Научная статья на тему 'Молодежная наркомания как социальная проблема'

Молодежная наркомания как социальная проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
445
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА / МАРГИНАЛЬНОСТЬ / НОНКОНФОРМИЗМ / ЗЕРКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / GROUP OF REFERENCE / NON-CONFORMISM / MARGINALITY / MIRROR PERCEPTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шабанов Лев Викторович

Представлена часть исследования психологии молодежной субкультурной среды в рамках концепции вынужденной маргинальное™, которое выявляет отличительные особенности молодежной субкультуры в рамках современных социально-психологических методов, что позволяет несколько по-иному рассмотреть феномен околонаркотической субкультурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth drug addiction as a social problem

Presented work reflects the part of research of the psychology of teenagers' sub-cultural circle within concept of compulsory marginality. The research reveals some characteristic peculiarities of teenager's subculture within contemporary socio-psychological methods that allows to review some approaches to resolution of teenagers' problems.

Текст научной работы на тему «Молодежная наркомания как социальная проблема»

МОЛОДЕЖНАЯ НАРКОМАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Л.В. Шабанов (Томск)

Аннотация. Представлена часть исследования психологии молодежной субкультурной среды в рамках концепции вынужденной маргинальное™, которое выявляет отличительные особенности молодежной субкультуры в рамках современных социально-психологических методов, что позволяет несколько по-иному рассмотреть феномен околонаркотической субкультурной среды. Ключевые слова: референтная группа, маргинальность, нонконформизм, зеркальное восприятие.

Методологический подход, базирующийся на положении о вынужденном маргиналитете молодежных субкультур, а также учет социально-психологических характеристик исследованных типов молодежных нонконформистских объединений (МНКО) позволяют говорить о многочисленных видах сопутствующих течений, особенную актуальность этот вопрос приобретает в условиях нарастающих проблем наркозависимости в молодежной среде.

Маргинальность на данном этапе является главной проблемой в процессе адекватной социализации молодых людей - у одних это излишняя эмансипация, у других - сверхинфантильность. Кроме того, существуют и социально-психологические критерии разработки типологии молодежных субкультур, основанные на специфических особенностях, свойственных структурам маргинального типа.

Несмотря на то, что количество центров, обращающихся к проблеме наркомании, растет в геометрической прогрессии, о положительных результатах говорить по-прежнему рано. Во-первых, мы сталкиваемся с проблемой рецидива, когда молодые люди, пройдя реабилитационную программу, снова возвращаются к своей «прежней привычке». Во-вторых, статистика в лечении наркомании -самое обманчивое явление, поэтому она подчиняется тому, кто ее делает (кроме того, под профилактикой мы должны подразумевать повторное, а также и последующие обращения). В-третьих, наркомания лишь на первый взгляд «заболевание общества», мы должны понять, что это прежде всего болезнь одного конкретного человека, поэтому и лечение ее требует не общественных кампаний или государственных программ, что безусловно не лишнее, но и не главное, мы должны говорить об огромных затратах, причем не только материальных, но и временных и профессиональных. И наконец, в-четвертых, результативность программ профилактики остается низкой потому, что любые методы лечения наркомании бессильны по сравнению с теми отношениями, переживаниями и открытиями, иллюзию которых обеспечивает наркотик.

Здесь важно иметь в виду, что употребление наркотиков не существует в отрыве от общества, оно выступает «мостиком» между личностью и обществом, ergo, наркомания - это болезнь, порождающая свою субкультуру.

В период взросления возрастает значение групп сверстников, когда маленькое «я» ребенка обретает себе дополнительное, более мощное социальное тело в виде означенной группы - сначала сверстники лучше понимают проблемы друг друга; далее в группе образуется

коллективное «я», более сильное, уверенное в себе [1]. Все действия оправданы и обоснованы группой. Однако по мере взросления такая группа несет в себе и другую черту - агрессивно-авторитарный стиль поведения по отношению к отдельной личности и крайнюю нетерпимость к «непохожести на своих», заставляющую следовать участников объединения довольно жестким, строгим стандартам принятого поведения1. С этой точки зрения членом коллектива является всякий, кто соучаствует в «коллективной репрезентации социального знания», выступает перед прочими другими членами коллектива в социальной роли «обобщенного другого» и формирует в сознании «предвосхищающий образ» последствий своего поведения в данном коллективе.

Субкультура наркоманов «смягчает» восприятие явлений, на которые люди за пределами субкультуры смотрят как социопсихическое отклонение или девиантное, даже криминальное поведение. То есть особенность данной субкультуры заключается в специфике реакции на поведение общества по отношению к наркомании, своего рода компенсация за ее появление и развитие. Содержание и направленность данной субкультуры позволяют говорить о ней как об «антисистеме», явлении крайне негативном хотя бы потому, что мы не можем ограничить ее одной-двумя конкретными группами или классификационной стратой.

При этом данная субкультура крайне привлекательна для подростка - постоянный риск, иллюзия неограниченной свободы, самоутверждение, связанное с фактором риска и самоподтверждением в глазах сотоварищей, насыщенность новыми впечатлениями, приключениями, переживаниями. Внутригрупповые отношения близки к идиллическим - в данных кругах процветает бескорыстная забота о ближнем, дружеская преданность, готовность в любой момент «помочь» другу. Открытость данной субкультуры, легкость, с которой подросток может установить межличностные контакты на основе априорно-доверительных эмоционально-насыщенных отношений, потрясает2. Кроме того, включенность под-

' Иными словами, члены любого социального коллектива разделяют некоторый корпус социального знания (так сказать, «прикладной» идеологии), что позволяет им интерпретировать события и формулировать свои экспектации в терминах общего для всех мировосприятия.

1 Возраст употреблявших когда-либо наркотические вещества для

Западной Сибири составляет диапазон от 6 до 22 лет, а пик потребления приходится на 15-16 лет (подробнее см.: Студенчество и наркомания: пути решения проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ, 2000).

№18

Сибирский психологический журнал

2003 г.

ростка в данный тип субкультуры позволяет ему структурировать свое свободное время.

В связи с обострением внимания комитетов по делам молодежи в регионе нами был проведен анонимный опрос студентов нескольких вузов Томска, выборная совокупность которого составила 1050 человек обоего пола; отдельно рассматривалась подгруппа с социальным статусом абитуриентов, слушателей подготовительных отделений и студентов 1-го курса дневного обучения.

De facto выяснилось, что каждый третий респондент имел опыт потребления наркотиков (31 %); «действующих» наркоманов оказалось 5% из числа опрошенных; большинство студентов лично знакомы с наркоманами (95%).

Ответственность за распространение наркомании молодежь склонна возлагать на государственные структуры и общество (45%), в меньшей степени - на взрослых представителей семьи (13%) и неформальные коллективы (5%).

При этом удивляет само отношение студентов к лицам, употребляющим наркотики: свое положительное отношение зафиксировали 57% опрошенных; безразличие выразили 27%; отрицательно к наркоманам отнеслись 10%; чувство жалости к наркоманам отметили 6%.

В процессе обработки данных были выявлены основные способы приобщения молодежи к данной субкультурной среде:

1. Косвенное влияние значимой группы. Подросток наблюдает за сверстниками и постепенно втягивается, мотивом будет выступать эмоциональная привлекательность данного образа жизни. На вопрос об обстоятельствах, при которых подросток попробовал наркотик, 71 % опрошенных ответили - «любопытство».

2. Престижность, модность наркотиков. В подростковой среде в последнее время укореняется мнение об особой «престижности» наркотиков, что в первую очередь поддерживается и группой активных наркоманов-подростков, работающих, как правило, розничными распространителями у своих хозяев, а во вторую - детьми обеспеченных родителей. На вопрос об обстоятельствах, при которых подросток попробовал наркотик, 14% опрошенных ответили, что «предложили попробовать друзья».

3. Причастность к особой группе людей. Группа риска данной категории состоит из молодых людей с нетрадиционной картиной мира (нетрадиционная сексуальная ориентация, нетрадиционная философия, контр культурный образ жизни), а также группы поклонников или имитаторов, стремящихся походить на своих кумиров. О таком виде подражания заявили 5% респондентов.

4. Наркотик как терапия от превратностей судьбы и неудач. Действительно, наркотик является одним из наиболее частых средств «ухода» от проблем, но в статистике ответов данная категория составляет 4% опрошенных.

5. Наркотик как средство общения. Очень часто группа предлагает подростку наркотик или алкоголесодер-жащие напитки (многие молодежные группы Томска имеют полинаркотическую модель) в качестве средства, облегчающего общение. Многие респонденты, внося себя в эту категорию вовлеченных в субкультуру (23%!), вообще не относят себя к наркоманам. Более того, полинаркотическую схему «заполнения» досуга отметили 44% опрошенных (примерно эту же цифру отмечает И.И. Цыбань, см. [7]).

Между тем причинами употребления наркотических средств в раннем возрасте являются в первую очередь социально-психологические факторы: высокая мотивация на удовлетворение потребностей, большая привязанность подростка к своей группе, направленность подростка на утверждение своей, пусть даже негативной, позиции среди сверстников и взрослых людей. Сложность подросткового периода и заключается в том, что прежние его интересы отмирают и в образовавшемся вакууме его поведение приобретает протестующий характер «искателя».

Ergo, общество старшего поколения остается даже не авторитарным, а тоталитарным в смысле патернализма, в позициях педагогических и медицинских подходов, оставляя «в вакууме неразрешенности» (Д. Леонтьев) потребности в безопасности, уважении, независимости, доверии (В.Ф. Петренко). Общество и без того фрустрировано этим патернализмом в условиях постоянного раздвоения систем ценностного и потребительского измерений, когда в развитой стране современные законы, адекватные западной цивилизации ценности предназначаются для отдельно взятых Москвы и Санкт-Петербурга, а для провинции остается колониально-улусная система администрирования. При этом молодежь не может отойти от проблем, связанных с социальным микроклиматом, с жилищной неустроенностью, мизерными стипендиями и зарплатами, предлагаемыми рынками труда, правовой незащищенностью на фоне углубления демографических, политических, социальных кризисов.

В большинстве же случаев власти придержащие имеют только одну модель - стигматизацию, когда некомпетентный чиновник просто не понимает, что, говоря о проблемах в области молодежной политики, он чаще всего ставит не диагноз, а ведет политические «игры подозрительности».

Одна из таких «игр» - борьба с наркозависимостью.

Литература

1. Горохова О.В., Калужина В.П., Мироновская Н.И. Социально-психологические факторы, влияющие на наркотическую зависимость у под-

ростков // Студенчество и наркомания: пути решения проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ, 2000. С. 102-104.

2. Масагутов P.M. Агрессия и употребление психоактивных веществ у девочек-подростков с делинквентным поведением // Студенчество и нар-

комания: пути решения проблемы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ, 2000. С. 68-71.

Социальная психология

3. Осорина М.В. Социализация в среде сверстников: традиции детской субкультуры //Психология: Учебник / Под. ред. A.A. Крылова. М.:

Проспект, 1998. С. 274-282.

4. Самыкина Н.Ю. Наркоманская субкультура как фактор приобщения к наркотикам // Студенчество и наркомания: пути решения проблемы:

Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ, 2000. С. 78-80.

5. Цыбань И.И. Факторы, влияющие на отношение студентов к проблеме наркомании. // Студенчество и наркомания: пути решения проблемы:

Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ, 2000. С. 110-1 И.

YOUTH DRUG ADDICTION AS A SOCIAL PROBLEM L.V. Shabanov (Tomsk)

Summary. Presented work reflects the part of research of the psychology of teenagers' sub-cultural circle within concept of compulsory marginality. The research reveals some characteristic peculiarities of teenager's subculture within contemporary socio-psychological methods that allows to review some approaches to resolution of teenagers' problems. Key words: group of reference, non-conformism, marginality, mirror perception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.