Научная статья на тему 'Молодежная политика как фактор стабильности государства'

Молодежная политика как фактор стабильности государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодёжная политика / молодёжный бугор / стабильность государства / социальная стабильность / гражданское общество / youth policy / youth bulge / national stability / social stability / civil society

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Н.В., Габдуллин К.А.

В статье рассматривается государственная молодёжная политика как один из множества факторов, обеспечивающих поступательное развитие государства. Особое внимание уделено демографическим аспектам проблемы в их связи с ключевыми показателями развития национальной экономики. Автор подчёркивает необходимость приложения государством нацеленных усилий для сглаживания социальных конфликтов в молодёжной среде и эволюционного развития политической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Михайлова Н.В., Габдуллин К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The youth policy as a factor of national stability

The article dwells on the state’s youth policy as a factor ensuring gradual development of the state. The author accentuates demographic aspects of the issue and their link to the key figures of the national economy. The author underscores the necessity of the state making targeted efforts at ironing social tensions among the youth and steady development of the national political system.

Текст научной работы на тему «Молодежная политика как фактор стабильности государства»

Михайлова Н.В.

Доктор политических наук, профессор кафедры публичной политики и истории государства и права, Российский университет дружбы народов.

Габдуллин К.А.

Аспирант кафедры публичной политики и истории государства и права, Российский университет дружбы народов.

Молодежная политика как фактор стабильности государства

«Те, кому сегодня 15, 20, 30 лет, в 40 лет станут главными действующими лицами в нашей стране по реализации планов и проектов развития России, укрепления гражданского общества. Молодежь, я напомню, - это 38 млн человек, или треть населения страны, точнее, 27% - люди от 14 до 30 лет. Это наиболее динамичные и в то же время, я думаю, вы со мной согласитесь, наиболее уязвимая часть общества».

В.В. Путин на заседании Организационного комитета по проведению Года молодежи в России.

Одним из факторов, определяющих политическую стабильность государства, является выверенная молодежная политика. Анализируя опыт недалекого прошлого различных стран, можно увидеть, что фактором нестабильности стала в том числе, высокая доля молодых людей, участвующая в протестных настроениях, или как называет этот фактор в своих исследованиях Дж. Голдстоун, «молодежный бугор»1.

Данный термин представляется особо интересным в контексте исследования молодёжной политики как одного из факторов государственной стабильности. Именно поэтому следует обратиться к сути данного понятия. Сам автор определял его следующим образом: «Молодежный бугор» (англ. youth bulge) - термин, обозначающий резкий рост молодого населения в государстве2. Если рассмотреть смысл этого определения и изучить примеры графического отображения этого скачка, то станет

1 Goldstone J. Population and Security: How Demographic Change Can Lead to Violent Conflict // Journal of International Affairs. 2002. № 56/1. P. 3-22.

2 Goldstone J. The New Population Bomb // Foreign Affairs. 2010. № 89. P. 31-43.

понятно, откуда произошло название - на графике видна своеобразная кочка или бугор.

Тем не менее, необходимо отметить, что данный термин интересен не столько с точки зрения его этимологии, сколько в контексте изучения фактора эффективной молодежной политики в процессе обеспечения стабильности государственного развития. В этой связи, большой интерес представляют попытки проанализировать высокую долю участия молодых людей в социальных протестах или революциях, обозначив их вышеупомянутым термином.

Возвращаясь к работе американского политолога Джеку Голдстона, следует заметить, что им была разработана концепция, представляющая собой структурно-демографическое исследование, в рамках которого ученый пришел к выводу, что, с одной стороны, все революции и крупные народные протесты, происходили именно в тот период, когда в стране наблюдался стремительный демографический рост, а с другой стороны, выявил прямую пропорциональную зависимость между долей молодежи в общей структуре населения и риском возникновения волны протестных настроений3.

Обратим внимание и на то, что фактор «молодежного бугра» всё чаще приводится рядом современных исследователей «Арабской весны» в качестве одной из важнейших детерминант социального взрыва в арабских странах, который произошёл в 2011 г.4

Анализируя события, произошедшие на Ближнем Востоке, исследователи сходны снова говорить об эффекте «молодежных бугров». Например, исследователь Д. Лаграффе, убежден в том, что одним из факторов начала «Арабской весны» в Египте, стало возникновение и резкое увеличение влияния данного эффекта5.

Аналогичные выводы можно сделать и изучив причины политической нестабильности в Иранском Курдистане. Исследователь А.С. Ходунов отмечает, что здесь также наблюдается описанный выше фактор «молодежного бугра»6, 7.

3 The global model for forecasting political instability / J.A. Goldstone, R.H. Bates, D.L. Epstein, T.R. Gurr, M.B. Lu-stick, M.G. Marshal, J. Ulfelder, M.A. Woodward // American Journal of Political Science. 2010. Vol. 54. №1. P. 190-208.

4 USAID Convenes Conference for Arab Youth Development//USAID. 2011. // URL: http://www.usaid.gov/ press/releases/2011/pr111114.html (дата обращения: 10.05.2022).

5 LaGraffe D. The youth bulge in Egypt: An intersection of demographics, security, and the Arab Spring // Journal of Strategic Security. 2012. Т. 5. № 2. P. 9.

6 Осипова, Л.Б. Молодежная политика как фактор формирования ценностных ориента-ций молодежи / Л.Б. Осипова, О.В. Пауто-ва // Современные тенденции в образовании и науке : материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Тамбов, 31 окт. 2013 г.). Ч. 12. С. 116-117.

7 Ходунов А.С. Иран: политико-демографическое развитие как фактор стабильности и потрясений // Азия и Африка сегодня. 2014. № 7. С. 29-30.

Схожими доводами делится и Р. Брунгарт, изучавший причины внезапного роста политического насилия в Шри-Ланке в 1971 году, позже он сделает вывод, что причиной стал высокий уровень безработицы среди представителей молодежи, несмотря на высокий процент имеющих высшее образование8.

Исследователи М.Хоффман и А.Джамал справедливо отмечают, что именно безработица, по большей мере вызывает недоверие молодежи к власти и провоцирует рост протестных настроений9.

Нельзя не сказать о том, что существует еще один фактор, тесно связанный с молодежным бугром - это урбанизация. Мы видим, как в города из деревень и сельской местности все чаще переезжают молодые люди, при этом нередка внутренняя миграция из более отдаленных городов в центр России. Дискуссия о том, что молодежь сегодня покидает Крайний Север и Дальний Восток все активнее ведётся на самом высоком уровне, поскольку этот фактор влияет и на общую ситуацию в стране, создавая угрозу дестабилизации.

В отечественной же истории фактор «молодежного бугра» играл важную роль в ходе Революции 1905-1907 гг., однако степень его влияния является объектом споров и дискуссий в академической среде.

На основе изучения демографических прогнозов Организации Объединённых Наций можно смоделировать количественный состав населения Земли к 2055 году - оно составит примерно 11 миллиардов человек, в то время как сейчас этот показатель находится на уровне около 8 миллиардов. Аналитики предполагают, что больший рост коснется стран с низким или средним доходом на душу населения и составит 95% от валового роста в указанный период10.

Располагая доступными на сегодня прогнозами, можно увидеть, что, например, население Африки увеличится на 1,4 миллиарда человек. Это говорит о том, что прирост по сравнению с 2021 годом составит 57%. Исходя из этого, можно сделать вывод, что к 2055 году, на одном только Африканском континенте сложится система доминирования молодых людей в демографической структуре общества и вновь образуется ярко выраженный «молодёжный бугор»11.

8 Braungart R.G. Historical générations and youth movements: A theoretical perspective // Research in Social Movements, Conflict and Change. JAI Press, Greenwich, CT.1984. Vol. 6.

9 Hoffman M., Jamal A. The Youth and the Arab Spring: Cohort Differences and Similarities // Brill. 2011.

10 UN Population. // URL: https://population.un.org/wpp/Publications/Files/WPP2019_Highlights.pd // URL: https://population.un.org/wpp2019/Download/Files/1_Indicators%20(Standard)/EXCEL_FILES/1_Population/ WPP2019_P0 P_F01_1 _TOTAL_POPULATION_BOTH_SEXESxlsx (дата обращения: 10.05.2022).

11 Olsen J.P., March J.G. Elaborating the New Institutionalism // The Oxford hand book Political Institution. Oxford University Press, 2005. P. 3-23.

Аналогичные прогнозы учёные делают и в отношении многих стран постсоветского пространства. Например, в Узбекистане к 2055 году ожидается прирост в 49 миллионов человек. Можно предположить, что доля молодых людей в этой стране, которая достаточно велика и сегодня, будет возрастать стремительными темпами.

Анализ данных тенденций позволяет нам сделать вывод не только о наличии «молодежного бугра» на современном этапе развития многих стран, но и о вероятном увеличении влияния этого фактора на их социально-экономическое развитие в ближайшем будущем. Этот факт свидетельствует о том, что в те страны, где количество молодых людей значительно превышает средний уровень в мире, должны тщательно и эффективно выстраивать систему государственного управления в сфере молодежной политики, разрабатывать и реализовывать такие механизмы, которые позволят в полной мере удовлетворить потребности молодежи в целом, и каждого молодого человека в частности. Безусловно, молодёжь необходимо вовлекать в политические процессы для достижения и поддержания социально-политической стабильности.

Многие исследования в сфере политических наук посвящены доказательству существования прямой связи между политической стабильностью и макроэкономическими показателями. При изучении этой взаимосвязи, как правило, большое внимание уделяется таким показателям, как, например, уровень ВВП, уровень инфляции, инвестиционная привлекательность национальной экономики и др. В сфере политики обычно исследуется уровень конкурентности политической среды, открытость электорального процесса, степень вовлечённость широких масс населения в процесс принятия политических решений и некоторые другие показатели.

При этом особенно выделяются исследования, в которых приводятся ключевые факторы, которые дестабилизируют политическую систему. Среди них приводятся социальное и политическое недоверие населения к политическим деятелям, препятствование образованию социального капитала и ряд других. При этом следует отметить, что молодежная политика как фактор стабильности государства изучена недостаточно. Безусловно, их взаимосвязь не нуждается в дополнительном доказательстве, поскольку она вытекает из самого понимания этого института, ведь молодежная политика представляется как система мер государственного воздействия, которая ставит своей целью обеспечение, поддержание и развитие граждан страны в возрасте от 14

до 35 лет (на примере Российской Федерации), а ключевая цель государственной молодежной политики состоит в поддержании устойчивости государства и его социальной системы12.

В настоящее время мы наблюдаем изменение социальной, политической и информационной политики России, происходят масштабные и глубокие изменения, за которыми неизбежно следует и изменение сознания молодых людей, а значит, должны меняться и подходы к работе с молодежью.

Для успешного функционирования гражданского общества в России необходимо сформировать в молодёжной среде правильные устремления и ценности. Отношение государства к молодежи является важным фактором развития государства, его стабильности и безопасности.

Опираясь на все эти доводы, можно утверждать, что сегодня, от того, насколько эффективна государственная политика в сфере работы с молодежью и решения ее проблем, зависит социальная и экономическая стабильность как отдельных регионов России, так и всей страны в целом. Молодежная политика напрямую связана и с национальной безопасностью государства.

В этой связи необходимо также учитывать, что молодежная политика отличается особой динамичностью, она постоянно развивается из-за того, что меняется состояние общества, поэтому этот фактор нужно учитывать, для того, чтобы выстроить её наиболее эффективным в конкретный момент образом для максимального соответствия вызовам времени.

При этом необходимо рассмотреть суть понятия «молодежная политика». Отметим, что этот термин имеет множество трактовок. Например, по мнению отечественного исследователя В.Т. Лисовского, существует три определения данного термина13. Один из них - это «некая многофункциональная политика, содержащая в себе большой комплекс мер, затрагивающих все сферы жизни молодого человека от рождения и до того момента, как он перестанет являться частью молодежью». В соответствии с принятым в современной отечественной законодательной практике подходом верхняя граница этой возрастной категории находится на уровне тридцати пяти лет.

Нельзя не упомянуть и мнение известного ученого И.М.Ильинского, который заметил, что государственная молодежная политика, это, пре-

12 Закон о молодежной политике. // URL: https://rg.ru/2021/01/11/molodez-dok.html (дата обращения: 23.05.2020.

13 Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПбГУП. - 2000.

519 с.

жде всего, внутренняя политика государства как часть социальной политики, полностью замкнутая на молодежи14.

В связи с этим, становится очевидным, что стабильность государственного устройства и политической системы тесно связана с исследованием механизмов и инструментов реализации государственной молодежной политики. Опираясь на теоретическую основу неоинституционализма, можно сделать вывод о том, что формы воплощения молодежной политики, могут влиять на поведение общества, создавая возможности для любых действий, в рамках, очерченных законом.

Многие научные труды, посвященные вопросам стабильности политических систем разных стран сходны в том, что во время упомянутой выше «Арабской весны», в североафриканском регионе произошло огромное количество социальных потрясений, а движущей силой этих событий стала молодежь, неудовлетворенная своими политическими ожиданиями.

На тот момент процент молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет составлял более 30% от общего числа населения. Всё это в совокупности и стало решающими фактором возгорания очага дестабилизации. Ранее отмечалось и то, что некоторыми исследователями отмечается «молодёжный след» во многих протестных акциях и даже в революциях в разные периоды истории, что в последствии, не могло не повлиять на политическое и культурное развитие региона. Иными словами, политическая активность молодежи играет важную роль в трансформации политической и социальной системы государства. Однако, заметим, что такая политическая активность молодежи может быть как конструктивной, так и деструктивной.

В качестве первой, на примере Российской Федерации, можно привести развитие института молодежного парламентаризма, членство молодежи в политических партиях и аффилированных с ними общественных движениях, как например, «Молодая Гвардия Единой России», «Молодежь Справедливой России», Ленинский Коммунистический союз молодежи и др. Деятельность в таких организациях всегда носит активный и позитивный характер, а молодежь вовлекается в различные акции, флешмобы, митинги. Отметим, что митинги, в данном контексте подразумеваются как торжественные «выходы с флагами», а не как форма протеста. Например, митинги 18-го марта с лозунгами «Крым Наш!», концерты-шествия «Крымская Весна» и многие другие.

14 Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос. 2001.

696 с.

К аналогичным, позитивным формам проявления политической активности молодежи, можно отнести участие в работе органов молодежного самоуправления, таких как, например, молодежные правительства и молодежные парламенты, молодежные советы и молодежные администрации.

Молодежная политика - это, прежде всего, системная и стратегическая работа, работа «на опережение». Можно предположить, что всплеск активности молодежи связан интенсивной государственной молодежной политикой, направленной на поддержку и развитие способностей молодых людей.

Сегодня набирают популярность такие программы поддержки талантливой молодежи, как конкурс для школьников «Большая перемена», программа поощрения активной студенческой молодежи «Твой ход», программа развития и поддержки для молодых блогеров «Топ Блог», а также «Лидеры России» и «Лидеры России. Политика» - программы развития профессиональных компетенций для молодых политиков и управленцев.

Сегодня значимую роль играют и проекты Президентской платформы «Россия - страна возможностей», которая выстроила линейку активностей для молодежи разных возрастов и профессиональных навыков.

Таким образом, можно утверждать, что при правильно выстроенном подходе, государство способно удовлетворить потребности молодых людей, а значит, обеспечить стабильность государства.

Исходя из вышеизложенных доводов, можно утверждать, что эффективность молодежной политики в стране напрямую влияет на стабильность государства. На основе анализа имеющихся социологических данных можно проследить обратную пропорциональную зависимость между уровнем качества государственной молодежной политики и уровнем социального недовольства в молодёжной среде.

К числу наиболее важных задач молодежной политики можно отнести повышение уровня культуры, патриотизма, содействие трудоустройству молодых людей, вовлечение молодежи в политическую активность, финансирование молодежных инициатив.

Среди прочего, представляется важным информировать молодежь о деятельности общественных объединений, организаций, в том числе, органов молодежного самоуправления.

В то же время, со стороны государства необходимо выработать не только инструменты для информирования молодых людей о возможностях самореализации, но и оказывать поддержку этим организациям и

объединениям, принимать участие в их деятельности.

Помимо этого, необходимо выработать и программу содействия трудоустройству молодых специалистов. Для этого представляется возможным предусмотреть программы субсидирования организаций, которые в приоритете приглашают на работу молодых сотрудников.

Изучая различные исследования, можно увидеть, что многие эксперты считают, что улучшение жизни молодежи, зависит от самой молодежи. Считается, что молодежь - это наиболее активная группа, которая сама может изменить мир, в котором она будет жить. Однако, молодежь по-прежнему не может изменить мир, если она не знает о том, какие возможности у нее для этого есть.

Исходя из этого, важно заметить, что ключевой вектор работы с молодежью сегодня - это создание таких условий, при которых каждый молодой человек, независимо от места его проживания, возраста, уровня и качества образования, сможет найти и себя, и применение своих способностей, а органы государственной власти и органы местного самоуправления ему в этом помогут.

Объединение всех этих ресурсов даст возможность решить все проблемы в сфере молодежной политики, а в дальнейшем послужит толчком к реализации социальных и экономических задач.

Модернизация молодежной политики - это объективная необходимость, острая и насущная проблема. Не может не радовать, что руководством страны этому отводится большое внимание. За 2020-2021 гг. было много сделано, для того, чтобы произошел прорыв в молодежной политике.

Во-первых, был принят Закон «О молодежной политике», во-вторых, впервые появился Комитет Государственной Думы по молодежной политике.

Главным и ощутимым результатом совершенствования молодежной политики можно назвать то, что молодежь действительно может почувствовать позитивные изменения в общественной жизни. Молодежь сегодня становится более мотивированной на позитивные и созидательные действия, она всё больше разделает общенациональные и общечеловеческие ценности.

Список литературы:

1. Закон о молодежной политике // URL: https://rg.ru/2021/01/11/molodez-dok.html (Дата обращения: 23.05.2022)

2. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос. 2001 696 с.

3. Кузнецова И.Ю. Проблемы реализации молодежной политики в ЯНАО. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (часть 1).

4. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПбГУП. 2000. 519 с.

5. Мангейм, Дж. Б. Политология : (Методы исследования). М.: Весь Мир. 1997. 544 с.

6. Осипова Л.Б. Молодежная политика как фактор формирования ценностных ориентаций молодежи / Л.Б. Осипова,

0.В. Пауто-ва // Современные тенденции в образовании и науке : материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Тамбов, 31 окт. 2013 г.). Ч. 12. С. 116-117.

7. Социально-демографический анализ Арабской весны. Арабская весна 2011 года. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков / А.В. Коротаев, А.С. Ходунов, А.Н. Бурова, С.Ю. Малков, Д.А. Халтурина, Ю.В. Зинькина; отв. ред. А.В. Коротаев, Ю.В. Зинькина, А.С. Ходунов. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. С. 28-76.

8. Ходунов А. С. Иран: политико-демографическое развитие как фактор стабильности и потрясений // Азия и Африка сегодня. 2014. № 7. С. 29-30.

9. Braungart R.G. Historical generations and youth movements: A theoretical perspective // Research in Social Movements, Conflict and Change. JAI Press, Greenwich, CT.1984. Vol. 6.

10. Goldstone J. Population and Security: How Demographic Change Can Lead to Violent Conflict // Journal of International Affairs. 2002. № 56/1. P. 3-22.

11. Goldstone J. The New Population Bomb // Foreign Affairs. 2010. № 89. P. 31-43.

12. Hoffman M., Jamal A. The Youth and the Arab Spring: Cohort Differences and Similarities // Brill. 2011.

13. LaGraffe D. The youth bulge in Egypt: An intersection of demographics, security, and the Arab Spring // Journal of Strategic Security. 2012. Vol. 5. № 2. P. 9.

14. Olsen J.P., March J.G. Elaborating the New Institutionalism // The Oxford hand book Political Institution. Oxford University Press, 2005. P. 3-23.

15. The global model for forecasting political instability / J.A. Goldstone, R.H. Bates, D.L. Epstein, T.R. Gurr, M.B. Lustick, M.G. Marshal, J. Ulfelder, M.A. Woodward // American Journal of Political Science. 2010. Vol. 54, №1. P. 190-208.

16. UN Population. // URL: https://population.un.org/wpp/Publications/Files/WPP2019_Highlights.pd // URL: https://population.

un.org/wpp2019/Download/Files/1_Indicators%20(Standard)/EXCEL_FILES/1_Population/WPP2019_P0P_F01_1_T0TAL_P0PU-LATI0N_B0TH_SEXES.xlsx (Дата обращения: 10.05.2022).

17. Urdal H.A clash of generations? Youth bulges and political violence // International studies quarterly. 2006. № 3. P. 607-629.

18. USAID Convenes Conference for Arab Youth Development // USAID. 2011. // URL: http://www.usaid.gov/press/releases/2011/ pr111114.html (Дата обращения: 10.05.2022).

Bibliography

1. Law on Youth Policy // URL: https://rg.ru/2021/01/11/molodez-dok.html (05.23.2022)

2. Ilyinsky I.M. Youth and youth policy. Philosophy. Story. Theory. M.: Voice. 2001 696 p.

3. Kuznetsova I.Yu. Problems of implementation of youth policy in Yamalo-Nenets Autonomous 0krug. Modern problems of science and education. 2015. № 1 (part 1).

4. Lisovsky V.T. Spiritual world and value orientations of Russian youth. SPb.: SPbGUP. 2000. 519 p.

5. Mannheim, J. B. Political science: (Research methods). M.: The whole world. 1997. 544 p.

6. 0sipova L.B. Youth policy as a factor in the formation of value orientations of youth / L.B. 0sipova, 0.V. Pautova // Modern trends in education and science: materials of the Intern. scientific-practical. conf. (Tambov, 0ctober 31, 2013). Part 12. Р. 116-117.

7. Socio-demographic analysis of the Arab Spring. Arab Spring 2011. System monitoring of global and regional risks / A.V. Korotaev, A.S. Khodunov, A.N. Burova, S.Yu. Malkov, D.A. Khalturina, Yu.V. Zinkina; resp. ed. A.V. Korotaev, Yu.V. Zinkina, A.S. Khodunov. M.: LIBR0K0M, 2012. Р. 28-76.

8. Khodunov A. S. Iran: political and demographic development as a factor of stability and upheavals // Asia and Africa today. 2014. № 7. Р. 29-30.

9. Braungart R.G. Historical generations and youth movements: A theoretical perspective // Research in Social Movements, Conflict and Change. JAI Press, Greenwich, CT.1984. Vol. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Goldstone J. Population and Security: How Demographic Change Can Lead to Violent Conflict // Journal of International Affairs. 2002. № 56/1. P. 3-22.

11. Goldstone J. The New Population Bomb // Foreign Affairs. 2010. № 89. P. 31-43.

12. Hoffman M., Jamal A. The Youth and the Arab Spring: Cohort Differences and Similarities // Brill. 2011.

13. LaGraffe D. The youth bulge in Egypt: An intersection of demographics, security, and the Arab Spring // Journal of Strategic Security. 2012. Vol. 5. № 2. P. 9.

14. 0lsen J.P., March J.G. Elaborating the New Institutionalism // The 0xford hand book Political Institution. 0xford University Press, 2005. P. 3-23.

15. The global model for forecasting political instability / J.A. Goldstone, R.H. Bates, D.L. Epstein, T.R. Gurr, M.B. Lustick, M.G. Marshal, J. Ulfelder, M.A. Woodward // American Journal of Political Science. 2010. Vol. 54, №1. P. 190-208.

16. UN Population. // URL: https://population.un.org/wpp/Publications/Files/WPP2019_Highlights.pd // URL: https://population. un.org/wpp2019/Download/Files/1_Indicators%20(Standard)/EXCEL_FILES/1_Population/WPP2019_P0P_F01_1_T0TAL_P0P-ULATI0N_B0TH_SEXES.xlsx (10.05.2022).

17. Urdal H.A clash of generations? Youth bulges and political violence // International studies quarterly. 2006. № 3. P. 607-629.

18. USAID Convenes Conference for Arab Youth Development // USAID. 2011. // URL: http://www.usaid.gov/press/releases/2011/ pr111114.html (10.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.