Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ'

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
267
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / КОГОРТА / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА К МОЛОДЕЖИ / ПОКОЛЕНИЕ / SOCIETY / SOCIO-DEMOGRAPHIC STRUCTURE / COHORT / YOUTH / VALUES / VALUE ORIENTATION OF YOUTH / THE ATTITUDE OF SOCIETY TO YOUTH / GENERATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бугаенко А.В.

Рассматриваются проблемы молодежи как социально-демографической и социокультурной когорты: место молодежи в обществе, ее влияние на процессы, происходящие в жизни социума. Обосновывается идея, что молодежь является движущей силой любого общества, его проводником в новые технические, экономические и культурные эпохи и тем социальным и историческим звеном, через которое общество реализует преемственность поколений - именно молодежное поколение центрирует на себе особенности конкретной культурной эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH AS A SOCIOCULTURAL COMMUNITY

This article represents the conclusions of a study the purpose of which is to consider the problem of youth as a socio-demographic and socio-cultural cohort. The main aspects considered in the study are the place of youth in society and its influence on the processes occurring in the life of society. The main theses of the article are conclusions indicating that youth is the driving force of any society and its guide to new technical, economic and cultural eras, as well as the fact that youth is the social link through which society implements the continuity of generations.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ»

2020

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия E

УДК 008:316.3

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ

А.В. БУГАЕНКО

(Белорусский государственный университет культуры и искусств, Минск)

Рассматриваются проблемы молодежи как социально-демографической и социокультурной когорты: место молодежи в обществе, ее влияние на процессы, происходящие в жизни социума. Обосновывается идея, что молодежь является движущей силой любого общества, его проводником в новые технические, экономические и культурные эпохи и тем социальным и историческим звеном, через которое общество реализует преемственность поколений - именно молодежное поколение центрирует на себе особенности конкретной культурной эпохи.

Ключевые слова: общество, социально-демографическая структура, когорта, молодежь, ценности, ценностная ориентация молодежи, отношение общества к молодежи, поколение.

Введение. Любое общество характеризуется своей социальной структурой. В структуре социума отражается сложная система взаимоотношений между людьми, деление их по полу и возрасту. Среди демографических групп в обществе выделяются дети, подростки, молодежь и взрослое население. Каждая из возрастных групп имеет свои особенности, показатели, место и значение в жизни общества. Молодежь является отдельной социально-демографической группой, отличающейся возрастными рамками и статусом. Это поколение людей проходит стадию взросления и становления личности - от детства и юности к социальной ответственности. Молодежь выступает не только как определенная возрастная группа, но и как важнейшая социокультурная общность, от которой в огромной степени зависит развитие общества в целом. В фокусе гуманитарных исследований молодежи как особой социально-демографической группы находятся: положение молодежи в обществе, ее ценностные ориентации и их влияние на молодежные установки, личная и профессиональная самоидентификация молодых людей, государственная молодежная политика и пути ее реализации в различных социумах.

Большой вклад в изучение и анализ белорусской молодежи как особой группы, ее ценностных ориентиров и динамики внес центр социологический исследований Белорусского государственного университета. Социологический портрет поколения белорусской молодежи в экономическом, политическом, культурном, аксиологическом и религиозном ракурсах представили в работах «Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте "Исследование европейских ценностей"», а также «Молодежь суверенной Беларуси: штрихи к портрету» Д. Булынко, Н. Веремеева, А. Воднева, И. Жакуть, О. Иванюто,

A. Кулешов, Е. Лукашевич, С. Морозова, А. Посталовский, В. Правдивец, И. Расолько, Д. Ротмана, Н. Савич, Л. Соглаева, Л. Филинская. Проблемы социализации молодежи рассматривали в своих работах российские ученые Н. Андреенкова, Ю. Зубок, С. Иконникова и И. Кон. Интересы и ценностные ориентации представителей молодежной когорты исследовали А. Здравомыслов, Д. Константиновский,

B. Лисовский, О. Раковская. Положение молодежи в социальной структуре общества анализировали И. Ильинский, В. Кузьмин, В. Лисовский и И. Кон. Фундаментальными исследованиями проблем молодежи и взаимосвязей между поколениями являются труды Н. Хоува и У. Штрауса «Generations», «The Fourth Turning: An American Prophecy» и «Millennials Rising: The Next Great Generation». Проблемы молодежи как социальной группы рассматривались также в работах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, П. Сорокина, К. Мангейма, М. Мид, Э. Фромма.

Основная часть. Культурный опыт различных сообществ, противоречия между широтой охвата эмпирических явлений и многообразием подходов к изучению молодежи могут приводить к некоторым отличиям в характеристике данного феномена. В 1978 г. социолог, этнолог и философ Пьер Бурдье сказал: «la «jeunesse» n'estqu'unmot» («молодость - это просто слово»). Но как показывает культурно-историческое развитие, любое обсуждение деятельности молодежи, молодежной политики или исследований молодежных групп поднимает сложные вопросы. В их числе значение понятия «молодежь», социально-культурное и историческое восприятие молодежи, а также влияние культурных, социальных и политических процессов и их следствий на наше понимание жизни молодежи. Исследуя амбивалентность и изменения молодежи в различных культурных, социальных и политических и условиях, рассмотрим и проиллюстрируем некоторые из проблем, лежащие в основе этого понятия. Сложность социальных, культурных, политических и исторических процессов привела к пониманию молодежи в качестве отдельной социокультурной категории, динамику социального конструирования которой необходимо изучать [6, с. 12]. В данном исследовании молодежь рассматривается как одна из важнейших частей социума.

Согласно закону Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» (07.12.2009 г. № 65-З), к молодежи относят людей в возрасте от 14 до 31 года (в других странах существуют несколько иные возрастные рамки, незначительно отличающиеся друг от друга), которые являются самой активной и динамичной частью общества. Именно представители молодежи продвигают инновационные идеи своего времени и способствуют изменениям, происходящим в обществе.

Одной из важнейших характеристик молодежи является то, что люди этой категории находятся в репродуктивном возрасте и могут существенно влиять на демографическую ситуацию в стране. Демографическое поведение молодых людей отражается на многих социальных процессах. Например, при демографическом подъеме или спаде существенно изменяется ситуация на рынке труда. От количества претендентов на рабочие места зависят востребованность и занятость самой активной и работоспособной части населения - молодежи.

Несмотря на то, что в Беларуси молодежью принято считать людей определенного возраста, очень сложно выделить их общие четкие параметры. Проблема в том, что в когорту молодежи входят индивиды, имеющие принципиально разные социальные статусы: 14-15-летние школьники, учащиеся средних учебных заведений, 24-летние студенты, трудящиеся предприятий и организаций, 25-30-летние высококвалифицированные специалисты. Следует учитывать, что целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи распадается еще и на временные этапы, в соответствии с которыми молодежь обычно делят: на подростков (до 18-ти лет), собственно молодежь (18-24 года) и молодых взрослых (25-30 лет) (могут быть и другие градации молодых людей). Еще одна сложность - в наличии абсолютно разного социального статуса молодых людей в одном возрасте. Например, в 25 лет кто-то может быть студентом университета, а кто-то - руководителем отдела в крупной компании. Именно поэтому такие критерии, как занятость, уровень знаний и дохода, проживание отдельно от родственников и многие другие, нельзя выделить и объединить в отдельную конкретную структуру.

К тому же часть молодых людей, которые еще не определились со своим положением в обществе, имеют особые социально-психологические качества. У них нет четких жизненных целей, они отличаются внутренней противоречивостью, низким уровнем толерантности и компетентности в различных социальных и культурных вопросах, а также некоторой неустойчивостью психики, что не обязательно и не всегда является негативным качеством. Молодые люди в целом склонны острее и эмоциональнее реагировать на изменения, происходящие в обществе и мире, чем старшие представители социума.

Возникают трудности и при классификации молодежи по семейному положению. Несмотря на то, что в иерархии ценностей белорусской молодежи традиционно доминирует семья, институт семьи и брака в последнее время претерпевает значительные изменения. Среди возникших альтернатив браку наиболее широкое распространение сегодня получил так называемый гражданский брак. Он увеличивает количество официально неполных семей и детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке [4, с. 168], хотя на самом деле родители живут вместе и вместе воспитывают своих детей. В данном случае гражданский брак расценивается как сожительство, т.е. он официально не зарегистрирован в государственных органах.

Молодежная культура всегда оказывала влияние на культурно-историческое развитие общества. Однако со временем меняется не только социально-демографическая ситуация в обществе, а и само общество, его ценности, традиции и нормы, стереотипы мышления, сознание отдельно взятого человека и самосознание нации. Если смотреть в исторической ретроспективе, то мы убеждаемся на примере нашей страны, что молодежь эпохи коллективизации и индивидуализации страны, довоенная и послевоенная молодежь, молодежь так называемых периодов «хрущевской оттепели», «брежневского застоя», «горбачевской перестройки» и постсоветская молодежь - все они существенно отличаются друг от друга своими ценностными ориентациями, социальной активностью, социальными и духовными потребностями, оценками прошлого, настоящего и будущего, способами жизнедеятельности в целом. Эти различия достаточно четко проявляются при взаимодействии представителей разных поколений: дедушек, отцов и детей, и зачастую служат основой конфликта поколений. Представители одного поколения с полным на то основанием могут заявить представителям других поколений, что и они в молодости были другими и нравы в обществе царили совершенно иные, чем сегодня [2, с. 10].

Молодежь отличается от других демографических групп креативным подходом к решению поставленных задач. Именно эта часть общества вынуждена брать на себя последствия ранее принятых решений предыдущих поколений и находить новые решения возникающих проблем. Практически во всех сферах социальной деятельности молодежь проявляет свою креативность - неординарный, творческий подход. В истории есть много примеров креативного подхода молодых людей к привычным вещам, в т.ч. завершившихся выдающимися открытиями.

Например, Никола Тесла, обучаясь на первом курсе университета, негативно высказался по поводу привычного способа использования машины Грамма, за что его разбранил преподаватель. Это был его

2020

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия E

первый судьбоносный подход к инновационному использованию электроэнергии. Ученый утверждал, что для познания секретов вселенной нужно мыслить единицами измерения энергии, частоты и вибрации. Теслу критиковали за неординарный подход к проблемам физики. Однако позже его труды были использованы в коммерческой электроэнергии, внесли свой значимый вклад в робототехнику, дистанционное управление и информатику.

Примером силы молодого духа и ответственного подхода к социальным вызовам является наша современница Малала Юзуфзай - лауреат Нобелевской премии (2014). Малала родилась 12 июля 1997 г. и стала первой пакистанской девочкой-подростком, которая выступила за доступность образования для женщин всего мира и начала вести свой блог на сайте BBC. Несмотря на то, что за свои просветительские идеи девушка пострадала (она была тяжело ранена), Малала до сих пор продолжает правозащитную деятельность и старается изменить мир к лучшему. Ее пример подтверждает, что молодежь - самая активная часть любого общества.

Именно молодежь инициирует основную общественную деятельность, использует и внедряет современные технологии, а также наиболее остро реагирует на все изменения в обществе. Молодежь -чуткий индикатор происходящих в обществе перемен, а ее ценностные ориентации непосредственно влияют на обновление и модификацию общественной жизни. Поэтому при существенной важности ценностных ориентаций в жизнедеятельности всех поколений людей особую значимость их изучение приобретает в процессе выработки и реализации жизненных планов именно молодежи (Е.М. Бабосов) [1, с. 10]. Молодежь составляет значительную часть мирового населения; именно она принимает решения, согласно которым развивается и будет развиваться современный мир; ей предстоит столкнуться с последствиями как прошлых, так и нынешних проблем. Она в буквальном смысле определяет настоящее и будущее любого общества.

Назовем несколько глобальных проблем, которые поднимает и к которым привлекает внимание общественности современная молодежь. Большую актуальность и всеобщий интерес в мировом цифровом пространстве имеют политика (призыв к отмене боевых действий в ряде государств мира, борьба с домашним насилием на законодательном уровне), проблемы экологии, экономики, культуры (продвижение национальной культуры, развитии театров и свободного искусства), психологического здоровья людей (самоопределение личности в социуме), благотворительности и многие другие.

В последнее время одним из самых распространенных и эффективных каналов по привлечению внимания общественности стали социальные сети - место молодежной коммуникации. Здесь, например, большую популярность имеют экоблогеры - люди, освещающие современные экологические проблемы. В социальных сетях на популярных площадках Instagram и YouTube блогеры предлагают своим подписчикам способы ведения экологически чистого образа жизни. Именно молодые люди организовывают и проводят акции и мероприятия, привлекающие внимание общественности к проблемам окружающей среды. Причем экологические проблемы - это лишь одно из множества направлений деятельности в современной молодежной культуре.

Молодежная культура - это специфический мир артефактов, алгоритмов креативной деятельности, ценностей, моральных и эстетических норм, которые создаются в молодежной среде для регуляции поведения индивидов, принадлежащих к данной социально-демографической группе [5, с. 310]. Благодаря продуманной молодежной политике в государстве энергию молодых людей можно направить на решение задач для успешного развития общества.

Заключение. Молодежью называется социально-демографическая группа, находящаяся в репродуктивном возрасте, имеющая свои социальные, культурные и психологические черты, обусловленные возрастными особенностями, местом молодых людей в обществе, а также особенностями среды, в которой они росли. Согласно законодательству Республики Беларусь, это люди в возрасте от 14 до 31 года. Эта социокультурная группа играет определяющее значение в социально-демографической структуре общества, влияет на процессы, происходящие во всех сферах общественной жизни: производстве, науке, литературе, искусстве, физической культуре и спорте.

Молодежь - самая активная и инициативная часть общества, связующее звено, так называемый «мост», через который практически осуществляется преемственность поколений. Посредством молодых людей в социуме накапливается, анализируется, а затем реализуется интеллектуальный, культурный и производственный опыт и потенциал. В переходном периоде от детско-юношеского возраста к зрелости устанавливается связь в социально-демографических процессах, происходящих в обществе. Молодежь разных поколений и разных культур отличается друг от друга по своим ценностным ориентациям, социальной активности, образу жизни и мышления, по оценкам опыта прошлого, конструирования настоящего и прогнозирования будущего из-за различия в историческом, географическом, политическом, социальном и культурном опытах. Однако именно молодежное поколение центрирует на себе особенности

конкретной культурной эпохи, поэтому исследование динамики этой социокультурной общности имеет научный интерес и социальную значимость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / Е. М. Бабосов [и др.] ; под общ. ред. Е.М. Бабосова. - Минск : Совр. слово, 2001. - 160 с.

2. Левко, А.И. Молодежь и ее жизненные проблемы в различном социально-культурном выражении / А.И. Левко // Современная молодежь и общество : сб. науч. ст. - Минск : РИВШ, 2014. - С. 8-18.

3. Молодежь суверенной Беларуси: штрихи к портрету / Д.М. Булынко [и др.] ; под ред. Д.М. Булынко, О.В. Ива-нюто, Д.Г. Ротмана. - Минск : БГУ, 2012. - 192 с.

4. Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / Д.Г. Ротман [и др.] ; под ред. Д. М. Булынко, А.Н. Данилова, Д.Г. Ротмана. - Минск : БГУ, 2009. - 231 с.

5. Шендрик, А.И. Социология культуры : учеб. пособие для студентов / А.И. Шендрик. - Минск : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 495 с.

6. European youth studies: Integrating research, policy and practice / ed. by Lynne Chisholm, SiykaKovacheva, Maurizio-Merico. - Innsbruck : M.A. EYS Consortium, 2011. - 371 p.

7. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/. - Дата доступа: 11.12.2019.

8. Об основах государственной молодежной политики [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 7 дек. 2009 г. № 65-З : с изм. и доп. от 10 янв. 2011 г. № 242-З : с изм. и доп. от 10 июля 2012 г. № 426-З. - Режим доступа: https://kodeksy.by.com/zakon_rb_ob_osnovah_gosudarstvennoj_molodezhnoj_politiki/download.htm. - Дата доступа: 13.01.2020.

Поступила 03.03.2020

YOUTH AS A SOCIOCULTURAL COMMUNITY H. BUHAYENKA

This article represents the conclusions of a study the purpose of which is to consider the problem of youth as a socio-demographic and socio-cultural cohort. The main aspects considered in the study are the place of youth in society and its influence on the processes occurring in the life of society. The main theses of the article are conclusions indicating that youth is the driving force of any society and its guide to new technical, economic and cultural eras, as well as the fact that youth is the social link through which society implements the continuity of generations.

Keywords: society, socio-demographic structure, cohort, youth, values, value orientation of youth, the attitude of society to youth, generation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.