Научная статья на тему 'Молодежь, парламентаризм и политическая активность'

Молодежь, парламентаризм и политическая активность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / парламентаризм / политическая активность / неравенство / общество / государственная власть / youth / parliamentarism / political activity / inequality / society / state power

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Махмудов А.С.

В статье рассматриваются вопросы вовлечения молодежи в политические процессы, активизации ее участия в политической жизни страны, парламентаризме и принятии государственных решений. Проведен обзор международных практик государственных инициатив, направленных на активизацию молодежных политических инициатив. Отмечены условия повышения эффективности работы с молодежью по вопросам политического участия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Махмудов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth, parliamentarism and political activism

The article deals with the issues of youth involvement in political processes, activation of their participation in the political life of the country, parliamentarism and government decision-making. The review of international practices of state initiatives aimed at activating youth political initiatives is carried out. The conditions for increasing the effectiveness of work with young people on issues of political participation are noted.

Текст научной работы на тему «Молодежь, парламентаризм и политическая активность»

Махмудов А.С.

Кандидат политических наук, доцент кафедры прикладная информатика в юриспруденции, Дагестанский государственный технический университет.

Эксперт РОО «Город - XXI век». Член Научного Совета рецензируемого журнала «Власть истории».

Молодежь, парламентаризм и политическая активность

Развитие динамичного и здорового демократического общества невозможно без активного участия в политических процессах всех его социальных групп. Среди них особое место занимает молодежь. Стер-лядева Н.А. отмечает: «Молодежь является субъектом социальных и политических отношений, активной частью населения, которая может повлиять на ход политических решений и на общественно-политическую сферу в целом».

Отметим некоторые факты, отражающие участие молодежи в политических практиках:

• Молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет составляют пятую часть населения мира.

• Что касается участия в политической жизни, то примерно 1/3 стран мира предоставляет право быть избранным в национальный парламент гражданам 25 лет и старше.

• Средний возраст парламентариев во всем мире составляет 53 года (для женщин-парламентариев - 50 лет).

• 1,65% парламентариев по всему миру находятся в возрасте 20 лет, а 11,87 % - в возрасте 30 лет.

Следует отметить, что во многих странах до 1970-х годов возраст голосования начинался в 21 год. В 1969 году Великобритания первой в Западной Европе снизила этот возраст до 18 лет. Это вызвало лавинообразный рост в некоторых ведущих демократиях мира, а за ними быстро последовали такие страны, как США, Канада, Австралия и Франция. В большинстве стран мира возраст для голосования был также снижен до 18 лет.

После начала нового тысячелетия ряд ряд стран рассматривают возможность дальнейшего снижения возраста голосования, с тем чтобы

молодые люди в возрасте 16 и 17 лет могли получить доступ к кабинам для голосования. Будучи первой страной в Европе, Австрия предоставила право голоса 16-летним детям, и молодые немцы могут голосовать на местных выборах в нескольких входящих в ее состав государствах. В 2005 году в Великобритании было предложено предоставить 16-летним право голоса, однако это предложение было отклонено в Палате общин 136-128 голосами. Однако на данный момент комиссия проводит слушания по вопросу о праве голоса в возрасте 16 лет.

В Канаде, Новой Зеландии и в ряде штатов США и Австралии также рассматривались предложения о предоставлении 16-летним избирательных прав. В 2006-07 годах на Британских островах Мэн и Джерси возраст для голосования был снижен до 16 лет.

Ряд развивающихся стран предоставляют молодым людям возможность помечать избирательные бюллетени на выборах. Среди прочих Индонезия, Северная Корея и Судан снизили возраст для голосования до 17 лет. А в Бразилии, на Кубе и в Никарагуа 16-летние тоже могут голосовать. В Боснии, Сербии и Черногории люди в возрасте от 16 до 18 лет могут голосовать, если у них есть работа.

В настоящее время, как уже было отмечено, минимальрный возраст голосования - с 16 лет. Австрия стала пионером этой идеи, когда в 2007 году снизила возрастной ценз для голосования. Решение Вены было продиктовано идеей о том, что молодые люди все больше интересуются политикой, в частности местной политикой, которая влияет на их ближайшее окружение и на них лично. «Сегодня, в век информации, молодые люди так же хорошо информированы о политических и социальных проблемах, как и старшее поколение», - сказал Eurocities чиновник из Департамента выборов и специальных правовых вопросов городского совета Вены. «Считалось предрассудком, что молодые люди будут недостаточно зрелыми, чтобы принимать политические решения, или окажутся под большим влиянием избирательных кампаний, чем пожилые избиратели».

Критики избирательных прав в возрасте 16 лет опасались, что молодые люди будут голосовать в соответствии с тенденциями и популизмом. Однако десятилетний опыт показывает, что молодые люди не нарушают политического равновесия.

«Опасались, что молодые люди будут голосовать за экстремистские партии, но статистически это оказалось не так. Молодые люди не хуже и не лучше остального населения», - утверждает Анке Споорендонк, член

земельного парламента Шлезвиг-Гольштейн.

В Германии около 700 000 молодых людей в возрасте от 16 до 17 лет получили возможность голосовать на местных выборах. Только партия «Зеленые» будет предоставить молодым людям право голоса на национальных выборах. Однако несколько социал-демократов считают, что Германия должна последовать примеру Австрии, где возраст для голосования был снижен на всех выборах.

Доля молодых людей в возрасте 15-24 лет резко сократится до 2050 года, в то время как доля пожилых людей резко возрастет. Это объясняется в прогнозе статистического департамента Европейской комиссии, Евростата. В последующие десятилетия возрастная группа старше 55 лет в странах ЕС будет неуклонно расти. Согласно демографическому прогнозу, возрастная группа от 65 до 79 лет вырастет на 45 процентов, в то время как число лиц старше 80 лет вырастет на 172 процента.

Поэтому молодые европейцы должны научиться решать больший объем общественно значимых задач, обеспечить рабочую силу и экономику, которые позволят заботиться о пожилых людях и развивать общество всеобщего благосостояния в ожидаемом будущем.

По мнению Дорошиной А.В., «молодежь — наиболее активная группа и, ориентируясь на ее настроения и действия, общество может выбрать тот или иной вектор развития страны. Государственная политика должна быть направлена на то, чтобы создать оптимальные условия для реализации своего потенциала молодежью. Поэтому взаимодействие между властью и молодым поколением непременно должно быть двусторонним».

Не смотря на политические и экономические успехи глобального масштаба, молодежь во всем мире часто сталкивается с нищетой, неравенством на пути к образованию, многочисленными формами дискриминации и ограниченными перспективами, в том числе в вопросах занятости и трудоустройства. Однако, при этом молодые люди могут выступать мощной силой, катализирующей важные изменения в политических системах, динамике разделения власти и траекториях социального и экономического развития.

Молодые юноши и девушки традиционно проявляют политическую активность в университетах и сообществах по интересам. Возможности молодежи заниматься политическим управлением и участвовать в политических процессах и процессах принятия решений в значительной степени зависят от общего политического строя государства, воли вла-

стей, степени демократизации общества, принципов парламентаризма и ряда других факторов, обусловливающих политическую активность молодежи.

Следует подчеркнуть, что вовлечение молодежи в политическую активность является задачей мирового масштаба. Так, в частности, «Всемирная программа действий в интересах молодежи на 2000 год и последующий период» затрагивала важность участия молодежи в процессе принятия решений, но в то время не предлагала конкретных мер.

Люди в возрасте до 35 лет редко встречаются на официальных руководящих должностях в политике. В некоторых странах право быть избранным в национальный парламент начинается с 25 лет и выше, и обычной практикой является называть политиков «молодыми», если им меньше 35-40 лет.

В странах, переживших конфликты, ПРООН признает, что молодые люди могут участвовать в миростроительстве, возглавляя ненасильственные революции, используя новые технологии для мобилизации общества на осуществление перемен. Молодые люди являются жизненно важными участниками конфликтов и миростроительства и могут быть проводниками перемен и закладывать основу для восстановления жизни, мира и порядка, способствуя созданию более справедливого и мирного общества.

В 2011 году Тематический целевой фонд ПРООН по демократическому управлению (DGTTF) объявил конкурс предложений от страновых отделений в поддержку инновационных и стимулирующих проектов в интересах молодежи для информирования общественности о разработке политики, подготовки молодежи в качестве эффективных лидеров, расширения доступа к правосудию, расширения возможностей молодежи и демократического управления. Было принято 37 предложений, из которых 9 относятся к Африке, 8 - к Арабским государствам, 5 - к Азии и Тихоокеанскому региону, 8 - к Центральной и Восточной Европе/Содружеству независимых государств и 7 к Латинской Америке и Карибскому бассейну.

В ряде проектов изоляция молодежи была совершенно очевидной, часто пересекаясь с другими формами маргинализации, связанными с полом, местоположением, культурой и/или сообществом. В рамках представленных проектов диапазон инновационных стратегий был достаточно широк: от социального партнерства для предоставления услуг молодежным парламентам провинций до цифровой игры о молодежи и местном управлении.

Рассмотрим примеры инициатив, поддерживающих политическое участие молодежи, представленных на конкурс и реализованных впоследствии.

Ливан. Укрепление навыков разработки государственной политики. Программа стажировки в ливанском парламенте была расширена для большего числа выпускников всех университетов страны, что дает им реальную возможность участвовать в разработке государственной политики. Эта программа предоставляет им возможность обучения инструментам формирования государственной политики; знакомит их с законодательными и надзорными функциями парламента и его функциями в рамках парламентской дипломатии по региональным и национальным вопросам.

В Международный день демократии была проведена конференция на тему «Демократические преобразования в арабском мире и их влияние на Ливан» с участием молодежи и женщин из политических партий. Пленарные и секционные заседания обеспечили точки входа и план последующих действий для молодежных и женских организаций по взаимодействию с политическими партиями в вопросах определения политики. Цель конференции состояла в том, чтобы повысить осведомленность общественности о демократии и подчеркнуть важность наряду с развитием и поощрением прав человека и основных свобод. Кроме того, среди всех участников и присутствующих на конференции был проведен опрос на тему «Мнения и ожидания граждан относительно роли ливанского парламента». Был разработан и одобрен парламентом план действий для молодежи. В настоящее время ПРООН работает с соответствующими парламентскими комитетами над реализацией стратегии, включая любые возможные изменения в законах, которые касаются участия молодежи в политической жизни страны.

Молдова. Больше справедливости для уязвимых групп.

В Молдове этот проект, поддерживаемый ПРООН, мобилизует и связывает различные уязвимые группы молодежи вокруг механизмов и технологий доступа к правосудию и основным правам человека. В проекте участвуют по меньшей мере 10 правозащитных групп молодежи, которые находятся в уязвимом положении, включая безработную; членов общины рома; ВИЧ-инфицированных и болеющих СПИДом; имеют инвалидность или являются мигрантами или беженцами. Молодежь осваивает навыки стратегической адвокации для решения своих ключевых проблем и получает поддержку от проекта в установлении связей с поставщика-

ми юридической помощи и сетями поддержки, а также с Национальным советом по правовой помощи и связанными с ним инициативами, целью которых является развитие потенциала для поддержки расширения прав и возможностей молодежи, находящейся в неблагоприятном положении.

Камбоджа. Подготовка к местным и национальным выборам.

Реализуемая в стране программа «Укрепление демократии: Инициатива по мультимедийному гражданскому образованию молодежи» направлена на охват 3 миллионов молодых избирателей. Это серия теле- и радиопередач, разработанных в партнерстве с BBC Media Action на основе базового исследования знаний, взглядов и практик молодежи в контексте общественных отношений. В передачах используются развлекательные истории, ориентированные на опыт молодых людей, чтобы проинформировать их о гражданских правах и обязанностях и разрушить стереотипы о том, что молодежь должна воздерживаться от активной роли в общественной жизни. Исследования, проводимые неоднократно после серий трансляций, позволили выяснить, что молодые избиратели более позитивно относятся к демократическому участию.

Монголия. Расширение прав и возможностей молодежи через гражданское образование.

Вовлечение монгольской молодежи в политическую активность стимулировало разработку соответствующей государственной молодежной политики, реализуемой Министерством социальной политики. Среди конкретных мероприятий, предусмотренных в рамках молодежной политики, - образовательные программы в области развития гражданского общества, развитие молодежной политической журналистики, формирование социальных сообществ, в том числе - группы «DemoCrazy» в Facebook.

Азербайджан. Участие молодежи в принятии решений и реализации государственной политики.

Этот проект помог Азербайджану разработать свой первый инструмент оценки для изучения того, насколько адекватно национальная политика реагирует на проблемы молодежи, а также проект плана мониторинга и оценки для реализации государственной молодежной программы. В рамках завершения своего очередного национального плана развития «Видение Азербайджана 2020» и его пролонгации, проект организовал молодежный лагерь, где молодые люди выдвигали свои рекомендации, резюме которых было представлено правительству.

Твердая приверженность ПРООН и других структур Организации

Объединенных Наций поощрению участия молодежи в политической жизни основана на ряде международных конвенций и деклараций, которые , обеспечивают прочную основу для подхода, основанного на правах человека, к соответствующим программам поддержки молодежной политической активности и участия в политической жизни общества, которое рассматривается как фундаментальное демократическое право. Развитие и поощрение молодежной политической активности быть целью, обусловливающей устранение существующие барьеров для участия молодежи в политической жизни. По большей части поощрение участия молодежи должно быть направлено на достижение уровня, сопоставимого с уровнем остального населения.

В 2019 году молодежное партнерство ЕС-Совета Европы провело симпозиум «Будущее политического участия молодежи: вопросы, вызовы и возможности» с участием более 120 участников со всей Европы, чтобы изучить возможности участия молодежи в политической жизни в меняющемся мире и получить знания, касающиеся наблюдаемых и ожидаемые тенденции, их причины и последствия.

Усиленные, скоординированные и эффективные действия структур ООН и администраций отдельных государств необходимы для достижения общей цели постепенного и существенного вовлечения молодежи в политические процессы и процессы принятия решений на всех уровнях государственного управления. Для достижения этой долгосрочной цели путем решения определенных реальных задач подразделения ООН в рамках Общесистемного плана действий в интересах молодежи будут формулировать свои действия вокруг двух основных обязательств в области политической интеграции:

I. Поддержка участия молодежи в инклюзивных политических процессах и демократических практики, посредством трех мер, охватывающих более широкие благоприятные условия, наращивание индивидуального потенциала:

- содействие созданию благоприятных условий (правовые рамки, политика и планы) для участия молодежи в широком спектре процессов и областей (избирательные и парламентские процессы, государственное управление и местное самоуправление, в том числе в условиях миростро-ительства) на местном, субнациональном и общенациональном уровнях;

- развитие навыков и возможностей молодых людей для активного участия в демократических практиках, в том числе в местных, национальных и глобальных процессах (тренинги по лидерству и т.д.)

- содействие участию молодых женщин и их присутствию на политических должностях и в процессе принятия решений на всех уровнях (участие молодых женщин - как на выборных, так и на неизбираемых должностях).

II. Поддержка вовлечения молодежи в процесс принятия решений и на всех уровнях процессов развития посредством двух мер, с упором на управление и процессы ООН, с одной стороны, и вклад молодых мужчин и женщин в выявление и реализацию устойчивых решений, с другой стороны:

- эффективное участие молодежи и возглавляемых молодежью организаций в процессах управления ООН и принятия решений;

- способность молодежи и возглавляемых молодежью организаций вносить вклад в достижение долгосрочных решений для гуманитарных инициатив и инициатив по миростроительству, уделяя особое внимание тому, чтобы дать молодым женщинам и мужчинам возможность стать активными лидерами в глобальных усилиях по достижению устойчивого человеческого развития в качестве долгосрочных инвестиций.

Подводя итог настоящей работы, отметим, что репрезентативность политических систем достигается вовлеченностью в политическую жизнь общества представителей разных социальных групп. Молодежь, которой принадлежит будущее государственного строительства и устойчивого социально-экономического развития не может не участвовать в политических процессах и явлениях. Таким образом, стабильность политического строя и власти во многом зависит от степени ее политической активности.

Список литературы:

1. Дорошина А.В. Политическая активность молодежи России в сравнении с активностью молодежи Польши, Германии и Италии. В сборнике: Социологический нарратив 2020. Общество в эпоху турбулентности: поиски, угрозы и перспективы. Сборник статей по материалам XIX Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. Под общей редакцией Р.И. Анисимова. 2020. С. 302-307.

2. Стерлядева Н.А. Некоторые аспекты социально-политической активности современной молодежи. Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2020. № 12. С. 66-69.

3. A vote for the young people. // URL: http://www.cje.org/descargas/cje4965.pdf. (Дата обращения: 1.11.2022).

4. Enhancing Youth Political Participation throughout the Electoral Cycle, A Good Practice Guide, UNDP, December 2012.

5. News enrolling young people in city political life. // URL: https://eurocities.eu/latest/entrusting-the-youth-in-cities-political-life/ (Дата обращения: 1.11.2022).

6. Page XXXV, World Youth Report 2007, Young People's Transition to Adulthood: Progress and Challenges, UN DESA, 2007.

7. Research on political participation of young people. // URL: https://pjp-eu.coe.int/en/web/youth-partnership/study-on-political-par-ticipation-of-young-people. (Дата обращения: 1.11.2022).

8. UNDP (2012) Enhancing Youth Political Participation throughout the Electoral Cycle.

9. UNDP (2012) Enhancing Youth Political Participation throughout the Electoral Cycle.

10. UNDP and IPU, (2012) Global Parliamentary Report.

11. World program of action for youth. // URL: http://www.un.org/esa/socdev/unyin/documents/wpay2010.pdf (Дата обращения: 1.11.2022)

12. Youth and Political Participation. // URL: https://www.un.org/esa/socdev/documents/youth/fact-sheets/youth-political-participa-

tion.pdf. (Дата обращения: 1.11.2022).

13. Youth in action. URL:http://www.undp.org/content/undp/en/home/ourwork/democraticgovernance/projects_and_initiatives/dg-gyouth. (дата обращения: 1.11.2022).

14. Youth, political participation and decision-making. // URL: https://www.un.org/esa/socdev/documents/youth/fact-sheets/youth-political-participation.pdf (Дата обращения: 1.11.2022)

15. Бормотова Т.М., Мазаев Ю.Н. Коммуникация пожилых людей в социальных сетях Интернета // Межконфессиональная миссия. 2021. Том 10. Часть 3. № 52. С. 309-319.

16. Байханов И.Б. Трансформация профессиональных компетенций специалистов государственного управления в условиях цифровых трендов // Межконфессиональная миссия. 2021. Том 10. Часть 3. № 52. С. 320-327.

17. Рахимов К.Х. История создания основных этапов становления и развития ШОС // Альманах Казачество. 2021. № 51. С. 52-70.

18. Пономаренко А.П. Устойчивое развитие как отличительная черта внешней политики Австрии на современном этапе // Альманах Казачество. 2021. № 47. С. 9-14.

19. Бирюков Н.Г., Сафонова А.И., Толмачева Е.И. Влияние научно-технического прогресса на эволюцию японского общества // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 4 (154). С. 54-63.

20. Борисов А.Н. Влияние целей устойчивого развития тысячелетия ООН на развитие регионов России Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 4 (154). С. 64-80.

21. Долгенко А.Н., Мурашко С.Ф., Рудакова С.В. Деловая игра как форма активного обучения // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 4 (154). С. 28-33.

22. Рогатко С.А. Государственная научная и техническая политика по развитию сельскохозяйственного производства и пищевой переработки в России во второй половине XIX - начала XX вв. // Власть истории - История власти. 2021. Том 7. Часть 3. № 29. С. 287-297.

Bibliography

1. Doroshina A.V. Political activity of the youth of Russia in comparison with the activity of the youth of Poland, Germany and Italy. In the collection: Sociological Narrative 2020. Society in the era of turbulence: searches, threats and prospects. Collection of articles based on the materials of the XIX All-Russian Scientific Conference of Students and Postgraduates. Under the general editorship of R.I. Anisimov. 2020. P. 302-307.

2. Sterlyadeva N.A. Some aspects of the socio-political activity of modern youth. Sociology in the modern world: science, education, creativity. 2020. № 12. P. 66-69.

3. A vote for the young people. // URL: http://www.cje.org/descargas/cje4965.pdf. (1.11.2022).

4. Enhancing Youth Political Participation throughout the Electoral Cycle, A Good Practice Guide, UNDP, December 2012.

5. News enrolling young people in city political life. // URL: https://eurocities.eu/latest/entrusting-the-youth-in-cities-political-life/ (11.1.2022).

6. Page XXXV, World Youth Report 2007, Young People's Transition to Adulthood: Progress and Challenges, UN DESA, 2007.

7. Research on political participation of young people. // URL: https://pjp-eu.coe.int/en/web/youth-partnership/study-on-political-participation-of-young-people. (Accessed: 1.11.2022).

8. UNDP (2012) Enhancing Youth Political Participation throughout the Electoral Cycle.

9. UNDP (2012) Enhancing Youth Political Participation throughout the Electoral Cycle.

10. UNDP and IPU, (2012) Global Parliamentary Report.

11. World program of action for youth. // URL: http://www.un.org/esa/socdev/unyin/documents/wpay2010.pdf (1.11.2022)

12. Youth and Political Participation. // URL: https://www.un.org/esa/socdev/documents/youth/fact-sheets/youth-political-participa-tion.pdf. (1.11.2022).

13. Youth in action. URL: http://www.undp.org/content/undp/en/home/ourwork/democraticgovernance/projects_and_initiatives/ dggyouth. (1.11.2022).

14. Youth, political participation and decision-making. // URL: https://www.un.org/esa/socdev/documents/youth/fact-sheets/youth-political-participation.pdf (11.1.2022)

15. Bormotova T.M., Mazaev Y.N. Communication of elderly people in social networks of the Internet // Mission confessions. 2021. Volume 10. Issue 3. № 52. P. 309-319.

16. Baykhanov I.B. Transformation of professional competencies of public administration specialists in the context of digital trends // Mission confessions. 2021. Volume 10. Issue 3. № 52. P. 320-327.

17. Rakhimov K.Kh. The history of the creation of the main stages of the formation and development of the SCO // Almanac Cossacks. 2021. № 51. P. 52-70.

18. Ponomarenko A.P. Sustainable development as a hallmark of Austrian foreign policy at the present stage // Almanac Cossacks. 2021. № 47. P. 9-14.

19. Biryukov N.G., Safonova A.I., Tolmacheva E.I. The influence of scientific and technical progress on the evolution of Japanese society // Etnosotsium and international culture. 2021. № 4 (154). P. 54-63.

20. Borisov A.N. Impact of the UN millennium development goals on the development of Russian regions // Etnosotsium and international culture. 2021. № 4 (154). P. 64-80.

21. Dolgenko A.N., Murashko S.F., Rudakova S.V. Business game as a form of active training // Etnosotsium and international culture. 2021. № 4 (154). P. 28-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Rogatko S.A. State scientific and technical policy on development of agricultural production and food processing in Russia in the second half of the XIX - beginning of XX centuries // The Power Of History - The History Of Power. 2021. Volume 7. Issue 3. № 29. P. 287-297.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.