Научная статья на тему 'Молодежная речь: социолингвистические аспекты'

Молодежная речь: социолингвистические аспекты Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2152
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ ЯЗЫК / СОЦИОЛЕКТ / ЖАРГОН / СЛЕНГ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИГРОВОЕ НАЧАЛО / YOUTH LANGUAGE / SOCIOLECT / JARGON / SLANG / LITERARY LANGUAGE / EMOTIONAL AND PLAYFUL PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Краснопольская М.П.

Настоящее исследование заключается в анализе речи городской молодежи студентов бакалавриата высших учебных заведений Нижнего Новгорода с целью установления в их речи характерных особенностей, отличающих её от речи представителей других социальных групп. Методом сбора материала были интервьюирование, в ходе которого было сделано 80 аудиозаписей высказываний информантов (40 записей высказываний девушек-студенток на первом этапе и 40 высказываний молодых людей-студентов на втором). Записи были обработаны компьютерной программой «AudioMaster», а затем вручную проанализированы. В результате анализа в интервью студентов было обнаружено значительно количество особенностей, присущих как обиходно-разговорной речи в целом, так и только речи исследуемой социальной группы. Значимость исследования состоит в том, что оно позволяет установить динамику изменений в языке молодежи на лексико-грамматическом уровне, что даёт возможность, в свою очередь, оценить тенденции развития русского языка в целом, так как явления, влияющие на него, зарождаются именно в языке молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH SPEECH: SOCIOLINGUISTIC ASPECTS

The present study consists in analyzing the speech of urban youth undergraduate students of higher educational institutions of Nizhny Novgorod in order to establish in their speech characteristic features that distinguish it from the speech of representatives of other social groups. The method of collecting the material was interviewing, during which 80 audio recordings of statements of informants were made (40 records of the statements of female students at the first stage and 40 statements of young people-students at the second stage). The records were processed by the computer program "AudioMaster", and then manually analyzed. As a result of the analysis, in an interview with students, a number of features were found that are inherent in everyday speech as a whole, and only in the speech of the researched social group. The significance of the research is that it allows us to establish the dynamics of changes in the language of young people at the lexico-grammatical level, which makes it possible, in turn, to assess the trends in the development of the Russian language as a whole, since the phenomena that affect it are originated precisely in Language of youth.

Текст научной работы на тему «Молодежная речь: социолингвистические аспекты»

№ 2. - 2017

Филологические науки

УДК 81

МОЛОДЕЖНАЯ РЕЧЬ: СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

М.П. Краснопольская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород, Россия), e-mail: Mafriend95@gmail.com

Аннотация. Настоящее исследование заключается в анализе речи городской молодежи -студентов бакалавриата высших учебных заведений Нижнего Новгорода - с целью установления в их речи характерных особенностей, отличающих её от речи представителей других социальных групп. Методом сбора материала были интервьюирование, в ходе которого было сделано 80 аудиозаписей высказываний информантов (40 записей высказываний девушек-студенток на первом этапе и 40 высказываний молодых людей-студентов - на втором). Записи были обработаны компьютерной программой «AudioMaster», а затем вручную проанализированы. В результате анализа в интервью студентов было обнаружено значительно количество особенностей, присущих как обиходно-разговорной речи в целом, так и только речи исследуемой социальной группы. Значимость исследования состоит в том, что оно позволяет установить динамику изменений в языке молодежи на лексико-грамматическом уровне, что даёт возможность, в свою очередь, оценить тенденции развития русского языка в целом, так как явления, влияющие на него, зарождаются именно в языке молодежи.

Ключевые слова: молодежный язык, социолект, жаргон, сленг, литературный язык, эмоционально-игровое начало.

YOUTH SPEECH: SOCIOLINGUISTIC ASPECTS

Abstract. The present study consists in analyzing the speech of urban youth - undergraduate students of higher educational institutions of Nizhny Novgorod - in order to establish in their speech characteristic features that distinguish it from the speech of representatives of other social groups. The method of collecting the material was interviewing, during which 80 audio recordings of statements of informants were made (40 records of the statements of female students at the first stage and 40 statements of young people-students at the second stage). The records were processed by the computer program "AudioMaster", and then manually analyzed. As a result of the analysis, in an interview with students, a number of features were found that are inherent in everyday speech as a whole, and only in the speech of the researched social group. The significance of the research is that it allows us to establish the dynamics of changes in the language of young people at the lexico-grammatical level, which makes it possible, in turn, to assess the trends in the development of the Russian language as a whole, since the phenomena that affect it are originated precisely in Language of youth.

Keywords: youth language, sociolect, jargon, slang, literary language, emotional and playful principle.

Введение

Интерес к молодежному языку как объекту исследования определяется общим высоким вниманием к вопросу варьирования речи, особенно в зависимости от языковой ситуации и социального статуса коммуникантов. Особое место в варьировании языка занимает речь молодежи, поскольку именно здесь накапливаются изменения и зарождаются процессы, характеризующие языковую ситуацию в тот или иной период его развития. Однако

лишь немногое исследователи обращаются к реально звучащей речи, поскольку это связано с трудностями при сборе и обработке экспериментального материала. Речь, или процесс говорения, можно разделить на множество типов, например: подготовленное и неподготовленное говорение, официальное и неофициальное, эмоциональное и неэмоциональное. В настоящей работе исследуется неподготовленная, неофициальная, эмоционально маркированная речь, рассматриваются особенности ее реализации и факторы, определяющие варьирование и новации.

Базой исследования является речь наиболее активной социальной группы - молодежи. Существуют разные подходы к определению возрастных границ молодежи. Наиболее приемлемым можно считать мнение М.А. Грачева, который определяет границы социальной группы молодежи от 7 до 35 лет [Грачев: 175]. Тем не менее, это является чрезмерно широким диапазоном для поиска однородных характеристик, поскольку включает в себя начальную и среднюю школу, вуз и начало трудовой деятельности. Это означает наложение различных социальных статусов, а, следовательно, и норм коммуникативного поведения. Исходя из этого для данного исследования выбрана подгруппа молодежи в возрасте от 17 до 25 лет, которую составляют студенты вузов.

Речь молодежи служит своеобразным зеркалом, которое отражает нестабильное культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани жаргона и литературного языка. Сниженный стиль речи размывает нормы языка и речевого этикета, становясь при этом привычным как в повседневном общении, так и на радио и телевидении. Именно молодежь, являющаяся основным носителем жаргона и делающая его элементом своей культуры, способствует его широкому распространению. Речь такой социальной группы, как студенчество, является одной из наиболее изменчивых и подверженных значительному влиянию со стороны общества форм языка. Студенческий язык, часто определяемый как жаргон живо реагирует на все перемены в общественной, политической и экономической жизни государства.

Анализ научной литературы показал, что к характерным особенностям молодежной речи обычно относят присущее ей эмоционально-игровое начало, [Федорова 2000: 54] которое лексически проявляется в намеренном искажении значений слов, повышенной, чаще всего негативной, экспрессивности языковых средств, [Матюшенко 2007: 81] стремлении к разграничению субъектов коммуникативного акта по признаку «свой - чужой» и, соответственно, отграничению себя от людей, принадлежащих как к более старшим, так и к более младшим поколениям, которое проявляется в наличии в языке особенных лексем, непонятных окружающим и служащих для конспирации [Малеева 2011: 20], а также некоторая агрессивность речи. Эти широко распространенные положения требуют эмпирической проверки, что и составляет предмет настоящего исследования.

Материал и методика

В основу исследовательского материала положены аудиозаписи интервью студентов. На первом этапе материал был собран путем интервьюирования 40 девушек-студенток из четырех высших учебных заведений Нижнего Новгорода. Выбор информантов такого возраста и социальной группы обусловлен моей принадлежностью к данной группе, что должно сделать условия общения при сборе материала проще и комфортней для информантов и побудить их естественно использовать слова и выражения молодежного жаргона при общении со мной.

№ 2. - 2017

Анализ полученного материала показал, что его сбор таким образом является продуктивным, то есть в полученных записях речи были обнаружены специфические черты молодежного социолекта, отличающие его от речи других социальных слоев общества. На втором этапе исследования было решено обратиться к интервьюированию такого же количества молодых людей - студентов в сходных условиях для дополнения уже накопленного материала данными, собранными на базе другого гендера.

В интервьюировании участвовали студенты следующих университетов Нижнего Новгорода: Нижегородский кампус Высшей школы экономики, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Такой выбор университетов обусловлен их высоким рейтингом, что подразумевает и сходность качества преподавания в них и позволяет сделать предположение о том, что студенты данных высших учебных заведений обладают схожими коммуникативными компетенциями.

Все информанты - студенты, обучающиеся на 1-4 курсе бакалавриата и, соответственно, относящиеся к возрастному промежутку между 17 и 22 годами, проживающие в городе, т.е. принадлежащих к городскому социуму с ожидаемым городским молодежным социолектом. Опрашиваемые были разделены на две группы в зависимости от направления обучения: гуманитарного, для которого были опрошены студенты экономического, лингвистического, юридического, социологического направлений обучения и направления обучения менеджмент, и технического - студенты направлений прикладная математика и информатика, программная инженерия, бизнес-информатика, общая и ядерная физика, автоматизация машиностроения, техника радиосвязи и телевидения.

Результаты и их обсуждение

На первом этапе исследования анализ интервью 40 опрошенных девушек позволил выявить общие признаки в манере говорения, проявляющиеся в тенденции студенток гуманитарного направления к формированию высказываний большей длины и степени ослож-ненности, чем у студенток технического направления, а также более частое использование книжной лексики первыми, и просторечной - вторыми. Специфические черты, обнаруженные в записях речи, можно разделить на три группы:

1) характерные как для речи девушек, так и для обиходно-разговорной речи в целом: определенные вводные слова (там, вот, как бы), слова - показатели хезитационных пауз (эм, ам, ну), указательных местоимений (такой), грамматические ошибки (касается ко мне, проявляется над ними) и их частое исправление, а также прерывание высказываний восклицаниями;

2) характерные только для речи девушек: особые вводные слова (чисто, прям, типа), слова молодежного сленга (гнобить, плевать, клево), просторечные (щас, ничё, много народу) и книжные слова и выражения (относиться непредвзято, приверженец, ликвидность, права декларируются);

3) слова и конструкции, указывающие на приемы и способы оформления мыслей при рассуждении: вводные слова для приведения примера (допустим, пускай), указывающие на источник сообщения (мне кажется, на мой взгляд), вводные слова и наречия со значением определенности (скорее всего, естественно) и возможности (наверное, вроде бы).

При этом все данные признаки были обнаружены в записях интервью опрошенных как технического, так и гуманитарного направлений.

На втором этапе исследования были проанализированы интервью 40 молодых людей и выявлена тенденция у молодых людей - студентов к формированию высказываний меньшей длины и степени осложненности, чем у девушек - студенток. Причем данная особенность также варьируется в зависимости от направления обучения - у молодых людей на гуманитарном направлении она выражена ярче, чем у их ровесников на техническом. Также только у молодых людей были обнаружены попытки свести монологическую речь к диалогической, такие как переспрос и уточнение вопросов интервью («Три города во всем мире?», «Между Россией и Турцией?», «Как бороться?»), а также обращения к потенциальному собеседнику: знаете, давайте. Основные признаки в записях речи можно также разделить на три группы:

1) характерные как для обиходно-разговорной речи в целом: определенные вводные слова (там, вот, как бы), показатели хезитационных пауз (эм, ам, ну), местоимений различных разрядов (такой, какой-то, всякий), грамматические ошибки (увлечен в дела, смотреть об этом) и их частое исправление, а также повторы слов, словосочетаний и смещения и перестановки в порядке слов;

2) характерные только для речи молодых людей: слова сниженного стиля (козлы, прям, в принципе, плевать), общеупотребительные слова с особыми значениями (такой, сильно, полно, огонь) слова молодежного сленга (пацан, тусовка, ни фига себе), просторечные (изо, нету, ничё себе, токо, чё-то) и книжные (доставлять неудобства, натянутые отношения, урбанистическая культура, нежели) слова и выражения и фразеологические обороты (разобраться с первого взгляда, в семье не без урода);

3) слова и конструкции, указывающие на приемы и способы оформления мыслей при рассуждении: вводные слова с различными функциями (безусловно, можно сказать, пожалуй, соответственно), среди которых в особую группу выделяются указывающие на источник сообщения (я думаю, мое мнение, мне кажется).

Анализ материала интервью девушек и молодых людей - студентов Нижнего Новгорода позволил сделать следующие выводы.

Существенные различия в речи студентов в зависимости от гендера выявлены не были.

Выводы

Вектор изменений в языке молодежи на лексико-грамматическом уровне позволяет оценить тенденции развития русского языка в целом. Такими тенденциями являются значительное количество грамматических ошибок в устной речи, большинство которых связано с нарушением норм образования множественного числа и сочетания слов в пределах словосочетаний типа согласование и управление, употреблением в речи, наряду с книжными выражениями и фразеологическими оборотами, специфических слов, относящиеся к сниженному стилю речи или просторечию, либо заимствованные из общеупотребительной лексики путем переосмысления или некоторого преобразования форм.

Литература:

1. Анищенко O.A. Генезис и функционирование молодежного социолекта в русском языке национального периода. М., 2010.

2. Грачев М.А. Словарь современного молодежного жаргона. М., 2006

3. Малеева Д.А. Роль молодежного и компьютерного сленга в системе языка // Вестник Волгоградского государственного университета. 2011. Вып. 9. №9. С. 19-21.

4. Матюшенко Е.Е. Современный молодежный сленг: формирование и функционирование: Автореф. дис. ... канд. филолог. наук. Волгоград, 2007. 98 с.

5. Федорова Л.Л. Современная молодежная речь: Норма или антинорма // Русский язык. 2000. №4. С.45-67.

References:

1. Anishhenko O.A. Genezis i funkcionirovanie molodezhnogo sociolekta v russkom jazyke nacional'nogo perioda. M., 2010.

2. Grachev M.A. Slovar' sovremennogo molodezhnogo zhargona. M., 2006

3. Maleeva D.A. Rol' molodezhnogo i komp'juternogo slenga v sisteme jazyka // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. Vyp. 9. №9. S. 19-21.

4. Matjushenko E.E. Sovremennyj molodezhnyj sleng: formirovanie i funkcionirovanie: Avtoref. dis. ... kand. filolog. nauk. Volgograd, 2007. 98 s.

5. Fedorova L.L. Sovremennaja molodezhnaja rech': Norma ili antinorma // Russkij jazyk. 2000. №4. S.45-67.

— • — Сведения об авторе

Марина Павловна Краснопольская, студентка факультета гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.