Научная статья на тему 'Молодежь в виртуальных «Сетях» экстремизма: социокультурный аспект'

Молодежь в виртуальных «Сетях» экстремизма: социокультурный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
445
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ЭКСТРЕМИЗМА / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Королева К. Ю., Борисова О. С., Ерохина Ю. В.

Данная статья посвящена проблеме проявлений экстремизма и радикализма в информационном пространстве. Авторы раскрывают факторы, способствующие распространению радикальных взглядов в молодежной среде посредством сети интернет как социокультурную проблему в современной России и предлагают возможные пути решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH IN EXTREMISM VIRTUAL NETWORKS: social and cultural approach

The article discusses the issues of extremism and ultraism in the informational space. The authors observe the various cultural and social factors that contribute to the growth and spread of extremist views. The paper presents the actual tendencies of informational extremism in the contemporary Russian society and it shows possible ways of solving the problem.

Текст научной работы на тему «Молодежь в виртуальных «Сетях» экстремизма: социокультурный аспект»

УДК 179.2

МОЛОДЕЖЬ В ВИРТУАЛЬНЫХ «СЕТЯХ» ЭКСТРЕМИЗМА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

К.Ю. Королева О.С. Борисова 2\ Ю.В. Ерохина3)

белгородский государственный национальный исследовательский университет

е -mail: [email protected].ш белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: [email protected].ш белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: Dzhulij [email protected]

Данная статья посвящена проблеме проявлений экстремизма и радикализма в информационном пространстве. Авторы раскрывают факторы, способствующие распространению радикальных взглядов в молодежной среде посредством сети интернет как социокультурную проблему в современной России и предлагают возможные пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: информационный экстремизм, информационное общество, социокультурные факторы экстремизма, интернет.

Процессы глобализации и информатизации привели к существенным трансформациям социальной структуры и социальных взаимосвязей общества XXI века. Наблюдается рост влияния глобальной сети Интернет на возникновение и развитие новых форм объединения людей, новых оснований солидарности и неравенства в информационном пространстве. Практика показывает как положительные, так и пагубные проявления интенсивного воздействия современных информационнокоммуникативных технологий на социальное поведение различных групп. Одним из наиболее тревожных симптомов нового времени стало использование информационного пространства для проявления и трансляции экстремистских взглядов. Особенно остро стоит данная проблематика в молодежной среде. В силу отсутствия практического опыта решения подобных задач и недостаточной проработанности нормативноправовой базы, не успевающей меняться также стремительно, как информационнокоммуникационные технологии, значительно затрудняется противодействие молодежному экстремизму в глобальной сети Интернет.

Приходится констатировать, что ситуация с проявлениями агрессивного, асоциального, а иногда и делинквентного поведения молодежи как в сетях, так и организованного посредством сетей, осложняется с каждым годом. Становление глобального информационного общества, на основе использования компьютерных, информационно-коммуникативных технологий приводит к ощутимым изменениям социализаци-онных механизмов интеграции молодого поколения. Особенно наглядно прослеживаются отмеченные тенденции в подростковом возрасте, когда сообщество сверстников играет ключевую роль в формировании личности подростка, непосредственное межличностное общение уступает место ключевого канала коммуникации опосредованному и зачастую обезличенному сетевому общению. Маргинализированное социальное положение между «детством» и «взрослой жизнью», ролевой диссонанс, связанный с возрастающей ответственностью и обязанностями и по-прежнему ограни-

ченными формальными возможностями проявления личной инициативы зачастую приводит к возникновению крайних суррогатных форм социальной адаптации, связанных с развитием социальной апатии, сниженной мотивацией на одном полюсе и асоциальными формами поведения - на другом. Несформированность мотивационной и ценностно-нормативной систем личности подростка является благотворной почвой для привития разрушительных националистических, шовинистических, гомофобских и радикальных религиозных идей. Используя возможности глобальной сети Интернет и возможности компьютерной коммуникации, идеологи радикальных и экстремистских движений и групп активно воздействуют на неокрепшее сознание молодежи. Механизмы социального контроля не в полной мере обрели формальные институциональные очертания в сетевых практиках, это приводит к тому, что данная сфера в меньшей степени подвергается регламентации со стороны взрослых. Территория относительной свободы самовыражения, проявления и удовлетворения социальных потребностей, главным образом, молодежи, становится полем самопрезентации и для пограничных по своим ценностям и мотивационным установкам социальных общностей. Следовательно, возникают как благоприятные условия для творческой просоци-альной деятельности, так и для возникновения антисоциальных форм отклоняющегося поведения.

Очевидно, что нынешняя российская молодежь живет в глобализирующемся информационном обществе, обществе всеобщего риска. В глобальном контексте легитимные механизмы контроля и управления информационными потоками еще далеки от формирования, информационное поле не знает национальных границ, географические и временные различия практически нивелированы информационнокоммуникативными технологиями. Новое качество жизни дает массу неиспробован-ных возможностей, воспользоваться которыми можно очень по-разному. Расширившиеся возможности сотовой связи, мультимедиа, компьютерной коммуникации трансформируют межличностную и межгрупповую коммуникацию до масштабов массовой: форумы, чаты, блоги и прочие формы интерации стали достоянием широких слоев Интернет-аудитории, а не только тех, кто непосредственно ведет общение1. Для того чтобы осуществлять адекватное управленческое воздействие на молодежь, способствовать преодолению девиаций в молодежной среде необходимо тщательное изучение социокоммуникативных условий ее жизнедеятельности.

Не имеющие доступа к традиционным каналам трансляции информации радикально настроенные группы активно позиционируют себя в новых медиа и социальных сетях, благодаря которым они получили возможность отстаивать свою идеологию и убеждения в Интернет-пространстве, где численность аудитории может колебаться от нескольких десятков до сотен тысяч человек. Такие ресурсы воздействия на молодежное сознание уже превосходят потенциал традиционных СМИ. Под видом «обмена мнениями» в различных Интернет-ресурсах сторонники экстремистских взглядов получили возможность вести пропагандистскую деятельность, вербовать новых сторонников и увеличивать количество «сочувствующих». Эта проблема уже не нова для Западных обществ, но в настоящее время недооценивается в России. Еще нет осознания того, что запретительными и жесткими мерами государственного контроля невозможно решить указанную проблему, для преодоления рисков требуется полноправное участие структур гражданского общества и развитие институтов само-

1 Игнатов М. А. Конроверзы отчуждения в информационно-сетевой культуре // Наука Искусство Культура. Вып.1. - 2012. - С.26-34.

регуляции в сетевых сообществах на основе отношений горизонтальной солидарности.

Безусловно, молодежь нуждается в повышенном внимании со стороны общественности, активной социальной поддержке государственных управленческих структур, поскольку в силу своих социально-психологических и социально-возрастных особенностей, социально-статусных позиций именно молодые люди становятся объектом влияния экстремистских движений, групп. На начальном этапе экстремистские группы могут привлекать молодого человека своей оригинальностью, альтернативностью, агрессивностью жизненного стиля, «считываемыми» простыми траекториями вертикальной социальной (экономической) мобильности в условиях, когда формальные каналы изменения своего положения в социальной структуре закрыты и не предлагают альтернатив достижения искомого благополучия. Однако затем, попадая под влияние данных объединений, молодые люди нередко подвергаются жестким внутригрупповым санкциям, происходит ломка личности молодого человека.

В молодежном экстремизме необходимо искать не только политическую подоплеку, но и рассматривать его как комплексный социокультурный феномен. Здесь следует обозначить те предпосылки, социальные факторы, которые обуславливают участие молодежи в экстремистской деятельности. Традиционно выделяют в числе этих факторов - психологические и социально-психологические детерминанты: сниженная самооценка, ограниченные круг общения, конфликты в семье, зависимые формы поведения и др. Сильное влияние на формирование экстремизма оказывает трансформация привычных ценностей: в современном мире в основе системы ценностей лежит потребление, и если не поощряются, то оправдываются любые способы получить доступ к материальным благам2. Рассогласованность институциональных ценностей, которая наблюдается между декларируемыми на уровне политики и воспроизводимыми на уровне социальных практик нормами социального поведения свидетельствует о глубоком кризисе современного российского общества.

Очевидно, что в информационном обществе средства массовой информации и коммуникации играют важную роль в процессе социализации молодежи. Молодой человек «впитывает», вбирает в себя определенные формальные и неформальные правила, образцы поведения, нормы, ценности, принципы миропонимания в процессе взаимодействия со «значимыми другими». Нынешнему поколению подростков предоставлена свобода выбора форм, способов, агентов и пространства социализации. Вместе с тем, стоит отметить, что виртуальный мир предлагает формы и нормы социализации, подобные, но не тождественные тем, которые приняты в реальном мире.

Приходится констатировать, что в современной ситуации российская молодежь оказалась уязвимой перед коммуникативным воздействием экстремистского характера. Свою роль играет неэффективная среда - социальные, экономические и политические реалии современного общества, в условиях которого происходит социализация молодых людей, отсутствие разделяемых всеми конвенциональных норм и правил ведут к тому, что в сложных жизненных ситуациях принимаются не всегда правильные решения. Аномичность современного российского общества уводит молодежь с социально одобряемого «верного пути», способствует проникновению в их внутренний мир радикальных маргинальных установок. В качестве социально-экономических факторов, способствующих развитию экстремизма, можно выделить следующие: 1) неразвитость экономической инфраструктуры и рынка труда, след-

2 Борисов С.Н. Насилие - миф - религия: о механизмах локализации насилия в традиционной культуре // Наука Искусство Культура. Вып.1. - 2012. - С.139-144.

ствием которых является безработица; 2) низкий уровень доходов населения; 3) низкий уровень экономического развития, в т.ч. и развития малого бизнеса, экономической активности населения, 4) широкая распространенность теневых экономических практик, в том числе коррупция, протекционизм и прочие, которые замедляют развитие экономики.

Необходимо отдельно коснуться темы проявления информационного экстремизма и радикализма в контексте развития современных информационнокоммуникативных технологий. Под информационным экстремизмом мы будем понимать «деятельность, связанную с созданием, хранением и (или) распространением информации, содержащей предусмотренные законом признаки экстремистской деятельности; использованием информации, обрабатываемой компьютером, компьютерной системы и (или) компьютерной сети, осуществляемым в целях воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, сопряженным с различными формами психического или опосредованного физического насилия (кибертерроризм); использованием информации, оказывающей деструктивное воздействие на психику людей, не осознаваемое ими»3.

Российский социолог Кубякин Е.О. выделил ряд общих и специфических параметров информационного экстремизма:

1) радикальность (экстраординарность) действий в достижении каких-либо целей, реализации интересов;

2) антисоциальность, связанная с нарушениями исторически сложившихся (типичных), позитивных форм и моделей социально-правового взаимодействия, подрывающая существующий баланс интересов, создающая между ними конфликтогенное пространство взаимодействия;

3) аморальность, обусловленную антагоничностью духовно-нравственными нормами, направленностью на их разрушение;

4) институциональность (Кубякин О.Е. отмечает, что информационный экстремизм институционализируется в пограничных условиях и маргинальных пространствах), поэтому здесь вполне может быть применен термин аномия, которая и характеризует ситуацию отсутствия устойчивых норм и правил;

5) искажение политико-правового мышления, поскольку субъект экстремистской деятельности обладает чаще всего деформированным сознанием, что обусловливает его отчуждение от социально-культурных и политико-правовых норм и ценностей;

6) противоправностью результатов, поскольку функционирование информационного экстремизма в ряде случаев соответствует закону, но реализует предоставлен-

4

ные возможности в противоположных целях.

Противодействовать информационному экстремизму необходимо, используя передовые научно-технические разработки. В частности, компьютерный мониторинг глобальной сети Интернет. К сожалению, в настоящее время подобные исследования в России практически не проводятся, не выделяются в достаточном объеме необходимые бюджеты, что в свою очередь, негативно отражается на информационной и национальной безопасности нашей страны. Уже неоднократно мы становились свиде-

3

Иванченко Р.Б., Жукова О.С. Об определении информационного экстремизма// [электронный ресурс] htlp://www.ekstrelшzm.ru/publikacii/infoпnacionnyy-ekstrelшzm/item/658-ob-opredelenii-infoпnacionnogo-екзйепйгта [08.09.2010]

4 Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в условиях становления глобального информационного общества// Историческая и социально-образовательная мысль, - 2011. №4 (9).- С. 150.

телями того, что технологическое превосходство одной страны над другой приводило к развязыванию информационных войн, использованию инструментов информационного терроризма и пр.

То, на чем сосредоточено внимание молодежной политики сегодня, - проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, пропаганда здорового образа жизни и общественно одобряемого поведения через СМИ - носит по большей части сугубо формальный конъюнктурный характер. Существующая ситуация требует глубокого изменения социальных отношений. Деятельность должна быть направлена на повышение социальной компетентности молодежи - правовой и функциональной грамотности, гражданской активности, реальной доступности и бесплатности образования, создание благоприятных условия для социальной мобильности и др.

Без серьезных изменений отношения государства к молодежи как к равноправному партнеру и субъекту социальных изменений невозможно снизить пагубное влияние перечисленных факторов. Сильный, уверенный в себе, целеустремленный, имеющий реальные возможности самореализации молодой человек сможет противостоять воздействию провокаторов, агрессивных коммуникаторов, экстремистов в виртуальном пространстве. Одновременно требуется совершенствование нормативноправовой базы в сфере регуляции информационного пространства: адекватность современным условиям, однозначность формулировок, прозрачность и четкость механизмов реализации будут способствовать обеспечению безопасности пользователей.

Список литературы

1. Бурковская, В.А. Криминальный религиозный экстремизм в современной России / В.А. Бур-ковская. — М., 2005. — С.34.

2. Борисов, С.Н. Насилие - миф - религия: о механизмах локализации насилия в традиционной культуре // Наука Искусство Культура. Вып. 1. - 2012. - С. 139-144.

3. Иванченко Р.Б., Жукова О.С. Об определении информационного экстремизма.// [электронный ресурс] http://www.ekstremizm.ru/publikacii/informacionnyy-ekstremizm/item/658-ob-opredelenii-1п£Ьппасютк^о-ек51ге1тгта (08.09.2010).

4. Игнатов М.А. Конроверзы отчуждения в информационно-сетевой культуре // Наука Искусство Культура. Вып.1. - 2012. - С.26-34.

5. Радкевич, А.Л. Социальные интернет-практики как объект социологического анализа.// Знания.

Умения. Навыки, 2009, №3. [электронный ресурс] - http://www.zpu-joumal.ru/e-

гри/2009/ЗЛ1ас1кеу1с11/.

6. Радкевич, А.Л. Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества: автореф. дис. ...канд. соц. наук. М., 2009. - 32с.

7. Кубякин, Е.О. Молодежный экстремизм в условиях становления глобального информационного общества// Историческая и социально-образовательная мысль, 2011. №4 (9).- с. 150 с.

8. Лопатин, В.Н. Понятие и структура информационно-психологической безопасности / В.Н. Лопатин // Право и политика. 2001. №10. — С. 44

9. Лушников, Д.А. Социальная дезорганизация на микроуровне социальной реальности. Ставрополь, 2005 - 190с.

10. Упорников, Р.В. Политико-правовые технологии противодействия информационному экстремизму в России: автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2007 - 28с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.