Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖЬ И СТУДЕНЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ'

МОЛОДЕЖЬ И СТУДЕНЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
363
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА / ВОСПИТАНИЕ / ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна, Савченко Ирина Александровна

В статье дается определение понятиям «молодежь» и «студенчество», отмечается, что в отличие от людей среднего возраста молодежь легче усваивает новое, оперативно реагирует на инновации. Среди молодежи особый научный интерес представляет студенчество, которое в силу значительного образовательного уровня, возраста, активного поведения выступает стратегическим ресурсом модернизационных преобразований в обществе. Являясь наиболее прогрессивной частью молодежи, студенчество особо остро ощущает происходящие в жизни общества перемены. Для студенчества характерны известная степень маргинальности и связанная с этим высокая социально-политическая мобильность, наличие сложной структуры мотивов. Кроме того, молодежь, являющуюся носителем будущего образа общества, необходимо подразделять на категории. Более значительное внимание исследователей уделяется студенчеству, т. к. данной группе, как отмечают многие отечественные и зарубежные ученые, свойственны физическая активность, повышенная включенность в политические и социально-экономические процессы социума, стремление к новому; для нее также характерно пополнение квалифицированных рядов специалистов, способных за короткое время приобрести необходимые навыки для дальнейшей успешной и продуктивной работы. Ключевые слова:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH AND STUDENTS IN MODERN SOCIETY: UNIVERSAL FEATURES AND SPECIFIC CHARACTERISTICS

The article gives a definition of the concept of «youth» and «students», it is noted that, in contrast to middle-aged people, young people learn new things more easily, react quickly to innovations. Among young people in general, in our opinion, students are of particular scientific interest, which, due to their significant educational level, entrepreneurial age, and active behavior, will act as a strategic resource for modernization transformations in society. Being the most progressive part of the youth, the students are most acutely aware of the ongoing changes in the life of society. Students are characterized by a certain degree of marginality and the associated high socio-political mobility; the presence of a complex structure of motives. In addition, youth, being the bearer of the future image of society, must be subdivided into categories. More significant attention of researchers is paid to students, because this group, as many domestic and foreign scientists note, is characterized by physical activity, increased involvement in the political and socio-economic processes of society, the desire for new things; it is also characterized by the replenishment of qualified ranks of specialists who are able to acquire the necessary skills for further successful and productive work in a short time.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖЬ И СТУДЕНЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ»

УДК 379.8

МОЛОДЕЖЬ И СТУДЕНЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Власюк Ирина Вячеславовна

доктор педагогических наук, профессор, директор института истории, международных отношений и социальных технологий ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет». E-mail:vlasuk@volsu.ru

Савченко Ирина Александровна

старший преподаватель кафедры международных отношений, политологии и регионоведения ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет». E-mail: savchenko_ia@volsu.ru

Аннотация:

В статье дается определение понятиям «молодежь» и «студенчество», отмечается, что в отличие от людей среднего возраста молодежь легче усваивает новое, оперативно реагирует на инновации. Среди молодежи особый научный интерес представляет студенчество, которое в силу значительного образовательного уровня, возраста, активного поведения выступает стратегическим ресурсом модернизационных преобразований в обществе. Являясь наиболее прогрессивной частью молодежи, студенчество особо остро ощущает происходящие в жизни общества перемены. Для студенчества характерны известная степень маргинальности и связанная с этим высокая социально-политическая мобильность, наличие сложной структуры мотивов. Кроме того, молодежь, являющуюся носителем будущего образа общества, необходимо подразделять на категории. Более значительное внимание

исследователей уделяется студенчеству, т. к. данной группе, как отмечают многие отечественные и зарубежные ученые, свойственны физическая активность, повышенная включенность в политические и социально -экономические процессы социума, стремление к новому; для нее также характерно пополнение квалифицированных рядов специалистов, способных за короткое время приобрести необходимые навыки для дальнейшей успешной и продуктивной работы.

Ключевые слова:

молодежь, студенчество, социально-демографическая группа, воспитание, характерные черты современной молодежи, молодежный возраст, молодежная политика, потенциал.

YOUTH AND STUDENTS IN MODERN SOCIETY: UNIVERSAL FEATURES AND SPECIFIC CHARACTERISTICS

Vlasyuk Irina Vyacheslavovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Director of the Institute of History, International Relations and Social Technologies of FSАEI HE «Volgograd State University». E-mail:vlasuk@volsu.ru

Savchenko Irina Alexandrovna

Senior lecturer of the Department of International Relations, Political Science and Regional Studies of FSАEI HE «Volgograd State University». E-mail: savchenko_ia@volsu. ru

Abstract:

The article gives a definition of the concept of «youth» and «students», it is noted that, in contrast to middle-aged people, young people learn new things more easily, react quickly to innovations. Among young people in general, in our opinion, students

are of particular scientific interest, which, due to their significant educational level, entrepreneurial age, and active behavior, will act as a strategic resource for modernization transformations in society. Being the most progressive part of the youth, the students are most acutely aware of the ongoing changes in the life of society. Students are characterized by a certain degree of marginality and the associated high socio-political mobility; the presence of a complex structure of motives. In addition, youth, being the bearer of the future image of society, must be subdivided into categories. More significant attention of researchers is paid to students, because this group, as many domestic and foreign scientists note, is characterized by physical activity, increased involvement in the political and socio-economic processes of society, the desire for new things; it is also characterized by the replenishment of qualified ranks of specialists who are able to acquire the necessary skills for further successful and productive work in a short time.

Keywords:

youth, students, socio-demographic group, upbringing, characteristic features of modern youth, youth age, youth policy, potential.

Актуальность изучения проблем молодежи обусловлена тем, что она является важной социально-демографической группой, которая участвует в процессе развития общественно-политической, социально-культурной и гражданской идентичности. Анализ основных моделей поведения молодежи в рамках современных общественных отношений играет значительную роль при оценке воспитательного процесса. Сама молодежь, являясь большой социально-демографической группой, выступает одним из важных носителей интеллектуального потенциала общества и профессиональной перспективы, благодаря, во-первых, возрастной характеристике, а во-вторых, повышенной способности быстро обучаться, приобретать новые знания, профессии [1, с. 67].

В современном научном пространстве изучению молодежной проблематики уделяется особая роль, связанная с повышенным вниманием исследователей в качестве представления молодежи как объекта изучения в различных сферах науки - психологии, педагогике, социологии, политологии, а также как основного источника интеллектуального и трудового ресурсов. Вследствие этого особо актуальной становится научная потребность в изучении современной российской молодежи как особой группы, которая является одновременно объектом и субъектом модернизационных преобразований в России.

Несмотря на частое использование слова «молодежь» во всех сферах жизнедеятельности общества, в научных исследованиях соответствующее понятие рассматривается неоднозначно. В широком понимании молодежь - это «обширная совокупность групповых общностей, образующихся по возрастной характеристике и связанной с основным видом деятельности», в узком - это «демографическая группа, обусловленная социальным положением, возрастной характеристикой, местом и функцией в общественной и политической жизни, а также наличием специфических интересов» [2, с. 46].

И. С. Кон рассматривал молодежь как «социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами» [3, с. 19]. В теории И. М. Ильинского молодежь определяется в качестве субъекта истории. Автор выделяет следующие характеристики молодежи:

возрастной параметр, определяющийся от 14 до 30 лет; интеллектуальный и творческий потенциал; самоидентификация и самосознание своих; ресурс и потенциал будущего [4, с. 9].

Социальная неоднородность молодежи обусловливает необходимость выделения в данной группе нескольких видов. Т. С. Сулимова определяет

молодежь как социально-демографическую группу, главной характеристикой которой являются возрастные показатели (16-30 лет), и разделяет молодежь на школьную, студенческую, рабочую, сельскую [5, с. 227]. Другие исследователи к данному списку добавляют городскую, военнослужащую, офисную и безработную. Представленные группы значительно разнятся между собой, это связано с такими характеристиками, как уровень образования, материальное положение, различие по интересам, ценностям, образу жизни и т.д. Молодежь по сравнению со старшими возрастными группами имеет значительные преимущества - предприимчивость, инициативность, активность. Не реализовав свой потенциал в одном направлении, она стремится реализоваться в других сферах деятельности, не боится экспериментировать. Важнейшие социальные функции молодежи:

воспроизводственная (реализация функции направлена на восприятие молодежью опыта старшего поколения);

инновационная (посредством инновационного потенциала молодежь актуализирует опыт старшего поколения, принимая участие в совершенствовании и преобразовании общества);

трансляционная (каждому поколению необходимо передать унаследованный опыт последующим поколениям).

При реализации своих социальных функций молодое поколение становится субъектом общественной жизни и общественного производства.

На сегодняшний момент молодежный возраст -понятие не столько демографическое, сколько социальное и политическое. Молодежь выступает носителем определенных настроений и критических взглядов, новых идей и решений, интеллектуального потенциала и способности к творчеству. Анализируя процессы модернизационных преобразований государства, В. А. Луков также пришел к выводу о том, что «молодежь именно та поколенческая когорта, которая обладает инновационным потенциалом. У молодежи инновационные свойства «активизированы до известного предела в силу ее

невозможности опереться на жизненный опыт и культуру в широком смысле слова» [6, с. 8]. Следует отметить, что данная категория способствует процессу ускорения и внедрения новых практик, идей, инициатив, т. к. именно в молодом возрасте легче всего усваивать и приобретать основные знания, навыки и умения.

Молодежь как одна из важных социальных групп не только включена в структуру общественных отношений, но и преобразует их, реализует свой инновационный потенциал, являясь важным индикатором существующих тенденций развития общественной жизни. Активная молодежь является стратегическим ресурсом политической и экономической модернизации государства, поскольку ценностные установки и практические навыки данной социально-демографической группы в максимальной степени соответствуют требованиям современности.

Студенчество, будучи важнейшей частью молодежи, имеет ряд признаков, позволяющих отличить его от других категорий социума. О. В. Рудакова выделяет следующие особенные черты студенческой молодежи:

студенчество как неотъемлемая часть социальной структуры общества отличается по численности и роли в системе общественного воспроизводства;

одной из фундаментальной функций студенческой молодежи является обновление квалифицированных рабочих;

в силу возрастной характеристики отмечается повышенное стремление к познаванию нового, однако при отсутствии опыта это приводит к преувеличению собственного мнения;

студенческая молодежь предстает в качестве переходной социальной группы, где происходит социализация личности [7, с. 36].

Если исходить из общего понимания молодежи, то студенческую молодежь можно рассматривать как основной ориентир для определения будущего страны. Понятие «студенчество» во многих науках в общих чертах обозначает поколение, приобретающее новый опыт, а также способность к

замене основных производственных и интеллектуальных сил социума. Студенчество - это отдельная социокультурная группа, особенность которой обусловлена соответствующим общественным положением личности: многообразие социальных ролей и связанных с ними прав и обязанностей, обеспечивающих приобретение профессионально значимых характеристик личности, новый социальный статус.

Студенчество - это группа молодежи, демонстрирующая широту взглядов и предрасположенность к инновациям, быстро адаптирующаяся к изменениям современных реалий. У А. С. Власенко находим: «студенчество - это социальная группа, которая формируется из различных социальных образований общества и характеризуется определенными условиями жизни, труда и быта, общественным поведением и психологией. Приобретение знаний, самореализация, подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре становится главным и в большинстве случаев единственным занятием» [8, с. 14]. Студенческую молодежь чаще всего связывают со сменой поколения в интеллектуальной среде, способностью усвоения накопленных знаний человечества; этой группе также свойственны проявления различного рода протестных настроений.

Субкультура студенческой молодежи подразделяется на: постфигуральный вид - молодежь ориентируется на опыт старшего поколения без привлечения каких-либо новшеств;

конфигуральный вид - большое внимание молодые люди уделяют мнениям своих ровесников, а не поучениям родителей;

префигуративный вид - в данном виде не только дети учатся у своих родителей, но и родители учатся у своих детей.

Иными словами, студенческая молодежь - это перспективная часть общества, которая является основным ориентиром для определения ближайшего будущего страны. Именно от того, как пройдет развитие и политическая социализация студенчества, будет зависеть будущее общества [9, с.113].

В студенческом возрасте происходит развитие таких качеств личности, как умение владеть собой, инициативность, целеустремленность, решительность, самостоятельность, настойчивость и т. д. Однако следует отметить тот факт, что этому же периоду свойственны неумение представлять последствия совершаемых поступков и немотивированный риск. Наиболее активно проявляются способности в творчестве, образовании, работе. Все это позволяет считать данную категорию уникальной социальной группой. По мнению В. Т. Лисовского, «это возраст полной самоотдачи, бескорыстных жертв, которые, однако, могут привести к отрицательным последствиям» [10, с. 2].

К. Д. Ушинский отмечает: именно в студенческом возрасте не только закладывается профессиональное самоопределение, но и происходит формирование личности со своими мировоззрением, убеждениями, идеалами [11, с. 201]. Е. А. Ларина полагает, что «мотивационная сфера студента состоит из трех компонентов: учебно-профессионального (ориентация на получение новых знаний, стремление к самообразованию), профессионального (работа по специальности в процессе учебы в вузе, членство в профессиональных студенческих сообществах), коммуникативного (активное участие в научных и досуговых мероприятиях вуза)» [12, с. 4]. Автор отмечает: общими для всех направлений студентов являются такие мотивы, как стремление к высокооплачиваемой работе, желание добиться уважения окружающих, наличие тенденции к принятию борьбы и стремление достичь общественной полезности.

В период студенчества происходит овладение набором свойств, характерных для взрослого индивида, развивается критическое мышление, однако студенчество - это ограниченный период. По мнению К. Н. Калашникова, период студенчества - «это особая стадия социализации, так как период профессиональной подготовки характеризуется расширением социальных знаний, норм и способов социального взаимодействия, накоплением социального опыта, профессиональных навыков и умений, обеспечивающих траекторию успешной дальнейшей жизнедеятельности будущих специалистов в

обществе» [13, с. 395]. Именно институт образования играет существенную роль в политической социализации, учебные заведения во многом определяют политические, экономические и нравственные возможности государства.

Безусловно, нынешнее поколение студенческой молодежи в полной мере ощущает на себе изменения, происходящие в экономической, социальной и политической жизни. Молодость - это уход из детской жизни и путь ко взрослой. Молодые люди, как правило, во все времена считаются перспективными и амбициозными. Молодость следует считать и проблемной стадией, т. к. во многом индивид еще несамостоятелен и зависим от других, в первую очередь от родителей. Это период, когда индивид не имеет возможности твердо стоять на ногах, и он характеризуется его материальной, психологической и бытовой зависимостью от родителей. Данный период также отличается бурным развитием всех психологических явлений, способностью к быстрой обработке большого объема информации, противоречивостью отношений к окружающей действительности, что в свою очередь представляет собой процесс самоутверждения, поиска своей жизненной, ценностной позиции, самосознания и самоопределения.

На современном этапе развития общества внимание к проблемам молодежи усиливается, это обусловлено необходимостью решения федеральными и региональными органами власти стратегических задач. В сфере реализации молодежной политики государственными структурами и общественными организациями создаются адаптивные ресурсы. Ожидаемый результат от взаимосвязанной деятельности субъектов молодежной политики представляется в усовершенствовании интеллектуальных, социокультурных, профессионально-трудовых, демографических и личностных потенциалов молодежи. Молодежь (прежде всего студенчество) - это один из значимых ресурсов модернизации российского государства, потенциал и возможности которых используются в данный момент не в полной мере. В условиях поэтапной демократизации политической жизни доминирующим фактором социальной

активности студенчества постепенно становятся ее творческий потенциал, широта кругозора, склонность к преобразованиям. Молодежь - это мощный инновационный фактор современного развития. При этом политическая стабильность в государстве обеспечивается не только эффективной социально -экономической политикой, удовлетворяющей растущие потребности молодежи, но и путем целенаправленного воспитания политической культуры студенчества, поскольку политика формирует направленность и характер политической деятельности, а ее уровень определяет способность к инновациям и созиданию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Курышева О. В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы // Вестник Волгоградского государственного университета. -Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. - 2014. - № 1 (21). - С. 67-68.

2. Осянин А. Н. Проблема адаптационных ресурсов молодежи в социальной теории // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - Серия: Социальные науки. - 2013.- № 3. - С. 44-50.

3. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1987. - 366 с.

4. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы / И. М. Ильинский, С. В. Алещенок, И. А. Володин [и др.]. - М.: Инт молодежи: Голос, 1999. - 324 с.

5. Сулимова Т. С. Молодежь // Социальная политика: толковый словарь. -М.: Изд-во РАГС, 2002. - С. 226-227.

6. Луков Вал., Луков С., Погорский Э. Инновационный потенциал новых поколений и молодежная политика на современном этапе развития общества [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-

potentsial-novyh-pokoleniy-i-molodezhnaya-politika-na-sovremennom-etape-razvitiya-obschestva/viewer (дата обращения: 25.05.2021).

7. Рудакова О. В. Жизненные стратегии современного российского студенчества: дисс. ... канд. социол. наук. - М., 2004. - 185 с.

8. Власенко А. С. Общественно-политическая активность советского студенчества: опыт конкретно-социологического исследования: автореф. дис. ... на соискание ученой степени канд. филос. наук / Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К. Крупской. - М.: [б. и.], 1972. - 24 с.

9. Гришин Е. Е. Концепция понятия «студенчество» в социологии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2014. - № 4. - С. 113-114.

10. Лисовский В. Т. Социальные изменения в молодежной среде [Электронный ресурс]. URL: http://credonew.ru/content/view/260/54/ (дата обращения: 10.05.2021).

11. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии. - М.: Фаир-Пресс, 2004. - 574, [1] с.

12. Ларина Е. А. Исследование структуры и динамика мотивационной сферы личности студентов [Электронный ресурс] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7issledovanie-struktury-i-dinamiki-motivatsionnoy-sfery-lichnosti-studentov/viewer_(дата обращения: 15.05.2021).

13. Калашников К. Н. Стереотипизация молодежи как социально-демографической группы населения // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. Материалы IV международной научно-практической интернет-конференции. - Вологда: Вологодский научный центр Российской академии наук, 2019. - С. 394-397.

REFERENCES

1. Kurysheva O. V. Psychological characteristics of youth as an age group // Bulletin of the Volgograd State University. Series 7. Philosophy. Sociology and social technologies. 2014, vol. 1 (21), pp. 67-68.

2. Osyanin A. N. The problem of adaptive resources of youth in social theory // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. Series: Social Sciences, 2013, vol. 3, pp. 44-50.

3. Kon I. S. In search of self: Personality and its self-consciousness. - M: Polit.publish., 1987, 366 p.

4. The youth of the planet: the global situation in the 90s, trends and prospects / I. М. Ilyinsky, S. V. Aleshenok, I. A. Volodin [and others]. M.: Institute of Youth: Voice, 1999, 324 p.

5. Sulimova T. S. Youth // Social Policy: Explanatory Dictionary. Moscow: RAGS Publishing House, 2002, pp. 226-227.

6. Lukov V., Lukov S., Pogorskiy E. Innovative potential of new generations and youth policy at the present stage of society development [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-potentsial-novyh-pokoleniy-i-molodezhnaya-politika-na-sovremennom-etape-razvitiya-obschestva/viewer (date of access: 25.05.2021)

7. Rudakova O. V. Life strategies of modern Russian students / diss... candidate of sociological sciences. M., 2004, 185 p.

8. Vlasenko A. S. Socio-political activity of the Soviet students: the experience of concrete sociological research: abstract ... for the degree of candidate of philosophical sciences / Moscow region, pedagogical institute named after N. K. Krupskaya. M.: [b. i.], 1972, 24 p.

9. Grishin E. E. The concept of the definition «students» in sociology // Bulletin of the Maikop State Technological University, 2014, vol. 4, pp. 113-114.

10. Lisovskiy V. T. Social changes in the youth environment [Electronic resource]. URL: http://credonew.ru/content/view/260/54/ (date of access: 10.05.2021).

11. Ushinsky K. D. Man as an object of education: the experience of pedagogical anthropology. M: Fair-Press, 2004, 574, [1] p.

12. Larina E. A. Research of the structure and dynamics of the motivational sphere of students' personality [Electronic resource] // News of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-struktury-i-dinamiki-motivatsionnoy-sfery-lichnosti-studentov/viewer (date of access: 15.05.2021).

13. Kalashnikov K. N. Stereotyping of youth as a socio-demographic group of the population // Global challenges and regional development in the mirror of sociological dimensions. Materials of the IV international scientific and practical Internet conference. Vologda: Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2019, pp. 394-397.

Дата размещения: 12.07.2021г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.