Научная статья на тему 'Молодежная контркультура как радикальный вызов современного молодого поколения обществу'

Молодежная контркультура как радикальный вызов современного молодого поколения обществу Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
393
74
Поделиться
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / КУЛЬТУРА / КОНТРКУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖНЫЙ КОНФЛИКТ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Маликова Елена Васильевна

В статье представлен анализ современных молодежных проблем в контексте современной трактовки контркультуры и причины их возникновения. Представлен исторический анализ развития контркультуры, в современной социологии с учетом характерных особенностей влияния на молодежь.

Youth counterculture as a radical challenge to the modern young generation society

The article presents the analysis of contemporary youth problems in the context of contemporary interpretation of the counterculture and their causes. Historical analysis of the development of the counterculture in modern sociology is based on typical characteristics influence on young people.

Текст научной работы на тему «Молодежная контркультура как радикальный вызов современного молодого поколения обществу»

Региональное развитие • № 3(7) • 2015

http://regrazvitie.ru

«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http://regrazvitie.ru Выпуск № 3(7), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/06/

URL статьи: http://regrazvitie.ru/molodezhnava-kontrkultura-kak-radikalnvi-wzov-sovremennogo-molodogo-pokoleniya-obshhestvu/

УДК 316.4

Молодежная контркультура как радикальный вызов современного молодого поколения обществу

© 2015 Маликова Елена Васильевна

преподаватель

Чеченский государственный университет E-mail: malikovaev@gmail.com

Ключевые слова: молодежь, культура, контркультура, молодежный конфликт, общество.

Аннотация. В статье представлен анализ современных молодежных проблем в контексте современной трактовки контркультуры и причины их возникновения. Представлен исторический анализ развития контркультуры, в современной социологии с учетом характерных особенностей влияния на молодежь.

Youth counterculture as a radical challenge to the modern young generation society

© 2015 Malikova Elena Vasylevna

lecturer

Chechen State University E-mail:_malikovaev@gmail.com

Key words: youth, culture, counterculture, youth conflict, society.

Abstract. The article presents the analysis of contemporary youth problems in the context of contemporary interpretation of the counterculture and their causes. Historical analysis of the development of the counterculture in modern sociology is based on typical characteristics influence on young people.

Выходные сведения статьи:

Маликова Е.В. Молодежная контркультура как радикальный вызов современного молодого поколения обществу // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 3(7).

URL: http://regrazvitie.ru/molodezhnava-kontrkultura-kak-radikalnvi-vvzov-sovremennogo-molodogo-pokoleniva-obshhestvu/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

37140

regrazvitie@yandex.ru

Статистика. Социология. Демография

Основываясь на историческом анализе трактовки молодежи в контексте культуры и ее терминологии, необходимо отметить, что все они, в основном, базируются на осмыслении положения молодежи в обществе с учетом его многообразия и культурных форм.

Исследования культурных форм, включенных в жизненный мир молодежи, а самое главное, их сочетание, позволили выявить наиболее значимые свойства молодежи, рассматривая ее с точки зрения группового образования, со всеми присущими ей внутренними структурами и разнообразными механизмами поддержания образцов культуры. В результате, были намечены важнейшие для теории молодежи обоснования всех происходящих изменений, характерных для молодого поколения, особенно в характере социальных статусов и ролей, осваиваемых молодежью в процессе интеграции в общественное пространство.

Мы проанализируем данный процесс с точки зрения его противоречивости, а вместе с тем и попытками активного влияния молодежи на структурные общественные сферы, вызванные желанием перемен.

Основная масса конфликтов между молодежью и обществом возникает по причине стремления молодого поколения преодолеть общественное давление, в виду чего, как правило, возникают предпосылки возникновения, так называемого молодежного взрыва, который, с точки зрения Т. Роззака, можно рассматривать в качестве контркультуры [1, с. 196].

Именно Теодор Роззак, американский социолог, культуролог и историк, еще в 1969 г. придал данному термину концептуальное значение [1, с. 195], которое впоследствии было введено в научный оборот. На сегодняшний день, термин «контркультура» принято использовать для процесса формирования и развития массовых молодежных движений, связанных с протестом, с целью предъявления требования проведения радикальных изменений в сфере политики и экономики в США и странах Западной Европы в 50 - 60 - 70-х гг. ХХ века [2, с. 143]. В молодежную контркультуру Т. Роззак включал юношей и девушек, несогласных и решительно настроенных на принятие радикальных действий, для изменений в существующих социальных институтах рыночного общества, разделяя их на «битников» - «разбитое поколение», «хипстеров» - «независимое поколение» и «новых левых» - «радикальное поколение» [2, с. 144].

Но, вошедший почти полвека назад в научный лексикон, термин «контркультура» постепенно, в виду социальных и общественных перемен, наполнялся новым содержанием и смыслом, вследствие чего, на сегодняшний день, под молодежной контркультурой понимаются не только протестное мировоззрение молодежи модели 1950 - 1970-х гг., но и современные образцы молодежного мировосприятия, которые неизбежно приводят к конфликтам с властью.

Далее мы хотели бы остановиться на классических и актуальных конфликтах молодежи с обществом и попытаться сформулировать основные причины их возникновения.

Начать, конечно же, хотелось с постоянно воспроизводимого конфликта «отцов и детей», т.е. между новыми и старыми поколениями, родителями и детьми, связывая его с причинами социологического характера. Как показывает

37140

Региональное развитие • № 3(7) • 2015

http://regrazvitie.ru

исторический опыт, новые поколения, к сожалению, обречены на повторение ошибок уходящих поколений, несмотря на другие общественные и технологические условия жизненного устройства. Другими словами, индивидуальные и коллективные программы взросления социализации и самоутверждения, связанные с отрицанием всего того, что было достигнуто предыдущим поколением, сводятся в жизненный цикл «рождение - рост - становление - зрелость -упадок».

Ко второй причине возникновения молодежных конфликтов следует отнести причины, связанные с психологической характеристикой молодых людей. К ним можно отнести все те душевные процессы, которые завладевают человеком в самом начале его жизни. Как правило, жизнь и интересы таких юношей и девушек, связаны с невыполнением личных обязательств, прежде всего по причине, связанной с ленью, страхом, нерешительностью, обрекая их в итоге на многочисленные конфликты с другими людьми.

Например, в Японии принято называть «хикки» [2, с. 144] молодежь, которая проживает в абсолютной социальной изоляции и полной зависимости от своих родителей, а на сегодняшний день их в Стране восходящего солнца насчитывается около 2 млн. чел. Эти молодые люди, как правило, большую часть времени проводят за компьютером, избегают встреч с людьми, поскольку, в силу своей лени, разочаровываются найти хорошую работу, провалившись несколько раз на собеседованиях, или вообще не явившись на них, и решивших «немного отдохнуть».

В развитых англоговорящих странах Запада постепенно появляются свои собственные хикки, так называемые neets (not in employment, education or training, что в переводе означает «вне занятости, образования или профессиональной подготовки»).

В современной науке, в 1977 г., благодаря Н. Милграму, синдром откладывания жизни и дел на потом, получил специальное обозначение - прокрастинация [2, с. 144], важным следствием которой, стало увеличение возраста молодежи ухода из родительского дома и их опеки. Так, например, в США и Европе такую молодежь принято называть «поколение-бумеранг» - подростки большую часть времени проживают со своими родителями, или, попробовав жить самостоятельно, в скором времени вновь возвращаются под их кров.

Следует отметить, что показатель среднего возраста отделения молодежи от родителей, напрямую зависит от окружающей культуры (на Европейском Юге он выше, чем в США и Северной Европе [2, с. 145]), а кризисные явления социальной и экономической сферы только способствуют его росту. По данным Pew Research Center, в Америке доля молодежи в возрасте от 18 лет до 31 года, проживающих с родителями, выросла с 32% до 36% на период с 2007 по 2012 гг. [3, с. 16].

Как ни печально, но в России на сегодняшний день наблюдаются похожие процессы, так, например, по данным «Российского мониторинга экономического положения и здоровья НИУ ВШЭ» доля лиц, проживающих совместно с

37140

regrazvitie@yandex.ru

Статистика. Социология. Демография

детьми, т.е. средний размер домохозяйства, в связи с кризисом 2008 г. резко увеличился [3, с. 16].

В самом начале деловой карьеры, молодые сотрудники зарабатывают, как правило, меньше своих коллег, юношей и девушек чаще увольняют, мотивируя это разными причинами, среди которых наиболее распространенными являются отсутствие необходимых навыков и опыта, чаще обманывают. Все это сводится к третьей причине молодежных конфликтов - экономической.

Четвертая причина - культурная, заключается в том, что прежний порядок элитарной культуры, который выражался в качестве, доступному лишь избранным, благодаря наличию определенного статуса и положения, на сегодняшний день стал массовым продуктом, доступным практически всем молодым людям. Все это привело к тому, что элита теперь не обладает никакими особыми отличительными характеристиками, в связи с чем, стала практически неотличимой от масс, а доступные ранее только избранным товары, потеряли собственную значимость в глазах окружающих. Простой пример - обладатели настоящих сумок от Prada и Louis Vuitton на сегодняшний день вынуждены довольствоваться внутренней гордостью за то, что их сумка не подделка, так как, всем нам известно о повсеместном копировании брендовых вещей, причем лишь немногие знатоки могут отличить подделку от оригинала.

Особая страсть богатых людей к вещам ручной работы (handmade), несмотря на то, что они хуже вещей машинного производства, привела к чудесному превращению несовершенства в достоинство, поставив акцент на уникальности.

Теперь мы все больше можем наблюдать тот факт, что этот трюк перестает работать. Начиная с того момента, как молодежь из среднего класса начала все более успешно копировать стиль богатых и избранных, в том числе и его несовершенства, этим избранным пришлось пойти на такие экстремальные несовершенства, которые в конечном итоге привели к тому, что высокая мода стала настолько уродливой и безвкусной, что ни один уважающий себя юный представитель среднего класса не станет ее копировать.

В заключении хотелось бы отметить, что вся палитра современных молодежных конфликтов, вызванная психологическими, социальными, культурными и экономическими причинами, в настоящее время могут быть отнесены к современной молодежной контркультуре и представлены в качестве протестных движений, в процессе которых бросается радикальный вызов существующим ныне социальным институтам и механизмам управления обществом.

Литература:

1. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ: науч. монография [Текст] / Вал. А. Луков.- М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. - 528 с.

2. Социология молодежи: учебник для акад. бакалавр. / под ред. Р. В. Ленькова. - М.: изд. Юрайт, 2015. - 416 с.

37140

Региональное развитие • № 3(7) • 2015

http://regrazvitie.ru

3. А. Зотин. Сигналы тощего времени // КоммерсантЪ - Деньги. 2014. № 11. С. 16-19.

References:

1. The theory of youth: Interdisciplinary analysis: the monograph [Text] / Val. A. Lukov. - M.: "Canon+" ROO "Rehabilitation", 2012. - 528 p.

2. Sociology of youth: a tutorial for Acad. bachelor. / edited by R. V. Lenkova. - M.: Izd. Yurait, 2015. - 416 p.

3. A. Zotin. Signals time skinny // Kommersant - Dengi. 2014. No. 11. P. 1619.

37140