Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖЬ В КОНСТРУИРОВАНИИ НОВОЙ СОВЕТСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В 1920-Х ГГ. (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)'

МОЛОДЕЖЬ В КОНСТРУИРОВАНИИ НОВОЙ СОВЕТСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В 1920-Х ГГ. (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУИРОВАНИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / "КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ" / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мищенко Татьяна Александровна, Масаров Даниил Вячеславович

В статье исследован процесс конструирования новой советской идентичности, распространившийся среди молодежи в 1920-х гг. на территории юго-западных губерний Центра России (Орловской, Брянской и Гомельской). Авторы утверждают, что все устойчивые связи и интеракции, подтверждающие идентичность молодого человека в прошлом, подвергались ломке и поиску новых смыслов. В первое десятилетие советской власти городская молодежь региона преодолела проблему безработицы, массово была вовлечена в низовой активизм, проблемой стали социальные пороки (пьянство, хулиганство, разводы). Для сельской молодежи новым явлением стал «конфликт поколений», проникновение в деревню новых культурных веяний, особое значение дня новой советской идентичности имели массовые организации детей и молодежи: пионерская, комсомольская, «Синие блузы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH IN THE CONSTRUCTION OF A NEW SOVIET IDENTITY IN THE 1920S (REGIONAL ASPECT)

The article examines the process of constructing a new Soviet identity, which spread among young people in the 1920s on the territory of the south-western provinces of the Center of Russia (Orel, Bryansk and Gomel). The authors claim that all stable connections and interactions confirming the identity of a young person in the past were subjected to breaking and searching for new meanings. In the first decade of Soviet power, the urban youth of the region overcame the problem of unemployment, was massively involved in grassroots activism, social vices (drunkenness, hooliganism, divorce) became a problem. For rural youth, a new phenomenon was the "conflict of generations", the penetration of new cultural trends into the village, mass organizations of children and youth had a special significance for the day of the new Soviet identity: pioneer, Komsomol, "Blue Blouses".

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖЬ В КОНСТРУИРОВАНИИ НОВОЙ СОВЕТСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В 1920-Х ГГ. (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)»

ц .J

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Mishchenko T. A.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor,

Bryansk State University named after аcademician I. G. Petrovsky Masarov D. V. V-year student, direction of Pedagogical education, profiles History and Social Studies, Bryansk State University named after аcademician I. G. Petrovsky

YOUTH IN THE CONSTRUCTION OF A NEW SOVIET IDENTITY IN THE 1920S

(REGIONAL ASPECT)

Мищенко Татьяна Александровна

кандидат исторических наук, доцент, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского Масаров Даниил Вячеславович студент V курса, направление Педагогическое образование, профили История и Обществознание, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского

МОЛОДЕЖЬ В КОНСТРУИРОВАНИИ НОВОЙ СОВЕТСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В 1920-Х ГГ.

(РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2022.1.79.272

Summary. The article examines the process of constructing a new Soviet identity, which spread among young people in the 1920s on the territory of the south-western provinces of the Center of Russia (Orel, Bryansk and Gomel). The authors claim that all stable connections and interactions confirming the identity of a young person in the past were subjected to breaking and searching for new meanings. In the first decade of Soviet power, the urban youth of the region overcame the problem of unemployment, was massively involved in grassroots activism, social vices (drunkenness, hooliganism, divorce) became a problem. For rural youth, a new phenomenon was the "conflict of generations", the penetration of new cultural trends into the village, mass organizations of children and youth had a special significance for the day of the new Soviet identity: pioneer, Komsomol, "Blue Blouses".

Аннотация. В статье исследован процесс конструирования новой советской идентичности, распространившийся среди молодежи в 1920-х гг. на территории юго-западных губерний Центра России (Орловской, Брянской и Гомельской). Авторы утверждают, что все устойчивые связи и интеракции, подтверждающие идентичность молодого человека в прошлом, подвергались ломке и поиску новых смыслов. В первое десятилетие советской власти городская молодежь региона преодолела проблему безработицы, массово была вовлечена в низовой активизм, проблемой стали социальные пороки (пьянство, хулиганство, разводы). Для сельской молодежи новым явлением стал «конфликт поколений», проникновение в деревню новых культурных веяний, особое значение дня новой советской идентичности имели массовые организации детей и молодежи: пионерская, комсомольская, «Синие блузы».

Keywords: Construction, identity, youth, "generation conflict", youth organizations.

Ключевые слова: Конструирование, идентичность, молодежь, «конфликт поколений», молодежные организации.

Введение. В первое десятилетие советской власти все общество испытывало сложности, связанные со становлением нового типа социальных связей, иерархии, отношений. В прошлом осталось сословное устройство общества. Элита имперского периода России эмигрировала или была истреблена, оставшиеся в стране вынуждены были приспосабливаться. Массовые слои общества также испытывали социальные потрясения. Все, что раньше было основой

идентичности - принадлежность к земле, вере, наличие собственности или государственной службы, резко изменило свое значение. Особый интерес вызывает становление новой советской идентичности в молодежной среде, рассматривая ее в региональном аспекте, так как жизнь не в столичных городах существенно отличалась.

Цель исследования: изучить способы конструирования новой советской идентичности, которые начали складываться в первое десятилетие

10

Еаь1 Еигорест БаепИ^с Лита! #3(79), 2022

советской власти, свойственные для молодежи, как общественной группы. Необходимо различать образ жизни горожан и молодежи в селе, а также учитывать региональный аспект социально-исторического анализа. Губернии юго-запада Центра России не являлись столичными, однако были вовлечены во все процессы бурного десятилетия: революции, установления советской власти, частично были фронтом Первой мировой и Гражданской войн.

Материалы и методы исследования: материалами для исследования послужили статьи из региональной печати 1920-х гг.: газеты «Наша деревня», журнала «Коммунар» и др., собранные в сборник воспоминаний впечатления первых пионеров, комсомольцев, «синеблузников» Брянской губернии о начале существования их организаций, статистические и социологические очерки 1920-х гг., охватывающие регион исследования.

Методический инструментарий исследования базируется на междисциплинарности предмета. Термин «идентичность» пришел в социальные науки из психологии. Среди теоретических концепций социальной идентичности была выбрана социологическая теория социальных представлений, которая предлагает различать в формировании коллективных представлений о себе трех критериев: объективного (пол, возраст, происхождение), объективного социального (религия, культура, профессия) и субъективного (самооценка, учет своих достижений).

Методами исследования в рамках исторической науки послужили сравнительно -исторический метод (для сопоставления общего и особенного в поколении молодежи и взрослого населения региона 1920-х гг., сравнения по поселенческому принципу город-деревня); нарративный анализ (сбор фактов, воспоминаний, повествований, относящихся к предмету исследования).

Результаты исследования и их обсуждение. Для городской молодежи актуально, что к концу 1920-х гг. власти победили безработицу, наделили молодежь рабочими местами. В это время происходило становление советской массовой культуры, образования, доступной медицины. Но с другой стороны, молодежь прошла сложный путь за первое десятилетие советской власти. Молодые люди должны были выполнять государственные планы, государственные задачи, жертвуя своей личной жизнью, своим здоровьем, своими интересами. Увеличение зарплат касалось опытных квалифицированных работников, молодые же люди зарабатывали не много и в целом не радовались такой жизни. Жизнь молодежи была непростой, переполненной идеологией. Молодежь 1920-х годов, воспитывавшаяся в годы революции, первой мировой и гражданской войн, отличалась большей социальной активностью, чем «поколение отцов», что позволяет описывать поколенческие отношения этого периода в целом как

конфликтные. Современник нэповской деревни А. М. Большаков писал: «...в этом процессе большую роль играла революция, которая в значительной мере помогла оформлению личности человека» [2].

В 1920-х гг. традиционная крестьянская идентичность подверглась разрушению старых связей либо трансформации, что более заметно в поколенческом аспекте и может рассматриваться как политика борьбы за молодежь и превращения ее в проводника новой идентичности в крестьянскую среду. Е. Б. Рашковский пишет о смене элементов идентичности: «Изменение идентичности наступает в результате увеличивающегося напряжения между старыми и вновь возникшими смыслами (что указывает на кризис идентичности). Идентичность формируется в процессе придания смысла реальности посредством установления или переустановления определенных ценностей. На первой стадии в результате исторических практик в обществе появляются новые смыслы, допускающие другое толкование прошлого и настоящего. На этой стадии вновь выявленные интерпретации оспариваются: они минимальны по своему влиянию на превосходящую силу главного дискурса. Однако на второй стадии вновь возникшие сигналы получают шанс увеличить свое влияние» [3.С.35].

Конструирование новой политической идентичности должно было восполнить собой прежнее крестьянское самосознание, обеспечить политическую лояльность, получить низовую поддержку мероприятий новой власти не только в нэповский период, но и в дальнейшей перспективе, создать массу активистов, готовых влиять на местные сообщества. Молодые крестьяне, прошедшие школу войны и революции, гораздо чаще, нежели в прежние времена, не уживаются в семьях своих отцов, цепко держащихся за старые традиции». Конфликт поколений проявлялся в значительном числе семейно-имущественных разделов, земельных спорах внутри больших крестьянских семей с привлечением местных землеустроительных органов, изменении брачного поведения, включая новую обрядность: «красные свадьбы», «октябрины», «звездины». Характерно, что в периодической печати 1920-х гг., доступной крестьянам, молодежь изображалась наиболее просвещенными, а старики - «старыми и отжившими», в том числе в приемах агрикультуры, стремлении к образованию. В газете «Наша деревня», издававшейся в Брянске в 1924 - 1927 гг., нередки были заметки подобного характера: «Молодежь все время твердит: «Бросайте несчастную трехполку. Переходите на многополье». Поняли старики, что молодежь правду говорит, и на весну решили с помощью агронома перейти на многополье». Конфликт поколений звучал и с трибуны беспартийной крестьянской конференции: «Старушка-крестьянка заявляла: «Нам некогда учиться, некогда вздохнуть». Другая помоложе отвечала ей: на стариков нечего смотреть: их век прошел, а нам

ц .J

молодым, нужно жить, нам нужно учиться, мы хотим знать. Сделайте, чтобы нам не мешали» [7.С.74].

«Конфликт поколений» проявлялся и в росте хулиганства и преступности среди молодежи. Советские низовые органы власти считали, что хулиганство идет из деревни, проникает в малые поселки вокруг городов, где проживают рабочие, а из этой среды антикультурные явления способны охватить городской рабочий класс. В статье С. Голубева «Обслуживание рабочих, живущих в деревне», напечатанной в 1929 г. в брянском журнале «Коммунар», описывались теневые стороны быта молодежи: «При наличии слабой культурно-массовой работы сильны

антикультурные явления. Пьянство в обследованных деревнях носит угрожающий характер. Вот примеры по отдельным деревням: в б/Полпине ежемесячно выпивается до 200 ведер водки, т.е. на 4500 руб., не считая того, что покупается работающими в Брянске. В Супоневе за октябрь месяц выпито 489 ведер, на 10393 р. (без посуды)... Комиссии удалось провести опрос... Опрашиваемые отвечали, что на водку тратится в 23 раза больше, чем на газеты, книги, кино, театр и др. виды культурных потребностей. Пьют партийцы и комсомольцы, пьют дети добровольно, а иногда и в принудительном порядке. Анкетный опрос школьников 1-й ступени в Тимоновке и Супоневе выявил, что 29-30% учеников пьют» [3.С.48].

Соответственно, борьба с молодежной преступностью и асоциальным поведением мыслилась по направлению «из города в деревню», как отмечает Т. А. Мищенко, в печати обвинялись местная администрация и судебные органы: «Отчасти в силу слабой культурно -просветительной работы, а отчасти благодаря недостаточно энергичных мер со стороны административно-судебных органов, хулиганство в обследованных деревнях, в особенности в Тимоновке, Супоневе и б/Полпине носят ужасающий характер. Местами оно граничит с бандитизмом. В некоторых деревнях имеются группы, так сказать профессиональных хулиганов, стремящихся сорвать всю общественно-политическую работу. Вот пример: в дер. б/Полпино в дни 11 -й годовщины Октябрьской Революции группа хулиганов ворвалась в избу-читальню и делала попытку избить избача и председателя сельсовета» [6.С. 35-36].

Советские низовые органы власти считали, что хулиганство идет из деревни, проникает в малые поселки вокруг городов, где проживают рабочие, а из этой среды антикультурные явления способны охватить городской рабочий класс. Борьба с молодежной преступностью и асоциальным поведением мыслилась по направлению «из города в деревню», что в целом укладывалось в курс середины 1920-х «лицом к деревне».

Удачной практикой политической

«перековки» молодежи было привлечение детей и

юношества к массовым политическим организациям, зародившимся в 1920-х в Советской России. «Перековать взрослого было гораздо труднее, чем иметь дело с детьми. Большинству пришедших к власти революционеров ребенок казался своеобразной tabularasa, куском глины, из которого при определенной сноровке можно было вылепить что угодно» [1]. Пионерское движение возникло в 1922 г. и на протяжении 1920-х гг. происходило последовательное вытеснение различных форм детских организаций и самоуправления большевистскими детско-юношескими объединениями - комсомолом и пионерской организацией. Воспоминания пионеров, комсомольцев и участников «Синей блузы» свидетельствуют о том, как формирование этих организаций было связано с их агитационной работой в деревне, причем очень удачной [5].

Первые пионеры вспоминают о летнем лагере, военных играх, походах на местные фабрики вместе с комсомольцами. Почти сразу дети и молодежь включаются в агитацию на предприятиях и на селе. Пионеры несли новую социалистическую культуру: организовывали детские площадки, пионерские огороды, выполняли такие задания: «Утеплим хлева во дворах бедняков»; «починим в сельпо рваные мешки». Для подшефного деревенского отряда ребята сделали настольные игры. Пионеры объявили войну бутылкам и начали борьбу с пьянством среди взрослых. «У пионеров уйма дел. В школе уборщицы нет. Надо самим мыть и топить классы. Надо и винтовку, и пулемет изучить, и далеко метать гранату. А еще хочется показать крестьянам концерт. Если нет пьес, ребята сами их сочиняют, сами пишут песни. Идут из дома в дом и делают политсообщения» [5].

Выводы (заключение). Итак, формирование идентичности молодого поколения в конце 1920-х гг. оказалось наиболее близко к «образу будущего» - советскому человеку. Городская, пригородная, сельская молодежь при всех культурных различиях, трудовым навыкам и политической активности, обладала важными общими чертами поколения: смело шла на конфликт со старым и отжившим, активно участвовала в зарождающихся массовых организациях для детей и молодежи. Маргинальные черты, присущие социальному протесту послереволюционного десятилетия, также сопровождали молодежь 1920-х. Молодое поколение быстрее приспосабливалось к новому, проявляло политическую приверженность власти большевиков, готовность нести «поколению отцов» политическую культуру.

Список литературы

1. Кравченко А. Создание нового советского человека [Электронный ресурс]. URL: https: //arzamas. academy/ materials/1499.

2. Большаков А. М. Современная деревня в цифрах: экономика и разнообразный быт деревни за революционный период / А. М. Большаков. - Л.: Прибой. - 1925. 111 с.

3. Голубев С. Обслуживание рабочих, живущих в деревне/ С. Голубев// Коммунар. - 1929. -№ 1. - С. 47-50.

4. Государство и молодое поколение в конце 1920-х - 1930-е годы: опыт создания новой ментальности [Электронный ресурс] // URL: http://www.dslib.net/istoria-otechestva/gosudarstvo-i-molodoe-pokolenie-v-konce-1920-h-1930-e-gody-opyt-sozdanija.html.

5. Мищенко Т.А. «Мягкая политическая сила» в процессе смены крестьянской идентичности в годы НЭПа (по материалам Брянской и Гомельской губерний)/ Т.А. Мищенко// Международный независимый журнал социальных

и гуманитарных исследований «Аспект». - 2019. -№ 1-4 (9-12).

6. Мищенко Т. А. Молодое поколение в конструировании новой политической идентичности в 1920-е гг. в деревне юго-запада Центра России/ Мищенко Т. А. //Манускрипт. -Тамбов: Грамота. - 2020. -Том 13. -Выпуск 10. - С 34-40.

7. Мищенко Т. А. Образ жизни крестьянства юго-западных губерний Центра России в 1921-1927 гг.: традиции и новации: монография/ Т. А. Мищенко. - Брянск: Группа компаний «Десяточка». - 2009. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.