<°0
Оригинальное исследование
УДК 91:338.48-053.81
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-4-0-2
Зайцева JI.A., Красильникова Н.В.*
Молодежный и студенческий туризм как вектор в развитии туриндустрии и образования: опыт реализации программы на региональном уровне_
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва ул. Большевистская, 68, Саранск 430005, Республика Мордовия, Россия [email protected]*
Статья поступила 29 сентября 2023; принята 15 декабря 2023; опубликована 30 декабря 2023
Аннотация. Введение. Туризм сегодня - это не только путешествия и впечатления, но и реализация образовательных программ и производственных проектов, научных исследований и т.д. Несмотря на значительное количество исследований, нововведения, связанные с нормативно-правовым регулированием, появлением документов стратегического планирования в сфере туризма и гостеприиимства, заставляют выстраивать новую траекторию в образовании и организации данных туристских направлений. Цель работы - определение возможностей и путей реализации российской Программы молодежного и студенческого туризма на региональном уровне в контексте развития туриндустрии и современных образовательных тенденций. Методология и методы. В статье использованы общенаучные и специальные методы исследования. Авторами был изучен региональный опыт реализации Программы университетом в качестве принимающей и отправляющей стороны. Проведен социологический опрос участников. Результаты. Сделаны выводы о необходимости актуализации и проработки некоторых организационных вопросов, направленных на повышение эффективности реализации Программы и межвузовского взаимодействия. Программа молодежного и студенческого туризма является новым вектором в развитии туриндустрии и образования, оказывая влияние не только на внутренний туризм, но и способствуя формированию профессиональных компетенций, практикоориентированности обучения и повышению уровня образования в целом.
Ключевые слова: туризм; студенческий туризм; молодежный туризм; образовательный туризм; обучающиеся; профориентационный трек; культурно-познавательный трек; научно-популярный трек; вузы-участники; внутренний туризм
Информация для цитирования: Зайцева Л.А., Красильникова Н.В. Молодежный и студенческий туризм как вектор в развитии туриндустрии и образования: опыт реализации программы на региональном уровне // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. Т.9. №4. С. 18-26. DOI: 10.18413/2313-8971-20239-4-0-2.
L.A. Zaitseva , N.V. Krasilnikova
Youth and student tourism as a vector in the development of the tourism industry and education: the experience of implementing the program at the regional level_
N.P. Ogarev National Research Mordovian State University, 68 Bolshevistskaya Str., Saransk, 430005, Republic of Mordovia, Russia
Received on September 29, 2023; accepted on December 15, 2023; published on December 30, 2023
Abstract. Introduction. Tourism today is not only about travel and impressions, but also the implementation of educational programs and production projects, scientific research, etc. Despite a significant amount of research, innovations related to regulatory regulation, the emergence of strategic planning documents in the field of tourism and hospitality, force us to build a new trajectory in the education and organization of these tourist destinations. The purpose of the work is to identify opportunities and ways to implement the Russian Youth and Student Tourism Program at the regional level in the context of the development of the tourism industry and modern educational trends. Methodology and methods. The article uses general scientific and special research methods. The authors studied the regional experience of implementing the Program by the university as a host and sending party. A sociological survey of the participants was conducted. Results. Conclusions are drawn about the need to update and work out some organizational issues aimed at improving the effectiveness of the Program and interuniversity cooperation. The youth and student tourism program is a new vector in the development of the tourism industry and education, influencing not only domestic tourism, but also contributing to the formation of professional competencies, practice-oriented learning and improving the level of education in general.
Keywords: tourism; student tourism; youth tourism; educational tourism; students; career guidance track; cultural and educational track; popular science track; participating universities; domestic tourism
Information for citation: Zaitseva, L.A. and Krasilnikova, N.V. (2023), "Youth and student tourism as a vector in the development of the tourism industry and education: the experience of implementing the program at the regional level", Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 9 (4), 18-26, DOI: 10.18413/2313-8971-20239-4-0-2.
Введение (Introduction). Развитие молодежного и студенческого туризма всегда являлось предметом активного обсуждения и исследования. А.В. Васильцов, рассматривая историю развития молодежного туризма отмечал, что еще в советский период организационно-методические вопросы туризма и краеведения рассматривались многими исследователями и учеными. Советское руководство,
придавало большое значение молодежному туризму, утверждая, что только через правильное его построение возможно решение многих негативных вопросов связанных с развитием молодежи (Васильцов, 2019).
В настоящее время тематика развития молодежного и студенческого туризма рассматривается в различных аспектах. В работах зарубежных авторов молодежный туризм
выступает инструментом культурного познания (Qu, 2019), борьбы со стереотипами в туризме и туристических предпочтениях (Stone, 2019). Minnaert L., Jablonska J., Jaremko M., Timcak M. и другие авторы выделяют различные направления социального туризма, выявляя условия и факторы их развития в различных странах (Minnaert, 2014; Jablonska, 2016). Некоторые российские авторы также рассматривают молодежный туризм как сегмент социального, который выполняет определенные функции (Насретдинова, 2019), имеет региональные особенности (Донскова, 2019; Иванов, 2019) и сталкивается с определенными проблемами в своем развитии (Губин, 2023; Каменец, 2023; Кирова, 2023; Урмина, 2023). В свою очередь, образовательный туризм как направление развития молодежного, а также анализ объективных и субъективных факторов формирования программного подхода к развитию образовательного туризма в регионах России рассмотрены М.С. Обориным (Оборин, 2020). Ресурсы и потенциал развития образовательного туризма, факторы, влияющие на выбор молодежью образовательного путешествия, являлись объектом исследования Т.В. Никоновой, М.В. Веслогузовой и Ю.Т. Ибатулловой (Никонова, 2023).
Новый импульс развитию студенческому туризму дала Программа молодежного и студенческого туризма1 (далее Программа), которая, по мнению А.В. Ханиной, должна способствовать «патриотическому и творческому воспитанию студенческой молодежи, посредством организации на базе учебных заведений студенческих туристических обществ» (Ханина, 2022).
Туризм сегодня - это масштабные возможности не только в плане выбора направлений для отдыха, оздоровления и реализации деловых целей, но и перспективный ресурс в образовании. Несмотря на происходящие политические и экономические изменения в мире, отрасль туризма развивается и
1 Программа молодежного и студенческого туризма: сайт. Москва, 2021. URL: Ьйр8://студгуризм.рфЛ1а8ЬЬоап1 (дата
обращения: 23.12.2022).
постоянно доказывает свою значимость и положительное влияние практически на все сферы науки, знаний и производства.
Сегодня, отрасль туризма выступает своего рода площадкой для учебных целей, научных изысканий и, для многих, единственной возможностью развития производства, все больше оказывая влияние на бюджетные организации, и все чаще выступая инструментом в образовательных проектах и программах. Кроме того, актуальным на сегодняшний день остается вопрос развития приоритетных и перспективных видов туризма, что находит отражение в стратегии развития туризма в России до 203 5 г. и других программах и положениях, делающих акцент на развитии молодежного туризма2. Не случайно, интересным и перспективным, на наш взгляд, сегодня является Программа молодежного и студенческого туризма, реализующаяся с 2021 года. Начальным целевым вектором данной программы являлось развитие внутреннего и студенческого туризма на основе академического обмена. Сегодня -это возможность расширения границ профориентации, научных возможностей учебных заведений, трудоустройства и, что, наверное, самое главное, с учетом запросов современных работодателей, возможность получения студентами практического опыта работы по профилю специальности.
В связи с проведенным предварительным анализом источниковедческой базы, цель исследования заключается в определении возможностей и путей реализации российской Программы молодежного и студенческого туризма на региональном уровне в контексте развития туриндустрии и современных образовательных тенденций. Опыт участия в Программе и эффективность ее реализации позволяют говорить, что Программа молодежного и студенческого туризма является новым вектором в развитии туриндустрии и образования, оказывая влия-
2 Стратегия развития туризма в России до 2035 года: Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 №2129-р. URL: http://government.ru/docs/37906/ (дата обращения: 20.09.2022).
ние не только внутренний туризм, но и способствуя формированию профессиональных компетенций, практикоориентированности обучения и повышению уровня образования в целом.
Материалы и методы (Methodology and methods). Опыт реализации программы молодежного и студенческого туризма позволил не только изучить практику ВУЗов-участников прошлых лет, для устранения существующих проблем, но и на собственном опыте убедиться в эффективности данного направления для развития туриндустрии и образования.
В работе были использованы различные теоретические и эмпирические методы исследования. Системный подход позволил рассмотреть молодежный туризм как организационную и управленческую систему. Структурно-функциональный метод позволил выявить роль и значение молодежного туризма как в современном образовательном процессе, так и в развитии туристской индустрии в целом. Эмпирические методы - наблюдение, опрос участников, позволили выявить проблемные моменты с целью улучшения качества ее реализации. Использование общетеоретических методов анализа, синтеза, сравнения и обобщения позволили сделать обоснованные выводы о перспективах развития не только университетской программы, но и молодежного, студенческого, образовательного, внутреннего и въездного туризма в целом.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Уже со
второй половины XX в. и по настоящее время студенческий туризм является актуальным объектом исследования, а «Программа молодежного и студенческого туризма» значительно повысила ее значимость и интерес со стороны научного сообщества. Опыт реализации российской Программы на университетском уровне позволил взглянуть на нее с другой стороны - как на перспективную и эффективную возможность совершенствования образовательного процесса, усиления практиориентированности обучения и развития туризма в целом (Кожанов, 2017).
Проведенное исследование и опыт участия в реализации Программы молодежного и студенческого туризма позволяют утверждать, что значимость Программы обусловлена тем, что она способствует достижению основных целей студенческого туризма: популяризации среди обучающихся внутреннего туризма; совершенствованию инфраструктуры образовательных организаций; изучению перспектив трудовой миграции и профориентационного подтверждения выбора направления обучения и т.д. Вместе с тем, данный проект, направлен на развитие не только молодежного, студенческого, внутреннего туризма, но и туристской отрасли в целом, раскрывая роль и значение образовательных учреждений, которые стали участниками Программы. Участниками программы являются студенты, аспиранты, молодые ученые и специалисты до тридцати пяти лет, а также победители конкурсов Президентской платформы «Россия - страна возможностей».
Программа молодежного и студенческого туризма реализуется по трем трекам: научно-популярный, профориентационный и культурно-познавательный, что позволяет максимально охватить интересы участников. Благодаря именно такой системе реализации, перед студентами и молодежью открыты многочисленные перспективы: от получения ориентира в выборе профессии и расширения границ науки, до возможности путешествовать по доступным ценам и приобрести опыт работы по профилю подготовки.
Для участников, которые уже выбрали направление своего профессионального развития и осуществляют поездки с целью стажировок на производства, участия в научных мероприятиях, написания научных работ и т.д. предоставляется возможность выбора научно-популярного трека. Сайт Программы молодежного и студенческого туризма доступен в плане свободного ориентира по интересам и богатого выбора направлений. Желающие путешествовать могут самостоятельно: заочно познакомиться с вузом-участником, через сайт и представленную информацию о вузе в нем; провести мониторинг
всех мероприятий на момент запланированного путешествия, что даст возможность совместить «полезное с приятным»; познакомиться с отзывами других участников программы и т.д.
Для путешествующих с целью краткосрочного погружения в интересующие специальности, смены направления обучения, специализации или образовательной организации, а также для освоения новых или дополнительных профессий, навыков и компетенций, Программа молодежного и студенческого туризма реализует профориентаци-онный трек.
Для тех, кто путешествует с целью культурного развития - культурно-познавательный трек, включающий разнообразные предложения. На сайте представлены мероприятия (концерты, КВН, игры и т. д.) запланированные не только ВУЗами-участниками, но и регионами в целом. Перед студентом открывается возможность самостоятельного выбора по интересам.
Программа молодежного и студенческого туризма реализуется как в каникулярный период, так и в течении года. Перед участниками открываются возможности: познакомиться с достопримечательностями региона, их традициями, культурой и др.; познакомиться с атмосферой учебного заведения, изучить научный потенциал образовательного учреждения (посетить лаборатории, научные объекты, технопарки и другие объекты науки); стать участниками проводимых культурно-познавательных мероприятий (КВН, Science Slam, «Ночь в музее» и др.); в рамках практики выполнить намеченную программу (провести экскурсию, поработать на оборудовании, провести занятия и др.).
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (МГУ им. Н.П. Огарёва) впервые в 2022 г. стал участником реализации Программы молодежного и студенческого туризма, приняв более 130 студентов и молодых ученых. Проработаны и реализованы как индивидуальные, так и групповые заявки. Участникам программы предоставлялась возможность познакомиться не только с
вузом и его работниками, но и с Республикой Мордовией, посетив ее достопримечательные места и объекты.
Одним из наиболее ярких бонусов участия в данной программе является возможность путешествовать по доступным ценам. Проведенный опрос как групп участников, так и индивидуалов показал, что больше 90 % были довольны условиям размещения. Большинство участников отметили, что «Саранск можно назвать городом-университетом», так как значительное количество корпусов расположены в разных районах города (25 учебных корпусов, 16 общежитий, 1 санаторий-профилакторий, 4 физкультурно-спортивных корпуса, 20 лабораторий).
Для участников Программы проводились экскурсии и открытые лекции по интересам, в результате чего желающие посетили ООО «Ромодановосахар», Мебельную фабрику «ОРИМЭКС», Подлесно-тавлинскую экспериментальную детскую художественную школу и т.д.
Интересным стал опыт сотрудничества со студентами и преподавателями ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». Преподавателями кафедры туризма географического факультета была разработана и предложена программа пребывания на 6 дней. Студенты направления подготовки туризм, приехавшие из Башкирии, имели возможность не только познакомиться с Республикой Мордовия и посетить наиболее яркие объекты региона, но и в рамках обучения самостоятельно разработать и презентовать свои маршруты по Мордовии и г. Саранску.
В программу пребывания студентов входили маршруты, включающие значимые объекты этнического и религиозного наследия. Участники программы познакомились с историко-культурной средой города и Республики Мордовия, посетив музеи, театры, ДК и окунулись в мир студенческой жизни.
На вопрос какие достопримечательности произвели наибольшее впечатление -80 % респондентов отметили Музей им. С.Д. Эрьзя, 33 % Площадь Тысячелетия, 22 % отметили Подлеснотавленскую экспериментальную детскую художественную
школу резьбы по дереву и смотровую площадку МГУ им Н.П. Огарёва.
На вопрос, что понравилось в Саранске респонденты отмечали красоту города, его компактность, сосредоточие всех главных достопримечательностей в центре, посещение событийных мероприятий, таких как «XII Всероссийский сельский Сабантуй» в с. Аксеново.
Кроме этого, студенты получили опыт проведения экскурсий разного формата, от городской до трассовой. Ярким, по словам участников программы, и незабываемым моментом стало участие студентов и преподавателей в событийном мероприятии «XII Всероссийский сельский Сабантуй» в с. Ак-сеново (рисунок).
Рис. XII Всероссийский сельский Сабантуй в с. Аксёново Fig. XII All-Russian Rural Sabantuy (Festival of the Plow) in Aksyonovo village
Опыт участия в Программе молодежного и студенческого туризма показал, что параллельно решаются задачи повышения «узнаваемости» и продвижения территорий, а также ВУЗов-участников. Согласно опросу, 44 % респондентов ранее не слышали о республике, а те, кто раньше знал о регионе, упоминали о факте существования двух субэтносов (эрьзя, мокша) и проведении Чемпионата Мира по футболу 2018.
Студенты МГУ им. Н.П. Огарева также стали участниками программы молодежного и студенческого туризма, посетив во время экскурсионной практики Республику Башкортостан. Объектами туристического маршрута стали: Зоологический музей биологического факультета, Природный Парк Серпи-евский Пещерный Град, Идрисовская пещера, минеральный источник Кургазак и др. Гидами группы являлись представители туристического клуба университета.
83 % участников остались довольны
программой пребывания, отметив её грамотную организацию, высокий уровень экскурсионного обслуживания, условий питания и размещения. Башкирский государственный университет не первый год является участником данной программы. Улучшение качества предоставляемых услуг достигнуто привлечением на договорной основе компетентных туристских организаций (турагентства, турклубы, экскурсионные бюро и др.).
Для принимающего вуза реализация программы по туризму - это сложный процесс, представляющий собой комплекс организационных мероприятий:
- подготовку программ пребывания, с проработкой индивидуальных запросов приезжающих;
- помощь с трансфером, размещением (по желанию в общежитии ВУЗа, гостиницах или других объектах размещения) и базами практик образовательного учреждения;
- разработку экскурсионных маршрутов, с учетом разных потребностей туристов;
- организацию мастер-классов или открытых лекций для путешествующих;
- сопровождение студентов-туристов по выбранным/утвержденным маршрутам;
- взаимодействие с объектами, предоставляющими услуги участникам программы по вопросам координации времени и места встречи групп/индивидуалов, а также самой программы;
- осуществление поддержки по всем возникающим вопросам и др.
Таким образом, участие в Программе решает широкий спектр задач по повышению качества образования, развитию внешних связей, оздоровлению и культурно-нравственному воспитанию студентов, способствуя достижению удовлетворенности участников программы, реализации корпоративных потребностей вуза и индивидуальных запросов студентов и молодежи (Кожанов, 2017). Студенты-участники Программы отмечали, что полученный опыт и впечатления от участия в мероприятиях ВУЗов позволили по-другому посмотреть на Программу молодежного и студенческого туризма. Несмотря на то, что целью приезда студентов Башкирского университета являлось знакомство с ВУЗом и участие в XV Республиканском национально-фольклорном празднике «Сабантуй», обучающиеся познакомились с регионом и получили не только опыт разработки и внедрения своих турмаршрутов, но и успешно защитили проекты по Республике Мордовия в своем ВУЗе. Кроме этого, положительный опыт реализации спортивных мероприятий с привлечением студентов других вузов по Программе, позволил укрепить связи по взаимному сотрудничеству и увеличить количество студентов, занимающихся спортом.
Среди участников Программы интерес предоставляли студенты-индивидуалы, приезжающие с личными целями (путешествие по приемлемой цене, посещение музеев, участие в мероприятиях и т.д.). Опрос показал, что такой опыт посещения региона позволил
им не только достичь поставленных целей, но и расширить кругозор в плане профриен-тации, научных изысканий (посещение лабораторий вуза и участие в конференции, позволили определиться с темой статьи) и просто открыть регион с другой стороны (город-университет, с интересными традициями и национальными праздниками).
Проведенное исследование и опыт участия в Программе молодежного и студенческого туризма позволяют говорить о необходимости открытия на базе кафедр ВУЗов-участников, выпускающих специалистов сферы туризма специальных, студенческих туристических обществ. Данное решение позволило бы не только обучающимся получить практический опыт в сфере туризма, но и повысить качество реализации Программы, так как именно они являются целевой аудиторией данного проекта и смогут максимально быстро адаптироваться к изменяющимся запросам со стороны студентов-туристов.
Заключение (Conclusions). Значимость Программы обусловлена тем, что она способствует достижению основных целей студенческого туризма: популяризации среди обучающихся внутреннего туризма; совершенствование инфраструктуры образовательных организаций; изучение перспектив трудовой миграции и профориентацион-ного подтверждения выбора направления обучения и т.д. Программа направлена на развитие не только молодежного, студенческого, внутреннего туризма, но и туристской отрасли в целом, раскрывая и повышая роль и значение образовательных учреждений ВУЗов-участников, способствуя раскрытию туристского потенциала городов и регионов.
Благодаря именно трековой системе реализации Программы (научно-популярный, профориентационный и культурно-познавательный), позволяющей максимально охватить интересы участников, перед студентами и молодежью открыты многочисленные перспективы: от получения ориентира в выборе профессии и расширения границ науки, до возможности путешествовать по доступным
ценам и приобрести опыт работы по профилю подготовки.
Опыт участия в программе показал, что эффективность ее реализации повышается при взаимодействии двух вузов-участников, обменивающихся студенческими группами и активном привлечении в программу компетентных туристских организаций: во-первых, увеличивается численность участников программы, во-вторых - развивается внутренний туризм на основе принципа паритетного сотрудничества и, в-третьих, повышается качество предоставляемых услуг за счет профильных организаций.
Список литературы
Васильцов А.В., Коноплёва Д.В., Ахатов Д.С. Историогенез молодежного туризма в России // Казанский вестник молодых учёных. 2019. №2 (10). С. 184-192.
Губин А.В. Проблемы развития молодёжного туризма в России // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018029579 (дата обращения: 23.03.2023).
Донскова Л.И., Редькин А.Г., Отто О.В., Макаров А.А., Мягкова Е.В. Молодежный туризм как сегмент социального туризма в российском регионе: теория и практика // Сервис +. 2019. №3. С. 10-20.
Иванов В.Д. Образовательный туризм как перспективное направление молодёжного туризма // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. №1. С. 98-101.
Каменец А.В., Кирова М.С., Урмина И.А. Молодежный социальный туризм: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023. 192 с.
Кожанов К.А., Евдокимов К.В., Лысенко В.В. Показатели эффективности и качества услуг организованного студенческого туризма // Вестник Белгородского ун-та кооперации, экономики и права. 2017. №3(64). С. 259-271.
Насретдинова А.С., Хайруллина Э.Р. Выявление эффективных инструментов развития молодежного туризма в Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. 2019. №4 (36). С. 502-509.
Никонова Т.В., Веслогузова М.В., Ибатул-лова Ю.Т. Современные факторы и проблемы развития молодежного образовательного ту-
ризма в регионах России (по материалам Республики Татарстан) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. №3. С. 61-71.
Оборин М.С. Образовательный туризм как перспективное направление развития молодежных путешествий в России // Сервис в России и за рубежом. 2020. №3 (90). С.86-96.
Ханина А.В. Современный студенческий туризм: особенности и перспективы развития // Сервис в России и за рубежом. Т. 16. № 4 (101). 2022. С. 18-27.
Huang S.S., Crotts J. Relationships between Hofstede's cultural dimensions and tourist satisfaction: A crosscountry cross-sample examination // Tourism management, Jun. 2019.Vol. 72. P. 232-241. DOI: 10.1016/j.tourman.2018.12.001.
Jablonska J., Jaremko M., Timcák M. Social tourism, its clients and perspectives // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016. Vol. 7, No. 3 S1. P. 42-52. doi:
https://doi.org/10.5901/mjss.2016.v7n3s1p42.
Minnaert L. Social tourism participation: The role of tourism inexperience and uncertainty // Tourism Management. 2014. Vol. 40. P. 282-289. doi: https://doi.org/10.1080/13683500.2018.568051.
Qu C., Timothy D.J., Zhang C.Z. Does tourism erode or prosper culture? Evidence from the Tibetan ethnic area of Sichuan Province, China // Journal of tourism and cultural change. Aprel. 2019.
Stone L.S., Nyaupane G.P. The Tourist Gaze: Domestic versus International Tourists // Journal of travel research. 2019. Vol. 58. Is. 5. P. 877-891.
References
Donskova, L.I., Redkin, A.G., Otto, O.V., Makarov, A.A. and Myagkova, E.V. (2019), "Youth tourism as a segment of social tourism in the Russian region: theory and practice", Servis +, 3, 10-20. (In Russian).
Gubin, A.V. (2022), "Problems of youth tourism development in Russia", available at: https://sci-enceforum.ru/2022/article/2018029579 (Accessed 23 March 2023). (In Russian).
Khanina, A.V. (2022) "Modern student tourism: features and prospects of development", Service in Russia and abroad, 4 (101), 18-27. (In Russian).
Ivanov, V.D. "Educational tourism as a promising direction of youth tourism", Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation, 1, 98-101. (In Russian).
Kamenets, A.V., Kirova, M.S. and Urmina, I.A. (2023), Molodezhny sotsialny turizm: uchebnoe posobie dlya vuzov [Youth social tourism: a textbook
for universities], YUrajt, Russia.
Kozhanov, K.A., Evdokimov, K.V. and Ly-senko, V.V. (2017), "Indicators of efficiency and quality of organized student tourism services", Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 3(64), 259-271. (In Russian).
Nasretdinova, A.S. and Khairullina, E.R. (2019), "Identification of effective tools for the development of youth tourism in the Russian Federation", Bulletin of the Mari State University, 4 (36), 502-509. (In Russian).
Nikonova, T.V., Vesloguzova, M.V. and Iba-tullova, YU.T. (2020), "Modern factors and problems of development of youth educational tourism in the regions of Russia (based on the materials of the Republic of Tatarstan)", Modern problems of service and tourism, 3, 61-71. (In Russian).
Oborin, M.S. (2020) "Educational tourism as a promising direction for the development of youth travel in Russia", Service in Russia and abroad, 3 (90), 86-96. (In Russian).
Vasilkov, A.V., Konoplyova, D.V. and Ahatov, D.S. (2019), "Istoriogenez molodezhnogo turizma v Rossii", Kazansky vestnik molodyh uchy-onyh, 2 (10), 184-192. (In Russian).
Huang, S.S. and Crotts, J. (2019), "Relationships between Hofstede's cultural dimensions and tourist satisfaction: A crosscountry cross-sample examination", Tourism management, 72, Jun., 232241. (In USA).
Jablonska, J., Jaremko, M. and Timcák, M. (2016), "Social tourism, its clients and perspectives", Mediterranean Journal of Social Sciences, 3, 42-52. doi: https://doi.org/10.5901/mjss.2016.v7n3s1p42. (In Poland).
Minnaert, L. (2014) "Social tourism participation: The role of tourism inexperience and uncertainty",
Tourism Management, 40, 282-289. doi: https://doi.org/10.1080/13683500.2018.568051. (In Germany).
Qu, C., Timothy, D.J. and Zhang, C.Z. (2019), "Does tourism erode or prosper culture? Evidence from the Tibetan ethnic area of Sichuan Province, China", Journal of tourism and cultural change, Aprel. (In China).
Stone, LS and Nyaupane, GP. (2019) "The Tourist Gaze: Domestic versus International Tourists", Journal of travel research, 5, 877-891. (In USA).
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации. Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.
Данные авторов:
Зайцева Лариса Александровна, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры туризма, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва.
Красильникова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры туризма, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва.
About the authors:
Larisa A. Zaytseva, Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Tourism, N. P. Ogarev Mordovian State University.
Natalia V. Krasilnikova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Tourism, N. P. Ogarev Mordovian State University.