молодежь на рынке труда
YOUTH IN THE LABOR MARKET
ПОЛУЧЕНО 02.11.2021 ОДОБРЕНО 03.11.2021 ОПУБЛИКОВАНО 28.12.2021
УДК 331.15 DOI 10.12737/2305-7807-2022-10-6-72-78
МИТРОФАНОВА Е.А. Д-р экон. наук, профессор кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
MITROFANOVA E.A.
Doctor of Economic Sciences, Professor,
Professor of the Personnel Management
Department, State University
of Management, Moscow
МИТРОФАНОВА А.Е. Канд. экон. наук, доцент кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
MITROFANOVA A.E. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Personnel Management Department of the State University of Management, Moscow
e-mail: elmitr@mail ru
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье исследовано состояние молодежного рынка труда в России, выявлены проблемы современного молодежного рынка труда, такие как необоснованная амбициозность молодежи, недоверчивое отношение работодателей к молодежи, неподготовленность большинства молодых людей по окончании учебы к трудовой жизни, несоответствие образовательной системы требованиям бизнес-среды и рынка труда и, прежде всего, подготовка работников по профессиям, не востребованным на рынке труда. Предложен комплекс мер по решению данных проблем молодежного рынка труда: формирование механизмов реального взаимодействия между бизнес-средой, рынком труда и сферой образования; корректировка образовательных программ в сторону их практико-ориентированности; формирование системы подготовки молодежи к выходу на рынок труда путем их социально-профессиональной адаптации. Проведен анализ социокультурных особенностях поколений «Y» и «Z», показано, что учет данных особенностей позволит улучшить ситуацию на молодежном рынке труда в цифровую эпоху.
Ключевые слова: молодежь, рынок труда, занятость, безработица, цифровизация, цифровое поколение, поколения Y и Z, пандемия COVID-19. Abstract
The article examines the state of the youth labor market in Russia, identifies the problems of the modern youth labor market, such as the unjustified ambition of youth, mistrust of employers towards young people, the unpreparedness of the majority of young people after graduation for working life, the inadequacy of the educational system to the requirements of the business environment and the labor market, and, first of all, training of workers in professions that are not in demand on the labor market. A set of measures is proposed to solve these problems of the youth labor market: the formation of mechanisms of real interaction between the business environment, the labor market and the sphere of education; adjustment of educational programs in terms of their practice-orientedness; formation of a system for preparing young people to enter the labor market through their social and professional adaptation. The analysis of the socio-cultural characteristics of generations "Y" and "Z" is carried out, it is shown that taking into account these features will improve the situation on the youth labor market in the digital era.
Keywords: youth, labor market, employment, unemployment, digitalization, digital generation, generations Y and Z, COVID-19 pandemic.
ВВЕДЕНИЕ
Ситуация на рынке труда молодежи характеризуется двумя противоречивыми тенденциями: с одной стороны, молодые люди несут в себе значительный потенциал для социально-экономического развития страны, имеют высокую мотивацию, способны генерировать принципиально новые идеи, нестандартно решать профессиональные задачи. С другой стороны, молодежь — наиболее уязвимое поколение на рынке труда по причине низкой конкурентоспособности по сравнению с другими возрастными группами и отсутствия опыта профессиональной деятельности. Все это приводит к недоиспользованию труда молодежи в полном объеме и, как следствие, к серьезным потерям и отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.
Для проведения анализа положения молодежи на рынке труда прежде всего надо определиться, кто относится к категории «молодежь».
Согласно рекомендациям экспертов Международной организации труда (МОТ) к молодежи относится категория граждан в возрасте от 15 до 29 лет.
Согласно «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» к молодежи относятся «граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, к категории молодых ученых относятся имеющие ученую степень кандидата наук в возрасте до 35 лет, ученую степень доктора наук — в возрасте до 45 лет, возраст молодого специалиста не должен превышать 30 лет» [20].
В данном исследовании, согласно международному подходу, в рамках категории «молодежь» будут рассматриваться молодые люди в возрасте от 15 до 29 лет.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА
Согласно официальной статистике численность молодежи стабильно снижается и достигла в 2019 г. 13,3 млн человек (в 2018 г. — 14,1 млн человек), что составляет около 18,5% общей численности рабочей силы (рис. 1), при этом по данным оргкомитета Всероссийской переписи населения 2020 г. доля молодежи в общей численности населения в последние годы уменьшается и составляет 16,5%, т.е. 24,3 млн
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 ¡Всего, тыс. чел. ивтом числе ввозрасте 15-29 Рис. 1. Доля молодежи (15-29 лет) в общей численности трудовых ресурсов (15-72 лет) за 2006-2019 гг., тыс . человек [15]
человек в возрасте от 15 до 29 лет [18]. Складывающаяся тенденция имеет отрицательные последствия в контексте формирования и развития трудового потенциала для национальной экономики в ближайшей перспективе.
Анализ распределения трудоустроенной молодежи по возрастным подгруппам в 2019 г. показывает что молодежь в возрасте от 15 до 19 лет имеет самый низкий уровень занятых (5,1%), а молодежь в возрасте от 25 до 29 лет — самый высокий уровень занятости [15].
Анализ гендерных аспектов занятости молодежи свидетельствуют о более низком уровне занятости молодых женщин по сравнению с мужчинами (41,6% против 50,2%). Гендерные различия занятой молодежи [10], кроме того, проявляются в качестве рабочих мест и уровне оплаты труда. Характерно, что хотя большую часть выпускников вузов, имеющих гарантии более высокого уровня оплаты труда, составляют женщины в молодом возрасте, возможность получать более высокую оплату труда у женщин как минимум на треть ниже, чем у мужчин.
О сложном положении молодых женщин на рынке труда свидетельствуют и результаты Международного опроса общественного мнения, проведенного американским институтом общественного мнения Gallup Organization: женщины от 15 лет и старше с разными уровнями образования и дохода из 147 стран по сравнению с мужчинами этой же возрастной категории реже работали по найму полное рабочее время (19% — женщины и 33% — мужчины) [12].
О сложной ситуации на молодежном рынке труда свидетельствуют и данные о молодежной безработице, которая в 2019 г. составила 36,9% (рис. 2).
Еще одна острая проблема молодежного рынка труда — рост численности экономически неактивной (неработающей и не обучающейся) молодежи [7], которая в международной статистике получила название NEET (Notin Empoyment, Educationor Training) и характеризует неиспользуемый трудовой потенциал молодежи: молодежь NEET испытывает наибольшие трудности на рынке труда, что объясняется невысоким уровнем образования большей части представителей данной категории [5].
Исследования компании McKinsey показывают, что в мире 30—45% населения трудоспособного возраста составляют безработные, неактивные или частично занятые граждане, молодежь среди них составляет 75 млн [23].
В России 23% населения, которое не входит в число экономически активного населения, составляют молодые люди [15]. Хотя можно отметить снижение данного показателя, начиная с 2006 г., что обусловлено, прежде всего, уменьшением общей численности молодежи.
Анализ представленности молодежи в различных видах экономической деятельности показал, что в 2019 г. сохранились тенденции 2018 г.: молодые люди 15—29 лет преимущественно были заняты в области информации и связи (29,1% всех занятых в данной сфере), в гостиницах и предприятиях общественного питания (27,7%), в финансовой и страховой сферах (26,7%). Значительна доля молодежи,
I молодежи в общей численности безработных, Рис. 2. Доля молодежи (15-29 лет) в общей численности безработного населения (15-72 лет) за 2006-2019 гг., % [15]
занятой в государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном обеспечении (22,7%), в оптовой и розничной торговле (23,6%), в сфере культуры, спорта, организации досуга и развлечений (19,3%), добыче полезных ископаемых (19,0%), а также административной деятельности (18,7%) [15].
Занятость молодежи связана прежде всего с уровнем образования, при этом уровень образования для молодых людей в возрасте от 19 до 24 лет определяет возможность трудоустройства, а для молодежи более старшего возраста (25—29 лет) — возможность сохранения рабочего места.
Так, согласно данным Росстата за 2019 г., различные возрастные группы молодежи, занятой в экономике, имели разный уровень образования: среднее общее образование — возрастная группа 15—19 лет (45,3%), среднее профессиональное образование — возрастная группа 20 лет — 24 года (47,9%), высшее образование — возрастная группа 25—29 лет (41,1%) [15].
Необходимо подчеркнуть, что сложная ситуация на молодежном рынке труда — общемировая проблема [21]. Исследования Международной организации труда (МОТ) свидетельствуют о том, что молодежь составляет 35% всех безработных в мире. При этом специалистами прогнозируется рост молодежной безработицы в мире [16].
Проводимые исследования показывают, что основной причиной, осложняющей трудоустройство молодежи, является ее низкая конкурентоспособность, обусловленная недостатком профессиональных знаний, отсутствием практических навыков и опыта работы [6]. Кроме того, эксперты отмечают, что молодежь чересчур амбициозна и нетерпелива, обладает завышенными ожиданиями по поводу оплаты труда и быстрого должностного роста, не имеет долгосрочных планов в реализации своей профессиональной деятельности и стремится получить профессиональную подготовку по «престижным», на их взгляд, специальностям, при этом абсолютно не востребованным на рынке труда [14].
Таким образом, можно выделить следующие проблемы современного молодежного рынка труда:
- необоснованная амбициозность молодежи, проявляющаяся в желании получать высокую заработную плату и сразу занять высокую позицию в компании;
- недоверчивое отношение работодателей к молодежи, проявляющееся либо в нежелании брать молодых людей на работу, либо в трудоустройстве только на низкооплачиваемые должности или должности с ограниченным спектром обязанностей, не предполагающих профессионального развития и карьерного продвижения;
- неподготовленность большинства молодых людей по окончании учебы к трудовой жизни, вызванная прежде всего теоретико-ориентированной направленностью обучения в профессиональных учебных заведений и, как следствие, отсутствием у выпускников необходимых для работы по специальности практических умений и навыков, неумением применять полученные профессиональные знания на практике;
- несоответствие образовательной системы требованиям бизнес-среды и рынка труда и, прежде всего, подготовка работников по профессиям, не востребованным на рынке труда.
Для решения данных проблем требуется реализация специальных мер:
- формирование механизмов реального взаимодействия между бизнес-средой, рынком труда и сферой образования, что позволит оптимизировать спрос и предложение на молодежном рынке труда и значительно сократить уровень молодежной безработицы;
- корректировка образовательных программ в стороны их практико-ориентированности, что позволит повысить шансы молодых людей на трудоустройство;
- формирование системы подготовки молодежи к выходу на рынок труда путем их социально-профессиональной адаптации; «выбор будущей профессии должен осуществляться с учетом прогнозов об уровне востребованности специальностей в будущем» [8].
цифровизация и молодежный
РЫНОК ТРУДА
Трансформация экономики и общества при внедрении цифровых технологий изменяет в том числе и рынок труда. Молодым людям, выходящим на рынок труда, необходимо подстраиваться под новые требования, осваивать новые, прежде всего, цифровые навыки, менять привычные стереотипы относительно трудовой деятельности [4].
Как было отмечено выше, молодежь более открыта к инновациям, не боится изменений на рынке труда. Согласно исследованиям [19], большая часть молодежи положительно оценивает тенденции цифровизации в отличие от людей старших возрастов (рис. 3).
Согласно проведенному опросу [22] представители молодежи демонстрируют широкий спектр жизненных целей в своих ответах (рис. 4).
Как видно из рис. 4, достаточно важным для молодых людей является успешное трудоустройство. При этом необходимо учитывать специфику цифровой среды как среды профессиональной реализации, которая предъявляет достаточно высокие требования к уровню так называемых «цифровых компетенций» у работников. Вместе с тем, хотя и считается, что молодежь в совершенстве владеет цифровыми компетенциями, не все исследования это подтверждают [1].
Одной из причин недостаточного развития «цифровых компетенций» является «цифровое неравенство, при котором наблюдается неравный доступ субъектов к информационным технологиям, к информации, к накопленным знаниям общества» [2].
Еще одним трендом цифровизации на молодежном рынке труда, обусловленным ценностной трансформацией, является возможность трудоустройства «в удаленном режиме». Действительно, ценности индивидуализма подразумевают, в том числе, возможность выбора времени, места и темпа работы. Цифровое общество предполагает такие возможности, что позволяет осуществлять профессиональную самореализацию и тем, для кого раньше это было затруднительно, например, лицам с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, можно говорить о переходе от экс-клюзии, заключающейся в исключении лиц с ограниченными возможностями здоровья, к инклюзии и, в конечном результате, уменьшении неравенства, связанного с эксклю-зией.
Новые технологии меняют и поведенческие паттерны, например, достаточно распространенный в современных организациях способ коммуникации посредством электронной почты, скорее всего, будет менее востребован работниками нового поколения. Так, согласно исследованию, которое провели американские консалтинговые фирмы 8x8 и Koski Research [11], «только 68% молодых сотрудников считают, что через 5 лет e-mail будет еще актуальным способом связи в рамках рабочих процессов, и лишь 19% действительно активно пользуются почтой для этих целей. У старших поколений те же показатели равны 83% и 40% соответственно».
18-24 года
51,8
31,3
16,9
25-30 лет
44,3
41,8
13,9
31-40 лет
34,3
42,5
23,2
41-50 лет
34
42,7
23,3
51-60 лет
20,1
51,4
28,5
Старше 60 лет
18,2
59,1
22,7
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Положительная тенденция Отрицательная тенденция Затруднились ответить
Рис. 3. Мнение представителей различных возрастных групп относительно цифровизации, % [19]
Экспертами выделяются следующие проявления деструктивного влияния цифровизации на профессиональную и социальную адаптацию молодежи [3]:
- эффект когнитивной редукции: знания, потребляемые из интернета, оцениваются реципиентами некритически, так как есть сложности отбора достоверной информации; отсутствуют компетенции, необходимые для работы с большими данными, преодоления информационной перегрузки;
- явление цифрового алармизма и игромании: более податливое сознание благодаря новых технологиям; уход из офф-лайн среды в онлайн коммуникацию; наличие фейковой инормации; нелегальное размещение личных данных, интернет-мошенничество, онлайн игровая зависимость;
- явления коммуникативной деструкции: потеря навыков межличностной коммуникации; неразвитость эмоционального интеллекта; проблемы с социальной адаптацией в условиях цифровизации жизненного пространства.
ВЛИяНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА
Согласно мнению экспертов Международной организации труда (МОТ), молодежь больше других возрастных групп пострадала от кризиса и безработицы, вызванных распространением коронавируса СОУГО-19 и связанной с ним системой ограничительных мер или локдауном. Причем данная ситуация является не временным, а затяжным явлением, в результате которого, по оценкам экспертов, сформируется целая прослойка общества, не имеющая опыта работы, квалификации, образования. Как следствие, молодежи придется заниматься низкоквалифицированным трудом за небольшую оплату [17].
Причем ситуация осложняется не только низкой квалификацией и отсутствием опыта у молодых людей. Согласно исследованиям МОТ, 40% всех молодых работников в мире трудились в сферах, наиболее пострадавших в условиях кризиса: общественное питание, сфера услуг, туризм и развлечения. Опрос МОТ свидетельствует о том, что прак-
153,50% 149,30% Р 46% (45,40% 142,30% 138,70% 127,50% 127,40% 115,50% 115.20%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% Рис. 4. Жизненные цели современной молодежи
тически каждый шестой молодой человек потерял работу [17].
При этом зарплата молодежи на 71% ниже, чем у работников старших возрастов, т.е. потеряв работу, молодые люди остаются и без денег [17].
Еще одним фактором риска для молодежи является нелегальный заработок, поскольку 77% молодежи во всем мире, по оценкам экспертов, работают в «серой» экономике. Это значит, что в случае потери работы молодые работники не могут рассчитывать на выходное пособие, полноценное пособие по безработице, оплату больничного листа. Что касается помощи в России, она в первую очередь направлена на семьи с детьми, т.е. не на молодежь, а на людей старше 25 лет [17].
Сложившаяся ситуация провоцирует формирование у молодых людей неуверенности в себе и страх перед будущим. Эксперты МОТ считают, что многие представители молодежи в возрасте до 25 лет будут вынуждены отказаться от получения образования.
По мнению экспертов, такая ситуация имеет долгосрочные негативные последствия для молодежного рынка труда. Современная молодежь еще долго будет «поколением лок-дауна» [17].
поколения y и z на рынке труда
В настоящее время становится популярным использование теории поколений, согласно которой молодежь можно разделить на поколение «Y», родившееся в период 1984— 1996 гг., и поколение «Z», родившееся в период 1997—2012 гг.
Социокультурные особенности поколения «Y», обусловливающие их поведение на рынке труда, представлены на рис. 5.
В соответствии с этими особенностями можно обозначить эффективные методы управления поведением представителей данного поколения на рынке труда (рис. 6).
Таким образом, для активной профессиональной деятельности представителей цифрового поколения необходимы интересная им корпоративная культура, четко обозначенные миссия и ценности компании, постановка конкретных задач.
Но на смену поколению «Y» идут новые представители цифрового поколения — поколение «Z», уже рожденное в условиях цифрового мира, не представляющее себе жизнь без современных цифровых технологий и продуктов: гад-жетов, мобильных телефонов и пр. [13].
Представители поколения «Z» слишком молоды для того, чтобы продемонстрировать свои таланты и профессионализм. И пока сложно сказать, что будет у них в приоритете и какими работниками будут представители поколения «Z». Так, по данным исследования компании Millennial Branding, среди основных ценностей данного поколения можно отметить свободу общения, активное отношение к жизни. Доминирующими социокультурными качествами поколения «Z» будут выступать креативность, стремление к постоянному обучению и самообразованию, интерес к новаторским технологиям и науке [11].
Трудовая мотивация поколения «Z» преимущественно связана с возможностью участвовать в интересных и значимых проектах инновационного творческого характера. Для них доминирующими интересами являются свободное время, путешествия и карьерный рост.
В соответствии с этими особенностями эффективными методами управления представителями данного поколения являются:
- обеспечение хорошей карьерной линии, сочетающей не только материальные, но и содержательные аспекты;
Рис. 5. Позитивные образовательно значимые характеристики поколения Y [11]
Рис. 6. Эффективные методы управления представителями цифрового поколения [9]
- создание условий для путешествий, например, в форме командировок, стажировок и др.;
- предоставление возможности быть уникальным, оцененным со стороны окружающих.
заключение
Подводя итог проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.Прогнозируя поведение молодежи в условиях трансформирующегося общества, с одной стороны, желательно избегать чрезмерных обобщений и сложившихся стереотипов в отношении поколения <^», поскольку они приводят к негативным изменениям отношения к молодым работникам со стороны работодателей и коллег, появлению эффекта «обратного эйджизма» [11] вплоть до дискриминации молодых работников, что отмечается в США [24], и, как следствие, может повториться по отношению к представителям поколения <^».
Но, с другой стороны, и образование, и бизнес методически и организационно должны быть готовыми к работе с представителями цифрового поколения, ориентируясь на уже сформированное в теории и на практике представление о социокультурных особенностях поколений <^» и <^», основными среди которых можно назвать следующие:
- стремление к получению быстрого, а не долгосрочного результата;
- значимость содержательной составляющей профессиональной деятельности;
- актуальность игровых аспектов профессиональной дея -тельности;
- актуальность неформального стиля общения, комфортной социально-психологической обстановки, свободного графика работы;
- значимость личного мнения о собственной карьере и месте в обществе;
- значимая мотивация к содержательному, интересному труду, в противовес материальной мотивации.
Учет обозначенных выше особенностей цифрового поколения позволит улучшить ситуацию на молодежном рынке
труда в цифровую эпоху.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьева А.С. Цифровое неравенство как проблема внедрения электронного правительства в России [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsifrovoe-neravenstvo-kak-problema-vnedreniya-elektronnogo-pravitelstva-v-rossii (дата обращения: 12.10.2021)
2. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z» / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 64 с. (Современная аналитика образования).
3. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Синяков А.В., Азаров А.А. Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования [Электронный ресурс] // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2019. — № 1. — С. 228-251. — URL: https://doi. org/10.14515/monitoring.2019.1.11
4. Гребняк О.В. Особенности формирования рынка труда молодежи в обществе цифровой экономики // Государственная молодежная политика: национальные проекты 2019-2024 гг. в социальном развитии молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 20-21 апреля 2020 года) / Отв. ред. ТК. Ростовская, ИСПИ ФНИСЦ РАН. — М.: Изд- во Перспектива, 2020. — С. 269-274.
5. Зудина А.А. «Не работают и не учатся»: молодежь NEET на рынке труда в России // Мир России: социология, этнология. — 2019. — Т. 28. — № 1. — С. 140-160.
6. Климова Н.В., Касьянова Т.И. Рынок труда молодежи: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс]. — URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/55529/1/978-5-7996-2231-2_078.pdf
7. Корчагина И.А. Занятость молодежи: российские и зарубежные тенденции [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки. — 2019. — № 5. — URL: https://esj.today/ PDF/51ECVN519.pdf
8. Левина Е.В., Дудин М.Н. Проблема занятости молодежи в контексте глобальной цифровизации и использования сетевых технологий // Экономика труда. — 2020. — Т. 7. — № 6.
9. Митрофанова Е.А., Гришаева С.А. Учет специфики цифрового поколения в образовании и управлении персоналом // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2020. — № 3 (48). — С. 21-27.
10. Мосакова Е.А. Гендерная дискриминация на рынке труда России и Японии // Информационное общество. — 2018. — № 6. — С. 11-16.
11. Никольский М. Как мы теряем поколение Z: 6 ошибок в общении с новыми людьми [Электронный ресурс]. — URL: https://knife.media/generation-z
12. Петровская Н.Е. Тенденции занятости в мировой экономике во втором десятилетии XXI века // Международная торговля и торговая политика. — 2016. — № 3. — С. 28-40.
13. Поколение Х, Y и Z на рынке труда — как изменится управление персоналом? [Электронный ресурс]. — URL: https: //hr-portal.ru/blog/pokolenie-h-u-i-z-na-rynke-truda-kak-izmenitsya-upravlenie-personalom
14. Работа.ру: итоги 2019 года и прогнозы на 2020 год на рынке труда [Электронный ресурс] // Работа. ру. — URL: https:// www.rabota.ru/articles/career/rabota-ru- itogi—2019-goda-i-prognozy-na—2020-god-na-rynke-truda—5486
15. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2019 [Электронный ресурс]. Статистический сборник. — М., 2018. — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ Trud_2019.pdf (дата обращения: 12.10.2021)
16. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения / Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Ка-пелюшникова, С. Рощина. Доклад Центра трудовых исследований (ЦеТи) и Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ. — М., 2017. — 148 с.
17. Рынок труда потерял целое поколение. Кто останется на всю жизнь без карьеры и денег? [Электронный ресурс]. — URL: https://zen.yandex.ru/media/vbr/rynok-truda-poterial-celoe-pokolenie-kto-ostanetsia-na-vsiu-jizn-bez-karery-i-deneg—5f045d91052b9861a209c1ec (дата обращения: 12.10.2021)
18. Селезнев П. Бремя молодых. Молодежи — везде у нас дорога? [Электронный ресурс]. — URL: https://kapital-rus.ru/
articles/article/bremya_molodyh_molodeji_vezde_u_nas_
doroga
19. Стратегия прорыва и цифровая реальность России. Социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2019 году: коллективная монография // под ред. Г.В. Осипова, С.В. Рязанцева, В.К. Левашова, ТК. Ростовской. — М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2019. — 800 с.
20. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. — URL: https: / / fadm.gov. ru / mediafiles/do cuments / document/98/ ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf (дата обращения: 12.10.2021)
21. Хохлова М.Г. Молодежь на европейском рынке труда / М.Г. Хохлова, И.И. Хохлов // Мировая экономика и международные отношения. — 2017. — Т. 61. — № 6.-С. 48-56.
22. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления; под общ. ред. С.В. Чуева. — М.: Издательский дом ГУУ, 2017. — 131 с.
23. McKinsey Global Institute Report. A Labor Market that Works: Connecting Talent with Opportunity in the Digital Age. Available at: https://www.mckinsey.com/global-themes/ employment-and-growth/technology-jobs-and-the-future-of-work
24. Raymer M., Reed M., Spiegel M., Purvanova R. An examination of generational stereotypes as a path towards reverse ageis // The Psychologist-Manager Journal. — 2018. — Vol. 20. — PP. 148-175.
REFERENCES
1. Afanas'eva A.S. Tsifrovoe neravenstvo kak problema vnedreniya ehlektronnogo pravitel'stva v Rossii [Digital inequality as a problem of e-government implementation in Russia]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-neravenstvo-kak-problema-vnedreniya-elektronnogo-pravitelstva-v-rossii (accessed 12 October 2021).
2. Bogacheva N.V., Sivak E.V. Mify o «pokolenii Z» [Generation Z myths]. Moscow, HSE Publ., 2019. 64 p.
3. Brodovskaya E.V., Dombrovskaya A.YU., Pyrma R.V., Si-nyakov A.V., Azarov A.A. Vliyanie tsifrovykh kommunikatsiy na formirovanie professional'noy kul'tury rossiyskoy molodezhi: rezul'taty kompleksnogo prikladnogo issledovaniya [The influence of digital communications on the formation of the professional culture of Russian youth: the results of a comprehensive applied research]. Monitoring obshhestvennogo mneniya: Eco-nomicheskie i sotsial'nye peremeny [Opinion Monitoring: Economic and Social Change]. 2019, I. 1, pp. 228—251. Available at: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.1.11 (accessed 12 October 2021).
4. Grebnyak O.V. Osobennosti formirovaniya rynka truda molodezhi v obshchestve tsifrovoy ekonomiki [Features of the formation of the youth labor market in the society of the digital economy]. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika: natsio-nal'nye proekty 2019—2024gg. v sotsial'nom razvitii molodezhi: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (Moskva, 20—21 aprelya 2020goda) [State youth policy: national projects 2019—2024. in the social development of youth: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Moscow, April 20—21, 2020)]. Moscow, Perspektiva Publ., 2020, pp. 269-274.
5. Zudina A.A. «Ne rabotayut i ne uchatsya»: molodezh' NEET na rynke truda v Rossii [«Do not work and do not study»: NEET youth in the labor market in Russia]. Mir Rossii: sotsio-logiya, ehtnologiya [The world of Russia: sociology, ethnology]. 2019, V. 28, I. 1, pp. 140-160. (in Russian)
6. Klimova N.V., Kas'yanova T. I. Rynok truda molodezhi: problemy i puti ikh resheniya [Youth labor market: problems and solutions]. Available at: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/ 55529/1/978-5-7996-2231-2_078.pdf (accessed 15 October 2021).
7. Korchagina I.A. Zanyatost' molodezhi: rossiyskie i zarubezhnye tendentsii [Youth employment: Russian and foreign trends]. VestnikEvrazijskojnauki [Bulletin of Eurasian Science]. 2019, I. 5. Available at: https://esj.today/PDF/51ECVN519.pdf (accessed 10 October 2021).
8. Levina E.V., Dudin M.N. Problema zanyatosti molodezhi v kontekste global'noy tsifrovizatsii i ispol'zovaniya setevykh tekhnologil [The problem of youth employment in the context of global digitalization and the use of network technologies]. Economika truda [Labor economics]. 2020, V. 7, I. 6.
9. Mitrofanova E.A., Grishaeva S.A. Uchet spetsifiki tsifrovogo pokoleniya v obrazovanii i upravlenii personalom [Taking into account the specifics of the digital generation in education and personnel management]. Upravlenie personalom i intel-lektual'nymi resursami v Rossii [Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia]. 2020, I. 3 (48), pp. 21-27.
10. Mosakova E.A. Gendernaya diskriminatsiya na rynke truda Rossii i Yaponii [Gender discrimination in the labor market of Russia and Japan]. Informatsionnoeobshhestvo [Information society]. 2018, I. 6, pp. 11-16.
11. Nikol'skij M. Kak my teryaem pokolenie Z: 6 oshibok v obshhenii s novymi lyud'mi [How we are losing Gen Z: 6 mistakes in communicating with new people]. Available at: https: //knife.media/ generation-z (accessed 12 October 2021).
12. Petrovskaya N.E. Tendentsii zanyatosti v mirovoy ekonomike vo vtorom desyatiletii KhKhI veka [Employment trends in the global economy in the second decade of the 21st century]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International trade and trade policy]. 2016, I. 3, pp. 28-40.
13. Pokolenie X, Yi Zna rynke truda — kak izmenitsya upravlenie personalom ? [Generation X, Y and Z in the labor market — how will HR management change?]. Available at: https://hr-portal. ru/blog/pokolenie-h-u-i-z-na-rynke-truda-kak-izmenitsya-upravlenie-personalom (accessed 22 October 2021).
14. Rabota.ru: itogi 2019goda iprognozy na 2020god na rynke truda [Rabota.ru: results of 2019 and forecasts for 2020 in the labor market]. Available at: https://www.rabota.ru/articles/career/ rabota-ru- itogi-2019-goda-i-prognozy-na-2020-god-na-rynke-truda-5486 (accessed 13 October 2021).
15. Rabochaya sila, zanyatost'i bezrabotitsa v Rossii (po rezul'tatam vyborochnykh obsledovanij rabochej sily) [Labor force, employment and unemployment in Russia (based on the results of sample surveys of the labor force)]. Moscow, 2018. Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Trud_2019.pdf (accessed 12 October 2021).
16. Rossijskij rynok truda: tendentsii, instituty, strukturnye izmene-niya [The Russian labor market: trends, institutions, structural changes]. Doklad TSentra trudovykh issledovanij (TSeTi) i Laboratorii issledovanij rynka truda (LIRT) NIU VSHEH [Russian labor market: trends, institutions, structural changes. Report of the Center for Labor Studies (CET) and the Laboratory for Labor Market Research (LIRT) of the Higher School of Economics]. Moscow, HSE Publ., 2017. 148 p.
17. Rynok truda poteryal tseloe pokolenie. Kto ostanetsya na vsyu zhizn'bez kar'ery i deneg? [The labor market has lost an entire generation. Who will be left for life without a career and money?]. Available at: https://zen.yandex.ru/media/vbr/rynok-truda-poterial-celoe-pokolenie-kto-ostanetsia-na-vsiu-jizn-bez-karery-i-deneg-5f045d91052b9861a209c1ec (accessed 12 October 2021).
18. Seleznev P. Bremya molodykh. Molodezhi — vezde u nas doroga? [The burden of the young. Youth — is there a road everywhere?]. Available at: https://kapital-rus.ru/articles/article/ bremya_molodyh_molodeji__vezde_u_nas_doroga (accessed 12 October 2021).
19. Strategiyaproryva i tsifrovaya real'nost'Rossii. Sotsial'no-politi-cheskoe polozhenie i demograficheskaya situatsiya v 2019 godu [Breakthrough strategy and digital reality of Russia. Socio-political situation and demographic situation in 2019]. Moscow, 2019. 800 p.
20. Strategiya razvitiya molodezhi Rossijskoj Federatsii na period do 2025goda [Strategy for the development of youth of the Russian Federation for the period up to 2025]. Available at: https: // fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf (accessed 12 October 2021).
21. Khokhlova M.G. Molodezh' na evropeyskom rynke truda [Youth in the European labor market]. Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World economy and international relations]. 2017, V. 61, I. 6, pp. 48-56.
22. Tsennostnye orientatsii rossijskoj molodezhi i realizatsiya gosu-darstvennoj molodyozhnojpolitiki: rezul'taty issledovaniya [Value orientations of Russian youth and the implementation of state youth policy]. Moscow, 2017. 131 p.
23. McKinsey Global Institute Report. A Labor Market that Works: Connecting Talent with Opportunity in the Digital Age. Available at: https://www.mckinsey.com/global-themes/employment-and-growth/technology-jobs-and-the- future-of-work (accessed 13 October 2021).
24. Raymer M., Reed M., Spiegel M., Purvanova R. An examination of generational stereotypes as a path towards reverse ageis. The Psychologist-Manager Journal, 2018, Vol. 20, pp. 148-175.