МОЛОДЕЖНАЯ НАРКОМАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Л.В. Шабанов (Томск)
Аннотация. Представлена часть исследования психологии молодежной субкультурной среды в рамках концепции вынужденной маргинальное™, которое выявляет отличительные особенности молодежной субкультуры в рамках современных социально-психологических методов, что позволяет несколько по-иному рассмотреть феномен околонаркотической субкультурной среды. Ключевые слова: референтная группа, маргинальность, нонконформизм, зеркальное восприятие.
Методологический подход, базирующийся на положении о вынужденном маргиналитете молодежных субкультур, а также учет социально-психологических характеристик исследованных типов молодежных нонконформистских объединений (МНКО) позволяют говорить о многочисленных видах сопутствующих течений, особенную актуальность этот вопрос приобретает в условиях нарастающих проблем наркозависимости в молодежной среде.
Маргинальность на данном этапе является главной проблемой в процессе адекватной социализации молодых людей - у одних это излишняя эмансипация, у других - сверхинфантильность. Кроме того, существуют и социально-психологические критерии разработки типологии молодежных субкультур, основанные на специфических особенностях, свойственных структурам маргинального типа.
Несмотря на то, что количество центров, обращающихся к проблеме наркомании, растет в геометрической прогрессии, о положительных результатах говорить по-прежнему рано. Во-первых, мы сталкиваемся с проблемой рецидива, когда молодые люди, пройдя реабилитационную программу, снова возвращаются к своей «прежней привычке». Во-вторых, статистика в лечении наркомании -самое обманчивое явление, поэтому она подчиняется тому, кто ее делает (кроме того, под профилактикой мы должны подразумевать повторное, а также и последующие обращения). В-третьих, наркомания лишь на первый взгляд «заболевание общества», мы должны понять, что это прежде всего болезнь одного конкретного человека, поэтому и лечение ее требует не общественных кампаний или государственных программ, что безусловно не лишнее, но и не главное, мы должны говорить об огромных затратах, причем не только материальных, но и временных и профессиональных. И наконец, в-четвертых, результативность программ профилактики остается низкой потому, что любые методы лечения наркомании бессильны по сравнению с теми отношениями, переживаниями и открытиями, иллюзию которых обеспечивает наркотик.
Здесь важно иметь в виду, что употребление наркотиков не существует в отрыве от общества, оно выступает «мостиком» между личностью и обществом, ergo, наркомания - это болезнь, порождающая свою субкультуру.
В период взросления возрастает значение групп сверстников, когда маленькое «я» ребенка обретает себе дополнительное, более мощное социальное тело в виде означенной группы - сначала сверстники лучше понимают проблемы друг друга; далее в группе образуется
коллективное «я», более сильное, уверенное в себе [1]. Все действия оправданы и обоснованы группой. Однако по мере взросления такая группа несет в себе и другую черту - агрессивно-авторитарный стиль поведения по отношению к отдельной личности и крайнюю нетерпимость к «непохожести на своих», заставляющую следовать участников объединения довольно жестким, строгим стандартам принятого поведения1. С этой точки зрения членом коллектива является всякий, кто соучаствует в «коллективной репрезентации социального знания», выступает перед прочими другими членами коллектива в социальной роли «обобщенного другого» и формирует в сознании «предвосхищающий образ» последствий своего поведения в данном коллективе.
Субкультура наркоманов «смягчает» восприятие явлений, на которые люди за пределами субкультуры смотрят как социопсихическое отклонение или девиантное, даже криминальное поведение. То есть особенность данной субкультуры заключается в специфике реакции на поведение общества по отношению к наркомании, своего рода компенсация за ее появление и развитие. Содержание и направленность данной субкультуры позволяют говорить о ней как об «антисистеме», явлении крайне негативном хотя бы потому, что мы не можем ограничить ее одной-двумя конкретными группами или классификационной стратой.
При этом данная субкультура крайне привлекательна для подростка - постоянный риск, иллюзия неограниченной свободы, самоутверждение, связанное с фактором риска и самоподтверждением в глазах сотоварищей, насыщенность новыми впечатлениями, приключениями, переживаниями. Внутригрупповые отношения близки к идиллическим - в данных кругах процветает бескорыстная забота о ближнем, дружеская преданность, готовность в любой момент «помочь» другу. Открытость данной субкультуры, легкость, с которой подросток может установить межличностные контакты на основе априорно-доверительных эмоционально-насыщенных отношений, потрясает2. Кроме того, включенность под-
' Иными словами, члены любого социального коллектива разделяют некоторый корпус социального знания (так сказать, «прикладной» идеологии), что позволяет им интерпретировать события и формулировать свои экспектации в терминах общего для всех мировосприятия.
1 Возраст употреблявших когда-либо наркотические вещества для
Западной Сибири составляет диапазон от 6 до 22 лет, а пик потребления приходится на 15-16 лет (подробнее см.: Студенчество и наркомания: пути решения проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ, 2000).
№18
Сибирский психологический журнал
2003 г.
ростка в данный тип субкультуры позволяет ему структурировать свое свободное время.
В связи с обострением внимания комитетов по делам молодежи в регионе нами был проведен анонимный опрос студентов нескольких вузов Томска, выборная совокупность которого составила 1050 человек обоего пола; отдельно рассматривалась подгруппа с социальным статусом абитуриентов, слушателей подготовительных отделений и студентов 1-го курса дневного обучения.
De facto выяснилось, что каждый третий респондент имел опыт потребления наркотиков (31 %); «действующих» наркоманов оказалось 5% из числа опрошенных; большинство студентов лично знакомы с наркоманами (95%).
Ответственность за распространение наркомании молодежь склонна возлагать на государственные структуры и общество (45%), в меньшей степени - на взрослых представителей семьи (13%) и неформальные коллективы (5%).
При этом удивляет само отношение студентов к лицам, употребляющим наркотики: свое положительное отношение зафиксировали 57% опрошенных; безразличие выразили 27%; отрицательно к наркоманам отнеслись 10%; чувство жалости к наркоманам отметили 6%.
В процессе обработки данных были выявлены основные способы приобщения молодежи к данной субкультурной среде:
1. Косвенное влияние значимой группы. Подросток наблюдает за сверстниками и постепенно втягивается, мотивом будет выступать эмоциональная привлекательность данного образа жизни. На вопрос об обстоятельствах, при которых подросток попробовал наркотик, 71 % опрошенных ответили - «любопытство».
2. Престижность, модность наркотиков. В подростковой среде в последнее время укореняется мнение об особой «престижности» наркотиков, что в первую очередь поддерживается и группой активных наркоманов-подростков, работающих, как правило, розничными распространителями у своих хозяев, а во вторую - детьми обеспеченных родителей. На вопрос об обстоятельствах, при которых подросток попробовал наркотик, 14% опрошенных ответили, что «предложили попробовать друзья».
3. Причастность к особой группе людей. Группа риска данной категории состоит из молодых людей с нетрадиционной картиной мира (нетрадиционная сексуальная ориентация, нетрадиционная философия, контр культурный образ жизни), а также группы поклонников или имитаторов, стремящихся походить на своих кумиров. О таком виде подражания заявили 5% респондентов.
4. Наркотик как терапия от превратностей судьбы и неудач. Действительно, наркотик является одним из наиболее частых средств «ухода» от проблем, но в статистике ответов данная категория составляет 4% опрошенных.
5. Наркотик как средство общения. Очень часто группа предлагает подростку наркотик или алкоголесодер-жащие напитки (многие молодежные группы Томска имеют полинаркотическую модель) в качестве средства, облегчающего общение. Многие респонденты, внося себя в эту категорию вовлеченных в субкультуру (23%!), вообще не относят себя к наркоманам. Более того, полинаркотическую схему «заполнения» досуга отметили 44% опрошенных (примерно эту же цифру отмечает И.И. Цыбань, см. [7]).
Между тем причинами употребления наркотических средств в раннем возрасте являются в первую очередь социально-психологические факторы: высокая мотивация на удовлетворение потребностей, большая привязанность подростка к своей группе, направленность подростка на утверждение своей, пусть даже негативной, позиции среди сверстников и взрослых людей. Сложность подросткового периода и заключается в том, что прежние его интересы отмирают и в образовавшемся вакууме его поведение приобретает протестующий характер «искателя».
Ergo, общество старшего поколения остается даже не авторитарным, а тоталитарным в смысле патернализма, в позициях педагогических и медицинских подходов, оставляя «в вакууме неразрешенности» (Д. Леонтьев) потребности в безопасности, уважении, независимости, доверии (В.Ф. Петренко). Общество и без того фрустрировано этим патернализмом в условиях постоянного раздвоения систем ценностного и потребительского измерений, когда в развитой стране современные законы, адекватные западной цивилизации ценности предназначаются для отдельно взятых Москвы и Санкт-Петербурга, а для провинции остается колониально-улусная система администрирования. При этом молодежь не может отойти от проблем, связанных с социальным микроклиматом, с жилищной неустроенностью, мизерными стипендиями и зарплатами, предлагаемыми рынками труда, правовой незащищенностью на фоне углубления демографических, политических, социальных кризисов.
В большинстве же случаев власти придержащие имеют только одну модель - стигматизацию, когда некомпетентный чиновник просто не понимает, что, говоря о проблемах в области молодежной политики, он чаще всего ставит не диагноз, а ведет политические «игры подозрительности».
Одна из таких «игр» - борьба с наркозависимостью.
Литература
1. Горохова О.В., Калужина В.П., Мироновская Н.И. Социально-психологические факторы, влияющие на наркотическую зависимость у под-
ростков // Студенчество и наркомания: пути решения проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ, 2000. С. 102-104.
2. Масагутов P.M. Агрессия и употребление психоактивных веществ у девочек-подростков с делинквентным поведением // Студенчество и нар-
комания: пути решения проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ, 2000. С. 68-71.
Социальная психология
3. Осорина М.В. Социализация в среде сверстников: традиции детской субкультуры //Психология: Учебник / Под. ред. A.A. Крылова. М.:
Проспект, 1998. С. 274-282.
4. Самыкина Н.Ю. Наркоманская субкультура как фактор приобщения к наркотикам // Студенчество и наркомания: пути решения проблемы:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ, 2000. С. 78-80.
5. Цыбань И.И. Факторы, влияющие на отношение студентов к проблеме наркомании. // Студенчество и наркомания: пути решения проблемы:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ, 2000. С. 110-1 И.
YOUTH DRUG ADDICTION AS A SOCIAL PROBLEM L.V. Shabanov (Tomsk)
Summary. Presented work reflects the part of research of the psychology of teenagers' sub-cultural circle within concept of compulsory marginality. The research reveals some characteristic peculiarities of teenager's subculture within contemporary socio-psychological methods that allows to review some approaches to resolution of teenagers' problems. Key words: group of reference, non-conformism, marginality, mirror perception.