Научная статья на тему 'Молодежь на рынке труда'

Молодежь на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежь на рынке труда»

■-Ж = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Наталья ГОВОРОВА

ЕВРОПА: МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА

Высокий уровень безработицы среди молодежи - одна из вызывающих особое беспокойство проблем в общей ситуации с занятостью в мире. В условиях научно-технического прогресса этот вопрос остро стоит в развитых странах, в том числе в ЕС, где безработица и неполная занятость молодых обусловлены воздействием сразу нескольких факторов: уменьшающимся совокупным спросом, сравнительно низкой заработной платой (отражающей производительность труда), законодательством, которое так регулирует деятельность рынка труда, что часто обрекает молодых людей на бездеятельность и пассивность. Наиболее сильное влияние на обострение ситуации оказывает падение спроса на рабочую силу, причем повышение доли безработных среди взрослых на 1%, как правило, сопровождается ее увеличением среди молодежи до 2%1 (в Германии и Италии на 1,1%, во Франции и Боснии на 1,8%, в странах с переходной экономикой на 2%). В целом в большинстве членов ЕС и стран-кандидатов на вступление из ЦВЕ молодежная безработица значительно выше общего показателя по Европе (в 2000-2001 годах в среднем - в 2 раза). Это наглядно видно из приводимых ниже таблиц.

Таблица 1

Безработица в странах Евросоюза (ЕС-15)

Страна % безработицы(возраст>25) % безработицы(возраст<25)

2000 год 2001 год 2000 год 2001 год

ЕС - 15 8.3 7.6 16.3 15.1

Бельгия 6.9 6.6 16.9 17.5

Дания 4.3 4.4 6.5 8.7

Германия 8.0 7.8 9.2 9.2

Греция 11.1 10.2 29.5 28.0

1 "Подготовка кадров и обеспечение занятости: содействие социальной интеграции, повышению производительности труда и занятости молодежи", МБТ, Женева, 2000,стр. 43-44.

© Говорова Наталья Викторовна - кандидат экономических наук, научный сотрудник

Центра международных социально-экономи-ческих сопоставлений Института Европы РАН.

Испания 14.2 13.1 26.3 24.9

Франция 9.5 8.5 20.2 19.0

Ирландия 4.4 3.7 6.7 6.2

Италия 10.6 9.5 31.3 28.2

Люксембург 2.4 2.4 7.2 7.2

Нидерланды 2.8 2.3 5.7 5.0

Австрия 3.8 3.4 5.3 5.5

Португалия 4.0 4.0 8.7 9.0

Финляндия 9.9 9.1 22.0 19.8

Швеция 6.3 5.1 12.9 10.7

Великобритания 5.6 4.8 12.6 11.4

Источник:ЕШОРЕ Weekly Selected Statistics № 1251, p. 1-4

Таблица 2

Безработица в странах - кандидатах на вступление в ЕС (ЦВЕ - 10)

Страны % безработицы (возраст>25) % безработицы (возраст<25)

2000 год 2001 год 2000 год 2001 год

ЦВЕ- 10 12.5 13.1 26.4 28.9

ЦВЕ-10+ ЕС-15 9.2 8.8 18.5 18.1

Болгария 18.6 19.9 39.4 39.3

Чехия 8.8 8.0 17.0 16.3

Эстония 13.2 12.4 23.7 24.5

Венгрия 6.6 5.7 12.3 10.5

Литва 15.6 16.5 27.5 30.9

Латвия 14.1 13.1 21.2 22.9

Польша 16.3 18.4 35.7 41.5

Румыния 7.0 6.6 17.8 17.6

Словения 6.9 5.7 16.4 15.7

Словакия 19.1 19.4 36.9 38.9

Источник: там же, р. 5

Как свидетельствуют статистические данные, среди общего высокого уровня молодежной безработицы к наиболее страдающим от нее районам европейского континента относятся: Южная (Греция, Испания и Италия) и Восточная (Болгария, Польша, Словакия) Европа. Однако социальные проблемы, порождаемые безработицей, схожи во всех странах: отсутствие доходов для существования, преступность, наркомания и многие другие. Технологические изменения зачастую создают новые вызовы в этой сфере, особенно для не имеющих производственного опыта и соответствующей квалификации молодых людей.

Взгляды Евросоюза и стран-кандидатов на проблему молодежной безработицы по существу мало отличаются друг от друга и в обобщенном виде сводятся к следующему. Полагают, что основное внимание необходимо уделять профессиональной подготовке и постоянной учебе как базовым элементам стратегии развития человеческих ресурсов, причем эти действия должны основываться на тесной связи предприятий и субъектов рынка профессионально-квалификационных услуг. Успешный переход от школы к работе подразумевает высококачественную образовательную базу, развитие прочных аналитических, познавательных и поведенческих навыков, способность работать в команде, генерировать и воплощать собственные идеи. Считается, что тогда работники в любой сфере деятельности смогут адекватно воспринимать новые технологии и методы управления, осваивать современное оборудование, а значит, выпускать высококачественные и конкурентоспособные товары и услуги.

В реальной действительности используются разнообразные пути для воплощения в практику принятых постулатов. Так, один из распространенных подходов в большинстве стран Евросоюза состоит в предоставлении финансовых стимулов компаниям с тем, чтобы, принимая на работу молодежь, они обеспечивали ее профессиональное обучение. В середине 90-х годов на таких условиях компаниями были приняты почти 25% молодых работников в Италии, 20% - в Греции и по 12% - во Франции и Испании. В 1994 году Дания внесла изменения в политику на рынке труда, согласно которым лицам, не достигшим 25 лет и не имеющим работы более полугода, предлагается 18-месячный индивидуальный образовательный курс, или такой же курс профессионального обучения на рабочем месте либо двухгодичный грант для открытия собственного дела. В 1997 году Франция инициировала программу "Р1ап Еmрlоis-jеunes", обеспечивающую несколько сотен тысяч молодых безработных пятилетними невозобновляемыми трудовыми контрактами. Согласно программе правительство возмещает 80% зарплаты, остальное поступает от работодателя. В Великобритании программа "New Deal" - для молодых людей, незанятых более 6 месяцев, дает им выбор из следующих возможностей: субсидируемая работа у нанимателя, полугодовая работа в группах по защите окружающей среды, или полноценное общее образование либо профессиональное обучение для приобретения достаточно высокой квалификации. Программа предусматривает интенсивный поиск работы и консультации специалистов Службы занятости, а также свободные дни для самообразования и повышения уровня мастерства1.

Во всех европейских странах с переходной экономикой ищущей работу молодежи также уделяется много внимания. Осуществляемые в них специальные программы одобрены специалистами МОТ и на фоне устойчивого экономического роста помогают решать проблему безработицы. Для этого активно используется субсидируемая занятость, облегчающая молодежи поиск первого рабочего места. Работодатели получают либо субсидии на зарплату на определенный период, либо гранты или ссуды для создания новых рабочих мест. Субсидированная занятость во многих случаях рассматривается работодателями и как производственная стажировка. Поэтому по окончании программы они нередко оставляют молодых работников на прежнем месте, а в ряде стран (Венгрии, Польше и Хорватии) для такого подхода существуют и дополнительные финансовые стимулы.

1 См. подробнее: World Employment Report 1998-1999 Employability in the global economy: how training matters /ЛЬО, Geneva, 1998.

Профессиональная подготовка

Глобализация и распространение новых технологий без сомнения увеличивают спрос на трудящихся, имеющих высокий уровень образования, обладающих соответствующей компетентностью и квалификацией. И наоборот, слабая квалификация будущих работников представляет существенный фактор, приводящий к росту безработицы среди молодежи. Поэтому помимо финансовых стимулов бизнесу для вовлечения ее в сферу труда страны ЕС стремятся проводить комплексную и целенаправленную политику по профессиональной подготовке молодых работников.

Одной из стран, успешно решающих эту задачу, является Дания. Программы профобразования здесь разрабатываются, реализуются и оцениваются на трехсторонней основе. Комитетом, состоящим поровну из представителей администрации и трудящихся под эгидой Министерства образования, подготовлены нормативы по 90 профессиональным категориям, включая методологию подготовки. В них указаны требования, предъявляемые к уровню квалификации, продолжительность и содержание программ обучения, тесты на соответствие нормативам. Руководство коммерческих и технических колледжей в Дании включает представителей администрации и работников местных предприятий. По окончании обучения экзамены принимает комиссия, в которую входят, помимо преподавателя, также представители работодателей и трудящихся. Тот факт, что социальные партнеры руководят образовательными учреждениями, позволяет максимально использовать и укреплять связи между всеми субъектами рынка труда. Подобная практика весьма дорога, но она направлена на то, чтобы никто не остался в стороне от процесса обучения. В результате - низкий процент отсева из школ, а для тех, кто все же оказался "вне игры", предусмотрены широкие меры по быстрому вовлечению в систему обучения. В стране почти нет безработных молодых людей в возрасте до 18 лет, а потерявшие работу обычно находят ее за короткий промежуток времени.

Другой пример успешного профобучения демонстрирует Германия. Большинство молодых немцев, не поступивших никуда после средней школы, получают подготовку в системе ученичества. Ее отличительной чертой является совместная финансовая поддержка подготовки кадров как трудящимися, так и предприятиями, определение содержания учебных программ профсоюзами, работодателями и правительством, признанная на национальном уровне система аттестации полученных знаний. Результат - уровень молодежной безработицы в Германии остается относительно низким, а оплата труда после обучения - высокой.

В последние годы выявился определенный акцент в профессиональной подготовке в странах ЕС - сделать системы обучения в большей степени ориентированными на спрос работодателей, чем на потребности индивидов. В ходе переориентации обучения на "регулирование спросом" правительства многих стран, во-первых, помогают работодателям и желающим учиться спонсировать профессиональное обучение, в котором они сами непосредственно заинтересованы. Во-вторых, прилагают усилия, с одной стороны, к применению в своих действиях сведений о рыночном спросе на навыки, с другой, - к распространению среди молодежи информации о рынке труда (ИРТ), поскольку ее познания в области трудовых отношений носят ограниченный характер. Активное использование

ИРТ и профориентации оказывает положительное воздействие на эффективность трудоустройства окончившей школу молодежи (и взрослых), информируя их о вакантных рабочих местах, о тех отраслях и профессиях, которые предоставляют возможности для продвижения по службе и обеспечивают адекватную оплату труда, о требованиях к профессиональным навыкам и уровню квалификации. Использование ИРТ в целом повышает эффективность деятельности рынков труда.

Ведущая роль работодателей в управлении системами обучения обусловлена тем, что они предпочитают нанимать наиболее подготовленную рабочую силу, поскольку лучше представляют свои собственные потребности и соответственно финансируют обучение. Однако это не означает, что интересы отдельных категорий работников и экономики в целом могут быть в должной мере удовлетворены ориентацией образовательной системы только на работодателя. Причиной тому - неадекватное увеличение объема обучения, его чрезмерная специализация. Весьма вероятно также слишком узкое понимание работодателями своих интересов в отношении требуемых навыков и обучения. Кроме того, первенство работодателя в определении приоритетов систем обучения может привести к недооценке потребностей занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и, конечно, потребностей неформального сектора. В то же время вряд ли следует ожидать, что работодатели в качестве главных приоритетов будут рассматривать нужды социально незащищенных слоев населения, безработных и лиц, оказавшихся вне рядов рабочей силы.

Позиция МОТ и других международных организаций

Политика стран Евросоюза в вопросах занятости согласуется в целом с позицией МОТ (по оценкам которой около 60 млн ищущих работу молодых людей не могут найти ее, 11 млн из них проживают в странах ОЭСР), справедливо считающей, что развитие человеческого потенциала все больше влияет на экономический рост и конкурентоспособность стран и регионов. Не случайно поэтому, что при разработке стратегии обеспечения работой они учитывают рекомендации МОТ, которая, в частности, уже давно осознала и активно разъясняет большую актуальность проблемы занятости молодежи. Начиная с 1970 года, она приняла ряд рекомендаций о программах занятости и профподготовки, разработала специальные меры по повышению шансов на трудоустройство уязвимых групп населения, в том числе молодых. Программа действий в этой области, осуществляемая МОТ, по сути, совпадает с упоминавшимися постулатами ЕС, поскольку считает важным улучшение общих экономических условий и усиление трехстороннего участия, подчеркивает значимость оперативной информации о рынке труда, необходимость разработки на региональном уровне системы мониторинга и оценки различных программ трудоустройства. МОТ создала также базу данных ключевых показателей рынка труда, которые включают в качестве одного из важнейших сведения о безработице среди молодежи. Активно используется МОТ в этих целях и Интернет. Там можно найти информацию о публикациях, показателях и примерах успешной деятельности по трудоустройству молодежи. В 1986, 1996 и 2000 годах вопрос о занятости молодежи включался в повестку дня Международных конференций труда. В свою очередь Международная организация предпринимателей (МОП) в 1998 году представила на первой сессии своего Генерального совета программу действий по обеспечению молодежи работой. Международная конфеде-

рация свободных профсоюзов, многие молодежные организации также заняты вопросами содействия этому и имеют свои планы действий. В последние годы активизируется и другая международная деятельность, направленная на решение проблем молодежной безработицы, в частности Всемирный Форум молодежи системы Организации Объединенных Наций, Первая Всемирная конференция министров по делам молодежи. Одна из целей, признаваемая всеми организациями, в том числе Европейской комиссией по занятости -обеспечить каждому молодому безработному возможность получить работу в течение полугода.

* * *

На сегодняшний день в большинстве стран Евросоюза приняты - на короткий или средний период - и действуют целевые программы по сокращению молодежной безработицы ("Сократ", охватывающая сферу образования, "Леонардо да Винчи", затрагивающая область профессиональной практики, "Молодежь для Европы", включающая проекты сотрудничества со странами ЦВЕ). Специально для стран-кандидатов в ЕС разработано направление "Темпус", но социально-экономические и политические проблемы стран с переходной экономикой зачастую мешают им воспользоваться возможностями, заложенными в этой программе. Однако все эти усилия приводят лишь к временному смягчению проблемы. Ведь их эффективность во многом зависит от состояния экономики, во время периодов спада или медленного экономического роста они функционируют скорее как мера по сохранению молодых людей в составе рабочей силы, но не являются достаточно результативными для увеличения возможностей найма.

Сравнительный экономический анализ параметров занятости, роста промышленного производства и сферы услуг говорит, что с точки зрения конкретных результатов комбинированные меры по трудоустройству: образовательная поддержка, профессиональное обучение, субсидированная работа, консультации в отношении карьеры и т.д. дают стабильный эффект только при такой макроэкономической политике, которая ведет к росту занятости. И в этой области Евросоюзу предстоит сделать еще многое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.