцаний, размышлений и упований». Основной идеей задания выступает определение смыслов в названиях данных произведений. Команды должны попытаться ответить на вопросы: почему Ильин выбрал именно такие названия для выражения своих мыслей, и по каким причинам именно в такой последовательности он определил их для триптиха в целом. Далее команда должна произвести анализ данных понятий (названий) и отразить их взаимосвязь в предложенной творческой форме. Форма может представлять собой рисунок в виде кругов разного размера, в которые команда впишет понятия, и стрелок, которыми участники отразят их взаимосвязь. Работа на станции нацелена на содействие развитию логических размышлений, аргументировании, взаимосвязи и творческого анализа культурологических понятий, что также является действенным вкладом в духовно-культурное созерцание личности.

Станция «Ильин сегодня» может быть завершающей станцией квеста, поскольку предполагает работу со сведениями настоящего времени. Участникам рассказывается о том, каким образом наследие И.А. Ильина запечатлелось в истории современной России и предлагается разобрать актуальную проблему, отраженную в книге философа «О сопротивлении злу силою». Основной вопрос книги определен Ильиным так: «Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в Бога, приемлющий Его мироздание и своё место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою? Вот двуединый вопрос, требующий ныне новой постановки и нового разрешения» [5]. Выбранный для задания вопрос является актуальным и сегодня. В случае нахождения в команде участников, не относящих себя к верующим людям, имеется смысл предложить учащимся составить близкий по смыслу вопрос, приемлемый для их восприятия, аргументировать свой выбор и озвучить основные отличия с тем вопросом, которым задавался Ильин. Далее участникам команды предлагается творчески представить (нарисовать, смастерить, обы-

грать) мировоззренческие мотивы И.А. Ильина с учетом основной идеи книги «О сопротивлении злу силою», которые могли бы быть эффективны сегодня в современном мире, где достаточно негатива в основных сферах жизнедеятельности. Для реализации творческого представления команде даются на выбор следующие атрибуты: ватман с фломастерами для рисования, цветная бумага для изготовления, меч и сердце (игрушечные) для театральной постановки. Командам необходимо с помощью выбранной атрибутики подготовить за назначенное время и реализовать представление своего ответа. Подобная работа духовно и культурно обогащает молодую личность в части творческих размышлений, повышении значимости межкультурного взаимодействия и отношения к серьезной актуальной теме. Также важен тот факт, что участники смогут потренироваться в приведении аргументов.

Заключение

Поскольку проведение квеста «Поющее сердце Ильина» отражает идею повышения уровня культурологических знаний и духовно-нравственной культуры молодежи команда-победитель не выявляется. Цель реализации: наполнения культурообразующими знаниями, воспитания духовно-нравственных качеств и единения среди молодежи по отношению к основным вопросам жизни. Основными критериями оценивания заданий на всех станциях являются реальность и актуальность приведенных (творчески представленных) аргументов в отношении косвенно заявленных на станциях проблем.

По итогам квеста целесообразно осуществление рефлексии в письменной или устной форме. В письменной форме это может быть написание эссе, которое раскроет позицию учащегося в отношении наследия Ильина. Устная форма рефлексии подойдет в том случае, если молодежь имеет целью обнародование собственных мыслей и обмен идеями, отражающими деятельность мыслителя. Делиться мнениями возможно в рамках круглого стола. Подобный квест способствует расширению кругозора для молодежи, формирует навыки высказывания и мотивирует к получению новых знаний. Письмен— 29 —

ная же форма рефлексии направлена на упорядочение собственного отношения к той или иной проблеме, построение логических цепочек и качественное изложение мыслей в письменном виде.

Таким образом можно сделать следующий вывод, что квест, как средство воспитания духовно-нравственной культуры, способствует выработке духовно-нравственных и культурообразующих качеств личности. Формирование силы духа, взаимовыручки, коллективного единения, умения принимать иные точки зрения, культурного мировоззрения и других немаловажных личностных качеств молодежи.

Список литературы

1. Закорецкая М. Поющее сердце Ивана Ильина. К 60-летию со дня кончины русского мыслителя [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stoletie.ru/sozidateH/pojushheje_serdce_rvana_iH-na_236.htm (дата обращения: 04.04.2016).

2. Ильин И.А. Значение семьи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.prosvetcentr.ru/Ask_to/article/articl.php?id_site=1&id_ page=65&id_article=339 (дата обращения: 04.04.2016).

3. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/poyushhee-serdce-kniga-tixix-sozercanij (дата обращения: 04.04.2016).

4. Ионова В.А., Подопригора Е.В. Об индустрии квест-игр и квесте в реальности. Человек VS Интернет // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2016. № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Ionova_ podoprigora_chelovek_vs_internet (дата обращения: 25.09.2016).

5. Назаров М. Журнал «Посев». 1980. № 10. С. 58-61 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusidea.org/?a=7006 (дата обращения: 04.04.2016)

6. Левочкина Н.А. Практика реализации благотворительных квестов в России // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2015. № 2. С. 122-125.

7. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений. 2014. № 6. С.138-140.

8. Чистякова К.В. Причины популярности квестов как форм досуга современных россиян // Человек в мире культуры. 2013 № 2. С. 20-22.

9. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М., 2003. URL: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/lower/13300 (дата обращения: 30.05.2015).

10. Семенов А.Д. Кто и когда в СССР придумал пионерские лагеря? URL: http://ussrvopros.ru/sovetskaya-zhizn/sovetskoedetstvo/3 5 5 -kto-i-kog-da-v-sssr-pridumal-pionerskie-lagerya (дата обращения: 30.05.2015).

11. Квест-тимбилдинг «Остров сокровищ». URL: http://www.eventcons. ru/pricliuchencheskii-i-sportivnyitimbilding-kvest/kvest-trening-os-trov-sokrovishch.html (дата обращения: 30.05.2015).

12. http://bf-sozidanie.ru

13. Владимир Потанин. URL: http://www.forbes.ru/profile/vladimir-pot-anin (дата обращения: 30.05.2015).

14. Доклад 2015 Года: Ежегодный Доклад, Фонд В. Потанина, CAF Россия, ежегодный доклад. URL: http://www.donorsforum.ru/materials/ o-godeblagotvoritelnosti-v-rossii (дата обращения 30.05.2015).

15. Музейный квест. URL: http://www.nsportal.lru/kultura/restavratsi-ya-i-muzeynoe-delo/library/2016/01/26/muzeynyy-kvest (дата обращения: 24.09.2016).

References

1. Zakoretskaya M. Poyushchee serdtse Ivana Il'ina. K 60-letiyu so dnya konchiny russkogo myslitelya [Singing Heart Ivan Ilyin. On the 60th anniversary of the death of Russian philosopher]. http://www.stoletie. ru/sozidateli/pojushheje_serdce_ivana_ilina_236.htm

2. Il'in I.A. Znachenie sem'i [The value of the family]. http://www.prosvet-centr.ru/Ask_to/article/articl.php?id_site=1&id_page=65&id_article=339

3. Il'in I.A. Poyushchee serdtse. Kniga tikhikh sozertsaniy [Singing Heart. Book of quiet contemplation]. http://azbyka.ru/poyushhee-serdce-kni-ga-tixix-sozercanij

4. Ionova V.A., Podoprigora E.V. Homo Cyberus. 2016. № 1. http://jour-nal.homocyberus.ru/Ionova_podoprigora_chelovek_vs_internet

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Nazarov M. Posev. 1980. № 10, рр. 58-61. http://www.rusidea.org/?a=7006

6. Levochkina N.A. Aktual'nyeproblemy ekonomiki, sotsiologii iprava. 2015. № 2, рр. 122-125.

7. Sokol I.N. Molodiy vcheniy. 2014. № 6, рр. 138-140.

8. Chistyakova K.V. Chelovek v mire kul 'tury. 2013 № 2, рр. 20-22.

9. Bol'shoy yuridicheskiy slovar' [Big Law Dictionary]. M.: Infra-M., 2003. http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/13300

10. Semenov A.D. Kto i kogda v SSSRpridumalpionerskie lagerya? [Who and when invented in the Soviet pioneer camp?]. http://ussrvopros.ru/ sovetskaya-zhizn/sovetskoedetstvo/355-kto-i-kogda-v-sssr-pridum-al-pionerskie-lagerya

11. Kvest-timbilding «Ostrov sokrovishch» [Quest team building "Treasure Island"]. http://www.eventcons.ru/pricliuchencheskii-i-sportivnyitimbild-ing-kvest/kvest-trening-ostrov-sokrovishch.html

12. http://bf-sozidanie.ru

13. Vladimir Potanin. http://www.forbes.ru/profile/vladimir-potanin

14. Doklad 2015 Goda: Ezhegodnyy Doklad, Fond V. Potanina, CAF Ros-siya, ezhegodnyy doklad [Report of the 2015 Annual Report Foundation of Vladimir Potanin, the CAF Russia, the annual report]. http://www.do-norsforum.ru/materials/o-godeblagotvoritelnosti-v-rossii

15.Muzeynyy kvest [Museum quest]. http://www.nsportal.lru/kultura/restavrat-siya-i-muzeynoe-delo/library/2016/01/26/muzeynyy-kvest

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Левочкина Наталья Алексеевна, доцент, кандидат экономических наук, кандидат исторических наук, доцент ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

пр. Мира, 55а, г. Омск, 644077, Российская Федерация lnal970@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Levochkina Natalya Alekseevna, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

Omsk State University

55a, Mirapr., Omsk, 644077, Russian Federation lna1970@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.