Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖЬ: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ВЗГЛЯД ПЕДАГОГА И МИССИОНЕРА'

МОЛОДЕЖЬ: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ВЗГЛЯД ПЕДАГОГА И МИССИОНЕРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
41
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ / МОЛОДЕЖЬ И ХРИСТИАНСТВО / ХРИСТИАНСКАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воскресенский Олег

В статье рассматриваются вопросы православной миссии среди современной молодежи. Молодому человеку в наименьшей степени свойственны всякого рода морально-нравственные терзания, ибо весь мир удобно и решительно поделен на добро и зло, хорошее и плохое, правильное и неправильное. Особое место в статье уделено теме ответственности, так как ответственность есть способность и готовность человека, взять на себя труд и бремя признания и исправления допущенной им ошибки, изменения однажды принятого решения и, при необходимости, принесения в жертву своих интересов ради спасения жизни или сохранения благополучия других людей. На протяжении истории человечества юношество не только наследовало от своих родителей более высокий, чем достался родителям от дедов, уровень знания, умения, технологии и жизненного комфорта, но и убеждалось на их опыте, какой ценой, каким усилием и какой мерой ответственности всё это добывалось и достигалось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH: FREEDOM AND RESPONSIBILITY. THE VIEW OF A TEACHER AND A MISSIONARY

The article deals with the issues of Orthodox mission among modern youth. The young man is the least likely to suffer from any kind of moral torment, because the whole world is conveniently and decisively divided into good and evil, good and bad, right and wrong. A special place in the article is devoted to the topic of responsibility, since responsibility is the ability and willingness of a person to take on the work and burden of recognizing and correcting a mistake made by him, changing a decision once made and, if necessary, sacrificing his interests in order to save the life or preserve the well-being of other people. Throughout the history of mankind, young people not only inherited from their parents a higher level of knowledge, skills, technology, and life comfort than their parents inherited from their grandfathers, but also learned from their experience at what cost, what effort, and what measure of responsibility all this was obtained and achieved.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖЬ: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ВЗГЛЯД ПЕДАГОГА И МИССИОНЕРА»

Научные конференции

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ -СВЯТОЙ ВОИН АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ" (16 апреля 2021 года)

УДК 27-75

О. Воскресенский, магистр богословия, кандидат педагогических наук, прихожанин Русской Православной Церкви Воскресения Христова

во Фридли, штат Миннесота (США)

Молодежь: свобода и ответственность. Взгляд педагога и миссионера

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы православной миссии среди современной молодежи. Молодому человеку в наименьшей степени свойственны всякого рода морально-нравственные терзания, ибо весь мир удобно и решительно поделен на добро и зло, хорошее и плохое, правильное и неправильное. Особое место в статье уделено теме ответственности, так как ответственность есть способность и готовность человекавзять на себя труд и бремя признания и исправления допущенной им ошибки, изменения однажды принятого решения и, при необходимости, принесения в жертву своих интересов ради спасения жизни или сохранения благополучия других людей. На протяжении истории человечества юношество не только наследовало от своих родителей более высокий, чем достался родителям от дедов, уровень знания, умения, технологии и жизненного комфорта, но и убеждалось на их опыте, какой ценой, каким усилием и какой мерой ответственности всё это добывалось и достигалось.

Ключевые слова: православная миссия, молодежь и христианство, христианская система ценностей и современность.

молодежь: свобода и ответственность. взгляд педагога и

миссионера 226

Научные конференции

Oleg Voskresensky, Master of Theology, Candidate of Pedagogical Sciences,

parishioner of the Russian Orthodox Church of the Resurrection of Christ in Fridli,

state of Minnesota (USA)

Youth: freedom and responsibility. The view of a teacher and a missionary

Abstract. The article deals with the issues of Orthodox mission among modern youth. The young man is the least likely to suffer from any kind of moral torment, because the whole world is conveniently and decisively divided into good and evil, good and bad, right and wrong. A special place in the article is devoted to the topic of responsibility, since responsibility is the ability and willingness of a person to take on the work and burden of recognizing and correcting a mistake made by him, changing a decision once made and, if necessary, sacrificing his interests in order to save the life or preserve the well-being of other people. Throughout the history of mankind, young people not only inherited from their parents a higher level of knowledge, skills, technology, and life comfort than their parents inherited from their grandfathers, but also learned from their experience at what cost, what effort, and what measure of responsibility all this was obtained and achieved.

Keywords: Orthodox mission, youth and Christianity, Christian system of values and modernity.

Молодость во все времена ассоциировалась со свободой. Полнота сил, процесс самоосознания, открытие всё новых перспектив и граней вселенной, обретение физической и экономической независимости от родительской опеки - всё это с неизбежностью подразумевает и новую меру личной свободы, личного выбора, личного решения. Детство лишь мечтает о свободе, и эти мечты зачастую принимают сказочные, нереальные формы: свобода полёта - без крыльев и двигателей, свобода путешествий - без покупки билетов и бронирования гостиниц, свобода творчества - без приложения усилий, свобода поступков - без последствий и расплаты за ошибки. Зрелость и старость, наоборот, часто ощущают себя под бременем слишком высокой степени свободы: мы ищем и не всегда находим ей достойного применения, мы подчас не знаем, чем себя занять с толком и смыслом, а, с

- молодежь: свобода и ответственность. взгляд педагога и

миссионера

Научные конференции

другой стороны, пользуемся своей свободой с гораздо большей осторожностю и даже скупостью, слишком хорошо понимая и помятуя, чего она нам стоила в жизни.

И только для молодости, именно для этой довольно широкой возрастной категории, свобода представляется самым естественным и самым характерным состоянием. Едва ознакомившись с азами наук и едва приобщившись начаткам человеческого опыта, молодые люди обретают уверенность в абсолютной безграничности своих возможностей. И в самом деле, в их руках, в их распоряжении вдруг оказывается инструментарий науки и достижения технологии необыкновенной мощи и силы - как созидательной, так и разрушительной. То, к чему стремились и чего добивались поколения и поколения учёных и умельцев в течение многих столетий, молодой человек получает готовеньким - на 45-минутном уроке по физике или набрав нехитрую комбинацию кнопок на компьютере: "В-и-к-и-п-е-д-и-я". Ну как не возомнить себя при этом всесильным и всемогущим?!

А если при этом из рассказов старшего поколения о тяжёлом и полном ошибок и разочарований жизненном опыте молодые люди делают вывод о том, что уж они-то, конечно, не окажутся столь наивны и легковерны, и что уж они-то, конечно, не допустят столь явных и очевидных просчётов, то не стоит удивляться и тому, что зачастую у молодёжи складыается впечатление об абсолютной безошибочности своих собственных решений и поступков. И эта категоричность молодых людей вполне оправдана - их картина мира ещё только приобретает то богатство оттенков, нюансов, глубины, многомерности и неоднозначности, которое возможно накопить лишь путём продолжительного, личного и усердного труда

- осмыслением, рефлексией, самоанализом и т. д. Для молодого человека характерно ощущение своей полной и окончательной осведомлённости - всеведения.

При этом, сам этот окружающий мир уютно помещается на экранчике смартфона, т. е. буквально лежит на ладони! Для перемещения по нему не требуется ни долгой и сложной подготовки, ни огромных материальных ресурсов - кораблей, поездов, верблюдов, провианта. Достаточно лёгкого касания пальцем экрана, и вы уже на другом конце страны, планеты, Солнечной системы. Ощущение вездесущести подкрепляется и лёгкостью общения с самыми удалёнными частями мира тоже благодаря технологии и глобализации человеческого сообщества

- средствам массовой информации, связи, сетевого общения и т. д.

И, конечно, молодому человеку в наименьшей степени свойственны всякого рода морально-нравственные терзания, ибо весь мир удобно и решительно по- молодежь: свобода и ответственность. взгляд педагога и

миссионера

Научные конференции

делен на добро и зло, хорошее и плохое, правильное и неправильное. Настоящая романтика молодости ведь только и возможна, когда нет ни нужды, ни времени на копание в оттенках и нюансах, и любовь так же категорична и безоглядна, как и ненависть. При этом критерием, первоисточником и мерилом всякого добра и блага является внутренняя, почти безотчётная и совершенно неколебимая уверенность в своей собственной правоте, не требующей ни доказательств, ни уточнений, ни согласований с чьей-то ещё, иной, но тоже, возможно, доброй волей.

Вездесущ, всеведущ, всемогущ и всеблаг - вот самоощущение, которое едва ли ни каждый из нас может припомнить за собой в годы, дни или хотя бы отдельные мгновения своей молодости - полная, божественная свобода!

Именно это самоощущение мне довелось когда-то наблюдать в глазах своего сына, в первый раз взявшего на себя управление самолётом. С младых ногтей он влюбился в авиацию (в гражданскую; военные стрелялки-догонялки его никогда не увлекали) и вот, после года с небольшим регулярных занятий на настоящем профессиональном компьютерном симуляторе-тренажёре, он совершил свой первый полёт на маленьком одномоторном самолётике с пилотом-инструктором и единственным пассажиром - мною, на заднем сидении. Ой, что он только ни вытворял с этим самолётом! И при этом инструктор, бывший лётчик-истребитель ВВС, его только нахваливал и подбадривал, в то время как я, впившись ногтями в обшивку, изо всех сил пытался удержать свой завтрак ниже подбородка. "Как же ему не страшно?!" - подумал я. Ну, допустим, пилот-то знает, что на самом деле, опасно, а что - нет, но ведь Ванечка-то летает в первый раз. И тут меня осенило - Ваня просто не знает, что он смертен. Точнее, ещё не испытав потери близких людей (не бабушек-дедушек, чья смерть как бы им свойственна по самой их природе, а - сверстников, одноклассников, ровесников), он, вероятно, полагает и себя совершенно бессмертным. Ему предстоит бесконечная жизнь, в которой всему найдётся и время, и место. И вот в этот момент, когда моя жизнь, может быть, впервые оказалась в руках моего сына, мне стало особенно ясно, насколько важно в молодом человеке воспитать не только веру в свою личную свободу, но и, в не меньшей степени, сознание той ответственности, которая из неё прямо и с необходимостью вытекает.

Ответственность есть способность и готовность человека взять на себя труд и бремя признания и исправления допущенной им ошибки, изменения однажды принятого решения и, при необходимости, принесения в жертву своих интересов ради спасения жизни или сохранения благополучия других людей. Другими

- молодежь: свобода и ответственность. взгляд педагога и

миссионера

Научные конференции

словами, ответственность - это то самое "должен", которое прямо и неминуемо следует из каждого "хочу". В нормальном случае большинство из нас вполне справляется с этим нехитрым уравнением. Детское "хочу" вполне и без особых усилий уравновешивается родительским "должен": воля и власть старшего - учителя или родителя - реализуется через установление этого соответствия в сознании и поведении ребёнка: если ты "хочешь" пойти гулять, ты "должен" потеплее одеться или, например, если ты не "захотел" подготовиться к уроку, ты "должен" будешь работать над ошибками. Всё просто. Пожилым людям тоже, как правило, не приходится долго объяснять, насколько их свобода обусловлена и ограничена ответственностью за принимаемые ими решения, поскольку и на своём, и на чужом опыте им уже не раз приходилось испытать действие этого закона.

Но насколько же труднее эта формула даётся юноше или девушке, с одной стороны, уже вышедшим (или уже выходящим) из-под родительской и учительской опеки, а с другой - ещё не обретшим собственного осмысления, опыта и навыка применения этого уравнения. И это при том, что сами-то себя они ощущают едва ли ни "богами", как уже было сказано, всеведущими, вездесущими, всемогущими и всеблагими, наконец-то обретшими вожделенное освобождение.

На память невольно приходит сравнение с известным ветхозаветным эпизодом, описывающим исход народа израильского из египетского рабства, вдруг обнаружившего себя не только совершенно свободными от гнёта и насилия, но и обременённого обязанностью о себе заботиться и себя прокормить, себя защитить. Как знаменательно в этом смысле, что именно в это время им был дарован Закон, Тора. Причём, заметим, что дарованы им были не "законы", т.е. не десять заповедей и не 613 положительных и отрицательных требований, содержащихся в Пятикнижии, а один единственный Закон с большой буквы (Тора - существительное в единственном числе), т.е., дана, собственно, законность, представление об упорядоченности мира, о его непроизвольности и, следовательно, о том, что за каждое своё слово, решение и действие свободный, освободившийся от рабства, человек несёт ответственность перед Богом, перед ближним и перед человеческим сообществом.

Это представление - о закономерности, взаимосвязанности, причинно-следственности, заложенной в основу всего сущего, как живого, так и неживого, послужило основой современной человеческой цивилизации и культуры, в т. ч. науки, морали, искусства и права. Первобытные и, по иронии судьбы, некоторые ультрасовременные идеологии и религии, провозглашающие полную и безгра-

Научные конференции

ничную свободу, т. е. произвол отдельного человека, исходят либо из личного или кланового превосходства этого человека над другими людьми и народами, либо приносят саму свою свободу в жертву, объясняя свой по сути произвол сложными биоэлектрическими и нейрофизиологическими процессами, происходящими в пространстве между двумя ушами. Все наши действия, дескать, в конечном счёте обусловлены электротоками и разрядами в человеческом мозгу, а, следовательно, никакой личной ответственности за свои поступки человек не несёт -за отсутствием, собственно, этой человеческой личности. Безответственность, основанная на убеждении в собственном превосходстве, неизбежно приводит и к самоуничтожению, ибо неминуемо появляется некто, ещё более "превосходный", не склонный отчитываться перед низшими и слабейшими в достижении своих, более "превосходных" целей. Попытки же скрыться от ответственности за нейро-электроникой и вовсе возможны лишь на словах, ибо в реальной-то жизни и сам выбор в пользу этой теории человек совершает всё-таки лично и свободно, а следовательно, ответственно.

Христианство противопоставляло и противопоставляет этим попыткам избегнуть ответственности трезвое и ясное самоосознание человеком его тварности: самим своим существованием, бытием человек уже обязан Творцу и Зиждителю всего сущего - Богу. Причём обязан не только своим появлением на свет - за это каждый нормальный человек должен благодарить своих родителей, - но и каждым своим последующим дыханием и сердцебиением. А если так, то и за каждый свой шаг, за каждое свое решение и слово каждый человек - от младенца до старца - несёт ответственность перед своим Творцом.

Как же может молодой человек отвечать перед Тем, о Ком ему никто не рассказал, к Кому его никто не привёл и Кому его никто не представил? Эти вопросы и не случайны, и не новы. Две тысячи лет тому назад их задавал св. апостол Павел в своём письме к Римской церкви: "Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?" (Рим. 10:14). И так же, как и в те далёкие времена, Церковь откликается на это призвание - нести свидетельство о Боге, проповедовать Его любовь и Его закон миру. И "Церковь" - не в узком смысле этого слова: церковный клир, церковное здание, а в прямом переводе с греческого - собрание верующих в Господа, т. е., все и каждый верующий в Бога призваны к этому служению. Только если мы все откликаемся на это призвание к свидетельству о своей вере, у молодого человека может сложиться правильное представление о Боге и о вере в Него, не

Научные конференции

как он милом чудачестве старушек, неудачников и малообразованных слабаков, а как о самой твёрдой, самой гармоничной, самой основательной, самой радостной, самой благословенной и единственно спасительной жизненной позиции. Только если учитель молодого человека будет учителем-христианином, родитель - родителем-христианином, начальник - начальником-христианином, сосед - соседом-христианином, прохожий - прохожим-христианином и т.д., то есть, каждый будет нести своё призвание христианина достойно, открыто и последовательно, юноша или девушка смогут наглядно убедиться не только в истинности и ценности христианства, но и в достижимости тех идеалов, к которым оно призывает: честности, скромности, любви, жертвенности, милосердию и т.д.

На протяжении истории человечества юношество не только наследовало от своих родителей более высокий, чем достался родителям от дедов, уровень знания, умения, технологии и жизненного комфорта, но и убеждалось на их опыте, какой ценой, каким усилием и какой мерой ответственности всё это добывалось и достигалось. В связи с этим хочется задать два вопроса: во-первых, являем ли мы, современные родители, учителя, духовные наставники и пастыри для своих детей подобный образец христианской этики, морали и законности? И, с другой стороны, учится ли наше юношество на наших примерах, на наших ошибках и на наших достижениях? Если либо одного, либо другого не происходит, то, как сказал Гамлет, "рвётся цепь времён".

Хочется, однако, верить, что этого не произойдёт, и что одна из величайших духовно-нравственных ценностей православия - преемственность, отличающая нашу веру от множества религиозных учений и традиций, не только позволит современному молодому поколению воспользоваться небывалой свободой - мысли, веры, передвижения, поиска и развития - но и приобщит его к тому опыту трезвого и ответственного отношения к своей собственной жизни и к жизни ближнего, который бережно собрала, испытала, осмыслила, сформулировала и сохранила для него Христианская Церковь. Понятно, что зависеть это будет как от готовности старшего поколения передать этот опыт, так и от способности младшего поколения воспринять и осмыслить его. И в том, и в другом да благословит нас Бог!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.