УДК 316.722:316.77 П935
Пшишок Адам Асланович
аспирант кафедры социологии Кубанского государственного университета
МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ (ДЕВИАНТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
Аннотация:
В статье, посвященной последствиям влияния процессов информатизации общества на молодежную культуру, отмечается, что многие смыслы и ценности современной молодежной культуры формируются под определяющим влиянием средств массовой информации и содержат в себе заметный девиантогенный потенциал, связанный с недостатком позитивных образцов для подражания.
Ключевые слова: молодежная культура, средства массовой информации, структура интересов молодежи, образцы для подражания.
В современной молодежной культуре, развивающейся под сильным влиянием глобализации и информатизации, можно наблюдать тенденцию к отказу от сложной культурной информации в пользу более простой и легкой, носящей поверхностный и развлекательный характер. В содержании современной молодежной (теле-) культуры доминирует гедонизм, который оправдывает и даже романтизирует и эстетизирует многие формы девиантного поведения.
Эти выводы находят свои подтверждения в эмпирических исследованиях. В 2006-2008 гг. автор участвовал в качестве соисполнителя в проведении нескольких крупных социологических исследований проблем молодежи в Краснодарском крае (размеры выборки от 400 до 2 000 чел.) по заказу государственных органов. В числе прочих респондентам задавались вопросы об их отношении к литературе. Выявилась характерная тенденция: регулярно читают не более 20 %, причем большинство из них - литературу примитивную - современные детективы и фантастику, зато регулярно смотрят и слушают - 95 %. Большая часть (почти 90 %) школьников и студентов указывают на просмотр телевизора, как на наиболее популярную форму проведения свободного времени.
В ряде исследований респондентам задавался вопрос относительно их интересов и наиболее популярных тем для обсуждения. Как и в предыдущем вопросе, интересно сравнить ответы молодежи с ответами родителей и учителей (таблица 1).
Таблица 1 - «Ты активно интересуешься и всегда готов обсуждать...»
Варианты ответов 2006 г. 11-классники 2007 г. труд. подр. 2008 г. учащ. мол.
учителя родители ученики
Новости политики 9,2 5,9 5,3 8,9 31,5
Новости культуры 3,5 4,3 4,3 10,1 25,9
Свою учебу 30,5 41,0 27,3 25,6 51,2
Спорт 17,0 19,7 28,7 41,7 48,1
Компьютерные игры 46,8 24,5 20,6 37,5 20,7
Своих знакомых 32,6 17,6 19,1 28,0 35,8
Будущая карьера 31,9 40,4 30,9 27,4 52,2
Отношения с противоположным полом 46,1 16,0 45,0 25,3 59,6
Компьютерные технологии 14,9 17,0 14,9 15,8 15,1
Вопросы о смысле жизни 19,1 26,1 20,2 26,5 43,5
Новые книги 2,1 8,0 7,4 14,3 32,1
Фильмы 19,9 25,5 26,6 54,5 69,1
Музыку 11,3 26,1 27,0 50,9 71,6
Живопись 0,7 1,6 3,2 6,3 15,4
Экзотические страны и культуры - 7,4 5,3 18,2 24,1
Одежду и моду 32,7 50,0
Не знаю, затрудняюсь ответить 2,8 3,7 - 1,9 2,2
Рассматривая данные, приведенные в таблице, следует учитывать, что эталонной группой ответов, в данном случае являются ответы самих учащихся, рассказывающих о своих интересах (родители или учителя могут быть не вполне объективны). С этой точки зрения, можно проследить интересную тенденцию. Учителя выражают критические и скорее стереотипные представления о молодежи, но при этом они более точно, по сравнению с родителями, оценивают интересы учащихся по целому ряду позиций: «отношениям с противоположным полом» (родители сильно преуменьшают уровень интереса), «свою учебу» (родители преувеличивают интерес), «будущая карьера» (родители преувеличивают интерес), «вопросы о смысле жизни» (родители преувеличивают уровень интереса). Другими словами, оценки учителей критичнее и точнее. Видимо это нормально - они ведь оценивают своих учеников, тогда как родители - детей.
В целом наибольший интерес учащейся молодежи вызывают следующие темы:
- музыка и фильмы;
- отношения с противоположным полом;
- одежда и мода;
- учеба и спорт;
- будущая карьера.
В ответах «трудных подростков» заметно некоторое превышение интереса к музыке и фильмам, по сравнению с интересом ко всем другими темам.
Повышенный интерес к развлечениям и противоположному полу вполне согласуется с возрастными особенностями развития подростков. Отношения с противоположным полом, карьера и учеба - это традиционный интерес для молодежи во все времена. «Странным» (но типичным для современного общества) является то, что фильмы и музыка вышли на первое место. Здесь, очевидно, сказывается влияние СМИ. Заметим также, что книги, вопросы о смысле жизни, новости политики и культуры в список актуальных интересов не попали. Можно видеть, что структура интересов современной молодежи формируется не столько под влиянием культурных традиций и семейного воспитания, но в первую очередь под влиянием массовой культуры и СМИ.
Еще один вопрос задавался с целью конкретизировать источники, из которых респонденты получают наиболее важную и полезную для себя информацию (таблица 2).
Таблица 2 - Наиболее интересное и полезное для себя ты обычно узнаешь.
Варианты ответов 2005 г. 9-11-классники 2007 г., Трудные подростки 2008 г., Учащ. молодежь 2008 г. Раб. молодежь
По телевидению 38,4 34,3 48,6 61,5
По радио 1,9 14,0 11,7 1,9
От родителей и родственников 19,1 32,5 30,0 7,7
От одноклассников, в школе (коллег по работе) 7,5 30,1 7,9 30,8
Из журналов, газет 5,2 16,1 18,6 12,5
От друзей в своей компании 44,3 38,8 43,2 20,2
В Интернете 17,7 14,3 28,1 29,8
Из книг, учебников 17,2 14,0 27,4 16,3
От учителей, в школе 7,6 18,2 8,2 12,5
Не могу сказать точно, где 78,2 8,4 5,7 1,0
Всего 237,1 220,9 229,3 194,2
Ответы недвусмысленно показывают, что приоритетные источники интересной и полезной информации для подростков - это друзья и телевизор. Потом со значительным отрывом - родители и родственники, затем книги и Интернет. В ответах работающей молодежи родители в качестве источников интересной и полезной информации уже не упоминаются - вполне типично для ситуации взросления. Учитывая популярность телевизора как средства информации, подросткам задавался вопрос, что именно они предпочитают смотреть. Чемпионами рейтинга стали: 1) музыка, клипы; 2) фильмы (предпочтение - боевики и комедии); 3) спортивные программы и реалити-шоу.
Также можно видеть, что молодежь пока не в полной мере «погружена» в самую современную сферу массовых коммуникаций - Интернет. И для работающей, и для учащейся молодежи Интернет как источник наиболее интересной и полезной информации значительно уступает телевидению и друзьям. В целом в ответах респондентов подтверждается распространенное мнение о том, что «современная молодежь книг не читает». Книга как источник актуальной и полезной информации является значимой не более чем для 1/4 - 1/5 наших респондентов. При этом предпочтение отдается, как правило, литературе «легких» жанров, что еще раз под-
тверждает мысль о том, что в современной России серьезная литература перестала быть значимым агентом молодежной социализации.
Известно, что экранные и книжные герои часто служат для молодежи кумирами и образцами для подражания. В исследовании 2007 г. пытались выяснить, откуда молодежь берет образцы для подражания. Школьников просили назвать любимые фильмы и передачи. Результаты анализа представлены ниже:
Таблица 3 - По телевизору ты обычно смотришь
Процент Процент
Варианты ответов Кол-во относит. общий
Новости 57 4,7 16,8
Канал культура 55 4,6 16,2
Фильмы 187 15,5 55,0
Реалити шоу 120 10,0 35,3
Научно-познавательные передачи 75 6,2 22,1
Сериалы 100 8,3 29,4
Развлекательные передачи (концерты, шоу) 78 6,5 22,9
МТУ 121 10,0 35,6
Музыку, клипы 182 15,1 53,5
Спортивные программы 141 11,7 41,5
Информационно-аналитические передачи 33 2,7 9,7
Смотрю все подряд 30 2,5 8,8
Другое 27 2,2 7,9
Всего 1206 100,0 354,7
14 пропущенных значений; 340 валидных значений
Таблица 4 - Ты предпочитаешь фильмы следующих жанров...
Процент Процент
Варианты ответов Кол-во относит. общий
Исторические 113 10,5 33,5
Боевики 195 18,1 57,9
Комедии 199 18,4 59,1
Драмы 67 6,2 19,9
Триллеры 97 9,0 28,8
Ужасы 139 12,9 41,2
Мелодрамы 75 7,0 22,3
Приключенческие 121 11,2 35,9
Эротику 55 5,1 16,3
Смотрю все, что попадется 18 1,7 5,3
Всего 1079 100,0 320,2
17 пропущенных значений; 337 валидных значений
Из таблиц видно, что телевидение (наиболее значимый источник информации) транслирует в молодежную среду весьма сомнительные ценности. Боевики, комедии, музыка и реали-ти-шоу - это тот вид экранной продукции, который часто выступает проводником многих откровенно девиантных форм поведения, представляя их в качестве «нормальных» или даже «желательных». Прежде всего это касается романтизации агрессии и половой распущенности.
В другом исследовании 2006 г. молодежи задавался вопрос: кто является для тебя примером для подражания? Подчеркивалось, что «это может быть любой реальный человек, например родственник или знакомый, или персонаж какого-либо фильма-книги». В ответах на этот вопрос учащиеся должны были самостоятельно вписать вариант ответа. Результаты анализа ответов представлены в виде списка:
Примеры для подражания:
- не ответили - 21 %;
- их нет - 45,3 %;
- я сам - 10 %;
- родители - 7,7 %;
- мать - 6,3 %;
- отец - 4,2 %;
- другое - 5,5 %.
Первое, что бросается в глаза, - кризис образцов для подражания у нынешнего поколения. Абсолютное большинство ответивших указали - примеров для подражания нет. Родители хотя и занимают второе место популярности, но их авторитет в качестве примеров для подражания пугающе низок. В ответах на этот вопрос проявилась самая тревожная тенденция из всех, выявленных в данном исследовании, - острый дефицит позитивной героики и примеров. Предоставить школьникам эти образцы - важнейшая задача как семьи, так и школы, в противном случае деформации в социализации и жизненном становлении наблюдаемые на фоне влияния СМИ станут неизбежными.
Таким образом, современная молодежная культура формируется под сильным влиянием средств массовой коммуникации. В силу рассмотренных выше факторов ключевыми темами этой культуры являются развлечение, наслаждение, гедонизм. Образцами для подражания молодежи становятся герои популярных фильмов и ток-шоу, часто воплощающие сомнительные ценности. Соответственно, не вызывает сомнения, что молодежная культура и сфера ценностного сознания молодежи представляет собой обширное поле деятельности не только для ученых исследователей, но и для практиков (педагогов, органов власти и внутренних дел, церкви, молодежных организаций и т.п.).