Научная статья на тему 'Молодежь эпохи Интернет на пороге взрослой жизни: социологический анализ'

Молодежь эпохи Интернет на пороге взрослой жизни: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1823
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ / INFORMATIZATION / INTERNET / SOCIALIZATION / GRADUATE SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бойко Н. Л.

В статье исследуется влияние современных информационно-коммуникационных технологий на жизнь современной молодежи. Анализируется включенность молодежи в информационное общество. Рассматриваются возможности влияния Интернета на формирование жизненных установок выпускников школ на пороге взрослой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG PEOPLE OF THE INTERNET-EPOCH ON THE THRESHOLD OF ADULT LIFE: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The influence of informatively-communication technologies on life of modern youth is investigated in the given article. The inclusion of young people in informative society is analyzed. Possibilities of the Internet impact on the formation of life attitudes of graduate school students on the threshold of adult life are examined.

Текст научной работы на тему «Молодежь эпохи Интернет на пороге взрослой жизни: социологический анализ»

Н. Л. БОЙКО,

кандидат социологических наук,

Институт социологии НАН Украины, г. Киев

МОЛОДЕЖЬ ЭПОХИ ИНТЕРНЕТ НА ПОРОГЕ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье исследуется влияние современных информационно-коммуникационных технологий на жизнь современной молодежи. Анализируется включенность молодежи в информационное общество. Рассматриваются возможности влияния Интернета на формирование жизненных установок выпускников школ на пороге взрослой жизни.

Ключевые слова: информатизация, Интернет, социализация, выпускники школ.

Наиболее характерной чертой нашего времени можно назвать революционное развитие информационных технологий, которые незаметно интегрировались во все сферы современного общества, став неотъемлемым атрибутом современной жизни. Развитие информационного общества, современных информационно-коммуникационных технологий кардинально меняет мир, открывает новые возможности в жизни современного человека. Изучение вопросов вхождения в новый информационный мир является актуальной, но все еще малоизученной проблемой современного научного дискурса. На сегодняшний день еще остаются малоизученными закономерности освоения интернет-технологий, обусловленные и возрастной, и поселенческой, и образовательной спецификой. Заметим, что 1 декабря 2012 г. исполнилось 20 лет с момента официального делегирования Украине домена иА. А это значит, что в стране уже выросло целое цифровое поколение, которое не представляет жизнь без компьютера, мобильного телефона, Интернета.

Для анализа включенности молодежи в информационное общество мы выделили группу выпускников школ. Такой выбор был обусловлен тем, что, с одной стороны, они в силу своего возраста (16-17 лет) уже несомненно принадлежат к цифровому поколению, а с другой - важностью данного возрастного периода для становления личности, учитывая возрастной период ее активной социализации. Именно взаимосвязь данных важнейших характеристик группы выпускников школ и обусловила наш научный интерес и цель данного исследования - изучение особенностей вхождения данной молодежной группы в новую социальную реальность и рассмотрение возможности влияния современных информационно-коммуникационных технологий на важнейшие жизненные приоритеты современных выпускников школ на пороге взрослой жизни.

Теоретико-методологической основой данного исследования выступили основные положения классических работ Л. Выготского, Т. Парсонса, К. Ман-хейма, М. Мид, Р. Мертона, а также работ отечественных социологов Н. Головатого, И. Мартынюка, Н. Перепелицы о молодежи как особой социально-возрастной группе, имеющей транзитивный социальный статус и находящейся на стадии активной социализации и социальной интеграции в общество. Вопросы становления нового поколения в условиях глобальных изменений ХХ1 в. в своих работах поднимают Е. Баткаева, Н. Бойко, И. Ильинский, В. Лисовский, Б. Малинковский, О. Фаблинова и др.

Кроме того, базовыми для исследования выступают и работы классических теоретиков информационного общества З. Баумана, Д. Белла, М. Ка-стельса, М. Маклюэна, Г. Рейнгольда, Э. Тоффлера. Их идеи нашли свое дальнейшее развитие в работах наших современных социологов Н. Бойко, С. Бондаренко, Е. Горошко, Д. Иванова, И. Мальковской, Н. Хозяевой, А. Чу-гунова, В. Щербины а также психологов О. Арестовой, Л. Бабанина, А. Вой-скунского, Е. Журавлевой, Г. Солдатовой и др.

Как справедливо утверждает М. Кастельс, сегодня можно смело говорить о наступлении информационно-технологической эры, причем информационно-технологическая революция спровоцировала возникновение информацио-нализма как материальной основы нового общества [1]. При этом производство благ, осуществление власти, создание культурных кодов, формирование норм и ценностей становятся зависимыми от технологических возможностей общества с информационной технологией в качестве их базисного основания. Происходит становление и развитие электронных сетей как динамичной, са-моразвивающейся формы организации человеческой активности, трансформирующей все области общественной и экономической жизни. Реально Интернет сегодня выступает условием, инструментом современной жизни, влияющим на все стороны жизнедеятельности общества, и этого нельзя недооценивать. Так, Э. Тоффлер, характеризуя новые тенденции в современном обществе, отмечает, что «новая цивилизация несет с собой новые семейные отношения, иные способы работать, любить и жить... Миллионы людей уже настраивают свою жизнь в соответствии с ритмами завтрашнего дня» [2, с. 31]. Заметим, что свою книгу «Третья волна» Э. Тоффлер написал более десяти лет назад, и описанные «ритмы завтрашнего дня» уже стали реальностью дня сегодняшнего. Анализируя основные характеристики постиндустриального общества, Д. Белл акцентирует внимание на освобождении технологии от своего «императивного» характера, отмечая, что современные технологии открывают множество альтернативных путей для достижения уникальных и вместе с тем разнообразных результатов [3]. А З. Бауман, рассматривая особенности активного «вторжения» информационных технологий в современную жизнь, отмечает освобождение от институциональных, традиционных групповых рамок, вызванное данными процессами [4]. Такие кардинальные изменения в социальном устройстве современного общества привносят значительные из-

менения и в процесс социализации, формирования жизненных установок наших современников, трансформируя и сам процесс, и активных агентов социального влияния.

Данные особенности и тенденции развития современного общества заставляют задуматься о том, какое место занимают новейшие информационно-коммуникационные технологии в жизни молодежи. Актуальность данного понимания возрастает в молодежной группе выпускников школ, учитывая значимость данного возрастного этапа для личностного становления человека: молодость - это время активного социально-культурного формирования человека. Так, Н. Перепелица, например, рассматривая основные этапы становления молодой личности, отмечает такие главные периоды в жизни молодежи: период поиска, когда человек активно формируют свое представление о том, кем и каким он хочет быть; период интеграции в общество, когда человек активно ищет свою социальную нишу, начинает свою трудовую и общественно-полезную деятельность; период начала интенсивной творческой самореализации в социуме, который завершает процесс социализации молодого человека [5].

Сегодня важнейшие периоды становления молодой личности проходят в новом информационном обществе, ведущим инструментальным компонентом и атрибутом которого для современной молодежи становится новое информационно-коммуникационное пространство - Интернет. Он открывает молодежи огромные возможности для приобретения знаний и социальных навыков, а высокая обучаемость, гибкость и социальный динамизм, характерные для данной возрастной группы [6], позволяют им гораздо быстрее, чем взрослым, осваивать новые технологии, обретая новый социальный статус -цифрового поколения. Информационное общество несет кардинальные изменения в социально-культурной среде современного человека - возникают новые социальные отношения, новые социальные и культурные приоритеты и предпочтения. Все это актуализирует необходимость и более глубокого социологического анализа влияния Интернета на молодежь. Готова ли она к восприятию данного атрибута современной жизни как позитивного инструмента повышения своего образовательного, интеллектуального, коммуникативного уровня, как инструмента оптимизации саморазвития, самореализации и интеграции в общество?

Наш анализ базируется на результатах всеукраинского социологического исследования, проведенного под руководством Е. Злобиной отделом социальной психологии Института социологии НАН Украины совместно с Институтом педагогики НАПН Украины. Опрос проводился в сентябре-октябре 2011 г. Были опрошены выпускники гимназий, колледжей, лицеев, специализированных и общеобразовательных школ Украины с различной общей успеваемостью учеников во всех регионах и типах поселения (большие города, малые города и село). Генеральная совокупность включала учеников, которые продолжали обучение в 11 выпускном классе школы в 2011/12 учебном году

Взрослое население (от 18 лет и старше)

45

Выпускники школ

89,6

О

20

40

60

80

100

Рис. 1. Пользователи Интернета среди выпускников школ и взрослого населения Украины

(2011 и 2012 гг. соответственно), %

на территории Украины. Выборка квотная, двухступенчатая (регион, тип поселения) составила 1013 учеников выпускных классов школ. Погрешность выборки составляет 3,2 %. Данное исследование позволило нам получить социологический портрет молодого поколения на пороге взрослой жизни, а также исследовать место Интернета в их жизни, обозначить особенности вхождения данной молодежной группы в современный глобальный информационный мир. Необходимо отметить, что в нашем социологическом анализе кроме результатов опроса выпускников школ используются также результаты всеукра-инского социологического мониторинга «Украинское общество», который проводится Институтом социологии НАН Украины с 1992 г. Динамика развития информационного общества в Украине изучается нами, начиная с 2002 г. [7].

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что современные выпускники школ являются активными пользователями Интернета. Почти 90 % выпускников школ отметили, что пользуются Интернетом, тогда как по результатам мониторинга НАНУ среди взрослого населения страны (от 18 лет и старше) в 2012 г. пользователями Интернета назвали себя 45 % респондентов (рис. 1).

Несложно заметить, что количество пользователей Интернета среди выпускников школ почти вдвое превышает количество «взрослых» пользователей сети. Действительно, Интернет открывает подросткам огромные возможности, а учитывая их тягу к новому и высокую инновационную обучаемость, освоение новейших технологий происходит намного быстрее и эффективней, чем у взрослого населения страны. Наш анализ показал, что пользование Интернетом среди выпускников намного меньше зависит от их места проживания, чем среди взрослого населения страны. Так, по результатам исследования среди выпускников школ разрыв между количеством пользователей в больших городах и сельской местности намного меньше, особенно если сравнивать эти показатели среди школьников с тенденциями среди взрослого населения страны. В больших городах пользуются Интернетом 94,8 % школьников выпускных классов, в малых городах - 92,8 %, в сельской местности - 79,7 %. Среди взрослого населения страны в 2012 г. Интернетом пользовались 58 % жителей больших городов, 47,5 % жителей малых городов и 25,3 % сельских

жителей. И это несмотря на то, что Интернет в Украине сегодня уже перестает быть атрибутом жизни исключительно больших городов - происходит постепенное стирание территориальных границ его доступности. Школьники малых городов и сел получают сегодня больше возможностей для активного использования Интернета. Однако необходимо заметить, что данная проблема пока не решена полностью, и в первую очередь это ощущается в молодежной группе. Так, среди сельских школьников наибольший процент «потенциальных пользователей» Интернета, т. е. тех респондентов, которые отмечают, что «имеют потребность, но не имеют возможности пользоваться Интернетом» - 16,9 % против 4,4 % среди школьников выпускных классов в больших городах (среди взрослого населения «потенциальных пользователей» - 10,3 % среди жителей сел и 6,6 % среди жителей больших городов).

Выявлены и определенные различия пользователей Интернета среди выпускников школ, связанные с типом учебного заведения, в котором учатся школьники выпускных классов, а также успеваемостью учеников. Так, по результатам исследования больше всего пользователей Интернета среди учеников гимназий (94,2 %), лицеев (94,8 %), специализированных школ (96,2 %), тогда как среди учеников выпускных классов средних школ - 86,4 %. Успеваемость школьников также оказалась тем фактором, который продемонстрировал определенные различия по данному показателю. Необходимо уточнить, что в Украине действует 12-балльная шкала оценивания знаний школьников, где 10-12 баллов соответствуют «5» по прежним стандартам, 7-9 баллов соответствуют «4» и 5-6 баллов - это «3». Оказалось, что пользователей Интернета больше среди более успевающих учеников: 91,9 % среди учеников, чья общая успеваемость колеблется между 10-12 баллами, и 80,2 % среди учеников, чей средний общий уровень успеваемости составляет 5-6 баллов. Что может свидетельствовать и о том, что Интернет не является тем фактором, который отвлекает школьников от учебы.

Одним из важнейших показателей темпов и качества построения информационного общества является интернет-активность пользователей. И в значительной степени этот показатель определяется доступностью и интенсивностью использования сети. Заметим, что по результатам исследования выпускники школ, имеющие доступ к сети, являются постоянными пользователями Интернета, т. е. практически все респонденты данной группы отметили, что пользовались Интернетом в течение последних 30 дней. Однако существуют довольно значительные различия среди выпускников школ, связанные с местом пользования Интернета.

Отметим, что место пользования Интернета в значительной степени определяет и качество его использования. Беспрепятственный доступ к сети расширяет возможности пользователя, позволяя более качественно, регулярно и пролонгированно пользоваться возможностями Интернет-сети с учетом его индивидуальных интересов и потребностей. Домашний доступ минимизирует ограничения и препятствия, которые возникают, например, при пользо-

вании Интернетом в учебном учреждении или интернет-кафе - ограничение времени пользования, ограничения руководителя (учителя) в пользовании теми или иными ресурсами и т. д. Имея домашний Интернет, мы получаем гораздо больший уровень свободы его использования, который не ограничивается ни временными, ни административными, ни денежными рамками. Какова же ситуация с доступом к Интернету среди учеников выпускных классов, можно увидеть из табл. 1.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Пользуетесь ли Вы Интернетом?», %

Варианты ответов Выпускники школ

Не имею потребности и никогда не пользуюсь 1,9

Имею потребность, но не имею возможностей пользоваться 8,5

Пользуюсь дома 80,5

Пользуюсь в компьютерном классе учебного заведения 21,9

Пользуюсь в интернет-кафе, компьютерном клубе и т. п. 14,2

Пользуюсь с помощью мобильного телефона в любом месте 36,1

Пользуюсь в доме друзей, знакомых, родственников 24,8

Другое 0,8

Можно отметить, что подавляющее большинство учеников выпускных классов пользуются Интернетом дома. Причем домашний Интернет является приоритетным местом пользования для всех опрошенных выпускников школ. Однако следует отметить определенную специфику мест использования Интернета, обусловленную местом проживания школьников (тип поселения).

Результаты исследования показывают, что обеспечение домашним Интернетом среди выпускников школ, отметивших, что они являются пользователями сети, выше среди школьников малых и больших городов по сравнению с сельской молодежью. Более низкая обеспеченность домашними компьютерами, подключенными к Интернету, «заставляет» сельских школьников активно искать другие каналы использования Интернета. Это наглядно демонстрируют полученные результаты анализа, представленные на рис. 2.

Пользователи Интернета, проживающие в сельской местности, чаще выходят в сеть с помощью мобильных телефонов, в компьютерных классах учебных заведений, в интернет-кафе, компьютерных клубах, а также у друзей и знакомых. Конечно, такие тенденции не могут не отразиться и на качестве использования Интернета, на тех задачах, которые могут себе позволить решать школьники с помощью сети, пользуясь тем или иным каналом подключения.

Анализ целевой активности пользователей Интернета свидетельствует о высокой активности молодежи в сети, разностороннем и разноплановом ее использовании. Причем необходимо заметить, что сетевая активность выпускников школ связана не только с использованием Интернета для развлечений, как стереотипно могут полагать их родители и представители старшего поколения. Современные школьники активно используют все возможности сети, например: информационные возможности Интернета - 74,5 % респондентов

1

■ ■ 27

Пользуюсь в доме друзей, знакомых, родственников 21.8

1 23.4

Пользуюсь с помощью мобильного телефона 45.9

I 26.3

в любом месте 40.1

Пользуюсь в интернет-кафе, компьютерном 19,7

I 11,2

клубе и т. п. I 13.1

Пользуюсь в компьютер- I 33 5

ном классе учебного [ 14.7

заведения 19.9

■ 78,5

Пользуюсь дома \ 91.6

П 94 5

1 3= 1 1

О 20 40 60 80 100

□ Село □ Малые города □ Большие города

Рис. 2. Места использования Интернета среди выпускников школ в зависимости

от типа поселения, %

ищут в сети информацию для учебы/повышения квалификации, 62,2 % ищут информацию на интересующие темы, 57,7 % знакомятся с последними новостями, текущей информацией; коммуникационные возможности - 76,3 % общаются в чатах, социальных сетях, 47,7 % общаются при помощи специальных программ (Скайп и т. п.); развлекательные возможности - 69,3 % находят и слушают/переписывают музыку, фильмы, 20,1 % играют в компьютерные игры онлайн. Также используют Интернет для активизации своей социальной активности: 10,4 % ищут единомышленников, партнеров для реализации новых идей, проектов, инициатив, 17,6 % ищут информацию о вакансиях, возможностях трудоустройства, 9,6 % обращаются через Интернет в официальные (государственные, общественные, международные) структуры.

Современные украинцы все чаще выбирают Интернет как неотъемлемого спутника своей жизни. Так, отвечая в 2011 г. на вопрос «Без каких вещей Вы лично не можете обойтись сегодня в повседневной жизни?», 26 % украинцев отметили, что не могут обходиться без Интернета, а 25,7 % - без компьютера и ноутбука.

Сегодня Интернет становится ресурсом, обусловливающим и профессиональный выбор молодежи, и выбор важнейших жизненных приоритетов молодого поколения. Так, среди выпускников школ при ответе на вопрос «На-

сколько на ваш профессиональный выбор влияет... Интернет?» 45,9 % учеников выпускных классов отметили, что влияет очень или в значительной степени. Заметим, что по результатам исследования выпускников школ Интернет по влиятельности на их профессиональное самоопределение существенно опережает такие каналы влияния, как профориентационные центры (38,6 %), печатные СМИ (33,8 %), рекомендации друзей (32,7 %), телевидение и радио (28,7 %). Больше и значительно чаще, чем к «интернет-советам», современные выпускники прислушиваются к советам родителей и родственников (82,2 %) и, заметим, ненамного чаще - к консультациям и наставлениям учителей (51,8 %). Доступность интернет-ресурсов и возможность их целенаправленного использования для решения конкретных задач, которые возникают перед выпускником с учетом его интересов и запросов, делает его незаменимым помощником и советчиком при профессиональном самоопределении для 40,1 % выпускников-пользователей, проживающих в больших городах, 56,2 % выпускников, пользующихся Интернетом в малых городах, и 42,4 % в сельской местности. Также, по результатам исследования, около 30 % выпускников школ отмечают, что, сталкиваясь впервые с важной жизненной проблемой, они в первую очередь ищут способ ее разрешения в Интернете (на тематических сайтах, интернет-форумах и т. п.). Для современной молодежи Интернет становится одним из ведущих источников получения информации, нового знания, т. е. выступает фактором, во многом определяющим зону ближайшего развития цифрового поколения. И эти тенденции качественно отличают современное молодое поколение от поколения их родителей.

Как свидетельствуют наши исследования, включенность молодежи в новую социально-информационную среду сегодня максимальна. Сегодня Интернет активно осваивается молодежью и начинает выступать одним из основных агентов социализации нового поколения. Конечно, по результатам анализа, главным институтом социализации подростков и сегодня остается семейно-родственное окружение. Но изменения, происходящие в современном информационном мире, влияют на процесс и социализации, и самоопределения подрастающего поколения. Происходит постепенная трансформация основных агентов социализации - появляется новый активный агент социального влияния. Меняются формы общения и получения информации, трансформируются механизмы получения социального опыта и способы его ретрансляции в современном мире. Интернет становится той социальной средой, которая выступает активным агентом социального влияния на жизненные приоритеты и установки молодежи, расширяя пространство свободного самоопределения.

Литература

1. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс: пер. с англ.; под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

2. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2004. - 781 с.

3. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 198б. - С. 330-342.

4. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман: пер. с англ.; под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. - 390 с.

5. Перепелиця, М. П. Державна молодіжна політика в Україні (регіональний аспект) / М. П. Перепелиця. - Київ: Укр. ін-т соц. дослід., Укр. центр політ. менеджменту, 2001. - 242 с.

6. Головатий, М. Ф. Соціологія молоді: курс лекцій / М. Ф. Головатий - Київ: МАУП, 200б. - 304 с.

7. Стан та динаміка змін. Соціологічний моніторинг / За ред. В. Ворони, М. Шульги. -Київ: Ін-т соціології НАН України, 2012. - бб0 с.

N. L. BOIKO

YOUNG PEOPLE OF THE INTERNET-EPOCH ON THE THRESHOLD OF ADULT LIFE:

SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Summary

The influence of informatively-communication technologies on life of modern youth is investigated in the given article. The inclusion of young people in informative society is analyzed. Possibilities of the Internet impact on the formation of life attitudes of graduate school students on the threshold of adult life are examined.

Keywords: informatization, Internet, socialization, graduate school students.

Поступила 16.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.