Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2014. № 3 (15)
УДК 73/76
Н.В. Хоружая
МОЛОДЕЖНЫЕ ВЫСТАВКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ
Молодежная художественная выставка рассматривается как средство, стимулирующее интерес к творческой и учебной деятельности. Раскрываются основные задачи, акцентируется специфика организации молодежных выставок. Подчеркивается значение художественного творчества в становлении юных художников, так как участие молодежи в художественно-выставочной деятельности содействует личностному развитию молодых художников и является важнейшей составляющей их самореализации.
Ключевые слова: выставки, художник, самореализация, художественное творчество, живопись, рисунок, искусство, культура.
В условиях современной культуры можно отметить общественный интерес к молодежным выставкам. В настоящее время отсутствие условий, которые будут способствовать востребованности и продвижению молодого художника на всех этапах его становления, входит в число социальных проблем. Эти проблемы частично решаются посредством проведения молодежных выставок. Творческие эксперименты начинающих мастеров, представленные на выставках, составляют молодежную культуру, объединяют широкий круг юных художников, осуществляют функцию культурного обмена и передачи опыта уже сложившихся мастеров, а также восполняют творческие силы зрелых художников.
Потребность в самовыражении является одним из главных свойств молодого человека в стремлении познавать мир. Самореализация молодых художников происходит при создании собственных произведений и понимании своих индивидуальных возможностей. Уникальные произведения молодых авторов раскрывают творческие способности, выражают личное отношение художника к изображаемой теме, что не всегда получается в работах, выполненных по программе вуза, где студент-художник обучается в первую очередь мастерству. Для своих самостоятельных работ молодые художники выбирают близкие для себя темы, воплощая в жизнь свои мысли и чувства [1. С. 154].
Участие в художественно-выставочной деятельности является самостоятельным средством, стимулирующим интерес к творческой и учебной деятельности [2. С. 124]. Одной из главных целей организации подобных выставок является рост молодых художников. Среди основных задач молодежных выставок выявление лучших произведений изобразительного искусства, созданных молодыми художниками, поддержка и популяризация искусства молодых авторов, установление межрегиональных контактов, выявление образа современного искусства молодежи, предоставление возможности широкой зрительской аудитории познакомиться и оценить уровень творчества молодых художников.
Обращаясь к истории, можно отметить, что в 1960-х гг. за пределами Москвы и Ленинграда практически отсутствовали высшие художественные
учебные заведения, и на территории Сибири действовали только два художественных училища - Иркутское и Красноярское. В то время художники периферии часто были отрезаны от более подготовленных соратников.
Традиция организовывать молодежные выставки возникла давно, в Томске первая областная выставка молодых художников была проведена в апреле 1971 г., на ней были представлены работы двенадцати авторов, на второй выставке, организованной Томским правлением Союза художников РСФСР в 1972 г., уже двадцати двух художников. В экспозиции тех лет были представлены разнообразные виды и жанры изобразительного искусства. В 1980-е гг. ситуация меняется, все меньше художников принимает участие в областных выставках, последняя из них, в советский период, состоялась в Томске в 1986 г. В 1990-х молодежные выставки в нашем городе не проводились, хотя именно в эти годы в Томске появилась возможность получения профессионального художественного образования. И только с 2000 г. традиция проведения выставок постепенно начинает возрождаться [3].
В настоящее время высшее художественное образование активно развивается в городах Сибири, появляются различные проекты молодежных художественных выставок-конкурсов, и благодаря сети Интернет молодые авторы могут получить доступ к информации о месте и сроках проведения данных мероприятий и подать заявку. Таким выставкам обычно предшествует требовательный отбор высокопрофессиональных жюри. Молодежная выставка -это проба творческих сил. Сейчас молодые художники могут участвовать в областных молодежных выставках («Регион 70», Томск), межрегиональных художественных выставках («Молодая Сибирь», Красноярск; «Аз. Арт», Барнаул и «Аз Есмь», Кемерово), всероссийских художественных выставках («Молодые художники России», Москва). У молодых художников одних регионов появляется возможность сопоставлять себя с художниками других регионов и обменяться опытом. Регулярность таких выставок приводит к тому, что молодому художнику необходимо создавать новые произведения, что является важной составляющей его творческого развития. Правда, выставочная деятельность не всегда полностью отражает творческую активность художников, это связано с тем, что на выставки принимаются работы, созданные, например, за последние три года, и молодые авторы начинают экспонировать одну и ту же работу на разных выставках на протяжении некоторого периода, в то время как новые работы не всегда создаются.
В последнее время приобретает популярность организация программ по поддержке художественного творчества молодежи, среди организаторов выступают Министерство культуры Российской Федерации, департамент культуры, объединение «Союз художников России» и творческие объединения молодых художников.
Экспозиционным пространством молодежных выставок являются государственные и частные художественные галереи, выставочные залы музеев, центры современного искусства, высшие учебные заведения, читальные залы библиотек.
Чаще всего специальные молодежные выставки, проводимые для художников, возраст которых не превышает 35 лет, не задают какую-либо тему. Г лавным условием становится предоставление новых интересных работ, соз-
данных за последние годы. На молодежных выставках приветствуются в первую очередь эксперименты, поиски, новаторские приемы и необычные изобразительные формы. Молодежные выставки - это необходимый этап становления художника. Наиболее популярными видами у молодых авторов являются традиционные жанры искусства: графика, живопись, скульптура, керамика, это связано со спецификой художественного образования. Вместе с тем в некоторых произведениях молодых художников идут поиски новых стилистических решений, выраженных в современных видах искусства, например в инсталляциях и видеоарте. Диапазон художественных форм и индивидуальных приемов творчества постепенно расширяется.
В последнее время выставки сопряжены с рядом мероприятий, среди которых пресс-конференции, встречи с художниками, круглые столы по проблемам молодежного искусства, награждение лауреатов и дипломантов. По итогам выставки формируется и издается иллюстрированный альбом-каталог. Таким образом, молодые художники могут оценить свое творчество, увидеть свои работы в сравнении с другими, ощутить зрительскую реакцию, услышать суждения профессиональных мастеров. Общение художников посредством впечатлений, личных суждений и бесед с коллегами обязательно, это часть творческого процесса, оно помогает проанализировать молодому художнику собственные достижения и ошибки, успехи коллег. Ориентированность творческой активности на создание авторских произведений и подготовку к выставкам дает молодым художникам осознание причастности к общей культуре и искусству [1. С. 155].
Несомненно, выставочная деятельность содействует личностному развитию молодых художников, активизирует познавательную деятельность, способствует проявлению инициативы и подтверждает готовность к профессиональной деятельности [2. С. 123]. Молодые художники, уверенные в себе, одаренные и дерзкие, умелые и образованные, честолюбивые и целеустремленные, продолжают эстафету поколений, обеспечивая непрерывность художественного развития. Наряду с вышесказанным нельзя отрицать, что зачастую в творчестве молодых художников отражаются особенности подхода их учителей: в технике изображения, в выборе тем молодых авторов можно увидеть тенденции творчества их наставников.
Таким образом, регулярное проведение молодежных выставок, несомненно, способствует становлению молодых художников, также хочется отметить особое значение в поисках перспективы развития молодого искусства, его ценностного содержания, его будущего.
Литература
1. Некрасова-Каратеева О.Л. Организация конкурсов и выставок творческих работ
студентов как метод профессиональной подготовки педагогов-художников // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2011. № 129. С. 153-157 [Электронный ресурс]. ИИЬ:
Ьйр://суЬег1епшка.га/агйс1е/п/о^аш2а181уа-копкиг80У-1-уу81ауок-1^огсЬе8Ы1-гаЬсЛ-81^еп1оу-как-metod-professiona1noy-podgotovki-pedagogov-hudozhnikov#ixzz2iHEtpJd4 / (дата обращения:
5.10.2013).
2. Криво Т.М. Технология развития художественно-творческого потенциала студентов педвуза посредством проектной деятельности (в сфере декоративно-прикладного искусства) // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2012. № 2. С. 121-124 [Электронный ресурс]. ИИЬ:
http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-hudozhestvenno-tvorcheskogo-potentsiala-studentov-pedvuza-posredstvom-proektnoy-deyatelnosti-v-sfere / (дата обращения: 15.10.2013).
3. ХХобластная художественная молодежная выставка «Регион 70» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pionnier.gorod.tomsk.ru/index-1379651140.php / (дата обращения: 12.10.2013).
Khoruzhaya Nina V. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: nina-paint @yandex.ru
YOUTH EXHIBITIONS IN CONDITIONS OF MODERN CULTURE
Key words: exhibitions, artist, self-realisation, art work, pictural art, picture, art, culture.
The article discusses some aspects of youth exhibitions as part of modern culture. Participation in art-exhibition activity promotes self-realization of young artists and stimulates interest of the creative activity. The paper presents a historical review about organization of youth exhibitions in Tomsk, since the first regional exhibition of young artists in April 1971. At present, there are urban and regional youth exhibitions in Siberia. In this way, young artists of some regions may to compare themselves with artists from other regions and exchange experience.
Young authors, using the Internet now, may freely access information about the date and venue of exhibitions and may apply for participation. Organization of youth exhibitions supported various programs to promote artistic creativity of young people. Among the organizers, there are the Ministry of Culture of the Russian Federation, Department of Culture, the Association «Union of Artists of Russia» and the creative community of young artists. Youth Exhibition, carried for artists, which age does not exceed 35 years, for such exhibitions usually do not specify a topic, the main condition becomes to provide new interesting works created over the past years. There are encouraged to experiment, searches, innovative techniques and unusual visual form at youth exhibitions. Exhibition spaces of youth exhibitions are various platform. At youth exhibitions can be found the traditional genres of art: drawing, painting, sculpture, ceramics and contemporary art forms installations and video art.
It is concluded that the exhibition activity promotes personal development of young artists, activates cognitive activity, and promotes individual initiative and the commitment to professional work.
References
1. Nekrasova-Karateeva O.L. The organization of contests and exhibitions of students’ creative works
as a method of professional training pf pre-service art-teachers. Izvestia Rossiyskogo gos. ped. un-ta im. A.I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2011, no. 129, pp. 153-157. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n7organizatsiya-konkursov-i-vystavok-tvorcheskih-rabot-
studentov-kak-metod-professionalnoy-podgotovki-pedagogov-hudozhnikov#ixzz2iHEtpJd4 /. (Accessed: 5th October 10.2013). (In Russian).
2. Krivo T.M. Technology of the students’ art-creative potential development of pedagogical university
in the process of projects activity (of decorative and applied arts). Vestnik Tomskogo gosudarvennogo pedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 2, pp. 121-124. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-hudozhestvenno-tvorcheskogo-
potentsiala-studentov-pedvuza-posredstvom-proektnoy-deyatelnosti-v-sfere. (Accessed: 15th October
10.2013). (In Russian).
3. XX oblastnaya khudozhestvennaya molodezhnaya vystavka "Region 70" [The 20th Regional Art Exhibition of Young Artists “Region 70”]. Available at: http://www.pionnier.gorod.tomsk.ru/index-1379651140.php. (Accessed: 12th October 10.2013).