СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 316.7
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ
© 2013 г. А.В. Братухин
Братухин Алексей Викторович -соискатель,
кафедра социологии, политологии и обществоведческого образования, факультет социологии и политологии, Южный федеральный университет, пр. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038. E-mail: [email protected].
Bratukhin Aleksey Viktorovich -Competitor,
Department of Sociology, Political Science and Social Science Education, Faculty of Sociology and Politology, Southern Federal University, Nagibin Ave, 13, Rostov-on-Don, 344038. E-mail: [email protected].
Рассматриваются ключевые факторы формирования молодежных субкультур как социокультурного феномена современного общества. Называются главные факторы, способствующие стиранию жестких граней между субкультурами, это - информационные технологии, глобализация культуры, гуманизация взаимоотношений между различными молодежными субкультурами. Анализируется влияние трансформационных процессов в обществе на появление и развитие молодежных субкультур, акцентируется внимание на детерминированности появления молодежных субкультур общим социальным контекстом глобализации и урбанизации жизни современного мира.
Ключевые слова: молодежные субкультуры, глобализация, урбанизация, индивидуализация, плюрализм культур.
The article considers the key factors of youth subcultures as sociocultural phenomenon of modern society. Information technologies, globalization of culture, humanism relationships of youth subcultures are known as the main contributors to erase the hard edges between subcultures. The author reveals the influence of transformation processes in the social reality of modern society on the appearance and development of youth subcultures, focusing on the emergence of youth subcultures determination by general social context of globalization and urbanization of the modern world life.
Keywords: youth subcultures, globalization, urbanization, individualization, pluralism of cultures.
Политическая и экономическая модернизация развитых государств в ХХ в. оказала соответствующее влияние и на социокультурные основы жизни общества, приведя к целому ряду кардинальных преобразований в образе жизни и мировоззрения значительной части населения индустриально развитых стран и в первую очередь молодежи.
Одним из характерных феноменов современного общества стали молодежные субкультуры, распространение которых связыва-
ется исследователями с переходом к постиндустриальному обществу и соответствующими социокультурными трансформациями. Однако прежде чем обратиться к рассмотрению зависимости появления субкультур от социокультурных процессов в постиндустриальном обществе, необходимо определиться собственно с понятием «молодежная субкультура».
Введенным американским социологом Д. Рисменом термином «субкультура» в со-
циологическом дискурсе принято обозначать культуру отдельных социальных категорий и групп людей [1], отличающуюся от культуры общепринятой в силу специфической социальной принадлежности или образа жизни ее носителей. Применительно к молодежи термин «субкультура» используется для обозначения культуры неформальных молодежных сообществ, которая включает в себя определенный набор ценностно-мировоззренческих и поведенческих установок, специфические эстетические пристрастия, особенности одежды и внешнего вида, образа жизни и т.д.
По мнению С.И. Левиковой, «появление и оформление молодежной субкультуры как социального феномена было подготовлено развитием индустриальных обществ и произошло в начале перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму» [2, с. 39].
Д.В. Сочивко и Н.А. Полянин видят следующие ключевые причины распространения молодежных субкультур: последствия общего социального кризиса в современном обществе; кризис института семьи, воспитания и образования; коммерциализация культуры и СМИ [3, с. 62 - 70]. В.В. Чернышенко, характеризуя современные молодежные субкультуры, подчеркивает, что «в условиях глобализации и постмодерна большинство "классических" западных и российских неформальных групп и объединений молодежи трансформируются в "постсубкультуры" - симулякры, разрушающие субкультурное семиотическое разнообразие и переводящие их из специфических состояний в единообразное, проявляющееся в различных моделях "культуры для молодых", основанных не на свободе и творчестве, а на моде и поп-арте. Они перестают существовать на основе жестких моделей групповой идентификации ("мы - они"), их природа приобретает "миксовый" (смешанный) характер, упраздняющий четкое разделение на "позитивные" и "негативные"» [4, с. 10].
Исследователи подчеркивают, что подавление индивидуальности в процессе воспитания подрастающих поколений в семьях, в образовательных учреждениях влечет за собой, с одной стороны, инфантилизацию молодежи, а с другой - способствует появлению у молодых людей и подростков различных форм асоциального и антисоциального поведения, выражающегося в том числе и во вступлении в ряды субкультурных сообществ. Особенно-
сти воспитания и образования в современном обществе, значительно расходящиеся с его потребностями и, как правило, копирующие устаревшие педагогические схемы, приводят лишь к дальнейшему росту межгенерационных противоречий, тем более что в современном обществе молодежь часто оказывается более «продвинутой» в культурном отношении, чем старшее поколение.
Информационные технологии, глобализация культуры, возможность уже в молодом и даже подростковом возрасте приобрести знания и умения в определенных сферах, превосходящие знания и умения взрослых родственников или учителей, ставят молодых в маргинальное положение: с одной стороны, их свобода и самостоятельность ограничена либо нормами законодательства (до совершеннолетия), либо устаревшими стереотипами («молодо - зелено»), с другой - молодежь прекрасно осознает, что во многих сферах деятельности она обладает очевидными преимуществами над взрослыми, это лишает последних авторитета и права выступать в качестве советчиков. Авторитарный стиль воспитания и образования влечет лишь недоверие и даже ненависть к «миру взрослых», выливающиеся в обособление, в том числе и в рамках молодежных субкультур.
В результате процессов индустриализации и урбанизации резко увеличилось количество городского населения, в первую очередь за счет миграционных потоков из сельской местности. В городах формировалась особая социокультурная среда, характеризовавшаяся размыванием норм и ценностей традиционного общества, которые еще сохраняли определенное влияние в сельских поселениях.
Современный город - атомизированное и индивидуализированное пространство, в котором нарушаются традиционные социальные связи, и это оказывает соответствующее влияние на образ жизни городских жителей. Городской молодой человек часто чувствует одиночество, не получая должного внимания в семье, отношения в которой, как и в учебном заведении, приобретают формальный характер. Вместе с тем он получает достаточное количество свободного времени и сил для поиска единомышленников, сверстников или близких по возрасту молодых людей, исповедующих схожие мировоззренческие и поведенческие установки и тяготеющих к опреде-
ленному образу жизни. Так формируется низовой уровень молодежных субкультур - неформальные сообщества молодежи, которые имеются сегодня практически в каждом более или менее крупном городе и проникают даже в традиционно консервативную и негативно воспринимающую любые социокультурные инновации сельскую местность.
В крупных городах условия жизни располагают к консолидации подростков в разнообразные группы. В таких неформальных объединениях хорошо развито коллективное сознание и общие понятия о социально-культурных ценностях. Принципиально важные отличия субкультуры от официальной, доминирующей культуры заключаются в иной манере поведения, стиле одежды, существовании собственной системы ценностей, специфической лексике и в других нюансах. В качестве стержня какой-либо субкультуры обычно выступают музыкальные и культурные предпочтения, образ жизни, политические пристрастия. Субкультурные ценности, ритуалы и атрибуты отличаются от таковых в официальной культуре, но в то же время могут иметь много общего.
Английский ученый-социолог М. Брейк определил субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей», которые развивались в определенном социуме, прежде всего среди групп, находившихся в подчиненном положении [5, р. 14]. По его мнению, появление субкультур - это своеобразная реакция на структурные противоречия, зародившиеся в более широком социальном контексте. Таким образом, в молодежной среде можно предположить наличие довольно сложной системы субкультурной стратификации.
Значительное влияние на распространение молодежной субкультуры в современном мире в ее многочисленных ипостасях оказали процессы экономической и культурной глобализации, охватившие к концу XX в. практически все страны мира, за исключением, разве что, проводящих изоляционистскую политику государств вроде КНДР. Благодаря глобализации культуры, важную лепту в которую вносит распространение информационно-коммуникационных технологий, прежде всего - Интернета, молодежные субкультуры получают широкую известность далеко за пределами исконных очагов их распространения -
США и стран Западной Европы. Сегодня сторонники различных молодежных субкультур присутствуют и в консервативных и религиозных государствах (Индонезия, Малайзия, Иран, Пакистан), не говоря уже о более светских странах азиатской культуры (Япония, Республика Корея, Турция).
Процесс появления и последующей реформации субкультур происходит настолько быстро, что порой нет возможности их даже назвать и тем более классифицировать. Противостояние по отношению к официальной культуре привело к абсурдному микшированию разных типов молодежной субкультуры -эскапистских, протестных, эпатажных. Перечисленные формы позволяют молодежной субкультуре достаточно эффективно исполнять роль некого специфического механизма, призванного стать противовесом мощному нивелирующему давлению массовой культуры. Становление молодежных субкультур происходит одновременно с появлением в социокультурном развитии общества постмодернистских тенденций, отличительными чертами которых являются эклектизм, множественность, изменчивость, плюрализм и тому подобные признаки.
Оригинальную транскрипцию молодежных субкультур второй половины ХХ - начала XXI в. мы можем обнаружить в работах авторов, следующих постмодернистской традиции и акцентирующих внимание на глобальных трансформациях, происходящих в жизни современного обществе вследствие утверждения постмодернизма. В первую очередь необходимо обратить внимание на концепцию номадизма, выдвинутую видными французскими постструктуралистами Ж. Делезом и Ф. Гваттари [6].
Проявления номадизма, т.е. «современного кочевничества», по мнению философов, заключаются в том числе и в детерриториализа-ции и децентрализации образа жизни. «Проект номадологии - это проект, противопоставляющий себя проекту оседлости и культивирующий в себе черты, обратные тому, чему поклоняется оседлость. Благодаря этому Де-лезу - Гваттари удается выйти не только за пределы науки о кочевниках, но и вообще за пределы общепринятых ценностей европейской культуры. И только тогда вдруг открывается, что европейская цивилизация - цивилизация центра и вертикали, тотальности и
симулякра. Но вместе с тем такой подход позволяет выявить и возможность иной картины мира - не единой, а множественной, не рифленой, а гладкой, не центрированной, а децен-трированной, где люди не разделяют пространство, а разделяются в пространстве» [7].
Формируются «современные племена», которые противостоят системной иерархии общества, объединяя недовольных системным образом жизни и склонных к номадизму личностей. Собственно субкультуры и представляют собой подобные номадические образования, которые напоминают «ризому», т.е. корневище - антипод стебля как вертикальной иерархической системы. Поэтому государство и общество оказываются не в состоянии бороться с молодежными субкультурами, по крайней мере традиционными репрессивными методами - пока «корневище» выкорчевывается на одной территории, оно неизменно появляется на другой, в модифицированном виде, отнюдь не теряя при этом своей прежней направленности. Номадологии Делеза и Гваттари вторит другой французский исследователь М. Маффесоли, который также сравнивает современные городские молодежные субкультурные сообщества с племенами древних кочевников, находя у них определенные общие черты [8]. Взять хотя бы символическую и ритуальную стороны существования субкультур, выраженные в целом ряде отличительных признаков, служащих в качестве основания групповой идентификации молодежных субкультурных сообществ.
Понятно, что в современном обществе существует множество субкультур, или «молодежных племен», классификация которых порой представляет собой крайне сложную задачу для исследователей. Тем не менее многими зарубежными и отечественными социологами и культурологами неоднократно предпринимались попытки систематизации субкультур посредством создания их классификаций и отнесения тех или иных субкультур и неформальных молодежных объединений к определенному типу, обладающему соответствующим набором отличительных черт. Конечно, наиболее простым вариантом является банальное перечисление субкультур, но их количество и постоянное пополнение за счет появляющихся едва ли не каждый год новых субкультурных сообществ делают подобную стратегию бессмысленной и предполагают
необходимость выработки более четкой и систематизированной типологизации молодежных субкультур, позволяющей внести хоть некое подобие упорядоченности в хаотичный и «множественный» мир неформальных молодежных объединений.
Формирование молодежных субкультур в современном мире явилось следствием глубоких трансформационных процессов в социокультурной сфере, вызванных кардинальной модернизацией политической и социально-экономической жизни общества в ХХ в. Индустриализация и урбанизация привели к кризису традиционной системы ценностей, семьи и семейного воспитания, государственной политики в сфере образования, это способствовало углублению межгенерационных противоречий в современном обществе, выделению молодежи в особую социальную и культурную категорию, антагоничную по отношению к взрослым поколениям. В то же время молодежная субкультура явилась зеркальным отражением массовой культуры, распространившейся в социуме вследствие резкого роста влияния СМИ, коммерциализации культуры и искусства и становления потребительского общества.
Для эпохи постмодерна характерно в то же время и стирание жестких граней между различными молодежными субкультурами, а также позитивным или негативным их наполнением, что является общим отражением процессов плюрализации современного общества, утверждения «множественности» в качестве основного принципа жизни в условиях современности.
«Множественность» современных молодежных субкультур подразумевает постепенное усложнение палитры современной молодежной культуры, но вместе с тем создает базу для гуманизации взаимоотношений между различными молодежными субкультурами, которые прежде отличались неприятием друг друга и даже находились в состоянии перманентного конфликта. Стиранию жестких граней субкультур способствует также рост коммуникации между различными группами молодежи, в том числе и на транснациональном уровне. Современный молодой человек обладает большими возможностями для получения всесторонних представлений о той или иной суб-
культуре, в связи с чем все чаще выбор субкультурной идентификации становится не банальным следованием моде, а действительно обусловленным морально и психологически сознательным шагом молодого человека на пути самоидентификации.
Таким образом, рассматривая основные факторы формирования молодежных субкультур в современном обществе, мы можем отнести к ним прежде всего культурную глобализацию, индивидуализацию и атоми-зацию социума в условиях урбанизации и роста социального отчуждения, проблемы межгенерационных отношений в контексте роста межпоколенческих культурных различий, плюрализацию современной культуры, в том числе и в ее молодежных формах. Множественность молодежных субкультур в данном контексте является лишь отражением плюрализации и сетевизации современного социума.
Поступила в редакцию
Литература
1. Riesman D. The Lonely Crowd: A Study of the Changing American Character. New Haven, 1950.
2. Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.
3. Сочивко Д.В., Полянин НА. Криминальные идеологемы современных молодежных субкультур // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4.
4. Чернышенко В.В. Экзистенциальные основания молодежных субкультур: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Белгород, 2011.
5. The Sociology of Youth Cultures and Subcultures in America and Britain. London, 1995.
6. Deleuze G., Guattari F.A. Thousand Plateaus: Capitalism and Schizophrenia. Minneapolis, 1987.
7. Кодар А.А. Тенгрианство в свете номадологии Делеза - Гваттари. URL: http://www.tuva.asia/journal/ issue_4/913-kodar.html (дата обращения: 15.03.2013).
8. Maffesoli М. Du nomadisme. Vagabondages initiatiques. Paris, 1997.
19 марта 2013 г.