Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖЬ И СТРОИТЕЛЬСТВО НАЦИИ'

МОЛОДЕЖЬ И СТРОИТЕЛЬСТВО НАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
247
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЯ И ЗАПАД / РЕФОРМЫ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильинский Игорь Михайлович

В своей статье известный социальный философ, ректор Московского гуманитарного университета И. М. Ильинский обсуждает проблему образования и воспитания молодежи в контексте строительства новой российской нации. Согласно точке зрения автора, корни проблем, с которыми столкнулось сегодняшнее российское общество - в перестройке и последующих реформах 1990-х гг. В этот период произошла деградация системы образования, как и всех остальных сфер жизни российского общества. В статье обсуждается целый ряд проблем - образования, воспитания, формирования человеческого потенциала, взаимодействия России с Западом, демографическая ситуация. Автор высоко оценивает роль нынешнего президента РФ В. В. Путина в укреплении российского общества и государства. Выход из кризисной ситуации, который предлагается в статье, заключается в проведении сильной молодежной политики, направленной на формирование активного, самостоятельного, образованного, патриотически настроенного человека, способного понимать смысл происходящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG PEOPLE AND NATION BUILDING

In his paper, prominent social philosopher, Rector of Moscow University for the Humanities I. M. Ilinsky discusses the issue of educating and upbringing young people in the context of the building of a new Russian nation. According to the author, the problems facing modern Russian society today are rooted in Perestroika and its subsequent reforms of the 1990s. That period witnessed the degradation of the education system and of all other spheres of life of Russian society. The paper considers a large number of issues including education, upbringing, shaping human potential, cooperation between Russia and the West, and the demographic challenge. The author commends the role of President Putin in consolidating Russian society and statehood. The solution to the crisis, proposed by the paper, lies with the implementation of a strong youth policy designed to create active, self-sufficient, educated, patriotic man of great insight.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖЬ И СТРОИТЕЛЬСТВО НАЦИИ»

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

йО!: 10.17805^ри.2022.2.1

Молодежь и строительство нации

И. М. Ильинский

Московский гуманитарный университет

В своей статье известный социальный философ ректор Московского гуманитарного университета И. М. Ильинский обсуждает проблему образования и воспитания молодежи в контексте строительства новой российской нации. Согласно точке зрения автора, корни проблем, с которыми столкнулось сегодняшнее российское общество — в перестройке и последующих реформах 1990-х гг. В этот период произошла деградация системы образования, как и всех остальных сфер жизни российского общества. В статье обсуждается целый ряд проблем — образования, воспитания, формирования человеческого потенциала, взаимодействия России с Западом, демографическая ситуация. Автор высоко оценивает роль нынешнего президента РФ В. В. Путина в укреплении российского общества и государства. Выход из кризисной ситуации, который предлагается в статье, заключается в проведении сильной молодежной политики, направленной на формирование активного, самостоятельного, образованного, патриотически настроенного человека, способного понимать смысл происходящего.

Ключевые слова: российское общество; молодежь; образование; Россия и Запад; реформы; молодежная политика

ВВЕДЕНИЕ

Национальное единство имеет много измерений. Вне всякого сомнения, одним из важнейших, если не самым главным, является молодежное — состояние умов и сердец молодых людей. Образно говоря, молодежь — барометр российской нации, ее настоящего и будущего.

Строительство нации — дело долговременное, направлено в будущее и уже поэтому обращено к новым поколениям детей и молодежи. Сложное, но долговременное еще и потому, что мы говорим о нации не в этническом, а гражданском, политическом, культурологическом, духовно-нравственном смысле.

Национализм этнический достигает ума и сердца почти мгновенно, ибо начинается с семьи, с понимания простых вещей: «Я — узбек, мое государство — Узбекистан», «Я — армянин, мое государство — Армения» и т. п. А тут формула совсем иная: «Я — татарин (калмык, якут, украинец и т. д.), мое государство... Россия». Такое умопостроение весьма сложно для любого возраста, тем более для детского и юношеского ума. Этнический национализм усваивается с кровью предков, традициями семьи и окружающими тебя «своими» по национальности.

Идентифицировать себя с множеством «других» трудно. Первый вопрос: зачем? Когда евреи тысячелетиями сохраняют «чистоту богоизбранной расы» и это им удается, то объяснение этому только одно: ребенку говорят: «Ты от рождения — особый. Ты не как все и с "другими" не должен себя смешивать. У тебя на земле особая миссия и судьба». Это доходчиво, и задача сохранения «чистоты крови» воспринимается как главная.

Когда ты в своем уме и своей душе сливаешься воедино со «своим» народом, это так же естественно, как капля соединяется с морем, и, утрачивая свое особое свойство капли, которую можно стереть мокрой тряпкой, становишься морем, волны которого сокрушают скалы. Ты обретаешь силу, жизнеспособность, безопасность.

В нашем случае должна произойти двойная идентификация: капли с морем «своих» и моря — с океаном «других». Но «море» плохо сознает ограниченность своих границ и возможностей, часто мнит себя всемогущим океаном. Маленькие народы, как правило, наделены комплексом величия. Им кажется, что стань они «самостоятельными», и жизнь их станет прекрасней. Примеров тому в истории — великое множество.

Предательская «перестройка» в соответствии с горбачевским «новым мышлением для страны и всего человечества» породила хаос в сознании российских поколений, но особенно молодых. Агрессия западных, и прежде всего американских, ценностей превратила горбачевские, а затем ельцинские «реформы» в эпоху духовной и нравственной катастрофы. Все жизненные заповеди, по которым до этой поры жил народ, оказались «разоблаченными», поруганными, уничтоженными. Даже вечные — совесть, честь, добро, справедливость и др. — были поставлены под вопрос, а затем и отброшены, потому что мешали жить всем, даже некоторым вчера еще добродетельным людям. Ибо вся страна превратилась в одну огромную торговую палатку, где каждый надеялся объегорить другого. Здесь были нужны совсем иные качества. Здесь совесть и честь — помеха, зато ложь и обман возвышаются до праведного дела.

Думаю, что душа российской нации и каждой «единицы», из которых эта нация состоит, еще и ныне находится в пограничном состоянии. Проблема состоит в том, что в душах огромного множества людей одновременно сосуществуют две системы ценностей: истинно сущие добродетели, которые унаследованы стариками из прошлого, а молодыми — (частью) от семьи и еще бог знает каким образом; и «западные» — чуждые ценности, прорвавшиеся в сознание в результате усилий враждебной и собственной, российской системы пропаганды под лозунгом «свободы слова». Мучительный разрыв души.

Запредельные прагматизм, цинизм, эгоизм, пошлость, хамство, наглость, ложь, обман, пьянство, наркомания, космополитизм — весьма широко распространенные явления в молодежной среде. Многие молодые люди мыслят себя этакими «всемирными гражданами», у которых родина там, где хорошо платят и можно весело жить. В «лихие 90-е», согласно соцопросам, каждый пятый молодой россиянин хотел бы жить в другой стране, появись у него возможность уехать из России. В ту пору были скомпрометированы армия и сама идея воинской службы, которые представлялись как глупый анахронизм, за который цепляются «ура-патриоты», профессиональные военные или те, кто испытывает к ним особое пристрастие, извлекает из войны выгоду.

Перманентные «реформы» образования на фоне безденежья, все более узкая специализация обучения тех лет повлекли за собой падение качества образования, а я бы сказал так: привели к оглуплению и дебилизации молодого поколения. Грандиозных масштабов достигла «утечка мозгов» за границу, означающая собой потерю наиболее умной и деятельной части молодого поколения и общества в целом.

В моменты, когда человек должен принимать жизненно важные решения, параллельное существование двух систем ценностей в одной душе, в одном уме неизбежно ведут к принятию компромиссных, промежуточных решений, которые ничего не значат, а лишь консервируют проблему, предопределяя будущую беду и упадок.

Если в сознании и душе человека побеждают чужие ценности, то его можно вычеркнуть из российской нации независимо от того, кто он по национальности — русский, еврей, татарин. Если количество таких людей растет, значит, наступление «чужих» идет успешно, национальное чувство и национальные интересы отступают, терпят поражение.

Тут многое зависит от того, каково социальное положение этих людей. Если это люди, владеющие значительной частью национальных богатств, если это люди, находящиеся во властных структурах, то их может быть совсем немного от населения страны, но уже тогда можно говорить, что Россия находится под «внешним управлением», по сути дела, порабощена. Еще чуть-чуть — и наступит смерть души российской нации, души российской культуры, а за этим — исчезновение с лица земли и самой российской нации как таковой. Ибо где нет национальной души и культуры, там нет и нации. Останется население — живые существа, способные выполнять физиологические и трудовые функции, именующие себя «россиянами», пока будет существовать географическое пространство с названием «Россия». Но это будет длиться недолго...

Верю, что такое не случится, что силы российской души не уступят натиску чуждых ценностей, сгруппируются вокруг исконных российских традиций и в новых условиях породят новые формы существования. Случится ли этот синтез? Не знаю. Духовная жизнь не поддается формальной логике, поворот в умах может произойти совсем неожиданно. Другое дело, что этому надо всячески способствовать «сверху».

Надо поставить неодолимые преграды материалистическому индивидуализму, идее господства денег как единственно типообразующей силе: типа личности, типа общественных отношений, типа культуры. Надо бороться за душу каждого россиянина, тем более молодого. Слишком много дурного, безобразного допустили в души людей за годы «перестройки» и последующих «реформ». На свою погибель допустили. Дело даже не в том, хороши или плохи некоторые идеи «той» стороны. Они чужды нашим традициям и менталитету, разрушают внутреннюю структуру сущности нашей нации.

Подлинная, а не имитационная реформа российского общества, таким образом, должна вестись не по форме переписывания чужих стандартов образования и жизни, а путем создания заново и восстановления и развития не изживших, но отринутых в угаре борьбы с коммунизмом духовных элементов и форм социальной жизни, свойственных нации по ее природе и исторической традиции. Старо-новые ценности важнее бесполезных «инноваций», не вносящих в нашу жизнь ничего, кроме организационной суеты и отвлечения энергии от действительно нужных дел.

ОБРАЗОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО НАЦИИ

Качество любого рода человеческой деятельности зависит прежде всего от качества человеческого материала, сосредоточенного на данном направлении деятельности. Это социальный закон, столь же неопровержимый, как закон всемирного тяготения. Столь же справедливо сказать, что из некачественного исходного материала невозможно произвести высококачественный человеческий продукт.

Конечно, самый сильный «перестройщик» человека — сама жизнь, точнее, условия жизни, система устройства общества. Они определяют тип сознания и модель поведения. Поменяйте систему — изменятся и люди.

Образование занимает исходную позицию и главенствующее положение в начале создания Системы, а затем обслуживает ее функционирование и развитие.

Ныне Россия находится в состоянии войны с США и коллективным Западом, происходящей на территории Украины, о чем будем говорить ниже. Установившийся «на века» миропорядок трещит по швам и рушится.

В том числе образование. Идут дебаты по поводу выхода из Болонского процесса и строительства новой системы российского образования. Вернуться в СССР, система образования которого считалась лучшей в мире? «Не можем». Почему? Долгий разговор. Будем строить свою. Но — какую?

Ситуация сложнейшая, в чем-то схожая с той, что была в годы Великой Отечественной войны: Россия воюет с многократно превосходящими военными силами НАТО во главе с США.

Сегодня даже заклятые антисоветчики вынуждены признать, что если бы не СССР, то Гитлер и нацистская нечисть уничтожили бы многие народы, и прежде всего русский народ.

Но как же и почему в конечном счете стала возможна эта Победа над превосходящими силами врага? Мощь и превосходство советского оружия? Да. Таланты наших полководцев и офицеров, Верховного главнокомандующего? Да. Массовый героизм солдат на фронте, рабочих и колхозников в тылу? Да.

Давайте вспомним, кого благодарил в своем заключительном тосте И. В. Сталин на Торжественном приеме в Кремле в честь Великой Победы? Советский, и прежде всего русский, народ! Народ!

А ведь все мы (народ) долго отступали. Из четырех с лишним лет войны гитлеровские нацисты топтали нашу землю три с половиной года. Почему же мы — народ — выстояли и — победили? Потому что для всех 100 народов и народностей СССР эта война была Отечественной, Священной. Быть или не быть. Жизнь или Смерть. И это понимали все народы.

Мы победили, потому что в своих мыслях и делах, в бою и труде мы — советский народ — были едины.

Как же удалось советской власти так объединить, так сплотить, превратить 200-миллионное население 15 национальных республик и 12 национальных округов в монолитное единство? Всего за 20 с небольшим лет?

Тут наша мысль вновь должна обратиться к проблеме российского образования.

Каким оно стало после уничтожения СССР и советского образования, известно. Что случилось с двумя поколениями молодежи, тоже знаем. Виноват Болон-ский процесс? Да. В этот процесс Россия вляпалась в 2003 г. Но надо знать и то, что случилось раньше.

Еще в 1994 г. Правительство РФ с согласия Президента РФ Б. Н. Ельцина попросило Всемирный банк подготовить предложения о том, как «новой» России расстаться с советским образованием и влиться в общемировую образовательную семью.

Чтобы оплатить заказ, Правительство РФ получило от Всемирного банка кредит в 200 тыс. долл., что по курсу тех лет было значительной суммой.

И вот доклад Всемирного банка «Россия: образование в переходный период» получен. На обложке читаем: «Конфиденциально.

Документ Всемирного банка.

Только для служебного пользования.

Доклад №13638-^.

22 ноября 1994 года. ЕШШ/ЕСЗНР.

Настоящий документ имеет ограниченное распространение и может быть использован получателями только при исполнении своих официальных обязанностей. Во всех других случаях его содержание не может быть раскрыто без разрешения Всемирного банка».

Над текстом доклада работали 19 человек из разных стран, в том числе пятеро чиновников с безвестными русскими фамилиями.

Всемирный банк выразил глубокую благодарность Фонду Сороса, правительствам Великобритании, Франции, Японии и других стран.

В моих руках лишь «Краткое содержание» этого доклада объемом в 105 страниц. Сколько строк и идей (вероятно, самых секретных) изъято из полного текста доклада — неизвестно.

Именно этот доклад, которым долгие годы пользовались организаторы «реформ» и «модернизации» российского образования, представлял собой Стратегию и Тактику построения новой системы российского образования новой России, отвечающего потребностям рыночной экономики.

Но можно ли вообразить, что Фонд Сороса и правительства названных стран, которых Всемирный банк благодарит за их труд в подготовке доклада, да и сам Всемирный банк как один из проектов и инструментов США в установлении «нового мирового порядка» и ускоренной глобализации желали России добра и создания такой Системы образования, которая позволяла бы ей взойти на сияющие высоты экономического, социального, политического и духовно-нравственного развития? Я так не думаю. Ведь США были и остаются главным противником как СССР, так и России.

Чтобы понять разрушительную силу доклада Всемирного банка для российского образования, нужно просто ознакомиться с его «кратким содержанием», которое находится в моих руках. Уже и этого, на мой взгляд, достаточно.

Подумайте только, что рекомендуют авторы доклада, т. е. Всемирный банк, российскому правительству: «закрыть педагогические вузы» (с. 49), «слить медицинские вузы с другими» (там же), «ввести тестирование» (с. 53), «подушевое финансирование в вузах» (с. 57), «не выделять из госбюджета дополнительные ресурсы на профессиональное и высшее образование», «уменьшение количества ПТУ» и т. д. и т. п.

Далее. В разделе «Минимальные стандарты гражданственности» говорится: «Какие качества можно ожидать от всех граждан, окончивших среднюю школу? Сюда можно включить способность точно читать карты, говорить на иностранном языке, заполнять налоговую декларацию. Этот список может также включать спо-

собность воспринимать русское искусство и литературу, умение быть терпимым к другим социальным группам».

Болонская декларация и Болонский процесс начали свою жизнь в 1999 г., т. е. через пять лет после появления доклада Всемирного банка «Россия: образование в переходный период» в 1994 г. Европейское сообщество, НАТО, единое образовательное сообщество Европы — это проекты США, многократно облегчающие Белому дому управление этим важным регионом. Болонский процесс, нацеленный на создание единого образовательного пространства, — это тоже проект США.

В 2009 г. я ездил в Санкт-Петербург: наш университет стал лауреатом Всероссийского конкурса «100 лучших вузов России. Европейское качество».

Меня не устроило в этом названии слово «европейское». Ведь Санкт-Петербург, Москва и все российские города до Урала — европейские. И значит, у всех у них — «европейское качество». Какое есть, такое и есть, но — европейское.

Может, организаторы конкурса имели в виду французское, немецкое, английское, итальянское качество образования? Да, в этих странах есть прекрасные школы и вузы, в некоторых из них я бывал. Как есть прекрасные школы и вузы в России, и не только в ее европейской части.

Дело в том, что во всех странах мира качество образования падает, несмотря на сумасшедшие деньги, брошенные на закупку все новых и новых поколений компьютеров, «умных досок» и прочей техники; несмотря на то что все развитые страны мира перетряхивают свои системы образования уже по 20, 30, 50 и более лет.

Убойный факт: с 1980 по 2005 г. в США затраты на одного учащегося выросли на 73% (с учетом инфляции), число учеников в классе стало самым маленьким за всю историю страны; за школой был установлен жесточайший контроль со стороны федерального правительства и правительств штатов, профсоюзов, попечительских советов и прочих контрольных органов (все, как происходит ныне в России!). И что же? За четверть века у учеников чуть-чуть подтянулись знания по математике, но умение читать и понимать текст не изменилось (Комсомольская правда, 2009: 10).

Более того, около 35% школьников не добираются до 8-го класса. Джордж Буш бросил лозунг: «Ни одного ребенка без диплома средней школы». В итоге школьные программы в США уже давно приноравливаются под уровень интеллектуально слабых учеников, а миллионы детей все равно бросают школу (Глэд, 2005).

Вот что пишет профессор Джон Глэд: 37% взрослого населения Вашингтона читают на уровне 3-го класса начальной школы. Опросы Института Гэллапа в 2000 г. показали, что 56% людей с дипломами только средней школы и ниже не в состоянии были вычесть 55 и 37 из 100, 18% не смогли помножить 43 на 67,24% не смогли понять, что 0,35 составляют 35%. И это еще не все! 60% взрослых американцев не в состоянии читать даже первую страницу газеты! И не удивительно. В стране десятки миллионов нелегальных эмигрантов из Мексики, которые и по-испански-то не читают. Их дети, родившиеся в Америке, по-английски не читают тоже. Их учат на испанском языке. Трое из 10 молодых американцев не в состоянии были найти на карте Тихий Океан!

К каким же выводам пришли все исследователи всех стран, потративших фантастические средства и невероятные усилия на реформы? Вывод этот до обидного прост, ибо был известен тысячу лет назад: качество в школе обеспечивает хороший учитель, а в вузе — хороший преподаватель. Все остальные инструменты образо-

вания эффективны настолько, насколько умело использует их все тот же хороший учитель. Исследованиями доказано, что именно в школе, причем в ее младших классах, слабые учителя наносят урон, который потом уже невозможно исправить, нагнать ни в средней, ни тем более в высшей школе, ибо здесь уже обучают профессии, делают специалиста, а воспитание на заднем плане.

Что бы мы ни вытворяли: вводили ЕГЭ, бакалавриат, устраивали электронные библиотеки и т. п., надо понимать: российская нация начинается в семье, в детском саду, в школе, в доме творчества, в спортивном клубе, в повседневном общежитии людей, в их совместном труде и досуге. Именно здесь в сознании людей незримо формируется то объединяющее начало — единая российская идентичность, которая и делает нас подлинными согражданами — частичками единой российской нации.

Через педагогические вузы эта проблема (проблема «хорошего учителя») в России не решаема: в них, как правило, поступают не самые сильные выпускники школ. В учителя и преподаватели идут те, кто не выдерживает конкурса в более престижные вузы, по нынешним меркам те, кому не нашлось более денежного занятия. Из числа окончивших педвузы в российские школы идут работать всего 8-10% специалистов. В результате все более слабые интеллектуально взрослые учат все более интеллектуально слабых детей. Подобное творит подобное.

А на самом деле работать с детьми, работать именно в школе должны те, кто любит детей, кто увлечен своим предметом. Кто способен увлечь детей и повести их за собой в мир знания и понимания. Кто нравится детям и доступен им вне зависимости от того, нравится ему тот или иной ученик, каково его собственное настроение в данный момент. Не каждый из желающих стать учителем может быть им; не может быть так, чтобы все 100% учителей были умниками и подвижниками. Но сделать так, чтобы в школу шли наиболее способные выпускники лучших вузов России, можно и необходимо.

В Южной Корее, Гонконге и Сингапуре отбор учителей для школ при выпуске из университетов контролирует правительство! Из шести кандидатов в Сингапуре в школу допускается только один. И это при том, что отбор идет из 30% процентов лучших выпускников вузов страны (Комсомольская правда, 2009: 10). Так образуется подлинное качество образования, а в итоге — более высокое качество человеческого материала, качество нации. Вот в чем секрет южнокорейского и сингапурского экономического чуда.

Как уже говорилось, в России более 100 народов и народностей, имеющих другие языки, религиозные убеждения, расовую принадлежность и политические взгляды. Именно поэтому между ними возможны разногласия. Однако государственное образование и частные учебные заведения, если они ведут обучение по госстандартам, должны исходить из разделяемого всеми чувства нации. Если мы говорим, что существует российская нация, что русский язык — это язык государст-вообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, согласно Конституции РФ, задача всех образовательных организаций, в том числе вузов, воспитывать в обучающихся единое чувство нации.

О НОВОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Идея старая, все это уже было. И что же вышло? Кто скажет, что он знает, что такое «совершенный человек»? Каков должен быть его внешний вид? Физиология,

характер? Кто он — хищник или травоядное? Что есть добродетели, которыми должен быть наделен «совершенный человек»?

И все же — нужны новые попытки. Вот наше коммунистическое прошлое — оно оставило России «советского человека», который остановил развал страны и не дает ей погибнуть. Конечно, «советские человеки» не идеальны. Но что бы сегодня ни говорили о «советском человеке», в нем было много добродетелей, которые ныне отсутствуют в новых поколениях. Человека нового образа, выросшего в новых условиях хаоса и беспредела, пока еще не изучили как следует и не дали ему название. Одно мне ясно: в нем еще меньше собственно человеческого, он еще более животное и хищник, чем он является изначально по своей природе.

Глобализация наносит сокрушительные удары по биологическому, человеческому и социальному разнообразию. Глобализация — это инструмент разрушения многообразия и создания унылого единообразия в животном и растительном мире, человеческих отношениях и самом человеке. Глобализация упрощает все сложное.

Человечество находится в ситуации выживаемости, иначе говоря, естественного отбора. Естественный отбор оказывает предпочтение такому поведению, которое способствует выживанию.

Всем известно, что любое определение человека в царстве зверей относит его к хищникам. Жизнь по правилам и законам — это и есть отличие человека от зверя. Но как только человека ставят в скотское положение — в ситуацию выживания, в нем мгновенно просыпается и выпирает наружу звериное естество: одни (более слабые) опускают руки, другие (более сильные и агрессивные) начинают воевать между собой за средства выживания, не считаясь ни с чем, вплоть до физического уничтожения.

Строительство и выживаемость российской нации требует максимального напряжения сил, самоотверженности, самопожертвования тех «единиц», которые ее составляют.

«Реформы» 1990-х гг. в России обернулись еще одним шагом к вырождению: человек еще более исказился и продолжает искажаться. Всюду в мире, но прежде всего в так называемых развитых странах. Человеку в плохие дни его судьбы подсунули соблазнительные идеи о «свободном рынке», «свободной конкуренции», о возможности стать богатым и всесилии золотого тельца. О том, что «справедливость — в неравенстве». Ошибка! Пора преодолеть гипноз, разбудить хотя бы новые поколения, еще только засыпающие под эти новолиберальные, шаманские заклинания.

Довольно проповедовать необратимость судеб. Давайте проповедовать и исповедовать возможность для России стать прекрасной и лучшей в мире страной. Дадим мятущейся воле российской нации великий мотив, который пробудит ее от гипноза, даст толчок ее внутренним силам. И тогда не будет целей, которых мы не сможем достичь!

Задача новой России в XXI в. — из новой жизненной философии создать новый тип человека, способного не просто выживать в усложняющихся и ухудшающихся условиях, но жить и творить справедливое и гуманное будущее согласно своим замыслам. Для этого необходимо мужество: хаос никогда не покоряется малодушным трусам. Мужество не только отдельных выдающихся поколенческих единиц, но и многих поколений: строительство нового мира — это долгий путь.

Необходимо формирование духовных типов в людях, стремящихся к самосознанию, к высоким ценностям. Нужна закалка характеров молодежи в смысле сопротивляемости низкопробным и враждебным соблазнам. Новые мысли должны внедряться в сознание и жизнь подрастающих поколений. Проблема заключается в том, каким образом ввести единое направление мысли и души в нынешнюю хаотическую неразбериху, в результате чего только и возможно создать предпосылки для всеобщего возрождения.

Речь идет о формировании национального характера как основы российской цивилизации путем формального государственного воспитания. Я говорю: «воспитания», отделяя воспитание от обучения, ибо обучать одному и тому же можно человека любой национальности, но личность, тип человека с особыми качествами души, особым миропониманием, которые отвечают идеалам только конкретной нации, — воспитывается. Обучение интернационально, воспитание имеет национальную прописку.

Повторяюсь: пора всерьез задуматься о «душе» российской нации, отбросив прочь знаменитую поэтическую заморочку «умом Россию не понять», ставшую ступором в развитии ее самопознания и самоидентификации. Как можно совершенствовать, развивать и строить то, что непостижимо для человека умом?

Конструирование и образование «нового человека» не может идти только «сверху» и силой. Убеждения, предрассудки, потребности, чаяния, надежды и интересы массы простых людей, из которых (по логике вещей) и состоит нация, на самом деле далеко не всегда заражены национальным чувством, более того, мыслят себя космополитами, которым безразличен вопрос национальности. Очевидно, что такие анклавы не входят в нацию.

Националистическая модернизация будет более или менее успешной в зависимости от того, как воспримут этот процесс «низы». Без них идея нации не может воплотиться в жизнь. Российский национализм требует любви к своему отечеству и твердой веры в миссию нации.

Мне скажут: «Утопическая цель! Кто возьмется за ее осуществление? Свободный рынок, идеологический, политический и религиозный плюрализм и — "новый человек", выкроенный по единым стандартам. Как это совместить?» А тут еще вопрос: «Что подумает об этом Запад?» Отвечу грубо: в принципе, и особенно в нынешней ситуации, нам на это — наплевать.

А как это возможно в Японии? В Китае? В Сингапуре? Конечно, это сложнейший вопрос и тема отдельного разговора. Однако ясно, что благоприобретенные человеческие качества не наследуются автоматически новыми поколениями из социальной среды прошлого, они воспитываются.

Всякий раз новорожденный человек создается заново, хотя от рождения потенциально наделен разумом и возможностью говорить. Однако даже эти потенции могут остаться втуне, если их сознательно не развивать усилиями и условиями со стороны — семьи, государства, общества.

Путем изменения условий развития изменяются ценности жизни. Бедность и нищета заставляют человека думать прежде всего о хлебе насущном и меньше — о душе. Потолок его желаний снижается до уровня желудка. Условия жизни могут либо поощрять, либо задерживать развитие духовных дарований и продуктивности человека.

Нацию создают просвещение, образование и патриотизм. Нация находится в безопасности только тогда, когда в народе нет страха перед будущим, когда лю-

ди сознают единство своей судьбы, когда в цене разум, вера, честь, добро и справедливость, а не деньги и вещи, невежество, эгоизм.

Когда я думаю об идеале человека, которого в конце концов должна бы образовывать вся система обучения и воспитания, начиная с семьи и заканчивая социальной средой и СМИ, то имею в виду некий свод духовных и нравственных свойств, которыми должен обладать среднестатистический индивид в определенном возрасте. В этом случае с помощью социологии и статистики было бы возможным измерение и оценка состояния духовных качеств нации и всего народа, а следовательно, знание и понимание того, что же происходит с обществом, народом, нацией, — они совершенствуются или деградируют, какова степень развития или вырождения. Сегодня этого сделать практически невозможно. Ситуация оценивается в основном на глазок, интуитивно, и сказать определенно, что и где «хорошо», а что и где «плохо», не может никто.

Силу российской, и прежде всего русской, нации составляют простота жизни и привычек, красота языка и уверенность в своем высоком предназначении. Такую нацию невозможно уничтожить. Такая нация может погибнуть не иначе как только от самоубийства. Но практическая политика властей — хоть советских, хоть новых российских, не принимающая во внимание очевидную истину «дети и молодежь — главная ценность общества», — именно такая: самоубийственная. В итоге едва ли не каждое новое поколение — потерянное. Замкнутый круг «развития» по нисходящей линии — деградация. И разорвать этот порочный круг можно лишь соединенным усилием государственной мудрости и политической воли.

Система ценностей, жизненных целей и задач — это исходный пункт формирования характера, культуры и образа как отдельного человека, так и целой нации. «Социальный код» нации разрушается быстро, но передается не враз, одномоментно, как эстафетная палочка, а в ходе длительной эволюции, от поколения к поколению через посредство воспитания и обучения в самом широком смысле этих понятий (окружающая социальная среда, семья, школа, СМИ и другие формы воздействия).

Подчеркнем очень важный момент: передается (или разрушается) не только стихийно, но и осознанно, целенаправленно, последовательными усилиями. Сознание и душа человека поддаются перекодировке путем изъятия из «социального генома» отдельного человека и нации «порченных» или «хороших» генов и вживления других — «хороших» вместо «порченных» или наоборот — «плохих» вместо «хороших».

Если постепенно заменять в сознании отдельных индивидов и народа в целом одни ценности на другие, то через какое-то время этот народ будет другим народом.

Если мы будем делать это сами и вполне сознательно, то получим то, что сами же и хотели.

Если эта подмена произойдет в результате скрытого, тайного влияния на отдельного индивида и нацию в целом с чужой стороны согласно целям нашего противника, то «наши» ценности будут заменены на «ненаши», и страна в будущем «вдруг» обнаружит, что в ней живет совсем иной народ — иного склада ума, иного характера. По названию — русский, российский, но с другими представлениями о смысле жизни, думающий о своей жизни на чужой манер, да еще и на другом языке. Ибо плохо знает свою историю, свой родной язык. Как говорил Владимир Иванович Даль, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка»,

«ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности.<...> Кто и на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Молодежь — это живое будущее, это будущее, с которым мы можем разговаривать, общаться и влиять на его образ. Воспитывая и обучая молодых сегодня, мы формируем (образуем) образ будущего нашего общества на относительно длительную перспективу, длиной по крайней мере в одну человеческую жизнь. Воспитывая и обучая поколение за поколением, мы имеем возможность получить определенный тип народа с теми высокими добродетельными качествами и менталитетом, которые мыслятся в идеале.

И наоборот: с помощью ученых, писателей, журналистов, художников, театра, кино, а ныне таких могучих средств, как наука, литература, СМИ, особенно телевидение, Интернет, видеопродукция, мир истинно сущих ценностей человека и нации (добро, честь, совесть, служение «другим», порядочность и др.) может быть разрушен, образ мыслей изменен до неузнаваемости, если эти средства воздействия на человека будут изображать и прославлять низменные чувства: культ насилия, секс, гомосексуализм, лесбиянство, садизм, национальную неприязнь, вражду между народами, нацизм, предательство — словом все, что безнравственно. Образование в школе и вузе можно превратить в способ оболванивания и одурачивания людей.

В эпоху строительства «новой» России дети и молодежь оказались брошенными. До них ли дело, когда надо было делить такие богатства?.. К тому же идеология либерализма и не предполагает никакого особого внимания к молодежи, объявляя ее «сильной частью общества». Идеология либерализма выражена, по сути дела, в одной фразе: «Справедливость — в неравенстве».

В 1992 г. из закона РФ «Об образовании», из школ и вузов была изъята воспитательная функция. Перефразируя А. А. Зиновьева, можно сказать так: «Целили в коммунистическое воспитание, а попали в душу молодого человека». Через 10 лет признались, что это была ошибка, приказом министра образования В. М. Филиппова воспитание возвратили на свое место. Но за эти годы потеряли кадры, опыт, знания и навыки в этой области. Обществу и нации был нанесен огромный вред, но виноватых не нашлось. В марте 2004 г. министром образования стал А. А. Фурсенко. Приказ Филиппова он отменил. А вскоре произнес знаменитую фразу: «Советское образование готовило творцов. Нам творцы не нужны. Мы должны готовить профессиональных потребителей... »

НАШ ГЛАВНЫЙ ПРОТИВНИК

В 2006 г. я организовал издание книги «Главный противник», в которой впервые (с моим предисловием) на русском языке были представлены секретные документы внешней политики и стратегии США 1945-1948 гг. Именно этими документами руководствовались США, организуя холодную войну...

Если внимательно прочитать эти документы, то поймешь, что холодная война с Россией (потом с СССР) началась вовсе не в 1946 г., а на многие десятилетия раньше, и она никогда не прекращалась. Против СССР и «новой» России шла война нового типа, основанная на совершенно иной стратегии, иных методах и технологиях влияния на человека, — война необъявленная, скрытая, война на уничтожение.

Отпраздновав «победу» в холодной войне с СССР в 1991 г. США тут же с еще большей энергией занялись не только экономикой и населением России, но прежде всего ее образованием, иначе говоря — молодежью.

Уже только что сказано, какие рекомендации давал российскому правительству по поводу реформ российского образования Всемирный банк; как помогал создавать новые — «правильные» учебники по истории России ненавистник ее и русских Д. Сорос; как старались «просветить» и приобщить к западным ценностям молодых россиян иностранные медиамагнаты, не только ради бизнеса скупавшие в России газеты, журналы, теле- и радиоканалы; как «заботились» о новых поколениях филиалы западных неправительственных организаций.

Все, что знал и видел обыватель, выглядело весьма обыденно и даже благородно: помощь, благотворительность, обыкновенный бизнес. И только опытный взгляд был способен ухватить то, что в стремительном потоке невероятного множества частных событий есть нечто общее, а за видимым каждому существует нечто скрытое, тайное: разрушение российской экономики, и прежде всего военно-промышленного комплекса, разрушение «человека советского», а на самом деле «человека российского», «человека русского», «человека-патриота», «человека-гражданина», «человека нравственного, духовного».

С таким заявлением согласится далеко не каждый. Ибо мало кто даже задумывался о том, что происходит. Не потому, что происходящее так трудно было понять, не потому, что ума не хватало, а потому что эти вопросы не входят в круг понимания абсолютного большинства людей. Тут полезно обратиться к истории и тем замыслам внешнего мира, которые были сформулированы десятилетия назад в упомянутых американских документах, они актуальны поныне: в вопросах духовного покорения одной цивилизации другой счет времени идет не на годы, а на многие десятилетия, а то и столетия. Недруги России не связывают себя определенными сроками в достижении стратегических целей непременно в мирное время, у них нет строгого чередования периодов войны и мира. Главное — движение к Цели, неостановимое, неотвратимое, шаг за шагом.

В августе 1948 г. Президент США Г. Трумэн утвердил доктрину Национального совета безопасности 20/1 «Цели США в отношении России». Речь шла об СССР, но главной целью, как становится ясно при прочтении всего документа, была именно Россия. И не только Россия советская, но и та, которая, как полагали авторы доктрины, могла возникнуть (и возникла) после распада СССР.

Вот пассаж из этого документа, который всей своей сутью был обращен в будущее, как оказалось, в наши дни. Цитата длинная, но я приведу ее полностью.

«Однако перед нами по-прежнему стоит вопрос, что делать с некоммунистической властью, которая может быть установлена на части или на всей территории России как следствие военных действий.

Прежде всего стоит отметить, что вне зависимости от идеологической основы любого некоммунистического режима и вне зависимости от того, насколько он будет придерживаться идеалов либерализма и демократии, мы должны будем в той или иной форме обеспечить то, о чем уже говорилось выше. То есть даже если установившийся режим будет некоммунистическим и формально дружественным по отношению к нам, мы должны будем обеспечить следующее:

(а) Отсутствие у подобного режима большой военной мощи.

(б) Его сильную экономическую зависимость от внешнего мира.

(в) Соблюдение им прав национальных меньшинств.

(г) Отсутствие попыток установить подобие железного занавеса при контактах с внешним миром.

Если нам придется иметь дело с режимом, борющимся с коммунизмом и дружественным по отношению к нам, то мы, без сомнения, должны будем делать все, чтобы выполнение вышеописанных условий не было для него унизительным. Однако в той или иной форме нам все-таки придется следить за их соблюдением, если мы хотим мира и стабильности во всем мире» (Сдерживание . , 2006: 202-203).

Не стоит строить иллюзий по поводу того, что политическая психология тех, кто сегодня стоит в США у власти (Байден и Ко), а также их союзников (Великобритании и др.) изменилась. Не следует мечтать о том, что однажды лидеры, политическая и деловая элита западных стран убедятся, что их собственная система изжила себя и уже не выдерживает критики. Ни на мгновение не сомневаюсь, что наш главный противник остался прежним, что цели его в отношении России уточнены, но в сущности — те же; что в сейфах Совета безопасности США или ЦРУ есть новый план уничтожения России.

И хотя сама нынешняя, постсоветская Россия всегда стремилась строить свои отношения с США и остальными странами на мирной, взаимовыгодной основе, это вовсе не означает, что США и «остальной мир» так же смотрели на Россию через призму мира и дружбы. Этому свидетельство - продвижение НАТО на восток, установление систем ПРО в странах Европы, цветные революции на постсоветском пространстве и множество других известных фактов. Глобальным и определяющим процессом мирового развития сегодня по-прежнему остается установление «нового мирового порядка» группой государств во главе с США.

Высказывания видных политических деятелей и ученых США не оставляют сомнений в истинных целях этой страны в отношении России. Я мог бы процитировать высказывания бывшего президента США Р. Никсона, бывшего госсекретаря США Г. Киссинджера, советника Президента США З. Бжезинского, которые свидетельствуют об одном и том же: США долгие годы находились в состоянии скрытой войны с Россией, а теперь воюют на Украине с мечтой об уничтожении России.

Выступая в Калифорнийском университете 3 апреля 2003 г., директор ЦРУ США Дж. Вулси заявил: «Холодная война на самом деле была Третьей мировой войной, а сейчас США ввязались в Четвертую мировую войну, которая продлится много лет» (здесь и далее выделено нами. — И. И.). Чуть позже бывший в тот момент вице-президентом США Р. Чейни подтвердил: «С целью управления всем миром Соединенные Штаты вступили в войну, до конца которой мы не доживем».

Америка готова видеть в России хаос, нищету, гражданскую войну — все что угодно, только не великую нацию, не единое, крепкое, централизованное государство.

Хочется думать, что период самообольщений и политических иллюзий некоторых личностей в российской власти и «элиты» относительно США и их союзников («Билл — друг», «Коль — друг») позади.

4 сентября 2004 г. в связи с трагическими событиями в Беслане В. В. Путин сказал: «Это нападение на нашу страну. Мы имеем дело. с тотальной, жестокой и полномасштабной войной. Мы обязаны создать гораздо более эффективную систему безопасности. Но самое главное — это мобилизация нации перед общей

опасностью... Нужно признать то, что мы не проявили понимания сложности и опасности процессов, происходящих в своей собственной стране и в мире». Потом был Мюнхен, другие выступления... Сегодня на Украине продолжается специальная военная операция, начатая 24 февраля 2022 г. по приказу Президента РФ, Главнокомандующего Вооруженными силами РФ В. В. Путина.

...Все мы, люди,— не одинаковые, отличаемся друг от друга в своем генофонде на микродоли процента, но это целая пропасть. По разным основаниям: по уму, по добродетелям. Сейчас я говорю о масштабе мышления.

Беда нашей страны в том и состоит, что в ней маловато людей, способных мыслить даже масштабом России, не говоря о масштабе региональном, мировом, рассуждать в категориях Пространства и Времени.

Одно правительство сменяет другое. Каждый министр знает только своей «огород». Один толкует про финансы. Другой — про торговлю. Третий — про нефть и газ. Четвертый — про армию. Пятый — про науку. Шестой — про рождаемость. И так далее. А охватить ситуацию целиком никто из них не хочет или не может. Умные, образованные люди, но лишены масштабности мышления. А «наверху» нужны универсалы, энциклопедисты, способные видеть все и сразу в целом, как Путин. Тут нет ничьей вины, нет и моральной оценки. Подойти к этому факту надо научно: так устроен мозг человека и его душа — мы очень разные по своим способностям изначально. Каждый хорош только на своем месте, которое должно соответствовать масштабу личности. А зачастую главное в том, чтобы был «свой», пусть и не лучший. Хотя «лучший», но предатель — беда...

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Мне приходилось слышать от тех, кто «наверху», что в России слишком большое население, что его надо бы сократить. В 1990-е гг. премьер-министр Великобритании Д. Мейджор на одной из международных встреч заявил, что для России (с точки зрения экономической целесообразности — как рабочей силы и потребления пищи) достаточно около 50 млн человек.

Оглянемся вокруг: компании бабушек у подъездов и стариков в парках, режущихся в домино, куда многочисленнее, чем компании подростков. Молодежи в возрасте от 14 до 35 лет в России 39 млн, а пенсионеров — более 42 млн. Россия стареет на глазах, а тут еще демографическая яма, в которую мы падаем и будем ползти по ней, выходить из нее годы и годы. Средний возраст жителей в стране в 1989 г. составлял 34 года, а сейчас — 38,7. Демографы утверждают: 38-летняя нация — вымирающая. По прогнозу ООН, к 2050 г. средний возраст россиян составит. 50 лет.

Россия в «лихие 90-е» и далее теряла свое население, вымирала, ее демографический ресурс, а значит, и мощь страны, сокращались. При той огромной территории, которой она обладает, это грозило уже не только внутриполитической, но и геополитической проблемой, угрозой национальной безопасности. По уровню смертности Россия среди европейских стран в 1990-е гг. стояла на первом месте. Ситуация существенно улучшилась к 2017 г., а уровень смертности снизился на 17% (Список стран ... : Электронный ресурс), и тем не менее она по-прежнему остается тяжелой.

Согласно оптимистическим прогнозам, к 2100 г. население России может составить около 180 млн человек, но по пессимистическому сценарию оно сократится до

85 млн («К нам идет.», 2020: Электронный ресурс). И это результат «реформ» 1990-х гг. Факт, крайне неприятный для этих «реформаторов»: если в результате «реформ» людей умерло больше, а родилось меньше, это ведь приговор «реформам» и тем, кто их осуществлял, это бесспорно отрицательный показатель качества человеческого материала, взявшегося ввести страну в лоно цивилизации, свободы и демократии.

Как всегда, вокруг неприятных для власти явлений начинают кружить «интеллектуалы», готовые объяснить что угодно и как угодно, лишь бы за это сносно платили. Вымирание пытаются объявить естественным и даже закономерным, ссылаются на пример развитых европейских стран. Гуляет версия об «отложенной смертности», перешедшей на более поздние периоды после известной борьбы в СССР с пьянством и алкоголизмом. Депопуляцию, т. е. превышение смертности над рождаемостью, с последующим сокращением населения связывают с теорией о «конкурентном потреблении». Иными словами, вместо того чтобы рожать детей и тратиться на их воспитание и обучение, эгоистичные молодые люди расходуют средства на расширенное потребление, на красивую жизнь. Правда в этом есть, но дело не только в этом.

Любители красивой жизни были и в прошлые времена, но обвальная депопуляция в России началась в 1992 г., сразу после гайдаровской «шоковой терапии» и чубайсовской приватизации. С этого момента и до 2000 г. население страны сократилось почти на 3 млн человек (О России умирающей . : Электронный ресурс).

Корень всех проблем — в падении статуса семьи, морали и нравственности молодежи, в экономических, физиологических и психологических причинах. Главное все-таки в социально-экономической ситуации, в безумном социальном расслоении общества. Состоятельная молодежь (она же, как правило, наиболее предприимчивая, умная, образованная) не спешит заводить семью. Это касается как мужчин, которые удовлетворяют свои половые потребности на стороне, за деньги, так и молодых женщин, не надеющихся на нынешних мужчин и полагающихся на свои собственные профессиональные успехи и заработки. Тем и другим не до детей.

Большинство молодых людей, живущих средне и бедно, не могут завести потомство без существенного ухудшения материального положения своей семьи и родственников. Но если и решаются на этот шаг, то рожают одного-двух детей. А это даже не простое воспроизводство, имеющее коэффициент 2,15 ребенка на одну женщину. В 1990-е гг. этот коэффициент в России составлял — 1,5.

Больше всего детей рождается в бедных семьях. Нищета плодит нищету. Это главная тенденция, которая ведет к дальнейшему снижению качества человеческого материала. Проблема острейшая, можно сказать, запретная, если фиксировать не только ее социальный план, а пойти глубже.

Конечно, нищий в материальном плане далеко не всегда нищий умом и духом. Бывает совсем наоборот. Вот эту истину точно доказывать не нужно. Однако на «дно» в большинстве опускаются все-таки люди менее жизнестойкие, менее инициативные, менее здоровые физически и умственно. Разве это не так? А если нищета и бедность наследуются, то что происходит с организмом на биологическом уровне? Известно, что гены здоровья, гены интеллекта, гены жизнестойкости наследуются от поколения к поколению. Наверное, в ходе эволюции они могут портиться, а то и разрушаться совсем.

Когда-то механизм отбора в человеческом обществе был таким же естественным и жестоким, как в природе. Болезни и голод уносили жизни наименее сильных и наименее приспособленных. Из нескольких детей оставались жить два-три. Продвигались по жизни не только здоровые и сильнейшие физически, но и умнейшие, способные: ум, сноровка позволяли им больше зарабатывать, лучше питаться, учиться и учить детей. Качество человеческого материала тем самым поддерживалось на уровне сложности тех задач, которые возникали в ходе эволюции.

Но вот наступила эра научно-технического прогресса, который по своим последствиям противоречив. Развитие медицины, борьба за права человека и лучшие условия жизни существенно сократили смертность, увеличили выживаемость, продолжительность жизни человека. Вроде — хорошо! Но выживать, однако, теперь стали далеко не всегда сильнейшие и умнейшие. Качество человеческого материала стало падать, а задачи, которые ставит тот же самый НТП, многократно усложняются. Результат — все более низкое качество принимаемых решений и — новый виток усложнения Происходящего.

Современная генетика позволяет определить гены человека, отвечающие за ненормальности его организма (наследственные болезни, в том числе склонность к агрессии, а значит, преступлениям; изъяны ума, вредные привычки — курение, алкоголизм, наркотики и др.). На этом основании можно было бы принять меры, ограничивающие браки таких людей, но борцы за права человека тут как тут, а с ними «демократическое множество». Когда я думаю, что голос бомжей может стать решающим на выборах депутата, губернатора, а то и Президента России, мне становится жутковато: ведь именно таким образом в разряд «элиты» попадают воровские авторитеты, жулики и авантюристы, которые затем «правят бал». Более того, эта «элита» размножается.

Убежден, что настанет момент, когда вопрос о регулировании рождаемости станет в повестку законотворчества, смысл которого в том, чтобы разумно упорядочить этот процесс путем сознательного подбора родительских пар на основе изучения здоровья и вредных привычек вступающих в брак молодых людей. Говорят, что коль скоро вопрос умножения народонаселения в России стоит так остро, надо просто шире открыть границы для мигрантов, как в США и некоторых странах Европы. Дескать, места в России всем хватит.

Не выйдет: США — страна богатая, туда сбегает много интеллектуалов, к нам же едут безработные, голодные, малограмотные. Мигранты нарожают детей, это точно. Количественно население России быстро возрастет, но также быстро и еще ниже упадет качество человеческого материала.. Если мы всерьез говорим о высоких технологиях, о знаниевой экономике, то надо понимать, что они требуют ума и знаний, а не физической силы.

Нация должна обладать такой концентрацией желаемых физиологических, антропологических, интеллектуальных, психологических и духовных свойств, которые гарантировали бы ее выживание и качественное расширенное воспроизводство. Это две главные задачи.

Вдумайтесь в цифры. Из 67,9 млн российских мужчин в возрасте от 26 до 55 лет 358,4 тыс. — в тюрьмах, 5 млн — только учтенные алкоголики, около 460 тыс. человек, в большинстве молодые, постоянно употребляют наркотики. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия находится на первом мес-

те в мире по курению среди подростков (10-12 лет): 33% среди них являются постоянными курильщиками. Вследствие «шоковой терапии» 1990-х гг. 70% населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального стресса. На 20% за пять лет, по данным Минздрава, выросло число детских психических расстройств. Проблемы с психическим здоровьем имеют 15% детей, 25% подростков и до 40% призывников. Мало здоровой молодежи, все меньше полноценных браков и здоровых людей. Итог: каждое последующее поколение менее здорово, чем предыдущее.

Однако понятие здоровья не сводится к отсутствию болезней или немощи. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Такому требованию не соответствует ни одна страна в мире. Но это не утешает: российская нация больна по всем трем статьям.

Возникает сакраментальный вопрос: «Что делать?..» Вот уже который год руководство страны пытается преодолеть хаос, неразбериху и коррупцию, воцарившиеся с момента «шоковой терапии» и воровской приватизации, но воз и ныне там. Самодурство чиновников, бюрократизм и волокита стали нормой государственной жизни и едва ли не добродетелью. Дети и молодежь зачастую так и остаются брошенными государством. Что впереди?..

Мир уже давно движется к какому-то новому состоянию. Уже давно понятно, что результатом длящегося уже многие десятилетия хаоса и финансово-экономических кризисов должна стать новая геополитическая конфигурация, новая экономическая и цивилизационная картина мира. Россия может занять в том неведомом пока мире видное место, если пойдет вперед своим путем, своим умом, учитывая и вбирая все лучшее, что есть в мире, но развиваясь изнутри самой себя, на основе собственных ценностей и смысла бытия. Ибо система социальных, религиозных и мировоззренческих ценностей — как национальных, так и общечеловеческих — разрушена. Нет ни одного высшего принципа, ни одной идеи высшего порядка, которые бесспорно владели сознанием хотя бы большинства российских народов, не говоря уж обо всем человечестве.

В молодежной массе пробуждается воля к защите национальных интересов не только от внутренних мелких и крупных хищников, рвущих куски от тела России, но и от внешнего натиска. Из новых поколений должен вырасти Реформатор, четко сознающий страстное ожидание своих ровесников создать российскую нацию. И он явился!..

ЗА ПУТИНА, ЗА ПРАВДУ, ЗА ПОБЕДУ!

10 лет назад, в 2012 г. на президентских выборах я принял осознанное решение, сделал свой личный выбор — это Путин. И жизнь подтвердила правильность этого шага.

Почему?

Приведу некоторые основные факты, на которые я опирался в своих рассуждениях о В. В. Путине.

Нынешняя молодежь даже представить себе не могла того ужаса, в котором находилась Россия в «лихие 90-е».

Страна лежала в разрухе, а дела шли все хуже — фактически Россия находилась уже под внешним управлением США: во всех министерствах и ведомствах сидели американские надсмотрщики — «советники» из ЦРУ.

Перестали работать десятки тысяч заводов и фабрик, их раздали под барахолки и склады. Пропали отечественные товары и продукты. Половина населения страны превратилось в «челночников», а вторая половина — в торговцев. Питались с огородов, у кого они были.

Россию захлестнула организованная преступность. В каждом городе — по несколько банд. В Москве лютовали «солнцевские», «люберецкие», «перовские», а всеми жестоко верховодили грузинская, азербайджанская и армянская мафии.

Как низко упали тогда в цене человеческая жизнь и мораль!.. Подростки и многие молодые люди мечтали попасть в банду «братков», а девчонки толпами шли на панель, уезжали «танцевать» в зарубежные бордели.

На глазах разваливалась лучшая в мире армия, за гроши продавались за рубеж подводные лодки, корабли, танки, самолеты, ракеты, военные секреты. Изголодавшиеся и исхудавшие солдатики попрошайничали на улицах Москвы. На каждом углу, в каждом переходе — калеки, старухи и старики с протянутой рукой.

Шла война в Чечне, кровоточил весь Северный Кавказ.

Буйствовал ураган сепаратизма: уже были приняты конституции в Татарской и Башкирской республиках, обсуждались проекты конституций Дальневосточной, Сибирской, Уральской республик; о независимости от «центра» поговаривали в ряде областей, краев и автономий. Огромная страна могла вот-вот разлететься на части.

И только благодаря уму, воле и энергии Путина распад России был предотвращен, выстроена властная вертикаль. Все местные законы приведены в соответствие с федеральными. Страна стала управляемой.

То время хаоса, анархии и беспредела, через которое Россия прошла в 1990-е гг., сопоставимо с самыми страшными катаклизмами ее истории: со Смутой XVII в., с наполеоновским нашествием, с Гражданской войной и гитлеровской агрессией. Потому что всякий раз стоял вопрос: быть или не быть стране и ее народу? Экономические потери от разрушений «лихих 90-х» сопоставимы с утратами в Великой Отечественной войне.

Вот такое «наследие» мало кому известный тогда человек по фамилии Путин принял от первого президента РФ Б. Н. Ельцина.

Вскоре Россия и мир почувствовали, насколько значителен интеллектуальный, духовный и волевой потенциал В. В. Путина: он очень быстро становился подлинным главой государства, одним из самых ярких политических лидеров мира. День за днем совершал знаковые поступки, принимал воистину исторические решения.

В 2000 г., и только благодаря Путину, появился наконец-то Гимн России с новыми словами и прежней могучей музыкой Александрова. Гимн — это не пустяк! Это символ государственного единства. Ельцин не мог решить этот вопрос целых девять лет.

Благодаря воле Путина была прекращена война в Чечне.

Путин привел в чувство и поставил на место олигархов, которые при Ельцине практически «рулили» государством, заставил удариться «в бега» Гусинского и Березовского, отправил за решетку Ходорковского.

У Путина хватило мужества и мудрости произнести в Президентском послании 25 апреля 2005 г. очень нужные для понимания узлового момента истории нашей страны слова: «.следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой XX века. Для российского же народа оно стало

настоящей драмой». Если вдуматься, это сразу оценка и горбачевской «перестройки», и ельцинских «реформ», и участия внешних сил в этой катастрофе века.

Мир был поражен отвагой Путина, когда 10 февраля 2007 г. на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности он прямо в лицо сидевшим перед ним президентам всех развитых стран и руководству НАТО сказал, что модель однополярного мира во главе с США неприемлема, что Россия начинает создавать с Китаем, Индией и другими странами новые полюса геополитики.

Строители «нового мирового порядка» стиснули зубы: «Да как он смеет говорить нам такое, этот Путин? Он встает на нашем пути! Он против наших планов! Такой Президент России нам не нужен!»

И вот в Россию 8 марта 2011 г. прилетает в то время вице-президент, а ныне — Президент США Джозеф Байден. 10 марта он встретился с Путиным и без тени смущения передал мнение тогдашнего Президента США Барака Обамы и стоящей за ним Денежной державы, что Путину не следует участвовать в предстоящих президентских выборах.

Как назвать этот шаг? Наглость? Вмешательство во внутренние дела России? Можно. Но — слабовато. Это — намек на возможную интервенцию. Ведь позади уже целый ряд цветных революций на постсоветском пространстве, организованных США; в памяти свежи бомбежки Ирака, Афганистана, Ливии. В те дни готовился экспорт американской «демократии» в Сирию.

С Россией, конечно, все было посложней, но опыт спецопераций и военных агрессий США уникален. Стало ясно: нам нельзя расслабляться!

Пафос моих слов я обращаю и к людям старших поколений: сказанное мною происходило на их глазах. Может, кое-что и подзабылось. Но если это глаза честного человека, то вспомнится. Ужаснитесь и удивитесь: как мы прошли сквозь все ЭТО? Тут роль В. В. Путина огромна, бесценна.

Ну а те, кому сейчас 25 лет и даже под 30, как быть им? Ведь в те времена, о которых я говорю, они были малышами или подростками. Спросите старших в семье, правду ли я говорю. Но постарайтесь понять: все было именно так, а стало не идеально, но все-таки гораздо лучше.

И поймите еще одно: именно на вашем незнании и непонимании вас и сегодня пытаются заманить на митинговые площади, затащить в социальные сети и использовать в своих «болотных» целях «оппозиционеры», получающие инструкции и деньги в американском посольстве. США нужна послушная Россия, с которой они могли бы делать все что хотят. Вот и вся их «демократия», вот и вся суть их «свободы». Ну а многие «оппозиционеры» и гениальствующие правдолюбы типа А. С. Ципко — их верные псы.

Отработав два президентских срока, Путин вывел Россию из полного мрака, поднял с колен и превратил в совсем другую, улучшенную страну, с другим отношением к России внешнего мира, который уже не смеет потешаться над нами, как это было при Ельцине.

Перемены к лучшему, незаметные для глаза за годы нахождения Путина во власти, произошли в большинстве сфер жизни. Есть множество цифр, подтверждающих это. Я не стану их приводить.

Конечно, остается еще много проблем — острейших, жгучих, нетерпимых. Безмерная коррупция. Чиновничье удушье. Бедность и нищета десятков миллионов людей. Кавардак в ЖКХ, здравоохранении и образовании. Об этом мной написано

немало статей и десятки книг. Кто хочет убедиться в этом, зайдите на мой сайт www.ilinskiy.ru.

.В начале февраля 2012 г. постановлением ЦИК РФ в числе 499 граждан России я был утвержден доверенным лицом В. В. Путина — кандидата на должность Президента Российской Федерации. 7 февраля в Политехническом музее Путин встретился с нами. Встреча длилась четыре с половиной часа. Путин ответил на 32 вопроса. На каждый их них он дал развернутые ответы, которые я по сложившейся привычке протоколировал, и сейчас могу сказать: все, что он обещал сделать, как правило, выполнено.

На той встрече я спросил Путина: «Почему в таком упадке оборонная промышленность, ракетостроение, стратегическая авиация и вообще — состояние нашей армии?» Путин ответил, что на перевооружение армии до 2020 г. выделяется 23 трлн рублей. Думаю, не надо доказывать, что в этой области произошли огромные перемены. Операция в Сирии показала это.

Был мой вопрос о развитии Дальнего Востока. Путин отвечал на него серьезно и развернуто, подчеркнув, что недопустимо монозаселение китайцев вдоль границы нашей страны; что необходимо создавать крупную корпорацию со 100%-ным государственным капиталом для развития Дальнего Востока. Важно, чтобы люди оттуда как минимум не уезжали. Нужно заселять Дальний Восток, ведь такое огромное пространство — это предмет зависти и алчности Запада.

10 декабря 2012 г. состоялась вторая встреча доверенных лиц с В. В. Путиным, где он объявил о том, что оставляет всех своих доверенных лиц в этом статусе до истечения срока его президентских полномочий в марте 2018 г. В этот раз я подошел в Путину, который продолжал стоять на сцене после ответов на вопросы: «Владимир Владимирович, меня волнует ситуация с законом "Об образовании в Российской Федерации"». — «А в чем проблема? Законопроект в Думе», — заметил Путин. «Знаю, — ответил я. — Но это не закон "Об образовании в Российской Федерации", а закон "Об обучении"». — «Как так?» — удивился Президент. «А вот так: образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Так сказано и в глоссарии проекта. Но из 111 статей законопроекта в нем нет ни одной статьи о воспитании», — сказал я.

«Это неправильно! Нужно что-то делать!» — горячо отреагировал Путин. «Конечно! — согласился я. — Что мог, я уже сделал: выступал в комитетах Госдумы, Совета Федерации, в СМИ — без толку. Теперь вот подошел к Вам, главе государства, и прошу: "Сделайте что-нибудь!"»

Уже через несколько дней, выступая с ежегодным Посланием Федеральному Собранию РФ, Путин произнес фразу: «Школа должна не только обучать, но и воспитывать!» А на встрече с учителями школ Президент заметил: «Обучение — дело, безусловно, важное, но воспитание — важнее». В 2015 г. Правительство РФ утвердило Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В 2020 г. В. В. Путин внес в Госдуму РФ законопроект о включении воспитания в систему российского образования. Вскоре Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации.

А возвращение Крыма в родную гавань? А создание таких международных организаций, как БРИКС (союз России, Бразилии, ЮАР, Китая и Индии), Евразий-

ский экономический союз (в его составе Казахстан, Беларусь, Россия, Киргизия и Армения), других платформ для экономического, технологического и прочих видов сотрудничества государств?

Путин вывел Россию из полного мрака, коренным образом изменив отношение к ней всего внешнего мира.

На третьей встрече с доверенными лицами 30 декабря 2017 г. Владимир Владимирович говорил о том, что в нашей жизни, во внутренней политике государства еще много проблем, требующих срочного решения.

Но сейчас не место и не время развивать эту тему.

Произошли события, принципиальным образом изменившие жизнь в нашей стране и в мире.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 февраля 2022 г. В.В.Путин подписал Указ №71 «О признании Донецкой Народной Республики» и Указ №72 «О признании Луганской Народной Республики». 22 февраля 2022 г. Госдума РФ и Совет Федерации РФ приняли федеральные законы №15-ФЗ «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой» и №16-ФЗ «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой».

24 февраля 2022 г. состоялось телевизионное обращение Президента РФ В. В. Путина к гражданам России в связи с ситуацией в Донбассе и на Украине в целом и вопросами обеспечения безопасности самой России в условиях недопустимого выхода НАТО к ее границам.

В своем обращении Президент РФ объяснил причины, которые привели к такому решению. Одной из главных причин, как заявил Главнокомандующий Вооруженными силами РФ В. В. Путин, является уклонение руководства Украины от Минских соглашений, неоднократное проведение военных карательных операций на территориях ДНР и ЛНР киевскими властями, притеснение русских и русскоязычных граждан в этих республиках. В течение восьми лет на территориях ДНР и ЛНР люди жили под обстрелами, в разрушенных домах, сотни людей были убиты и ранены.

Долгие годы Россия делала все для того, чтобы разрешать названные проблемы мирными средствами.

Однако в последние месяцы 2021 г. на границах ДНР и ЛНР скопилась критическая масса украинских войск и вооружений наступательного характера, поставляемого США и европейскими государствами. В этой ситуации иного выхода, кроме начала специальной военной операции с целью обеспечения безопасности ДНР и ЛНР, а также и самой России, не оставалось.

Целями военной спецоперации, как заявил В. В. Путин, являются демилитаризация, денацификация, нейтральный статус Украины в отношении со всеми странами, признание ДНР и ЛНР суверенными государствами, а Крыма — неотъемлемой частью российской территории.

Мы вступили в новую историческую реальность революционного характера.

Отдавая должное делам Президента Российской Федерации В. В. Путина, которые он совершил, и его выдающимся личным качествам, подавляющее большинство жителей страны (по итогам соцопросов — более 80%) верят в то, что опыт и знания Президента позволят ему и дальше принимать правильные решения во благо России.

СТАВКА — НА МОЛОДЕЖЬ!

Как и в годы советской власти одним из главных выходов из кризисной ситуации я вижу в разработке научно обоснованной и сильной государственной детской и молодежной политики.

Но прежде (и это первое) необходимо разработать стратегию развития нации по всем направлениям общественной жизни, внутренней и внешней политики, частью которой должна быть стратегия битвы за молодежь, противостояния нашему противнику. Повторюсь: молодежь — это главный ресурс нации, не менее важный, чем все наши сырьевые запасы.

Трагизм ситуации заключается в том, что те немногие (совсем немногие!) из граждан, которые понимают смысл и закулисье происходящего и осмеливаются говорить правду, тут же объявляются «алармистами», превращаются в посмешище, объявляются конспирологами, консерваторами, «вечно вчерашними».

Второе. Необходим совершенно новый, предельно широкий взгляд на молодежь и молодежную политику не в традиционном социологическом, а в глобальном политическом и геополитическом аспектах.

Новый подход к молодежи и молодежной политике требует мыслить категориями Пространства и Времени, рассматривать молодежь как еще незрелый «плод» нации, который надобно вырастить, а молодежную политику — как главный инструмент общества и государства по выращиванию этого «плода», исправлению, образованию нации в соответствии с теми идеальными представлениями о человеке и нации, которые должны быть у России.

Такой подход требует рассматривать молодежную политику как центральный вопрос национальной безопасности. Положение дел с детьми и в молодежной среде, состояние духовного и нравственного, а не только физического здоровья новых поколений следует рассматривать как один из основных показателей национальной безопасности страны со всеми вытекающими отсюда следствиями. Молодежная политика — это центральное звено политики национальной безопасности, берущей начало в настоящем и обращенной — от поколения к поколению — в далекое будущее.

Такой предельно широкий взгляд на молодежную политику — государственную и общественную — означает, что из разряда узких и маргинальных направлений деятельности, каковой она является ныне (в основном помощь безработным, инвалидам, различным группам риска и прочим девиантным слоям молодежи), финансируемой по остаточному принципу, молодежная политика должна быть превращена в ведущее звено всего социально-гуманитарного направления жизни общества и государства. В таком понимании молодежная политика как бы поглощает, стягивает все основные направления: новой демографической политики, системы образования, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения, средств массовой информации и т. д., которые должны обслуживать ее цели и задачи.

Такой подход к пониманию молодежной политики означает, что возглавлять и контролировать это направление деятельности должна фигура, ответственная перед всей российской нацией, т. е. Президент России. В его непосредственном подчинении должен находиться соответствующий специальный Общественно-государственный совет, призванный координировать все человекообразующие и об-ществообразующие структуры.

Такой подход, как покажется многим, ставит все с ног на голову (а как же экономика?!), хотя на самом деле — с головы на ноги. Для того чтобы это произошло, надобно осуществить большой поворот в сознании всего общества.

Третье. Под этим углом зрения следовало бы провести масштабное социологическое исследование в молодежной среде, подготовить специальный доклад с участием ФСБ и Службы внешней разведки с тем, чтобы обсудить его на заседании Совета безопасности, где принять соответствующую доктрину противостояния информационной и психологической войне, которая ведется против России.

Стратегию холодной войны с СССР, в частности информационной и психологической войн, определяли в США не ЦРУ, не Государственный департамент или какие-то иные структуры, а именно Национальный совет безопасности. Иначе говоря, холодная война рассматривалась как вопрос национальной безопасности США.

Четвертое. Определить молодежную политику как основной инструмент решения стратегической задачи — исправления и выработки новых положительных качеств русской нации — нации титульной, осевой.

Необходимо поднять дух народа, возбудить в молодежной среде веру в лучшее будущее России. Опорой в решении этого вопроса должна стать национально ориентированная, патриотически настроенная часть молодежи, которой надо оказать всемерную политическую, моральную, правовую и финансовую поддержку.

Надо помочь молодежи осознать свою историческую ответственность за спасение и будущее России. Для молодежи настал момент истины. В течение всех после-перестроечных лет за Россию боролись в основном старшие поколения. Они сделали что могли — сохранили целостность страны. Молодежь должна активно включаться в политику, идти во власть. И старшие поколения должны активно содействовать тому, чтобы в духовную, политическую и деловую элиту попадали достойные представители молодых поколений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«К нам идет.» Социолог оценил прогноз ООН о населении России [Электронный ресурс] // Радио Sputnik. 03.03.2020. URL: https://radiosputnik.ria.ru/20190618/l555677417. html (дата обращения: 01.06.2022).

Глэд, Д. (2005) Будущая эволюция человека. Евгеника двадцать первого века / пер. Ф. Сар-нов. М. : Захаров. 169 с.

Комсомольская правда (2009) 15 июня.

О России умирающей и гибнущей [Электронный ресурс] // LiveJournal. URL: https:// a-nalgin.livejournal.co m/1377600.html (дата обращения: 01.06.2022).

Сдерживание. Документы американской внешней политики 1945-1950 гг. (2006) // Главный противник: документы американской внешней политики и стратегии 1945-1950 гг. / сост. и автор вступ. ст. И. М. Ильинский. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 501 с.

Список стран по уровню смертности населения [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_ %D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D1%83%D1%80%D0%BE% D0%B2%D0%BD%D1%8E_%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%BE%D 1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0 %B8%D1%8F (дата обращения: 01.06.2022).

Дата поступления: 10.06.2022 г.

YOUNG PEOPLE AND NATION BUILDING I. M. Ilinsky Moscow University for the Humanities

In his paper, prominent social philosopher, Rector of Moscow University for the Humanities I. M. Ilinsky discusses the issue of educating and upbringing young people in the context of the building of a new Russian nation. According to the author, the problems facing modern Russian society today are rooted in Perestroika and its subsequent reforms of the 1990s. That period witnessed the degradation of the education system and of all other spheres of life of Russian society. The paper considers a large number of issues including education, upbringing, shaping human potential, cooperation between Russia and the West, and the demographic challenge. The author commends the role of President Putin in consolidating Russian society and statehood. The solution to the crisis, proposed by the paper, lies with the implementation of a strong youth policy designed to create active, self-sufficient, educated, patriotic man of great insight.

Keywords: Russian society; young people; education; Russia and the West; reforms; youth policy

REFERENCES

«K nam idet...» Sociolog ocenil prognoz OON o naselenii Rossii (2020) Radio Sputnik [online] URL: https://radiosputnik.ria.ru/20190618/1555677417.html (accessed: 01.06.2022). (In Russ.).

Gle'd, D. (2005) Budushhaya e'volyuciya cheloveka. Evgenika dvadczat'pervogo veka/ transl. from English by F. Sarnov. Moscow, Zaxarov. 169 p. (In Russ.).

Komsomol'skaya Pravda (2009) June 15. (In Russ.).

O Rossii umirayushhej i gibnushhej. LiveJournal. [online] URL: https://a-nalgin.livejournal. com/1377600.html (accessed: 01.06.2022). (In Russ.).

Sderzhivanie. Dokumenty' amerikanskoj vneshnej politiki 1945-1950 gg. (2006) In: Glavny'j protivnik: dokumenty' amerikanskoj vneshnej politiki i strategii 1945-1950 gg. / comp. and intr. article by I. M. Il'inskij. Moscow, Moscow Univ. for the Humanities. 501 p. (In Russ.).

Spisok stran po urovnyu smertnosti naseleniya. Wikipedia [online] URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80% D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8E_ %D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D 0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F (accessed: 01.06.2022). (In Russ.).

Submission date: 10.06.2022.

Ильинский Игорь Михайлович — доктор философских наук, профессор, ректор Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-78-78. Эл. адрес: [email protected]

Ilinsky Igor Mikhailovich, Doctor of Philosophy, Professor, Rector, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-78-78. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.